Апедемак
Апедемек | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Нубийский лев, бог войны | |||||||
Имя иероглифами |
Апедемак Джпрмк | ||||||
Главный культовый центр | Храм Льва, Мы | ||||||
Супруга | Он сказал | ||||||
Эквиваленты | |||||||
Римский эквивалент | Юпитер |
Апедемак или Ападемак (первоначально из-за отсутствия фонемы /p/ в меройском языке оно, вероятно, произносилось как «абедемак»). [1] ) было главным божеством древнего нубийского и кушитского пантеона . Часто изображаемый в виде фигуры с мужским человеческим туловищем и головой льва , Апедемак был богом войны, которому поклонялись мероитские народы, населявшие Куш . У него нет египетского аналога. [2] Как бог войны, Апедемак стал символом военной мощи, военных завоеваний и империи. Апедемак также тесно связан с Амоном , спонсируемым государством египетским божеством в предшествующий напатанский период, и предполагается, что он имеет такой же уровень важности.
Происхождение
[ редактировать ]Поскольку инкрустации львов изначально использовались для захоронений высокопочитаемых людей, вполне возможно, что эти ранние керманские фигурки львов превратились в Апедемаков. Однако неизвестно, почитали ли керманы их как богов со специальными храмами, как, например, в более поздние напатанские и меройские периоды, или же они были символами легенд, устных традиций или фольклора. [3]
Апедемак в основном появляется в меройский период. Вполне вероятно, что предшественники Апедемака существовали и что божество берет свое начало в мифологии культуры Кермы , где львы широко присутствовали в искусстве и дизайне амулетов. Изображенный в антропоморфной манере, Апедемак, похоже, почитался в анимистической традиции, а не в политеистическом стиле других нилотских культур. [ нужна ссылка ]
Тем не менее, по крайней мере, к III веку до нашей эры Апедемак, похоже, стал важным божеством для народов, живущих в Верхней Нубии. [4] Многочисленные храмы Апедемака сосредоточены в регионе Бутана , к югу от столицы Мероэ . Отсутствие культовых мест в его честь в районах севернее указывает на его южное происхождение. [5]
Характеристики
[ редактировать ]Апедемак в основном понимается как бог войны. В более широком смысле, он также считается богом завоеваний и военной доблести. На рельефах, найденных как в Храме Льва в Мусавварате-эс-Суфре, так и в Святилище в Наке, Апедемак носит кожаные доспехи или кирасу и держит в руке лук и стрелы — оружие, которое ассоциировалось с нубийцами на протяжении всей их истории. Другие изображения показывают, как Апедемак убивает врага или держит цепь захваченного в бою врага. [6] В храме в Наке он также изображен в виде летящего ястреба с крылатым солнечным диском, что позволяет предположить, что он имеет солнечные аспекты и, возможно, также частично рассматривался как бог солнца. [7] Поскольку Апедемак чаще всего появляется на рельефах подобным образом, он в основном ассоциируется с его ролью бога войны. [ нужна ссылка ]
Кроме того, Апедемак также считается богом-творцом и плодородием. В одном гимне в Храме Льва в Мусавварате эс-Суфра он обращается к нему как к «[богу], который обеспечивает питанием все человечество, во имя «пробуждающегося невредимым»… господина жизни». [8] Другой пример Апедемака в этой роли - рельеф в Святилище в Наке. Здесь Апедемак изображен держащим в руках зерно, символ плодородия. Хотя свидетельства появления Апедемака в этой роли не столь ясны и заметны, важно, что некоторые свидетельства появляются в этих двух важных храмах. [ нужна ссылка ]
Как меройский бог империи, Апедемак участвует в процессе избрания и легитимизации новых лидеров. На многочисленных рельефах изображены короли и королевы в процессе вступления в должность, выборов и коронации. В этих сценах Апедемак — одно из божеств, которое наделяет новую королевскую особу, касаясь ее локтя. [ нужна ссылка ]
Апедемак также ассоциировался с воином , храбростью, королевской властью и королевской властью, а также со своей супругой Амесеми , лунным божеством . [9]
Ассоциации с Амоном
[ редактировать ]В период Нового царства египетский бог Амон был принят нубийцами в качестве главного бога империи. После первых свидетельств Апедемака в меройский период выяснилось, что Амон либо имел равное значение, либо был превзойден местным апедемаком. Ассоциации Амона с водой и плодородием (связанные с разливом Нила) также принадлежали Апедемаку. Кроме того, наряду с Амоном, Апедемак был богом, который наделял королевской властью и вводил в должность новых лидеров, как видно на рельефах колонн и интерьерах храма Мусавварат эс-Суфра. [4] Тот факт, что Апедемак и Амон играют схожие роли в нубийском пантеоне, может указывать на своего рода напряженность, поскольку оба бога соперничают за самое важное место в пантеоне. [5]
Основные храмы
[ редактировать ]известен ряд мероитских храмов, посвященных этому божеству В регионе Западная Бутана в Судане . Есть храмы в Наке , Мероэ и Мусавварате эс-Суфре . [10] [11] Информация об Апедемаке в храмах Мероэ ожидается в ближайшее время. В настоящее время два основных храма Апедемака, которые были изучены и опубликованы, — это Храм Льва в Мусавварате-эс-Суфре и святилище Апедемака в Наке. Однако вполне вероятно, что, как упоминается в некоторых литературных источниках, существовало много неофициальных мест, где практиковался культ Апедемака. [4]
Храм Льва в Мусавварате эс-Суфре
[ редактировать ]Самое раннее появление Апедемака произошло в Храме Льва в Мусавварате-эс-Суфре. Этот храм, построенный в конце III века до нашей эры, во время правления царя Арнехамани, считается самым ранним изображением Апедемака. [12] Хотя в этом храмовом комплексе появляется много разных божеств, Апедемак считается главным божеством, поскольку его изображение является наиболее заметным. На рельефах вдоль северной стены Апедемак появляется вместе с другими нубийскими и египетскими божествами, такими как Амон с головой барана , Сатис, Гор и Исида. Западная стена, которая сохранилась не так хорошо, содержит лишь часть фигуры, в которой можно узнать Апедемака. Американский египтолог Луи Вико Жабкар утверждает, что некоторые колонны храма, хотя и не включают Апедемака в его обычной форме с головой льва, все же могут представлять Апедемака в полной львиной форме. [6] В нескольких гимнах, написанных на стенах, упоминается регион Бутана в Нубии, что позволяет некоторым ученым предположить, что именно здесь зародился культ Апедемака. Другие гимны в этом храме намекают на роль Апедемака как бога-творца и плодородия. [4]
Святилище Апедемак в Наке
[ редактировать ]Святилище в Наке , построенное под руководством Натакамани и Аманиторе , расположено примерно в 120 километрах к северо-востоку от Хартума. Это место датируется концом 2-го века - концом 1-го века до нашей эры и содержит множество зданий и храмов. Считается, что этот храм произошел от более раннего храма в Мусавварате эс-Суфре. В этом святилище появляется Апедемак с луком и колчаном, подчеркивая характер Апедемака как охотника и бога-воина. [12] Совместное появление Амона и Апедемака может указывать на чувство со-регентства между божествами в этом регионе.
Альтернативные изображения Апедемака в Наке
[ редактировать ]Два необычных изображения Апедемака на этом месте не имеют аналогов и стали причиной многих дискуссий. Вдоль стены изображен Апедемак в виде трехголового львиного бога с четырьмя руками. [13] Возможно, художник решил показать Апедемака, поворачивающего голову к трем разным предметам: королю слева, зрителю в центре и королеве справа. [6] На другой колонне Апедемак изображен в виде высокой свернувшейся кольцами змеи с человеческой верхней частью туловища и характерной львиной головой Апедемака. В своей книге об Апедемаке Луи Жабкар обсуждает, что змеиная форма Апедемака может быть показателем его апотропных черт. Другими словами, вполне возможно, что Апедемак мог отгонять змей, и изображение на колонне подчеркивало это. [6] Эти два изображения уникальны тем, что Апедемак обычно изображается в виде фигуры с головой льва и человеческим телом мужского пола.
Другие формы поклонения
[ редактировать ]В настоящее время Апедемак лучше всего понятен благодаря его изображениям в храмах. Однако возможно, что другие изображения львов, такие как статуи и статуэтки, могли быть изображениями Апедемака. [4] Есть некоторые небольшие предметы, такие как печати и украшения, на которых изображены львы, которые также могли представлять Апедемака. Уровень, на котором люди поклонялись божеству вне официального храмового поклонения, в настоящее время плохо изучен. [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]- Храм Апедемака в Наке . Пилоны, изображающие короля Натакамани и королеву Аманиторе, поражающих врагов. Королева держит меч, король топор. [14]
- Храм Апедемака в Мусавварате эс-Суфре , построенный Арнехамани.
- Храм Льва в Наке: Апедемак в виде свернувшейся змеи с головой льва.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Меройский язык и письменность» .
- ^ Древний мир: выдающиеся люди в выдающихся обществах . Майкл Шалли-Дженсен. Ипсвич, Массачусетс: Салем Пресс. 2017. ISBN 978-1-68217-190-5 . OCLC 975044922 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Кукерц, Жозефина; Ловассер, Анжелика (2019). Введение в религию Куша. Германия: JH Röll GmbH. стр. 115–118. ISBN 978-3-89754-543-4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кукерц, Жозефина; Ловассер, Анжелика (2019). Введение в религию Куша . Германия: JH Röll GmbH. стр. 115–118. ISBN 978-3-89754-543-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Йеллин, Дженис (2012). «Нубийская религия». В Древней Нубии: Африканские королевства на берегу Нила . Марджори М. Фишер, Сью Д'Ориа, Салима Икрам, Питер Лаковара, Честер Хиггинс. Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 125–144. ISBN 978-977-416-478-1 . OCLC 733232274 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Жабкар, Луи В. (1975). Апедемак, бог-лев Мероэ: исследование египетско-мероитского синкретизма . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 0-85668-027-3 . ОСЛК 2543227 .
- ^ «Храм Льва Апедемака — Гор Бехдети — летящий ястреб с солнечным диском —…» iStock . 2019-08-29 . Проверено 15 июля 2024 г.
- ^ Хинтце, Ф. 1962. Надписи Храма Льва Мусавварата эс Суфры. Трактаты Немецкой академии наук в Берлине. Класс языков, литературы и искусства, класс 1962 г. № 1. Берлин.
- ^ Кукерц, Жозефина (2020). «Мысли об Амесеми» . Вария : 109–130 . Проверено 20 июля 2023 г.
- ^ Эдвардс, Дэвид (2004). Нубийское прошлое . Оксон: Рутледж. стр. 150–153, 167, 179–180. ISBN 9780415369886 .
- ^ Кейсли-Хейфорд, Гас (2012). Затерянные королевства Африки . Лондон: Издательство Transworld. стр. 35–36. ISBN 9780593068144 .
- ^ Перейти обратно: а б Тёрёк, Ласло (2011). Эллинизированное искусство в древней Нубии, 300 г. до н. э. — 250 г. н. э., и его египетские модели. Исследование в «Аккультурации» . Брилл .
- ^ Клод., Траунекер (2001). Боги Египта (1-е изд. на английском языке, расширенное и расширенное изд.). Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 106 . ISBN 978-0801438349 . OCLC 46564790 .
- ^ Тёрёк, Ласло (2002). Образ упорядоченного мира в древнем нубийском искусстве: построение кушитского разума, 800 г. до н.э. – 300 г. н.э. БРИЛЛ. п. 226. ИСБН 978-90-04-12306-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Луи В., Жабкар (1975). Апедемак, бог-лев Мероэ: исследование египетско-мероитского синкретизма . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 978-0856680274 . ОСЛК 2543227 .
- «Древний Судан ~ Нубия: Религия: Апедемак» . www.ancientsudan.org . Архивировано из оригинала 21 сентября 2008 года . Проверено 5 сентября 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Меройский : 𐦠𐦧𐦡𐦷𐦡𐦨𐦲 (в Викисловаре)
- СМИ, связанные с Апедемаком, на Викискладе?