Jump to content

Приап

Послушайте эту статью
Приап
Бог плодородия, овощей, природы, домашнего скота, фруктов, пчеловодства, секса, гениталий, мужественности и садов.
Фреска Приапа, Дом Веттиев , Помпеи.
Символ Осел, цветы, фрукты, овощи, рыба, пчелы
Генеалогия
Родители Дионис и Афродита ;
Гермес и Афродита;
Дионис и Хиона ;
Зевс и Афродита
Кастрюля
Братья и сестры Хариты , Эрос , Гермафродит , Гименей , Пан , сатиры

В греческой мифологии Приап ( / pr ˈ p ə s / ; [1] Древнегреческий : Πρίαπος , Priapos ) — второстепенный деревенский бог плодородия , покровитель скота , плодовых растений, садов и мужских половых органов . Приап отличается чрезмерной постоянной эрекцией , что дало начало медицинскому термину «приапизм» . Он стал популярной фигурой в римском эротическом искусстве и латинской литературе , а также является героем зачастую юмористически непристойного сборника стихов под названием « Приапея» .

Мифология

[ редактировать ]

Отношения с другими божествами

[ редактировать ]

В различных источниках Приап описывался как сын Афродиты от Диониса ; [2] как сын Диониса и Хионы ; [3] возможно, как отец или сын Гермеса ; [4] или как сын Зевса или Пана . [5] По преданию, Гера прокляла его неудобным импотенцией (он не мог выдержать эрекции, когда наступало время полового акта), уродством и нечистоплотностью, пока он был еще в утробе Афродиты, в отместку за героя Париса, посмевшего его осудить. Афродита красивее Геры. [6] По другой версии, гнев и проклятие Геры были вызваны тем, что ребенком был ее муж Зевс. [7] Другие боги отказались позволить ему жить на горе Олимп и сбросили его на Землю, оставив на склоне холма. В конце концов его нашли пастухи и воспитали они.

Приап присоединился к Пану и сатирам как дух плодородия и роста, хотя его постоянно разочаровывало свое бессилие. В непристойном анекдоте, рассказанном Овидием, [8] он попытался изнасиловать богиню Гестию, но ему помешал осел , чей рев заставил его потерять эрекцию в критический момент и разбудил Гестию. Этот эпизод породил у него устойчивую ненависть к ослам и готовность увидеть, как их убивают в его честь. [9] Эмблемой его похотливой натуры была его постоянная эрекция и большой пенис. Другой миф гласит, что он преследовал нимфу Лотису, пока боги не сжалились над ней и не превратили ее в лотос . [10]

«Приапос» — это титул, данный Эросу Фанесу в орфическом гимне Протогону, «первенцу» греков, пришедшему из Космического Яйца . [11] В Орфическом гимне Дионису [12] Дионис получил эпитеты, подобные Протогону, и считался воплощением Протогона. [13] поэтому его считали одновременно отцом бога плодородия Приапа, а также воплощением изначального Приапа.

Другие работы

[ редактировать ]

Помимо упомянутого выше сборника, известного как « Приапея» , Приап был частой фигурой в латинских эротических или мифологических стихах.

В Овидия « Фасти » [14] нимфа . Лотида заснула пьяным сном на пиру, и Приап воспользовался случаем, чтобы напасть на нее Он незаметно приблизился, и прежде чем он успел обнять ее, осел Силена предупредил группу «хриплым ревом». Лотис проснулась и оттолкнула Приапа, но ее единственным настоящим спасением было превращение в лотосовое дерево . Чтобы наказать осла за то, что он упустил свой шанс, Приап забил его до смерти своим гигантским фаллосом. Когда та же история рассказывается позже в той же книге, Лотис заменяется девственной богиней Гестией , которая избегает превращения в дерево, когда другие олимпийцы приходят ей на помощь. [15] Анекдот Овидия послужил объяснением того, почему ослов приносили в жертву Приапу в городе Лампсаке на Геллеспонте, где ему поклонялись среди потомков Гермеса . [16]

Однажды осел, которому Дионис научил человеческую речь, вызвал Приапа на состязание о том, у кого из них будет лучший пенис . Приап выиграл состязание, а затем убил осла, которого Дионис поместил среди звезд. [17] [18] [19]

Поклонение и атрибуты

[ редактировать ]
Приап изображен с атрибутами Меркурия на фреске, найденной в Помпеях.
Бронзовый бюст Приапа, римлянин, 100 г. до н.э., найденный на вилле Папири в Геркулануме.

Первое дошедшее до нас упоминание о Приапе содержится в одноименной комедии «Приап» , написанной в IV веке до нашей эры Ксенархом . которому поклонялись греческие колонисты в Лампсаке в Малой Азии , распространился на материковую Грецию и, в конечном итоге, на Италию в III веке до нашей эры. Первоначально культ Приапа, [20] Лукиан ( «De saltatione» ) сообщает, что в Вифинии Приап считался воинственным богом, деревенским наставником младенца Ареса , «который научил его сначала танцам, а только потом войне», — Карл Кереньи . заметил [21] Арнобий осознает важность, которую придавал Приапу этот регион близ Геллеспонта . [22] Также Павсаний отмечает:

Этому богу поклоняются там, где пасутся козы и овцы или есть рои пчел; но жители Лампсака почитают его более любого другого бога, называя его сыном Диониса и Афродиты. [23]

В поздней античности его поклонение означало не что иное, как культ изощренной порнографии. [24]

За пределами его «родного» региона в Малой Азии горожане считали Приапа чем-то вроде шутки. Однако он играл более важную роль в сельской местности, где его считали божеством-хранителем. Его считали богом-покровителем моряков, рыбаков и других людей, нуждающихся в удаче, и считалось, что его присутствие предотвращает сглаз . [25]

Судя по всему, у Приапа не было организованного культа, и ему поклонялись в основном в садах или домах, хотя есть свидетельства о существовании храмов, посвященных этому богу. Его жертвенным животным был осел , но сельскохозяйственные подношения (такие как фрукты, цветы, овощи и рыба) также были очень распространены. [20]

Спустя долгое время после падения Рима и возникновения христианства Приап продолжал считаться символом здоровья и плодородия. 13-го века В «Хрониках Ланеркоста» , истории северной Англии и Шотландии, записано, что « брат- цистерцианец- мирянин » воздвиг статую Приапа ( simulacrm Priapi staticere ) в попытке положить конец вспышке болезней крупного рогатого скота. [26]

В 1980-х годах Д.Ф. Кэссиди основал церковь Св. Приапа как современную церковь, ориентированную на поклонение фаллосу . [27] [28]

Покровитель торгового мореплавания

[ редактировать ]

Роль Приапа как бога-покровителя моряков-торговцев в Древней Греции и Риме заключалась в защите и помощнике мореплавателя. Недавние свидетельства кораблекрушения содержат апотропные предметы, которые моряки взяли на борт в виде терракотового фаллоса, деревянной фигурки Приапа и бронзовых ножен от военного тарана. Функция Приапа, совпадающая с использованием деревянных приапических маркеров, возведенных в местах опасного прохода или в определенных местах высадки моряков, гораздо более обширна, чем считалось ранее. [29]

Хотя Приап обычно ассоциируется с неудавшимися попытками изнасилования нимф Лотиды и Весты в комедии Овидия «Фасти». [30] и довольно легкомысленное обращение с божеством в городских условиях, защитные качества Приапа можно проследить до значения, придаваемого фаллосу в древние времена (особенно его связь с плодородием и защитой сада). [29] В Греции считалось, что фаллос обладает собственным разумом, подобным животному, отдельным от разума и контроля человека. [31] Фаллос также связан с «владением и территориальным разграничением» во многих культурах, что объясняет другую роль Приапа как навигационного божества. [29]

Изображения

[ редактировать ]
Галло-римская бронзовая статуэтка (около 1 века н.э.) Приапа (или Genius cucullatus? ), обнаруженная в Пикардии , северная Франция, сделанная из двух частей, верхняя часть скрывает гигантский фаллос.

Знаковым атрибутом Приапа был его приапизм (постоянно эрегированный пенис ); он, вероятно, поглотил некоторых ранее существовавших итифаллических божеств по мере развития своего культа. Его изображали по-разному, чаще всего как деформированную фигуру, похожую на гнома, с огромным стоячим фаллосом. Статуи Приапа были распространены в Древней Греции и Риме и стояли в садах. Афиняне . часто отождествляли Приапа с Гермесом , богом границ, и изображали гибридное божество с крылатым шлемом, сандалиями и огромной эрекцией [10]

Еще одним атрибутом Приапа был серп, который он часто носит в правой руке. Этот инструмент использовался, чтобы угрожать ворам, несомненно, кастрацией: [32] [33] Гораций ( Сб. 1.8.1–7) пишет: [34]

был собран ряд эпиграмм , написанных, по-видимому, как бы для украшения святынь Приапа В Приапее . В них Приап часто угрожает сексуальным насилием потенциальным ворам: [35]

Сохранился ряд римских картин Приапа. Одно из самых известных изображений Приапа — изображение из Дома Веттиев в Помпеях . Фреска . изображает бога, взвешивающего свой фаллос на большом мешке с монетами В соседнем Геркулануме за барной стойкой раскопана закусочная с изображением Приапа, очевидно, как символ удачи для клиентов. [ нужна ссылка ]

Современные производные

[ редактировать ]

Медицинская терминология

[ редактировать ]

Заболевание приапизм получило свое название от Приапа, намекая на постоянно налитый кровью пенис бога.

Естественная история

[ редактировать ]
  • Группа червеобразных морских роющих животных, известная как Priapulidea, получила свое название от Приапа.
  • Mutinus caninus , лесной гриб, получил свое название от римского имени Приапа ( Mutunus Tutunus ) из-за своей фаллической формы.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Приап» . Словарь Коллинза. нд . Проверено 24 сентября 2014 г.
  2. ^ Диодор Сицилийский, Историческая библиотека , 4.6.1; Павсаний, Описание Греции 9.31.2; Тибулл, Стихи, 1.4.7;
  3. Схолия к Феокриту , 1. 21.
  4. ^ Кереньи, Боги греков , 1951, с. 175, отмечая G. Kaibel, Epigrammata graeca ex lapidibuscollecta , 817, где имя другого бога, отца и сына Гермеса, скрыто; Гигин ( Fabulae 160) делает Гермеса отцом Пана.
  5. ^ "Приап". Оксфордский справочник мировой мифологии . Дэвид Лиминг. Издательство Оксфордского университета, 2004.
  6. ^ Разработка схолия об Аполлонии Родосском « Argonautica i. Замечания Керени о ревности Геры в данном случае «дешевая тема и уж точно не древняя» (Керени 1951, с.176).
  7. ^ "Приап". Суда онлайн. Тр. Росс Скейф. 10 августа 2014. Запись .
  8. ^ Овидий, Фасти , vi.319ff.
  9. ^ "Приап". «Кто есть кто в классической мифологии» , Рутледж. 2002.
  10. ^ Перейти обратно: а б «Приап». Блумсберийский словарь мифов . 1996.
  11. ^ «Орфический гимн Протогону (Theoi.com)» .
  12. ^ «Орфический гимн Дионису (Theoi.com)» .
  13. ^ Гатри, WKC (1993). Орфей и греческая религия - исследование орфического движения (Серия Боллингена в мировой мифологии (Мифы) под ред.). Принстон. п. 82. ИСБН  0691024995 .
  14. ^ Фасти, 2.391 и далее.
  15. ^ Овидий , Фасти 6.319–344 .
  16. ^ Гигин , Басни , 160.
  17. ^ Гигин , Астрономика 2.23.3
  18. ^ Фельдман, Луи Х. (1996). Исследования эллинистического иудаизма . Брилл. п. 203 . ISBN  90-04-10418-6 .
  19. ^ Эратосфен ; Гигин (2015). Мифы о созвездиях: с «Феноменами» Арата . Перевод Робина Харда. Издательство Оксфордского университета . п. 67 . ISBN  978-0-19-871698-3 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Роберт Кристофер Таунли Паркер. «Приап». Оксфордский классический словарь. Эд. Саймон Хорнблауэр и Энтони Спофорт. Издательство Оксфордского университета, 2003.
  21. ^ Кереньи, Боги греков , 1951, с. 154, также стр. 175–77.
  22. Высмеивая буквальные аспекты языческих богов, принявших человеческий облик, он упоминает «Геллеспонтского Приапа, носящегося среди богинь, девственниц и матрон, тех частей, которые всегда были готовы к встрече». (Арнобиус, Семь книг против язычников III.10 ( интернет-текст ).
  23. ^ Павсаний, Описание Греции 9.31.2 .
  24. ^ Марк П.О. Морфорд, Роберт Дж. Ленардон, Майкл Шам. (2011, 9-е изд.). «Классическая мифология» (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Oxford University Press) ISBN   978-0-19-539770-3
  25. ^ "Приап". Британская энциклопедия 2007 год
  26. ^ Ив Боннефуа, Римская и европейская мифологии , стр. 139–142. Издательство Чикагского университета, 1992. ISBN   0-226-06455-7
  27. ^ Дж. Гордон Мелтон (1996, 5-е изд.). Энциклопедия американских религий (Детройт, Мичиган: Гейл) ISBN   0-8103-7714-4 стр. 952.
  28. ^ Энди Ниберг, «Церковь Св. Приапа: организованная религия», The Advocate , сентябрь 1983 г., стр. 35–37.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Нилсон III, Гарри Р. 2002. «Терракотовый фаллос с пизанского корабля E: еще одно свидетельство того, что божество Приапа было защитником греческих и римских мореплавателей». Международный журнал морской археологии 31.2: 248–253.
  30. ^ Фантэм, Элейн. 1983. «Сексуальная комедия в Фасти Овидия: источники и мотивация». Гарвардские исследования классической филологии 87: 185.
  31. ^ Чапо, Эрик. 1997. «Верховая езда на фаллосе для Диониса: иконология, ритуал и гендерно-ролевая де/конструкция». Финикс 51,3/4: 260.
  32. ^ деМауз, Ллойд (редактор) (1976), История детства , стр. 46.
  33. ^ О серпе, используемом для кастрации жертвенных животных, см. Burkert, Walter (1983) Homo Necans: The Anthropology of древнегреческих ритуалов и мифов , перевод Питера Бинга, стр. 68, цитируя Марсьяля 3.24.
  34. ^ Моул, Вирджиния (2016). «Источник Приапа в Оде Коули «Королевскому обществу» (1667)» , с. 3.
  35. ^ Крейг А. Уильямс, Римский гомосексуализм: идеологии мужественности в классической античности , с. 21 . Издательство Оксфордского университета, США, 1999. ISBN   0-19-512505-3

Библиография

[ редактировать ]
  • Браун, Эмерсон-младший «Hortus Inconclusus: Значение Приапа, Пирама и Фисбы в «Сказке купца». Обзор Чосера 4.1 (1970): 31–40.
  • «Приап и парламент Фулиса». Исследования по филологии 72 (1975): 258–74.
  • Коронато, Рокко. «Появление приапизма у двух джентльменов из Вероны». В книге «Протей: Язык метаморфозы» под ред. Карла Денте, Джордж Ферзоко, Мириам Гилл и Марина Спунта. Олдершот: Эшгейт, 2005, глава 8, 93–101.
  • Делор, Фредерик. « Приап ». 2009. В словаре классической мифологии Шекспира (2009–), изд. Ив Пейре.
  • «О, разница человека и человека!» (IV.ii.26): Генитальные ссылки и различия в «Короле Лире» в журнале «Вокруг короля Лира» , изд. А. Лафон и М.-К. Муньос с Ф. Делором. Монпелье: IRCL, февраль 2009 г.
  • Румяна и набухания в шекспировском воображении и культуре Возрождения , типизированная диссертация (доктор философии). Монпелье: Университет Монпелье III – Поль Валери, 2008.
  • Франц, Дэвид О. «Леуд Приапиан и порнография эпохи Возрождения». SEL: Исследования по английской литературе 1500–1900 12, № 1 (зима 1972 г.): 157–72.
  • Морель, Филипп. «Приапе в эпоху Возрождения: гирлянды Джованни да Удине в Фарнезине». Обзор статьи 69 (1985): 13–28.
  • Пейре, Ив. «Денатурированный Приап: Заметки об Apotheseos… Deorum Libri Tres Жоржа Пиктора и их английская адаптация Стивена Бэтмена». Латинские влияния в Европе (Cahiers de l’Europe Classique et Neo-Latine). Тулуза: Travaux de l’Université de Toulouse – Le Mirail, A.23 (1983): 61–87.
[ редактировать ]
Послушайте эту статью ( 12 минут )
Продолжительность: 11 минут 33 секунды.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 7 января 2010 г. ( 2010-01-07 ) и не отражает последующие изменения.

Словарное определение Приапа в Викисловаре

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f2dfc203effe252524c34135755ef351__1719169680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/51/f2dfc203effe252524c34135755ef351.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Priapus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)