Rudolf Nureyev
Rudolf Nureyev | |
---|---|
![]() Нуриев в 1973 году | |
Рожденный | Rudolf Khametovich Nureyev 17 марта 1938 г. Под Иркутском , РСФСР, Советский Союз. |
Умер | 6 января 1993 г. Левалуа-Перре , Франция | ( 54 года
Причина смерти | Осложнения, связанные со СПИДом |
Место отдыха | Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа , Париж, Франция |
Гражданство |
|
Альма-матер | Кировское балетное училище |
Занятия |
|
Годы активности | 1958–1992 |
Высота | 173 см (5 футов 8 дюймов) |
Партнеры |
|
Веб-сайт | nureyev.org |
Rudolf Khametovich Nureyev [ а ] (17 марта 1938 — 6 января 1993) — артист балета и хореограф советского происхождения. Нуриев широко известен как величайший артист балета своего поколения. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Нуреев родился в поезде Транссибирской магистрали недалеко от Иркутска , Сибирь, Советский Союз, в татарской семье. Свою раннюю карьеру он начал в труппе, которая в советское время называлась Кировским балетом (сейчас называется Мариинским балетом) в Ленинграде . Он бежал из Советского Союза на Запад в 1961 году, несмотря на попытки КГБ остановить его. [ 8 ] Это был первый дезертирство советского художника во время холодной войны , произведшее международную сенсацию. Он продолжал танцевать в Королевском балете в Лондоне и с 1983 по 1989 год был директором балета Парижской оперы . Нуриев также был хореографом и главным хореографом балета Парижской оперы. Он создал собственные интерпретации многих классических произведений. [ 9 ] включая «Лебединое озеро» , «Жизель» и «Баядерку» . [ 10 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дед Нуреева, Нурахмет Фазлиевич Фазлиев (1903–1985), был родом из Асаново Шариповского района Уфимской губернии (ныне Уфимский район Республики Башкортостан ). Его мать, Фарида Аглиулловна Нуреева (Аглиуллова) (1907–1987), родилась в селе Татарское Тюгулбаево Кузнечихинской волости Казанской губернии (ныне Алкеевский район Республики Татарстан ).
Нуреев родился в Транссибирском поезде недалеко от Иркутска, Сибирь, в то время как его мать Фарида ехала во Владивосток его отец Хамет, политический комиссар Красной Армии . , где находился [ 11 ] Он воспитывался как единственный сын с тремя старшими сестрами в татарской мусульманской семье. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] В автобиографии Нуреев отмечал о своем татарском происхождении: «Моя мать родилась в прекрасном древнем городе Казани . Мы мусульмане. Отец родился в небольшом селе недалеко от Уфы , столицы Республики Башкирия . Таким образом, на обоих со стороны наши родственники - татары и башкиры . Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я чувствую в себе эту разницу, наша татарская кровь течет как-то быстрее и всегда готова закипеть». [ 15 ]
Карьера
[ редактировать ]Обучение в Академии Вагановой
[ редактировать ]Когда мать взяла Нуреева и его сестер на спектакль балета «Песня журавлей» , он влюбился в танец. [ 11 ] В детстве его поощряли танцевать в башкирских народных представлениях, и его раннее развитие вскоре заметили учителя, которые посоветовали ему тренироваться в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Во время гастролей в Москве с местной балетной труппой Нуреев прошел прослушивание в балетную труппу Большого театра и был принят. Однако он посчитал, что балетная школа Мариинского театра лучшая, поэтому оставил местную гастрольную компанию и купил билет в Ленинград. [ 16 ]
Из-за разрушения советской культурной жизни, вызванного Второй мировой войной, Нуреев не мог поступить в крупную балетную школу до 1955 года, в возрасте 17 лет, когда он был принят в Ленинградскую академию русского балета имени Вагановой , дочернюю школу Мариинского театра. Балет. Балетмейстер Александр Иванович Пушкин профессионально заинтересовался им и разрешил Нурееву жить с ним и его женой. [ 17 ]
Солист Кировского балета.
[ редактировать ]После окончания учебы в 1958 году Нуриев поступил в Кировский балет (ныне Мариинский театр). Он сразу же вышел за пределы корпуса и с самого начала получил сольные роли в качестве солистки. [ 2 ] Нуреев регулярно сотрудничал с Натальей Дудинской , старшей балериной труппы и женой ее директора Константина Сергеева . Дудинская, которая была старше его на 26 лет, первой выбрала его своим партнером. [ 17 ] в балете Лауренсия .
Вскоре Нуриев стал одним из самых известных танцоров Советского Союза. С 1958 по 1961 год за три года работы в Кировском театре он станцевал 15 партий, обычно со своей партнершей Нинель Кургапкиной , с которой он был в очень хорошей паре, хотя она была почти на десять лет старше его. [ 18 ] Кургапкину пригласили потанцевать на вечеринке на Хрущева даче Нуреева и . [ 17 ] а в 1959 году им разрешили выехать за пределы Советского Союза, танцуя в Вене на Международном фестивале молодёжи. Вскоре после этого в Министерстве культуры ему сообщили, что ему больше не разрешат выехать за границу. [ 19 ] В одном памятном случае Нуриев прервал спектакль « Дон Кихота» на 40 минут, настояв на том, чтобы танцевать в трико, а не в привычных брюках. В конце концов он уступил, но его предпочтительный дресс-код был принят и в более поздних выступлениях. [ 17 ]
Бегство в аэропорту Парижа
[ редактировать ]
К концу 1950-х годов Нуриев стал сенсацией в Советском Союзе, и хотя мятежный характер и нонконформистское отношение Нуреева сделали его маловероятным кандидатом на гастроли с Кировским балетом, стало более важным, чтобы он присоединился к гастролям, которые рассматривало советское правительство. имеет решающее значение для его амбиций продемонстрировать свое «культурное превосходство» над Западом.
Кроме того, нарастала напряженность между Нуреевым и художественным руководителем Кировского театра Константином Сергеевым, который также был мужем бывшей партнерши Нуреева по танцам Натальи Дудинской. [ 20 ] После того, как представитель французских организаторов турне увидел танец Нуриева в Ленинграде в 1960 году, французские организаторы обратились к советским властям с просьбой разрешить ему танцевать в Париже, и ему разрешили поехать. [ 17 ]
В Париже его выступления взволновали публику и критиков. Оливер Мерлин в Le Monde писал:
Я никогда не забуду его бегство через заднюю часть сцены и его кошачью манеру держаться напротив рампы. Он носил белый пояс поверх ультрамаринового костюма, у него были большие дикие глаза и впалые щеки под тюрбаном, увенчанным россыпью перьев, выпуклые бедра и безупречные трико. Это уже был Нижинский в «Жар-птице» . [ 21 ]
Было замечено, что Нуреев нарушал правила общения с иностранцами и, как сообщается, часто посещал гей-бары в Париже, что встревожило руководство Кировского завода. [ 22 ] и наблюдавшие за ним агенты КГБ . КГБ хотел отправить его обратно в Советский Союз. 16 июня 1961 года, когда труппа Кирова собралась в парижском аэропорту Ле-Бурже , чтобы вылететь в Лондон, Сергеев отвел Нуриева в сторону и сказал ему, что он должен вернуться в Москву для специального выступления в Кремле , а не отправляться в Лондон с остальными. компании. Нуреев заподозрил подозрения и отказался.
Затем ему сказали, что его мать тяжело заболела и ему нужно немедленно отправиться домой, чтобы навестить ее. [ 23 ] Нуриев снова отказался, полагая, что по возвращении в СССР его, скорее всего, посадят. С помощью французской полиции и своей парижской светской подруги Клары Сен, которая была помолвлена с Винсентом Мальро, сыном французского министра культуры Андре Мальро , [ 24 ] Нуриев сбежал от своих надзирателей из КГБ и попросил убежища. Сергеев и КГБ пытались его отговорить, но он предпочел остаться в Париже.
Уже через неделю он подписал контракт с Grand Ballet du Marquis de Cuevas и исполнил «Спящую красавицу» с Ниной Вырубовой .
Во время турне по Дании он познакомился с Эриком Брюном , солистом Датского королевского балета . [ 25 ] Брюн стал его любовником, его ближайшим другом и защитником до самой смерти Брюна в 1986 году. [ 26 ] Он и Брюн оба выступали в качестве приглашенных танцоров в недавно сформированном Австралийском балете в Театре Ее Величества в Сиднее в декабре 1962 года.
Советские власти заставили отца, мать Нуреева и учителя танцев Пушкина написать ему письма с призывами вернуться, но безрезультатно. [ 17 ] Хотя он много лет обращался к советскому правительству с просьбой разрешить ему навестить свою мать, ему не разрешили сделать это до 1987 года, когда его мать умирала, и Михаил Горбачев согласился на визит.
В 1989 году его пригласили станцевать партию Джеймса в «Сильфиде» с балетом Мариинского театра в Ленинграде . [ 27 ] Визит дал ему возможность увидеться со многими учителями и коллегами, которых он не видел с момента своего бегства. [ 28 ]
Королевский балет
[ редактировать ]солистка
[ редактировать ]
Дама Нинетт де Валуа предложила ему контракт на присоединение к Королевскому балету в качестве солистки. Однако во время его работы в труппе многие критики пришли в ярость, когда Нуриев внес существенные изменения в постановки « Лебединого озера» и «Жизели» . [ 29 ] Нуриев оставался в Королевском балете до 1970 года, когда его повысили до главного приглашенного артиста, что позволило ему сконцентрироваться на растущем графике международных выступлений и гастролей. Он продолжал регулярно выступать с Королевским балетом, пока в 1980-х годах не посвятил свое будущее балету Парижской оперы .
Fonteyn and Nureyev
[ редактировать ]
Первое появление Нуриева с примой-балериной дамой Марго Фонтейн состоялось на балетном утреннике, организованном Королевским балетом « Жизель» , 21 февраля 1962 года. [ 30 ] Мероприятие было проведено в поддержку Королевской академии танца , организации по преподаванию классического балета, президентом которой она была. Он танцевал «Трагическую поэму» , соло в постановке Фредерика Эштона , и « Черный лебедь» па-де-де из «Лебединого озера» . Их так хорошо приняли, что Фонтейн и Нуриев заключили партнерство, которое продлилось много лет. состоялась Премьера «Ромео и Джульетты» для труппы в 1965 году. [ 31 ] Поклонники дуэта рвали свои программы, чтобы бросить конфетти в танцоров. Нуриев и Фонтейн иногда делали более 20 вызовов на занавес . [ 30 ] [ 32 ] Фильм об этом спектакле был снят в 1966 году и доступен на DVD.
11 июля 1967 года Фонтейн и Нуриев после выступления в Сан-Франциско были арестованы на близлежащих крышах, сбежав во время полицейского рейда на дом в районе Хейт-Эшбери . Их выручили, а обвинения в нарушении общественного порядка и посещении места, где употреблялась марихуана, были сняты позже в тот же день из-за отсутствия достаточных доказательств. [ 33 ]
Другие международные выступления
[ редактировать ]Помимо многочисленных выступлений в Северной Америке, Нуриев установил прочные связи с Национальным балетом Канады, неоднократно выступая в качестве приглашенного артиста. новую впечатляющую постановку « Спящей красавицы В 1972 году он поставил для труппы » со своей собственной дополнительной хореографией, дополняющей хореографию Петипа. Спектакль широко гастролировал в США и Канаде после его первого показа в Торонто, одно выступление которого транслировалось в прямом эфире, а затем было выпущено на видео.
Среди балерин Национального балета Нуриев чаще всего сотрудничал с Вероникой Теннант и Карен Кейн . В 1975 году Нуриев активно работал с Американским театром балета, возрождая «Корсар» с Гелси Киркланд. Он воссоздал «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Рамонду» с Синтией Грегори. Грегори и Брюн присоединились к Нурееву в па-де-труа из малоизвестного Августа Бурнонвиля балета «Ла Вентана». [ 34 ]
Директор балета Парижской оперы
[ редактировать ]В январе 1982 года Австрия предоставила Нуриеву гражданство, положив конец более чем двадцатилетнему безгражданству . [ 35 ] [ 36 ] В 1983 году он был назначен директором балета Парижской оперы , где, помимо режиссуры, продолжал танцевать и продвигать молодых танцоров. Он оставался там в качестве танцора и главного хореографа до 1989 года. Среди танцоров, которых он наставником, были Сильви Гиллем , Изабель Герен , Мануэль Легри , Элизабет Морен, Элизабет Платель , Шарль Жюд и Моник Лудьер .
Его художественное руководство балетом Парижской оперы имело большой успех, выведя труппу из темного периода. Его «Спящая красавица» остается в репертуаре, была возрождена и снята с его протеже Мануэлем Легрисом в главной роли.
Несмотря на прогрессирующую болезнь к концу своего пребывания в должности, он работал не покладая рук, ставя новые версии старых дублеров и заказывая некоторые из самых новаторских хореографических произведений своего времени. Его собственная «Ромео и Джульетта» имела успех. Когда он заболел в конце своей жизни, он работал над финальной постановкой «Баядерки» , которая точно повторяет версию балета Мариинского театра , которую он танцевал в молодости.
Последние годы
[ редактировать ]Когда примерно в 1982 году СПИД появился в новостях Франции, Нуреев не обратил на это внимания. у танцора оказался положительным Тест на ВИЧ в 1984 году, но несколько лет он просто отрицал, что с его здоровьем что-то не так. Однако к концу 1980-х его уменьшившиеся способности разочаровали его поклонников, которые с теплотой вспоминали его выдающееся мастерство и мастерство. [ 37 ] Заметное снижение у Нуриева началось лишь летом 1991 года и вступило в финальную фазу болезни весной 1992 года. [ 38 ]
В марте 1992 года, живя с запущенной формой СПИДа, он посетил Казань и выступил в качестве дирижера перед публикой в Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, который сейчас представляет Фестиваль Рудольфа Нуриева в Татарстане . [ 39 ] [ 40 ] Вернувшись в Париж, с высокой температурой, он был госпитализирован в больницу Нотр-Дам дю Перпетуэль Секур в Левалуа-Перре , пригороде к северо-западу от Парижа, и был прооперирован по поводу перикардита , воспаления перепончатой сумки вокруг сердца. В то время на борьбу со своей болезнью его вдохновила надежда, что он сможет выполнить приглашение дирижировать Прокофьева « Ромео и Джульеттой» на бенефисе Американского театра балета 6 мая 1992 года в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Он так и сделал и был в восторге от приема. [ 38 ]
В июле 1992 года у Нуреева вновь появились признаки перикардита, но он решил отказаться от дальнейшего лечения. Его последнее публичное выступление состоялось 8 октября 1992 года на премьере во Дворце Гарнье новой постановки «Баядерки» , которую он поставил по мотивам Мариуса Петипа для балета Парижской оперы . Нурееву удалось получить фотокопию оригинальной партитуры Людвига Минкуса , когда он был в России в 1989 году. [ 41 ] Балет стал личным триумфом, хотя тяжесть его состояния была очевидна. Министр культуры Франции Жак Ланг вручил ему в тот вечер на сцене высшую культурную награду Франции — Орден литературы искусств и . [ 38 ]
Смерть
[ редактировать ]
Нуреев снова поступил в больницу Notre Dame du Perpétuel Secours в Левалуа-Перре 20 ноября 1992 года и оставался там до своей смерти от осложнений СПИДа в возрасте 54 лет 6 января 1993 года. Его похороны прошли в мраморном фойе парижского оперного театра Гарнье. . Многие отдали должное его блестящему танцору. Одна из таких похвал пришла от Олега Виноградова из балета Мариинского театра, заявившего: «То, что Нуриев сделал на Западе, он никогда не смог бы сделать здесь». [ 42 ]
Могила Нуреева на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа недалеко от Парижа представляет собой гробницу, задрапированную мозаикой восточного ковра, келим . Нуриев был заядлым коллекционером красивых ковров и старинного текстиля. [ 38 ] [ 39 ] [ 43 ] Когда его гроб опускали в землю, играла музыка из последнего акта « Жизели» и его балетки бросали в могилу вместе с белыми лилиями. [ 44 ]
Дань уважения
[ редактировать ]
После стольких лет отсутствия места в истории балета Мариинского театра репутация Нуриева была восстановлена. [ 42 ] Его имя было вновь вписано в историю Мариинского театра, хотя танцевал он там всего три года. Некоторые из его личных вещей были выставлены в театральном музее на территории нынешнего Санкт-Петербурга . [ 42 ] В его честь был назван репетиционный зал в знаменитой Академии Вагановой. [ 42 ] По состоянию на октябрь 2013 года в Национальном центре костюма сцены имеется постоянная коллекция костюмов Нуриева, «которая дает посетителям ощущение его яркой, бродячей личности и страсти ко всему редкому и прекрасному». [ 45 ] В 2015 году он был включен в Legacy Walk . [ 46 ]
После его смерти в 1993 году Парижская опера установила традицию каждые 10 лет проводить вечера танцевального поклонения Нуриеву. Поскольку он родился в марте, эти выступления на данный момент состоялись 20 марта 2003 года, 6 марта 2013 года и 18 марта 2023 года. [ 47 ] Коллеги Нуриева, которые говорят о нем и помнят его, например Михаил Барышников , часто глубоко растроганы. [ 48 ] [ 49 ]
7 ноября 2018 года на площади возле Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани открыли памятник Нурееву. Автором памятника является Зураб Церетели , а на его открытии присутствовали Президент Татарстана Рустам Минниханов , государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев и мэр Казани Ильсур Метшин . Выступая на открытии мероприятия, Минниханов заявил: "Думаю, не только для республики Рудольф Нуреев является международной ценностью. Такие люди рождаются раз в сто лет". [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]
Репертуар
[ редактировать ]Избранный список балетных постановок, балетных постановок и оригинальных балетов. [ 53 ]
- Лауренсия – Лиственный
- Лебединое озеро – Принц Зигфрид, Ротбарт
- Щелкунчик – Дроссельмейер, принц
- Спящая красавица – Синяя птица, принц Флоримунд (Дезире)
- Маргарита и Арманд – Арманд
- Баядерка – Солор
- Раймонда – Четыре рыцаря, Жан де Бриен
- Жизель – граф Альберт
- Дон Кихот – Базилио
- Ле Корсар – раб
- Ромео и Джульетта – Ромео, Меркуцио
- Сильфида — Джеймс
- Petrushka – Petrushka
- Le Spectre de la rose – Дух розы
- Шахерезада – золотая рабыня
- Послеобеденный отдых фавна – Фавн
- Аполлон – Аполлон
- Юноша и смерть – Юность
- Блудный сын
- «Сон Федры» в хореографии Марты Грэм в роли Ипполита.
- «Потерянный рай» , хореография Ролана Пети
- Ле Сильфиды - Молодёжь
- Гамлет Роберта Хелпмана – Гамлет
- «Золушка» , хореографию и продюсера Нуриева.
- «Гаяне» в постановке Нины Анисимовой (моноспектакль).
- «Лунный Пьеро» в хореографии Глена Тетли в роли Пьеро.
- Люцифер , хореография Марты Грэм — Люцифер
- Idiot by Valery Panov – Prince Myshkin
- Коппелия
- «Песни путника» , хореография Мориса Бежара
- Обряд весны
- Павана мавра — Отелло
- «Орфей » в хореографии Джорджа Баланчина в роли Орфея.
- «Песни без слов» , хореография Ханса ван Манена.
- «Буря » в хореографии Нуреева в роли Просперо.
- «Ночное путешествие» в хореографии Марты Грэм в роли Эдипа.
- «Алая буква» в хореографии Марты Грэм в роли преподобного Димсдейла.
- «Собор Парижской Богоматери » в хореографии Ролана Пети в роли Квазимодо.
- «Эсмеральда » в постановке Вахтанга Чабукиани.
- «Экваториал», хореография Марты Грэм, ведущая роль с Юрико Кимурой.
Танцевальное партнерство
[ редактировать ]Иветт Шовире из балета Парижской оперы часто танцевала с Нуриевым; он назвал ее «легендой». [ 54 ] (Шовире присутствовал на его похоронах вместе с французской танцовщицей и актрисой Лесли Карон .) [ 55 ]
В Королевском балете Нуриев и Марго Фонтейн стали давними партнерами по танцам. Нуриев однажды сказал о Фонтейн, которая была на 19 лет старше его, что они танцевали «одним телом, одной душой». Вместе Нуреев и Фонтейн представили премьеру сэра Фредерика Эштона балета «Маргарита и Арман» , балета, исполненного под Листа фортепианную сонату си минор , которая стала их визитной карточкой. Кеннет Макмиллан был вынужден разрешить им премьеру своего «Ромео и Джульетты» , которая предназначалась для двух других танцоров, Линн Сеймур и Кристофера Гейбла . [ 56 ] Существуют фильмы об их партнерстве в «Сильфидах» , «Лебедином озере» , «Ромео и Джульетте» и других ролях. Они продолжали танцевать вместе долгие годы после ухода Нуреева из Королевского балета. Их последнее совместное выступление состоялось в барочном Па-де-Труа 16 сентября 1988 года, когда Фонтейн было 69 лет, Нуриеву было 50 лет, а в главной роли также играла 52-летняя Карла Фраччи .
Он отметил очередное давнее партнерство с Евой Евдокимовой . Впервые они появились вместе в «Сильфиде» (1971), а в 1975 году он выбрал ее в роли « Спящей красавицы» в своей постановке для Лондонского фестивального балета . Евдокимова оставалась его партнершей во многих выступлениях и турах по всему миру с «Нуреевым и друзьями» на протяжении более пятнадцати лет.
Во время своего дебюта на американской сцене в 1962 году Нуриев также сотрудничал с Соней Аровой в Нью-Йорке в Бруклинской музыкальной академии . В сотрудничестве с Рут Пейдж они Чикагским оперным балетом исполнили грандиозное па-де-де из «Дон Кихота» . [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ]
Наследие
[ редактировать ]В качестве влияния
[ редактировать ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() канале PBS Дань уважения танцу Нижинскому на : Petrouchka (Fokine) Призрак розы (Фокин) Полдень фавна (Нижинский) 1981 г. |
Нуриев был прежде всего приверженцем классической техники, и его мастерство в ней сделало его образцом для целого поколения танцоров. Если уровень мужских танцев на Западе так заметно вырос после 1960-х годов, то во многом это произошло благодаря вдохновению Нуреева. [ 2 ]
Влияние Нуриева на мир балета изменило восприятие танцоров-мужчин; в его собственных постановках классики мужские роли получили гораздо больше хореографии. [ 61 ] Еще одним важным влиянием было то, что он пересек границы между классическим балетом и современным танцем, исполняя и то, и другое. [ 62 ] Сегодня для танцоров является нормальным обучение в обоих стилях, но Нуреев был создателем и преуспел в современном и классическом танце. Он изо всех сил старался поработать с великой современной танцовщицей Мартой Грэм , и она создала работу специально для него. [ 63 ] Хотя Джин Келли много сделал для объединения современного и классического стилей в кино, он происходил из среды «популярного танца», на которую больше повлиял современный танец, в то время как Нуриев добился больших успехов в получении признания современного танца в сфере «классического балета». [ 63 ]
Харизма, целеустремленность и щедрость Нуреева были таковы, что он не просто передавал свои знания. [ 64 ] Он олицетворял школу жизни для танцора. Несколько танцоров, которые были солистами балета Парижской оперы под его руководством, впоследствии сами стали балетмейстерами, вдохновленные продолжением работы и идей Нуриева. Мануэль Легрис был директором Венского государственного балета , а сейчас руководит балетом театра Ла Скала , Лоран Илер был балетмейстером Московского театра Станиславского , а сейчас является директором Баварского государственного балета в Мюнхене, а Шарль Жюд был балетмейстером Большого театра де Бордо . [ 64 ]
Михаил Барышников , еще один великий танцор, который, как и Нуриев, перебежал на Запад, высоко уважает Нуриева. Барышников рассказал в интервью, что Нуриев был необычным во всех отношениях человеком, инстинктивным, умным, постоянным любопытством и необычайной дисциплинированностью, это была цель его жизни и, конечно же, любовь к выступлению. [ 48 ] [ 65 ]
Техника и стремление к совершенству
[ редактировать ]Нуреев поздно начал заниматься балетом, и ему пришлось совершенствовать свою технику, чтобы добиться успеха. Джон Тули писал, что Нуриев вырос очень бедно и ему пришлось от трех до пяти лет учиться в балетной школе высокого уровня, что дало ему решающий толчок к приобретению максимума технических навыков. [ 66 ] и стать лучшим танцором, работающим над совершенством на протяжении всей своей карьеры. [ 67 ] Задача всех танцоров, с которыми работал Нуреев, заключалась в том, чтобы последовать его примеру и разделить его полную приверженность танцу. Сторонниками точного описания феномена Нуреева являются Джон Тули, бывший генеральный директор лондонского Королевского оперного театра , Пьер Берже , бывший президент Оперы Бастилии, места проведения балета Парижской оперы (помимо Дворца Гарнье), и Мануэль Легри , солист с балетом Парижской оперы, номинированным Нуриевым в Нью-Йорке.
Нуреев выразил это так: «Я подхожу к танцу под другим углом, чем у тех, кто начинает танцевать в восемь или девять лет. Те, кто учился с самого начала, никогда ни в чем не сомневаются». [ 68 ] Нуреев поступил в Академию балета имени Вагановой в возрасте всего 17 лет, пробыв там всего три года по сравнению с танцорами, которые обычно становятся солистами после поступления в училище имени Вагановой в девять лет и проходят полные девять лет танцевального образования. Нуриев был современником Владимира Васильева , ведущего танцовщика Большого театра. Позже Нуриев был предшественником Михаила Барышникова в Кировском балете, ныне Мариинском театре. В отличие от Васильева и Барышникова, Нуреев заработал свою репутацию не на успехах на международных балетных конкурсах, а на выступлениях и популярном имидже.
Парадоксально, но и Нуреев, и Михаил Барышников стали мастерами танца в совершенстве. [ 66 ] [ 1 ] [ 69 ] Танец и жизнь были одним и тем же, Пьер Берже сказал о Нурееве: «Он был танцором, как и любой другой танцор. Это необыкновенно — иметь 19 баллов из 20. Крайне редко бывает 20 из 20. Однако получить 21 из 20 — еще гораздо реже. И такая же ситуация была с Нуреевым». [ 70 ] [ 71 ] Легрис сказал: «Рудольф Нуриев был высокоскоростным поездом (он был TGV)». [ 72 ] [ 73 ] Работа с Нуриевым подразумевала необходимость превзойти самого себя и «наступить на это». [ 74 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]
Нуриев не отличался терпением к правилам, ограничениям и иерархическому порядку и временами отличался вспыльчивым характером. [ 75 ] Когда он был расстроен, он был склонен устраивать истерики на публике. [ 76 ] Его нетерпение проявлялось главным образом тогда, когда недостатки других мешали его работе.
Он общался с Ринго Старром , Гором Видалом , Фредди Меркьюри , Джеки Кеннеди Онассис , Миком Джаггером , Лайзой Миннелли , Энди Уорхолом , Ли Радзивиллом и Талитой Пол , Джесси Норман , Тамарой Тумановой и время от времени посещал нью-йоркскую дискотеку Studio 54 в конце 1970-х годов. но у него развилась нетерпимость к знаменитостям. [ 77 ] Он поддерживал старые дружеские отношения в балетном мире и за его пределами на протяжении десятилетий и считался верным и щедрым другом. [ 78 ]
Большинство балерин, с которыми танцевал Нуриев, в том числе Антуанетта Сибли , Синтия Грегори , Гелси Киркланд и Аннетт Пейдж , отдавали ему должное как внимательному партнеру. Он был известен как чрезвычайно щедрый человек для многих балерин, которые считают, что он помогал им в трудные времена. В частности, канадская балерина Линн Сеймур , огорченная тем, что ей отказали в премьере Макмиллана «Ромео и Джульетты» , говорит, что Нуриев часто находил для нее проекты, даже когда она страдала от проблем с весом и депрессии и поэтому с трудом находила роли. [ 79 ]
В зависимости от источника Нуриев описывается либо как бисексуал, либо как бисексуал. [ 80 ] [ 81 ] поскольку в молодости у него были гетеросексуальные отношения или гомосексуализм. [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ] У него была бурная личная жизнь с многочисленными посещениями бани и анонимными встречами. [ 76 ] Нуриев познакомился с Эриком Брюном , знаменитым датским танцовщиком, после того, как Нуреев сбежал на Запад в 1961 году. Нуриев был большим поклонником Брюна, поскольку видел видеозаписи выступлений датчанина на гастролях в Советском Союзе с Американским театром балета , хотя стилистически они были двумя танцоры были очень разными. Брюн и Нуриев стали парой [ 82 ] [ 85 ] и эти двое время от времени оставались вместе, сохраняя очень нестабильные отношения в течение 25 лет, вплоть до смерти Брюна в 1986 году. [ 86 ]
В 1978 году Нуреев познакомился с 23-летним американским танцором и студентом классического искусства Робертом Трейси. [ 84 ] и начался роман, длившийся два с половиной года. Позже Трейси стала секретарем Нуреева и сожительницей на протяжении более 14 лет в долгосрочных открытых отношениях до самой смерти. По словам Трейси, Нуриев рассказал, что за свою жизнь у него были отношения с тремя женщинами, он всегда хотел сына и когда-то планировал стать отцом от Настасьи Кински . [ 61 ]
Награды и почести
[ редактировать ]![]() ![]() |
Кавалер Почетного легиона (Франция) [ 87 ] |
Кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция) [ 88 ] |
Кино, телевидение и музыкальные роли
[ редактировать ]
В 1962 году Нуриев дебютировал на экране в киноверсии «Сильфиды» . Он решил отказаться от актерской карьеры и заняться современным танцем в Национальном балете Нидерландов. [ 89 ] в 1968 году. Нуреев также дебютировал в 1962 году на сетевом телевидении в Америке в партнерстве с Марией Толчиф, танцующей па-де-де на Фестивале цветов Августа Бурнонвиля в Дженцано в программе The Bell Telephone Hour . [ 57 ] [ 90 ] [ 91 ]
В 1972 году сэр Роберт Хелпманн пригласил его совершить поездку по Австралии с постановкой Нуреева « Дон Кихот» . [ 92 ] киноверсию « Дон Кихота» В 1973 году Нуреев и Хелпманн поставили , в которой Нуриев сыграл Базилио , Люсетт Олдос в роли Китри , Хелпманн в роли Дон Кихота и артистов Австралийского балета .
В 1972 году Нуриев был гостем в Дэвида Уинтерса телевизионном выпуске «The Special London Bridge Special» . [ 93 ] В 1973 году он появился в эпизодической роли в рождественском выпуске шоу Morecambe & Wise Show.
В 1977 году Нуреев сыграл Рудольфа Валентино в Кена Рассела фильме «Валентино» .
В 1978 году он появился в качестве приглашенной звезды в телесериале «Маппет-шоу». [ 94 ] где он танцевал в пародии под названием «Свиное озеро», спел « Детка, на улице холодно » в дуэте в сауне с Мисс Пигги , а также пел и танцевал чечетку в финале шоу « Цилиндр, белый галстук и решка ». Его появление приписывают тому, что сериал Джима Хенсона стал одной из самых востребованных программ. [ 95 ]
В 1979 году Рудольф Нуреев в сотрудничестве со Стэнли Дорфманом поставил специальный спектакль «Жизель» на сцене и телевидении на музыку, написанную Адольфом Адамом . Дорфман также взял на себя роль продюсера. [ 96 ] [ 97 ] Балет был записан в студийной обстановке и остается единственным снятым на пленку спектаклем полной версии с участием Нуриева. [ 98 ] Нуриев исполнил роль принца Альбрехта, а Линн Сеймур взяла на себя роль Жизели. Моника Мейсон из Королевского балета исполнила роль Мирты, королевы призрачных вилисов. Значительную роль в постановке сыграл балет Баварской государственной оперы , а «Филармонией Нового Света» дирижировал Дэвид Коулман. [ 96 ]
В 1983 году у него была нетанцевальная роль в фильме « Разоблачение» с Настасьей Кински .
В 1989 году он гастролировал по США и Канаде в течение 24 недель с возрождением бродвейского мюзикла «Король и я» .
Документальные фильмы
[ редактировать ]- Рудольф Нуреев тренируется ( в станке 1970) (4 мин 13) [ 99 ]
- Нуриев (1981), телеканал Thames Television . Включает откровенное интервью, а также доступ к нему в студию. [ 100 ]
- Нуриев (1991). 90-минутный документальный фильм режиссера Патриции Фой рассказывает о взлетах и падениях в карьере Нуреева, его профессиональных отношениях с Марго Фонтейн, его слухах о депрессии и его общем влиянии на современный танец. [ 101 ]
- Рудольф Нуриев – Как он есть (1991). 47-минутный советский документальный фильм о Нурееве, снятый Николаем Борониным, также включает длинное интервью с Нуреевым во время его визита в Ленинград в 1990 году. [ 102 ]
- Нуреев: Из России с любовью (2007), Джон Бридкат
- Рудольф Нуриев: Мятежный демон (2012). Российский документальный фильм режиссера Татьяны Маловой исследует жизнь Нуриева. Документальный фильм вышел к 80-летию со дня рождения Нуриева. [ 103 ]
- Рудольф Нуреев – Танец к свободе (2015), Ричард Керсон Смит
- Rudolf Nureev. The Island of his Dream (2016) (Russian: Рудольф Нуреев. Остров его мечты, Rudolf Nureyev. Ostrov ego mechty ) by Evgeniya Tirdatova
- Нуреев: Подняв занавес (2018). Документальный фильм режиссеров Дэвида и Жаки Моррис рассказывает о необыкновенной жизни Нуриева, включая архивные интервью и танцевальные сцены. [ 104 ]
Посмертное представление
[ редактировать ]Балет
[ редактировать ]- «Нуреев» (2017), балетная постановка Большого театра в постановке Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова. Премьера, назначенная на 11 июля 2017 года, была внезапно отменена режиссером театра Владимиром Уриным за три дня до открытия. [ 105 ] вмешательством министра культуры Владимира Мединского в вопрос о «гей-пропаганде» как сообщается , [ 106 ] и наконец открылся 9 и 10 декабря 2017 года. [ 107 ] В апреле 2023 года он был окончательно исключен из репертуара театра в связи с подписанием закона о цензуре ЛГБТ . [ 106 ]
Книги
[ редактировать ]- Макканн, Колум (2003). Танцор . Ивовое поле. ISBN 978-0-8050-6792-7 . Роман по мотивам жизни Нуриева.
Фильм
[ редактировать ]- Белая ворона (2018). [ 108 ] [ 109 ] Режиссер Рэйф Файнс , Олег Ивенко играет Нуриева во взрослом возрасте. [ 110 ] Кульминацией фильма является его побег в аэропорту Ле Бурже, когда ему было 23 года. Более ранние сцены повествуют о жизни Нуриева: от его рождения в поезде до детских уроков родного татарского танца, его «безжалостной преданности» этому виду искусства, его тщательного обучения и ранних выступлений в балете в Мариинском театре. В фильме показаны его сильные индивидуалистические тенденции и отстраненная манера поведения, временами вызывающая высокомерие и даже жестокость. [ 111 ]
Музыка
[ редактировать ]- « Dancing Star », песня 2024 года английского синти-поп- дуэта Pet Shop Boys , рассказывает о жизни и карьере Нуреева. [ 112 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Английский: / ˈ nj ʊər i ε f , nj ʊ ˈ r eɪ ε f / NURE -ee-ef, sitr- AY -ef ; Русский : Рудольф Хаметович Нуриев , произносится [rʊˈdolʲf xɐˈmʲetəvʲɪtɕ nʊˈrʲejɪf] ; Татарский : Рудольф Хямит улы Нуриев ; Башкир : Рудольф Хамит сын Нуриева .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Повелитель танца - Рудольф Нуриев в Национальном кинотеатре, Лондон, 1–31 января 2003 г. Архивировано 1 декабря 2017 г. в Wayback Machine Джоном Персивалем, The Independent , 26 декабря 2002 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рудольф Нуреев, харизматичный танцор, поджегший имидж балета, умер в возрасте 54 лет. Архивировано 10 июня 2021 года в Wayback Machine , Джек Андерсон, The Independent , 7 января 1993 года.
- ^ (на французском языке) Рудольф Нуреев тренируется у станка. Архивировано 7 августа 2017 года в Wayback Machine , 21 декабря 1970 года, сайт INA (4 минуты 13).
- ^ Филипп Нуазетт, (на французском языке) «Что осталось от Нуриева? » Архивировано 17 августа 2016 г. в Wayback Machine , Ле-Эш , 1 марта 2013 г.
- ^ «Рудольф Нуриев: Как легенда танца продолжает вдохновлять» . 29 сентября 2018 года . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ Кромптон, Сара (25 сентября 2018 г.). « От него невозможно было оторвать глаз: триумф и трагедия Рудольфа Нуриева» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ Даффи, Марта (18 января 1993 г.). «Двое, изменившие свои миры: Рудольф Нуриев (1938-1993)» . ВРЕМЯ . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ Бридкат, Джон (17 сентября 2007 г.). «Долгая война КГБ против Рудольфа Нуреева» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ «Хореография Рудольфа Нуреева – Фонд Рудольфа Нуриева» . Нуриев.org . 10 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ Нуазетт, Филипп (26 января 2013 г.). «Бенжамен Мильпье, le pari Стефана Лисснера» . Парижский матч (на французском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Официальный сайт Фонда Рудольфа Нуреева» . Нуриев.org . Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года . Проверено 30 августа 2007 г.
- ^ "Официальный сайт Фонда Рудольф Нуреев" . Rudolfnureyev.ru (in Russian). Archived from the original on 17 January 2019 . Retrieved 26 September 2015 .
- ^ «Краткая биография Рудольфа Нуреева – Фонд Рудольфа Нуреева» . Нуриев.org . 10 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 17 января 2019 года . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ «МДЦ Рудольфа Нуриева – Биография» . Нуреевибк.com . Архивировано из оригинала 20 июля 2016 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
- ^ Нуриев, Рудольф (1963). Нуриев: автобиография/Рудольф Нуреев (на русском языке). Нью-Йорк: Э. П. Даттон. п. 233. ИСБН 978-0-525-16986-4 . OCLC 869225790 .
Original quote: Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани. Мы мусульмане. Отец родился в небольшой деревушке около Уфы, столицы республики Башкирии. Таким образом, с обеих сторон наша родня — это татары и башкиры. ...Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда.
- ^ «3 года в Кировском театре» . Нуреев . Архивировано из оригинала 16 июля 2007 года . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джон Бридкат (2007). Нуриев: Из России с любовью (Кинофильм). Би-би-си.
- ^ «Официальный сайт Фонда Рудольфа Нуреева» . Нуриев.org . Архивировано из оригинала 31 декабря 2016 года . Проверено 30 августа 2007 г.
- ^ Уотсон, П., Нуреев: Биография, стр.147.
- ^ Ричард Керсон Смит (продюсер/режиссер) (2015). Рудольф Нуреев – Танец к свободе . BBC Two (Кинофильм).
- ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.152.
- ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.151.
- ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.161.
- ^ «Девушка, которая привела Нуриева к побегу». Австралиец . 14 декабря 2015 г.
- ^ (На момент встречи Нуриева Брюн, солистка, имела высший ранг Датского королевского балета.)
- ^ Сутар, Кэролин (2006). Настоящий Нуреев . Пресса Святого Мартина. ISBN 0-312-34097-4 .
- ^ Уотсон, П., Нуреев: Биография , стр.426.
- ^ Уотсон, П., Нуреев: Биография , стр.429.
- ↑ Балеты, в которых он сотрудничал с Фонтейн.
- ^ Перейти обратно: а б Акочелла, Джоан (8 октября 2007 г.). «Wild Thing; Рудольф Нуреев на сцене и за ее пределами» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 20 сентября 2018 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «Ромео и Джульетта Королевского балета: 50 лет несчастных танцоров – в фотографиях» . Хранитель . 2 октября 2015 г. ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 30 сентября 2018 г. Этот балет изначально был создан для Линн Сеймур и Кристофера Гейбла .
- ^ См. раздел «Нуреев и его танцевальные партнерства».
- ↑ Из архива, 12 июля 1967 года: обвинения со звезд балета сняты. Архивировано 6 мая 2019 года в Wayback Machine , The Guardian , 12 июля 2013 года. Проверено 6 апреля 2019 года.
- ^ Нуреев-Его жизнь, Дайан Солуэй, стр. 404
- ^ Кребс, Альбин; Томас, Роберт МакДжи. Младший (20 января 1982 г.). «ЗАМЕЧАНИЯ О ЛЮДЯХ. Австрия принимает Нуриева как своего» . Нью-Йорк Таймс . п. 19. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ «Рудольф Нуриев» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 17 марта 2021 года . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.407.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Нуреев действительно болел СПИДом, подтверждает его врач» . Нью-Йорк Таймс . 16 января 1993 года. Архивировано из оригинала 10 сентября 2018 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ярослав Седов. Русская жизнь. Монтпилиер: январь/февраль 2006 г. Том. 49, вып. 1; п. 49
- ^ «Официальный сайт Фонда Рудольфа Нуреева» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 18 января 2011 г.
- ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.441.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уотсон П., Нуреев: Биография , стр.455.
- ^ Джон Роквелл (13 января 1993 г.). «Рудольф Нуреев восхвален и похоронен в пригороде Парижа» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 5 декабря 2009 г.
- ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.457.
- ^ Рослин Салкас (11 декабря 2013 г.). «Во французском музее заглядываю в мир Нуреева» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 декабря 2013 года . Проверено 16 декабря 2013 г.
- ^ «Legacy Walk представляет пять новых бронзовых мемориальных досок - 2342 - Gay Lesbian Bi Trans News» . «Ветреный город таймс» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2020 года . Проверено 15 января 2016 г.
- ↑ Дань уважения Рудольфу Нурееву - Ballet de l'Opéra de Paris (сезон 2012–2013 гг.). Архивировано 30 апреля 2021 г. в Wayback Machine . Посвящение Рудольфу Нурееву, директор балета Бриджит Лефевр объясняет, почему.
- ^ Перейти обратно: а б Михаил Барышников о Рудольфе Нуриеве. Архивировано 11 февраля 2017 года на Wayback Machine , интервью с Михаилом Барышниковым, снятое Дэвидом Махатели во Дворце конгрессов в мае 2013 года, D&D Art Productions (1 мин 55).
- ↑ Выступая перед аудиторией, Бриджит Лефевр и Михаил Барышников называют Нуреева Рудольфом.
- ^ "В Казани открыли памятник Рудольфу Нуриеву – фоторепортаж" . inkazan.ru . 7 November 2018 . Retrieved 19 July 2022 .
- ^ "Рустам Минниханов и Зураб Церетели открыли в Казани памятник Рудольфу Нуриеву" . tatar-inform.ru . 7 November 2018 . Retrieved 19 July 2022 .
- ^ "Рустам Минниханов и Зураб Церетели открыли в Казани памятник Рудольфу Нуриеву" . protatarstan.ru . 7 November 2018 . Retrieved 19 July 2022 .
- ^ «Хронология Мэрилин Дж. Ла Вайн» . Фонд Рудольфа Нуриева. 2007. Архивировано из оригинала 17 января 2019 года . Проверено 17 января 2019 г.
- ^ «Воспоминания о звездах Иветт Шовире» . Сайт сайта Lieurac.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2018 года . Проверено 24 июля 2013 г.
- ^ Роквелл, Джон (13 января 1993 г.). «Рудольф Нуреев восхвален и похоронен в пригороде Парижа» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 февраля 2010 года . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Уотсон, П., Нуреев: Биография , стр.283.
- ^ Перейти обратно: а б «Danceheritage.org» (PDF) . danceheritage.org . Архивировано (PDF) из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 16 декабря 2017 г.
- ↑ Рудольф Нуриев, Харизматический танец, который поджег имидж балета, умер в возрасте 54 лет. Архивировано 10 июня 2021 года в Wayback Machine , The New York Times , 7 января 1993 года.
- ↑ Рут Пейдж: Ранний архитектор американского балета Джоэллен А. Меглин о Коалиции танцевального наследия. Архивировано 16 сентября 2013 года в Wayback Machine , Danceheritage.org.
- ^ archives.nypl.org - Коллекция Рут Пейдж. Архивировано 7 февраля 2015 года в Wayback Machine. Коллекция Рут Пейдж 1918–70 годов в архиве Нью-Йоркской публичной библиотеки.
- ^ Перейти обратно: а б Эзард, Джон; Сутар, Кэролайн (30 января 2003 г.). «Нуреев и я» . Хранитель . Архивировано из оригинала 3 апреля 2020 года . Проверено 19 октября 2016 г.
- ^ Уотсон, П., Нуреев: Биография , с. 436
- ^ Перейти обратно: а б Уотсон П., Нуриев: Биография , стр. 339–340.
- ^ Перейти обратно: а б Шарль ЖЮД, художественный руководитель Национальной оперы Бордо. Архивировано 20 февраля 2019 года в Wayback Machine , на сайте фонда Нуриева.
- ↑ Дань уважения Барышникова Нуриеву. Архивировано 20 февраля 2019 года в Wayback Machine , формулировка заявления Михаила Барышникова о Рудольфе Нурееве, снятая Дэвидом Махатели во Дворце конгрессов в мае 2013 года, на сайте фонда Нуриева.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Гард (2006). Мужчины, которые танцуют: эстетика, атлетика и искусство мужественности, Нью-Йорк, Peter Lang Publishing Inc., с. 65.
- ^ Сэр Джон Тули - Влияние Нуреева на развитие балета на Западе. Архивировано 20 февраля 2019 года на Wayback Machine , официальном сайте фонда Нуриева.
- ↑ Детство Рудольфа Нуриева в России. Архивировано 5 февраля 2019 года на Wayback Machine , цитата Рудольфа Нуреева, официальный сайт фонда Нуреева.
- ↑ Михаил Барышников. Архивировано 16 января 2021 года в Wayback Machine , биография, сайт Центра Кеннеди.
- ^ Он был танцором, как и другие. Иметь 19 из 20 – это здорово. Иметь 20 из 20 – это большая редкость. Но иметь 21 из 20 – еще большая редкость. Так было и с Нуриевым. » (оригинальная цитата Пьера Берже).
- ↑ Некролог в LeSoir France в 1993 году.
- ^ «Рудольф Нуреев был TGV. » (оригинальная цитата Мануэля Легри).
- ^ La Danse: Балеты Парижской оперы , документальный фильм Фредерика Уайзмана, 2009.
- ^ (на французском языке) Рудольф Нуреев, танцор и хореограф. Архивировано 19 января 2015 г. в Wayback Machine , обзор Кадера Беларби, 6 ноября 2013 г., веб-сайт Театра Капитолия, Париж, отрывок: «Рядом с ним вам действительно приходилось превосходить .... С этого момента я начал работать усерднее». – Рядом с ним нужно было превзойти самого себя. ... С этого самого момента я начал на него наступать. (Кадер Беларби, солистка балета Парижской оперы, когда Нуриев был директором и главным хореографом).
- ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.133.
- ^ Перейти обратно: а б Бентли, Тони (2 декабря 2007 г.). «Нуреев: Жизнь - Джули Кавана - Рецензия на книгу» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 8 июня 2019 года . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Уотсон, П., Нуреев: Биография , стр.370.
- ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.369.
- ^ Уотсон, П., Нуриев: Биография , стр.321.
- ^ Акочелла, Джоан (8 октября 2007 г.). «Дикая вещь» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 22 августа 2015 года . Проверено 23 августа 2015 г.
- ^ Сутар, Кэролайн (27 декабря 2005 г.). Настоящий Нуриев: интимные воспоминания величайшего героя балета . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги Томаса Данна. п. 84. ИСБН 978-0-312-34097-1 . Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кавана, Джули (2007). Рудольф Нуриев: Жизнь . Лондон; Нью-Йорк: Фиговое дерево. ISBN 978-1-905-49015-8 . ОСЛК 77013261 .
- ^ «Победитель телешоу Аршамбо сражается с Нуриевым - Искусство и развлечения – CBC News» . Канадская радиовещательная корпорация. Канадская пресса. 30 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2013 г. Проверено 3 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Эзард и Кэролайн Сутар (30 января 2003 г.). «Нуреев и я» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 3 апреля 2020 года . Проверено 3 мая 2012 г.
- ^ «Литературное обозрение» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2009 года . Проверено 13 марта 2009 г.
- ^ «Официальный сайт Фонда Рудольфа Нуриева» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2019 года . Проверено 19 марта 2009 г.
- ^ Роквелл, Джон (13 января 1993 г.). «Рудольф Нуреев восхвален и похоронен в пригороде Парижа» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ Дженнингс, Люк (20 декабря 1992 г.). «Кода Нуреева» . Житель Нью-Йорка . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ «Крис Чемберс встречает Руди ван Данцига» . 13 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2020 г. . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Рудольф Нуреев, харизматичный танцор, поджегший имидж балета, умер в возрасте 54 лет. Архивировано 10 июня 2021 года в Wayback Machine , The New York Times - Раздел искусств, 7 января 1993 года.
- ↑ Мария Таллчиф, ослепительная балерина и муза Баланчина, умирает в возрасте 88 лет. Архивировано 6 февраля 2018 г. в Wayback Machine , The New York Times - Танцевальный раздел, 12 апреля 2013 г.
- ↑ Эскизы декораций и костюмов для «Дон Кихота» Барри Кея как для постановки на фестивале в Аделаиде (1970), так и для киноверсии Нуреева, гала-мировая премьера в Сиднейском оперном театре, 1973.
- ^ «Город на озере Хавасу играет главную роль в специальном выпуске». Колорадо-Спрингс Газетт-Телеграф . 6 мая 1972 г. с. 12-Д.
- ^ Гарлен, Дженнифер С.; Грэм, Анисса М. (2009). Культура Кермита: критические взгляды на куклы Джима Хенсона . МакФарланд и компания. п. 218 . ISBN 978-0-7864-4259-1 .
- ^ Макким, Д.В.; Брайан Хенсон. «Центральные гиды Маппетов - Маппет-шоу: Рудольф Нуриев» . Архивировано из оригинала 22 марта 2019 года . Проверено 19 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Жизель (ITV Ballet, Рудольф Нуреев, Линн Сеймур)» . Памятный телевизор . 6 августа 2020 г. Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ «Жизель» . TVGuide.com . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ «ЖИЗЕЛЬ – СЕЙМУР И НУРЕЕВ» . Фонд Рудольфа Нуреева . Проверено 24 июня 2023 г.
- ^ ОРТФ (21 декабря 1970 г.). «Рудольф Нуреев за работой в баре» . ИНА (на французском языке). Архивировано из оригинала 7 августа 2017 года . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ Кларк, Лестер; Кэтрин, Фриман. После полудня плюс. Нуреев . Великобритания: Thames Television, 1982, 1981. OCLC 83489928 .
Первоначально вышел в эфир 17 июня 1981 года. Содержит обновленное вступление Мэвис Николсон. В профиле под названием «Нуреев» представлены интервью с Нуриевым, записанные в ресторане и в студии во время репетиции оперы Мориса Бежара «Песни путника Chant du Compagnon странствующий».
- ^ Кинг, Сьюзен (2 мая 1993 г.). «ПАТРИСИЯ ФОЙ: Идти в ногу с Нуреевым» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 7 января 2022 года . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ "Фестиваль "Нуреевские сезоны" "Рудольф Нуреев – как он есть", документальный фильм" . meloman.ru . 10 November 2018. Archived from the original on 7 January 2022 . Retrieved 7 January 2022 .
- ^ "Рудольф Нуреев. Мятежный демон" . tatmsk.tatarstan.ru . 16 March 2018. Archived from the original on 7 January 2022 . Retrieved 7 January 2022 .
- ^ Глейберман, Оуэн (18 апреля 2018 г.). «Кинорецензия: 'Нуреев' » . Разнообразие . Архивировано из оригинала 29 сентября 2019 года . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ «Большой театр отменяет премьеру балета «Нуреев»» . Новости Би-би-си . 8 июля 2017 года . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Большой театр исключил балет «Нуреев» из репертуара, подчинившись российскому закону о запрете ЛГБТ-цензуры» . Медуза . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ Нуреев: Балет в двух действиях 18+ . Большой театр . Архивировано из оригинала 17 июня 2021 года.
- ^ Дауд, Винсент (20 марта 2019 г.). «Звездный танцор Белой Вороны направил Рудольфа Нуреева» . Новости Би-би-си. Архивировано из оригинала 20 марта 2019 года . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ Веннард, Мартин (30 сентября 2018 г.). «Как легенда танца Нуреев продолжает вдохновлять» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ↑ Рудольф Нуриев на IMDb, по состоянию на 11 апреля 2019 г.
- ↑ Тобиас Грей, «Расшифровка мятежной жилки Нуреева» в The Wall Street Journal , 15 апреля 2019 г. Интервью с Дэвидом Хэром. Архивировано 7 января 2022 г. в Wayback Machine , автор сценария «Белая ворона» : цитаты; «белая ворона» как «детское прозвище, обозначающее человека «необычного» и «постороннего».
- ^ Мюррей, Робин (4 апреля 2024 г.). «Танцующая звезда» Pet Shop Boys — это ода Рудольфу Нурееву» . Столкновение . ООО "Музыкальная Республика" . Проверено 10 апреля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Нуреев Р.; Бланд, А. (1962). Нуреев: Автобиография с картинками . Лондон: Ходдер и Стоутон . OCLC 65776396 .
- Персиваль, Дж. (1976). Нуриев: Аспекты танцора . Лондон: Фабер . ISBN 0-571-10627-7 . ОСЛК 2689702 .
- Бланд, А. (1977). Нуреев Валентино: Портрет из фильма . Лондон: Студия Виста. ISBN 0-289-70795-1 . OCLC 3933869 .
- Нуреев Р.; Бланд А. (1993). Нуреев: его впечатляющие ранние годы . Лондон: Ходдер и Стоутон . ISBN 0-340-60042-Х . ОСЛК 28496501 .
- Уотсон, П. (1994). Нуреев: Биография . Лондон: Ходдер и Стоутон . ISBN 0-340-59615-5 . ОСЛК 32162130 .
- Кайзер, Чарльз (1997). Гей-мегаполис: 1940–1996 . Компания Хоутон Миффлин. стр. 404 страницы . ISBN 0-395-65781-4 .
- Сокоу, Р.; Марадей И. (2003). Нуреев - каким я его знал . Афины: Кактос. ISBN 960-382-503-4 .
- Солуэй, Д. (1998). Нуреев, его жизнь . Нью-Йорк: Уильям Морроу . ISBN 0-688-12873-4 . OCLC 38485934 .
- Кавана, Дж. (2007). Рудольф Нуриев: Жизнь . Лондон; Нью-Йорк: Фиговое дерево. ISBN 978-1-905-49015-8 . ОСЛК 77013261 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
|
||||
Как использовать архивный материал |


- Сайт Фонда Рудольфа Нуреева
- Фрэнк А. Флорентийские документы, касающиеся Рудольфа Нуреева, в Библиотеке Конгресса
- Рудольф Нуриев на IMDb
- Рудольф Нуреев в базе данных Internet Broadway
- Рудольф Нуреев. Отчеты ФБР: Хранилище, Федеральное бюро расследований США.
Обзоры и интервью
[ редактировать ]- «Работа Баланчина-Роббинса для Нуриева из Мольера; актеры» , The New York Times , Анна Кисельгофф , 9 апреля 1979 г.
- Михаил Барышников о Рудольфе Нурееве , интервью Дэвида Махатели, D&D Art Productions (1 мин 55)
- Рецензия газеты Boston Phoenix Нуреева на «Дон Кихота» , 1982 год.
- Интервью BBC с Нуриевым
- Обзор New York Sun на канал PBS «Нуреев: Русские годы». Архивировано 16 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- Повелитель танца - Рудольф Нуриев в Национальном кинотеатре, Лондон, 1–31 января 2003 г.
- 1938 рождений
- 1993 смертей
- Смертность от СПИДа во Франции
- Хореографы балета
- Похороны на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
- Кавалеры Ордена Искусств и литературы
- Французские ЛГБТ-актеры
- Французские танцоры ЛГБТ
- Французские мусульмане
- Актеры-геи
- Танцоры-геи
- Гей-мусульмане
- Рыцари Почетного легиона
- ЛГБТ-хореографы
- Художественные руководители балета Парижской оперы
- Люди из Иркутской области.
- Прима-танцоры Королевского балета
- Члены жюри танцевальной премии Бенуа
- Советские хореографы
- Советские перебежчики
- Советские эмигранты во Франции
- Советские ЛГБТ
- Советские артисты балета
- Советские киноактёры-мужчины
- Советские мусульмане
- Выпускники Вагановой
- Волжский татарский народ