Jump to content

Ниобея

Картина Жака-Луи Давида 1772 года, изображающая Ниобею, пытающуюся защитить своих детей от Артемиды и Аполлона.

В мифологии греческой Ниоба ( / ˈ n . ə . b / ; греческий : Νιόβη [ni.óbɛː] : Nióbē) была дочерью Тантала и либо Дионы (как наиболее часто упоминается), либо Эвритемисты или Эврианассы . Ниоба была женой Амфиона и сестрой Пелопса и Бротея .

Она была упомянута Ахиллом в Гомера » «Илиаде , где рассказывается о ее гордом высокомерии , за что она была наказана Лето , который послал Аполлона и Артемиду убить всех ее детей, после чего ее дети лежали непогребенными в течение девяти дней, пока она воздерживалась от еда. [1] После того как боги похоронили убитых, Ниоба вернулась в свой родной Сипил , «где нимфы танцуют вокруг реки Ахелой, [2] и хотя она превратилась в камень, она размышляет о горестях, посланных богами». [3] Более поздние писатели [4] утверждал, что Ниоба была замужем за Амфионом , одним из близнецов-основателей Фив , где было единственное святилище, где почитались близнецы-основатели, но не было храма Ниобе.

Мифология

[ редактировать ]
Деревянная иллюстрация Ниобеи, Амфиона и их мертвых сыновей, ок. 1474 – Проект Пенсильванского Провенанса

Ее отец был правителем города, расположенного недалеко от Манисы в современной Эгейской Турции, который назывался Танталис. [5] или «город Тантала », или «Сипил». Город располагался у подножия горы Сипил , и его руины, как сообщается, все еще были видны в начале I века нашей эры. [6] хотя сегодня осталось мало следов. [7] Плиний сообщает, что Танталис был разрушен землетрясением и на его месте был построен город Сипил ( Magnesia ad Sipylum ). [8]

Отца Ниобеи называют « фригийцем », а иногда даже «царем Фригии ». [9] хотя его город был расположен на западной окраине Анатолии , где Лидия должна была возникнуть как государство до начала первого тысячелетия до нашей эры, а не в традиционном центре Фригии, расположенном дальше от материка. Есть упоминания о его сыне и брате Ниобе как о «Пелопсе Лидийце», и это заставило некоторых ученых подозревать, что Ниоба принадлежала к изначальному дому Лидии . [ нужна ссылка ]

Мужем Ниобеи был Амфион , сын Зевса и Антиопы . Брат-близнец Амфиона, Зет , был правителем Фив. Амфион стал великим певцом и музыкантом после того, как его возлюбленный Гермес научил его музицировать и подарил золотую лиру. Женой Зета и невесткой Ниобы была Эдон , у которой был единственный ребенок, Итил . Аэдон завидовал огромному потомству Ниобы, поэтому она задумала убить первенца Ниобы, мальчика по имени Амалей . Эдон велел своему сыну спать той ночью в глубине комнаты или на самом дальнем месте кровати, но Итил забыл о словах своей матери. Поэтому, когда Эдон вошел в детскую комнату, она по незнанию убила своего ребенка вместо Ниобы. Ее боль была настолько велика, что боги превратили ее в соловья. [10]

Кощунственное хвастовство

[ редактировать ]
Ниоба в струящейся одежде, с поднятыми руками и скорбным лицом, держит лежащее тело дочери на бедре.
Жак-Луи Давид , Ниоба и ее дочь, 1775–80, черная тушь с серым размытием графита на мелованной бумаге, общий размер: 15,2 x 14 см (6 × 5 1/2 дюйма), NGA 107057
Плачущая скала на горе Сипил в Манисе , Турция , со времен античности была связана с легендой о Ниобе. [11]

Ниоба хвасталась своими четырнадцатью детьми, семью мужчинами и семью женщинами ( Ниобиды ), перед Лето , у которого было только двое детей, близнецы Аполлон и Артемида. В разных источниках цифра разная. [12] Ее речь, вызвавшая негодование богини, была передана следующим образом:

Это было по случаю ежегодного празднования в честь Латоны [т.е. Лето] и ее потомков, Аполлона и Дианы [т.е. Артемиды], когда жители Фив собрались, их чело было увенчано лавром, они несли ладан к алтарям и платили поклялись, что Ниоба появилась среди толпы. Ее одежда была великолепна, украшена золотом и драгоценными камнями, а лицо ее было прекрасно, каким может быть лицо разгневанной женщины. Она стояла и окидывала людей надменным взглядом. «Какая глупость, — сказала она, — это предпочитать существ, которых ты никогда не видел, тем, кто стоит перед твоими глазами! Почему Латона должна удостоиться поклонения, а не я? Моим отцом был Тантал, которого принимали в качестве гостя в стол богов; моя мать была богиней. Мой муж построил и управляет этим городом, и Фригия - мое отцовское наследие, куда бы я ни посмотрел, я вижу элементы моей силы, и мой облик и присутствие не являются недостойными; ко всему этому позвольте мне добавить: у меня семь сыновей и семь дочерей, и я ищу зятьев и невесток, достойных моего союза. Разве вы не предпочтете? мне, этой Латоне, дочери Титана, с двумя детьми, у меня их в семь раз больше, и я счастливчиком останусь! Кто-нибудь станет это отрицать? [9]

Используя стрелы, Артемида убила дочерей Ниобеи, а Аполлон убил сыновей Ниобеи. По некоторым версиям, по крайней мере одна Ниобида (обычно Мелибея вместе со своим братом Амиклом в других изображениях) была спасена. Их отец, Амфион, при виде своих мертвых сыновей либо покончил с собой, либо был убит Аполлоном за то, что поклялся отомстить. Опустошенная, Ниоба бежала обратно на гору Сипил. [13] и превратилась в камень, и, когда она плакала непрестанно, воды начали литься из ее окаменелого лица. Гора Сипил действительно имеет естественное скальное образование, напоминающее женское лицо, оно с древних времен связано с Ниобой и описано Павсанием . Скальное образование также известно как «Плачущая скала» ( турецкий : Аглаян Кая ), поскольку дождевая вода просачивается сквозь пористый известняк .

После того, как чрезмерная гордость Ниобы за своих детей, оскорбившая Аполлона и Артемиду, привела к смерти ее детей, Амфион кончает жизнь самоубийством от горя; по словам Телесиллы , Артемида и Аполлон убивают его вместе с его детьми. Гигин , однако, пишет, что в своем безумии он пытался напасть на храм Аполлона и был убит стрелами бога.

Единственная пощаженная Ниобида до конца жизни оставалась зеленовато-бледной от ужаса, и поэтому ее прозвали Хлорисой (бледной). [14]

В греческой культуре

[ редактировать ]

В своей архаичной роли носителя болезней и смерти Аполлон своими ядовитыми стрелами убил сыновей Ниобы, а Артемида своими ядовитыми стрелами убила дочерей Ниобеи. [15] Это связано с мифом о семи юношах и семи девушках, которых каждый год посылали к критскому царю Миносу в качестве жертвы Минотавру . Ниоба превратилась в камень на горе Сипил на своей родине во Фригии , где она размышляла о скорбях, посланных богами. [16] В « Антигоне » Софокла героиня верит, что ее ждет такая же смерть. [17] Знаменитое число «семь» часто появляется в греческих легендах и представляет собой древнюю традицию, поскольку оно выглядит как лира с семью струнами в саркофаге Святой Триады на Крите в микенскую эпоху . [18] Лира Аполлона также имела семь струн.

В литературе и изобразительном искусстве

[ редактировать ]
Дочь Ниобы, согбенная ужасом , Комната Ниобы в галерее Уффици

Литература

[ редактировать ]
Родословная Тантала

История Ниобеи, и особенно ее скорбей, древняя. Контекст, в котором она упоминается Ахиллом Приаму Гомера в , является «Илиаде» символом траура. Приам мало чем отличается от Ниобеи в том смысле, что он скорбел и о своем сыне Гекторе , который был убит и не похоронен несколько дней.

Ниоба также упоминается в , Софокла «Антигоне» где, приближая Антигону к своей смерти, она сравнивает свое одиночество с одиночеством Ниобы. [19] Говорят, что Софокл также написал пьесу под названием «Ниоба», которая утеряна.

Эсхила «Ниобея » , действие которой происходит в Фивах, сохранилась в виде фрагментарных цитат, дополненных листом папируса, содержащим двадцать одну строку текста. [20] Из фрагментов явствует, что первую часть трагедии скорбящая Ниоба сидит, закутанная и молчаливая.

Более того, конфликт между Ниобой и Лето упоминается в одном из поэтических фрагментов Сапфо («До того, как они стали матерями, Лето и Ниоба были самыми преданными друзьями»). [21]

В источниках на латинском языке рассказ о Ниобе впервые рассказан Гигином в его сборнике рассказов в кратких и простых баснях .

Парфений Никейский записывает редкую версию истории Ниобеи, в которой ее отца зовут Ассаон, а мужа Филотта. Обстоятельства, при которых Ниобея теряет своих детей, также различны, см. Ниобиды § Вариант Парфения .

Знаменитые слезы Ниобы также упоминаются в ( монологе Гамлета . Акт 1, Сцена 2), в котором он противопоставляет горе своей матери по мертвому королю, отцу Гамлета – «как Ниоба, все слезы» – ее неподобающему поспешному браку с Клавдием [22]

Цитата из «Гамлета» также используется в Дороти Л. Сэйерс романе «Убийство должно рекламироваться» , в котором клиент рекламного агентства отклоняет рекламу, используя цитату в качестве подписи. [23]

В Уильяма Фолкнера романе «Авессалом, Авессалом!» Фолкнер сравнивает Эллен, жену Сатпена и отца Генри и Джудит, с Ниобой, «этой Ниобой без слез, которая зачала от демона [Сатпена] в каком-то кошмаре» (глава 1).

Среди произведений современной литературы, центральной темой которых является Ниобея, «Стихи Ниобеи » Кейт Дэниэлс. можно назвать [24]

Искусство

[ редактировать ]
Аполлон и Артемида расстреливают сыновей Ниобеи, которые бегут (частично верхом на лошадях) в идиллическом пейзаже, фреска в Помпеях , I в. до нашей эры – 1 в. ОБЪЯВЛЕНИЕ
Duration: 2 minutes and 43 seconds.
Гавот «Ниобея», названный в честь фарса Гарри Полтона 1904 года о персонаже греческой мифологии.

Тема Ниобеи и разрушения Ниобидов была частью репертуара аттических художников-вазописцев и вдохновляла скульптурные группы и настенные фрески, а также рельефную резьбу на римских саркофагах .

Сюжет аттического чашечки-кратера из Орвието, хранящийся в Лувре, дал имя художнику-ниобиду . [25]

Группа мраморных Ниобидов в натуральную величину, в том числе изображение Ниобеи, укрывающей одну из своих дочерей, найденная в Риме в 1583 году одновременно с « Борцами» , в 1775 году была перевезена в Уффици во Флоренции , где в галерее, посвященной им, они и хранятся. некоторые из наиболее выдающихся сохранившихся скульптур классической древности ( см. ниже ). Время от времени выявляются новые случаи, как, например, одна обезглавленная статуя, найденная в начале 2005 года среди руин виллы на Вилле дей Квинтили недалеко от Рима . [26]

В живописи Ниобею рисовали художники постренессансного периода, принадлежащие к различным традициям ( см. ниже ). Первое появление, «Смерть детей Ниобеи» Авраама Блумарта , было написано в 1591 году, в начале Золотого века Голландии . Английский художник Ричард Уилсон получил большое признание за свою картину «Уничтожение детей Ниобеи» , написанную в 1760 году. Три известные работы, все датированные 1770-ми годами, «Аполлон и Диана, нападающие на Ниобею и ее детей» Анисе -Шарля-Габриэля Лемонье , «Дети» «Ниоба, убитая Аполлоном и Дианой» Пьера -Шарля Жомбера и «Диана и Аполлон, пронзающие детей Ниобы своими стрелами» Жака -Луи Давида принадлежат традициям французского барокко и классицизма .

Ниобея — абстрактная картина Кароя Патко . [27]

В классической музыке итальянский композитор Агостино Стеффани (1654–1728) посвятил ее мифу свою оперу «Ниобея, царица Сабская». Бенджамин Бриттен основал одну из своих «Шести метаморфоз» по мотивам Овидия на Ниобее.

В современной музыке Карибу назвал последний трек своего альбома Andorra 2007 года «Niobe».

В современном танце Хосе Лимон назвал часть своей танцевальной постановки « Танцы для Айседоры » «Ниобе». Раздел представляет собой соло женщины, оплакивающей потерю своих детей.

Мраморная статуя Ниобеи — главная героиня многолетнего фарса 1892 года «Ниобея» (пьеса) Гарри Полтона . В пьесе ее возвращает к жизни причудливая гроза и приводит в беспорядок эдвардианские ценности и отношения в семье. За сезон в лондонском театре Royal Strand было представлено более пятисот представлений. Пьесе посвящено музыкальное посвящение австралийского композитора Томаса Генри Мэсси. Спектакль был экранизирован в 1915 году. [28]

Примеры в живописи и скульптуре.

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Выбор «Ниобеи» просто как имени в произведениях искусства и литературы также не является редкостью. Два второстепенных персонажа греческой мифологии носят одно и то же имя ( см. Ниобея (значения) ), и это имя встречается в нескольких произведениях XIX века. Совсем недавно одного из персонажей «Матрица» серии фильмов также звали Ниоба. Персонаж по имени Ниоба также появился в «Рим» сериале .

Элемент ниобий был назван так как продолжение вдохновения, которое ранее привело к названию элемента тантал Андерсом Густавом Экебергом . На основании своего аргумента, согласно которому в образце танталита было два разных элемента, Генрих Роуз назвал их в честь детей Тантала — ниобия и пелопия — хотя позже этот аргумент был оспорен в отношении пелопия.

Гора в Британской Колумбии , Канада, носит название Ниоба.

Четыре последовательных корабля Британского Королевского флота назывались HMS Niobe .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Илиада 24.603–610: «[...] светловолосая Ниоба подумала о мясе, хотя в ее залах погибло двенадцать детей, шесть дочерей и шесть похотливых сыновей. Сыновей Аполлон убил стрелами из своего серебряного лука, разгневанный против Ниобы и дочерей лучницы Артемиды, за то, что Ниоба сравнила ее со светлощекой Лето, сказав, что богиня родила только двоих, тогда как сама была матерью для многих, поэтому они, хотя их было только двое, уничтожили их; все они лежали девять дней в крови, и некому было их похоронить, ибо сын Кроноса превратил народ в камни; однако на десятый день боги небесные похоронили их, и Ниоба вспомнила о мясе; , ибо она утомилась пролитием слез».
  2. Реку Ахелоос в истории Ниобеи не следует путать с ее гораздо более крупной тезкой, рекой Ахелоос в материковой Греции . Ахелоос, упомянутый Гомером, мог соответствовать современному ручью Чайбаши , который течет по склонам горы Сипил в непосредственной близости от связанной с ней Плачущей скалы. Стоит отметить, что равнину между побережьем и древним городом Адрамиттиум также называли «Фивами» (современная Эдремитская равнина).
  3. ^ Илиада 24.602 и далее.
  4. ^ Аполлодор , 3.5.6
  5. ^ Джордж Перро (1892). История искусства во Фригии, Лидии, Карии и Ликии . Чепмен и Холл. п. 62. ИСБН  978-1-4067-0883-7 .
  6. ^ Фрейзер, Джеймс Джордж (1900). Павсания и других греческих зарисовок, позже переименованных в «Описание Греции» Павсания . Издательство Кессинджер . п. 11. ISBN  1-4286-4922-0 .
  7. В местности Яриккая на горе Сипил находится «Трон», предположительно связанный с Пелопсом. Есть две гробницы, называемые «Гробница Тантала», недалеко от вершин соседних гор Яманлар и горы Сипил в западной Турции, источники соответствующих ученых расходятся во мнениях относительно ассоциаций, которые могут быть основаны на том или ином.
  8. ^ Плиний Старший (1938). Естественная история . Том. 2. Перевод Х. Рэкхема. п. 337.
  9. ^ Jump up to: а б Томас Булфинч (2010). Мифология Булфинча . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN  978-1440426308 .
  10. ^ Хансен, Уильям Ф. (2002). Нить Ариадны: Путеводитель по международным сказкам, встречающимся в классической литературе . Великобритания, США: Издательство Корнельского университета . п. 303 . ISBN  0-8014-3670-2 .
  11. ^ Например, Квинт Смирней , i.390ff, онлайн-цитата Theoi.com.
  12. Согласно «Илиаде XXIV», их было двенадцать: шесть мужчин и шесть женщин. Элиан ( Varia Historia xii. 36): «Но Гесиод говорит, что их было девять мальчиков и десять девочек - если только в конце концов стихи не принадлежат Гесиоду, а ошибочно приписаны ему, как и многие другие». Девять составят тройную тройку , причем тройственность является характерной чертой многочисленных сестричеств ( Дж. Э. Харрисон , Пролегомены к изучению греческой религии (1903), «Девицы-Троицы», стр. 286 и далее); десять будут соответствовать двум полным рукам мужских дактилей , а двенадцать будут резонировать с числом олимпийских богов .
  13. Возвращение Ниобы из Фив на свою лидийскую родину записано у псевдо-Аполлодора, Библиотека 3.46.
  14. ^ Павсаний . Описание Греции 2.21.9
  15. Сравните «Эльфеншоты» в североевропейском фольклоре. Мартин Нильссон (1967). История греческой религии. Том I, стр.443
  16. ^ Гомер , Илиада XXIV, 602 г.
  17. ^ Антигона , строки 823-838. АНТИГОНА: Я слышала о нашей гостье, дочери Тантала из Фригии – она отправилась на мучительную смерть в Сипиле, прямо на вершине горы. Камень там, как цепкий плющ, измучил ее, и теперь, говорят люди, снег и дождь не оставляют ее там, как она сокрушается. Под плачущими глазами ее шея мокрая от слез. Бог приводит меня к окончательному покою, который больше всего похож на ее. ПРИПЕВ: Но Ниоба была богиней, рожденной божественно, а мы люди, раса, которая умирает. И все же, это прекрасно, когда после смерти женщины говорят, что она разделила, в жизни и смерти, судьбу полубогов.
  18. ^ Ф. Шахермейер (1964). Минойская культура древнего Крита . Штутгарт: В. Кольхаммер . п. 124.
  19. ^ Антигона , около строки 940. АНТИГОНА: Я слышала о нашей гостье, дочери Тантала, из Фригии – она отправилась на мучительную смерть в Сипиле, прямо на вершине горы. Камень там, как плющ цепкий, измучил ее, и теперь, как говорят люди, снег и дождь не оставляют ее там, [830] как она сокрушается. Под плачущими глазами ее шея мокрая от слез. Бог приводит меня к окончательному покою, который больше всего похож на ее. [940] ПРИПЕВ: Но Ниоба была богиней, рожденной божественно – а мы люди, раса, которая умирает. Но тем не менее, это прекрасно, когда после смерти женщины говорят, что она разделила, в жизни и смерти, судьбу полубогов.
  20. ^ AD Фиттон Браун предложил реконструкцию формы пьесы, в А. Д. Фиттон Браун (июль 1954 г.). «Ниобея». Классический ежеквартальный журнал . 4 (3/4): 175–180. дои : 10.1017/S0009838800008077 . S2CID   246875795 .
  21. ^ Джон Майерс О'Хара (1924). Стихи Сафо: интерпретация на английском языке . Забытые книги.
  22. ^ Уильям Шекспир , « Трагедия о Гамлете , принце Датском», Акт I, scii, l 149, королевы Гертруды.
  23. ^ Дороти Л. Сэйерс , Убийство должно рекламироваться , Голланц, Лондон, 1933 г.
  24. ^ Кейт Дэниелс (1988). Стихи Ниобеи . Издательство Питтсбургского университета . ISBN  0-8229-3596-1 .
  25. ^ идентифицировано Вебстером, Der Niobidenmaler , Лейпциг, 1935; Иконография сюжета реверса и ее возможная связь с утраченной раннеклассической настенной живописью Полигнота рассматривались в Эрика Саймон (1963). «Полигнотанская живопись и художник-ниобид». Американский журнал археологии . 67 (1): 43–62. JSTOR   502702 .
  26. ^ Джарретт А. Лобелл (июль – август 2005 г.). «Трагическая фигура появляется из руин римской виллы». Археология . 58 (4).
  27. ^ Эскиз можно найти здесь .
  28. ^ Мэсси, Техас, 1870 год? -1946, Ниоба [музыка]: гавот (Все улыбки) / составлено Т.Х. Мэсси (без лингвистического содержания), Wm. Брюс и компания {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )

Современная стипендия

[ редактировать ]

Классические авторы

[ редактировать ]

Общее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f04ffef956a312c204304e9bd715a03__1722274980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/03/7f04ffef956a312c204304e9bd715a03.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Niobe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)