Хнумхотеп II
Хнумхотеп II | |
---|---|
Номарх 16-го нома Верхнего Египта | |
![]() Хнумхотеп II изображен во время охоты на водоплавающих птиц на болотах. | |
Предшественник | Нахт или Неджернахт |
Преемник | Хнумхотеп IV |
Династия | 12-я династия |
фараон | Аменемхет II , Сенусрет II |
Отец | Нехери |
Мать | Бакет |
Жена | Хети; ворчание |
Дети | Нахт, Хнумхотеп IV, Хнумхотеп III , Нехери и другие. |
Похороны | Могила Бени Хасана 3 (BH3) |
Хнумхотеп II ( ẖnmw-ḥtp, « Хнум доволен» ) — древнеегипетский великий вождь нома Орикс (16-й ном Верхнего Египта ) во время правления фараонов Аменемхета II и Сенусрета II из 12-й династии . Среднего царства (20-й век) век до нашей эры). Он хорошо известен своей гробницей в Бени-Хасане и ее украшениями.
Биография и семья [ править ]
| ||||
Хнумхотеп в иероглифах | ||||
---|---|---|---|---|
Эра : Среднее Царство (2055–1650 до н. э.) | ||||
Он был членом могущественной семьи номархов и чиновников, которая, вероятно, была основана его дедом Хнумхотепом I и проживала в Менъат-Хуфу . Хнумхотеп II носил множество титулов, таких как потомственный принц и граф, высший из деятелей, королевский тюлень, единственный друг, член элиты, повелитель Нехеба , а также надзиратель Восточной пустыни , должность, которую он занимал с 19 года правления Аменемхета II. по крайней мере до 6 года правления Сенусрета II, то есть до даты, которая появляется в гробнице Хнумхотепа. Как и большинство номархов того времени, он также имел некоторые священнические обязанности. [1] : 110–1 [2] : 1, 26
Биография Хнумхотепа записана на внутренней двери его высеченной в скале гробницы в восточных скалах над Бени-Хасаном, и он посетил Библос и Пунт . [3]
Его предшественником на посту номарха, вероятно, был его родственник Неджернахт , и Хнумхотеп оказал ему честь, построив ему гробницу. Его матерью была Бакет, а отцом был чиновник по имени Нехери. У Хнумхотепа было две жены, главной из них была Хети, сама дочь безымянного номарха соседнего 17-го нома со Хардай столицей . Как и ее муж, Хети имела множество титулов, таких как дочь губернатора, знакомая короля, выдающаяся личность, хозяйка дома , а также была жрицей Хатхор и Пахет . Вторичной женой Хнумхотепа была Тджат, имевшая несколько скромных титулов, таких как тюлень, хозяйка дома и та, кто знает своего господина ; она единственная известная женщина-тюленевод при дворе местного губернатора. Эти особенности, а также тот факт, что оба супруга несколько раз появляются в гробнице Хнумхотепа, позволяют предположить, что брак между ним и Хети, вероятно, был политически организованным браком, в то время как Тджат могла быть его настоящей любовью, которую он назначил герметиком, чтобы сблизить ее. [1] : 136–8 [1] : 160–1
От двух своих супруг у Хнумхотепа II было несколько детей: [1] : 136–8
- Нахт унаследовал должность номарха в Хардае от деда по материнской линии.
- Хнумхотеп IV последовал за своим отцом в качестве номарха 16-го нома, но не появляется в гробнице своего отца и известен только по его незаконченной гробнице в Бени-Хасане.
- Хнумхотеп III вошел в королевский двор, где ему удалось стать верховным управляющим , а затем визирем.
- Нехери был похоронен в небольшой гробнице в Бени-Хасане, где была найдена его стела.
- другой сын известен как « мэр » соседнего нома.
Подробнее о генеалогии Хнумхотепа см. « Номархи нома Орикс ».
Гробница BH3 [ править ]

Хнумхотеп II похоронен в Бени-Хасане в высеченной в скале гробнице 3 (BH3), одной из самых примечательных во всем некрополе. В древние времена к гробнице можно было подойти по тропе, которую можно было отличить по темно-коричневым валунам с обеих сторон; тропа простиралась от открытого внешнего двора вниз по холму до края обрабатываемой земли. [4] : 52
Перед гробницей находится портик с колоннами и небольшой дворик; двор должен был быть окружен стенами из сырцового кирпича. Небольшой портик с колоннами находится на западной стороне двора, прямо перед входом в гробницу. [2] : 30 Потолок портика имеет изогнутую форму, напоминающую сегментированную бочку. Камень вокруг дверного проема, ведущего внутрь гробницы в часовню, был сглажен и сплющен, на котором четырнадцатистрочная надпись дает список праздничных дней для погребальных подношений, называемых перчеру , а также имя и титулы Хнумхотепа II. . [4] : 53 Пол главного помещения (также называемого часовней) утоплен в землю ниже уровня открытого внешнего двора и спускается по трем ступеням. [4] : 53 Часовня представляет собой главную камеру, вырезанную прямо в скале, почти симметричную, с четырьмя колоннами и двумя большими шахтами (которые ведут к погребальным камерам), врезанными в пол. Эти четыре основные колонны поддерживают потолок, разделенный тремя сегментированными бочкообразными формами. [5] Эти своды окрашены в узор, который может отсылать к палатке. [2] : 33 Единственный свет в эту камеру должен был исходить из дверного проема портика, и первоначально дверь между портиком и камерой могла использоваться, чтобы закрыть гробницу от внешних элементов. [4] : 52 Перси Ньюберри отмечает, что от вращающейся внутрь двери осталось только поворотное отверстие. На дверных косяках молитвы Осирису и Анубису над сидящим Хнумхотепом II, смотрящим внутрь. [2] : 32 В задней части главной комнаты (восточная стена) находится небольшая прямоугольная святыня, к которой ведет ступенька высотой около 13 сантиметров (5,1 дюйма). Ньюберри упоминает, что, судя по его осмотру гробницы, здесь была статуя сидящего Хнумхотепа II, но вся статуя была срезана, и осталась только часть сиденья. [4] : 53
На стене также изображены наиболее известные чиновники и сотрудники Хнумхотепа при его местном дворе, который чем-то напоминает уменьшенную версию королевского двора с местным казначеем и множеством управляющих и надзирателей. [1] : 132
В главной камере находится автобиография покойного; он начинается слева от входа в храм и проходит против часовой стрелки вокруг стен главной комнаты, заканчиваясь справа от дверного проема, ведущего в храм. [2] : 35 Основные виды включенной информации касаются действий, совершенных Хнумхотепом II при жизни, его семье и их жизни, а также тесной связи его семьи с королевским домом, превосходном характере Хнумхотепа и его просьбе к посетителям делать подношения. ему. [2] : 36
На западной стене камеры изображены сцены, показывающие главным образом приготовления к похоронам и воскрешение усопшего. [2] : 81 Примером этого могут служить путешествия на лодках, связывающие Хнумхотепа II с богом Осирисом. Ориентация лодок внутри гробницы буквально заставляет их двигаться на юг в Абидос (справа от входа) и на север, чтобы вернуться (слева от входа). [6] Стена в совокупности обеспечивает владельцу гробницы возрождение в загробной жизни, где он будет поддерживаться посредством культовой деятельности.
На восточном конце северной стены находится крупномасштабная стоящая фигура Хнумхотепа II, принимающего подношения в основном из нескольких видов животных и птиц.
На западном конце стены находится еще одна крупномасштабная фигура Хнумхотепа II, только здесь он смотрит вправо и охотится с луком в пустыне, которая находится на краю египетского мира, границе между порядком ( маат ) и хаосом. Было интерпретировано, что в этой сцене Хнумхотеп II принимает на себя роль царя, господствующего над хаотичной силой пустыни. [2] : 88

В восточной стене находится вход в храм, а также два больших изображения Хнумхотепа II, охотящегося на болотах, одно на северной стороне, а другое на южной стороне. На юге он гарпунит двух рыб, а на севере охотится с помощью метательной палки . [2] : 105 Эти сцены охоты на болотах помогают защитить умершего в загробной жизни, а также гарантируют его возрождение благодаря сексуальному подтексту. [2] : 115 Под ним, к северу от двери, есть изображения нескольких людей, ловящих рыбу, а под ним, с южной стороны, изображены сражающиеся лодочники. В совокупности эта стена представляет собой вечное обновление Хнумхотепа II.
Четвертая стена этой гробницы, южная, была посвящена празднованию культовой трапезы Хнумхотепа II и его жены Хети. [2] : 122 На восточном конце стены изображен покойный, сидящий перед столом для подношений, покрытым подношениями, держащий в правой руке цеп , традиционно считающийся символом королевской власти или божественности. [2] : 123 В западном конце стены находится изображение Хети, сидящего перед полным столом для подношений. Она смотрит влево и участвует в трапезе мужа, которую устраивает его культ. [2] : 125 Святилище представляет собой уменьшенную версию культа жертвоприношений и во многих отношениях его можно рассматривать как расширение ложной двери Старого Королевства , куда могла быть встроена статуя внутри ниши. [2] : 137 Размещение статуй в самой часовне – новый стиль погребального искусства, появившийся в гробницах Среднего царства. [7]
Шествие Ааму [ править ]
Что выделяет эту гробницу среди 39 больших высеченных в скалах гробниц в Бени Хасане, так это хорошо известная сцена с участием группы Ааму из Шу , азиатских кочевых торговцев, которых иногда считают гиксосами или, по крайней мере, их предшественниками; группа, возглавляемая человеком по имени Абша (или Абиша, Авишай), приносила подношения умершему. [9] : 190 Хотя на сцене изображено пятнадцать человек, в сопроводительной надписи упоминается, что их было 37 человек. [11]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Вольфрам Граецкий , Судебные чиновники Среднего царства Египта , Лондон, 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Дженис Камрин, Космос Хнумхотепа II в Бени Хасане . Лондон, Англия: Кеган Пол Интернэшнл, 1999.
- ^ Уикер, СвДП (1998). «Дорога в Пунт» . Географический журнал . 164 (2): 157. дои : 10.2307/3060367 . ISSN 0016-7398 . JSTOR 3060367 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Перси Ньюберри , Бени Хасан. Часть 1 . Лондон, Англия: Кеган Пол, Trench, Tubner & Co., Ltd., 1893 г. Доступно онлайн.
- ↑ Иллюстрация Джорджа Уиллоуби Фрейзера доступна в книге Ньюберри.
- ^ Иллюстрация из Ньюберри
- ^ Робинс, Гей (1997). Искусство Древнего Египта . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 0714109886 . п. 102
- ^ Миеруп, Марк Ван де (2010). История Древнего Египта . Джон Уайли и сыновья. п. 131. ИСБН 978-1-4051-6070-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бард, Кэтрин А. (2015). Введение в археологию Древнего Египта . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-118-89611-2 .
- ^ Камрин, Дженис (2009). «Ааму Шу в гробнице Хнумхотепа II в Бени Хасане». Журнал древнеегипетских взаимосвязей . 1 (3). S2CID 199601200 .
- ^ «Шествие Аму » . Проект Мадайн . Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 г.
Дальнейшее чтение [ править ]

- Лепсиус, К.Р. (1849). «Старое царство. Дин XII. Бенихассан» . Памятники Египта и Эфиопии. Таблица сочинений Том IV . Берлин: Книжный магазин Николаише. стр. 124−133.