Jump to content

Осирис

Осирис
Осирис, повелитель мёртвых и возрождения. Его зеленая кожа символизирует возрождение.
Имя иероглифами
1 квартал
Д4
А40
Главный культовый центр Бусирис , Абидос
Символ Посох и цеп , корона Атефа , страусиные перья, рыба, мумия-марля, джед
Генеалогия
Родители Геб и Нут ;
Ипи [1]
Братья и сестры Исида , Сет , Нефтида , Херу-ур
Супруга Исида
Потомство Гор , Анубис (по некоторым сведениям)

Осирис ( / ˈ s r ɪ s / , от египетского wsjr ) [а] бог древнеегипетской плодородия воскресения сельского хозяйства, загробной жизни , мертвых, , , жизни и растительности в религии . В классическом понимании его изображали как зеленокожего божества с фараоновой бородой, частично обернутого мумией на ногах, носящего характерную атефную корону и держащего в руках символический посох и цеп . [5] Он был одним из первых, кто ассоциировался с обертыванием мумии. Когда его брат Сет после убийства разрубил его на куски, жена Осириса Исида нашла все куски и обернула его тело, позволив ему вернуться к жизни. Осирису широко поклонялись до упадка древнеегипетской религии во время подъема христианства в Римской империи . [6] [7]

Осириса временами считали старшим сыном бога земли Геба. [8] и богиня неба Нут , а также брат и муж Исиды и брат Сета , Нефтиды и Гора Старшего , причем Гор Младший считается его посмертно рожденным сыном. [8] [9] Благодаря синкретизму с Яхом он также был богом Луны . [10]

Осирис был судьей и повелителем мёртвых и подземного мира , «Повелителем молчания». [11] и Хенти-Аментиу , что означает «передовой из жителей Запада». [12] В Древнем царстве (2686–2181 гг. до н. э.) фараон считался сыном бога солнца Ра , который после его смерти вознесся, чтобы присоединиться к Ра на небе. Однако после распространения культа Осириса цари Египта стали ассоциироваться с Осирисом после смерти – когда Осирис воскрес из мертвых, они объединились с ним и унаследовали вечную жизнь посредством подражательной магии. [13] [14]

Благодаря жизнь после смерти Осириса стали ассоциировать с циклами природы, в частности с прорастанием растительности и ежегодным разливом реки Нил , а также с гелиакическим восходом Ориона надежде на новую и Сириуса в начале новый год. [15] Он стал сувереном, даровавшим всю жизнь, «Тот, кто вечно добр и молод». [15]

Первые свидетельства о поклонении Осирису относятся к середине Пятой династии Египта (25 в. до н.э.), хотя вполне вероятно, что ему поклонялись гораздо раньше; [16] Эпитет Хенти-Аментиу датируется, по крайней мере, Первой династией , а также использовался в качестве титула фараонов. Большая часть доступной информации о мифе об Осирисе получена из аллюзий в « Текстах пирамид» конца Пятой династии, более поздних исходных документах Нового царства , таких как « Камень Шабака » и « Борьба Гора и Сета », а также гораздо позже в повествованиях. греческих авторов, включая Плутарха [17] и Диодор Сицилийский [18]

Некоторые египтологи полагают, что мифы об Осирисе, возможно, возникли у бывшего живого правителя — возможно, пастуха, жившего в додинастические времена (5500–3100 гг. до н.э.) в дельте Нила , чье благотворное правление привело к тому, что его почитали как бога. Амуниция пастуха, посоха и цепа – когда-то знаки отличия бога Дельты Анджети , с которым ассоциировался Осирис – подтверждают эту теорию. [13]

Этимология имени

[ редактировать ]
Голова бога Осириса , ок. 595–525 гг. до н.э. Бруклинский музей

Осирис латинская транслитерация древнегреческого Ὄσιρις . IPA: [ó.siː.ris] , что, в свою очередь, является греческой адаптацией оригинального названия на египетском языке . В египетских иероглифах это имя появляется как wsjr , которое некоторые египтологи вместо этого предпочитают транслитерировать как ꜣsjr или jsjrj . Поскольку в иероглифическом письме отсутствуют гласные , египтологи озвучивали это имя различными способами, например, Асар, Аусар, Аусир, Везир, Усир или Усире.

Было сделано несколько предложений по этимологии и значению первоначального названия; как отмечает египтолог Марк Дж. Смит, ни одна из них не является полностью убедительной. [19] Большинство принимают wsjr в качестве принятой транслитерации, следуя Адольфу Эрману :

  • Джон Гвин Гриффитс (1980), «принимая во внимание акцент Эрмана на том факте, что имя должно начинаться с [sic] w », предлагает происхождение от wsr с первоначальным значением «Могущественный». [20]
  • Курт Сете (1930) предлагает сложное слово st - jrt , означающее «место глаза», в гипотетической более ранней форме *wst-jrt ; это отвергается Гриффитсом по фонетическим соображениям. [20]
  • Дэвид Лортон (1985) использует то же самое соединение, но объясняет, что st-jrt означает «продукт, нечто созданное», а Осирис представляет собой продукт ритуального процесса мумификации. [19]
  • Вольфхарт Вестендорф (1987) предлагает этимологию от wꜣst - jrt «та, которая несет глаз». [21] [22]
  • Марк Дж. Смит (2017) не делает окончательных предложений, но утверждает, что второй элемент должен быть формой jrj («делать, делать») (а не jrt («глаз»)). [19]

Однако недавно были предложены альтернативные варианты транслитерации:

  • Йоши Мучики (1990) пересматривает свидетельства Эрмана о том, что иероглиф трона в слове следует читать ws, и находит это неубедительным, предлагая вместо этого читать имя ꜣsjr на основе арамейских, финикийских и древнеюжноаравийских транскрипций, прочтений Другими словами, знак трона и сравнение с ꜣst («Исида»). [23]
  • Джеймс П. Аллен (2000) читает это слово как jsjrt. [24] но пересматривает чтение (2013) на jsjrj и выводит его из js - jrj , что означает «порождающий (мужской) принцип». [25]

Появление

[ редактировать ]
Сцены северной стены погребальной камеры Тутанхамона . С левой стороны Тутанхамон , за которым следует его ка (аспект его души), обнимает Осириса. [26]

Осирис в своей наиболее развитой форме иконографии представлен в короне Атеф , которая похожа на Белую корону Верхнего Египта , но с добавлением двух вьющихся страусиных перьев с каждой стороны. Он также носит посох и цеп . Считается, что мошенник представляет Осириса как бога-пастуха. Символика цепа более неопределенна в связи с пастушеским кнутом, мухой или ассоциацией с предложенным богом Анджети девятого нома Нижнего Египта . [15]

Его обычно изображали как фараона с цветом лица либо зеленого (цвет возрождения), либо черного (намекаясь на плодородие поймы Нила) в мумиформе (носящего атрибуты мумификации от груди вниз). [27]

Ранняя мифология

[ редактировать ]

Тексты пирамид описывают ранние представления о загробной жизни как о вечном путешествии с богом Солнца среди звезд. Среди этих погребальных текстов начала Четвертой династии встречается: «Приношение дает царь и Анубис » . К концу Пятой династии формула во всех гробницах становится « Подношение, которое дает царь и Осирису ». [28]

Отец Гора

[ редактировать ]
Боги Осирис, Анубис и Гор . Настенная роспись в гробнице Хоремхеба ( KV57 ).
Синкретизированный бог Секер-Осирис. Его иконография сочетает в себе изображения Осириса (атеф-корона, посох и цеп) и Секера (голова сокола, скипетр).

Осирис — мифологический отец бога Гора , чья концепция описана в мифе об Осирисе (центральном мифе древнеегипетских верований ). Миф описывает Осириса как убитого своим братом Сетом , который хотел занять трон Осириса. Его жена Исида находит тело Осириса и прячет его в камышах, где его находит и расчленяет Сет. Исида находит и соединяет фрагментированные части Осириса, а затем ненадолго воскрешает его с помощью магии. Это заклинание дает ей время забеременеть от Осириса. Позже Исида рождает Гора. Поскольку Гор родился после воскрешения Осириса, Гора стали воспринимать как олицетворение новых начинаний и победителя узурпатора Сета.

Птах-Секер (который возник в результате отождествления бога-творца Птаха с Секером ) постепенно стал отождествляться с Осирисом, и оба стали Птах-Секер-Осирисом . Поскольку считалось, что солнце проводит ночь в подземном мире и впоследствии «возрождается» каждое утро, Птах-Секер-Осирис считался царем подземного мира , богом загробной жизни , жизни, смерти и возрождения. Осирис также имеет аспект и форму Секера-Осириса.

Бог Рама

[ редактировать ]
Е10обратите вниманиеДдтритонДд
Банебджед
( b3-nb-ḏd )
в иероглифах

Душе Осириса, или, скорее, его ба , иногда поклонялись как таковому, как если бы это был отдельный бог, особенно в Дельте в городе Мендес . Этот аспект Осириса упоминался как Банебджедет , что грамматически женского рода (также пишется « Банебдед » или « Банебджед »), буквально « ба господина джеда » , что примерно означает «Душа господина столпа непрерывности». Джед , разновидность столба, обычно понимался как позвоночник Осириса.

Нил, дающий воду, и Осирис (тесно связанный с возрождением растений), который умер только для того, чтобы воскреснуть, олицетворяли непрерывность и стабильность. Как Банебджед , Осирису были даны такие эпитеты , как «Властелин неба» и «Жизнь бога солнца » Ра . Ба не означает «душа» в западном понимании и имеет отношение к власти, репутации, силе характера, особенно в случае бога.

Поскольку ба было словом, обозначающим барана ассоциировалось с властью, а также по- египетски , Банебджеда изображали в виде барана или с головой барана. Живого священного барана хранили в Мендесе, и ему поклонялись как воплощению бога, а после смерти барана мумифицировали и хоронили в бараньем некрополе . Следовательно, Банебджед считался отцом Гора, поскольку Банебджед был аспектом Осириса.

Что касается ассоциации Осириса с бараном, традиционные посох и цеп бога являются инструментами пастыря, что, по мнению некоторых ученых, также наводит на мысль о происхождении Осириса среди скотоводческих племен верхнего Нила.

Мифология

[ редактировать ]
Семья Осириса. Осирис на столбе из лазурита посередине, в окружении Гора слева и Исиды справа ( Двадцать вторая династия , Лувр , Париж )

Плутарх пересказывает одну версию мифа об Осирисе, в которой Сет (брат Осириса) вместе с царицей Эфиопии вступил в сговор с 72 сообщниками с целью заговора с целью убийства Осириса. [29] Сет обманом заставил Осириса залезть в ящик, который Сет затем закрыл, запечатал свинцом и бросил в Нил. Жена Осириса, Исида , искала его останки, пока, наконец, не нашла его в стволе тамариска , который поддерживал крышу дворца в Библосе на финикийском побережье . Ей удалось вынести гроб и забрать тело мужа.

В одной из версий мифа Исида использовала заклинание, чтобы ненадолго оживить Осириса, чтобы он мог оплодотворить ее. После бальзамирования и похорон Осириса Исида зачала и родила сына Гора. После этого Осирис продолжал жить как бог подземного мира. Из-за своей смерти и воскресения Осирис ассоциировался с разливом и отступлением Нила и, таким образом, с ежегодным ростом и гибелью посевов в долине Нила.

Диодор Сицилийский приводит другую версию мифа, в которой Осирис описывался как древний царь, который обучал египтян цивилизованным искусствам, включая сельское хозяйство, затем путешествовал по миру со своей сестрой Исидой, сатирами и девятью музами , прежде чем, наконец, вернуться в Египет. Затем Осирис был убит своим злым братом Тифоном , которого отождествляли с Сетом. Тифон разделил тело на двадцать шесть частей, которые раздал своим товарищам по заговору, чтобы обвинить их в убийстве. Исида и Геркулес (Гор) отомстили за смерть Осириса и убили Тифона. Исида вернула себе все части тела Осириса, кроме фаллоса , и тайно похоронила их. Она сделала их копии и распространила их по нескольким местам, которые затем стали центрами поклонения Осирису. [30] [31]

Поклонение

[ редактировать ]
Персонифицированный Глаз Гора предлагает благовония восседающему на троне богу Осирису на картине из гробницы Пашеду , тринадцатый век до нашей эры. [32]

Ежегодные церемонии проводились в честь Осириса. [33] в разных местах Египта. [34] Свидетельства чему были обнаружены в ходе подводных археологических раскопок Франка Годдио и его команды в затонувшем городе Тонис-Гераклион . [35] Эти церемонии представляли собой обряды плодородия , которые символизировали воскрешение Осириса. [36] Недавние ученые подчеркивают «гермафродитный характер плодородия [Осириса]», что ясно из сохранившихся материалов. Например, плодородие Осириса должно происходить как в результате кастрации/разрезания на части, так и в результате повторной сборки женщиной-Исидой, чьи объятия вновь собранного Осириса создают идеального царя Гора . [37] Кроме того, как свидетельствуют надгробные надписи, и женщины, и мужчины могли синкретизировать (идентифицировать) с Осирисом после своей смерти, что является еще одним набором свидетельств, подчеркивающих андрогинную природу Осириса. [38]

Смерть или переход и учреждение как бог загробной жизни

[ редактировать ]
Осирис-Непра, из тела которого растет пшеница. С барельефа в Филах . [39] Прорастающая пшеница подразумевала воскресение. [40]

Плутарх и другие отмечали, что жертвоприношения Осирису были «мрачными, торжественными и скорбными...» (Исида и Осирис, 69) и что великий таинственный праздник, отмечавшийся в два этапа, начался в Абидосе в ознаменование смерти бога. , в тот же день, когда зерно было посажено в землю (Исида и Осирис, 13). Ежегодный фестиваль включал в себя строительство «кроватей Осириса», сформированных в форме Осириса, наполненных почвой и засеянных семенами. [41] Прорастающее семя символизировало воскресшего из мертвых Осириса. Почти первозданный образец был найден в гробнице Тутанхамона . [42] Эмблема имиут — изображение чучела обезглавленного животного, привязанного к столбу, на котором установлен горшок, — была символом, связанным как с Осирисом как богом подземного мира, так и с Анубисом , богом мумификации, иногда включалась в число атрибутов умершего человека. погребальное оборудование. [13]

Первая фаза фестиваля представляла собой публичную драму, изображающую убийство и расчленение Осириса, поиски его тела Исидой, его триумфальное возвращение воскресшим богом и битву, в которой Гор победил Сета.

По словам Юлия Фирмика Матерна , жившего в четвертом веке, эта пьеса разыгрывалась каждый год верующими, которые «били себя в грудь и ранили плечи... Когда они притворялись, что изуродованные останки бога были найдены и воссоединены... ...они переходят от траура к радости». ( De Errore Profanarum Religionum ).

Страсть Осириса отразилась в его имени «Вененнефер» («тот, кто продолжает быть совершенным»), что также намекает на его посмертную силу. [27]

Стела Ихернофрета

[ редактировать ]

дошедших до нас сведений об обрядах Осириса можно найти на стеле Ихернофрета в Абидосе, воздвигнутой в XII династии Ихернофретом Большую часть , возможно, жрецом Осириса или другим чиновником (титулы Ихернофрета описаны в его стеле из Абидоса) во времена правление Сенусрета III (фараон Сесострис, около 1875 г. до н.э.). Ритуальная реконструкция погребальных обрядов Осириса проводилась в последний месяц разлива (ежегодного разлива Нила), совпадающего с весной, и проводилась в Абидосе, который был традиционным местом, где тело Осириса выбрасывалось на берег после того, как оно было утоплено в Ниле. . [43]

Та часть мифа, в которой рассказывается о том, как Сет разрубил тело на 14 частей, в этой конкретной стеле не изложена. Хотя версия Папируса Джумильяка подтверждает, что это часть ритуалов, в которой Изиде потребовалось 12 дней, чтобы собрать части заново, что совпало с праздником пахоты. [44] Некоторые элементы церемонии проводились в храме , в то время как другие предполагали участие общественности в форме театра. Стела Ихернофрета излагает программу мероприятий общественных элементов за пять дней Фестиваля:

  • Первый день, Процессия Вепвавета : была разыграна имитация битвы, в ходе которой враги Осириса были побеждены. Процессию возглавлял бог Упувет («открыватель пути»).
  • Второй день, Великая процессия Осириса : тело Осириса было перенесено из его храма в его могилу. Лодку, на которой его перевезли, барк « Нешмет », пришлось защищать от врагов.
  • Третий день: Осириса оплакивают, а враги земли уничтожены.
  • Четвертый день, Ночное бдение : возносятся молитвы и чтения, совершаются погребальные обряды.
  • Пятый день: Осирис возрождается : Осирис возрождается на рассвете и увенчивается короной Маат . Статую Осириса возвращают в храм. [43]
Редкий образец египетской терракотовой скульптуры, на которой может быть изображена Исида, оплакивающая Осириса. Скульптура изображает женщину, поднимающую правую руку над головой – типичный жест траура. Музей Лувра , Париж.

Ритуалы с пшеницей и глиной

[ редактировать ]

В отличие от публичных «театральных» церемоний, взятых из стелы Ихернофрета Среднего царства , более эзотерические церемонии проводились внутри храмов священниками. Плутарх упоминает, что (в гораздо более поздний период) через два дня после начала праздника «жрецы выносят священный сундук с небольшим золотым сундуком, в который наливают немного питьевой воды… и из компании раздается громкий крик: радость от того, что Осирис найден (или воскрешен). Затем они замешивают плодородную почву с водой... и вылепливают из нее фигуру в форме полумесяца, которую одевают и украшают, что указывает на то, что они считают этих богов субстанцией Земли и Вода." ( Исида и Осирис, 39). Однако его отчеты все еще были неясны, поскольку он также писал: «Я пропускаю рубку леса», предпочитая не описывать ее, поскольку считал ее самым священным ритуалом ( там же, 21).

В храме Осириса в Дендере надпись (переведенная Баджем, глава XV, «Осирис и египетское воскресение») подробно описывает изготовление моделей из пшеничной пасты каждого расчлененного куска Осириса для отправки в город, где каждый кусочек будет обнаружен. от Исиды. В храме Мендеса фигурки Осириса изготавливались из пшеницы и пасты, помещенной в корыто в день убийства, затем в течение нескольких дней добавлялась вода, пока, наконец, смесь не была замешана в форму Осириса и доставлена ​​в храм. быть похороненным (священное зерно для этих лепешек выращивалось только на храмовых полях). Из древесины красного дерева были изготовлены формы в виде шестнадцати расчлененных частей Осириса, из каждой формы были изготовлены лепешки «божественного» хлеба, помещены в серебряный ларец и поставлены возле головы бога лицевой стороной внутрь. части Осириса , как описано в Книге Мертвых (XVII).

Сцена суда из Книги Мертвых . В трёх сценах из « Книги мёртвых» (версия ~1375 г. до н. э.) мертвеца ( Хюнефера ) уносит в зал суда шакалоголовый Анубис . Следующая сцена — это взвешивание его сердца с пером Маат , Аммут ждет результата, а Тот записывает. Далее торжествующий Хунефер, выдержав испытание, представляется соколиным Гором Осирису, восседающему в своем святилище с Исидой и Нефтидой . (Британский музей)

Идея божественного правосудия, осуществляющегося после смерти за проступки при жизни, впервые встречается во времена Старого царства в гробнице Шестой династии, содержащей фрагменты того, что позже будет описано как « Негативные исповедания» , совершенные перед 42 оценщиками Маат . [45]

После смерти человек предстал перед судом трибунала из сорока двух божественных судей. Если они вели жизнь в соответствии с заветами богини Маат , которая олицетворяла истину и правильную жизнь, человека приветствовали в царстве Осириса. В случае признания вины человек был брошен демону-пожирателю душ Аммиту и не имел доли в вечной жизни. [46] Человек, которого схватил пожиратель, сначала подвергается ужасающему наказанию, а затем уничтожается. Эти изображения наказания, возможно, повлияли на средневековое восприятие ада через раннехристианские и коптские тексты . [47] Очищение тех, кого считают оправданными, можно найти в описаниях «Огненного острова», где они переживают победу над злом и возрождение. Проклятого ждет полное разрушение в состояние небытия, но никаких намеков на вечные пытки. [48] [49]

Во время правления Сети I Осирис также упоминался в царских указах для преследования живых, когда нарушения наблюдались, но держались в секрете и о них не сообщалось. [50]

Греко-римская эпоха

[ редактировать ]

Эллинизация

[ редактировать ]
Бюст Сераписа .

Ранние цари Птолемея продвигали нового бога Сераписа , который сочетал в себе черты Осириса с чертами различных греческих богов и изображался в эллинистической форме. Сераписа часто считали супругом Исиды, и он стал божеством-покровителем столицы Птолемеев, Александрии . [51] Происхождение Сераписа неизвестно. Некоторые древние авторы утверждают, что культ Сераписа был основан в Александрии самим Александром Великим , но большинство тех, кто обсуждает тему происхождения Сераписа, приводят историю, похожую на историю Плутарха. Примерно через 400 лет после этого Плутарх утверждал, что Птолемей I основал культ после того, как мечтал о колоссальной статуе в Синопе в Анатолии. Его советники идентифицировали статую как греческого бога Плутона и сказали, что египетское имя Плутона было Серапис. Это имя могло быть эллинизацией слова «Осирис-Апис». [52] Осирис-Апис был божеством-покровителем Мемфитского некрополя и отцом быка Аписа , которому там поклонялись, а в текстах времен Птолемеев «Серапис» рассматривается как греческий перевод «Осириса-Аписа». Но мало что из ранних свидетельств культа Сераписа происходит из Мемфиса, а большая часть из них поступает из Средиземноморья без каких-либо упоминаний о египетском происхождении Сераписа, поэтому Марк Смит выражает сомнение в том, что Серапис возник как греческая форма имени Осириса-Аписа и оставляет открытой возможность того, что Серапис произошел за пределами Египта. [53]

Уничтожение культа

[ редактировать ]
храм Филе на острове Агилкия со стороны Нила. Вид на

Культ Исиды и Осириса продолжался в Филах, по крайней мере, до 450-х годов нашей эры, спустя много времени после императорских указов конца IV века, предписывавших закрыть храмы « языческим » богам. Филе был последним крупным древнеегипетским храмом, который был закрыт. [54]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Коптский : ⲟⲩⲥⲓⲣⲉ ousire , Коптское произношение: [uˈsiræ] ; Финикийский : 𐤀𐤎𐤓, [2] латинизировано: ʾsr) [3] [4]
  1. ^ Харт, Джордж (21 апреля 2006 г.). Словарь египетских богов и богинь . Рутледж. п. 100. ИСБН  978-1-134-93012-8 .
  2. ^ КАИ 31, 47 ( Циппи из Мелькарта ), 48 ( стела Банобала ), 91; РЕС 367, 504
  3. ^ «Коптский онлайн-словарь» . corpling.uis.georgetown.edu . Проверено 17 марта 2017 г.
  4. ^ Аллен, Джеймс П. (2010). Среднеегипетский: введение в язык и культуру иероглифов . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781139486354 .
  5. ^ «Египетская мифология – Культ Осириса» . www.touregypt.net (на русском языке) . Проверено 26 октября 2018 г.
  6. ^ «Католическая энциклопедия: Феодосий I» . Ньюадвент.орг. 1 июля 1912 г. Проверено 1 мая 2012 г.
  7. ^ «История Поздней Римской империи от смерти Феодосия I до смерти Юстиниана», Подавление язычества - глава 22, с. 371, Джон Бэгнелл Бери, Courier Dover Publications , 1958, ISBN   0-486-20399-9
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Лондон: Темза и Гудзон. п. 105 . ISBN  978-0-500-05120-7 .
  9. ^ Хроники Кейна
  10. ^ Квирк, С.; Спенсер, Эй Джей (1992). Книга Британского музея Древнего Египта . Лондон: Издательство Британского музея.
  11. ^ «Бремя Египта», Дж. А. Уилсон, с. 302, Издательство Чикагского университета , 4-й имп. 1963 г.
  12. ^ Кольер, Марк; Мэнли, Билл (1998). Как читать египетские иероглифы , British Museum Press, стр. 41, ISBN   0-7141-1910-5
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Струдвик, Хелен (2006). Энциклопедия Древнего Египта . Нью-Йорк: Sterling Publishing Co., Inc., стр. 118–119. ISBN  978-1-4351-4654-9 .
  14. ^ «Человек, миф и магия», Осирис, том. 5, стр. 2087–2088, SGF Brandon, BPC Publishing, 1971.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Оксфордский путеводитель: Основное руководство по египетской мифологии, под редакцией Дональда Б. Редфорда, стр. 302–307, Беркли, 2003 г., ISBN   0-425-19096-X
  16. ^ Гриффитс, Джон Гвин (1980). Происхождение Осириса и его культа . Брилл. п. 44
  17. ^ «Исида и Осирис», Плутарх , перевод Фрэнка Коула Бэббита, 1936, том. 5 Классическая библиотека Леба . Пенелопа.uchicago.edu
  18. ^ « Историческая библиотека Диодора Сицилийского », том. 1, перевод Дж. Бута, 1814 г.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Смит, Марк (2017). По следам Осириса: перспективы загробной жизни Осириса за четыре тысячелетия . стр. 124–125.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гриффитс, Джон Гвин (2018) [1980]. Происхождение Осириса и его культа . стр. 89–95.
  21. ^ Мэтью 2010 , с. 79 : Но кто такой Осирис? Или политика под покровом религии
  22. ^ Вестендорф, Вольфхарт (1987). "К этимологии имени Осирис: *wꜣs.t-jr.t "несущий око" ". Форма и мера: Вклад в литературу, язык и искусство Древнего Египта: Фестиваль Герхарда Фехта к его 65-летию 6 февраля 1987 г. (на немецком языке): 456–461.
  23. ^ Мучики, Йоши (1990). «О транслитерации имени Осирис». Журнал египетской археологии . 76 : 191–194. дои : 10.1177/030751339007600127 . S2CID   194037367 .
  24. ^ Аллен, Джеймс П. (15 апреля 2010 г.). Среднеегипетский: введение в язык и культуру иероглифов . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781139486354 .
  25. ^ Аллен, Джеймс П. (2013). «Имя Осириса (и Исиды)». Лингва Египта . 21 : 9–14.
  26. ^ Ривз 1990 , стр. 72–73.
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Как читать египетские иероглифы», Марк Кольер и Билл Мэнли, British Museum Press, стр. 42, 1998 г., ISBN   0-7141-1910-5
  28. ^ «Архитектура загробной жизни: понимание гробниц-пирамид Египта», Энн Мэйси Рот, Археологическая Одиссея, весна 1998 г.
  29. ^ Плутарх (1874 г.). Моралия Плутарха, Об Исиде и Осирисе, гл. 12 . Проверено 1 мая 2012 г. , или перевод Бэббита .
  30. ^ «Осирис», Человек, Миф и Магия , SGF Брэндон, Vol5 P2088, BPC Publishing.
  31. ^ «Историческая библиотека Диодора Сицилийского», перевод Джорджа Бута, 1814 г., получено 3 июня 2007 г. Google Книги.
  32. ^ Уилкинсон 1992 , стр. 42–43.
  33. ^ Франк Годдио и Дэвид Фабр: '' Осирис - затонувшие тайны Египта , Фламмарион 2017, ISBN 978-2-0813-7873-5
  34. ^ Рахели Шаломи-Хен, Письмо богов: эволюция божественных классификаторов в Старом Королевстве (Висбаден: Харрассовиц, 2006), 69-95.
  35. ^ Тайны Осириса в Британском музее: https://britishmuseum.tumblr.com/post/151617763422/the-mysteries-of-osiris/
  36. Ученый начала 20-го века Э.А. Уоллис Бадж (вверху) подчеркивает действия Осириса: «Осирис тесно связан с прорастанием пшеницы; зерно, которое бросают в землю, — это мертвый Осирис, а проросшее зерно — это Осирис». который еще раз обновил свою жизнь». Э. А. Уоллис Бадж, Осирис и египетское воскресение , Том 2 (Лондон: PL Warner; Нью-Йорк: Сыновья Г. П. Патнэма , 1911), 32.
  37. ^ Энн М. Рот, «Отец-Земля, Мать-Небо: древнеегипетские представления о зачатии и плодородии», в книге «Чтение тела: представления и останки в археологических записях» , изд. Элисон Э. Раутман (Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 2000), 187–201.
  38. ^ Рот, 199.
  39. ^ «Египетские идеи о будущей жизни», Э. Уоллис Бадж, глава 1, Э. Уоллис Бадж, орг-паб, 1900 г.
  40. ^ «Словарь египетских богов и богинь Рутледжа», Джордж Харт, стр. 119, Рутледж, 2005 г. ISBN   0-415-34495-6
  41. ^ Титер, Эмили (2011). Религия и ритуалы в Древнем Египте . Издательство Кембриджского университета. стр. 58–66
  42. ^ «Кровать Осириса, фотография Бертона, стр. 2024, Институт Гриффита» .
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Страсти Осириса» . Ancientworlds.net. Архивировано из оригинала 26 июня 2007 г.
  44. ^ Ж. Вандье, «Le Papyrus Jumilhac», стр. 136–137, Париж, 1961.
  45. ^ «Исследования в области сравнительного религиоведения», главный редактор, EC Messenger, эссе А. Мэллон С.Дж., том 2/5, стр. 23 года, Католическое общество истины, 1934 г.
  46. ^ Религия и магия в Древнем Египте , Розали Дэвид, стр. 158–159, Penguin, 2002, ISBN   0-14-026252-0
  47. ^ « Основной путеводитель по египетской мифологии: Оксфордский путеводитель », «Ад», стр. 161–162, Якобус Ван Дейк, Справочник Беркли, 2003, ISBN   0-425-19096-X
  48. ^ « Божественный вердикт », Джон Гвин Гриффитс, с. 233, Публикации Брилла, 1991, ISBN   90-04-09231-5
  49. ^ «Письмо: Ад в древнем мире. Письмо профессора Дж. Гвина Гриффитса» . Независимый . 31 декабря 1993 года. Архивировано из оригинала 1 сентября 2012 года . Проверено 4 декабря 2017 г.
  50. ^ « Бремя Египта », Дж. А. Уилсон, с. 243, Издательство Чикагского университета, 4-й имп. 1963 г.; НАДПИСИ РЕДЕСИЕ времен правления Сети I включают : «Что касается любого, кто отвернется от повеления Осириса, Осирис будет преследовать его, Исида будет преследовать свою жену, Гор будет преследовать своих детей среди всех князей некрополя. , и они исполнят свой суд с ним » (Breasted Ancient Egypt Records, Vol. 3, p. 86).
  51. ^ Уилкинсон (2003) , стр. 127–128.
  52. ^ Франсуаза Дюнан и Кристиана Зиви-Кош (2004), Боги и люди в Египте: с 3000 г. до н.э. по 395 г. н.э. , стр. 214–215.
  53. ^ Смит (2017) , стр. 390–394.
  54. ^ Дейкстра, Джитсе HF (2008). Филы и конец египетской религии , стр. 337–348.
[ редактировать ]
  • Осирис — «Древний Египет на сравнительном методе»
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f75f2bc4b7d9a7943837f60638a351ea__1719009600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/ea/f75f2bc4b7d9a7943837f60638a351ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Osiris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)