Jump to content

Rudolf Nureyev

(Перенаправлено с Рудольфа Нуреева )

Rudolf Nureyev
Нуриев в 1973 году
Рожденный
Rudolf Khametovich Nureyev

( 1938-03-17 ) 17 марта 1938 г.
Под Иркутском , РСФСР, Советский Союз.
Умер 6 января 1993 г. ) ( 1993-01-06 ) ( 54 года
Причина смерти Осложнения, связанные со СПИДом
Место отдыха Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа , Париж, Франция
Гражданство
Альма-матер Кировское балетное училище
Занятия
  • Танцор
  • хореограф
  • балетмейстер
Годы активности 1958–1992
Высота 173 см (5 футов 8 дюймов)
Партнеры
Веб-сайт nureyev.org

Rudolf Khametovich Nureyev [ а ] (17 марта 1938 — 6 января 1993) — артист балета и хореограф советского происхождения. Нуриев широко известен как величайший артист балета своего поколения. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Нуреев родился в поезде Транссибирской магистрали недалеко от Иркутска , Сибирь, Советский Союз, в татарской семье. Свою раннюю карьеру он начал в труппе, которая в советское время называлась Кировским балетом (сейчас называется Мариинским балетом) в Ленинграде . Он бежал из Советского Союза на Запад в 1961 году, несмотря на попытки КГБ остановить его. [ 8 ] Это был первый дезертирство советского художника во время холодной войны , произведшее международную сенсацию. Он продолжал танцевать в Королевском балете в Лондоне и с 1983 по 1989 год был директором балета Парижской оперы . Нуриев также был хореографом и главным хореографом балета Парижской оперы. Он создал собственные интерпретации многих классических произведений. [ 9 ] включая «Лебединое озеро» , «Жизель» и «Баядерку» . [ 10 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Дед Нуреева, Нурахмет Фазлиевич Фазлиев (1903–1985), был родом из Асаново Шариповского района Уфимской губернии (ныне Уфимский район Республики Башкортостан ). Его мать, Фарида Аглиулловна Нуреева (Аглиуллова) (1907–1987), родилась в селе Татарское Тюгулбаево Кузнечихинской волости Казанской губернии (ныне Алкеевский район Республики Татарстан ).

Нуреев родился в Транссибирском поезде недалеко от Иркутска, Сибирь, в то время как его мать Фарида ехала во Владивосток его отец Хамет, политический комиссар Красной Армии . , где находился [ 11 ] Он воспитывался как единственный сын с тремя старшими сестрами в татарской мусульманской семье. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] В автобиографии Нуреев отмечал о своем татарском происхождении: «Моя мать родилась в прекрасном древнем городе Казани . Мы мусульмане. Отец родился в небольшом селе недалеко от Уфы , столицы Республики Башкирия . Таким образом, на обоих со стороны наши родственники - татары и башкиры . Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я чувствую в себе эту разницу, наша татарская кровь течет как-то быстрее и всегда готова закипеть». [ 15 ]

Обучение в Академии Вагановой

[ редактировать ]

Когда мать взяла Нуреева и его сестер на спектакль балета «Песня журавлей» , он влюбился в танец. [ 11 ] В детстве его поощряли танцевать в башкирских народных представлениях, и его раннее развитие вскоре заметили учителя, которые посоветовали ему тренироваться в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Во время гастролей в Москве с местной балетной труппой Нуреев прошел прослушивание в балетную труппу Большого театра и был принят. Однако он посчитал, что балетная школа Мариинского театра лучшая, поэтому оставил местную гастрольную компанию и купил билет в Ленинград. [ 16 ]

Из-за разрушения советской культурной жизни, вызванного Второй мировой войной, Нуреев не мог поступить в крупную балетную школу до 1955 года, в возрасте 17 лет, когда он был принят в Ленинградскую академию русского балета имени Вагановой , дочернюю школу Мариинского театра. Балет. Балетмейстер Александр Иванович Пушкин профессионально заинтересовался им и разрешил Нурееву жить с ним и его женой. [ 17 ]

Солист Кировского балета.

[ редактировать ]

После окончания учебы в 1958 году Нуриев поступил в Кировский балет (ныне Мариинский театр). Он сразу же вышел за пределы корпуса и с самого начала получил сольные роли в качестве солистки. [ 2 ] Нуреев регулярно сотрудничал с Натальей Дудинской , старшей балериной труппы и женой ее директора Константина Сергеева . Дудинская, которая была старше его на 26 лет, первой выбрала его своим партнером. [ 17 ] в балете Лауренсия .

Вскоре Нуриев стал одним из самых известных танцоров Советского Союза. С 1958 по 1961 год за три года работы в Кировском театре он станцевал 15 партий, обычно со своей партнершей Нинель Кургапкиной , с которой он был в очень хорошей паре, хотя она была почти на десять лет старше его. [ 18 ] Кургапкину пригласили потанцевать на вечеринке на Хрущева даче Нуреева и . [ 17 ] а в 1959 году им разрешили выехать за пределы Советского Союза, танцуя в Вене на Международном фестивале молодёжи. Вскоре после этого в Министерстве культуры ему сообщили, что ему больше не разрешат выехать за границу. [ 19 ] В одном памятном случае Нуриев прервал спектакль « Дон Кихота» на 40 минут, настояв на том, чтобы танцевать в трико, а не в привычных брюках. В конце концов он уступил, но его предпочтительный дресс-код был принят и в более поздних выступлениях. [ 17 ]

Бегство в аэропорту Парижа

[ редактировать ]
Рудольф Нуриев после его бегства из Советского Союза в 1961 году.

К концу 1950-х годов Нуриев стал сенсацией в Советском Союзе, и хотя мятежный характер и нонконформистское отношение Нуреева сделали его маловероятным кандидатом на гастроли с Кировским балетом, стало более важным, чтобы он присоединился к гастролям, которые рассматривало советское правительство. имеет решающее значение для его амбиций продемонстрировать свое «культурное превосходство» над Западом.

Кроме того, нарастала напряженность между Нуреевым и художественным руководителем Кировского театра Константином Сергеевым, который также был мужем бывшей партнерши Нуреева по танцам Натальи Дудинской. [ 20 ] После того, как представитель французских организаторов турне увидел танец Нуриева в Ленинграде в 1960 году, французские организаторы обратились к советским властям с просьбой разрешить ему танцевать в Париже, и ему разрешили поехать. [ 17 ]

В Париже его выступления взволновали публику и критиков. Оливер Мерлин в Le Monde писал:

Я никогда не забуду его бегство через заднюю часть сцены и его кошачью манеру держаться напротив рампы. Он носил белый пояс поверх ультрамаринового костюма, у него были большие дикие глаза и впалые щеки под тюрбаном, увенчанным россыпью перьев, выпуклые бедра и безупречные трико. Это уже был Нижинский в «Жар-птице» . [ 21 ]

Было замечено, что Нуреев нарушал правила общения с иностранцами и, как сообщается, часто посещал гей-бары в Париже, что встревожило руководство Кировского завода. [ 22 ] и наблюдавшие за ним агенты КГБ . КГБ хотел отправить его обратно в Советский Союз. 16 июня 1961 года, когда труппа Кирова собралась в парижском аэропорту Ле-Бурже , чтобы вылететь в Лондон, Сергеев отвел Нуриева в сторону и сказал ему, что он должен вернуться в Москву для специального выступления в Кремле , а не отправляться в Лондон с остальными. компании. Нуреев заподозрил подозрения и отказался.

Затем ему сказали, что его мать тяжело заболела и ему нужно немедленно отправиться домой, чтобы навестить ее. [ 23 ] Нуриев снова отказался, полагая, что по возвращении в СССР его, скорее всего, посадят. С помощью французской полиции и своей парижской светской подруги Клары Сен, которая была помолвлена ​​с Винсентом Мальро, сыном французского министра культуры Андре Мальро , [ 24 ] Нуриев сбежал от своих надзирателей из КГБ и попросил убежища. Сергеев и КГБ пытались его отговорить, но он предпочел остаться в Париже.

Уже через неделю он подписал контракт с Grand Ballet du Marquis de Cuevas и исполнил «Спящую красавицу» с Ниной Вырубовой .

Во время турне по Дании он познакомился с Эриком Брюном , солистом Датского королевского балета . [ 25 ] Брюн стал его любовником, его ближайшим другом и защитником до самой смерти Брюна в 1986 году. [ 26 ] Он и Брюн оба выступали в качестве приглашенных танцоров в недавно сформированном Австралийском балете в Театре Ее Величества в Сиднее в декабре 1962 года.

Советские власти заставили отца, мать Нуреева и учителя танцев Пушкина написать ему письма с призывами вернуться, но безрезультатно. [ 17 ] Хотя он много лет обращался к советскому правительству с просьбой разрешить ему навестить свою мать, ему не разрешили сделать это до 1987 года, когда его мать умирала, и Михаил Горбачев согласился на визит.

В 1989 году его пригласили станцевать партию Джеймса в «Сильфиде» с балетом Мариинского театра в Ленинграде . [ 27 ] Визит дал ему возможность увидеться со многими учителями и коллегами, которых он не видел с момента своего бегства. [ 28 ]

Королевский балет

[ редактировать ]

солистка

[ редактировать ]
Нуриев с Лилианой Кози в Риме, 1972 год.

Дама Нинетт де Валуа предложила ему контракт на присоединение к Королевскому балету в качестве солистки. Однако во время его работы в труппе многие критики пришли в ярость, когда Нуриев внес существенные изменения в постановки « Лебединого озера» и «Жизели» . [ 29 ] Нуриев оставался в Королевском балете до 1970 года, когда его повысили до главного приглашенного артиста, что позволило ему сконцентрироваться на растущем графике международных выступлений и гастролей. Он продолжал регулярно выступать с Королевским балетом, пока в 1980-х годах не посвятил свое будущее балету Парижской оперы .

Fonteyn and Nureyev

[ редактировать ]
Марго Фонтейн , Фред Астер и Нуреев из выступления в 1965 году в американском телешоу The Hollywood Palace.

Первое появление Нуриева с примой-балериной дамой Марго Фонтейн состоялось на балетном утреннике, организованном Королевским балетом « Жизель» , 21 февраля 1962 года. [ 30 ] Мероприятие было проведено в поддержку Королевской академии танца , организации по преподаванию классического балета, президентом которой она была. Он танцевал «Трагическую поэму» , соло в постановке Фредерика Эштона , и « Черный лебедь» па-де-де из «Лебединого озера» . Их так хорошо приняли, что Фонтейн и Нуриев заключили партнерство, которое продлилось много лет. состоялась Премьера «Ромео и Джульетты» для труппы в 1965 году. [ 31 ] Поклонники дуэта рвали свои программы, чтобы бросить конфетти в танцоров. Нуриев и Фонтейн иногда делали более 20 вызовов на занавес . [ 30 ] [ 32 ] Фильм об этом спектакле был снят в 1966 году и доступен на DVD.

11 июля 1967 года Фонтейн и Нуриев после выступления в Сан-Франциско были арестованы на близлежащих крышах, сбежав во время полицейского рейда на дом в районе Хейт-Эшбери . Их выручили, а обвинения в нарушении общественного порядка и посещении места, где употреблялась марихуана, были сняты позже в тот же день из-за отсутствия достаточных доказательств. [ 33 ]

Другие международные выступления

[ редактировать ]

Помимо многочисленных выступлений в Северной Америке, Нуриев установил прочные связи с Национальным балетом Канады, неоднократно выступая в качестве приглашенного артиста. новую впечатляющую постановку « Спящей красавицы В 1972 году он поставил для труппы » со своей собственной дополнительной хореографией, дополняющей хореографию Петипа. Спектакль широко гастролировал в США и Канаде после его первого показа в Торонто, одно выступление которого транслировалось в прямом эфире, а затем было выпущено на видео.

Среди балерин Национального балета Нуриев чаще всего сотрудничал с Вероникой Теннант и Карен Кейн . В 1975 году Нуриев активно работал с Американским театром балета, возрождая «Корсар» с Гелси Киркланд. Он воссоздал «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Рамонду» с Синтией Грегори. Грегори и Брюн присоединились к Нурееву в па-де-труа из малоизвестного Августа Бурнонвиля балета «Ла Вентана». [ 34 ]

Директор балета Парижской оперы

[ редактировать ]

В январе 1982 года Австрия предоставила Нуриеву гражданство, положив конец более чем двадцатилетнему безгражданству . [ 35 ] [ 36 ] В 1983 году он был назначен директором балета Парижской оперы , где, помимо режиссуры, продолжал танцевать и продвигать молодых танцоров. Он оставался там в качестве танцора и главного хореографа до 1989 года. Среди танцоров, которых он наставником, были Сильви Гиллем , Изабель Герен , Мануэль Легри , Элизабет Морен, Элизабет Платель , Шарль Жюд и Моник Лудьер .

Его художественное руководство балетом Парижской оперы имело большой успех, выведя труппу из темного периода. Его «Спящая красавица» остается в репертуаре, была возрождена и снята с его протеже Мануэлем Легрисом в главной роли.

Несмотря на прогрессирующую болезнь к концу своего пребывания в должности, он работал не покладая рук, ставя новые версии старых дублеров и заказывая некоторые из самых новаторских хореографических произведений своего времени. Его собственная «Ромео и Джульетта» имела успех. Когда он заболел в конце своей жизни, он работал над финальной постановкой «Баядерки» , которая точно повторяет версию балета Мариинского театра , которую он танцевал в молодости.

Последние годы

[ редактировать ]
Нуриев впервые дирижировал ансамблем в Довиле , Франция (1991).

Когда примерно в 1982 году СПИД появился в новостях Франции, Нуреев не обратил на это внимания. у танцора оказался положительным Тест на ВИЧ в 1984 году, но несколько лет он просто отрицал, что с его здоровьем что-то не так. Однако к концу 1980-х его уменьшившиеся способности разочаровали его поклонников, которые с теплотой вспоминали его выдающееся мастерство и мастерство. [ 37 ] Заметное снижение у Нуриева началось лишь летом 1991 года и вступило в финальную фазу болезни весной 1992 года. [ 38 ]

В марте 1992 года, живя с запущенной формой СПИДа, он посетил Казань и выступил в качестве дирижера перед публикой в ​​Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, который сейчас представляет Фестиваль Рудольфа Нуриева в Татарстане . [ 39 ] [ 40 ] Вернувшись в Париж, с высокой температурой, он был госпитализирован в больницу Нотр-Дам дю Перпетуэль Секур в Левалуа-Перре , пригороде к северо-западу от Парижа, и был прооперирован по поводу перикардита , воспаления перепончатой ​​сумки вокруг сердца. В то время на борьбу со своей болезнью его вдохновила надежда, что он сможет выполнить приглашение дирижировать Прокофьева « Ромео и Джульеттой» на бенефисе Американского театра балета 6 мая 1992 года в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Он так и сделал и был в восторге от приема. [ 38 ]

В июле 1992 года у Нуреева вновь появились признаки перикардита, но он решил отказаться от дальнейшего лечения. Его последнее публичное выступление состоялось 8 октября 1992 года на премьере во Дворце Гарнье новой постановки «Баядерки» , которую он поставил по мотивам Мариуса Петипа для балета Парижской оперы . Нурееву удалось получить фотокопию оригинальной партитуры Людвига Минкуса , когда он был в России в 1989 году. [ 41 ] Балет стал личным триумфом, хотя тяжесть его состояния была очевидна. Министр культуры Франции Жак Ланг вручил ему в тот вечер на сцене высшую культурную награду Франции — Орден литературы искусств и . [ 38 ]

Могила Нуреева в Сент-Женевьев-де-Буа.

Нуреев снова поступил в больницу Notre Dame du Perpétuel Secours в Левалуа-Перре 20 ноября 1992 года и оставался там до своей смерти от осложнений СПИДа в возрасте 54 лет 6 января 1993 года. Его похороны прошли в мраморном фойе парижского оперного театра Гарнье. . Многие отдали должное его блестящему танцору. Одна из таких похвал пришла от Олега Виноградова из балета Мариинского театра, заявившего: «То, что Нуриев сделал на Западе, он никогда не смог бы сделать здесь». [ 42 ]

Могила Нуреева на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа недалеко от Парижа представляет собой гробницу, задрапированную мозаикой восточного ковра, келим . Нуриев был заядлым коллекционером красивых ковров и старинного текстиля. [ 38 ] [ 39 ] [ 43 ] Когда его гроб опускали в землю, играла музыка из последнего акта « Жизели» и его балетки бросали в могилу вместе с белыми лилиями. [ 44 ]

Дань уважения

[ редактировать ]
Российская почтовая обложка 1997 года в честь Нуриева.

После стольких лет отсутствия места в истории балета Мариинского театра репутация Нуриева была восстановлена. [ 42 ] Его имя было вновь вписано в историю Мариинского театра, хотя танцевал он там всего три года. Некоторые из его личных вещей были выставлены в театральном музее на территории нынешнего Санкт-Петербурга . [ 42 ] В его честь был назван репетиционный зал в знаменитой Академии Вагановой. [ 42 ] По состоянию на октябрь 2013 года в Национальном центре костюма сцены имеется постоянная коллекция костюмов Нуриева, «которая дает посетителям ощущение его яркой, бродячей личности и страсти ко всему редкому и прекрасному». [ 45 ] В 2015 году он был включен в Legacy Walk . [ 46 ]

После его смерти в 1993 году Парижская опера установила традицию каждые 10 лет проводить вечера танцевального поклонения Нуриеву. Поскольку он родился в марте, эти выступления на данный момент состоялись 20 марта 2003 года, 6 марта 2013 года и 18 марта 2023 года. [ 47 ] Коллеги Нуриева, которые говорят о нем и помнят его, например Михаил Барышников , часто глубоко растроганы. [ 48 ] [ 49 ]

7 ноября 2018 года на площади возле Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани открыли памятник Нурееву. Автором памятника является Зураб Церетели , а на его открытии присутствовали Президент Татарстана Рустам Минниханов , государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев и мэр Казани Ильсур Метшин . Выступая на открытии мероприятия, Минниханов заявил: "Думаю, не только для республики Рудольф Нуреев является международной ценностью. Такие люди рождаются раз в сто лет". [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]

Репертуар

[ редактировать ]

Избранный список балетных постановок, балетных постановок и оригинальных балетов. [ 53 ]

Танцевальное партнерство

[ редактировать ]

Иветт Шовире из балета Парижской оперы часто танцевала с Нуриевым; он назвал ее «легендой». [ 54 ] (Шовире присутствовал на его похоронах вместе с французской танцовщицей и актрисой Лесли Карон .) [ 55 ]

В Королевском балете Нуриев и Марго Фонтейн стали давними партнерами по танцам. Нуриев однажды сказал о Фонтейн, которая была на 19 лет старше его, что они танцевали «одним телом, одной душой». Вместе Нуреев и Фонтейн представили премьеру сэра Фредерика Эштона балета «Маргарита и Арман» , балета, исполненного под Листа фортепианную сонату си минор , которая стала их визитной карточкой. Кеннет Макмиллан был вынужден разрешить им премьеру своего «Ромео и Джульетты» , которая предназначалась для двух других танцоров, Линн Сеймур и Кристофера Гейбла . [ 56 ] Существуют фильмы об их партнерстве в «Сильфидах» , «Лебедином озере» , «Ромео и Джульетте» и других ролях. Они продолжали танцевать вместе долгие годы после ухода Нуреева из Королевского балета. Их последнее совместное выступление состоялось в барочном Па-де-Труа 16 сентября 1988 года, когда Фонтейн было 69 лет, Нуриеву было 50 лет, а в главной роли также играла 52-летняя Карла Фраччи .

Он отметил очередное давнее партнерство с Евой Евдокимовой . Впервые они появились вместе в «Сильфиде» (1971), а в 1975 году он выбрал ее в роли « Спящей красавицы» в своей постановке для Лондонского фестивального балета . Евдокимова оставалась его партнершей во многих выступлениях и турах по всему миру с «Нуреевым и друзьями» на протяжении более пятнадцати лет.

Во время своего дебюта на американской сцене в 1962 году Нуриев также сотрудничал с Соней Аровой в Нью-Йорке в Бруклинской музыкальной академии . В сотрудничестве с Рут Пейдж они Чикагским оперным балетом исполнили грандиозное па-де-де из «Дон Кихота» . [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ]

Наследие

[ редактировать ]

В качестве влияния

[ редактировать ]
Нуриев тренирует Девона Карни в постановке « Дон Кихота»
Внешние видео
значок видео Нуриев и балет Джоффри .
канале PBS Дань уважения танцу Нижинскому на :
Petrouchka (Fokine)
Призрак розы (Фокин)
Полдень фавна (Нижинский) 1981 г.

Нуриев был прежде всего приверженцем классической техники, и его мастерство в ней сделало его образцом для целого поколения танцоров. Если уровень мужских танцев на Западе так заметно вырос после 1960-х годов, то во многом это произошло благодаря вдохновению Нуреева. [ 2 ]

Влияние Нуриева на мир балета изменило восприятие танцоров-мужчин; в его собственных постановках классики мужские роли получили гораздо больше хореографии. [ 61 ] Еще одним важным влиянием было то, что он пересек границы между классическим балетом и современным танцем, исполняя и то, и другое. [ 62 ] Сегодня для танцоров является нормальным обучение в обоих стилях, но Нуреев был создателем и преуспел в современном и классическом танце. Он изо всех сил старался поработать с великой современной танцовщицей Мартой Грэм , и она создала работу специально для него. [ 63 ] Хотя Джин Келли много сделал для объединения современного и классического стилей в кино, он происходил из среды «популярного танца», на которую больше повлиял современный танец, в то время как Нуриев добился больших успехов в получении признания современного танца в сфере «классического балета». [ 63 ]

Харизма, целеустремленность и щедрость Нуреева были таковы, что он не просто передавал свои знания. [ 64 ] Он олицетворял школу жизни для танцора. Несколько танцоров, которые были солистами балета Парижской оперы под его руководством, впоследствии сами стали балетмейстерами, вдохновленные продолжением работы и идей Нуриева. Мануэль Легрис был директором Венского государственного балета , а сейчас руководит балетом театра Ла Скала , Лоран Илер был балетмейстером Московского театра Станиславского , а сейчас является директором Баварского государственного балета в Мюнхене, а Шарль Жюд был балетмейстером Большого театра де Бордо . [ 64 ]

Михаил Барышников , еще один великий танцор, который, как и Нуриев, перебежал на Запад, высоко уважает Нуриева. Барышников рассказал в интервью, что Нуриев был необычным во всех отношениях человеком, инстинктивным, умным, постоянным любопытством и необычайной дисциплинированностью, это была цель его жизни и, конечно же, любовь к выступлению. [ 48 ] [ 65 ]

Техника и стремление к совершенству

[ редактировать ]

Нуреев поздно начал заниматься балетом, и ему пришлось совершенствовать свою технику, чтобы добиться успеха. Джон Тули писал, что Нуриев вырос очень бедно и ему пришлось от трех до пяти лет учиться в балетной школе высокого уровня, что дало ему решающий толчок к приобретению максимума технических навыков. [ 66 ] и стать лучшим танцором, работающим над совершенством на протяжении всей своей карьеры. [ 67 ] Задача всех танцоров, с которыми работал Нуреев, заключалась в том, чтобы последовать его примеру и разделить его полную приверженность танцу. Сторонниками точного описания феномена Нуреева являются Джон Тули, бывший генеральный директор лондонского Королевского оперного театра , Пьер Берже , бывший президент Оперы Бастилии, места проведения балета Парижской оперы (помимо Дворца Гарнье), и Мануэль Легри , солист с балетом Парижской оперы, номинированным Нуриевым в Нью-Йорке.

Нуреев выразил это так: «Я подхожу к танцу под другим углом, чем у тех, кто начинает танцевать в восемь или девять лет. Те, кто учился с самого начала, никогда ни в чем не сомневаются». [ 68 ] Нуреев поступил в Академию балета имени Вагановой в возрасте всего 17 лет, пробыв там всего три года по сравнению с танцорами, которые обычно становятся солистами после поступления в училище имени Вагановой в девять лет и проходят полные девять лет танцевального образования. Нуриев был современником Владимира Васильева , ведущего танцовщика Большого театра. Позже Нуриев был предшественником Михаила Барышникова в Кировском балете, ныне Мариинском театре. В отличие от Васильева и Барышникова, Нуреев заработал свою репутацию не на успехах на международных балетных конкурсах, а на выступлениях и популярном имидже.

Парадоксально, но и Нуреев, и Михаил Барышников стали мастерами танца в совершенстве. [ 66 ] [ 1 ] [ 69 ] Танец и жизнь были одним и тем же, Пьер Берже сказал о Нурееве: «Он был танцором, как и любой другой танцор. Это необыкновенно — иметь 19 баллов из 20. Крайне редко бывает 20 из 20. Однако получить 21 из 20 — еще гораздо реже. И такая же ситуация была с Нуреевым». [ 70 ] [ 71 ] Легрис сказал: «Рудольф Нуриев был высокоскоростным поездом (он был TGV)». [ 72 ] [ 73 ] Работа с Нуриевым подразумевала необходимость превзойти самого себя и «наступить на это». [ 74 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Нуриев в 1968 году, 30 лет.

Нуриев не отличался терпением к правилам, ограничениям и иерархическому порядку и временами отличался вспыльчивым характером. [ 75 ] Когда он был расстроен, он был склонен устраивать истерики на публике. [ 76 ] Его нетерпение проявлялось главным образом тогда, когда недостатки других мешали его работе.

Он общался с Ринго Старром , Гором Видалом , Фредди Меркьюри , Джеки Кеннеди Онассис , Миком Джаггером , Лайзой Миннелли , Энди Уорхолом , Ли Радзивиллом и Талитой Пол , Джесси Норман , Тамарой Тумановой и время от времени посещал нью-йоркскую дискотеку Studio 54 в конце 1970-х годов. но у него развилась нетерпимость к знаменитостям. [ 77 ] Он поддерживал старые дружеские отношения в балетном мире и за его пределами на протяжении десятилетий и считался верным и щедрым другом. [ 78 ]

Большинство балерин, с которыми танцевал Нуриев, в том числе Антуанетта Сибли , Синтия Грегори , Гелси Киркланд и Аннетт Пейдж , отдавали ему должное как внимательному партнеру. Он был известен как чрезвычайно щедрый человек для многих балерин, которые считают, что он помогал им в трудные времена. В частности, канадская балерина Линн Сеймур , огорченная тем, что ей отказали в премьере Макмиллана «Ромео и Джульетты» , говорит, что Нуриев часто находил для нее проекты, даже когда она страдала от проблем с весом и депрессии и поэтому с трудом находила роли. [ 79 ]

В зависимости от источника Нуриев описывается либо как бисексуал, либо как бисексуал. [ 80 ] [ 81 ] поскольку в молодости у него были гетеросексуальные отношения или гомосексуализм. [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ] У него была бурная личная жизнь с многочисленными посещениями бани и анонимными встречами. [ 76 ] Нуриев познакомился с Эриком Брюном , знаменитым датским танцовщиком, после того, как Нуреев сбежал на Запад в 1961 году. Нуриев был большим поклонником Брюна, поскольку видел видеозаписи выступлений датчанина на гастролях в Советском Союзе с Американским театром балета , хотя стилистически они были двумя танцоры были очень разными. Брюн и Нуриев стали парой [ 82 ] [ 85 ] и эти двое время от времени оставались вместе, сохраняя очень нестабильные отношения в течение 25 лет, вплоть до смерти Брюна в 1986 году. [ 86 ]

В 1978 году Нуреев познакомился с 23-летним американским танцором и студентом классического искусства Робертом Трейси. [ 84 ] и начался роман, длившийся два с половиной года. Позже Трейси стала секретарем Нуреева и сожительницей на протяжении более 14 лет в долгосрочных открытых отношениях до самой смерти. По словам Трейси, Нуриев рассказал, что за свою жизнь у него были отношения с тремя женщинами, он всегда хотел сына и когда-то планировал стать отцом от Настасьи Кински . [ 61 ]

Награды и почести

[ редактировать ]
Кавалер Почетного легиона
(Франция) [ 87 ]
Кавалер Ордена Искусств и литературы
(Франция) [ 88 ]

Кино, телевидение и музыкальные роли

[ редактировать ]
Постер российского документального фильма о Нурееве 2012 года « Рудольф Нуриев: Мятежный демон»

В 1962 году Нуриев дебютировал на экране в киноверсии «Сильфиды» . Он решил отказаться от актерской карьеры и заняться современным танцем в Национальном балете Нидерландов. [ 89 ] в 1968 году. Нуреев также дебютировал в 1962 году на сетевом телевидении в Америке в партнерстве с Марией Толчиф, танцующей па-де-де на Фестивале цветов Августа Бурнонвиля в Дженцано в программе The Bell Telephone Hour . [ 57 ] [ 90 ] [ 91 ]

В 1972 году сэр Роберт Хелпманн пригласил его совершить поездку по Австралии с постановкой Нуреева « Дон Кихот» . [ 92 ] киноверсию « Дон Кихота» В 1973 году Нуреев и Хелпманн поставили , в которой Нуриев сыграл Базилио , Люсетт Олдос в роли Китри , Хелпманн в роли Дон Кихота и артистов Австралийского балета .

В 1972 году Нуриев был гостем в Дэвида Уинтерса телевизионном выпуске «The Special London Bridge Special» . [ 93 ] В 1973 году он появился в эпизодической роли в рождественском выпуске шоу Morecambe & Wise Show.

В 1977 году Нуреев сыграл Рудольфа Валентино в Кена Рассела фильме «Валентино» .

В 1978 году он появился в качестве приглашенной звезды в телесериале «Маппет-шоу». [ 94 ] где он танцевал в пародии под названием «Свиное озеро», спел « Детка, на улице холодно » в дуэте в сауне с Мисс Пигги , а также пел и танцевал чечетку в финале шоу « Цилиндр, белый галстук и решка ». Его появление приписывают тому, что сериал Джима Хенсона стал одной из самых востребованных программ. [ 95 ]

В 1979 году Рудольф Нуреев в сотрудничестве со Стэнли Дорфманом поставил специальный спектакль «Жизель» на сцене и телевидении на музыку, написанную Адольфом Адамом . Дорфман также взял на себя роль продюсера. [ 96 ] [ 97 ] Балет был записан в студийной обстановке и остается единственным снятым на пленку спектаклем полной версии с участием Нуриева. [ 98 ] Нуриев исполнил роль принца Альбрехта, а Линн Сеймур взяла на себя роль Жизели. Моника Мейсон из Королевского балета исполнила роль Мирты, королевы призрачных вилисов. Значительную роль в постановке сыграл балет Баварской государственной оперы , а «Филармонией Нового Света» дирижировал Дэвид Коулман. [ 96 ]

В 1983 году у него была нетанцевальная роль в фильме « Разоблачение» с Настасьей Кински .

В 1989 году он гастролировал по США и Канаде в течение 24 недель с возрождением бродвейского мюзикла «Король и я» .

Документальные фильмы

[ редактировать ]
  • Рудольф Нуреев тренируется ( в станке 1970) (4 мин 13) [ 99 ]
  • Нуриев (1981), телеканал Thames Television . Включает откровенное интервью, а также доступ к нему в студию. [ 100 ]
  • Нуриев (1991). 90-минутный документальный фильм режиссера Патриции Фой рассказывает о взлетах и ​​падениях в карьере Нуреева, его профессиональных отношениях с Марго Фонтейн, его слухах о депрессии и его общем влиянии на современный танец. [ 101 ]
  • Рудольф Нуриев – Как он есть (1991). 47-минутный советский документальный фильм о Нурееве, снятый Николаем Борониным, также включает длинное интервью с Нуреевым во время его визита в Ленинград в 1990 году. [ 102 ]
  • Нуреев: Из России с любовью (2007), Джон Бридкат
  • Рудольф Нуриев: Мятежный демон (2012). Российский документальный фильм режиссера Татьяны Маловой исследует жизнь Нуриева. Документальный фильм вышел к 80-летию со дня рождения Нуриева. [ 103 ]
  • Рудольф Нуреев – Танец к свободе (2015), Ричард Керсон Смит
  • Rudolf Nureev. The Island of his Dream (2016) (Russian: Рудольф Нуреев. Остров его мечты, Rudolf Nureyev. Ostrov ego mechty ) by Evgeniya Tirdatova
  • Нуреев: Подняв занавес (2018). Документальный фильм режиссеров Дэвида и Жаки Моррис рассказывает о необыкновенной жизни Нуриева, включая архивные интервью и танцевальные сцены. [ 104 ]

Посмертное представление

[ редактировать ]
  • Макканн, Колум (2003). Танцор . Ивовое поле. ISBN  978-0-8050-6792-7 . Роман по мотивам жизни Нуриева.
  • Белая ворона (2018). [ 108 ] [ 109 ] Режиссер Рэйф Файнс , Олег Ивенко играет Нуриева во взрослом возрасте. [ 110 ] Кульминацией фильма является его побег в аэропорту Ле Бурже, когда ему было 23 года. Более ранние сцены повествуют о жизни Нуриева: от его рождения в поезде до детских уроков родного татарского танца, его «безжалостной преданности» этому виду искусства, его тщательного обучения и ранних выступлений в балете в Мариинском театре. В фильме показаны его сильные индивидуалистические тенденции и отстраненная манера поведения, временами вызывающая высокомерие и даже жестокость. [ 111 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Английский: / ˈ nj ʊər i ε f , nj ʊ ˈ r ε f / NURE -ee-ef, sitr- AY -ef ; Русский : Рудольф Хаметович Нуриев , произносится [rʊˈdolʲf xɐˈmʲetəvʲɪtɕ nʊˈrʲejɪf] ; Татарский : Рудольф Хямит улы Нуриев ; Башкир : Рудольф Хамит сын Нуриева .
  1. ^ Перейти обратно: а б Повелитель танца - Рудольф Нуриев в Национальном кинотеатре, Лондон, 1–31 января 2003 г. Архивировано 1 декабря 2017 г. в Wayback Machine Джоном Персивалем, The Independent , 26 декабря 2002 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Рудольф Нуреев, харизматичный танцор, поджегший имидж балета, умер в возрасте 54 лет. Архивировано 10 июня 2021 года в Wayback Machine , Джек Андерсон, The Independent , 7 января 1993 года.
  3. ^ (на французском языке) Рудольф Нуреев тренируется у станка. Архивировано 7 августа 2017 года в Wayback Machine , 21 декабря 1970 года, сайт INA (4 минуты 13).
  4. ^ Филипп Нуазетт, (на французском языке) «Что осталось от Нуриева? » Архивировано 17 августа 2016 г. в Wayback Machine , Ле-Эш , 1 марта 2013 г.
  5. ^ «Рудольф Нуриев: Как легенда танца продолжает вдохновлять» . 29 сентября 2018 года . Проверено 17 августа 2024 г.
  6. ^ Кромптон, Сара (25 сентября 2018 г.). « От него невозможно было оторвать глаз: триумф и трагедия Рудольфа Нуриева» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 17 августа 2024 г.
  7. ^ Даффи, Марта (18 января 1993 г.). «Двое, изменившие свои миры: Рудольф Нуриев (1938-1993)» . ВРЕМЯ . Проверено 17 августа 2024 г.
  8. ^ Бридкат, Джон (17 сентября 2007 г.). «Долгая война КГБ против Рудольфа Нуреева» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 22 мая 2010 г.
  9. ^ «Хореография Рудольфа Нуреева – Фонд Рудольфа Нуриева» . Нуриев.org . 10 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 15 марта 2020 г.
  10. ^ Нуазетт, Филипп (26 января 2013 г.). «Бенжамен Мильпье, le pari Стефана Лисснера» . Парижский матч (на французском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2017 года.
  11. ^ Перейти обратно: а б «Официальный сайт Фонда Рудольфа Нуреева» . Нуриев.org . Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года . Проверено 30 августа 2007 г.
  12. ^ "Официальный сайт Фонда Рудольф Нуреев" . Rudolfnureyev.ru (in Russian). Archived from the original on 17 January 2019 . Retrieved 26 September 2015 .
  13. ^ «Краткая биография Рудольфа Нуреева – Фонд Рудольфа Нуреева» . Нуриев.org . 10 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 17 января 2019 года . Проверено 15 марта 2020 г.
  14. ^ «МДЦ Рудольфа Нуриева – Биография» . Нуреевибк.com . Архивировано из оригинала 20 июля 2016 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
  15. ^ Нуриев, Рудольф (1963). Нуриев: автобиография/Рудольф Нуреев (на русском языке). Нью-Йорк: Э. П. Даттон. п. 233. ИСБН  978-0-525-16986-4 . OCLC  869225790 . Original quote: Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани. Мы мусульмане. Отец родился в небольшой деревушке около Уфы, столицы республики Башкирии. Таким образом, с обеих сторон наша родня — это татары и башкиры. ...Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда.
  16. ^ «3 года в Кировском театре» . Нуреев . Архивировано из оригинала 16 июля 2007 года . Проверено 20 марта 2021 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джон Бридкат (2007). Нуриев: Из России с любовью (Кинофильм). Би-би-си.
  18. ^ «Официальный сайт Фонда Рудольфа Нуреева» . Нуриев.org . Архивировано из оригинала 31 декабря 2016 года . Проверено 30 августа 2007 г.
  19. ^ Уотсон, П., Нуреев: Биография, стр.147.
  20. ^ Ричард Керсон Смит (продюсер/режиссер) (2015). Рудольф Нуреев – Танец к свободе . BBC Two (Кинофильм).
  21. ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.152.
  22. ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.151.
  23. ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.161.
  24. ^ «Девушка, которая привела Нуриева к побегу». Австралиец . 14 декабря 2015 г.
  25. ^ (На момент встречи Нуриева Брюн, солистка, имела высший ранг Датского королевского балета.)
  26. ^ Сутар, Кэролин (2006). Настоящий Нуреев . Пресса Святого Мартина. ISBN  0-312-34097-4 .
  27. ^ Уотсон, П., Нуреев: Биография , стр.426.
  28. ^ Уотсон, П., Нуреев: Биография , стр.429.
  29. Балеты, в которых он сотрудничал с Фонтейн.
  30. ^ Перейти обратно: а б Акочелла, Джоан (8 октября 2007 г.). «Wild Thing; Рудольф Нуреев на сцене и за ее пределами» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 20 сентября 2018 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
  31. ^ «Ромео и Джульетта Королевского балета: 50 лет несчастных танцоров – в фотографиях» . Хранитель . 2 октября 2015 г. ISSN   0261-3077 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 30 сентября 2018 г. Этот балет изначально был создан для Линн Сеймур и Кристофера Гейбла .
  32. ^ См. раздел «Нуреев и его танцевальные партнерства».
  33. Из архива, 12 июля 1967 года: обвинения со звезд балета сняты. Архивировано 6 мая 2019 года в Wayback Machine , The Guardian , 12 июля 2013 года. Проверено 6 апреля 2019 года.
  34. ^ Нуреев-Его жизнь, Дайан Солуэй, стр. 404
  35. ^ Кребс, Альбин; Томас, Роберт МакДжи. Младший (20 января 1982 г.). «ЗАМЕЧАНИЯ О ЛЮДЯХ. Австрия принимает Нуриева как своего» . Нью-Йорк Таймс . п. 19. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 25 января 2021 г.
  36. ^ «Рудольф Нуриев» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 17 марта 2021 года . Проверено 24 января 2021 г.
  37. ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.407.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д «Нуреев действительно болел СПИДом, подтверждает его врач» . Нью-Йорк Таймс . 16 января 1993 года. Архивировано из оригинала 10 сентября 2018 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б Ярослав Седов. Русская жизнь. Монтпилиер: январь/февраль 2006 г. Том. 49, вып. 1; п. 49
  40. ^ «Официальный сайт Фонда Рудольфа Нуреева» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 18 января 2011 г.
  41. ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.441.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д Уотсон П., Нуреев: Биография , стр.455.
  43. ^ Джон Роквелл (13 января 1993 г.). «Рудольф Нуреев восхвален и похоронен в пригороде Парижа» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 5 декабря 2009 г.
  44. ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.457.
  45. ^ Рослин Салкас (11 декабря 2013 г.). «Во французском музее заглядываю в мир Нуреева» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 декабря 2013 года . Проверено 16 декабря 2013 г.
  46. ^ «Legacy Walk представляет пять новых бронзовых мемориальных досок - 2342 - Gay Lesbian Bi Trans News» . «Ветреный город таймс» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2020 года . Проверено 15 января 2016 г.
  47. Дань уважения Рудольфу Нурееву - Ballet de l'Opéra de Paris (сезон 2012–2013 гг.). Архивировано 30 апреля 2021 г. в Wayback Machine . Посвящение Рудольфу Нурееву, директор балета Бриджит Лефевр объясняет, почему.
  48. ^ Перейти обратно: а б Михаил Барышников о Рудольфе Нуриеве. Архивировано 11 февраля 2017 года на Wayback Machine , интервью с Михаилом Барышниковым, снятое Дэвидом Махатели во Дворце конгрессов в мае 2013 года, D&D Art Productions (1 мин 55).
  49. Выступая перед аудиторией, Бриджит Лефевр и Михаил Барышников называют Нуреева Рудольфом.
  50. ^ "В Казани открыли памятник Рудольфу Нуриеву – фоторепортаж" . inkazan.ru . 7 November 2018 . Retrieved 19 July 2022 .
  51. ^ "Рустам Минниханов и Зураб Церетели открыли в Казани памятник Рудольфу Нуриеву" . tatar-inform.ru . 7 November 2018 . Retrieved 19 July 2022 .
  52. ^ "Рустам Минниханов и Зураб Церетели открыли в Казани памятник Рудольфу Нуриеву" . protatarstan.ru . 7 November 2018 . Retrieved 19 July 2022 .
  53. ^ «Хронология Мэрилин Дж. Ла Вайн» . Фонд Рудольфа Нуриева. 2007. Архивировано из оригинала 17 января 2019 года . Проверено 17 января 2019 г.
  54. ^ «Воспоминания о звездах Иветт Шовире» . Сайт сайта Lieurac.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2018 года . Проверено 24 июля 2013 г.
  55. ^ Роквелл, Джон (13 января 1993 г.). «Рудольф Нуреев восхвален и похоронен в пригороде Парижа» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 февраля 2010 года . Проверено 7 января 2022 г.
  56. ^ Уотсон, П., Нуреев: Биография , стр.283.
  57. ^ Перейти обратно: а б «Danceheritage.org» (PDF) . danceheritage.org . Архивировано (PDF) из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 16 декабря 2017 г.
  58. Рудольф Нуриев, Харизматический танец, который поджег имидж балета, умер в возрасте 54 лет. Архивировано 10 июня 2021 года в Wayback Machine , The New York Times , 7 января 1993 года.
  59. Рут Пейдж: Ранний архитектор американского балета Джоэллен А. Меглин о Коалиции танцевального наследия. Архивировано 16 сентября 2013 года в Wayback Machine , Danceheritage.org.
  60. ^ archives.nypl.org - Коллекция Рут Пейдж. Архивировано 7 февраля 2015 года в Wayback Machine. Коллекция Рут Пейдж 1918–70 годов в архиве Нью-Йоркской публичной библиотеки.
  61. ^ Перейти обратно: а б Эзард, Джон; Сутар, Кэролайн (30 января 2003 г.). «Нуреев и я» . Хранитель . Архивировано из оригинала 3 апреля 2020 года . Проверено 19 октября 2016 г.
  62. ^ Уотсон, П., Нуреев: Биография , с. 436
  63. ^ Перейти обратно: а б Уотсон П., Нуриев: Биография , стр. 339–340.
  64. ^ Перейти обратно: а б Шарль ЖЮД, художественный руководитель Национальной оперы Бордо. Архивировано 20 февраля 2019 года в Wayback Machine , на сайте фонда Нуриева.
  65. Дань уважения Барышникова Нуриеву. Архивировано 20 февраля 2019 года в Wayback Machine , формулировка заявления Михаила Барышникова о Рудольфе Нурееве, снятая Дэвидом Махатели во Дворце конгрессов в мае 2013 года, на сайте фонда Нуриева.
  66. ^ Перейти обратно: а б Майкл Гард (2006). Мужчины, которые танцуют: эстетика, атлетика и искусство мужественности, Нью-Йорк, Peter Lang Publishing Inc., с. 65.
  67. ^ Сэр Джон Тули - Влияние Нуреева на развитие балета на Западе. Архивировано 20 февраля 2019 года на Wayback Machine , официальном сайте фонда Нуриева.
  68. Детство Рудольфа Нуриева в России. Архивировано 5 февраля 2019 года на Wayback Machine , цитата Рудольфа Нуреева, официальный сайт фонда Нуреева.
  69. Михаил Барышников. Архивировано 16 января 2021 года в Wayback Machine , биография, сайт Центра Кеннеди.
  70. ^ Он был танцором, как и другие. Иметь 19 из 20 – это здорово. Иметь 20 из 20 – это большая редкость. Но иметь 21 из 20 – еще большая редкость. Так было и с Нуриевым. » (оригинальная цитата Пьера Берже).
  71. Некролог в LeSoir France в 1993 году.
  72. ^ «Рудольф Нуреев был TGV. » (оригинальная цитата Мануэля Легри).
  73. ^ La Danse: Балеты Парижской оперы , документальный фильм Фредерика Уайзмана, 2009.
  74. ^ (на французском языке) Рудольф Нуреев, танцор и хореограф. Архивировано 19 января 2015 г. в Wayback Machine , обзор Кадера Беларби, 6 ноября 2013 г., веб-сайт Театра Капитолия, Париж, отрывок: «Рядом с ним вам действительно приходилось превосходить .... С этого момента я начал работать усерднее». – Рядом с ним нужно было превзойти самого себя. ... С этого самого момента я начал на него наступать. (Кадер Беларби, солистка балета Парижской оперы, когда Нуриев был директором и главным хореографом).
  75. ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.133.
  76. ^ Перейти обратно: а б Бентли, Тони (2 декабря 2007 г.). «Нуреев: Жизнь - Джули Кавана - Рецензия на книгу» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 8 июня 2019 года . Проверено 7 января 2022 г.
  77. ^ Уотсон, П., Нуреев: Биография , стр.370.
  78. ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.369.
  79. ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.321.
  80. ^ Акочелла, Джоан (8 октября 2007 г.). «Дикая вещь» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 22 августа 2015 года . Проверено 23 августа 2015 г.
  81. ^ Сутар, Кэролайн (27 декабря 2005 г.). Настоящий Нуриев: интимные воспоминания величайшего героя балета . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги Томаса Данна. п. 84. ИСБН  978-0-312-34097-1 . Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 21 января 2016 г.
  82. ^ Перейти обратно: а б Кавана, Джули (2007). Рудольф Нуриев: Жизнь . Лондон; Нью-Йорк: Фиговое дерево. ISBN  978-1-905-49015-8 . ОСЛК   77013261 .
  83. ^ «Победитель телешоу Аршамбо сражается с Нуриевым - Искусство и развлечения – CBC News» . Канадская радиовещательная корпорация. Канадская пресса. 30 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2013 г. Проверено 3 мая 2012 г.
  84. ^ Перейти обратно: а б Джон Эзард и Кэролайн Сутар (30 января 2003 г.). «Нуреев и я» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 3 апреля 2020 года . Проверено 3 мая 2012 г.
  85. ^ «Литературное обозрение» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2009 года . Проверено 13 марта 2009 г.
  86. ^ «Официальный сайт Фонда Рудольфа Нуриева» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2019 года . Проверено 19 марта 2009 г.
  87. ^ Роквелл, Джон (13 января 1993 г.). «Рудольф Нуреев восхвален и похоронен в пригороде Парижа» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 января 2022 г.
  88. ^ Дженнингс, Люк (20 декабря 1992 г.). «Кода Нуреева» . Житель Нью-Йорка . Проверено 25 января 2022 г.
  89. ^ «Крис Чемберс встречает Руди ван Данцига» . 13 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2020 г. . Проверено 19 января 2020 г.
  90. ^ Рудольф Нуреев, харизматичный танцор, поджегший имидж балета, умер в возрасте 54 лет. Архивировано 10 июня 2021 года в Wayback Machine , The New York Times - Раздел искусств, 7 января 1993 года.
  91. Мария Таллчиф, ослепительная балерина и муза Баланчина, умирает в возрасте 88 лет. Архивировано 6 февраля 2018 г. в Wayback Machine , The New York Times - Танцевальный раздел, 12 апреля 2013 г.
  92. Эскизы декораций и костюмов для «Дон Кихота» Барри Кея как для постановки на фестивале в Аделаиде (1970), так и для киноверсии Нуреева, гала-мировая премьера в Сиднейском оперном театре, 1973.
  93. ^ «Город на озере Хавасу играет главную роль в специальном выпуске». Колорадо-Спрингс Газетт-Телеграф . 6 мая 1972 г. с. 12-Д.
  94. ^ Гарлен, Дженнифер С.; Грэм, Анисса М. (2009). Культура Кермита: критические взгляды на куклы Джима Хенсона . МакФарланд и компания. п. 218 . ISBN  978-0-7864-4259-1 .
  95. ^ Макким, Д.В.; Брайан Хенсон. «Центральные гиды Маппетов - Маппет-шоу: Рудольф Нуриев» . Архивировано из оригинала 22 марта 2019 года . Проверено 19 июля 2009 г.
  96. ^ Перейти обратно: а б «Жизель (ITV Ballet, Рудольф Нуреев, Линн Сеймур)» . Памятный телевизор . 6 августа 2020 г. Проверено 24 июня 2023 г.
  97. ^ «Жизель» . TVGuide.com . Проверено 24 июня 2023 г.
  98. ^ «ЖИЗЕЛЬ – СЕЙМУР И НУРЕЕВ» . Фонд Рудольфа Нуреева . Проверено 24 июня 2023 г.
  99. ^ ОРТФ (21 декабря 1970 г.). «Рудольф Нуреев за работой в баре» . ИНА (на французском языке). Архивировано из оригинала 7 августа 2017 года . Проверено 10 февраля 2017 г. .
  100. ^ Кларк, Лестер; Кэтрин, Фриман. После полудня плюс. Нуреев . Великобритания: Thames Television, 1982, 1981. OCLC   83489928 . Первоначально вышел в эфир 17 июня 1981 года. Содержит обновленное вступление Мэвис Николсон. В профиле под названием «Нуреев» представлены интервью с Нуриевым, записанные в ресторане и в студии во время репетиции оперы Мориса Бежара «Песни путника Chant du Compagnon странствующий».
  101. ^ Кинг, Сьюзен (2 мая 1993 г.). «ПАТРИСИЯ ФОЙ: Идти в ногу с Нуреевым» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 7 января 2022 года . Проверено 7 января 2022 г.
  102. ^ "Фестиваль "Нуреевские сезоны" "Рудольф Нуреев – как он есть", документальный фильм" . meloman.ru . 10 November 2018. Archived from the original on 7 January 2022 . Retrieved 7 January 2022 .
  103. ^ "Рудольф Нуреев. Мятежный демон" . tatmsk.tatarstan.ru . 16 March 2018. Archived from the original on 7 January 2022 . Retrieved 7 January 2022 .
  104. ^ Глейберман, Оуэн (18 апреля 2018 г.). «Кинорецензия: 'Нуреев' » . Разнообразие . Архивировано из оригинала 29 сентября 2019 года . Проверено 7 января 2022 г.
  105. ^ «Большой театр отменяет премьеру балета «Нуреев»» . Новости Би-би-си . 8 июля 2017 года . Проверено 19 апреля 2023 г.
  106. ^ Перейти обратно: а б «Большой театр исключил балет «Нуреев» из репертуара, подчинившись российскому закону о запрете ЛГБТ-цензуры» . Медуза . Проверено 19 апреля 2023 г.
  107. ^ Нуреев: Балет в двух действиях 18+ . Большой театр . Архивировано из оригинала 17 июня 2021 года.
  108. ^ Дауд, Винсент (20 марта 2019 г.). «Звездный танцор Белой Вороны направил Рудольфа Нуреева» . Новости Би-би-си. Архивировано из оригинала 20 марта 2019 года . Проверено 20 марта 2019 г.
  109. ^ Веннард, Мартин (30 сентября 2018 г.). «Как легенда танца Нуреев продолжает вдохновлять» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
  110. Рудольф Нуриев на IMDb, по состоянию на 11 апреля 2019 г.
  111. Тобиас Грей, «Расшифровка мятежной жилки Нуреева» в The Wall Street Journal , 15 апреля 2019 г. Интервью с Дэвидом Хэром. Архивировано 7 января 2022 г. в Wayback Machine , автор сценария «Белая ворона» : цитаты; «белая ворона» как «детское прозвище, обозначающее человека «необычного» и «постороннего».
  112. ^ Мюррей, Робин (4 апреля 2024 г.). «Танцующая звезда» Pet Shop Boys — это ода Рудольфу Нурееву» . Столкновение . ООО "Музыкальная Республика" . Проверено 10 апреля 2024 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Обзоры и интервью

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b7c86a2dd8cea100f35f113bfcf2acca__1723421280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/ca/b7c86a2dd8cea100f35f113bfcf2acca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rudolf Nureyev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)