Jump to content

Пятнистые глаза

Расположение Блемми в поздней античности

Блемми латынь ( древнегреческий : Βλέμμυες или Βλέμυες, Blémues [blé.my.es] , : народом Blemmyae ) были Восточной пустыни , который появлялся в письменных источниках с 7 века до нашей эры до 8 века нашей эры. [1] К концу 4 века они оккупировали Нижнюю Нубию и основали королевство. Из надписей в храме Исиды в Филах известно немалое количество информации об устройстве Блеммианского государства. [2]

Блемми обычно идентифицируют как один из компонентов археологической культуры X-группы , процветавшей в поздней античности . [1] их отождествление с народом беджа , населявшим тот же регион со времен средневековья . Общепризнанным является [3] [4]

Современные люди беджа , которые считаются потомками древних блемми.

Происхождение

[ редактировать ]

Около 1000 г. до н.э. группа людей, названная археологами группой С , мигрировала из Нижней Нубии (территория между современным Асуаном и Вади-Хальфа ) и поселилась в Верхней Нубии (долина Нила к северу от Донголы в Судане), где они развили королевство Напата примерно с 750 г. до н.э. Некоторое время это царство контролировало и Египет, снабжая его 25-ю династию . Современниками им являются археологические останки другой культурной группы — «панмогильных людей». Их отождествляли с Меджаем письменных источников. [5] Связанные с ними места были обнаружены в Хор-Арбаате и Эрковите в центре современной Бежи. [6] Факты свидетельствуют о том, что лишь меньшинство «людей пан-могил» жило в долине Нила, где они существовали в небольших общинах-анклавах среди египтян и населения C-группы, периодически использовавшись в качестве разведчиков пустыни, воинов или шахтеров. [5] Большинство из них, вероятно, были кочевниками по пустыне, разводящими ослов, овец и коз. После 600 г. до н.э. Напатанская династия группы C потеряла контроль над Египтом, а также над тогдашней довольно пустынной Нижней Нубией. Последняя территория впоследствии в течение четырех столетий оставалась более или менее без постоянных поселений. Основным объяснением отсутствия оседлого населения в Нижней Нубии стало высыхание этой части мира. [7] что затрудняет сельское хозяйство в речных долинах. Из-за климатических изменений уровень Нила понизился до такой степени, что это можно было компенсировать только в начале первого века нашей эры, когда Сакия . было разработано водяное колесо [8] До этого эта территория была малонаселена кочевниками пустыни. В политическом отношении это была «своего рода нейтральная полоса, где караваны, если им не был предоставлен значительный эскорт, доставлялись разбойникам». [9]

Люди, упоминаемые в греческих текстах как Блемми, возможно, имеют самое раннее упоминание как египетский Bwrꜣhꜣyw на кушитской стеле интронизации Анламани из Кавы в конце седьмого века до нашей эры. Изображение Бррама в петиции Эль-Хибы столетие спустя может отражать тот же корневой термин. Подобные термины повторяются в египетских источниках более поздних веков с более определенным соответствием греческому этимону Блеммиес . [10] На коптском языке Ⲃⲁⲗⲛⲉⲙⲙⲱⲟⲩⲓ, Balnemmōui , широко считается эквивалентом греческого Βλέμμυης, Blémmuēs . [11]

Греческий термин впервые появляется в третьем веке до нашей эры в одном из стихотворений Феокрита и у Эратосфена , который цитируется в ( Страбона «Географии» первый век нашей эры). [3] [12] Эратосфен описал Блемми как живущих вместе с Мегабароями на земле между Нилом и Красным морем к северу от Мероэ . Сам Страбон, располагая их к югу от Сиены (Асуан), описывает их как кочевых налетчиков, но не воинственных. В более поздних произведениях блемми стереотипно описываются как варвары, живущие к югу от Египта. Помпоний Мела и Плиний Старший описывали их как обезглавленных существ с лицами на груди . [3]

Культурная и военная мощь Блемми начала расти до такого уровня, что в 193 году Песценний Нигер царя Блемми попросил фиванского помочь ему в битве против римского императора Септимия Севера . [ нужна ссылка ] В 250 году римский император Деций приложил немало усилий, чтобы разгромить вторгшуюся армию Блемми. [13] Несколько лет спустя, в 253 году, они снова напали на Верхний Египет ( Фиваиду ), но были быстро разбиты. году они снова потерпели поражение от римского префекта Фирмуса , который позже в 273 году восстал против Империи и королевы Пальмирской империи Зенобии В 265 с помощью самих Блемми. Говорят, что блеммии объединили свои силы с пальмирцами против римлян в битве при Пальмире в 273 году. [13]

Римскому полководцу Марку Аврелию Пробу потребовалось некоторое время, чтобы разгромить узурпаторов вместе со своими союзниками, но он не смог предотвратить оккупацию Фиваиды блемми. Это означало новую войну и почти полное уничтожение армии Блемми (279–280). [13] [14] [15]

Во время правления Диоклетиана провинция Верхнего Египта, Фиваида , была вновь оккупирована блеммиями. В 298 году Диоклетиан заключил мир с племенами нобатов и блемми, согласившись, что Рим переместит свои границы на север, в Филе (Южный Египет, к югу от Асуана) и будет платить этим двум племенам ежегодное золотое содержание. [16] [13]

Остракон из Саккары, который Ф.Л. Гриффит считал, что писал на языке Блемми.

Многие исследователи предположили, что язык Блемми был предком современного беджа . Фрэнсис Ллевеллин Гриффит определил, что язык остракона, обнаруженного в Саккаре , «вероятно, принадлежит языку Блемми». [17] Нубиолог Джеральд М. Браун и лингвист Клаус Ведекинд пытались продемонстрировать, что этот язык является предком беджа, и оба придерживались мнения, что он представляет собой фрагмент 30-го псалма . [18] [19] [20]

Египтолог Гельмут Сатцингер проанализировал имена Блеммиан из египетских, греческих и коптских источников и аналогичным образом пришел к выводу, что язык Блеммиан является предком Беджи. [21] [22]

Мероитист и археолог Клод Рилли соглашается:

Блеммийский язык настолько близок к современному беджа, что, вероятно, является не чем иным, как ранним диалектом того же языка. В этом случае блемми можно рассматривать как особое племя меджаев. [23]

Культура

[ редактировать ]
Храм Калабши

Блемми занимали значительную территорию на территории современного Судана. Здесь было несколько важных городов, таких как Фарас , Калабша , Баллана и Аниба. Все они были укреплены стенами и башнями из египетских, эллинских, римских и нубийских элементов.

Калабша станет столицей Блемми. [24] Культура Блемми также находилась под влиянием меройской культуры, и их религия была сосредоточена в храмах Калабши и Филе. солнечному львиноподобному божеству по имени Мандулис Бывшее здание представляло собой огромный местный архитектурный шедевр, где поклонялись . Филы были местом массового паломничества с храмами Исиды , Мандулиса и Анура . Именно здесь римские императоры Август и Траян внесли большой вклад, построив новые храмы, площади и монументальные сооружения. [25]

Большая часть нашей информации о религиозных практиках Блемми получена из надписей в храмах Филе и Калабше, а также из римских и египетских рассказов о поклонении Исиде в Филах. Мандулису поклонялись в Калабше. Дополнительные культовые общества были посвящены богам Абене, Амати и Хопану. [26] Согласно Прокопию , блеммии также поклонялись Осирису и Приапу . Прокопий также утверждает, что Блемми приносили человеческие жертвы солнцу. [27]

Письма Гебелейна начала шестого века предполагают, что некоторая часть населения Блемми обратилась в христианство. [28]

Рельефы «эфиопской» палаты внутри храма Исиды в Филе, изображающие паломников и жрецов с юга. Надпись перед третьей фигурой слева представляет собой письмо с описанием подарков дипломатической миссии, отправленной царем Талахидамани . Куша

Блеммианское королевство

[ редактировать ]

И в надписях Блемми на греческом языке, и в записях греков и римлян Блемми упоминаются как имеющие βασιλισκοι и βασιλῆς, эти термины обычно относятся к королям. Из-за этого Блемми часто описывают как обладателей королевства. Некоторые историки настроены скептически: Ласло Тёрёк пишет, что «этот термин не следует интерпретировать узко, сомнительно, что когда-либо существовало одно централизованное королевство Блеммиан; более вероятно, что существовало несколько племенных «государств», развивавшихся в направлении своего рода иерархического единства». [29]

В трудах Блемми упоминаются различные королевские чиновники, которые, казалось, были выстроены в иерархию. Ниже царей стояли филархи — вожди отдельных племен. Среди других должностных лиц - заместители начальников, судебные чиновники и писцы. Короли Блемми имели право взимать налоги и предоставлять льготы, а также иметь власть над территорией.

Из исторических источников известны следующие короли Блемми: [30]

  • Тамал (начало 4 или 5 века)
  • Исемне
  • Отвращение
  • Фонен (ок. 450 г.)
  • Pokatimne
  • Харахен
  • Барахия
  1. ^ Jump up to: а б Вассилиос Кристидес (1980), «Этнические движения в Южном Египте и Северном Судане: Блеммиес-Бежа в позднеантичном и раннем арабском Египте до 707 года нашей эры», Listy filologické , 103 (3): 129–143, JSTOR   23464092 .
  2. ^ Дерек Уэлсби (2002), Средневековые королевства Нубии: язычники, христиане и мусульмане вдоль Среднего Нила , Британский музей , стр. 16–17.
  3. ^ Jump up to: а б с Джитсе Х.Ф. Дейкстра (2013), «Блеммис», Энциклопедия древней истории , Уайли, стр. 1145–1146 .
  4. ^ Джитсе Х. Ф. Дейкстра (2018), «Блеммис», Оксфордский словарь поздней античности , том. 1, Издательство Оксфордского университета, с. 253 .
  5. ^ Jump up to: а б Оба 1986: 17 f
  6. ^ Аркелл 1955: 78
  7. ^ Оба 1986: 18-19.
  8. ^ Карлссон и Ван Гервен 1979: 55
  9. ^ ДАЛЬ, ГУДРУН (2006). «Доколониальная Бежа: Периферия на распутье» (PDF) . Ньяс.Хельсинки . Архивировано (PDF) из оригинала 10 июня 2007 г.
  10. ^ Барнард, Ганс (2005). «Сир, я не па-де-Блемми: переоценка исторических и археологических данных». В Старки, Джанет (ред.). Люди Красного моря: материалы второго проекта «Красное море», состоявшегося в Британском музее в октябре 2004 г. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 23–40. ISBN  1-84171-833-5 .
  11. ^ Эйде, Тормод; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, изд. Fontes Historiae Nubiorum, Том III: От первого до шестого века нашей эры . Берген: Кафедра классической филологии, России и религиоведения, секция греческой, латыни и египтологии Бергенского университета. стр. 1108. ISBN  82-91626-07-3 .
  12. ^ Эйде, Тормод; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, изд. Fontes Historia Nubiorum, Том II: С середины пятого до первого века до нашей эры . Берген: Кафедра классической филологии, России и религиоведения, секция греческой, латыни и египтологии Бергенского университета. стр. 560, 569. ISBN.  82-91626-01-4 .
  13. ^ Jump up to: а б с д Моркот, Роберт Г. (7 июня 2010 г.). Древнеегипетская война от А до Я. Пугало Пресс. ISBN  978-1-4616-7170-1 .
  14. ^ Буркхардт, Джейкоб (14 декабря 2018 г.). Эпоха Константина Великого (1949) . Рутледж. ISBN  978-0-429-87021-7 .
  15. ^ Ужасно, Бедрих (1970). Восточный архив .
  16. ^ Согласно Диоклетиану # Конфликт на Балканах и в Египте, версия от 23 сентября 2011 г.
  17. ^ Кибелл, Дж. Э. (1909). Раскопки в Саккаре (1907–1908) . Каир: Французский институт восточной археологии. п. 109.
  18. ^ Браун, Джеральд (2003). Блеммианский текст христианской эпохи . Шампанское. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  19. ^ Браун, Джеральд (март 2004 г.). «Блеммис и Бежа». Классический обзор . 54 (1): 226–228. дои : 10.1093/cr/54.1.226 .
  20. ^ Ведекинд, Клаус (2010). «Подробнее об остраконе Textus Blemmyicus Брауна». Анналы: Отдел Азии, Африки и Средиземноморья, Восточный отдел . 70 :73–81.
  21. ^ Затцингер, Хельмут (1992). «Личные имена Блеммьернов в коптских и греческих текстах: орфографический и фонетический анализ». В Эберманне, Э.; Зоммерауэр, ER; Томанек, К.Е. (ред.). Сравнительные африканские исследования. Лингвоисторические и литературные очерки в честь Ганса Г. Мукаровского к его 70-летию . Вена: Афро-паб. стр. 313–324. ISBN  3850430618 .
  22. ^ Затцингер, Хельмут (2012). Варварские имена на остраках из Восточной пустыни (III век н.э.) . «Внутри и снаружи: взаимодействие между Римом и народами на арабских и египетских границах в поздней античности (200–800 гг. н.э.). Оттава.
  23. ^ Рилли, Клод (2019). «Языки Древней Нубии». В Рауэ, Дитрих (ред.). Справочник Древней Нубии . Берлин: Де Грюйтер. стр. 133–134. ISBN  978-3-11-041669-5 .
  24. ^ Энгстрем, Барби (1984). Египет и круиз по Нилу . Куриос Пресс. ISBN  978-0-916588-05-2 .
  25. ^ Регула, ДеТраси, 1960- (1995). Тайны Исиды: ее поклонение и магия (1-е изд.). Сент-Пол, Миннесота: Ллевеллин. ISBN  1-56718-560-6 . ОСЛК   33079651 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  26. ^ Эйде, Тормод; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, ред. (1998). Fontes Historiae Nubiorum: Текстовые источники по истории региона Среднего Нила между восьмым веком до нашей эры и шестым веком нашей эры, том. III: С первого по шестой век нашей эры . Берген: Бергенский университет. стр. 1132–1138. ISBN  82-91626-07-3 .
  27. ^ Эйде, Тормод; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, ред. (1998). Fontes Historiae Nubiorum: Текстовые источники по истории региона Среднего Нила между восьмым веком до нашей эры и шестым веком нашей эры, том. III: С первого по шестой век нашей эры . Берген: Бергенский университет. п. 1191. ИСБН  82-91626-07-3 .
  28. ^ Эйде, Тормод; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, ред. (1998). Fontes Historiae Nubiorum: Текстовые источники по истории региона Среднего Нила между восьмым веком до нашей эры и шестым веком нашей эры, том. III: С первого по шестой век нашей эры . Берген: Бергенский университет. стр. 1196–1216. ISBN  82-91626-07-3 .
  29. ^ Эйде, Тормод; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, ред. (1998). Fontes Historiae Nubiorum: Текстовые источники по истории региона Среднего Нила между восьмым веком до нашей эры и шестым веком нашей эры, том. III: С первого по шестой век нашей эры . Берген: Бергенский университет. п. 1087. ИСБН  82-91626-07-3 .
  30. ^ Эйде, Тормод; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, ред. (1998). Fontes Historiae Nubiorum: Текстовые источники по истории региона Среднего Нила между восьмым веком до нашей эры и шестым веком нашей эры, том. III: С первого по шестой век нашей эры . Берген: Бергенский университет. стр. 1131, 1198. ISBN.  82-91626-07-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10be37fd8445ae0e53265f59efe839c0__1720926180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/c0/10be37fd8445ae0e53265f59efe839c0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Blemmyes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)