Пятнистые глаза
Блемми латынь ( древнегреческий : Βλέμμυες или Βλέμυες, Blémues [blé.my.es] , : народом Blemmyae ) были Восточной пустыни , который появлялся в письменных источниках с 7 века до нашей эры до 8 века нашей эры. [1] К концу 4 века они оккупировали Нижнюю Нубию и основали королевство. Из надписей в храме Исиды в Филах известно немалое количество информации об устройстве Блеммианского государства. [2]
Блемми обычно идентифицируют как один из компонентов археологической культуры X-группы , процветавшей в поздней античности . [1] их отождествление с народом беджа , населявшим тот же регион со времен средневековья . Общепризнанным является [3] [4]
Происхождение
[ редактировать ]Около 1000 г. до н.э. группа людей, названная археологами группой С , мигрировала из Нижней Нубии (территория между современным Асуаном и Вади-Хальфа ) и поселилась в Верхней Нубии (долина Нила к северу от Донголы в Судане), где они развили королевство Напата примерно с 750 г. до н.э. Некоторое время это царство контролировало и Египет, снабжая его 25-ю династию . Современниками им являются археологические останки другой культурной группы — «панмогильных людей». Их отождествляли с Меджаем письменных источников. [5] Связанные с ними места были обнаружены в Хор-Арбаате и Эрковите в центре современной Бежи. [6] Факты свидетельствуют о том, что лишь меньшинство «людей пан-могил» жило в долине Нила, где они существовали в небольших общинах-анклавах среди египтян и населения C-группы, периодически использовавшись в качестве разведчиков пустыни, воинов или шахтеров. [5] Большинство из них, вероятно, были кочевниками по пустыне, разводящими ослов, овец и коз. После 600 г. до н.э. Напатанская династия группы C потеряла контроль над Египтом, а также над тогдашней довольно пустынной Нижней Нубией. Последняя территория впоследствии в течение четырех столетий оставалась более или менее без постоянных поселений. Основным объяснением отсутствия оседлого населения в Нижней Нубии стало высыхание этой части мира. [7] что затрудняет сельское хозяйство в речных долинах. Из-за климатических изменений уровень Нила понизился до такой степени, что это можно было компенсировать только в начале первого века нашей эры, когда Сакия . было разработано водяное колесо [8] До этого эта территория была малонаселена кочевниками пустыни. В политическом отношении это была «своего рода нейтральная полоса, где караваны, если им не был предоставлен значительный эскорт, доставлялись разбойникам». [9]
История
[ редактировать ]Люди, упоминаемые в греческих текстах как Блемми, возможно, имеют самое раннее упоминание как египетский Bwrꜣhꜣyw на кушитской стеле интронизации Анламани из Кавы в конце седьмого века до нашей эры. Изображение Бррама в петиции Эль-Хибы столетие спустя может отражать тот же корневой термин. Подобные термины повторяются в египетских источниках более поздних веков с более определенным соответствием греческому этимону Блеммиес . [10] На коптском языке Ⲃⲁⲗⲛⲉⲙⲙⲱⲟⲩⲓ, Balnemmōui , широко считается эквивалентом греческого Βλέμμυης, Blémmuēs . [11]
Греческий термин впервые появляется в третьем веке до нашей эры в одном из стихотворений Феокрита и у Эратосфена , который цитируется в ( Страбона «Географии» первый век нашей эры). [3] [12] Эратосфен описал Блемми как живущих вместе с Мегабароями на земле между Нилом и Красным морем к северу от Мероэ . Сам Страбон, располагая их к югу от Сиены (Асуан), описывает их как кочевых налетчиков, но не воинственных. В более поздних произведениях блемми стереотипно описываются как варвары, живущие к югу от Египта. Помпоний Мела и Плиний Старший описывали их как обезглавленных существ с лицами на груди . [3]
Культурная и военная мощь Блемми начала расти до такого уровня, что в 193 году Песценний Нигер царя Блемми попросил фиванского помочь ему в битве против римского императора Септимия Севера . [ нужна ссылка ] В 250 году римский император Деций приложил немало усилий, чтобы разгромить вторгшуюся армию Блемми. [13] Несколько лет спустя, в 253 году, они снова напали на Верхний Египет ( Фиваиду ), но были быстро разбиты. году они снова потерпели поражение от римского префекта Фирмуса , который позже в 273 году восстал против Империи и королевы Пальмирской империи Зенобии В 265 с помощью самих Блемми. Говорят, что блеммии объединили свои силы с пальмирцами против римлян в битве при Пальмире в 273 году. [13]
Римскому полководцу Марку Аврелию Пробу потребовалось некоторое время, чтобы разгромить узурпаторов вместе со своими союзниками, но он не смог предотвратить оккупацию Фиваиды блемми. Это означало новую войну и почти полное уничтожение армии Блемми (279–280). [13] [14] [15]
Во время правления Диоклетиана провинция Верхнего Египта, Фиваида , была вновь оккупирована блеммиями. В 298 году Диоклетиан заключил мир с племенами нобатов и блемми, согласившись, что Рим переместит свои границы на север, в Филе (Южный Египет, к югу от Асуана) и будет платить этим двум племенам ежегодное золотое содержание. [16] [13]
Язык
[ редактировать ]Многие исследователи предположили, что язык Блемми был предком современного беджа . Фрэнсис Ллевеллин Гриффит определил, что язык остракона, обнаруженного в Саккаре , «вероятно, принадлежит языку Блемми». [17] Нубиолог Джеральд М. Браун и лингвист Клаус Ведекинд пытались продемонстрировать, что этот язык является предком беджа, и оба придерживались мнения, что он представляет собой фрагмент 30-го псалма . [18] [19] [20]
Египтолог Гельмут Сатцингер проанализировал имена Блеммиан из египетских, греческих и коптских источников и аналогичным образом пришел к выводу, что язык Блеммиан является предком Беджи. [21] [22]
Мероитист и археолог Клод Рилли соглашается:
Блеммийский язык настолько близок к современному беджа, что, вероятно, является не чем иным, как ранним диалектом того же языка. В этом случае блемми можно рассматривать как особое племя меджаев. [23]
Культура
[ редактировать ]Блемми занимали значительную территорию на территории современного Судана. Здесь было несколько важных городов, таких как Фарас , Калабша , Баллана и Аниба. Все они были укреплены стенами и башнями из египетских, эллинских, римских и нубийских элементов.
Калабша станет столицей Блемми. [24] Культура Блемми также находилась под влиянием меройской культуры, и их религия была сосредоточена в храмах Калабши и Филе. солнечному львиноподобному божеству по имени Мандулис Бывшее здание представляло собой огромный местный архитектурный шедевр, где поклонялись . Филы были местом массового паломничества с храмами Исиды , Мандулиса и Анура . Именно здесь римские императоры Август и Траян внесли большой вклад, построив новые храмы, площади и монументальные сооружения. [25]
Религия
[ редактировать ]Большая часть нашей информации о религиозных практиках Блемми получена из надписей в храмах Филе и Калабше, а также из римских и египетских рассказов о поклонении Исиде в Филах. Мандулису поклонялись в Калабше. Дополнительные культовые общества были посвящены богам Абене, Амати и Хопану. [26] Согласно Прокопию , блеммии также поклонялись Осирису и Приапу . Прокопий также утверждает, что Блемми приносили человеческие жертвы солнцу. [27]
Письма Гебелейна начала шестого века предполагают, что некоторая часть населения Блемми обратилась в христианство. [28]
Блеммианское королевство
[ редактировать ]И в надписях Блемми на греческом языке, и в записях греков и римлян Блемми упоминаются как имеющие βασιλισκοι и βασιλῆς, эти термины обычно относятся к королям. Из-за этого Блемми часто описывают как обладателей королевства. Некоторые историки настроены скептически: Ласло Тёрёк пишет, что «этот термин не следует интерпретировать узко, сомнительно, что когда-либо существовало одно централизованное королевство Блеммиан; более вероятно, что существовало несколько племенных «государств», развивавшихся в направлении своего рода иерархического единства». [29]
В трудах Блемми упоминаются различные королевские чиновники, которые, казалось, были выстроены в иерархию. Ниже царей стояли филархи — вожди отдельных племен. Среди других должностных лиц - заместители начальников, судебные чиновники и писцы. Короли Блемми имели право взимать налоги и предоставлять льготы, а также иметь власть над территорией.
Из исторических источников известны следующие короли Блемми: [30]
- Тамал (начало 4 или 5 века)
- Исемне
- Отвращение
- Фонен (ок. 450 г.)
- Pokatimne
- Харахен
- Барахия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вассилиос Кристидес (1980), «Этнические движения в Южном Египте и Северном Судане: Блеммиес-Бежа в позднеантичном и раннем арабском Египте до 707 года нашей эры», Listy filologické , 103 (3): 129–143, JSTOR 23464092 .
- ^ Дерек Уэлсби (2002), Средневековые королевства Нубии: язычники, христиане и мусульмане вдоль Среднего Нила , Британский музей , стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б с Джитсе Х.Ф. Дейкстра (2013), «Блеммис», Энциклопедия древней истории , Уайли, стр. 1145–1146 .
- ^ Джитсе Х. Ф. Дейкстра (2018), «Блеммис», Оксфордский словарь поздней античности , том. 1, Издательство Оксфордского университета, с. 253 .
- ^ Jump up to: а б Оба 1986: 17 f
- ^ Аркелл 1955: 78
- ^ Оба 1986: 18-19.
- ^ Карлссон и Ван Гервен 1979: 55
- ^ ДАЛЬ, ГУДРУН (2006). «Доколониальная Бежа: Периферия на распутье» (PDF) . Ньяс.Хельсинки . Архивировано (PDF) из оригинала 10 июня 2007 г.
- ^ Барнард, Ганс (2005). «Сир, я не па-де-Блемми: переоценка исторических и археологических данных». В Старки, Джанет (ред.). Люди Красного моря: материалы второго проекта «Красное море», состоявшегося в Британском музее в октябре 2004 г. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 23–40. ISBN 1-84171-833-5 .
- ^ Эйде, Тормод; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, изд. Fontes Historiae Nubiorum, Том III: От первого до шестого века нашей эры . Берген: Кафедра классической филологии, России и религиоведения, секция греческой, латыни и египтологии Бергенского университета. стр. 1108. ISBN 82-91626-07-3 .
- ^ Эйде, Тормод; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, изд. Fontes Historia Nubiorum, Том II: С середины пятого до первого века до нашей эры . Берген: Кафедра классической филологии, России и религиоведения, секция греческой, латыни и египтологии Бергенского университета. стр. 560, 569. ISBN. 82-91626-01-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Моркот, Роберт Г. (7 июня 2010 г.). Древнеегипетская война от А до Я. Пугало Пресс. ISBN 978-1-4616-7170-1 .
- ^ Буркхардт, Джейкоб (14 декабря 2018 г.). Эпоха Константина Великого (1949) . Рутледж. ISBN 978-0-429-87021-7 .
- ^ Ужасно, Бедрих (1970). Восточный архив .
- ^ Согласно Диоклетиану # Конфликт на Балканах и в Египте, версия от 23 сентября 2011 г.
- ^ Кибелл, Дж. Э. (1909). Раскопки в Саккаре (1907–1908) . Каир: Французский институт восточной археологии. п. 109.
- ^ Браун, Джеральд (2003). Блеммианский текст христианской эпохи . Шампанское.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Браун, Джеральд (март 2004 г.). «Блеммис и Бежа». Классический обзор . 54 (1): 226–228. дои : 10.1093/cr/54.1.226 .
- ^ Ведекинд, Клаус (2010). «Подробнее об остраконе Textus Blemmyicus Брауна». Анналы: Отдел Азии, Африки и Средиземноморья, Восточный отдел . 70 :73–81.
- ^ Затцингер, Хельмут (1992). «Личные имена Блеммьернов в коптских и греческих текстах: орфографический и фонетический анализ». В Эберманне, Э.; Зоммерауэр, ER; Томанек, К.Е. (ред.). Сравнительные африканские исследования. Лингвоисторические и литературные очерки в честь Ганса Г. Мукаровского к его 70-летию . Вена: Афро-паб. стр. 313–324. ISBN 3850430618 .
- ^ Затцингер, Хельмут (2012). Варварские имена на остраках из Восточной пустыни (III век н.э.) . «Внутри и снаружи: взаимодействие между Римом и народами на арабских и египетских границах в поздней античности (200–800 гг. н.э.). Оттава.
- ^ Рилли, Клод (2019). «Языки Древней Нубии». В Рауэ, Дитрих (ред.). Справочник Древней Нубии . Берлин: Де Грюйтер. стр. 133–134. ISBN 978-3-11-041669-5 .
- ^ Энгстрем, Барби (1984). Египет и круиз по Нилу . Куриос Пресс. ISBN 978-0-916588-05-2 .
- ^ Регула, ДеТраси, 1960- (1995). Тайны Исиды: ее поклонение и магия (1-е изд.). Сент-Пол, Миннесота: Ллевеллин. ISBN 1-56718-560-6 . ОСЛК 33079651 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Эйде, Тормод; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, ред. (1998). Fontes Historiae Nubiorum: Текстовые источники по истории региона Среднего Нила между восьмым веком до нашей эры и шестым веком нашей эры, том. III: С первого по шестой век нашей эры . Берген: Бергенский университет. стр. 1132–1138. ISBN 82-91626-07-3 .
- ^ Эйде, Тормод; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, ред. (1998). Fontes Historiae Nubiorum: Текстовые источники по истории региона Среднего Нила между восьмым веком до нашей эры и шестым веком нашей эры, том. III: С первого по шестой век нашей эры . Берген: Бергенский университет. п. 1191. ИСБН 82-91626-07-3 .
- ^ Эйде, Тормод; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, ред. (1998). Fontes Historiae Nubiorum: Текстовые источники по истории региона Среднего Нила между восьмым веком до нашей эры и шестым веком нашей эры, том. III: С первого по шестой век нашей эры . Берген: Бергенский университет. стр. 1196–1216. ISBN 82-91626-07-3 .
- ^ Эйде, Тормод; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, ред. (1998). Fontes Historiae Nubiorum: Текстовые источники по истории региона Среднего Нила между восьмым веком до нашей эры и шестым веком нашей эры, том. III: С первого по шестой век нашей эры . Берген: Бергенский университет. п. 1087. ИСБН 82-91626-07-3 .
- ^ Эйде, Тормод; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, ред. (1998). Fontes Historiae Nubiorum: Текстовые источники по истории региона Среднего Нила между восьмым веком до нашей эры и шестым веком нашей эры, том. III: С первого по шестой век нашей эры . Берген: Бергенский университет. стр. 1131, 1198. ISBN. 82-91626-07-3 .