Джейкоб
Джейкоб | |
---|---|
Джейкоб | |
Место отдыха | Традиционно Пещера Патриархов , Хеврон 31 ° 31'29 "N 35 ° 06'39" E / 31,5247 ° N 35,1107 ° E |
Супруги | |
Дети | См . Дети Иакова. |
Родители | |
Родственники |
Иаков ( / ˈ dʒ eɪ k ə b / ; иврит : יאקוב , современный : , Тивериец : Яак ; Арабский : يَعْقُب , латинизированный : Яакуб ; Греческий : Ἰακώβ , латинизированный : Iakṓb ), [1] позже получивший имя Израиль , считается патриархом израильтян и авраамических является важной фигурой в религиях , таких как иудаизм , самаритянство , христианство и ислам . Иаков впервые появляется в Книге Бытия , берущей свое начало в еврейской традиции Торы . Описанный как сын Исаака и Ревекки и внук Авраама , Сарры и Вафуила , Иаков представлен как второй ребенок среди детей Исаака. его брат -близнец — старший по имени Исав Согласно библейскому повествованию, . Говорят, что Иаков купил первородство Исава и с помощью своей матери обманул своего стареющего отца, чтобы тот благословил его вместо Исава. [2] Позже в повествовании, после сильной засухи на своей родине в Ханаане , Иаков и его потомки с помощью своего сына Иосифа (ставшего доверенным лицом фараона ) переселились в Египет , где Иаков умер в возрасте 147 лет. Предполагается, что он был похоронен в пещере Махпела .
У Иакова было двенадцать сыновей от четырех женщин: его жен (и двоюродных братьев) Лии и Рахили и его наложниц Валлы и Зелфы . Его сыновьями в порядке рождения были: Рувим , Симеон , Левий , Иуда , Дан , Нафтали , Гад , Ашер , Иссахар , Завулон , Иосиф и Вениамин , каждый из которых стал главами своих семейных групп, позже известных как Двенадцать колен Израиля . У него также была дочь по имени Дина . [3] Согласно Бытию, Иаков проявлял фаворитизм среди своих жен и детей, отдавая предпочтение Рахили и ее сыновьям, Иосифу и Вениамину, что вызвало напряженность в семье, кульминацией которой стало то, что старшие братья Иосифа продали его в рабство.
Ученые придерживаются неоднозначного мнения относительно историчности Иакова: археология до сих пор не предоставила доказательств его существования. [4] [5] Уильям Олбрайт первоначально датировал рассказы о Джейкобе XIX веком до нашей эры, но более поздние ученые, такие как Джон Дж. Бимсон и Нахум Сарна, выступали против использования археологических свидетельств в поддержку таких утверждений из-за ограниченных знаний об этом периоде. Недавние ученые, такие как Томас Л. Томпсон и Уильям Девер, предполагают, что эти повествования представляют собой поздние литературные произведения, преследующие идеологические цели, а не исторические отчеты.
Этимология
Согласно народной этимологии , найденной в Бытие 25:26, имя Яаков יעקב происходит от слова ʿaqev עָקֵב «пята», поскольку Иаков родился, сжимая пятку своего брата-близнеца Исава . [6] [7] Историческое происхождение названия неизвестно, хотя подобные имена были зафиксированы. Якуб-Хар записан как топоним в списке III (15 век до н.э.), а позже как имя гиксосского Тутмоса фараона. Иероглифы неоднозначны и могут читаться как «Якуб-Хар», «Якубаал» или «Якуб Эль». То же имя записано еще раньше, в ок. 1800 г. до н.э. , в клинописных надписях (пишется ya-ah-qu-ub-el , ya-qu-ub-el ). [8] Предложение о том, что личное имя может быть сокращено от этого составного имени, которое можно перевести как «пусть Эл защитит», исходит от Брайта (1960). [9] Раньше ученые были склонны находить более прямое значение слова Якуб-Эль: «Иаков — бог». [10]
Имя Израиль, данное Иакову после эпизода его борьбы с ангелом (Бытие 32:22–32), этимологизируется как сочетание אֵל эль «бог» и корня שָׂרָה śarah «править, бороться, иметь власть, преобладать над». : [11] שָׂרִיתָ עִם־אֱלֹהִים ( KJV : «князь имеет власть пред Богом »); в качестве альтернативы, el можно прочитать как подлежащее, что означает перевод «Эль правит/борется/борется». [12]
Септуагинта Jacobus передает имя Якобос ( древнегреческий : Ἰάκωβος ), откуда латинский , английский Jacob .
Повествование Бытия
Библейское повествование о жизни Иакова можно найти в Книге Бытия, главах 25–50.
Рождение
Иаков и его брат-близнец Исав родились у Исаака и Ревекки после 20 лет брака, когда Исааку было 60 лет. [13] Ребекка чувствовала себя некомфортно во время беременности и пошла спросить Бога, почему она страдает. Она получила пророчество о том, что близнецы боролись в ее утробе и будут продолжать сражаться всю свою жизнь, даже после того, как станут двумя отдельными народами. В пророчестве также говорилось, что «один народ будет сильнее другого народа, и старший будет служить младшему» (Бытие 25:25 KJV) .
Когда пришло время Ревекке рожать, первенец Исав вышел покрытый рыжими волосами, как будто на нем была волосатая одежда, и за пяту его была схвачена рука Иакова, второго ребенка. Согласно Бытию 25, Исаак и Ревекка назвали первого сына Исав ( иврит : עשו ). [14] Второго сына они назвали Иаковом (иврит: יעקב, Яакоб или Яаков, что означает «ловец пяток», «вытесняющий», «дергающий ноги», «тот, кто следует по пятам одного», с иврита: עקב , акаб « или акав , «хватать за пяту», «обходить», «ограничивать», игра слов на иврите: עקבה , « иккеба» , пятка или «иккба »). [15]
По мере взросления мальчики проявляли очень разные характеры: «... и Исав был хитрым охотником, человеком полевым; а Иаков был простым человеком, жившим в шатрах». [16] Причем отношение к ним их родителей также различалось: «И Исаак любил Исава, потому что он ел оленину его; а Ревекка любила Иакова». [17]
Приобретение права первородства
В Бытии 25:29–34 рассказывается о том, как Исав продал свое первородство Иакову. [18] В этом отрывке рассказывается, что Исав, возвращаясь голодный с поля, умолял Иакова дать ему немного похлебки, которую только что приготовил Иаков. (Исав называл это блюдо «той самой красной похлебкой», отсюда и возникло его прозвище на иврите: אדום (« Едом» , что означает «красный»).) Иаков предложил дать Исаву миску похлебки в обмен на его право первородства, на что Исав согласился.
Благословение Исаака
Когда Исаак постарел, он ослеп и не знал, когда умрет, поэтому решил передать ему право первородства Исава. Он попросил Исава выйти в поле со своим оружием (колчаном и луком) и заколоть оленину. Затем Исаак попросил Исава приготовить для него «вкусное мясо» из оленины так, как оно ему больше всего нравилось, чтобы он мог съесть ее и благословить Исава.
Ребекка подслушала этот разговор. Предполагается, что она пророчески осознала, что благословения Исаака перейдут к Иакову, поскольку еще до рождения близнецов ей было сказано, что старший сын будет служить младшему. [19] Ревекка благословила Иакова и быстро приказала Иакову привести ей двух козлят из их стада, чтобы он мог занять место Исава в служении Исааку и получить его благословение. Иаков возразил, что его отец признает их обман, поскольку Исав был волосатым, а сам гладкокожим. Он боялся, что отец проклянет его, как только почувствует его, но Ребекка предложила принять проклятие сама, а затем настояла, чтобы Джейкоб подчинился ей. [20] Джейкоб сделал, как велела его мать, и, когда он вернулся с детьми, Ребекка приготовила пикантное мясо, которое любил Исаак. Прежде чем отправить Иакова к отцу, она одела его в одежду Исава и положила ему на руки и шею козлиные шкуры, чтобы имитировать волосатую кожу.
Переодевшись Исавом, Иаков вошел в комнату Исаака. Удивленный тем, что Исав вернулся так скоро, Исаак спросил, как могло случиться, что охота прошла так быстро. Иаков ответил: «Потому что Господь, Бог твой, принес это мне». Раши говорит, что подозрения Исаака возросли еще больше, потому что Исав никогда не использовал личное имя Бога. [21] Исаак потребовал, чтобы Иаков приблизился, чтобы он мог его почувствовать, но козлиные шкуры напоминали волосатую кожу Исава. Смущенный Исаак воскликнул: «Голос — это голос Иакова, а руки — это руки Исава!» [22] Все еще пытаясь докопаться до истины, Исаак прямо спросил его: «Ты ли мой сын Исав?» и Иаков просто ответил: «Я». Исаак начал есть пищу и пить вино, которое дал ему Иаков, а затем велел ему подойти и поцеловать его. Когда Иаков поцеловал своего отца, Исаак почувствовал запах одежды Исава и, наконец, признал, что человек перед ним — Исав. Затем Исаак благословил Иакова благословением, предназначенным для Исава. В Бытии 27:28–29 говорится о благословении Исаака: «Поэтому Бог даст тебе от росы небесной и от тука земли, и изобилия хлеба и вина: пусть люди служат тебе; будь господином над братьями твоими, и пусть мать твоя будет сыновья поклоняются тебе: проклят всякий, проклинающий тебя, и благословен благословляющий тебя».
Едва Иаков вышел из комнаты, как Исав вернулся с охоты, чтобы приготовить дичь и получить благословение. Осознание того, что он был обманут, потрясло Исаака, однако он признал, что Иаков получил благословения, добавив: «Воистину, он будет [или останется] благословенным!» (27:33).
Исав был убит горем из-за обмана и просил собственного благословения. Сделав Иакова правителем своих братьев, Исаак мог только пообещать: «Мечем твоим будешь жить, а брату твоему будешь служить; но будет так, что, когда ты будешь огорчен, ты сможешь сбросить иго его с шеи твоей» (27:39–40).
Хотя Исав продал Иакову свое первородство, которое было его благословением, за «красную похлебку», Исав все еще ненавидел Иакова за то, что он получил благословение, которое по незнанию дал ему их отец Исаак. Он поклялся убить Иакова, как только умрет Исаак. Когда Ребекка услышала о его убийственных намерениях, [23] она приказала Иакову отправиться в ее брата Лавана дом в Харране , пока гнев Исава не утих. Она убедила Исаака отослать Иакова, сказав ему, что отчаялась, что он женится на местной девушке из идолопоклоннических семей Ханаана (как это сделал Исав). После того, как Исаак отослал Иакова искать жену, Исав понял, что его собственные ханаанские жены были злыми в глазах его отца, и поэтому он взял дочь сводного брата Исаака, Измаила , в качестве еще одной жены.
лестница Иакова
Около Луса по пути в Харран Иаков увидел лестницу или лестницу, ведущую в небо, по которой поднимались и спускались ангелы, впоследствии названную в популярной культуре « лестницей Иакова ». Он услышал голос Бога, который повторил ему многие благословения, доносившийся с вершины лестницы.
По мнению Пиркея Дерабби Элиезера , лестница обозначала изгнанников, от которых будет страдать еврейский народ до пришествия еврейского Мессии : ангелы, которые представляли изгнанников Вавилонии, Персии и Греции, поднимались каждый на определенное количество ступенек, параллельно годам. об изгнании, прежде чем они «упали»; но ангел, олицетворявший последнего изгнанника Эдома , продолжал подниматься все выше и выше в облака. Иаков боялся, что его потомки никогда не освободятся от господства Исава, но Бог заверил его, что в конце дней Эдом тоже падет. [24]
Утром Иаков проснулся и продолжил свой путь в Харан, назвав место, где он провел ночь, « Вефилем », «домом Божьим».
Браки
Придя в Харан, Иаков увидел колодец, где пастухи собирали свои стада, чтобы напоить их, и встретил Лавана младшую дочь , Рахиль Иакова , двоюродную сестру ; она работала пастушкой. Джейкобу было 77 лет, [25] и он сразу полюбил Рэйчел. Проведя месяц у своих родственников, он попросил ее руки и сердца в обмен на семь лет работы у Лавана Арамейца . Лаван согласился на это соглашение. Эти семь лет показались Иакову «всего лишь несколькими днями из-за любви, которую он имел к ней». Когда они были завершены и ему было 84 года [25] он попросил жену, но Лаван обманул его, подменив Рахиль ее старшей сестрой Лией в качестве невесты под покрывалом. Утром, когда истина стала известна, Лаван оправдал свой поступок, сказав, что в его стране неслыханно было отдавать младшую дочь раньше старшей. Однако он согласился выдать замуж и Рахиль, если Иаков проработает еще семь лет. После недели свадебных торжеств с Лией Иаков женился на Рахили и продолжал работать у Лавана еще семь лет.
За эти семь лет у Иакова родилось двенадцать детей. [25] Он любил Рахиль больше, чем Лию, и Лия чувствовала ненависть. Бог открыл утробу Лии, и она быстро родила четырех сыновей: Рувима , Симеона , Левия и Иуду . Однако Рэйчел осталась бесплодной. По примеру Сарры, отдавшей свою служанку Аврааму после многих лет бесплодия, Рахиль отдала свою служанку Валлу Иакову, чтобы Рахиль могла через нее воспитывать детей. Валла родила Дана и Неффалима . Видя, что она временно прекратила деторождение, Лия отдала свою служанку Зелфу Иакову, чтобы Лия могла через нее воспитать больше детей. Зелпа родила Гада и Ашера . После этого Лия снова стала плодородной и родила Иссахара , Завулона и Дину , единственную дочь Иакова. Бог вспомнил Рахиль, которая родила Иосифа , а позже и Вениамина .
После рождения Иосифа Иаков решил вернуться домой к родителям. Лаван Арамеянин не хотел отпускать его, так как Бог благословил его стадо ради Иакова. Лаван спросил, что он может заплатить Иакову. Иаков предположил, что все пятнистые, крапчатые и коричневые козы и овцы из стада Лавана в любой момент будут его заработной платой. Иаков положил прутья тополя, орешника и каштана, и со всех них он очистил «белые полосы». [26] внутри водопоев или корыт стад, связывая полосы на палочках с ростом полос на домашнем скоте. [27] Несмотря на такое колдовство, позже Иаков говорит своим женам, что именно Бог заставил скот родить подходящее потомство, чтобы переломить ситуацию против обманщика Лавана. [28] Со временем сыновья Лавана заметили, что Иаков забирает лучшую часть их стада, и дружелюбное отношение Лавана к Иакову начало меняться. Ангел Господень во сне во время периода размножения сказал Иакову: «Теперь подними глаза твои и посмотри, [что] все козлы, садящиеся на животных, имеют кольца, крапины и полоски, ибо я видел все, что есть Лаван. делаю с тобой", [29] что Он — Бог, которого Иаков встретил в Вефиле, [30] и чтобы Иаков вышел и вернулся в землю, где он родился, [30] что он, его жены и дети сделали, не поставив в известность Лавана. Прежде чем они ушли, Рахиль украла терафимов , считавшихся домашними идолами из дома Лавана .
Лаван преследовал Иакова семь дней. В ночь перед тем, как он догнал его, Лавану во сне явился Бог и предупредил его, чтобы он не говорил Иакову ничего хорошего или плохого. Когда они встретились, Лаван сказал Иакову: «Что ты сделал, что ты обманул меня и угнал дочерей моих, как пленниц меча?» [31] Он также попросил вернуть украденные терафимы . Ничего не зная о краже Рахили, Иаков сказал Лавану, что тот, кто их украл, должен умереть, и отошел в сторону, чтобы позволить ему искать. Когда Лаван достиг шатра Рахили, она спрятала терафимы , сев на них и заявив, что не может встать, потому что у нее менструация . Затем Иаков и Лаван расстались, заключив договор о сохранении мира между ними возле Галаада . Лаван вернулся в свой дом, а Иаков продолжил свой путь.
Путешествие обратно в Ханаан
Когда Иаков приближался к земле Ханаанской, проходя мимо Маханаима , он послал послов вперед к своему брату Исаву. Они вернулись с известием, что Исав идет навстречу Иакову с армией в 400 человек. С большим опасением Иаков готовился к худшему. Он усердно молился Богу, а затем послал Исаву дань в виде мелкого и крупного скота: «Подарок господину моему Исаву от раба твоего Иакова».
Затем Иаков ночью переправил свою семью и стада через брод Иавок , а затем вернулся обратно, чтобы передать свое имущество, оставшись один в общении с Богом. Там появилось таинственное существо («человек», Бытие 32:24, 28; или «Бог», Бытие 32:28, 30, Осия 12:3, 5; или «ангел», Осия 12:4), и двое боролись до рассвета. Когда существо увидело, что ему не удалось одолеть Иакова, оно коснулось Иакова сухожилия его бедра (гид ханаше , גיד הנשה), и в результате Иаков хромал (Бытие 32:31). По этой причине «сыны Израиля до сего дня не едят сухожилия бедра, которое на тазобедренном суставе». [32] источником мицвы поргинга Этот инцидент является . [33]
Затем Иаков потребовал благословения, и в Бытие 32:28 было объявлено, что с этого момента Иакова будут называть יִשְׂרָאֵל, Израиль ( Исраэль , что означает «тот, кто боролся с божественным ангелом» (Иосифом), «тот, кто победил с Богом» (Раши), «человек, видящий Бога» (Уистон), «он будет править как Бог» (Стронг) или «князь с Богом» (Моррис), от иврита: שרה , «побеждать», «иметь власть как князь»). [34] Хотя в более поздних текстах его все еще называют Иаковом, его имя Израиль заставляет некоторых считать его одноименным предком израильтян .
Джейкоб спросил имя существа, но он отказался отвечать. После этого Иаков назвал это место Пенуэл ( Penuw'el , Peniy'el , что означает «лик Божий»), [35] говоря: «Я видел Бога лицом к лицу и жил».
Поскольку терминология двусмысленна ( «эль» в Исраэле ) и непоследовательна, а также из-за отказа раскрыть его имя, существуют разные мнения относительно того, был ли он человеком, ангелом или Богом. Иосиф Флавий использует только термины «ангел», «божественный ангел» и «ангел Божий», описывая борьбу как немалую победу. По словам Раши, это существо было ангелом-хранителем самого Исава, посланным уничтожить Иакова, прежде чем он сможет вернуться в землю Ханаанскую. Трахтенберг предположил, что существо отказывалось назвать себя из страха, что, если его тайное имя станет известно, его можно будет вызвать с помощью заклинаний. [36] Буквальные христианские толкователи, такие как Генри М. Моррис, говорят, что незнакомец был «Самым Богом и, следовательно, Христом в Его предвоплощенном состоянии», цитируя собственную оценку Иакова и имя, которое он принял после этого: «Тот, кто победоносно сражается с Богом», и добавляя, что Бог явился в человеческом облике Ангела Господня, чтобы трапезничать с Авраамом в 18-й главе Бытия. [37] Геллер писал, что «в контексте борцовского поединка это имя подразумевает, что Иаков завоевал это превосходство, связанное с господством Бога, посредством своего рода теомахии ». [38]
Утром Иаков собрал своих четырех жен и 11 сыновей, поставив служанок и их детей впереди, Лию с детьми рядом, а Рахиль и Иосифа сзади. Некоторые комментаторы называют это размещение доказательством того, что Иаков продолжал отдавать предпочтение Иосифу перед детьми Лии, поскольку, по-видимому, задняя позиция была бы безопаснее от лобового нападения Исава, которого опасался Иаков. Сам Иаков занял передовую позицию. Однако дух мести Исава, очевидно, был удовлетворен щедрыми дарами Иакова в виде верблюдов, коз и мелкого скота. Их воссоединение было эмоциональным.
Исав предложил сопровождать их на обратном пути в Израиль, но Иаков возразил, что его дети еще молоды и нежны (родились от шести до 13 лет назад в повествовании); Иаков предложил в конце концов догнать Исава у горы Сеир . По мнению мудрецов, это было пророческое указание на Конец Дней, когда потомки Иакова придут на гору Сеир, дом Эдома, чтобы вынести приговор потомкам Исава за их преследование на протяжении тысячелетий. [39] На самом деле Иаков отправился в Сокхоф и не упоминался как воссоединившийся с Исавом до тех пор, пока в Махпеле они не похоронили своего отца Исаака, который дожил до 180 лет и был на 60 лет старше их.
Затем Иаков прибыл в Сихем , где купил участок земли, который теперь называется гробницей Иосифа . В Сихеме дочь Иакова Дина была похищена и изнасилована сыном правителя, пожелавшим жениться на девушке. Братья Дины, Симеон и Левий, согласились от имени Иакова разрешить брак при условии, что все мужчины Сихема сначала сделают себе обрезание , якобы для того, чтобы объединить детей Иакова в завете семейной гармонии Авраама. На третий день после обрезания, когда все мужчины Сихема еще болели, Симеон и Левий умертвили их всех мечом и спасли сестру их Дину, а братья их разграбили имущество, женщин и детей. Иаков осудил этот поступок, сказав: «Вы навлекли на меня беду, сделав меня зловонием для хананеев и феризеев , народа, живущего на этой земле». [40] Позже он упрекнул двух своих сыновей за их гнев во время благословения на смертном одре (Бытие 49:5–7).
Иаков вернулся в Вефиль, где ему было еще одно видение благословения. Хотя смерть Ревекки, матери Иакова, прямо не описана в Библии, Дебора, кормилица Ревекки, умерла и была похоронена в Вефиле, в месте, которое Иаков называет Аллон Вахут (אלון בכות), «Дуб плача» (Бытие 35). :8). Согласно Мидрашу, [41] форма множественного числа слова «плач» указывает на двойную печаль, связанную с тем, что в это время умерла и Ребекка.
Затем Иаков сделал еще один шаг, пока Рахиль была беременна; недалеко от Вифлеема у Рахили начались схватки, и она умерла, родив второго сына Вениамина (двенадцатого сына Иакова). Яаков похоронил ее и поставил над ее могилой памятник. Могила Рахили , расположенная недалеко от Вифлеема, по сей день остается популярным местом паломничества и молитв. Затем Иаков поселился в Мигдаль-Эдере , где его первенец, Рувим , спал с служанкой Рахили Валлой; Ответ Иакова тогда не был дан, но он осудил Рувима за это позже, благословляя на смертном одре. Наконец Иаков воссоединился со своим отцом Исааком в Мамре (за пределами Хеврона ).
Когда Исаак умер в возрасте 180 лет, Иаков и Исав похоронили его в Пещере Патриархов , которую Авраам приобрел в качестве места для семейного захоронения . На этом этапе библейского повествования две генеалогии семьи Исава появляются под заголовками «Поколения Исава». Консервативная интерпретация состоит в том, что при погребении Исаака Иаков получил записи Исава, который был женат 80 лет назад, и включил их в свои семейные записи, а Моисей дополнил и опубликовал их. [42]
В Хевроне
Дом Иакова жил в Хевроне , [43] в земле Ханаанской. Его стада часто паслись на пастбищах Сихема. [44] [45] а также Дотан . [46] Из всех детей в его доме он больше всего любил первенца Рахили, Иосифа. Поэтому сводные братья Иосифа завидовали ему и часто высмеивали его. Джозеф даже рассказал отцу обо всех проступках своих сводных братьев. Когда Иосифу было 17 лет, Иаков сшил для него длинную разноцветную одежду или хитон . Увидев это, сводные братья возненавидели Иосифа. Затем Иосифу стали сниться сны, в которых говорилось, что его семья склонится перед ним. Когда он рассказал своим братьям о таких снах, это побудило их составить заговор против него. Когда Иаков услышал об этих снах, он упрекнул своего сына за то, что тот предложил идею, что дом Иакова даже поклонится Иосифу. И все же он обдумывал слова сына об этих снах. [47]
Некоторое время спустя сыновья Иакова от Лии, Валла и Зелпа, пасли его стада в Сихеме. Иаков хотел знать, как обстоят дела, поэтому попросил Иосифа спуститься туда и вернуться с отчетом. [48] Это был последний раз, когда он видел своего сына в Хевроне. Позже в тот же день сообщение, которое в итоге получил Иаков, пришло от братьев Иосифа, которые принесли ему одежду, залитую кровью. Иаков узнал, что это одежда, которую он сделал для Иосифа. В этот момент он закричал: «Это хитон моего сына. Его сожрал дикий зверь. Без сомнения, Иосиф растерзан». Он разодрал свою одежду и обмотал себя вретищем, скорбя несколько дней. Никто из дома Иакова не мог утешить его во время тяжелой утраты. [49]
Правда заключалась в том, что старшие братья Иосифа напали на него, схватили его и в конечном итоге продали в рабство в караване, направлявшемся в Египет. [50]
Семилетний голод
Двадцать лет спустя, [51] по всему Ближнему Востоку случился невиданный ранее жестокий голод, продолжавшийся семь лет. [52] Это нанесло вред нациям. [53] Ходили слухи, что единственным процветающим царством был Египет. На второй год этого великого голода, [54] когда Израилю (Иакову) было около 130 лет, [55] он велел своим десяти сыновьям Лии, Валле и Зелфе, пойти в Египет и купить зерна. Младший сын Израиля Вениамин, рожденный от Рахили, остался по приказу отца, чтобы охранять его. [56]
Девять сыновей вернулись к своему отцу Израилю из Египта, нагруженные зерном на своих ослах. Они рассказали отцу обо всем, что произошло в Египте. Они говорили, что их обвиняют в шпионаже и что их брат Симеон взят в плен. Когда Рувим, старший, упомянул, что им нужно привести Вениамина в Египет, чтобы доказать свое слово как честных людей, их отец пришел в ярость на них. Он не мог понять, как им удалось рассказать египтянам все о своей семье. Когда сыны Израиля открыли свои мешки, они увидели свои деньги, которыми они заплатили за зерно. Оно все еще было у них, и все они испугались. Затем Израиль разгневался на потерю Иосифа, Симеона, а теперь, возможно, и Вениамина. [57]
Оказалось, что Иосиф, опознавший своих братьев в Египте, смог тайно вернуть им деньги, которыми они заплатили за зерно. [58] Когда дом Израиля съел все зерно, которое они привезли из Египта, Израиль велел своим сыновьям вернуться и купить еще. На этот раз Иуда поговорил со своим отцом, чтобы убедить его взять с собой Вениамина, чтобы предотвратить египетское возмездие. В надежде вернуть Симеона и обеспечить возвращение Вениамина Израиль велел им принести лучшие плоды своей земли, в том числе: бальзам , мед , специи, мирру , фисташки и миндаль . Израиль также упомянул, что деньги, которые были возвращены в их мешки, вероятно, были ошибкой или недосмотром с их стороны. Поэтому он сказал им вернуть эти деньги и использовать двойную сумму для оплаты нового зерна. Наконец, он отпустил Вениамина пойти с ними и сказал: «Да помилует вас Всемогущий Бог… Если я скорблю, я скорблю!» [59]
В Египте
Когда сыновья Израиля (Иаков) вернулись в Хеврон из своего второго путешествия, они вернулись с еще 20 ослами, перевозящими всевозможные товары и припасы, а также с египетскими транспортными повозками. Когда их отец вышел к ним навстречу, сыновья сказали ему, что Иосиф еще жив, что он правитель всего Египта и что он хочет, чтобы дом Израиля переселился в Египет. Сердце Израиля «замерло» и просто не могло поверить в то, что он слышал. Глядя на повозки, он заявил: «Джозеф, мой сын, еще жив. Я пойду навестить его, прежде чем умру». [64]
Израиль и весь его дом из 70 человек, [65] собрались со всем своим скотом и начали путь в Египет. По пути Израиль остановился на ночь в Беэр-Шеве , чтобы принести жертву своему Богу Яхве. По-видимому, у него были некоторые сомнения по поводу того, чтобы покинуть землю своих предков, но Бог заверил его, что он не должен бояться, что он снова воскреснет. Бог также заверил, что он будет с ним, что он будет процветать, а также увидит своего сына Иосифа, который упокоит его. Продолжая путь в Египет, когда они приблизились вплотную, Израиль послал вперед своего сына Иуду узнать, где должны остановиться караваны. Им было приказано высадиться в Гесеме . Именно здесь спустя 22 года Иаков снова увидел своего сына Иосифа. Они обнялись и долго плакали вместе. Тогда Израиль сказал: «Теперь позволь мне умереть, поскольку я увидел твое лицо, потому что ты еще жив». [66]
Пришло время семье Иосифа лично встретиться с фараоном Египта. После того как Иосиф подготовил свою семью к встрече, братья первыми предстали перед фараоном с официальной просьбой предоставить им пастбища на египетских землях. Фараон почтил их пребывание и даже предложил, чтобы, если в их доме были компетентные люди, они могли выбрать главного пастуха для наблюдения за египетским скотом. Наконец, отца Иосифа вывели на встречу с фараоном. Поскольку фараон очень уважал Иосифа, практически делая его равным себе, [67] для меня было честью познакомиться с его отцом. Таким образом, Израиль смог благословить фараона. Они немного поговорили, фараон даже спросил о возрасте Израиля, которому на тот момент было 130 лет. После встречи семьи были направлены на пастбище в землю Рамсеса, где они жили в провинции Гесем. Дом Израиля приобрел много имущества и чрезвычайно размножился в течение 17 лет, даже несмотря на самый тяжелый семилетний голод. [68]
Последние дни
Исраэлю (Иакову) было 147 лет, когда он позвал своего любимого сына Иосифа и умолял не хоронить его в Египте. Вместо этого он попросил, чтобы его перенесли в землю Ханаанскую и похоронили вместе с его предками. Иосиф поклялся сделать так, как просил его отец. Вскоре после этого Израиль заболел, потеряв большую часть зрения. Когда Иосиф пришел навестить своего отца, он привел с собой двух своих сыновей, Ефрема и Манассию. Израиль заявил, что они будут наследниками наследия дома Израилева, как если бы они были его собственными детьми, как Рувим и Симеон. Тогда Израиль возложил правую руку свою на голову младшего Ефрема, а левую руку на голову старшего Манассии и благословил Иосифа. Однако Иосиф был недоволен тем, что правая рука его отца не была на голове его первенца, поэтому он поменял руки отца. Но Израиль отказался, сказав: «Воистину, его младший брат будет больше его». Заявление он сделал так же, как сам Израиль своему первенцу Исаву. Затем Израиль призвал всех своих сыновей и пророчествовал о благословениях и проклятиях всем двенадцати из них в порядке их возраста. [69]
После этого Израиль умер, и семья, включая египтян, оплакивала его 70 дней. Израиль бальзамировали в течение 40 дней, и Иосиф подготовил великое торжественное путешествие в Ханаан. Он повел слуг фараона и старейшин домов Израиля и Египта за реку Иордан в Атад, где они соблюдали семидневный траур. Их плач был настолько велик, что привлек внимание окружающих хананеев, которые заметили: «Это глубокий траур египтян». Это место тогда называлось Абель Мицраим . Затем они похоронили его в пещере Махпела , собственности Авраама, когда он купил ее у хеттеянина Ефрона . [70]
Дети Иакова
У Якова от двух своих жен и двух наложниц было 12 биологических сыновей; Рубен , [71] Симеон , [72] Леви , [73] Иуда , [74] И , [75] Нафтали , [76] Гад , [77] Ашер , [78] Иссахар , [79] Завулон , [80] Джозеф [81] и Бенджамин . [82] В сцене, где Иаков оплакивает Иосифа, упоминается, что у него было несколько дочерей: [83] но никаких подробностей не сообщается. Только одна дочь, Дина , известна по имени. [84] Кроме того, Иаков также усыновил двух сыновей Иосифа, Манассию и Ефрема . [85]
Потомки сыновей Иакова стали коленами Израиля после Исхода , когда израильтяне завоевали и поселились в Земле Израиля .
Религиозные перспективы
Джейкоб/Израиль | |
---|---|
Пророк, Патриарх | |
Почитается в | иудаизм христианство ислам Вера Бахаи |
Главный храм | Пещера Патриархов , Хеврон |
иудаизм
есть два мнения В Мидраше относительно того, сколько лет было Ребекке на момент замужества и, следовательно, на момент рождения близнецов. Согласно традиционному подсчету, приведенному Раши , Исааку на момент Связывания Исаака было 37 лет , а весть о рождении Ребекки достигла Авраама сразу после этого события. [86] В этом случае, поскольку Исааку было 60 лет, когда родились Иаков и Исав, и они были женаты 20 лет, то Исааку было 40 лет, когда он женился на Ревекке (Быт. 25:20), то есть Ревекке было три года на момент ее брак, и 23 года при рождении Иакова и Исава. По второму мнению, Ревекке было 14 лет на момент свадьбы и 34 года при рождении Иакова и Исава. [ нужна ссылка ] В любом случае Исаак и Ревекка были женаты 20 лет до рождения Иакова и Исава. В Мидраше говорится, что во время беременности Ребекки всякий раз, когда она проходила мимо дома изучения Торы, Иакову было трудно выйти; дома всякий раз, когда она проходила мимо идолопоклоннического , Исав призывал выйти. [87] [ нужен лучший источник ]
Раши объяснил, что Исаак, благословляя Иакова вместо Исава, почувствовал небесный аромат Ган Эдема (Рая), когда Иаков вошел в его комнату, и, напротив, почувствовал, как под Исавом открылась геенна , когда последний вошел в комнату, показывая ему, что он был все время обманутый проявлением благочестия Исава. [88]
Согласно Талмуду, Иаков не бежал прямо в Харан (как следует из библейского текста), а учился 14 лет в учебном доме Сима и Евера, прежде чем продолжить путь в Харран. [89]
Когда Лаван планировал обманом заставить Иакова жениться на Лии вместо Рахили, в Мидраше рассказывается, что и Иаков, и Рахиль подозревали, что Лаван проделает такой трюк; Лаван был известен как «арамеянин» (обманщик) и десять раз менял заработную плату Иакову за время его службы (Бытие 31:7). Поэтому пара разработала ряд признаков, по которым Иаков мог опознать невесту под чадрой в свою брачную ночь. Но когда Рэйчел увидела, как ее сестру выводят под свадебный балдахин, ее сердце сочувствовало тому публичному позору, который постигнет Лию, если ее разоблачат. Поэтому Рахиль подала Лие знаки, чтобы Иаков не заметил перемены.
У Иакова была еще одна причина скорбеть о потере Иосифа. Бог пообещал ему: «Если ни один из твоих сыновей не умрет при твоей жизни, ты можешь рассматривать это как знак того, что после твоей смерти тебя не поместят в ( ад ) геенну ». [90] Думая, что Иосиф умер, Иакову пришлось оплакивать свою судьбу, потому что он считал, что он обречен на этот ад. [90]
Еврейская апокалиптическая литература эллинистического периода включает множество древних текстов с повествованиями об Иакове, зачастую с деталями, отличными от Бытия. Более важными являются Книга Юбилеев и Книга библейских древностей . Иаков также является главным героем «Завета Иакова» , «Лестницы Иакова» и «Молитвы Иосифа» , которые интерпретируют опыт этого Патриарха в контексте Меркабы мистицизма .
христианство
Восточная православная церковь и те восточно-католические церкви которые следуют византийскому обряду, рассматривают сон Иакова как пророчество о воплощении Логоса , , при этом лестница Иакова понимается как символ Богородицы ( Девы Марии), которая, согласно восточно-православному богословию, , объединила небо и землю в своем чреве. [ нужна ссылка ] Библейское описание этого видения [91] — одно из стандартных ветхозаветных чтений на Вечерне в Великие Богородичные праздники.
Восточная и Западная церкви считают Иакова святым наряду с другими библейскими патриархами . [92] Праздник его, как и других патриархов, отмечается по византийскому обряду во второе воскресенье перед Адвентом (11–17 декабря) под названием «Неделя праотцев» . [93]
ислам
еще два упоминания об Израиле (арабский: إِسْرَآئِیل [ ˈisraāˈiyl ]; классический/коранический арабский: إِسْرَآءِیْل [ ˈisraāãiyl Считается, что ]) относятся к Иакову. Арабская форма Якуб (араб. يَعْقُوب , латинизированная: Якуб ) может быть прямой из иврита или косвенно через сирийский . [94]
он признан В исламе пророком , получившим вдохновение от Бога. Он патриархом ислама . признан Мусульмане верят, что он проповедовал ту же монотеистическую веру, что и его предки Ибрагим , Исхак и Исмаил . Иаков упоминается в Коране 16 раз . [95] В большинстве этих упоминаний Иаков упоминается наряду с другими пророками и патриархами как древний и благочестивый пророк. Согласно Корану, Иаков оставался в обществе избранных на протяжении всей своей жизни. (38:47) В Коране особо упоминается, что Иаков был наставлен (6:84) и вдохновлен (4:163) и был избран для обеспечения осознания будущей жизни. (38:46) Иаков описывается как добродетель (21:72), а Коран далее поясняет, что Бог вдохновил Иакова внести свой вклад в очищение и провести контактную молитву. (21:73) Далее Иаков описывается как находчивый и обладающий великим видением (38:45), и далее говорится, что ему дарован «язык [голос] правдивости, который будет услышан». (19:50)
Из жизни Иакова Коран повествует о двух особенно важных событиях. Во-первых, это роль, которую он играет в истории своего сына Иосифа . Коран подробно повествует историю Иосифа, а Иаков, будучи отцом Иосифа, упоминается трижды и упоминается еще 25 раз. [95] В повествовании Иаков не доверяет некоторым своим старшим сыновьям (12:11, 18, 23), потому что они не уважают его. (12:8, 16–17) Пророческая природа Иакова очевидна из его предвидения будущего величия Иосифа (12:6), его предчувствия и реакции на предполагаемую смерть Иосифа (12:13, 18), а также из его реакции на Тяжелое положение сыновей в Египте . (12:83, 86–87, 96) Исламская литература конкретизирует повествование об Иакове и упоминает, что среди его жен была Рахиль . [96] Позже Иаков упоминается в Коране в контексте данного Захарии обещания относительно рождения Иоанна Крестителя . (19:6) Второе упоминание Иакова находится во второй главе Корана. Лежа на смертном одре, Иаков попросил своих 12 сыновей засвидетельствовать ему свою веру, прежде чем он уйдет из этого мира в следующий. (2:132) Каждый сын свидетельствовал перед Иаковом, что пообещает оставаться мусульманином (в подчинении Богу) до дня своей смерти; то есть они полностью отдали бы себя одному Богу и поклонялись бы только Ему.
В отличие от иудео-христианского взгляда на Иакова, одно главное отличие состоит в том, что история благословения Иакова, в которой он обманывает Исаака, не принимается в исламе. Коран ясно дает понять, что Иаков был благословлен Богом как пророк, и поэтому мусульмане верят, что его отец, также будучи пророком, также знал о величии своего сына. [97] Иаков также упоминается в хадисе как пример человека, который был терпелив и доверял Богу перед лицом страданий. [95]
Нация Ислама
Согласно учению Нации Ислама (НОИ), коренными жителями мира были чернокожие (называемые «азиатскими черными людьми»), тогда как белая раса — это «дьяволы», созданные 6000 лет назад на территории, которая является сегодня греческий остров Патмос , созданный библейским и кораническим Иаковом, которого группа называет «самоуверенным ученым» Якубом. [98] Несмотря на то, что подавляющее большинство американских мусульман отвергает эту версию, несколько отколовшихся от NOI сект, в том числе « Нация пяти процентов» , присоединяются к этой версии. [99] В отличие от Библии и Корана, теология НОИ учит, что Якуб родился в Мекке . [100]
Историчность
Хотя археолог и библеист Уильям Ф. Олбрайт утверждал (ок. 1961 г.), что повествования об Аврааме и Иакове могут быть датированы примерно XIX веком до нашей эры; [101] Джон Дж. Бимсон писал в 1980 году: «С тех пор... возникла сильная реакция против использования археологических свидетельств в поддержку библейских традиций, и комментарий Олбрайт сегодня невозможно повторить с какой-либо истиной». [101] Наум М. Сарна (1978) отметил, что невозможность датировать повествования патриархов не обязательно лишает законной силы их историчность. [101] Эту точку зрения поддержал Бимсон, который признал, что «наши знания о столетиях около 2000 г. до н.э. очень малы, а наше невежество очень велико». [101]
Герхард фон Рад в своей книге «Богословие Ветхого Завета» (1962) постулировал, что патриархальные повествования описывают реальные события, которые впоследствии интерпретируются сообществом на основе его собственного опыта. [102] Другие ученые, такие как Томас Л. Томпсон , рассматривают эти повествования как поздние литературные произведения (VI и V века до н.э.), которые имеют идеологические и теологические цели, но ненадежны для исторической реконструкции периода, предшествовавшего заселению израильтян. [103] [104] В «Историчности патриархальных нарративов » (1974) Томпсон предположил, что нарративы возникли в ответ на некую возникающую ситуацию, выраженную как воображаемая картина прошлого, воплощающая надежду. [105]
В книге «Восхождение человека» (1973) Джейкоб Броновский указал на сходство между Джейкобом и Бахтияром, который дал свое имя иранскому народу бахтиари . Оба были пастухами, имели двух жен и считались прародителями своего кочевого народа. [106]
Археолог Уильям Дж. Девер писал в 2001 году: «После столетия исчерпывающих исследований все уважаемые археологи оставили надежду восстановить какой-либо контекст, который мог бы сделать Авраама, Исаака или Иакова «историческими фигурами»». [107] В результате раскопок в долине Тимна были обнаружены, возможно, самые ранние кости верблюда, найденные в Израиле или даже за пределами Аравийского полуострова , датируемые примерно 930 годом до нашей эры. Некоторые считают это свидетельством того, что истории об Аврааме, Иакове и Иосифе (предположительно, произошедшие тысячу лет назад) были написаны не ранее 10 века до нашей эры. [108]
Исраэль Финкельштейн предположил, что повествования об Иакове-Исаве могли возникнуть из Израильского царства 8-го века до н.э. , потому что конфликт с Эдомом хорошо вписывается не только в иудейский контекст, но и в израильский контекст 8-го века до н.э. [109] Другие ученые предположили, что эта история может вписываться и в контекст 2-го тысячелетия до нашей эры. [110] Финкельштейн предполагает, что существуют археологические свидетельства того, что Израиль 8-го века взаимодействовал с Эдомом: граффити Кунтиллет Аджруд , в которых упоминаются как «ЯХВЕ Самарии» (центр Израиля), так и «ЯХВЕ Фемана» (центр Эдома). [109] Он предположил, что повествование об Иакове-Лабане могло происходить из 8-го века до нашей эры, поскольку Харан был тогда западной столицей Ассирийской империи. [109] Он также предположил, что самый ранний слой цикла Иакова или самая старая традиция Иакова, которая представляет собой историю о том, как он и его дядя Лаван установили границу между ними, может быть домонархической традицией и может происходить из Галаада . [109]
См. также
Ссылки
- ^ «Джейкоб» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Исав, Иаков и право первородства» . Жизнь, надежда и истина . Проверено 16 сентября 2019 г.
- ^ Перечисления двенадцати колен различаются. Поскольку Иаков фактически усыновил двух своих внуков от Иосифа и Асенаты , а именно Ефрема и Манассию , эти два внука часто заменяли колено Иосифа , давая тринадцать колен или двенадцать, если выделить Левия.
- ^ Фауст, Авраам (2022). «Между библейской историей и историей: написание археологической истории древнего Израиля» . В Кеймере, Кайл Х.; Пирс, Джордж А. (ред.). Древний израильский мир . Тейлор и Фрэнсис. стр. 71–72. ISBN 978-1-000-77324-8 .
- ^ Девер, Уильям Г. (2023). «Христианский фундаментализм, вера и археология» . В Эллиотте, Марк; Аткинсон, Кеннет; Резетко, Роберт (ред.). Неправильное использование Священного Писания: что евангелисты делают с Библией? . Тейлор и Фрэнсис. п. ПТ110. ISBN 978-1-000-85301-8 .
Авраам и патриархи, возможно, были странствующими амореями, но это все, что мы можем сказать.
- ↑ Его рука схватилась за пяту Исава ( KJV : «и рука его схватила за пяту Исава»). Согласование Стронга H6119 .
- ^ Дэвид Ноэль Фридман; Аллен К. Майерс (31 декабря 2000 г.). Библейский словарь Эрдмана . Издательство Амстердамского университета. п. 666. ИСБН 978-90-5356-503-2 .
- ^ Виктор П. Гамильтон, Книга Бытия, главы 18–50 (1995), стр. 179 .
- ^ Джонатан З. Смит, Карта — это не территория: исследования по истории религий , University of Chicago Press (1978), стр. 33 .
- ^ Wm MF Petrie, стр. 38 Палестина и Израиль, 1934. Общество распространения христианских знаний.
- ^ שָׂרָה śarah «бороться, иметь власть, бороться, упорствовать, прилагать усилия, упорствовать» ( Соглашение Стронга H8323 ); שָׂרַר śarar «быть или действовать как принц, править, бороться, иметь власть, преобладать, править, управлять» ( Согласие Стронга h8280 )
- ^ «Библия для изучения евреев» издательства Oxford University Press (стр. 68 =) «Научная этимология Израиля неопределенна, хорошее предположение:« [Бог] Эль правит».» [1]
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 25:20 , 25:26.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 25:25.
- ^ Согласие Стронга 3290, 6117.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 25:27.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 25:28.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 25: 29–34.
- ^ Шерман, раввин Носсон (1993). Чумаш . Бруклин, Нью-Йорк : Mesorah Publications, стр. 135.
- ^ Гинзберг, Луи (1909). Легенды евреев, том I: Исаак благословляет Иакова (перевод Генриетты Сольд) Филадельфия: Еврейское издательское общество.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 27:21.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 27:22.
- ^ Бытие 27:42
- ^ Пиркей Дерабби Элиезер 35
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Крейг Олсон, «Сколько лет было отцу Аврааму? Пересмотр продолжительности жизни патриархов в свете археологии», стр.13
- ^ Бытие 30:37
- ^ Бытие 30:39
- ^ Бытие 31:7-9.
- ^ Бытие 31:12
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бытие 31:13
- ^ Бытие 31:26
- ^ Библия Бытие 32:32.
- ^ Эйзенштейн, Иуда Дэвид (1901–1906). «Поргинг» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк . LCCN 16014703 . Проверено 19 ноября 2008 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Согласие Стронга 3478, 8280.
- ^ Согласие Стронга 6439.
- ^ Трахтенберг 1939, с. 80.
- ^ Моррис, Генри М. (1976). Записи Бытия: научный и религиозный комментарий к Книге Начал . Гранд-Рапидс, Мичиган : Книжный дом Бейкера . стр. 337 , 499–502. ISBN 9780801060045 .
- ^ Геллер, Стивен А. (1982). «Борьба у Иавока: использование загадки в библейском повествовании» (PDF) . Журнал Древнего Ближневосточного общества . 14 : 37–60. Архивировано из оригинала 14 августа 2014 года . Проверено 27 июня 2013 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: original URL status unknown (link) Also in: Геллер, Стивен А. (1996). «2 – Борьба у Иавока. Использование загадок в библейской религии (стр. 9 и далее)» . Священные загадки. Литературная религия в еврейской Библии . Лондон: Рутледж . п. 22 . ISBN 978-0-415-12771-4 . - ^ Библия Авдия 1:21
- ^ Библия Бытие 34:30.
- ^ Берешит Раба 81:5.
- ^ Моррис, Генри М. (1976). Записи Бытия: научный и религиозный комментарий к Книге Начал . Гранд-Рапидс, Мичиган : Книжный дом Бейкера . стр. 524–25 . ISBN 9780801060045 .
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 37:14.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 37:12.
- ^ Иосиф Флавий. Иудейские древности , Книга II, 2.4.18
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 37:16,17.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 37: 1–11.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 37: 12–14.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 37: 31–35.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 37:36.
- ^ Сравните Бытие 37:2,41:46.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 41:53.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 41:54–57,47:13.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 45: 9–11.
- ^ Сравните Бытие 47:9.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 42: 1–5.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 42: 26–38.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 42:25.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 43: 1–14.
- ^ Миеруп, Марк Ван Де (2010). История Древнего Египта . Джон Уайли и сыновья. п. 131. ИСБН 978-1-4051-6070-4 .
- ^ Бард, Кэтрин А. (2015). Введение в археологию Древнего Египта . Джон Уайли и сыновья. п. 188. ИСБН 978-1-118-89611-2 .
- ^ Камрин, Дженис (2009). «Ааму Шу в гробнице Хнумхотепа II в Бени Хасане». Журнал древнеегипетских взаимосвязей . 1 (3). S2CID 199601200 .
- ^ Карри, Эндрю (2018). «Правители чужих земель — журнал «Археология»» . www.archaeology.org .
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 45: 16–28.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 46:27.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 46: 1–30.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 44:18.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 46:31–47:28.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 47:29–49:32.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 49:33–50:14.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 29:32.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 29:33.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 29:34.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 29:35.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 30:5
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 30:7
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 30:10.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 30:12.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 30:17.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 30:19.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 30:23.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 35:18.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 37:35.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 30:21.
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 48:5
- ↑ Раши пишет: «Святой, благословен Он, объявил ему [Аврааму], что родилась Ребекка, его подруга [Исаака]». Комментарий к Быт. 22:20 .
- ^ Берешит Раба 63:6.
- ^ Пиркей д'Рав Кахана , цитируется по Шерману, стр. 139.
- ^ Талмуд Бавли , Мегила 17а; Раши, Брейшит 28:9
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гинзберг, Луи (1909). Легенды евреев, том I: пальто Иосифа, принесенное его отцу (перевод Генриетты Сольд) Филадельфия: Еврейское издательское общество
- ^ Еврейско-английская Библия Бытие 28: 10–17.
- ^ Патриархи, пророки и некоторые другие деятели Ветхого Завета почитались и всегда будут почитаться как святые во всех литургических традициях Церкви. – Катехизис Католической Церкви 61
- ^ Литургия > Литургический год > Рождественский пост - Византийско-католическая архиепархия Питтсбурга
- ^ Джейн Даммен Маколифф (главный редактор) Энциклопедия Корана, том третий: JO
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Иаков», Энциклопедия ислама Том. XI, с. 254.
- ^ Касир, Ибн. «Иаков», Истории пророков
- ^ Аззам, Лейла. «Исаак и Иаков», Жития пророков
- ^ Алан Мухаммед (24 октября 2010 г.). «Миф или высокая наука? Есть ли доказательства господина Якуба?» . Последний звонок (Нация ислама) . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Эндрюс, Памела. « «Это не Бог-Призрак»: Религиозность в Нации Богов и Земель» . Академия.edu . Проверено 2 августа 2019 г.
- ^ Майкл Анджело Гомес, Черный Полумесяц: Опыт и наследие африканских мусульман в Америке , Cambridge University Press, 2005, стр. 311
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бимсон, Джон Дж. (1980). «Археологические данные и датировка патриархов», «Очерки патриархальных повествований » , стр. 59–92, (AR Millard & DJ Wiseman, ред., Лестер: IVP. Hbk. ISBN 0851117430
- ^ фон Рад, Герхард. Богословие Ветхого Завета , т. 1, стр. 106–08, Нью-Йорк: Харпер, 1962.
- ^ Меган Бишоп Мур, Брэд Э. Келле, Библейская история и прошлое Израиля: меняющееся изучение Библии и истории , Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2011, стр. 57–74.
- ^ Райнер Альбертц, Израиль в изгнании: история и литература шестого века до нашей эры , Общество библейской литературы, 2003, с. 246
- ^ Голдингрей, Джон (1980). «Патриархи в Писании и истории», Очерки патриархальных повествований , стр. 11–42 (AR Millard & DJ Wiseman, ред., Лестер: IVP. Hbk. ISBN 0851117430
- ^ Броновский, Джейкоб (1990) [1973]. Восхождение человека . Лондон: Книги BBC. стр. 60–61. ISBN 978-0-563-20900-3 .
- ^ Девер, Уильям Г. (2001). Что знали библейские авторы и когда они это знали?: Что археология может рассказать нам о реальности Древнего Израиля . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс . п. 98. ИСБН 978-0-8028-2126-3 .
- ^ Хассон, Нир (17 января 2014 г.). «Горб-пень решен: верблюды прибыли в регион гораздо позже библейского упоминания» . Гаарец . Проверено 30 января 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Финкельштейн, Израиль; Ремер, Томас (2014). «Комментарии к исторической подоплеке повествования об Иакове в книге Бытия» . Журнал науки Ветхого Завета . 126 (3): 317–338. дои : 10.1515/zaw-2014-0020 . ISSN 1613-0103 . S2CID 170305826 .
- ^ Хоффмайер, Джеймс К.; Янзен, Марк (2022). «К дипломатическому, контекстуальному прочтению встречи Иакова и Исава в Бытие 33». В Авербеке, RE; Хоффмайер, Дж. К.; Ховард, Джей Си; Цвикель, В. (ред.). «Теперь эти записи древние»: исследования древней Ближнего Востока и библейской истории, языка и культуры в честь К. Лоусона Янгера-младшего . Зафон. стр. 201–211. ISBN 978-3-96327-190-8 .
Дальнейшее чтение
- Трахтенберг, Джошуа (1939), Еврейская магия и суеверия: исследование народной религии , Нью-Йорк: Еврейский книжный дом Бермана, JSTOR 1452031
- Бюхнер, Фредерик (1993), Сын смеха , Нью-Йорк: HarperSanFrancisco
Внешние ссылки
- Тексты в Wikisource:
- « Джейкоб » — стихотворение Артура Хью Клафа.
- Кук, Стэнли Артур (1911). « Джейкоб ». Британская энциклопедия (11-е изд.).
- « Джейкоб ». Справочник нового студента . 1914.
- « Джейкоб ». Новая энциклопедия Кольера . 1921.