Jump to content

Апедемак

Апедемек
Нубийский лев, бог войны
Фрагмент, обнаруженный в храме льва в Мероэ, столице Мероитского королевства, был частью памятного памятника королю Таньидамани. На одной стороне изображен правитель в царском костюме с серьгами в виде бараньей головы, египетской короной и скипетром в руке. На другой стороне появляется изображение львиноголового бога войны и плодородия Апедемака. Божество держит связку сорго и скипетр, увенчанный маленьким сидящим львом. Надписи выполнены меройским письмом и содержат имена царя и бога.
Вотивная мемориальная доска короля Таньидамани и Апедемака, киоск Нака , раскопки Джона Гарстанга, 1909–1910 годы, в храме Апедемака, Мероэ.
Имя иероглифами
М17п
р
Аа11
к
Р8А40

Апедемак
Джпрмк
Главный культовый центр Храм Льва, Мы
Супруга Он сказал
Эквиваленты
Римский эквивалент Юпитер

Апедемак или Ападемак (первоначально из-за отсутствия фонемы /p/ в меройском языке оно, вероятно, произносилось как «абедемак»). [1] ) было главным божеством древнего нубийского и кушитского пантеона . Часто изображаемый в виде фигуры с мужским человеческим туловищем и головой льва , Апедемак был богом войны, которому поклонялись мероитские народы, населявшие Куш . У него нет египетского аналога. [2] Как бог войны, Апедемак стал символом военной мощи, военных завоеваний и империи. Апедемак также тесно связан с Амоном , спонсируемым государством египетским божеством в предшествующий напатанский период, и предполагается, что он имеет такой же уровень важности.

Происхождение

[ редактировать ]

Поскольку инкрустации львов изначально использовались для захоронений высокопочитаемых людей, вполне возможно, что эти ранние керманские фигурки львов превратились в Апедемаков. Однако неизвестно, почитали ли керманы их как богов со специальными храмами, как, например, в более поздние напатанские и меройские периоды, или же они были символами легенд, устных традиций или фольклора. [3]

Апедемак в основном появляется в меройский период. Вполне вероятно, что предшественники Апедемака существовали и что божество берет свое начало в мифологии культуры Кермы , где львы широко присутствовали в искусстве и дизайне амулетов. Изображенный в антропоморфной манере, Апедемак, похоже, почитался в анимистической традиции, а не в политеистическом стиле других нилотских культур. [ нужна ссылка ]

Тем не менее, по крайней мере, к III веку до нашей эры Апедемак, похоже, стал важным божеством для народов, живущих в Верхней Нубии. [4] Многочисленные храмы Апедемака сосредоточены в регионе Бутана , к югу от столицы Мероэ . Отсутствие культовых мест в его честь в районах севернее указывает на его южное происхождение. [5]

Характеристики

[ редактировать ]

Апедемак в основном понимается как бог войны. В более широком смысле, он также считается богом завоеваний и военной доблести. На рельефах, найденных как в Храме Льва в Мусавварате-эс-Суфре, так и в Святилище в Наке, Апедемак носит кожаные доспехи или кирасу и держит в руке лук и стрелы — оружие, которое ассоциировалось с нубийцами на протяжении всей их истории. Другие изображения показывают, как Апедемак убивает врага или держит цепь захваченного в бою врага. [6] В храме в Наке он также изображен в виде летящего ястреба с крылатым солнечным диском, что позволяет предположить, что он имеет солнечные аспекты и, возможно, также частично рассматривался как бог солнца. [7] Поскольку Апедемак чаще всего появляется на рельефах подобным образом, он в основном ассоциируется с его ролью бога войны. [ нужна ссылка ]

Кроме того, Апедемак также считается богом-творцом и плодородием. В одном гимне в Храме Льва в Мусавварате эс-Суфра он обращается к нему как к «[богу], который обеспечивает питанием все человечество, во имя «пробуждающегося невредимым»… господина жизни». [8] Другой пример Апедемака в этой роли - рельеф в Святилище в Наке. Здесь Апедемак изображен держащим в руках зерно, символ плодородия. Хотя свидетельства появления Апедемака в этой роли не столь ясны и заметны, важно, что некоторые свидетельства появляются в этих двух важных храмах. [ нужна ссылка ]

Как меройский бог империи, Апедемак участвует в процессе избрания и легитимизации новых лидеров. На многочисленных рельефах изображены короли и королевы в процессе вступления в должность, выборов и коронации. В этих сценах Апедемак — одно из божеств, которое наделяет новую королевскую особу, касаясь ее локтя. [ нужна ссылка ]

Апедемак также ассоциировался с воином , храбростью, королевской властью и королевской властью, а также со своей супругой Амесеми , лунным божеством . [9]

Ассоциации с Амоном

[ редактировать ]

В период Нового царства египетский бог Амон был принят нубийцами в качестве главного бога империи. После первых свидетельств Апедемака в меройский период выяснилось, что Амон либо имел равное значение, либо был превзойден местным апедемаком. Ассоциации Амона с водой и плодородием (связанные с разливом Нила) также принадлежали Апедемаку. Кроме того, наряду с Амоном, Апедемак был богом, который наделял королевской властью и вводил в должность новых лидеров, как видно на рельефах колонн и интерьерах храма Мусавварат эс-Суфра. [4] Тот факт, что Апедемак и Амон играют схожие роли в нубийском пантеоне, может указывать на своего рода напряженность, поскольку оба бога соперничают за самое важное место в пантеоне. [5]

Основные храмы

[ редактировать ]

известен ряд мероитских храмов, посвященных этому божеству В регионе Западная Бутана в Судане . Есть храмы в Наке , Мероэ и Мусавварате эс-Суфре . [10] [11] Информация об Апедемаке в храмах Мероэ ожидается в ближайшее время. В настоящее время два основных храма Апедемака, которые были изучены и опубликованы, — это Храм Льва в Мусавварате-эс-Суфре и святилище Апедемака в Наке. Однако вполне вероятно, что, как упоминается в некоторых литературных источниках, существовало много неофициальных мест, где практиковался культ Апедемака. [4]

Храм Льва в Мусавварате эс-Суфре

[ редактировать ]

Самое раннее появление Апедемака произошло в Храме Льва в Мусавварате-эс-Суфре. Этот храм, построенный в конце III века до нашей эры, во время правления царя Арнехамани, считается самым ранним изображением Апедемака. [12] Хотя в этом храмовом комплексе появляется много разных божеств, Апедемак считается главным божеством, поскольку его изображение является наиболее заметным. На рельефах вдоль северной стены Апедемак появляется вместе с другими нубийскими и египетскими божествами, такими как Амон с головой барана , Сатис, Гор и Исида. Западная стена, которая сохранилась не так хорошо, содержит лишь часть фигуры, в которой можно узнать Апедемака. Американский египтолог Луи Вико Жабкар утверждает, что некоторые колонны храма, хотя и не включают Апедемака в его обычной форме с головой льва, все же могут представлять Апедемака в полной львиной форме. [6] В нескольких гимнах, написанных на стенах, упоминается регион Бутана в Нубии, что позволяет некоторым ученым предположить, что именно здесь зародился культ Апедемака. Другие гимны в этом храме намекают на роль Апедемака как бога-творца и плодородия. [4]

Святилище Апедемак в Наке

[ редактировать ]

Святилище в Наке , построенное под руководством Натакамани и Аманиторе , расположено примерно в 120 километрах к северо-востоку от Хартума. Это место датируется концом 2-го века - концом 1-го века до нашей эры и содержит множество зданий и храмов. Считается, что этот храм произошел от более раннего храма в Мусавварате эс-Суфре. В этом святилище появляется Апедемак с луком и колчаном, подчеркивая характер Апедемака как охотника и бога-воина. [12] Совместное появление Амона и Апедемака может указывать на чувство со-регентства между божествами в этом регионе.

Альтернативные изображения Апедемака в Наке

[ редактировать ]

Два необычных изображения Апедемака на этом месте не имеют аналогов и стали причиной многих дискуссий. Вдоль стены изображен Апедемак в виде трехголового львиного бога с четырьмя руками. [13] Возможно, художник решил показать Апедемака, поворачивающего голову к трем разным предметам: королю слева, зрителю в центре и королеве справа. [6] На другой колонне Апедемак изображен в виде высокой свернувшейся кольцами змеи с человеческой верхней частью туловища и характерной львиной головой Апедемака. В своей книге об Апедемаке Луи Жабкар обсуждает, что змеиная форма Апедемака может быть показателем его апотропных черт. Другими словами, вполне возможно, что Апедемак мог отгонять змей, и изображение на колонне подчеркивало это. [6] Эти два изображения уникальны тем, что Апедемак обычно изображается в виде фигуры с головой льва и человеческим телом мужского пола.

Другие формы поклонения

[ редактировать ]

В настоящее время Апедемак лучше всего понятен благодаря его изображениям в храмах. Однако возможно, что другие изображения львов, такие как статуи и статуэтки, могли быть изображениями Апедемака. [4] Есть некоторые небольшие предметы, такие как печати и украшения, на которых изображены львы, которые также могли представлять Апедемака. Уровень, на котором люди поклонялись божеству вне официального храмового поклонения, в настоящее время плохо изучен. [ нужна ссылка ]

  1. ^ «Меройский язык и письменность» .
  2. ^ Древний мир: выдающиеся люди в выдающихся обществах . Майкл Шалли-Дженсен. Ипсвич, Массачусетс: Салем Пресс. 2017. ISBN  978-1-68217-190-5 . OCLC   975044922 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  3. ^ Кукерц, Жозефина; Ловассер, Анжелика (2019). Введение в религию Куша. Германия: JH Röll GmbH. стр. 115–118. ISBN 978-3-89754-543-4.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Кукерц, Жозефина; Ловассер, Анжелика (2019). Введение в религию Куша . Германия: JH Röll GmbH. стр. 115–118. ISBN  978-3-89754-543-4 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Йеллин, Дженис (2012). «Нубийская религия». В Древней Нубии: Африканские королевства на берегу Нила . Марджори М. Фишер, Сью Д'Ориа, Салима Икрам, Питер Лаковара, Честер Хиггинс. Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 125–144. ISBN  978-977-416-478-1 . OCLC   733232274 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Жабкар, Луи В. (1975). Апедемак, бог-лев Мероэ: исследование египетско-мероитского синкретизма . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN  0-85668-027-3 . ОСЛК   2543227 .
  7. ^ «Храм Льва Апедемака — Гор Бехдети — летящий ястреб с солнечным диском —…» iStock . 2019-08-29 . Проверено 15 июля 2024 г.
  8. ^ Хинтце, Ф. 1962. Надписи Храма Льва Мусавварата эс Суфры. Трактаты Немецкой академии наук в Берлине. Класс языков, литературы и искусства, класс 1962 г. № 1. Берлин.
  9. ^ Кукерц, Жозефина (2020). «Мысли об Амесеми» . Вария : 109–130 . Проверено 20 июля 2023 г.
  10. ^ Эдвардс, Дэвид (2004). Нубийское прошлое . Оксон: Рутледж. стр. 150–153, 167, 179–180. ISBN  9780415369886 .
  11. ^ Кейсли-Хейфорд, Гас (2012). Затерянные королевства Африки . Лондон: Издательство Transworld. стр. 35–36. ISBN  9780593068144 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Тёрёк, Ласло (2011). Эллинизированное искусство в древней Нубии, 300 г. до н. э. — 250 г. н. э., и его египетские модели. Исследование в «Аккультурации» . Брилл .
  13. ^ Клод., Траунекер (2001). Боги Египта (1-е изд. на английском языке, расширенное и расширенное изд.). Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 106 . ISBN  978-0801438349 . OCLC   46564790 .
  14. ^ Тёрёк, Ласло (2002). Образ упорядоченного мира в древнем нубийском искусстве: построение кушитского разума, 800 г. до н.э. – 300 г. н.э. БРИЛЛ. п. 226. ИСБН  978-90-04-12306-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a65f057d18b3745d9c4ee0a3f5a75985__1722160500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/85/a65f057d18b3745d9c4ee0a3f5a75985.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Apedemak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)