Франкизм
Франкизм — саббатианское религиозное движение XVIII-XIX веков. [ 1 ] созданный в Подолье , названный в честь его основателя Якова Франка . Франк полностью отвергал еврейские нормы, проповедуя своим последователям, что они обязаны преступать моральные границы. На пике своего развития франкизм насчитывал около 50 000 последователей, в основном евреев, живущих в Речи Посполитой , а также в Центральной и Восточной Европе . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Франкисты верят в Саббатая Цви , несомненно, второго по известности из всех самопровозглашенных мессий в еврейской истории. Он верил в нарушение еврейских заповедей для того, чтобы возвысить сдерживаемые ими « божественные искры », и сам фактически совершал действия, нарушающие традиционные еврейские запреты, такие как употребление продуктов, запрещенных кашрутом , еврейскими диетическими законами, практика ритуального инцеста, [ 4 ] и празднование предписанных постных дней как праздников. [ 5 ] В конце концов он решил принять ислам , а не казнить за то, что назвал себя мессией. Особенно после смерти Цви возник ряд ветвей саббатианства, которые не соглашались между собой относительно того, какие аспекты традиционного иудаизма следует сохранить, а от каких следует отказаться. [ 6 ]
Джейкоб Франк утверждал, что является реинкарнацией Саббатая Цви, следовал и расширял его практику преступлений. инцест между отцом и дочерью . Его последователи обычно практиковали [ 7 ] и оргии занимали видное место в ритуалах. [ 2 ] [ 3 ] [ 8 ] Франк утверждал, что «все законы и учения падут». [ 9 ] и, следуя антиномизму , утверждал, что важнейшей обязанностью человечества является нарушение всех границ. [ 8 ]
Организация
[ редактировать ]Саббатианский лидер Якоб Франк стоял во главе франкизма. Он считал своих последователей солдатами, и все они были членами компании с целью создания франкистской армии, которая должна была обеспечить власть Франка над франкистской страной. Компания располагала четырьмя офисами в Иване , Ченстохове , Брно и Оффенбахе-на-Майне . [ 10 ] Члены должны были носить пластинчатые доспехи, щиты и шлемы и усердно тренироваться. [ 11 ]
Его учение предназначалось не для ушей всех франкистов, а только для лично избранного небольшого круга так называемых «Братьев и сестер». [ 12 ] от которых он требовал слепого повиновения. [ 13 ] Фрэнк пытался сохранить абсолютный контроль хотя бы над этим кругом, пользуясь их склонностью верить в демонов и магию . В кругу «Братьев и сестер» Фрэнк обращался напрямую только к «Братьям»; по его учению, с одними женщинами ничего нельзя было сделать, так как женщины принесли в мир смерть. [ 14 ]
Доктрина
[ редактировать ]«Слова Господа»
[ редактировать ]Самый важный франкистский текст — « Ксенга Слов Паньских» («Книга слов Господних»). Оно написано по-польски чрезвычайно простым, почти народным языком и состоит из коротких изречений (некоторые менее десяти слов), толкований и притч, видений и снов; более длинные рассуждения об элементах доктрины; различные эпизоды из жизни Франка, франкистской «компании» и современных правителей; и сказочные рассказы длиной до 1100 слов. В поддержку их приводятся в основном цитаты из Торы и Зоара , а также популярные истории из окружающей культуры, которые цитировались дословно, перефразированы или адаптированы к его собственному учению. [ 15 ] Текст начинается и заканчивается видением: § 1 — видение Фрэнком своего призвания; § 2192 — последнее завещание Фрэнка своей «компании». «Слова Господни» принадлежат к еврейской литературе , но их содержание отвергает еврейскую традицию и ее учение. Библейские персонажи, такие как Иаков , Исав и Эстер, являются основой учения Франка. [ 15 ]
«Братья» Франка собрали работу между 1755 и 1791 годами в форме Збиора (сборника) материалов, разработанных на многочисленных собраниях на протяжении многих лет. Таким образом, оригинальное польское название Księga (книга) несколько вводит в заблуждение и используется в самом сборнике только один раз, в § 2192. [ 16 ] Он был записан примерно в 1773 году и распространялся исключительно в рукописном виде среди его широко рассеянных последователей. [ 17 ] Последняя известная полная рукопись ( «Слова Господни», §§ 1–2192) была уничтожена вместе с многочисленными другими франкистскими источниками во время разрушения Варшавы во время Второй мировой войны. Поэтому до недавнего времени все исследователи франкизма опирались на исходный материал обширной биографии историка пл , которая представляет собой важнейшее исследование франкизма довоенного периода. [ 18 ]
Доктрина «V»
[ редактировать ]Во франкизме Франк — третье мессианское воплощение Сефиры Тиферет после Саббатая Цви и Барухии Руссо , а также возрожденный праотец Иаков . Но тем не менее он всего лишь помощник. Фактическим руководителем во франкизме является Богородица, воплощение Шехины и женщины-Мессии. Франкисты должны храбро следовать за ней, как солдаты, сквозь все ужасы. Путь, которым Франк стремится привести своих последователей к «жизни» через франкизм, символизируется буквой «V», которая также представляет собой лестницу Иакова . Искатель должен сначала спуститься в бездну, чтобы достичь глубочайшего уровня унижения, а затем снова подняться к «жизни». Согласно доктрине франкистов, патриархи и Моисей уже пытались следовать этим путем, но потерпели неудачу, как и Цви.
Франк провозглашает, что спуск франкистов по лестнице «V» в глубочайшее унижение отражается в ненависти общества и исключении их, которые являются результатом последовательного осуществления франкизмом идеи, что все законы и учения мира являются лишь законами» Три злых правителя мира», а потому не нуждаются в соблюдении. В лучшем случае такие законы и учения останутся лишь притворством; религии и учения мира можно носить как пустую оболочку, а затем выбрасывать по своему желанию, потому что истинная Тора еще не раскрыта. [ 19 ] Закон Моисея с его Десятью заповедями следует презирать, поскольку он является частью старой Торы. Презрение ко всему учению мира достигает кульминации в заявлении Франка своему близкому кругу «Братьев и сестер», которое равносильно приказу о полной ассимиляции : следует адаптироваться к соответствующей религии или языку в зависимости от страны. [ 20 ] Фрэнк также советует проводить замаскированную ассимиляцию в следующем отрывке:
Соломон был мудр, мудрее всех народов. Он смешивался с народами, брал дочерей царей себе в жены, но ничего от этого не получил. Он мог общаться с народами, потому что был царем. А здесь весь мир знает, что я потомок евреев, что я новокрещеный и бедный. Но я надеюсь, что этой зимой я смешаюсь с их обществом, и они сами позовут меня. Я могу вам сказать: кто не смешивается с народами, все его труды напрасны! [ 21 ]
Франк не был заинтересован в аккультурации евреев; скорее он хотел, чтобы они целенаправленно интегрировались в общество, чтобы в конечном итоге свергнуть его. [ 22 ] Если бы враги евреев в XVIII веке были знакомы с тайным сектантским каноном Франка, это бы и без того горячо оспариваемую еврейскую эмансипацию . значительно затруднило [ 22 ]
Богородица
[ редактировать ]Центром франкизма была новая концепция Шхины. Однако термин Шехина был запрещен во франкизме, потому что Джейкоб Франк называл ее «Девственницей». Шхина — каббалистический термин, используемый в некоторых крайне сексуальных произведениях. Клаус Давидович , который много писал о Франке и франкизме, предполагает, что изначально это было старое имя Бога, которое относилось к пребыванию или присутствию Бога в определенном месте. [ 23 ] Согласно учению Франка, все важные праотцы – Авраам, Исаак, Иаков и Моисей – стремились к «Деве», которая проявлялась в разных лицах (например, в Рахили), и все потерпели неудачу. [ 24 ] Освобождение Моисея из Египта также не могло быть полным, поскольку основанием спасения является Дева. [ 25 ] Но теперь, по словам Фрэнка, пришла истинная Дева, женщина-Мессия, видимая всем людям: его дочь Ева Франк . [ 26 ] В своем учении Франк четко отождествляет себя с традиционным Мессией бен Иосифом . [ 27 ] которые окажут огромное мессианское влияние, но погибнут в борьбе с врагами последнего времени. Подобно тому, как он предшествует Мессии бен Давиду , Франк готовит путь «Деве», своей дочери.
Франкизм характеризует «Деву», используя элементы рассказов о царице Эстер . [ 28 ] и находится под сильным влиянием культа Марии , окружавшего Черную Мадонну Ченстохову . Он утверждал, что Черная Мадонна приведет его последователей к франкистской «Деве» (Шехине), и поэтому представлял крещение как необходимый шаг. Следуя « Бахиру» и « Зогару» , где Шехина описывается как принцесса в башне, Франк ссылается на настоящую башню Ченстоховского монастыря : [ 29 ] куда он был сослан. У него были небольшие портреты его дочери Евы, сделанные в соответствии с католическими изображениями Девы Марии ; сейчас они находятся в Национальной библиотеке Израиля . Однако Ева как воплощение Шхины была элементом, который еще не появился при жизни Фрэнка. Деву спрятали от Фрэнка и его задачей было освободить ее. «Черная Мадонна» указывает на истинную Деву, которая откроется перед окончательным искуплением. [ 30 ] Фрэнк считал себя проводником Девы, которая до ее проявления находится в загадочном месте. [ 31 ] и дана была только ему от начала мира, чтобы он, как ее отец, был ее опекуном. [ 32 ] На тот момент душа Шехины все еще была с Фрэнком; его «Братья» никогда не были достойны того, чтобы увидеть ее самостоятельно. Они должны были поддержать Фрэнка в его усилиях по поиску «Девы». В зависимости от поведения «компании», «Дева» вела бы себя по отношению к ним положительно или отрицательно — известная идея из каббалистических описаний Шхины. При жизни отца Ева Франк занимала особое положение в «компании»: как только она подросла, она стала рядом с отцом в качестве доверенного лица и адъютанта. [ 33 ] Якоб Франк неоднократно обвинял своих последователей в том, что они вернулись в иудаизм, тем самым предотвращая освобождение «Богородицы». [ 34 ] Единственный путь для «Девственницы» — адаптироваться к польской среде.
Освобождение Шехины — перенос души Шехины от Иакова к Еве Франк — также описано в некоторых более длинных сказочных повествованиях в « Словах Господних» , которые напоминают ближневосточные модели в « 1001 ночи» . Они используют традиционную каббалистическую терминологию, причем во франкизме важен мотив сокрытия и маскировки под садовника; [ 35 ] сад символизирует мир десяти Сефирот . Усиление третьей сфиры Хокма (мужского начала, также известного как верхняя Шехина) также приводит к освобождению нижней Шехины. [ 36 ] В восприятии Франком «Богородицы» ясно, насколько глубоко его идеи укоренены в Каббале и других еврейских писаниях, несмотря на христианское влияние. Автор или авторы Слов Господних были явно учеными, несмотря на простой язык. Создание таких красочных притч и аллегорий требовало отличного знания каббалистической литературы, а не просто знания некоторых изречений. [ 37 ]
Даас, мистическая цель
[ редактировать ]Последней стадией мистического пути франкизма является стадия Даас , космического познания. [ 38 ] В «Зогаре», как и во франкизме, Даас (также Даат или Даат ) используется для описания мистического места, где соединяются все десять сефирот. Это кажущаяся Сефира, [ 39 ] что космологически означает «скрытое знание», которое создает гармонизирующий союз между двумя Сефирот Хокма (мужской принцип) и Биной (женский принцип) и возникает в результате слияния космических сил. На физическом уровне «знание» означает сексуальный союз мужчины и женщины, который проявляется в союзе Адама и Евы ( Бытие 4:1). Таким образом, можно достичь Даас посредством полового акта . С помощью сексуальных обрядов Якоб Франк хотел достичь Дааса на земле, последней ступени своей лестницы Иакова. Это знание было более высоким осознанием, которое привело бы к глубокому пониманию всех вещей. Это было просветление и свежее осознание в одном. С ним будет связано новое имя и новая душа.
Франк подчеркнул, что все патриархи, а также Саббатай Цви не смогли выйти на уровень Даас, потому что они не были крещены. Чтобы быть достойным войти в Даас, нужно сначала достичь уровня Исава , принятия католицизма . [ 40 ] [ 41 ]
Франкизм позволял всем своим последователям принимать участие в мистических поисках Дааса, но требовал слепого подчинения своему лидеру Якобу Франку. [ 42 ] в сочетании с полным отказом от всех законов и учений, которым они, во всяком случае, только по видимости следовали. [ 43 ] Верные девизу: «Чем слепее и радикальнее мое послушание моему Господу, тем вероятнее возможность достижения Даас», приняв католицизм, франкисты стремились завершить личный путь к Даасу, который в конце концов было бы возможно только для нескольких избранных «Братьев и сестер». [ 44 ]
Треугольник или «V» лестницы относится к Троице , но одновременно и к земному пути франкистов: избавившись от всех законов и учений, они деградировали и навлекли на себя презрение общества. Буква «V» применяется к Эдому, Шхине и Даасу; смысл: франкисты должны креститься, чтобы достичь космического Исава или, на кончике буквы «V», «Девы» (Шехины), которая поднимет их из глубин изгнания и поведет обратно. вплоть до Дааса. [ 45 ] Начало вхождения в Даас можно будет увидеть на земле, когда франкисты интегрируются в нееврейское общество и будут приняты международным сообществом. Затем мистико-космологический путь продолжится. [ 46 ]
Научный анализ
[ редактировать ]Некоторые авторитеты в области саббатианства, такие как Генрих Грец и Александр Краушар , скептически относились к существованию своеобразной франкистской доктрины. По словам Гершома Шолема , авторитета 20-го века в области саббатианства и каббалы, Краушар описал высказывания Франка как «гротескные, комичные и непонятные». В своем классическом эссе «Искупление через грех» Шолем поместил франкизм как более позднее и более радикальное следствие саббатианства. [ 6 ] Напротив, Джей Майклсон утверждает, что франкизм был «оригинальной теологией, которая была новаторской, хотя и зловещей», которая во многих отношениях была отходом от более ранних формулировок саббатианства. В традиционном саббатианском учении Цви (а часто и его последователи) утверждал, что способен высвободить искры святости, скрытые внутри того, что казалось злом. По словам Майклсона, теология Франка утверждала, что попытка высвободить искры святости была проблемой, а не решением. Скорее, Фрэнк утверждал, что «смешение» святого и нечестивого было добродетельным. [ 8 ] Нетанель Ледерберг утверждает, что у Франка была гностическая философия, согласно которой существовал « истинный Бог », существование которого было скрыто « ложным Богом ». Этот «истинный Бог» якобы мог быть раскрыт только через полное разрушение социальных и религиозных структур, созданных «ложным Богом», что привело к основательному антиномизму. Для Фрэнка само различие между добром и злом является продуктом мира, которым управляет «ложный Бог». Ледерберг сравнивает позицию Франка с позицией Фридриха Ницше . [ 47 ]
После Джейкоба Франка
[ редактировать ]После смерти Якоба Франка в 1791 году его дочь Ева , которая была объявлена в 1770 году воплощением Шхины , продолжала возглавлять движение вместе со своими братьями.
Антисемитские теории заговора относительно франкизма сохраняются и по сей день в некоторых частях США и других западных странах. [ 48 ] Политический обозреватель Кэндис Оуэнс связала это с поклонением дьяволу и назвала ее «предпочтительной религией элит». [ 49 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Франкизм» . Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO .
- ^ Jump up to: а б Майклсон, Джей. «Еретик месяца: Джейкоб Франк» . Американский журнал «Еврейская жизнь» . № Март/апрель 2007 г. Атланта: GENCO Media. Архивировано из оригинала 12 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Джейкоб Франк» . britannica.com . Проверено 24 октября 2010 г.
- ^ «Шаббатай Цви | Еврейский Мессия, мистика 17 века | Британика» . www.britanica.com . 19 июля 2024 г. Проверено 21 июля 2024 г.
- ^ «Саббатай Цви» . Еврейская энциклопедия .
- ^ Jump up to: а б Шолем, Гершом. «Искупление через грех». Мессианская идея в иудаизме и других очерках . стр. 78–141. Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 г. Проверено 9 сентября 2017 г.
- ^ Баер, Марк Дэвид. «Женщины и мессианская ересь Саббатая Цви 1666-1816 (обзор)» . Исследовательские ворота .
- ^ Jump up to: а б с Майклсон, Джей. «Джейкоб Франк» . Изучите Каббалу . Архивировано из оригинала 4 июля 2017 г.
- ^ «Сборник слов Господних» Джейкоба Франка, перевод Харриса Леновица . Говорю 103.
- ^ Клаус Сэмюэл Давидович, Между пророчеством и ересью. Жизнь и учение Якоба Франка . Бёлау-Верлаг 2004, с. 99
- ^ Слова Господа Краушара §1543, Том 2, с. 341
- ^ Клаус Сэмюэл Давидович, Мессия из гетто . П. Лангер Верлаг 1998, с. 294
- ↑ Слова г-на Краушара § 104, Том 1, с. 381
- ↑ Слова Господни MS Krakau 6969, Сборник… §560
- ^ Jump up to: а б Давидович (1998) 294
- ^ Харрис Леновиц, «Введение в высказывания Джейкоба Франка», в: Труды Восьмого Всемирного конгресса иудаистов , 1981, Отдел C «Мысль и литература», Том 2 «Еврейская мысль, каббала и хасидизм» , Иерусалим, 1982, стр. 93– 98
- ^ Давидович (2004) 14
- ^ Александр Краушар, Франк и франкишки польски , 2 тома, Краков, 1895; пер. Герберт Леви, Джейкоб Франк, Конец саббатанской ереси , Лэнхэм/Нью-Йорк/Оксфорд, 2001 г.
- ^ Давидович (1998) 296
- ↑ Слова г-на Краушара § 1110, том 2, стр. 304–05.
- ↑ Слова г-на Краушара § 1013, Том 1, с. 425
- ^ Jump up to: а б Давидович (1998) 310
- ^ Давидович (1998) 331
- ^ Слова Господни, MS Краков 6969, Збиор.., § 123
- ^ Слова Господа. Г-жа Краков 6969, Збиор..., § 725
- ^ Слова Господни, MS Краков 6969, Збиор…, § 609
- ^ Носок 52а
- ↑ Слова г-на Краушара § 2147, Том 2, с. 383
- ^ Слова г-на Краушара § 996, Том 1, с. 424
- ↑ Слова Господни, MS Краков 6969, Збиор…, § 778
- ↑ Слова г-на Краушара § 370, Том 1, с. 403
- ↑ Слова г-на Краушара § 629, Том 1, с. 412
- ↑ Слова г-на Краушара § 1155, Том 2, с. 310
- ↑ Слова г-на Краушара § 1286, Том 2, с. 328
- ^ Давидович (1998) 339
- ^ Зоар I 25а
- ^ Давидович (1998) 340
- ↑ Слова г-на Краушара § 516, том 1, стр. 407–08.
- ↑ Слова г-на Краушара §1517, Том 2, с. 339
- ^ Слова г-на Краушара § 211, Том 1, с. 391
- ^ Давидович (1998) 343
- ↑ Слова г-на Краушара § 1760, Том 2, с. 356
- ↑ Слова г-на Краушара § 746, Том 1, с. 414
- ↑ Слова г-на Краушара § 1296, том 2, стр. 328–29.
- ↑ Слова Господни MS Краков 6969, Збиор… §542
- ↑ Слова г-на Краушара § 2091, Том 2, с. 378
- ^ Нетанель Ледерберг (2007). Сод ХаДаат: раввин Исраэль Баал Шем Тов, его духовный характер и социальное лидерство . Иерусалим: Рубин Массачусетс. ISBN 978-965-09-0206-3 .
- ^ Аллингтон, Дэниел; Буарк, Беатрис Л; Баркер Флорес, Дэниел (февраль 2021 г.). «Антисемитское фэнтези заговора в эпоху цифровых медиа: три «теоретика заговора» и их аудитория на YouTube» . Язык и литература: Международный журнал стилистики . 30 (1): 78–102. дои : 10.1177/0963947020971997 . ISSN 0963-9470 .
- ^ Грисар, П.Дж. (30 июля 2024 г.). «Кэндис Оуэнс стала настолько заговорщицкой, что теперь ссылается на забытых еврейских еретиков» . Форвард . Проверено 18 августа 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Франк, Яков (1978). Высказывания Якова Франка . Харрис Леновиц (пер.). Окленд, Калифорния: Цаддиким. ISBN 0-917246-05-5 .
- Мацейко, Павел (2011). Смешанное множество: Джейкоб Франк и франкистское движение . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . ISBN 978-0-8122-4315-4 .
- Мацейко, Павел (2003). Франкистское движение в Польше, Чехии и Германии (1755–1816) . Издательство Оксфордского университета.
- Мацейко, Павел (2005). «Франкизм» (PDF) . Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO . Издательство Йельского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2006 г. Проверено 13 мая 2009 г.
- Мацейко, Павел (2005). «Барух Яван и франкистское движение: заступничество в эпоху потрясений», Ежегодник Института Саймона Дубнова 4 (2005), стр. 333–54.
- Мацейко, Павел (2006). «Христианские элементы в ранней франкистской доктрине», Gal-Ed 20 (2006), стр. 13–41.
- Мандель, Артур (1979). Воинствующий Мессия: история Джейкоба Франка и франкистов . Атлантик-Хайлендс, Нью-Джерси: Humanities Press. ISBN 0-391-00973-7 .
- Мизес, Мэтью (1938). ( Поляки- христиане еврейского происхождения на польском языке). Варшава: Видау.
- Шолем, Гершом . « Шабтай Цви» и «Якоб Франк и франкисты » . Энциклопедия иудаики (изд. CD-ROM). Архивировано из оригинала 16 января 2009 г. Проверено 13 мая 2009 г.
- Емельянцева, Екатерина, «Между еврейской традицией и франкистским мистицизмом. К истории пражской франкистской семьи Веле: 1760–1800», Jewish History Quarterly/Kwartalnik Historii Żydów 4 (2001), стр. 549–65.
- Емельянцева Коллер, Екатерина, «Странный сосед: варшавские франкисты в брошюре «Литература четырехлетнего сейма: 1788–1792», в: А. Бинненкаде, Е. Емельянцева, С. Пахолкив (ред.), Знакомое и странное в в то же время. Еврейско-христианские кварталы Варшавы – Ленгнау – Лемберга (= еврейский модернизм 8), Кёльн/Веймар: Бёлау 2009, стр. 21–94.
- Емельянцева Коллер, Екатерина, «Ситуационная религиозность - ситуационная идентичность: новые подходы к истории франкизма в Праге (1750–1860)», в: П. Эрнст, Г. Лампрехт (ред.), Концепции еврейства - коллективные замыслы в Изменение (= Сочинения Центра еврейских исследований 11), Инсбрук, 2009 г., стр. 38–62.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- iarchive:TheCollectionOfTheWordsOfTheLordJacobFrank: Сборник слов Господа Джейкоба Франка, переведенный и отредактированный Харрисом Леновицем