Хосе Лимон
Хосе Лимон | |
---|---|
![]() Лимон исполняет Мексиканскую сюиту в 1944 году. Фотография Барбары Морган. | |
Рожденный | Хосе Аркадио Лимон 12 января 1908 г. Кулиакан , Мексика |
Умер | 2 декабря 1972 г. | ( 64 года
Род занятий | Современный танцор , хореограф |
Годы активности | 1929–1969 |
Карьера | |
Бывшие группы | Танцевальная труппа Хосе Лимона (ныне Танцевальная труппа Лимона) |
Танцы | Павана мавра (1949) |
Архивы на | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||
Как использовать архивный материал |
Хосе Аркадио Лимон (12 января 1908 – 2 декабря 1972) был танцором и хореографом из Мексики, разработавшим то, что сейчас известно как «техника Лимона». В 1940-х годах он основал танцевальную труппу Хосе Лимона (ныне танцевальная труппа Лимона), а в 1968 году создал Фонд Хосе Лимона для продолжения своей работы.
В своей хореографии Лимон говорил о сложностях человеческой жизни, переживаемых через тело. В его танцах используются крупные, интуитивные жесты — тянущиеся, сгибающиеся, тянущие, хватающие — для передачи эмоций. Частично вдохновленный теориями своего учителя Дорис Хамфри и Чарльза Вайдмана о важности веса тела и динамики, его собственная техника Лимона подчеркивает ритмы падения и восстановления равновесия, а также важность хорошего дыхания для поддержания плавности в танце. Он также использовал танцевальный словарь, разработанный Дорис Хамфри и Чарльзом Вейдманом , который был направлен на демонстрацию эмоций через танец гораздо менее строгим и стилизованным способом, чем балет, а также использовал движения тела, которые казались наиболее естественными и соответствовали гравитация. [ 1 ]
Самая известная работа Лимона — «Павана мавра» (1949), основанная на шекспировском «Отелло» , получившая крупную награду. [ 2 ] Другие работы были вдохновлены такими разнообразными темами, как слушания Маккарти ( «Предатель» ) и жизнь Ла Малинче , которая работала переводчиком у Эрнана Кортеса. Лимон обычно ставит свои танцы под музыку, выбирая композиторов, от Людвига ван Бетховена и Фредерика Шопена до Арнольда Шенберга и Эйтора Вилла-Лобоса .
Образование
[ редактировать ]Хосе Аркадио Лимон родился 12 января 1908 года в Кулиакане , [ 3 ] Мексика, старший из двенадцати детей. В 1915 году его семья переехала в Лос-Анджелес , Калифорния . [ 3 ]
После окончания средней школы Линкольна (Линкольн-Хайтс, Калифорния) Лимон поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе по специальности искусство. В 1928 году он переехал и учился в Нью-Йоркской школе дизайна. В 1929 году он вдохновился на танец после посещения одного из выступлений Харальда Крейцберга и Ивонн Джорджи и поступил в школу Хамфри-Вейдмана. [ 4 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]В 1930 году Лимон впервые выступил на Бродвее . [ 5 ] а позже в том же году он поставил свой первый танец «Этюд ре минор» в дуэте с Летицией Иде. Лимон нанял Иде и одноклассников Элеонору Кинг и Эрнестину Стодель, чтобы сформировать «Маленькую группу». С 1932 по 1933 год Лимон еще дважды выступал на Бродвее: в музыкальном ревю «Американа» и в » Ирвинга Берлина в «As Thousands Cheer постановке Чарльза Вайдмана . Лимон также пробовал свои силы в хореографии в Новом Амстердамском театре на Бродвее. В течение следующих нескольких лет Лимон еще несколько раз появлялся в таких шоу, как «Новый танец Хамфри» , «Театральная пьеса» , «С моими красными огнями Вайдмана» » и «Квест .
В 1937 году Лимон был выбран стипендиатом Беннингтона. На Беннингтонском фестивале в Миллс-колледже в 1939 году была выставлена первая собственная работа Лимона под названием Danzas Mexicanas . [ 3 ] Однако через пять лет Лимон вернется на Бродвей, чтобы сыграть главную роль в спектакле Keep Off the Grass под руководством хореографа Джорджа Баланчина .
В 1941 году Лимон покинул компанию Хамфри-Вейдман, чтобы работать с Мэй О'Доннелл. Они вместе поставили хореографию нескольких пьес, таких как War Lyrics и Curtain Riser . 3 октября 1942 года Лимон женился на Полине Лоуренс , одной из основательниц и менеджере компании Humphrey-Weidman. В следующем году партнерство с О'Доннеллом распалось, и Лимон начал работу над программой в Хамфри-Вайдмане.
В 1943 году Лимон в последний раз появился на Бродвее в пьесе Баланчина « Розалинда» , которую он исполнил с Мэри Эллен Мойлан . Оставшуюся часть года он провел, создавая танцы на американские и народные темы в Театре-студии, прежде чем был призван в армию США в апреле 1943 года. За это время он сотрудничал с композиторами Фрэнком Лессером и Алексом Нортом, поставив хореографию нескольких произведений для Army Special. Отдел услуг . [ 3 ] Самым известным из них является Concerto Grosso .
Танцевальная труппа Хосе Лимона
[ редактировать ]Получив американское гражданство в 1946 году, Лимон основал танцевальную труппу Limón Dance Company . [ 3 ] Когда Лимон основал свою компанию, он попросил Хамфри стать художественным руководителем. [ 3 ] сделав это первой труппой современного танца, художественный руководитель которой не был также основателем. Официальный дебют труппы состоялся в Беннингтонском колледже, где она сыграла такие пьесы, как « Плач Дорис Хамфри» и «История человечества» . [ нужна ссылка ] Среди первых членов компании были Полин Конер, Лукас Ховинг , Бетти Джонс, Рут Карриер и сам Лимон. Танцор и хореограф Луи Фалько также танцевал с танцевальной труппой Хосе Лимона с 1960 по 1970 год, а с 1974 по 1975 год Фалько играл вместе с Рудольфом Нуриевым в «Паване Лимона Мура» на Бродвее.
Работая с Хамфри, Лимон развил свой репертуар и установил принципы стиля, который впоследствии стал техникой Лимона . К 1947 году труппа достигла Нью-Йорка, дебютировав в Театре Беласко с «Днем Хамфри на Земле » . [ 3 ] В 1948 году труппа впервые появилась на фестивале американского танца в колледже Коннектикута и возвращалась каждое лето в течение многих лет. [ 3 ] Лимон поставил «Павану мавра» в 1949 году, и она получила премию журнала Dance Magazine за самую выдающуюся хореографию года. [ 3 ] Весной 1950 года Лимон и его группа выступили в Париже вместе с Рут Пейдж, став первой американской труппой современного танца, появившейся в Европе.
В 1951 году Лимон поступил на факультет Джульярдской школы . [ 3 ] где было создано новое танцевальное подразделение. Мехико Он также принял приглашение в Национальный институт изящных искусств , где создал шесть работ. В период с 1953 по 1956 год он поставил ряд спектаклей и сыграл роли в «Руинах и видениях » Хамфри и «Ритмо Хондо» . В 1954 году компания Limón была одной из первых, кто воспользовался программой международного обмена Государственного департамента США и совершил поездку в Южную Америку. [ 3 ] Позже компания отправилась в пятимесячный тур по Европе и Ближнему Востоку, а затем снова в Южную и Центральную Америку. Именно в это время Лимон получил свою вторую премию журнала Dance Magazine (1957). [ 3 ]
В 1956 году Лимон поставил хореографию «Император Джонс» , которая была основана на Юджина О'Нила одноименной пьесе ( см. «Император Джонс ») и была положена на музыку Эйтором Вилья-Лобосом . [ 6 ] После премьеры произведения и последующих постановок Лимона возникли некоторые разногласия вокруг использования блэкфейса в роли Брута Джонса ( афроамериканского заключенного, который в конечном итоге принимает титул тирана-императора Джонса). [ 7 ] В 1958 году, после финансируемого Госдепартаментом США тура «Императора Джонса» по Польше, польский чиновник спросил Лимона, разрешили ли ему исполнить «Императора Джонса в блэкфейсе» в Соединенных Штатах. Он ответил на этот вопрос, написав, что « Император Джонс был, прежде всего, произведением искусства, и я надеялся, что оно хорошее, и что даже если бы оно противоречило преобладающим политическим и социальным обычаям, никто не стал бы и не мог запретить его исполнение». ." [ 8 ] В этом случае правительство США использовало работы Лимона и использование им блэкфейса как ответ международной критике расовых отношений , используя искусство как форму свободы слова, свободную от социально-политических ограничений и в которой Лимон был явным соучастником. [ 8 ]
В 1958 году умерла Дорис Хамфри, которая была художественным руководителем компании Limón, и ее должность заняла Лимон. Между 1958 и 1960 годами Лимон ставил хореографию с Полиной Конер. [ 9 ]
В 1962 году труппа вернулась в Центральный парк на открытии Шекспировского фестиваля в Нью-Йорке. В следующем году при спонсорской поддержке Госдепартамента США он в течение двенадцати недель гастролировал по Дальнему Востоку, ставя хореографию «Деймона» на музыку Пола Хиндемита , дирижировавшего премьерой.
В 1964 году он получил премию Капезио и был назначен художественным руководителем Американского театра танца в Линкольн-центре . [ 3 ] В следующем году Лимон появился в специальном выпуске National Education Telecast | NET под названием « Театр танца Хосе Лимона» . [ 10 ]
В 1967 году после выступления с труппой в Вашингтонском соборе Лимон получил грант Национального фонда искусств . Он и его труппа также были приглашены выступить в Белом доме перед президентом Линдоном Б. Джонсоном и королем Марокко Хасаном II . [ 9 ]
Последнее появление Лимона на сцене в качестве танцора состоялось в 1969 году, когда он выступал в «Предатель» и «Павана мавра» в Бруклинской музыкальной академии . [ 9 ]
В 1970 году у Лимона диагностировали рак простаты . В последние годы жизни, несмотря на болезнь, он поставил и снял сольную танцевальную интерпретацию для CBS . В 1971 году он основал малоизвестный Филадельфийский танцевальный театр Хосе Лимона, который изначально планировался как вторая труппа. В декабре 1972 года в возрасте 64 лет он умер от рака. [ 11 ]
Фонд Хосе Лимона и техника Лимона
[ редактировать ]В 1968 году Лимон учредил Фонд Хосе Лимона , чтобы продолжить свое наследие как хореографа, а в 2008 году он получил Национальную медаль искусств. [ 3 ] В 1985 году был основан Институт Лимона как подразделение фонда, который курирует лицензирование его танцев и преподавание того, что сейчас известно как «техника Лимона». [ 3 ] По данным Института Лимона, эта техника «подчеркивает естественные ритмы падения и подъема, а также взаимодействие между весом и невесомостью, предоставляя танцорам органичный подход к движению, который легко адаптируется к ряду хореографических стилей». [ 12 ]
Хосе Лимон считал, что Айседора Дункан, Харальд Кройцберг, Дорис Хамфри и Чарльз Вайдман оказали большое влияние на его стиль танца. [ нужна ссылка ] Именно после того, как Лимон увидел выступление Хамфри в «Дознании» (1945), он решил сосредоточить свою хореографию на показе красоты и трагедии человеческой жизни, а не на развлечении людей. [ нужна ссылка ] Его техника основывалась на идеях Хамфри о динамике веса тела, когда тело поднималось, опускалось и оставалось в подвешенном состоянии во время танца. [ 13 ] Он призывал студентов рассматривать свои тела как сложные инструменты — используя сравнение с оркестром — и стремиться к ясности и выразительности движений без напряжения. [ 13 ] Он уделял особое внимание правильному дыханию, поскольку оно обеспечивало непрерывное плавное движение. [ 13 ]
Техника Лимона распространялась при его жизни и после его смерти такими учителями, как Аарон Осборн , бывший член компании Лимон, который преподавал его технику в 1980-х годах. Танцевальные труппы, такие как Doug Varone и Dancers, продолжают обучать стилю танца Лимона. Собственная труппа Лимона до сих пор действует под сокращенным названием Limon Dance Company . [ 3 ] с явной целью сохранить технику и репертуар Лимона. [ 14 ]
Почести и наследие
[ редактировать ]получил ряд почетных докторских степеней Лимон при жизни , в том числе в Уэслианском университете , Университете Северной Каролины , Оберлин-колледже и Колби-колледже .
В 1973 году Чарльз Томлинсон передал коллекцию Хосе Лимона Танцевальной коллекции публичной библиотеки Нью-Йорка.
В 1988 году в его честь была учреждена Национальная танцевальная премия Хосе Лимона для признания выдающихся деятелей современного и современного танца. [ 15 ]
Нью-йоркская публичная библиотека исполнительских искусств представила ретроспективную выставку о его жизни и творчестве в 1996 году, а в 1997 году он был введен в Национальный музей танца и Зал славы . [ 3 ]
В 2003 году Коалиция танцевального наследия назвала Лимона одним из «незаменимых танцевальных сокровищ» Америки. [ 3 ] В 2012 году его выбрали для изображения на почтовой марке США в честь его вклада в искусство танца. [ 3 ]
Было опубликовано несколько книг о Лимоне и его технике, в том числе «Иллюстрированная танцевальная техника Хосе Лимона» (1984). Его автобиографические произведения появились в отредактированном виде в 1999 году под названием « Неоконченные мемуары» . [ 3 ]
Хореография
[ редактировать ]Год | Заголовок | Примечания | |
---|---|---|---|
1930 | Этюд ре минор | ||
1930 | Вакханалия | ||
1930 | Две прелюдии | ||
1931 | Небольшой люкс | ||
1931 | Сюита си минор | ||
1931 | Мазурка | ||
1932 | Сюита Баха | ||
1933 | Песня и танец | ||
1933 | Данза (Прокофьев) | ||
1933 | Холодные комнаты | (Холодные кусочки) | |
1933 | Роберта | ||
1935 | Три исследования | ||
1935 | Ностальгические фрагменты | ||
1935 | Прелюдия | ||
1936 | Сатирический Плач | ||
1936 | Гимн | ||
1937 | Танец смерти | (Танец Смерти) | |
1937 | Опус на троих и реквизит | ||
1939 | Мексиканские танцы | (Мексиканские танцы) | |
1940 | Война | ||
1941 | Подъемник для штор | ||
1941 | Эта история - легенда | ||
1941 | Три описи Кейси Джонса | ||
1941 | Три женщины | ||
1941 | Прелюдия: Тема и вариации | ||
1942 | Чакона | соло, созданное для самого Лимона, на музыку Иоганна Себастьяна Баха ; с тех пор исполнял Михаил Барышников. [ 6 ] | |
1942 | Аллея Мелодия | ||
1942 | Мазурка | ||
1943 | Вестерн-фолк-люкс | ||
1943 | Развлечение для птиц | ||
1944 | Доставить богов | ||
1944 | Привет, Янк | ||
1944 | Интерлюдия Танцы | ||
1944 | Мексилинда | ||
1944 | Розенкавалерский вальс | ||
1945 | Кончерто гроссо | трио на музыку Антонио Вивальди | |
1945 | Эдемское дерево | ||
1945 | Танец (Аркадиан) | ||
1946 | Маскарад | ||
1947 | Малинче | трио, основанное на жизни Ла Малинш , на музыку Нормана Ллойда [ 6 ] | |
1947 | Песня песней | ||
1947 | Соната опус 4 | ||
1949 | Павана мавра | квартет по мотивам «Отелло » Шекспира на музыку Генри Перселла ; выиграл Лимону премию журнала Dance Magazine | |
1950 | Изгнанники | дуэт, вдохновленный Джона Мильтона стихотворением «Потерянный рай »; на музыку Арнольда Шенберга [ 6 ] | |
1950 | Концерт | ||
1951 | Четыре Солнца | ||
1951 | Диалоги | ||
1951 | Antigona | ||
1951 | Тонантизинтла | ||
1951 | Эписедиум королевы | ||
1951 | Сети | ||
1952 | Посещение | ||
1952 | Крик | переработанная версия Редеса | |
1953 | Дон Жуан Фэнтези | ||
1954 | Ода танцу | ||
1954 | Предатель | ансамблевая работа, вдохновленная слушаниями Маккарти , положенная на музыку Гюнтера Шуллера [ 6 ] | |
1955 | Скерцо (Барракуда, Линкольн, Венейбл) | ||
1955 | Скерцо (Джонсон) | квартет на музыку Хейзел Джонсон [ 6 ] | |
1955 | Симфония для струнных | ансамблевое произведение на музыку Вильяма Шумана [ 6 ] | |
1956 | Есть время | ансамблевая работа, вдохновленная книгой Экклезиаста в Библии, положенная на музыку Нормана Делло Джойо. [ 6 ] | |
1956 | Сердце короля | ||
1956 | Император Джонс | ансамблевая работа, вдохновленная Юджина О'Нила одноименной пьесой ; на музыку Эйтора Вилла-Лобоса [ 6 ] | |
1956 | Ритмическое исследование | ||
1957 | Голубые розы | ||
1958 | Короткая месса | ансамблевая работа в память о жизнях и городах, разрушенных во время Великой Отечественной войны; на музыку Золтана Кодая [ 6 ] | |
1958 | Серенада | ||
1958 | Танцы | ||
1958 | Мазурки | ансамблевое произведение на музыку Фредерика Шопена [ 6 ] | |
1959 | Тьма 1914 | ||
1959 | Отступник | ||
1960 | Бесплодный скипетр | ||
1961 | Производительность | ||
1961 | Мойры | ||
1961 | Соната для двух виолончелей | ||
1962 | Я, Одиссей | ||
1963 | Демон | ||
1963 | Концерт ре минор по мотивам Вивальди | ||
1964 | Два эссе для большого ансамбля | ||
1964 | Хореографическое предложение | дань уважения Дорис Хамфри на музыку Иоганна Себастьяна Баха [ 6 ] | |
1965 | Вариации на тему Паганини | ||
1965 | Мой сын, мой враг | ||
1966 | Крылатый | ансамблевая работа на музыку Хэнка Джонсона; переделанная Карлой Максвелл в 1996 году с новой музыкой, написанной для танца Джоном Магнуссеном. [ 6 ] | |
1967 | Танец Мак Эйбера | ||
1967 | Псалом | ансамблевая работа на музыку Юджина Лестера; переделанная Карлой Максвелл в 2002 году на новую музыку, написанную для танца Джоном Магнуссеном. [ 6 ] | |
1968 | Комедия | ||
1968 | Легенда | ||
1969 | Пиньята | ||
1971 | Ревель | ||
1971 | Невоспетый | ансамблевая работа, вдохновленная вождями коренных американцев; [ 6 ] показан в 1970 году как незавершенный | |
1971 | Танцы для Айседоры | набор соло в честь Айседоры Дункан на музыку Фредерика Шопена [ 6 ] | |
1971 | И Дэвид плакал | ||
1972 | Шарлотта | ||
1972 | Орфей | квинтет по мотивам мифа об Орфее и Эвридике на музыку Людвига ван Бетховена [ 6 ] | |
1971 | Ветры | для Театра танца Филадельфии | |
1986 | Лютер | ||
? | Вальдштейнская соната | ансамблевая работа, завершенная после смерти Лимона Дэниелом Льюисом; на музыку Людвига ван Бетховена |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Техника Лимон – Лимон» . Лимон . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ Поллак и Хамфри Вудфорд 1993 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «Хронология» . Лимон. Архивировано из оригинала 31 июля 2017 года . Проверено 30 июля 2017 г.
- ^ Лимон 1998 , с. 16.
- ^ Кэди, Дженнифер (15 декабря 2005 г.). Хосе Лимон . издательской группы Rosen, Inc. ISBN 9781404204492 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Реперториум». Архивировано 5 июня 2020 года в Wayback Machine . Сайт Лимона.
- ^ «Танец Лимона - Журналы» . 17 декабря 2010. Архивировано из оригинала 17 декабря 2010 года . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Коваль, Ребекка; Зигмунд, Джеральд; Мартин, Рэнди (2017). Оксфордский справочник по танцам и политике . Издательство Оксфордского университета. п. 465. ИСБН 9780199928194 .
- ^ Jump up to: а б с Данбар, июнь (11 января 2013 г.). Хосе Лимон: Обзор художника . Рутледж. п. 135. ИСБН 978-1-136-65341-4 .
- ^ Театр танца Хосе Лимона , данные получены 27 апреля 2020 г.
- ^ Данбар 2003 , с. 135.
- ^ «Институт Лимона» . Танцевальный фонд Хосе Лимона. 30 января 2011. Архивировано из оригинала 14 апреля 2011 года . Проверено 22 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Капичи, Лоуренс. «Жанр Buzz: Техника Лимона» . Сайт Танцевального парада, 25 марта 2016 г.
- ^ «Наследие: Хосе Лимон» . Танцевальный фонд Хосе Лимона. 29 апреля 2003. Архивировано из оригинала 17 декабря 2010 года . Проверено 22 марта 2011 г.
- ^ «Эсте Доминго, el 28º Premio Nacional de Danza José Limón a Cecilia Appleton» [В это воскресенье состоится 25-я Национальная танцевальная премия имени Хосе Лимона Сесилии Эпплтон ] (на испанском языке). Кулиакан: Синалоанский институт культуры. 11 апреля 2015 года . Проверено 27 апреля 2020 г.
Цитаты
- Коэн, Сельма Жанна (1966). Современный танец; Семь утверждений веры . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. ISBN 978-0-8195-6003-2 .
- Данбар, июнь (2003 г.). Хосе Лимон: Обзор художника . Лондон: Рутледж. ISBN 978-90-5755-121-5 .
- Лимон, Джозеф (1998). Гарафола, Линн (ред.). Хосе Лемон: Неоконченные мемуары Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. ISBN 978-0-8195-6505-1 .
- Поллак, Барбара; Хамфри Вудфорд, Чарльз (1993). Танец – это момент: портрет Хосе Лимона в словах и картинках . Принстонская книжная компания. ISBN 978-0-87127-183-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Льюис, Дэниел (1984). Лесли Фарлоу (ред.). Иллюстрированная танцевальная техника Хосе Лимона . Принстонская книжная компания. ISBN 978-0-87127-209-6 .
- Райх, Сюзанна (2005). Хосе! Рожденный танцевать: история Хосе Лимона . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-689-86576-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Фонда танца Хосе Лимона
- Лимон: Жизнь за пределами слов, документальный фильм
- Архивные кадры Хосе Лимона, исполняющего «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» в 1946 году в «Подушке Джейкоба».
- Хосе Лимон фотографии 1933–1968 годов в Танцевальном фонде Джерома Роббинса, Нью-Йоркская публичная библиотека.
- 1908 рождений
- 1972 смертей
- Американские художники мексиканского происхождения
- Американские хореографы
- Смертность от рака простаты
- Латиноамериканские и латиноамериканские военнослужащие
- Мексиканские эмигранты в США
- Мексиканские эмигранты в США
- Современные танцоры
- Натурализованные граждане США
- Люди из Кулиакана
- Обладатели Национальной медали искусств США
- Персонал армии США времен Второй мировой войны
- Сотрудники Уэслианского университета