Приап
Приап | |
---|---|
Бог плодородия, овощей, природы, домашнего скота, фруктов, пчеловодства, секса, гениталий, мужественности и садов. | |
![]() Фреска Приапа, Дом Веттиев , Помпеи. | |
Символ | Осел, цветы, фрукты, овощи, рыба, пчелы |
Генеалогия | |
Родители | Дионис и Афродита ; Гермес и Афродита; Дионис и Хиона ; Зевс и Афродита Кастрюля |
Братья и сестры | Хариты , Эрос , Гермафродит , Гименей , Пан , сатиры |
В греческой мифологии Приап ( / pr aɪ ˈ eɪ p ə s / ; [1] Древнегреческий : Πρίαπος , Priapos ) — второстепенный деревенский бог плодородия , покровитель скота , плодовых растений, садов и мужских половых органов . Приап отличается чрезмерной постоянной эрекцией , что дало начало медицинскому термину «приапизм» . Он стал популярной фигурой в римском эротическом искусстве и латинской литературе , а также является героем зачастую юмористически непристойного сборника стихов под названием « Приапея» .
Мифология
[ редактировать ]Отношения с другими божествами
[ редактировать ]В различных источниках Приап описывался как сын Афродиты от Диониса ; [2] как сын Диониса и Хионы ; [3] возможно, как отец или сын Гермеса ; [4] или как сын Зевса или Пана . [5] По преданию, Гера прокляла его неудобным импотенцией (он не мог выдержать эрекции, когда наступало время полового акта), уродством и нечистоплотностью, пока он был еще в утробе Афродиты, в отместку за героя Париса, посмевшего его осудить. Афродита красивее Геры. [6] По другой версии, гнев и проклятие Геры были вызваны тем, что ребенком был ее муж Зевс. [7] Другие боги отказались позволить ему жить на горе Олимп и сбросили его на Землю, оставив на склоне холма. В конце концов его нашли пастухи и воспитали они.
Приап присоединился к Пану и сатирам как дух плодородия и роста, хотя его постоянно разочаровывало свое бессилие. В непристойном анекдоте, рассказанном Овидием, [8] он попытался изнасиловать богиню Гестию, но ему помешал осел , чей рев заставил его потерять эрекцию в критический момент и разбудил Гестию. Этот эпизод породил у него устойчивую ненависть к ослам и готовность увидеть, как их убивают в его честь. [9] Эмблемой его похотливой натуры была его постоянная эрекция и большой пенис. Другой миф гласит, что он преследовал нимфу Лотису, пока боги не сжалились над ней и не превратили ее в лотос . [10]
«Приапос» — это титул, данный Эросу Фанесу в орфическом гимне Протогону, «первенцу» греков, пришедшему из Космического Яйца . [11] В Орфическом гимне Дионису [12] Дионис получил эпитеты, подобные Протогону, и считался воплощением Протогона. [13] поэтому его считали одновременно отцом бога плодородия Приапа, а также воплощением изначального Приапа.
Другие работы
[ редактировать ]Помимо упомянутого выше сборника, известного как « Приапея» , Приап был частой фигурой в латинских эротических или мифологических стихах.
В Овидия « Фасти » [14] нимфа . Лотида заснула пьяным сном на пиру, и Приап воспользовался случаем, чтобы напасть на нее Он незаметно приблизился, и прежде чем он успел обнять ее, осел Силена предупредил группу «хриплым ревом». Лотис проснулась и оттолкнула Приапа, но ее единственным настоящим спасением было превращение в лотосовое дерево . Чтобы наказать осла за то, что он упустил свой шанс, Приап забил его до смерти своим гигантским фаллосом. Когда та же история рассказывается позже в той же книге, Лотис заменяется девственной богиней Гестией , которая избегает превращения в дерево, когда другие олимпийцы приходят ей на помощь. [15] Анекдот Овидия послужил объяснением того, почему ослов приносили в жертву Приапу в городе Лампсаке на Геллеспонте, где ему поклонялись среди потомков Гермеса . [16]
Однажды осел, которому Дионис научил человеческую речь, вызвал Приапа на состязание о том, у кого из них будет лучший пенис . Приап выиграл состязание, а затем убил осла, которого Дионис поместил среди звезд. [17] [18] [19]
Поклонение и атрибуты
[ редактировать ]

Первое дошедшее до нас упоминание о Приапе содержится в одноименной комедии «Приап» , написанной в IV веке до нашей эры Ксенархом . которому поклонялись греческие колонисты в Лампсаке в Малой Азии , распространился на материковую Грецию и, в конечном итоге, на Италию в III веке до нашей эры. Первоначально культ Приапа, [20] Лукиан ( «De saltatione» ) сообщает, что в Вифинии Приап считался воинственным богом, деревенским наставником младенца Ареса , «который научил его сначала танцам, а только потом войне», — Карл Кереньи . заметил [21] Арнобий осознает важность, которую придавал Приапу этот регион близ Геллеспонта . [22] Также Павсаний отмечает:
Этому богу поклоняются там, где пасутся козы и овцы или есть рои пчел; но жители Лампсака почитают его более любого другого бога, называя его сыном Диониса и Афродиты. [23]
В поздней античности его поклонение означало не что иное, как культ изощренной порнографии. [24]
За пределами его «родного» региона в Малой Азии горожане считали Приапа чем-то вроде шутки. Однако он играл более важную роль в сельской местности, где его считали божеством-хранителем. Его считали богом-покровителем моряков, рыбаков и других людей, нуждающихся в удаче, и считалось, что его присутствие предотвращает сглаз . [25]
Судя по всему, у Приапа не было организованного культа, и ему поклонялись в основном в садах или домах, хотя есть свидетельства о существовании храмов, посвященных этому богу. Его жертвенным животным был осел , но сельскохозяйственные подношения (такие как фрукты, цветы, овощи и рыба) также были очень распространены. [20]
Спустя долгое время после падения Рима и возникновения христианства Приап продолжал считаться символом здоровья и плодородия. 13-го века В «Хрониках Ланеркоста» , истории северной Англии и Шотландии, записано, что « брат- цистерцианец- мирянин » воздвиг статую Приапа ( simulacrm Priapi staticere ) в попытке положить конец вспышке болезней крупного рогатого скота. [26]
В 1980-х годах Д.Ф. Кэссиди основал церковь Св. Приапа как современную церковь, ориентированную на поклонение фаллосу . [27] [28]
Покровитель торгового мореплавания
[ редактировать ]Роль Приапа как бога-покровителя моряков-торговцев в Древней Греции и Риме заключалась в защите и помощнике мореплавателя. Недавние свидетельства кораблекрушения содержат апотропные предметы, которые моряки взяли на борт в виде терракотового фаллоса, деревянной фигурки Приапа и бронзовых ножен от военного тарана. Функция Приапа, совпадающая с использованием деревянных приапических маркеров, возведенных в местах опасного прохода или в определенных местах высадки моряков, гораздо более обширна, чем считалось ранее. [29]
Хотя Приап обычно ассоциируется с неудавшимися попытками изнасилования нимф Лотиды и Весты в комедии Овидия «Фасти». [30] и довольно легкомысленное обращение с божеством в городских условиях, защитные качества Приапа можно проследить до значения, придаваемого фаллосу в древние времена (особенно его связь с плодородием и защитой сада). [29] В Греции считалось, что фаллос обладает собственным разумом, подобным животному, отдельным от разума и контроля человека. [31] Фаллос также связан с «владением и территориальным разграничением» во многих культурах, что объясняет другую роль Приапа как навигационного божества. [29]
Изображения
[ редактировать ]
Знаковым атрибутом Приапа был его приапизм (постоянно эрегированный пенис ); он, вероятно, поглотил некоторых ранее существовавших итифаллических божеств по мере развития своего культа. Его изображали по-разному, чаще всего как деформированную фигуру, похожую на гнома, с огромным стоячим фаллосом. Статуи Приапа были распространены в Древней Греции и Риме и стояли в садах. Афиняне . часто отождествляли Приапа с Гермесом , богом границ, и изображали гибридное божество с крылатым шлемом, сандалиями и огромной эрекцией [10]
Еще одним атрибутом Приапа был серп, который он часто носит в правой руке. Этот инструмент использовался, чтобы угрожать ворам, несомненно, кастрацией: [32] [33] Гораций ( Сб. 1.8.1–7) пишет: [34]
Когда-то я был толстым деревом, бесполезным деревом, | Когда-то я был стволом фиги, бесполезным куском дерева, |
был собран ряд эпиграмм , написанных, по-видимому, как бы для украшения святынь Приапа В Приапее . В них Приап часто угрожает сексуальным насилием потенциальным ворам: [35]
Падай, мальчик, предупреждаю тебя; блин, девочка; | Предупреждаю тебя, мальчик, ты облажаешься; девушка, с тобой переспят; |
Если женщина украдет у меня, | Если у меня украдет женщина, или мужчина, или мальчик, |
Он пройдет через средних мальчиков и средних девочек. | Мой член пройдет сквозь средь парней и средь девчонок, |
Сохранился ряд римских картин Приапа. Одно из самых известных изображений Приапа — изображение из Дома Веттиев в Помпеях . Фреска . изображает бога, взвешивающего свой фаллос на большом мешке с монетами В соседнем Геркулануме за барной стойкой раскопана закусочная с изображением Приапа, очевидно, как символ удачи для клиентов. [ нужна ссылка ]
Современные производные
[ редактировать ]Медицинская терминология
[ редактировать ]Заболевание приапизм получило свое название от Приапа, намекая на постоянно налитый кровью пенис бога.
Естественная история
[ редактировать ]- Группа червеобразных морских роющих животных, известная как Priapulidea, получила свое название от Приапа.
- Mutinus caninus , лесной гриб, получил свое название от римского имени Приапа ( Mutunus Tutunus ) из-за своей фаллической формы.
См. также
[ редактировать ]- Приапея
- Белл (Древний Рим)
- Латинская непристойность
- Сексуальность в Древнем Риме
- Карабига , Турция, ранее известная как Приап.
- Ричард Пейн Найт
- орхидея
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Приап» . Словарь Коллинза. нд . Проверено 24 сентября 2014 г.
- ^ Диодор Сицилийский, Историческая библиотека , 4.6.1; Павсаний, Описание Греции 9.31.2; Тибулл, Стихи, 1.4.7;
- ↑ Схолия к Феокриту , 1. 21.
- ^ Кереньи, Боги греков , 1951, с. 175, отмечая G. Kaibel, Epigrammata graeca ex lapidibuscollecta , 817, где имя другого бога, отца и сына Гермеса, скрыто; Гигин ( Fabulae 160) делает Гермеса отцом Пана.
- ^ "Приап". Оксфордский справочник мировой мифологии . Дэвид Лиминг. Издательство Оксфордского университета, 2004.
- ^ Разработка схолия об Аполлонии Родосском « Argonautica i. Замечания Керени о ревности Геры в данном случае «дешевая тема и уж точно не древняя» (Керени 1951, с.176).
- ^ "Приап". Суда онлайн. Тр. Росс Скейф. 10 августа 2014. Запись .
- ^ Овидий, Фасти , vi.319ff.
- ^ "Приап". «Кто есть кто в классической мифологии» , Рутледж. 2002.
- ^ Перейти обратно: а б «Приап». Блумсберийский словарь мифов . 1996.
- ^ «Орфический гимн Протогону (Theoi.com)» .
- ^ «Орфический гимн Дионису (Theoi.com)» .
- ^ Гатри, WKC (1993). Орфей и греческая религия - исследование орфического движения (Серия Боллингена в мировой мифологии (Мифы) под ред.). Принстон. п. 82. ИСБН 0691024995 .
- ^ Фасти, 2.391 и далее.
- ^ Овидий , Фасти 6.319–344 .
- ^ Гигин , Басни , 160.
- ^ Гигин , Астрономика 2.23.3
- ^ Фельдман, Луи Х. (1996). Исследования эллинистического иудаизма . Брилл. п. 203 . ISBN 90-04-10418-6 .
- ^ Эратосфен ; Гигин (2015). Мифы о созвездиях: с «Феноменами» Арата . Перевод Робина Харда. Издательство Оксфордского университета . п. 67 . ISBN 978-0-19-871698-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Роберт Кристофер Таунли Паркер. «Приап». Оксфордский классический словарь. Эд. Саймон Хорнблауэр и Энтони Спофорт. Издательство Оксфордского университета, 2003.
- ^ Кереньи, Боги греков , 1951, с. 154, также стр. 175–77.
- ↑ Высмеивая буквальные аспекты языческих богов, принявших человеческий облик, он упоминает «Геллеспонтского Приапа, носящегося среди богинь, девственниц и матрон, тех частей, которые всегда были готовы к встрече». (Арнобиус, Семь книг против язычников III.10 ( интернет-текст ).
- ^ Павсаний, Описание Греции 9.31.2 .
- ^ Марк П.О. Морфорд, Роберт Дж. Ленардон, Майкл Шам. (2011, 9-е изд.). «Классическая мифология» (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Oxford University Press) ISBN 978-0-19-539770-3
- ^ "Приап". Британская энциклопедия 2007 год
- ^ Ив Боннефуа, Римская и европейская мифологии , стр. 139–142. Издательство Чикагского университета, 1992. ISBN 0-226-06455-7
- ^ Дж. Гордон Мелтон (1996, 5-е изд.). Энциклопедия американских религий (Детройт, Мичиган: Гейл) ISBN 0-8103-7714-4 стр. 952.
- ^ Энди Ниберг, «Церковь Св. Приапа: организованная религия», The Advocate , сентябрь 1983 г., стр. 35–37.
- ^ Перейти обратно: а б с Нилсон III, Гарри Р. 2002. «Терракотовый фаллос с пизанского корабля E: еще одно свидетельство того, что божество Приапа было защитником греческих и римских мореплавателей». Международный журнал морской археологии 31.2: 248–253.
- ^ Фантэм, Элейн. 1983. «Сексуальная комедия в Фасти Овидия: источники и мотивация». Гарвардские исследования классической филологии 87: 185.
- ^ Чапо, Эрик. 1997. «Верховая езда на фаллосе для Диониса: иконология, ритуал и гендерно-ролевая де/конструкция». Финикс 51,3/4: 260.
- ^ деМауз, Ллойд (редактор) (1976), История детства , стр. 46.
- ^ О серпе, используемом для кастрации жертвенных животных, см. Burkert, Walter (1983) Homo Necans: The Anthropology of древнегреческих ритуалов и мифов , перевод Питера Бинга, стр. 68, цитируя Марсьяля 3.24.
- ^ Моул, Вирджиния (2016). «Источник Приапа в Оде Коули «Королевскому обществу» (1667)» , с. 3.
- ^ Крейг А. Уильямс, Римский гомосексуализм: идеологии мужественности в классической античности , с. 21 . Издательство Оксфордского университета, США, 1999. ISBN 0-19-512505-3
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Эмерсон-младший «Hortus Inconclusus: Значение Приапа, Пирама и Фисбы в «Сказке купца». Обзор Чосера 4.1 (1970): 31–40.
- «Приап и парламент Фулиса». Исследования по филологии 72 (1975): 258–74.
- Коронато, Рокко. «Появление приапизма у двух джентльменов из Вероны». В книге «Протей: Язык метаморфозы» под ред. Карла Денте, Джордж Ферзоко, Мириам Гилл и Марина Спунта. Олдершот: Эшгейт, 2005, глава 8, 93–101.
- Делор, Фредерик. « Приап ». 2009. В словаре классической мифологии Шекспира (2009–), изд. Ив Пейре.
- «О, разница человека и человека!» (IV.ii.26): Генитальные ссылки и различия в «Короле Лире» в журнале «Вокруг короля Лира» , изд. А. Лафон и М.-К. Муньос с Ф. Делором. Монпелье: IRCL, февраль 2009 г.
- Румяна и набухания в шекспировском воображении и культуре Возрождения , типизированная диссертация (доктор философии). Монпелье: Университет Монпелье III – Поль Валери, 2008.
- Франц, Дэвид О. «Леуд Приапиан и порнография эпохи Возрождения». SEL: Исследования по английской литературе 1500–1900 12, № 1 (зима 1972 г.): 157–72.
- Морель, Филипп. «Приапе в эпоху Возрождения: гирлянды Джованни да Удине в Фарнезине». Обзор статьи 69 (1985): 13–28.
- Пейре, Ив. «Денатурированный Приап: Заметки об Apotheseos… Deorum Libri Tres Жоржа Пиктора и их английская адаптация Стивена Бэтмена». Латинские влияния в Европе (Cahiers de l’Europe Classique et Neo-Latine). Тулуза: Travaux de l’Université de Toulouse – Le Mirail, A.23 (1983): 61–87.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Словарное определение Приапа в Викисловаре
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Британская онлайн-энциклопедия
- Словарь греческой и римской биографии и мифологии. Архивировано 15 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- Приапос: греческий и мизийский бог садов и плодородия – Theoi Project
- Боги плодородия
- Приаписты
- Сельскохозяйственные боги
- Дети Афродиты
- Дети Диониса
- Дети Зевса
- Греческие боги
- Сексуальность в Древнем Риме
- Фаллические символы
- Деяния Геры
- ЛГБТ-темы в греческой мифологии
- Мифологические греческие наставники богов
- Сельскохозяйственные божества
- Ослиные божества
- Дети Гермеса
- Сексуальность в Древней Греции