Мелия (супруга Аполлона)
Греческие божества ряд |
---|
Водные божества |
Нимфы |
В древнегреческой религии мифологии Мелия и ( древнегреческий : Μελία), дочь Титана Океана , была супругой Аполлона и матерью фиванского героя и пророка Тенеруса от Аполлона . Она также была матерью (или сестрой) Исмена , бога одноименной фиванской реки. Мелия была важной культовой фигурой в Фивах . Ей поклонялись в Исменионе, храме Аполлона в Фивах, и ее ассоциировали с близлежащим источником.
Мифология
[ редактировать ]конца VI — начала V века до нашей эры Фиванский поэт Пиндар сообщает нам, что Мелия, дочь Океана, была от Аполлона матерью фиванского героя и пророка Тенера . [1] В другом месте он называет ее «Мелией золотого веретена». [2] Греческий географ II века нашей эры Павсаний дает более полный отчет. [3] По словам Павсания, Мелия была похищена, и отец Мелии Океан приказал своему сыну Каанту найти ее. Каант нашел Мелию в Фивах , удерживаемую Аполлоном, но не сумев увести Мелию от Аполлона, Каант поджег святилище Аполлона, и Аполлон застрелил его. Павсаний говорит, что, кроме Тенера, которому Аполлон передал «искусство прорицания», у Мелии был еще один сын от Аполлона, Исмен , в честь которого была названа фиванская река Исмен. [4]
История Мелии и Каанфа, записанная Павсаином, является близкой параллелью более известной истории Европы и Кадма , основателя и первого царя Фив. Как и Мелия, Европа похищена олимпийским богом (в данном случае Зевсом ), а ее брат Кадм послан их отцом, чтобы вернуть Европу домой, и, как и Каант, Кадм терпит неудачу. [5] Как отмечает Фонтенроуз , существуют и другие очевидные совпадения между фиванскими мелиями и Европой. [6] Как и Мелия, Европа также была именем океаниды. [7] и Агенор , обычный отец Европы, имел, согласно мифографу пятого века до нашей эры Ферекиду , дочь по имени Мелия, которая была женой Даная , [8] в то время как, по словам мифографа Аполлодра, одну из жен Данаоса также звали Европой. [9]
Очевидно, существовали и другие версии истории фиванца Мелии. [10] Возможно, в некоторых традициях фиванцы Мелия и Исмен были братьями и сестрами, а не матерью и сыном. Схолиаст на Пиндаре говорит, что Исмен был братом Мелии. [11] Согласно папирусам Оксиринха , первое братоубийство произошло в Фивах, когда братья Мелии, Исмен и Клааит (испорченное или вариант Каанта?), сражались из-за нее. [12]
Версия истории Мелии, возможно, также касалась Фиванского Амфиона . [13] Ферекид говорит, что Мелия была именем одной из дочерей Амфиона и его жены Ниобы . [14] в то время как более поздние источники сообщают нам, что Исменом звали одного из их сыновей. [15] Как и Каант, Амфион был застрелен Аполлоном из-за нападения на его храм. [16]
веке Каллимах живший III , . н Поэт до в Гиганты , от Геи (Земли) и крови Урана (Неба), которая капала на Гею, когда Уран был кастрирован его сыном Кроносом . [17]
По мнению мифографа Аполлодора , мать Форонея , и Эгиалея , от ее брата, речного бога Инаха , также была дочерью Океана по имени Мелия . [18]
Культ
[ редактировать ]Мелия была важным объектом культового поклонения в Исменионе, главном святилище Аполлона Исмениоса в Фивах. [19] По крайней мере, в трех отдельных стихотворениях Пиндар упоминает Мелию в связи с фиванским святилищем. В одном из них он упоминает Исменион и «великолепный зал дочери Океана… Мелии». [20] В другом Пиндар вызывает местных героинь, дочерей Кадма, Семелу и Ино Левкотею , вместе с матерью Геракла , чтобы «присоединиться к Мелии у сокровищницы золотых треножников». [21] то есть в адитоне , внутреннем неприкосновенном святилище Исмениона, где были посвящены вотивные треножники. [22] Также в Исменионе Пиндар находит «бессмертное ложе [ λέχει ] Мелии». [23] детская кроватка, где рожала Мелия. [24] Источник возле Исмениона отождествлялся с Мелией, возможно, истоком реки Исмен, и, возможно, тем же источником, что и тот, который Павсаний упоминает как источник над Исменионом, у которого был похоронен ее брат Каант. [25]
Фиванцы вели свое происхождение от союза Аполлона и Мелии через героев Тенера и Исмена. По мнению Ларсона, в то время как их происхождение от Аполлона — панэллинского бога-олимпийца — повысило их престиж и связало их с другими греками, их происхождение от Мелии — нимфы, связанной с местным ландшафтом, — помогло установить их связь с землей, которую они населяли. . [26]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ларсон, стр. 40–41, 142; Пиндар , Паан 9 фр. 52k 34–46 (Race 1997b, стр. 292–295 ; Резерфорд, стр. 191–192 ); также Страбон , 9.2.34 , где говорится, что «Тенерикская равнина» была названа в честь Тенера, сына Мелии и Аполлона.
- ^ Пиндар , фр. 29 1 (Race 1997b, стр. 232, 233 ).
- ^ Ларсон, с. 142; Шахтер 1967, с. 4; Фонтенроуз, стр. 317–318 ; Павсаний , 9.10.5 , 6 , 9.26.1 .
- ^ Павсаний , 9.10.6 ; ср . Пиндар , фр. 29 1 (Race 1997b, стр. 232, 233 ). О фиванской реке Исмен см. Berman, p. 18 .
- ^ Ларсон, с. 142, описывает эту историю как «явно дублет более известного мифа» о Кадме и Европе; Шахтер 1967, с. 4 называет историю Мелии «подражанием» истории Кадма и Европы; см. также Schachter 1981, с. 79; Фонтенроуз, с. 318. Сравните с историей о Фиванском Амфионе (см. ниже).
- ^ Фонтенроуз, с. 318.
- ^ Гесиод , Теогония 357 ; Андрон Галикарнасский о. 7 Фаулер = FGrHist 10 F 7 (Фаулер 2013, стр. 13 ).
- ^ Ганц, с. 208; Ферекид бр. 21 Фаулер 2000, с. 289 = FGrHist 3 F 21 = Схолия на Аполлонии Родиусе , Аргонавтика 3.1177-87f.
- ^ Аполлодор , 2.1.5 .
- ^ Шахтер 1967, с. 4.
- ^ Ларсон, с. 304 н. 57; Фонтенроуз, с. 319; Схолия на Пиндаре , Пифийском 11.5–6 (Драхманн, стр. 254–255 ).
- ^ Шахтер 1967, с. 4; Фонтенроуз, с. 319; Oxyrhynchus Papyri X 1241.4.5–10 (Гренфелл и Хант, стр. 104: греческий текст , 109: перевод , 110: комментарий ).
- ^ Шахтер 1967, с. 4.
- ^ Фаулер 2013, с. 367 ; Шахтер 1967, с. 4; Ферекид фр. 126 Фаулер 2000, с. 342 = FGrHist 3 F 126 = Схолии по Еврипиду , Финикийские женщины 159.
- ^ Шехтер 1967, с. 4; Аполлодор , 3.5.6 ; Овидий , Метаморфозы 6.221–224 ; Гигин , Басни 11 (Смит и Трзаскома, стр. 100 ).
- ^ Гигин , Басни 9 (Смит и Трзаскома, стр. 99 ).
- ^ Ларсон, с. 142; Каллимах , Гимн 4 – Делосу 79–85 с примечанием I ; Гесиод , Теогония 187 .
- ^ Grimal, s.v. Melia 2, p. 281; Apollodorus , 2.1.1 .
- ^ Ларсон, с. 142; Берман, стр. 64 , 124 ; Шахтер 1967, с. 5, где она названа «важным компонентом культового комплекса» Исмениона; об Исменионе и культе Мелии см. Schachter 1981, стр. 77–88 (Мелия: стр. 78); Шахтер 1967, стр. 3–5.
- ^ Пиндар , Паан 7 фр. 52g (Race 1997b, стр. 278, 279 ; Резерфорд, стр. 339 ).
- ^ Ларсон, с. 142; Резерфорд, с. 341 ; Пиндар , Пифиан 11.4–6 (Race 1997a, стр. 380, 381 ); ср. Геродот , 1.52 .
- ^ Шахтер 2016, с. 267 , где далее предполагается, что у Мелии было культовое изображение, возможно, сделанное из ясеня; см. также Schachter 1981, стр. 82–83; Шахтер 1967, с. 5.
- ^ Пиндар , Паан 9 фр. 52k 35 (Race 1997b, стр. 292–293 ; Резерфорд, стр. 191 ).
- ^ Берман, с. 64 ; Резерфорд, стр. 196 , 341 .
- ^ Ларсон, с. 142; Шахтер 1967, с. 5 с примечанием 30; Фонтенроуз, с. 318; Схолия на Пиндаре Пифиане 11.6 (Драхманн, стр. 255 ), в которой говорится, что источник имел то же имя, что и «героиня» Мелия, дочь Океана; Павсаний , 9.10.5 .
- ^ Ларсон, стр. 40–41.
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Берман, Дэниел В., Миф, литература и создание топографии Фив , Cambridge University Press, 2015. ISBN 9781316240700
- Каллимах , Каллимах и Ликофрон с английским переводом А.В. Майра; Аратус, с английским переводом Г. Р. Майра , Лондон: В. Хайнеманн, Нью-Йорк: Г. П. Патнэм, 1921. Интернет-архив.
- Драхманн, Андерс Бьорн, Старая школа в стихах Пиндара , Том. II, Lipsiae, 1910. Интернет-архив .
- Фонтенроуз, Джозеф Эдди , Питон: исследование дельфийского мифа и его истоков , University of California Press , 1959. ISBN 9780520040915 .
- Фаулер, Р.Л. (2000), Ранняя греческая мифография: Том 1: Текст и введение , Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0198147404 .
- Фаулер, Р.Л. (2013), Ранняя греческая мифография: Том 2: Комментарий , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0198147411 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Гренфелл, Бернард П., Артур С., Хант, Папирусы Оксиринха, часть X , Лондон, Фонд исследования Египта, 1914. Интернет-архив.
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 978-0-415-18636-0 .
- Геродот ; Истории , А. Д. Годли (переводчик), Кембридж: Издательство Гарвардского университета , 1920; ISBN 0674991338 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гигин, Гай Юлий , Фабулы в Аполлодора библиотеке Гигина и Фабулы : два справочника по греческой мифологии, перевод, с введениями Р. Скотта Смита и Стивена М. Трзаскома , Hackett Publishing Company, 2007. ISBN 978-0-87220-821-6 .
- Ларсон, Дженнифер, «Греческие нимфы: миф, культ, предания», Oxford University Press (США). Июнь 2001 года. ISBN 978-0-19-512294-7
- Овидий . Героиды. Любовь. Перевод Гранта Шауэрмана. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 41. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1977. ISBN 978-0-674-99045-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Овидий . Метаморфозы , Том I: Книги 1–8 . Перевод Фрэнка Джастуса Миллера. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 42. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1916. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гонка, Уильям Х. (1997a), Пиндар: Олимпийские оды. Пифийские оды . Отредактировано и переведено Уильямом Х. Рэйсом. Классическая библиотека Леба № 56. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1997. ISBN 978-0-674-99564-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Гонка, Уильям Х. (1997b), Пиндар: Немейские оды. Истмийские оды. Фрагменты , отредактированные и переведенные Уильямом Х. Рейсом. Классическая библиотека Леба № 485. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1997. ISBN 978-0-674-99534-5 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Резерфорд, Ян, Пеаны Пиндара: чтение фрагментов с обзором жанра , Oxford University Press, 2001. ISBN 9780198143819 .
- Шахтер, Альберт (1967), «Тип беотийского культа» в Бюллетене Института классических исследований (BICS) , № 14, стр. 1–16. JSTOR 43646076
- Шахтер, Альберт (1981), «Культы Беотии: 1. Ахелой до Геры», Приложение к бюллетеню (Лондонский университет. Институт классических исследований) , 38.1. JSTOR 43768566 .
- Шахтер, Альберт (2016), Беотия в древности: Избранные статьи , Cambridge University Press, 2016. ISBN 9781316432181 .
- Страбон , География , перевод Горация Леонарда Джонса; Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: Уильям Хайнеманн, Лтд. (1924). Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея, книги 6–14.
- Уэст, М.Л. , Фрагменты греческого эпоса: с седьмого по пятый века до нашей эры . Отредактировано и переведено Мартином Л. Уэстом. Классическая библиотека Леба № 497. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2003. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .