Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев | |
---|---|
Сергей Прокофьев | |
![]() Прокофьев, гр. 1918 год | |
Рожденный | 27 апреля [ OS 15 апреля] 1891 г. |
Умер | 5 марта 1953 г. Москва, РСФСР , Советский Союз. | ( 61 год
Образование | Санкт-Петербургская консерватория |
Занятия |
|
Работает | Список композиций |
Супруги | |
Дети | 2, включая Олега |
Подпись | |
![]() |
Сергей Сергеевич Прокофьев [n 2] (27 апреля [ OS 15 апреля] 1891 г. - 5 марта 1953 г.) [n 3] был русским [7] [8] [9] композитор, пианист и дирижер, позже работавший в Советском Союзе . [10] Как создатель признанных шедевров во многих музыкальных жанрах , он считается одним из крупнейших композиторов 20-го века. Среди его произведений такие широко известные произведения, как Марш из «Любви к трем апельсинам» , сюита «Поручик Киже» , балет «Ромео и Джульетта» , из которого взят «Танец рыцарей», и «Петя и волк» . Из сложившихся форм и жанров, в которых он работал, он создал — исключая юношеские — семь законченных опер, семь симфоний , восемь балетов , пять фортепианных концертов , два скрипичных концерта , концерт для виолончели , симфонию-концерт для виолончели с оркестром и девять законченные сонаты для фортепиано .
Выпускник Санкт-Петербургской консерватории , Прокофьев первоначально прославился как композитор-пианист-иконоборец, получив известность благодаря серии яростно диссонансных и виртуозных произведений для своего инструмента, включая свои первые два фортепианных концерта. В 1915 году Прокофьев решительно оторвался от стандартной категории композиторов-пианистов, выпустив свою оркестровую «Скифскую сюиту» , составленную из музыки, первоначально написанной для балета, заказанного Сергеем Дягилевым из « Русских балетов» . Дягилев заказал Прокофьеву еще три балета — «Шу» , «Le pas d'acier» и «Блудный сын» , — которые на момент постановки произвели сенсацию как среди критиков, так и среди коллег. Но наибольший интерес Прокофьева вызывала опера, и он написал несколько произведений в этом жанре, в том числе «Игрок» и «Огненный ангел» . Единственным оперным успехом Прокофьева при жизни была «Любовь к трем апельсинам» , написанная для Чикагской оперы и исполненная в течение следующего десятилетия в Европе и России.
После революции 1917 года Прокофьев покинул Россию с одобрения советского наркома Анатолия Луначарского и проживал в США, затем в Германии, затем в Париже, зарабатывая на жизнь композитором, пианистом и дирижёром. В 1923 году он женился на испанской певице Каролине (Лине) Кодине , от которой у него родилось двое сыновей; они развелись в 1947 году. В начале 1930-х годов Великая депрессия ограничила возможности постановки балетов и опер Прокофьева в Америке и Западной Европе. Прокофьев, который считал себя прежде всего композитором, возмущался временем, потраченным на гастроли в качестве пианиста, и все чаще обращался к Советскому Союзу за заказами на новую музыку; в 1936 году он наконец вернулся на родину вместе с семьей. Среди его величайших советских успехов — «Лейтенант Киже» , «Петя и волк» , «Ромео и Джульетта» , «Золушка» , «Александр Невский» , Пятая и Шестая симфонии , «На страже мира » и Сонаты для фортепиано №№ 6–8.
Вторжение нацистов в СССР побудило Прокофьева сочинить свое самое амбициозное произведение — оперную версию « Войны и мира » Льва Толстого ; он написал либретто в соавторстве с Мирой Мендельсон , своей давней спутницей, а позже и второй женой. В 1948 году Прокофьев подвергся нападкам за «антидемократический формализм ». Тем не менее, он пользовался личной и творческой поддержкой со стороны нового поколения русских исполнителей, особенно Святослава Рихтера и Мстислава Ростроповича он написал свою Девятую сонату для фортепиано : для первого , а для второго - свою Симфонию-концерт.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Детство и первые композиции
[ редактировать ]
Прокофьев был крепостным в 1891 году в юридическом государстве в Сонцовке, Бахмуте Уезде , Екатеринославе Г. , Российского эмпира (в настоящее время называется Сонцивка , Покровский район , Донецкая область , Украина). [11] Его отец, Сергей Алексеевич Прокофьев, был агрономом из купеческой семьи в Москве. Мать Прокофьева, Мария (урожденная Житкова), родом из Санкт-Петербурга. [12] семья бывших крепостных , принадлежавшая семье Шереметевых , под патронажем которой крепостных детей с раннего возраста обучали театру и искусству. [13] [14] [15] [16] , первый учитель композиции Прокофьева, описывал ее Райнхольд Глиэр как «высокую женщину с красивыми умными глазами… умевшую создать вокруг себя атмосферу тепла и простоты». [17] После свадьбы летом 1877 года Прокофьевы переехали в небольшое имение в Смоленской губернии. В конце концов Сергей Алексеевич нашел работу инженером-грунтовщиком у одного из своих бывших однокурсников Дмитрия Сонцова, в имение которого в украинских степях переехали Прокофьевы. [18]
К моменту рождения Прокофьева Мария, ранее потерявшая двух дочерей, посвятила свою жизнь музыке; В раннем детстве сына она проводила два месяца в году в Москве или Санкт-Петербурге, брала уроки игры на фортепиано. [19] Сергея Прокофьева вдохновило то, как его мать по вечерам играла на фортепиано, в основном произведения Шопена и Бетховена , и он написал свою первую фортепианную композицию в пять лет, «Индейский галоп», которую записала его мать: это было в фа- лидийском ладе (мажорная гамма с повышенной четвертой ступенью), так как молодой Прокофьев чувствовал «нежелание браться за черные ноты». [20] К семи годам он также научился играть в шахматы . [21] Шахматы остались его страстью, и он познакомился с чемпионами мира по шахматам Хосе Раулем Капабланкой , которого он обыграл в сеансе одновременной игры в 1914 году, и Михаилом Ботвинником , с которым сыграл несколько матчей в 1930-х годах. [22] [n 4] В девять лет он сочинял свою первую оперу «Гигант» , а также увертюру и другие пьесы. [24] После этого опера осталась жанром, в котором больше всего любил работать Прокофьев. [25]
Образование и ранние работы
[ редактировать ]В 1902 году мать Прокофьева познакомилась с Сергеем Танеевым , директором Московской консерватории , который первоначально предложил Прокофьеву начать уроки игры на фортепиано и композиции у Александра Гольденвейзера . [26] Не в силах это устроить, [27] Вместо этого Танеев организовал, чтобы композитор и пианист Рейнхольд Глиер провел лето 1902 года в Сонцовке, обучая Прокофьева. [27] Кульминацией первой серии уроков по настоянию 11-летнего Прокофьева стала первая попытка начинающего композитора написать симфонию. [28] Следующим летом Глиер снова посетил Сонцовку, чтобы продолжить обучение. [4] Когда десятилетия спустя Прокофьев писал о своих уроках с Глиером, он отдавал должное отзывчивому методу своего учителя, но жаловался, что Глиер познакомил его с «квадратной» структурой фраз и традиционными модуляциями , от которых ему впоследствии пришлось отучиться. [29] Тем не менее, вооружившись необходимым теоретическим инструментарием, Прокофьев начал экспериментировать с диссонирующими гармониями и необычными размерами в серии коротких фортепианных пьес, которые он назвал «частушками» (по так называемой «песенной форме», точнее, троичной форме , на которой они были основаны), заложив основу собственного музыкального стиля. [30]
Несмотря на растущий талант, родители Прокофьева не решались начинать музыкальную карьеру сына в столь раннем возрасте и рассматривали возможность поступления его в хорошую среднюю школу в Москве. [31] К 1904 году его мать остановила свой выбор на Санкт-Петербурге , и они с Прокофьевым посетили тогдашнюю столицу, чтобы изучить возможность переезда туда для его образования. [32] Их познакомили с композитором Александром Глазуновым , профессором Санкт-Петербургской консерватории , который попросил показать Прокофьева и его музыку; Прокофьев написал еще две оперы: «Необитаемые острова» и «Пир во время чумы» и работал над своей четвертой «Ундиной» . [33] Глазунов был настолько впечатлен, что убедил мать Прокофьева подать сыну заявление о поступлении в консерваторию. [34] Он сдал вступительные испытания и в том же году поступил. [35]
На несколько лет моложе большинства своих одноклассников, Прокофьев считался эксцентричным и высокомерным и раздражал многих своих одноклассников, ведя статистику их ошибок. [36] В этот период он учился, в частности, у Александра Винклера по игре на фортепиано. [37] Анатолий Лядов за гармонию и контрапункт, Николай Черепнин за дирижирование и Николай Римский-Корсаков за оркестровку (правда, когда Римский-Корсаков умер в 1908 году, Прокофьев отмечал, что учился у него лишь «по моде» — он был лишь одним из многих учеников в очень посещаемом классе — и сожалел, что в противном случае у него «никогда не было возможности учиться с ним»). [38] Он также делил занятия с композиторами Борисом Асафьевым и Николаем Мясковским , последний стал близким другом на всю жизнь. [39]
Будучи представителем музыкальной сцены Санкт-Петербурга, Прокофьев заработал репутацию музыкального бунтовщика, получив при этом похвалу за свои оригинальные композиции, которые он сам исполнял на фортепиано. [40] [41] В 1909 году он окончил класс композиции с невпечатляющими оценками. Он продолжил обучение в консерватории, обучаясь игре на фортепиано у Анны Есиповой и продолжая уроки дирижирования у Черепнина. [42]
В 1910 году умер отец Прокофьева, и финансовая поддержка Сергея прекратилась. [43] К счастью, он начал делать себе имя как композитор и пианист за пределами консерватории, выступая на петербургских вечерах современной музыки. Там он исполнил несколько своих наиболее смелых фортепианных произведений, таких как очень хроматические и диссонансные этюды, соч. 2 (1909). Его исполнение произвело настолько сильное впечатление на организаторов «Вечеров», что они пригласили Прокофьева дать российскую премьеру оперы Арнольда Шенберга « Drei Klavierstücke», соч. 11 . [44] Гармонические эксперименты Прокофьева продолжились «Сарказмами» для фортепиано, соч. 17 (1912) , в котором широко используется политональность . [45] Примерно тогда же он сочинил свои первые два фортепианных концерта , последний из которых вызвал скандал на премьере (23 августа 1913 года, Павловск). По одной из версий, публика покинула зал с возгласами: «К черту эту футуристическую музыку! Кошки на крыше делают музыку лучше!», но модернисты были в восторге. [46]
В 1911 году на помощь прибыл известный русский музыковед и критик Александр Оссовский , который написал письмо поддержки музыкальному издателю Борису П. Юргенсону (сыну основателя издательской фирмы Питера Юргенсона [1836–1904]); таким образом композитору был предложен контракт. [47] Прокофьев совершил свою первую зарубежную поездку в 1913 году, побывав в Париже и Лондоне, где он впервые познакомился с Дягилева Сергея «Русским балетом» . [48]
Первые балеты
[ редактировать ]
В 1914 году Прокофьев завершил свою карьеру в консерватории, приняв участие в «битве фортепиано» - конкурсе, открытом для пяти лучших студентов-фортепианов, призом которого был рояль Шредера; Прокофьев победил, исполнив собственный Фортепианный концерт № 1 . [49]
Вскоре после этого он отправился в Лондон, где познакомился с импресарио Сергеем Дягилевым. Дягилев заказал Прокофьеву первый балет « Ала и Лолли» ; но когда Прокофьев привез ему незавершенную работу в Италию в 1915 году, он отверг ее как «нерусскую». [50] Призывая Прокофьева писать «музыку национального характера», [51] Тогда Дягилев заказал балет «Чоут» («Скоморох»). (Первоначальное полное название на русском языке было «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», что означает «Сказка о шуте, который перехитрил семь других шутов».) Под руководством Дягилева Прокофьев выбрал свою тему из сборника народных сказок этнографа Александра . Афанасьев ; [52] История о шуте и серии трюков с уверенностью была ранее предложена Дягилеву Игорем Стравинским в качестве возможной темы для балета, и Дягилев и его хореограф Леонид Мясин помогли Прокофьеву превратить ее в балетный сценарий. [53] Неопытность Прокофьева в балете побудила его в 1920-х годах тщательно пересмотреть произведение после подробной критики Дягилева. [n 5] до его первого производства. [54]
Премьера балета в Париже 17 мая 1921 года имела огромный успех и была встречена с большим восхищением публикой, в которую входили Жан Кокто , Игорь Стравинский и Морис Равель . Стравинский назвал балет «единственным произведением современной музыки, которое он мог слушать с удовольствием», а Равель назвал его «гениальным произведением». [55]
Первая мировая война и революция
[ редактировать ]
Во время Первой мировой войны Прокофьев вернулся в консерваторию и изучал орган , чтобы избежать призыва в армию . В 1916 году он дебютировал со своей Токкатой . Вскоре после этого он сочинил «Игрока» по Федора Достоевского , одноименному роману но репетиции были затруднены, и запланированную премьеру 1917 года пришлось отменить из-за Февральской революции . Летом того же года Прокофьев сочинил свою первую симфонию — «Классическую» . Фамилия была собственная Прокофьева; музыка написана в стиле, который, по словам Прокофьева, Йозеф Гайдн, если бы он был жив в то время. использовал бы [56] Музыка более или менее классическая по стилю, но включает в себя более современные музыкальные элементы (см. Неоклассицизм ).
Симфония также была точным современником Скрипичного концерта № 1 ре мажор Прокофьева , соч. 19, премьера которого должна была состояться в ноябре 1917 года. Первые исполнения обоих произведений пришлось подождать до 21 апреля 1918 года и 18 октября 1923 года соответственно. Прокофьев ненадолго пробыл с матерью в Кисловодске на Кавказе. [57] [58]
После завершения партитуры « Семь, их семь» , «халдейского призыва» для хора и оркестра, [59] Прокофьеву «оставалось нечего делать, и время тяжело висело на моих руках». Полагая, что России «музыка в данный момент не нужна», Прокофьев решил попытать счастья в Америке, пока не утихнут беспорядки на его родине. В марте 1918 года он отправился в Москву и Петербург, чтобы уладить финансовые дела и оформить паспорт. [60] В мае он направился в США, получив на это официальное разрешение от Анатолия Луначарского наркома просвещения , который сказал ему: «Вы революционер в музыке, мы революционеры в жизни. Нам следует работать вместе. Но если вы хотите поехать в Америку, я не буду стоять у вас на пути». [61]
Жизнь за границей
[ редактировать ]Прибыв в Сан-Франциско после того, как 11 августа 1918 года его освободили от допроса иммиграционные власти на острове Ангела , [62] Прокофьева вскоре стали сравнивать с другими известными русскими эмигрантами, такими как Сергей Рахманинов . Его дебютный сольный концерт в Нью-Йорке привел к нескольким дальнейшим выступлениям. Он также получил контракт от музыкального руководителя Чикагской оперной ассоциации Клеофонте Кампанини на постановку своей новой оперы «Любовь к трем апельсинам» . [63] но из-за болезни и смерти Кампанини премьера была отложена. [64] Задержка была еще одним примером невезения Прокофьева в оперных делах. Неудача также стоила ему сольной карьеры в Америке, поскольку опера отнимала слишком много времени и сил. Вскоре он оказался в затруднительном финансовом положении и в апреле 1920 года уехал в Париж , не желая возвращаться в Россию неудачником. [65]
В Париже Прокофьев подтвердил свои контакты с « Русским балетом » Дягилева . [66] Он также завершил некоторые из своих старых, незаконченных произведений, таких как Третий фортепианный концерт . [67] Премьера «Любви к трем апельсинам» наконец состоялась в Чикаго под управлением композитора 30 декабря 1921 года. [68] Дягилев настолько заинтересовался оперой, что попросил Прокофьева сыграть ему партитуру в июне 1922 года, когда они оба были в Париже для возрождения « Шоута» , чтобы он мог рассмотреть возможность ее возможной постановки. [69] Стравинский, присутствовавший на прослушивании, отказался слушать больше первого акта. [69] Когда он затем обвинил Прокофьева в «трате времени на сочинение опер», Прокофьев ответил, что Стравинский «не в состоянии определить общее художественное направление, поскольку он сам не застрахован от ошибок». [70] По словам Прокофьева, Стравинский «распался от ярости» и «мы чуть не подрались и с трудом разлучились». [70] В результате «наши отношения обострились, и в течение нескольких лет отношение Стравинского ко мне было критическим». [69]
В марте 1922 года Прокофьев вместе с матерью переехал в город Этталь в Баварских Альпах , где более года сосредоточился на оперном проекте « Огненный ангел » по роману Валерия Брюсова . Его более поздняя музыка приобрела поклонников в России, и он получил приглашения вернуться туда, но решил остаться в Европе. В 1923 году Прокофьев женился на испанской певице Каролине Кодине (1897–1989, сценический псевдоним Лина Любера). [71] прежде чем вернуться в Париж. [72]
В Париже были исполнены несколько его произведений, в том числе Вторая симфония , но они были приняты вяло, и Прокофьев почувствовал, что он «очевидно, уже не сенсация». [73] Тем не менее, Симфония, похоже, побудила Дягилева заказать Le pas d'acier ( «Стальной шаг» ), «модернистскую» балетную партитуру, призванную изобразить индустриализацию Советского Союза. Он был с энтузиазмом принят парижской публикой и критиками. [74]
Примерно в 1924 году Прокофьев познакомился с христианской наукой . [75] Он начал практиковать его учение, которое, по его мнению, было полезно для его здоровья и его вспыльчивого темперамента. [76] и которому он оставался верным до конца своей жизни, по словам биографа Саймона Моррисона . [77]
» Стравинского Прокофьев и Стравинский восстановили свою дружбу, хотя Прокофьеву особенно не нравилась «стилизация Баха в таких недавних произведениях, как « Октет» и «Концерт для фортепиано и духовых инструментов ». [78] [№ 6] Со своей стороны, Стравинский назвал Прокофьева величайшим русским композитором своего времени после себя. [80]
Первые визиты в Советский Союз
[ редактировать ]Прокофьев познакомился с Борисом Красиным скрипача Иосифа Сигети в парижской квартире в 1924 году. В 1927 году Прокофьев совершил свое первое концертное турне по Советскому Союзу . [81] Более двух месяцев он провел в Москве и Ленинграде (так был переименован Санкт-Петербург), где с большим успехом поставил «Любовь к трем апельсинам» в Мариинском театре . [82] В 1928 году Прокофьев завершил свою Третью симфонию , во многом основанную на его неисполненной опере «Огненный ангел» . Дирижер Серж Кусевицкий охарактеризовал Третью симфонию как «величайшую симфонию со времен Чайковского симфонии Шестой ». [83]
Тем временем, под влиянием учения христианской науки , Прокофьев отвернулся от экспрессионистского стиля и сюжета «Огненного ангела» . [№ 7] Теперь он предпочитал то, что он называл «новой простотой», которую он находил более искренней, чем «изобретения и сложности» современной музыки 1920-х годов. [84] [n 8] В 1928–29 Прокофьев написал для Дягилева свой последний балет « Блудный сын» . Впервые поставленный в Париже 21 мая 1929 года в хореографии Джорджа Баланчина с Сержем Лифарем в главной роли, зрители и критики были особенно поражены финальной сценой, в которой блудный сын волочится по сцене на коленях, чтобы его приветствовали. его отцом. [86] Дягилев признавал, что в музыке к сцене Прокофьев «никогда не был более ясным, более простым, более мелодичным и более нежным». [87] Всего несколько месяцев спустя Дягилев умер. [88]
Тем летом Прокофьев завершил «Дивертисмент», соч. 43 (который он начал в 1925 году) и переработал свою Симфониетту , соч. 5/48, в его дни в консерватории началась работа. [89] [n 9] В октябре того же года он попал в автокатастрофу, когда ехал с семьей из отпуска в Париж: когда машина перевернулась, Прокофьев потянул мышцы левой руки. [90] Таким образом, Прокофьев не смог выступить в Москве во время своего турне вскоре после аварии, но смог насладиться просмотром исполнения своей музыки среди публики. [91] Прокофьев также присутствовал на «прослушивании» в Большом театре своего балета Le pas d'acier и был допрошен членами Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ) о произведении: его спросили, изображает ли фабрика «капиталистическую фабрику». , где рабочий - раб, или советская фабрика, где рабочий - хозяин. Если это советская фабрика, то когда и где ее осматривал Прокофьев, так как с 1918 года и по настоящее время он живет за границей и приезжает сюда? впервые в 1927 году на две недели [так в оригинале]?» Прокофьев ответил: «Это касается политики, а не музыки, поэтому я не буду отвечать». РАПМ осудила балет как «плоский и вульгарный антисоветский анекдот, контрреволюционную композицию, граничащую с фашизмом». Большому театру ничего не оставалось, как отказаться от балета. [92]
Исцелив левую руку, Прокофьев успешно гастролировал по Соединенным Штатам в начале 1930 года, чему способствовал его недавний успех в Европе. [93] В том же году Прокофьев начал свой первый недягилевский балет « На Днепре» , соч. 51, работа по заказу Сержа Лифаря , назначенного мэтром балета Парижской оперы . [94] В 1931 и 1932 годах он завершил свои четвёртый и пятый фортепианные концерты. В следующем году была завершена работа над «Симфонической песней» , соч. 57, который, как сказал ему друг Прокофьева Мясковский , думая о его потенциальной аудитории в Советском Союзе, «не совсем для нас… ему не хватает того, что мы подразумеваем под монументализмом, — знакомой простоты и широких контуров, на которые вы чрезвычайно способны, но временно тщательно избегаем». [95]
К началу 1930-х годов и Европа, и Америка страдали от Великой депрессии , которая препятствовала постановке как новых опер, так и балета, хотя аудитория выступлений Прокофьева как пианиста, по крайней мере в Европе, не уменьшилась. [96] Но Прокофьев считал себя прежде всего композитором, и его все больше возмущало время, потраченное на сочинение из-за его выступлений в качестве пианиста. [97] Некоторое время скучая по дому, Прокофьев начал наводить прочные мосты с Советским Союзом. [98]
После роспуска РАПМ в 1932 году он все чаще выступал в качестве музыкального посла между своей родиной и Западной Европой. [99] а его премьеры и заказы все чаще находились под эгидой Советского Союза. Одним из таких был «Лейтенант Киже» , который был заказан в качестве музыки к советскому фильму . [100]
Другим заказом Кировского театра (так теперь был переименован Мариинский) в Ленинграде был балет « Ромео и Джульетта» , написанный по сценарию Адриана Пиотровского и Сергея Радлова по принципам «драмбалета» (драматизированного балета, официально продвигаемого в Кировском для замены произведений, основанных преимущественно на хореографическом показе и новаторстве). [101] После резкого ухода Радлова из Кирова в июне 1934 года было подписано новое соглашение с Большим театром в Москве при том понимании, что Пиотровский останется в нем. [102] Но оригинальный счастливый финал балета (вопреки Шекспиру ) вызвал споры среди советских деятелей культуры. [103] а постановка балета была отложена на неопределенный срок, когда по распоряжению председателя Комитета по делам искусств Платона Керженцева был проведен капитальный ремонт в составе Большого театра . [104]
Вернуться в Россию
[ редактировать ]
В 1936 году Прокофьев и его семья поселились на постоянной основе в Москве после того, как предыдущие четыре года они перемещались между Москвой и Парижем. [105] [106]
В этом году Прокофьев написал одно из самых известных своих произведений — «Петя и волк» для Натальи Сац Центрального детского театра . [107] Сац также уговорил его написать две песни для детей: «Сладкая песенка» и «Болтун»; [108] в конечном итоге к ним присоединились «Поросята» и они были опубликованы как «Три детские песни» , соч. 68. [109] Прокофьев также сочинил гигантскую Кантату к 20-летию Октябрьской революции , изначально предназначенную для исполнения в юбилейный год, но фактически заблокированную Керженцевым, который на прослушивании произведения в Комитете по делам искусств потребовал: «Как вы думаете, что вы?» Вы что, Сергей Сергеевич, берете народные тексты и кладете их на такую непонятную музыку? [110] Кантата исполнялась только 5 апреля 1966 года, спустя чуть более 13 лет после смерти композитора. [111]
Вынужденный приспосабливаться к новым обстоятельствам (какие бы личные опасения он ни испытывал по этому поводу), Прокофьев написал серию « массовых песен » (соч. 66, 79, 89), используя стихи официально признанных советских поэтов. В 1938 году он сотрудничал с Эйзенштейном над исторической эпопеей «Александр Невский» , сочинив некоторые из своих самых изобретательных и драматических музыкальных произведений. Хотя в фильме была очень плохая звукозапись, Прокофьев адаптировал большую часть своей партитуры в масштабную кантату для меццо-сопрано , оркестра и хора, которая широко исполнялась и записывалась. На волне успеха «Александра Невского » Прокофьев сочинил свою первую советскую оперу «Семен Котко» , постановкой которой должен был заниматься режиссер Всеволод Мейерхольд . Премьера оперы была отложена, поскольку Мейерхольд был арестован 20 июня 1939 года сотрудниками НКВД и расстрелян 2 февраля 1940 года. [112] В конце того же года Прокофьеву было поручено сочинить «Здравицу» (буквально «Ура!», Но иногда с подзаголовком «Слава Сталину» на английском языке) (соч. 85) в честь Иосифа Сталина . 60-летия [113]
Позже, в 1939 году, Прокофьев сочинил сонаты для фортепиано №№ 6 , 7 и 8 , соч. 82–84, широко известные сегодня как «Военные сонаты». Премьера соответственно Прокофьева (№ 6: 8 апреля 1940 г.), [114] Святослав Рихтер (№ 7: Москва, 18 января 1943 г.) и Эмиль Гилельс (№ 8: Москва, 30 декабря 1944 г.), [115] впоследствии их отстаивал, в частности, Рихтер. Биограф Даниэль Яффе утверждал, что Прокофьев, «заставив себя сочинить веселое воспоминание о нирване, которую Сталин хотел, чтобы все поверили, что он создал» (т. е. в «Здравице» ), а затем впоследствии, в трех сонатах, «выразил свои истинные чувства». [116] В качестве доказательства Яффе указал, что центральная часть Сонаты № 7 открывается темой, основанной на Роберта Шумана песне «Вемут» («Печаль» из Liederkreis , соч. 39 ): ее слова переводятся: «Я могу иногда пою, как будто я рад, но тайно слезы хорошо и так освобождают мое сердце... поют свою песню тоски из глубины своей темницы... все радуются, но никто не чувствует боли, глубокой печали в песне. [117] Соната № 7 была удостоена Сталинской премии (второй степени), а № 8 — Сталинской премии (первой степени). [115]
Между тем, «Ромео и Джульетту» поставил Кировский балет в постановке Леонида Лавровского . 11 января 1940 года [118] ритмами музыки К удивлению всех участников, танцоры изо всех сил пытались справиться с синкопированными и почти бойкотировали постановку, балет имел мгновенный успех. [119] и стал признанным высшим достижением советского драматического балета. [120]
Военные годы
[ редактировать ]
Прокофьев подумывал о создании оперы на основе Льва Толстого эпического романа «Война и мир» , когда известие о вторжении Германии в Советский Союз 22 июня 1941 года сделало эту тему еще более актуальной. Из-за войны он был эвакуирован вместе с большим количеством других художников сначала в Грузинскую ССР , где жил в Тбилиси с 11 ноября 1941 года по 29 июня 1942 года. Там он начал сочинять оригинальную версию « Войны и мира». . [121] Находясь в Грузинской ССР, он также написал свой Второй струнный квартет и Сонату для фортепиано № 7 . [122] Его отношения с 25-летней писательницей и либреттисткой Мирой Мендельсон в конце концов привели к его расставанию с женой Линой. Несмотря на их резкое расставание, Прокофьев пытался убедить Лину и их сыновей сопровождать его в эвакуации из Москвы, но Лина предпочла остаться. [121]
В годы войны ограничения стиля и требования к композиторам писать в стиле «социалистического реализма» были ослаблены, и Прокофьев в целом смог сочинять по-своему. Соната для скрипки № 1 , соч. 80, 1941 год , соч. 90 и «Баллада о мальчике, который остался неизвестным» , соч. Все 93 человека пришли из этого периода. В 1943 году Прокофьев присоединился к Эйзенштейну в Алма-Ате , крупнейшем городе Казахстана , чтобы сочинить музыку для фильмов ( «Иван Грозный» ) и балет «Золушка» (соч. 87), одно из его самых мелодичных и знаменитых произведений. В начале того же года он также сыграл отрывки из «Войны и мира» членам коллектива Большого театра. [123] но у советского правительства было свое мнение об опере, в результате которого было внесено множество изменений. [№ 10] В 1944 году Прокофьев написал свою Пятую симфонию (соч. 100) в подмосковной композиторской колонии. Его первое исполнение он провел 13 января 1945 года, всего через две недели после триумфальной премьеры 30 декабря 1944 года его Восьмой сонаты для фортепиано и в тот же день первой части «Ивана Грозного» Эйзенштейна . С премьерой Пятой симфонии, которая была запрограммирована вместе с «Петей и волком» и «Классической симфонией» (под управлением Николая Аносова ), Прокофьев, казалось, достиг пика своей известности как ведущий советский композитор. [124]
20 января 1945 года Прокофьев получил сотрясение мозга после обморока в своей квартире из-за невылеченной хронической гипертонии . [125] Композитор Дмитрий Кабалевский посетил его в больнице и нашел в полубессознательном состоянии, и «с тяжелым сердцем я оставил его, думал, что это конец». [126] Он так и не оправился полностью от травмы и, следуя рекомендациям врача, ограничил свою композиторскую деятельность. [127]
Послевоенный
[ редактировать ]Прокофьев успел написать свою послевоенную Шестую симфонию и Девятую фортепианную сонату (для Святослава Рихтера ) до так называемой « доктрины Жданова ». Накануне публикации указа, 10 февраля 1948 года, Прокофьев присутствовал на торжественной церемонии в Кремле по случаю присвоения ему звания Народного артиста РСФСР . [128]
Указ последовал за трехдневной конференцией более 70 композиторов, музыкантов и преподавателей музыки, созванной 10 января под председательством Жданова. Прокофьева отругал второстепенный композитор Виктор Белый , обвинивший его в «новаторстве ради новаторства» и «художественном снобизме», но в отличие от Дмитрия Шостаковича , Арама Хачатуряна и других, Прокофьев не выступил с речью. [129] Его молчание породило слухи о том, что он намеренно вел себя вызывающе и отказывался сотрудничать. Официальных данных нет, но, по словам ряда свидетелей, Прокофьев не присутствовал в первый день, и его пришлось забрать, а на второй день он прибыл в коричневом костюме и мешковатых брюках, заправленных в валенки. [130] Илья Эренбург , которого не было в зале, утверждал в своих воспоминаниях, что Прокофьев уснул, внезапно проснулся и громко спросил, кто такой Жданов. [129] Виолончелист Мстислав Ростропович услышал, что Прокофьев разговаривает с человеком рядом с ним, когда сидевший рядом высокопоставленный человек предупредил его, чтобы он молчал. Прокофьев спросил: «Кто вы?» Чиновник сказал, что его имя не имеет значения, но что Прокофьеву лучше обратить на него внимание, на что Прокофьев парировал: "Я никогда не обращаю внимания на комментарии людей, которых мне не представили". Эту, возможно, апокрифическую историю подтвердил глава Союза композиторов Тихон Хренников , заявивший, что человеком, которого Прокофьев пренебрегал, был сталинский чиновник Матвей Шкирятов . [131]

Указ, опубликованный 11 февраля, обвинил шестерых художников — Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Шебалина , Попова и Мясковского (в указанном порядке) в преступлении «формализма», описываемого как «отказ от основных принципов классической музыки». в пользу «спутанных, нервных» звуков, которые «превратили музыку в какофонию». [132] Запрещены к исполнению восемь произведений Прокофьева: «1941 год» , «Ода к концу войны» , «Праздничная поэма» , «Кантата к тридцатому юбилею Октября» , «Баллада о неизвестном мальчике» , фортепианный цикл 1934 года « Мысли » и фортепианные сонаты № 6. и 8. [133] Предполагаемая угроза, стоящая за запретом произведений, была настолько велика, что даже произведения, избежавшие цензуры, больше не включались в программу. [134] К августу 1948 года Прокофьев находился в тяжелом финансовом положении, его личный долг составлял 180 000 рублей. [133]
22 ноября 1947 года Прокофьев подал в суд ходатайство о начале бракоразводного процесса со своей бывшей женой. Пять дней спустя суд постановил, что брак не имел законного основания, поскольку он был заключен в Германии и не был зарегистрирован советскими властями, что сделало его недействительным. После того, как второй судья оставил приговор в силе, он и его партнерша Мира поженились 13 января 1948 года. [135] [136] 20 февраля 1948 года первая жена Прокофьева Лина была арестована и обвинена в шпионаже за попытку отправить деньги ее матери в Испанию. После девяти месяцев допроса [137] приговорена трехчленной Военной коллегией Верховного суда СССР к 20 годам каторжных работ. [138] Ее освободили восемь лет спустя, 30 июня 1956 года. [139] и в 1974 году покинул Советский Союз. [140]
Последние оперные проекты Прокофьева, в том числе его отчаянная попытка задобрить культурные власти, «История настоящего мужчины» , были быстро отменены Кировским театром . [141] Пренебрежение в сочетании с ухудшением здоровья заставило Прокофьева постепенно отходить от общественной жизни и от различных занятий, даже от шахмат, и все больше посвящать себя собственной работе. [142] [143] После того, как 7 июля 1949 года у него случился инсульт , врачи приказали ему ограничить сочинение до часа в день. [144] [145]
Весной 1949 года Прокофьев написал свою Сонату для виолончели до мажор, соч. 119 , для 22-летнего Мстислава Ростроповича , давшего первое выступление в 1950 году со Святославом Рихтером. [146] Для Ростроповича Прокофьев также тщательно переработал свой Концерт для виолончели, превратив его в Симфонию-концерт , ставшую сегодня важной вехой в репертуаре виолончели и оркестра. [147] Последнее публичное выступление, которое он посетил, 11 октября 1952 года, было премьерой Седьмой симфонии , его последнего завершенного произведения. [148] Симфония была написана для Детского радиодивизиона. [149]
Смерть
[ редактировать ]
Прокофьев умер в возрасте 61 года 5 марта 1953 года, в один день с Иосифом Сталиным . Он жил недалеко от Красной площади , и в течение трех дней толпы людей собирались оплакивать Сталина, что сделало невозможным проведение панихиды по Прокофьеву в штаб-квартире Союза советских композиторов. Поскольку катафалку не разрешили приближаться к дому Прокофьева, его гроб пришлось переносить вручную по закоулкам в направлении, противоположном толпе людей, шедших навестить тело Сталина. На похоронах присутствовало около 30 человек, в том числе Шостакович. Хотя при встрече они, казалось, не ладили, в последующие годы их общение стало гораздо более дружелюбным: Шостакович писал Прокофьеву: «Я желаю тебе по крайней мере еще сто лет жить и творить. Слушая такие произведения, как твое Седьмая симфония делает жизнь намного легче и радостнее». [150] Прокофьев похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы . [151]
Ведущий советский музыкальный журнал сообщил о смерти Прокофьева кратким сообщением на странице 116. [152] (первые 115 страниц были посвящены смерти Сталина). [152] Смерть Прокофьева обычно связывают с кровоизлиянием в мозг . Он был хронически болен в течение восьми лет. [153]
Жена Прокофьева Мира Мендельсон провела свои последние годы жизни в московской квартире, которую они делили. [154] Она занималась организацией документов мужа, продвижением его музыки и написанием мемуаров, причем Прокофьев настоятельно рекомендовал ей заняться последним. Работа над мемуарами давалась ей трудно; после своей смерти она оставила их незавершенными. [155] Мендельсон умер от сердечного приступа в Москве в 1968 году, через 15 лет после Прокофьева. [156] В ее сумочке было послание, датированное февралем 1950 года и подписанное Прокофьевым и Мендельсоном: «Мы хотим быть похороненными рядом друг с другом». Их останки захоронены вместе на Новодевичьем кладбище . [157]
Лина Прокофьева пережила своего бывшего мужа на много лет и умерла в Лондоне в начале 1989 года. Гонорары от его музыки обеспечивали ей скромный доход, и она выступала в качестве рассказчика для записи песни своего мужа «Петя и волк» (выпущенной на компакт-диске компанией Chandos). Рекорды [158] ) под управлением Неэме Ярви, дирижирующего Шотландским национальным оркестром . Их сыновья Святослав (1924–2010), архитектор, и Олег (1928–1998), художник, живописец, скульптор и поэт, посвятили большую часть своей жизни пропаганде творчества своего отца. [159] [160]
Наследие
[ редактировать ]Репутация
[ редактировать ]
Артур Онеггер заявил, что Прокофьев «останется для нас величайшим деятелем современной музыки». [161] а американский ученый Ричард Тарускин писал о «даре Прокофьева, практически не имеющем аналогов среди композиторов 20-го века, в написании отчетливо оригинальных диатонических мелодий». [162] Однако в течение некоторого времени репутация Прокофьева на Западе страдала из-за антипатий времен Холодной войны. [163] и его музыка никогда не пользовалась у западных ученых и критиков такого же уважения, как музыка Игоря Стравинского и Арнольда Шенберга , которые имели большее влияние на молодых музыкантов. [164]
В Донецкой области Донецкая государственная музыкальная академия имени Сергея Прокофьева и Донецкий международный аэропорт имени Сергея Прокофьева в честь Прокофьева названы . Последний объект был разрушен в 2014 году во время Первого и Второго боя за Донецкий аэропорт . [165]
Всеукраинский открытый конкурс пианистов имени Прокофьева проводится ежегодно в Киеве и включает в себя три номинации: фортепиано, композиция и дирижирование. [ нужна ссылка ]
Записи
[ редактировать ]Прокофьев был солистом Лондонского симфонического оркестра под управлением Пьеро Копполы в первой записи его Фортепианного концерта № 3 , записанной в Лондоне компанией His Master's Voice в июне 1932 года. Прокофьев также записал некоторые из своих сольных фортепианных произведений для HMV в Париж в феврале 1935 года; эти записи были выпущены на компакт-дисках компаниями Pearl and Naxos . [166] В 1938 году он дирижировал Московской филармонией в записи второй сюиты из балета «Ромео и Джульетта» ; позже это выступление было выпущено на LP и CD. [167] Еще одна зарегистрированная запись с Прокофьевым и Московской филармонией - это Первый скрипичный концерт с Давидом Ойстрахом в качестве солиста; Позже Everest Records выпустила эту запись на пластинке. Был обнаружен короткий звуковой фильм, в котором Прокофьев играет часть музыки из своей оперы « Война и мир» , а затем объясняет музыку. [168]
Почести и награды
[ редактировать ]- Шесть Сталинских премий :
- (1943), 2-я степень - для Сонаты для фортепиано № 7.
- (1946), 1-я степень - для Симфонии № 5 и Сонаты для фортепиано № 8.
- (1946), 1-я степень — за музыку к кинофильму «Иван Грозный» часть 1 (1944).
- (1946), I степень – за балет «Золушка» (1944).
- (1947), 1-я степень - для скрипки с Сонатой № 1.
- (1951), 2-я степень — за вокально-симфоническую сюиту «Зимний костер» и ораторию « На страже мира» на стихи Самуила Маршака.
- Ленинская премия (1957 — посмертно ) — за Симфонию № 7.
- Народный артист РСФСР (1947).
- Орден Трудового Красного Знамени
- В 2011 году его 120-летие было отмечено дудлом Google . [169]
Работает
[ редактировать ]Важные работы включают (в хронологическом порядке):
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре ♭ мажор, соч. 10
- Токката ре минор, соч. 11, для фортепиано.
- Соната для фортепиано № 2 ре минор, соч. 14
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор, соч. 16
- Сарказмы , соч. 17, для фортепиано
- Концерт № 1 для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 19
- Скифская сюита , соч. 20, сюита для оркестра
- Чуут , соч. 21, балет в шести картинах
- Видения беглецов , соч. 22, набор из двадцати фортепианных пьес.
- Игрок , соч. 24, опера в четырех действиях
- Симфония № 1 ре мажор «Классическая», соч. 25
- Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до мажор, соч. 26
- Сказки старой бабушки , соч. 31, четыре пьесы для фортепиано
- Любовь к трем апельсинам , соч. 33, опера в четырёх действиях
- Увертюра на еврейские темы , соч. 34, для кларнета и фортепианного квинтета
- Квинтет , соч. 39, для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса
- Огненный ангел , соч. 37, опера в пяти действиях
- Симфония № 2 ре минор, соч. 40
- Le pas d'acier , соч. 41, балет в двух картинах.
- Развлечения , соч. 43
- Симфония № 3 до минор, соч. 44
- Блудный сын , соч. 46, балет в трёх картинах
- Симфония № 4 до мажор, соч. 47 (переработано как соч. 112)
- Симфониетта , соч. 5/48
- Четыре портрета из оперы «Игрок» , соч. 49
- Струнный квартет № 1 си минор, соч. 50
- Симфоническая песня , соч. 57
- Лейтенант Кидже , соч. 60, сюита для оркестра, включает знаменитую Тройку.
- Концерт для скрипки № 2 соль минор, соч. 63
- Ромео и Джульетта , соч. 64, балет в четырёх действиях
- Сюита № 1 из оперы «Ромео и Джульетта» , соч. 64бис
- Сюита № 2 из оперы «Ромео и Джульетта» , соч. 64тер
- Сюита № 3 из оперы «Ромео и Джульетта» , соч. 101
- Десять пьес для фортепиано из оперы «Ромео и Джульетта» , соч. 75
- Питер и волк , соч. 67, детская сказка для чтеца и оркестра.
- Александр Невский , соч. 78, кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра
- Соната для скрипки № 1 фа минор, соч. 80
- «Военные сонаты»:
- Соната для фортепиано № 6 ля мажор, соч. 82
- Соната для фортепиано № 7 си ♭ мажор, соч. 83
- Соната для фортепиано № 8 си ♭ мажор, соч. 84
- Zdravitsa , Op. 85
- Обручение в монастыре , соч. 86, опера
- Золушка , соч. 87, балет в трёх действиях
- Война и мир , соч. 91, опера в тринадцати картинах
- Струнный квартет № 2 фа мажор, соч. 92
- Соната для флейты ре мажор, соч. 94 (позже в аранжировке как Соната для скрипки № 2, соч. 94а )
- Симфония № 5 си ♭ мажор, соч. 100
- Соната для фортепиано № 9 до мажор, соч. 103
- Симфония № 6 ми ♭ минор, соч. 111
- Иван Грозный , соч. 116, музыка Эйзенштейна фильму к
- Сказка о каменном цветке , соч. 118, балет в двух действиях
- На страже мира , соч. 124
- Симфония-концерт для виолончели с оркестром ми минор, соч. 125
- Симфония № 7 до ♯ минор, соч. 131
Сочинения
[ редактировать ]- Прокофьев, Сергей (1979). Дэвид Х. Аппель (ред.). Прокофьев Прокофьев: Мемуары композитора . Гай Дэниэлс (переводчик). Нью-Йорк: ISBN Doubleday & Co. 978-0-385-09960-8 .
- Прокофьев, Сергей (1991). Советский дневник 1927 года и другие сочинения . Лондон: Фабер и Фабер.
- Прокофьев, Сергей (2000) [1960]. С. Шлифштейн (ред.). Сергей Прокофьев: Автобиография, статьи, воспоминания . Перевод Розы Прокофьевой. Группа Минерва. ISBN 978-0-89875-149-9 .
- Прокофьев, Сергей (2002). Дневник 1907–1933 (3 тома) (на русском языке). Париж. ISBN 978-2-9518138-0-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: location missing publisher (link) ISBN 978-2-9518138-1-6 , ISBN 978-2-9518138-2-3 - Прокофьев, Сергей (2006). Дневники 1907–1914 годов: Потрясающая юность . Перевод Филлипса, Энтони. Лондон/Итака: Фабер и Фабер/Издательство Корнеллского университета. ISBN 978-0-8014-4540-8 .
- Прокофьев, Сергей (2008). Дневники 1915–1923 годов: За маской . Перевод Филлипса, Энтони. Лондон / Итака: Фабер и Фабер / Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-571-22630-6 .
- Прокофьев, Сергей (2012). Дневники 1924–1933 годов: Блудный сын . Перевод Филлипса, Энтони. Лондон/Итака: Фабер и Фабер/Издательство Корнеллского университета. ISBN 978-0-571-23405-9 .
- Библиография , Прокофьев Центр
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Брак признан недействительным в 1948 году.
- ^ / p r ə ˈ k ɒ f i ɛ f , p r oʊ -, - ˈ k ɔː -, - ˈ k oʊ -, - j ɛ f , - j ɛ v , - i ə f / ; [1] [2] [3] Russian: Сергей Сергеевич Прокофьев , romanized : Sergey Sergeyevich Prokofiev , IPA: [sʲɪˈrɡʲej sʲɪˈrɡʲe(j)ɪvʲɪtɕ prɐˈkofʲjɪf] ; альтернативные транслитерации его имени включают Сергей или Серж , а также Прокофьев , Прокофьев или Прокофьев . [4] [5] В этом имени, соответствующем восточнославянским обычаям именования , отчество — Сергеевич , фамилия — Прокофьев .
- ↑ Хотя сам Сергей Прокофьев считал датой своего рождения 23 апреля, посмертное обнаружение его свидетельства о рождении показало, что на самом деле он родился на четыре дня позже, 15/27 апреля. [6]
- ↑ Прокофьев обладает редкой для композитора особенностью: он выиграл партию у будущего чемпиона мира по шахматам, хотя и в контексте одновременного матча: его победу над Капабланкой 16 мая 1914 года можно воспроизвести на сайте Chessgames.com ( Java требуется ) . Выдержки из записных книжек Прокофьева с описанием его партий с Капабланкой см.: Игра (часть 2) , sprkfv.net. [23]
- ^ "Дягилев указал на ряд мест, которые пришлось переписать. Он был тонким и проницательным критиком и аргументировал свою точку зрения с большой убежденностью...... нам не составило труда договориться об изменениях". Прокофьев 2000 , с. 56
- ↑ Было высказано предположение, что использование Прокофьевым текста из «Симфонии псалмов» Стравинского для характеристики вторгшихся тевтонских рыцарей в музыку к фильму Эйзенштейна « Александр Невский » (1938) было задумано как раскопки «псевдобахизма» Стравинского. [79]
- ↑ Цитата: «Я давно решил, что должен сочинять совсем в другом стиле, и что возьмусь за это, как только выберусь из редакций « Огненного ангела» и «Игрока» . Если Бог — единственный источник творения и разума, а человек есть его отражение, совершенно ясно, что дела человека будут тем лучше, чем точнее они будут отражать дела Творца». Прокофьев 2012 , с. 699
- ↑ Нельзя сказать, что Прокофьев одобрял упрощенную музыку: когда в июне 1926 года он аранжировал «упрощенную версию «Марша апельсинов» для развлечения публики», Прокофьев заметил в своем дневнике: «Процесс обнажения ради простота крайне неприятна». [85]
- ↑ Прокофьев писал в автобиографии, что никогда не мог понять, почему «Синфониетту» исполняли так редко, тогда как «Классическую» симфонию играли повсюду. [89]
- ^ "Первую версию " Войны и мира " Прокофьев написал во время Второй мировой войны. Он переработал ее в конце сороковых - начале пятидесятых годов, в период действия Ждановского указа 1948 года, критиковавшего мракобесные тенденции в музыке ведущих советских композиторов". Прокофьева « Война и мир » , Алекс Росс , The New Yorker , 4 марта 2002 г., через блог Росса. Архивировано 27 октября 2017 года в Wayback Machine.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джонс, Дэниел (2003) [1917], Питер Роуч; Джеймс Хартманн; Джейн Сеттер (ред.), Словарь английского произношения , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-3-12-539683-8
- ^ «Прокофьев» . Dictionary.com Полный (онлайн). nd
- ^ «Прокофьев» . Словарь Merriam-Webster.com .
- ^ Jump up to: а б Сергей Прокофьев в Британской энциклопедии
- ^ «Сергей Сергеевич Прокофьев» . Энциклопедия.com . Проверено 21 сентября 2018 г.
- ^ Слонимский 1993 , с. 793.
- ^ «Некролог: Сергей Прокофьев» . Манчестер Гардиан . 9 марта 1953 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2022 года . Проверено 27 сентября 2022 г. - через Newspapers.com .
В Москве объявлено о смерти российского композитора Сергея Прокофьева.
- ^ «Сергей Прокофьев, 62 года, русский композитор, умер» . Виндзорская звезда . Рейтер . 9 марта 1953 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2022 года . Проверено 27 сентября 2022 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Умер Прокофьев, известный композитор» . Лос-Анджелес Дейли Ньюс . УПИ . 9 марта 1953 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2022 года . Проверено 27 сентября 2022 г. - через Newspapers.com .
Сергей Прокофьев, 62 года, всемирно известный русский композитор [...]
- ^ Питер Роллберг (2016). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 584–585. ISBN 978-1-4422-6842-5 .
- ^ Прокофьев 1979 , стр. 8, 10; Нестьев 1961 , с. 1; и Ницца 2003 , с. 6
- ^ Нестьев 1961 , с. 2.
- ^ Vishnevetskiy (2009): pp. 15–16
- ^ Sidorov, Yuriy (2 August 2012). "ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ" . Archived from the original on 1 February 2014 . Retrieved 7 August 2014 .
- ^ «Сергей Прокофьев» . Музыкальная Академия Онлайн . Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ «Сергей Прокофьев Пола Шумейкера» . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ Рейнхольд Глиэр. «Первые шаги» от Шлифштейна 1956 , с. 144
- ^ Ницца 2003 , с. 6
- ^ «Прокофьев» . Балет Мет . Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 года . Проверено 23 марта 2014 г.
- ↑ Автобиография Сергея Прокофьева: перепечатано в книге « Сергей Прокофьев: Советский дневник 1927 года и другие сочинения» . Лондон: Фабер и Фабер, 1991.
- ^ Прокофьев 1979 , с. xi
- ^ См.: Зима, Эдвард. «Сергей Прокофьев и шахматы» , Chesshistory.com.
- ^ Все ссылки получены 19 декабря 2011 г.
- ^ Гийомье 2020 , с. 9
- ^ Гийомье 2020 , с. 248
- ^ Ницца 2003 , с. 15
- ^ Jump up to: а б Прокофьев 1979 , с. 46
- ^ Прокофьев 1979 , стр. 51–53.
- ^ Прокофьев 1979 , стр. 53–54.
- ^ Прокофьев 1979 , с. 63
- ^ Ницца 2003 , с. 21
- ^ Прокофьев 1979 , с. 85
- ^ Лейтон, Роберт: «Демоническая опера Прокофьева» найдена во вступительных примечаниях к записи « Огненного ангела» на лейбле Philips.
- ^ Ницца 2003 , с. 22
- ^ Ницца, 2003 , стр. 28–29.
- ^ Яффе 1998 , с. 16
- ^ Берман, Борис (2008). Фортепианные сонаты Прокофьева: Руководство для слушателя и исполнителя . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 35. ISBN 978-0-300-11490-4 .
- ^ Прокофьев 2006 , с. 57
- ^ Ницца 2003 , с. 43
- ^ Оксфордский краткий музыкальный словарь , Майкл Кеннеди и Джойс Кеннеди: Оксфорд: Oxford University Press, 5-е издание, 2007 г.
- ^ Рита Макаллистер «Сергей Прокофьев» в Словаре музыки и музыкантов New Grove : Лондон: Macmillan Publishers, 1980
- ^ Прокофьев 2000 , стр. 240–41.
- ^ Джаффе 1998 , стр. 29–30.
- ^ Яффе 1998 , с. 30
- ^ Политональность в Британской энциклопедии
- ^ Многоликий Прокофьев. Часть 2 . Sprkfv.net. Проверено 28 августа 2010 г.
- ^ Ницца 2003 , с. 74
- ^ Прокофьев 2006 , стр. 424–56.
- ^ Ницца, 2003 , стр. 99–100.
- ^ Прокофьев 2008 , с. 22
- ^ Прокофьев 2008 , с. 23
- ^ Яффе 1998 , с. 44
- ↑ Прокофьев 2008 , стр. 26–27: дневниковая запись 6–9 марта 1915 г.
- ^ Яффе 1998 , с. 75
- ^ Вакин, Дэниел Дж. (8 марта 2009 г.). «Предстоящая неделя: 8–14 марта. Март: Классика» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 мая 2010 г.
- ↑ Подробно в автобиографии Прокофьева. Слушайте Discovering Music с 1:00 до 3:02, особенно с 1:45 до 2:39.
- ^ «Сергей Сергеевич Прокофьев 1891 – 1953» . www.sueyounghistories.com . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Нисневич, Анна (2015). Полное собрание сонат Сергея Проковьева для фортепиано (PDF) . Cal Performances (Калифорнийский университет). п. 8.
- ^ Прокофьев 1991 , стр. 259–61.
- ^ Прокофьев 1991 , с. 261
- ^ Прокофьев 2000 , с. 50
- ^ Прокофьев 2008 , с. 321
- ^ Прокофьев 2008 , с. 364
- ^ Прокофьев 1991 , с. 266
- ^ Прокофьев 1991 , стр. 267–68.
- ^ Прокофьев 1991 , с. 268
- ^ Прокофьев 1991 , стр. 270–71.
- ^ Прокофьев 2008 , с. 654
- ^ Jump up to: а б с Прокофьев 1991 , с. 273
- ^ Jump up to: а б Прокофьев 2008 , с. 680
- ^ Прокофьев 2008 , с. 428
- ^ Ницца, 2003 , стр. 196–97.
- ^ Прокофьев 1991 , с. 277
- ^ Ницца 2003 , с. 245
- ^ Прокофьев 2012 , с. 65
- ^ Прокофьев 2012 , с. 635, с. 647
- ^ Саймон Моррисон . «Дневник 1907–1933 годов (рецензия, часть 2)» [Дневник]. Фонд Сержа Прокофьева . Проверено 27 августа 2019 г. ; изначально «Дневник 1907–1933». Журнал Американского музыковедческого общества . 58 (1): 233–243. Весна 2005 года.
- ^ Ницца 2003 , с. 200
- ^ Керр, М.Г. (1994) «Прокофьев и его тарелки», The Musical Times 135 , 608–09. Текст также доступен по адресу «Александр Невский и Симфония псалмов» . Архивировано из оригинала 9 января 2009 года . Проверено 18 сентября 2008 г.
- ^ Мартин Кеттл (21 июля 2006 г.). «Первый среди равных» . Хранитель . Лондон . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ Прокофьев 2012 , стр. 407–569.
- ^ Прокофьев 2012 , стр. 487–90.
- ^ Прокофьев 2012 , с. 826
- ^ Прокофьев 2012 , с. 779
- ^ Прокофьев 2012 , с. 341
- ^ Джаффе 1998 , стр. 110–11.
- ^ Ницца 2003 , с. 259
- ^ Ницца 2003 , с. 267
- ^ Jump up to: а б Прокофьев 1991 , с. 288
- ^ Ницца 2003 , с. 271
- ^ Прокофьев 1991 , с. 289
- ^ Яффе 1998 , с. 118
- ^ Прокофьев 1991 , с. 290
- ^ Ницца 2003 , с. 279
- ^ Ницца 2003 , с. 310
- ^ Ницца, 2003 , стр. 294–95.
- ^ Ницца 2003 , с. 284
- ^ «Сергей Прокофьев был одним из величайших композиторов Советского Союза» . Якобин.com . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Ницца 2003 , с. 303
- ^ Ницца 2003 , с. 304
- ^ Эзрахи 2012 , с. 43
- ^ Моррисон 2009 , стр. 32–33.
- ^ Моррисон 2009 , стр. 36–37.
- ^ Моррисон 2009 , с. 37
- ^ Джаффе 1998 , стр. 143–44.
- ^ Ян Макдональд 1995, «Прокофьев, узник государства»
- ^ Яффе 1998 , с. 141
- ^ Сатс 1979 , стр. 225–26.
- ^ Яффе 1998 , с. 222
- ^ Моррисон 2009 , с. 65
- ^ Моррисон 2009 , с. 66
- ^ Яффе 1998 , с. 158
- ^ Яффе 1998 , с. 159
- ^ Моррисон 2009 , с. 163
- ^ Jump up to: а б Моррисон 2009 , с. 164
- ^ Яффе 1998 , с. 160
- ^ Яффе 1998 , с. 172
- ^ Яффе 1998 , с. 161
- ^ Джаффе 1998 , стр. 160–61.
- ^ Эзрахи 2012 , с. 54
- ^ Jump up to: а б Моррисон 2009 , с. 177
- ^ Робинсон 1987 , с. 530
- ^ Моррисон 2009 , с. 211
- ^ Джаффе 1998 , стр. 182–84.
- ^ Моррисон 2009 , с. 252
- ^ МакСмит, Энди (2015). Страх и муза охраняли, Русские мастера – от Ахматовой и Пастернака до Шостаковича и Эйзенштейна – при Сталине . Нью-Йорк: Новая пресса. п. 272. ИСБН 978-1-59558-056-6 .
- ^ Яффе 1998 , с. 186
- ^ Моррисон 2009 , с. 296.
- ^ Jump up to: а б МакСмит. Страх и Муза . стр. 273–74.
- ^ Моррисон 2009 , с. 461.
- ^ Моррисон 2009 , с. 299.
- ^ Томофф 2006 , с. 123
- ^ Jump up to: а б Моррисон 2009 , с. 314
- ^ Моррисон 2013 , с. 244
- ^ «Серж Прокофьев» . Словарь музыки . Издания Ларусса .
- ^ Моррисон 2009 , с. 306
- ^ Моррисон 2013 , с. 7
- ^ Моррисон 2013 , с. 254
- ^ Моррисон 2009 , с. 310
- ^ Моррисон 2013 , с. 289
- ^ Моррисон 2009 , с. 293
- ^ Нестьев 1961 , стр. 408–09.
- ^ Джаффе 1998 , стр. 205–06.
- ^ Нестьев 1961 , с. 409
- ^ Моррисон 2009 , с. 357.
- ↑ Нестьев 1961 , стр. 412–13.
- ↑ Нестьев 1961 , стр. 426–29.
- ^ Нестьев 1961 , с. 430
- ^ Нестьев 1961 , с. 429
- ^ Росс 2007 , стр. 282–283.
- ^ Моррисон 2009 , с. 388
- ^ Jump up to: а б «Как Иосиф Сталин украл цветы Сергея Прокофьева» . 11 апреля 2011 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Хингтген, CM (1999). «Трагедия Сергея Прокофьева». Семинары по неврологии . 19 (Приложение 1): 59–61. ПМИД 10718530 .
- ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , стр. 577–579.
- ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 573.
- ^ Моррисон 2009 , с. 311.
- ^ Мендельсон-Прокофьева 2012 , с. 26.
- ^ «Сергей Прокофьев: Петр и волк» . Чандос. Архивировано из оригинала 29 октября 2007 года . Проверено 7 августа 2014 г.
- ^ Норрис, Джеффри (23 января 2003 г.). «Мой отец был наивен» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ Манн, Ноэль (26 августа 1998 г.). «Некролог: Олег Прокофьев» . Независимый . Проверено 7 июня 2013 г.
- ^ Нестьев 1961 , с. 439
- ^ Тарускин 1992 .
- ^ Робинсон, Х. «Повесть о трех городах: Петроград, Париж, Москва». Лекция в пентхаусе Стэнли Х. Каплана , Линкольн-центр, Нью-Йорк, 24 марта 2009 г. [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]
- ^ Доротея Редепеннинг. «Музыка Гроув Онлайн». Этот третичный источник повторно использует информацию из других источников, но не называет их.
- ^ Тейлор, Алан (26 февраля 2015 г.). «Год войны полностью разрушил донецкий аэропорт» . Атлантика . Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 года . Проверено 30 ноября 2022 г.
- ^ Pearl Records, Naxos Records, amazon.com [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]
- ^ «Прокофьев и Стравинский – композиторское поведение» . Компакт-диски и пластинки с классической музыкой Парнас . Проверено 1 июня 2014 г.
- ^ «Прокофьев играет и рассказывает о своей музыке…» YouTube. 24 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2021 г. Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ «120 лет со дня рождения Сергея Прокофьева» . www.google.com . 23 апреля 2011 года . Проверено 13 апреля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]Мемуары, очерки и т.д.
[ редактировать ]- Mendelson-Prokofieva, Mira (2012). О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания. Дневники (1938–1967) (in Russian). Москва: Композитор. ISBN 9785425400468 .
- Росс, Алекс (2007). Остальное - шум : слушая двадцатый век . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 282–283 . ISBN 978-0-374-24939-7 . OCLC 82172875 .
- Sats, Natalia (1979). Sketches From My Life . Sergei Syrovatkin (translator). Moscow: Raduga Publishers. ISBN 978-5-05-001099-5 .
- Шлифштейн, Семен, изд. (1956). Прокофьев: Автобиография, статьи, воспоминания . Перевод Розы Прокофьевой. Москва: Издательство иностранных языков.
Биографии
[ редактировать ]- Яффе, Дэниел (1998). Сергей Прокофьев (изд. 2008 г.). Лондон: Phaidon Press.
- Моррисон, Саймон (2009). Народный артист: Советские годы Прокофьева . Оксфорд, Великобритания и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Моррисон, Саймон (2013). Любовь и войны Лины Прокофьевой . Лондон: Харвилл Секер.
- Нестьев, Израиль (1961). Прокофьев . Флоренс Джонас (переводчик). Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета .
- Приятно, Дэвид (2003). Прокофьев: Из России на Запад 1891–1935 . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- Робинсон, Харлоу (1987). Прокофьев: Биография . Нью-Йорк: Викинг . ISBN 0-670-80419-3 .
Другие монографии и статьи
[ редактировать ]- Эзрахи, Кристина (2012). Лебеди Кремля: балет и власть в Советской России . Питтсбург. ISBN 978-1-85273-158-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гийомье, Кристина (2020). Оперы Сергея Прокофьева . Вудбридж : Boydell Press . ISBN 978-1-78327-448-2 .
- Томофф, Кирилл (2006). Творческий союз: Профессиональная организация советских композиторов, 1939–1953 . Итака. ISBN 978-0-8014-4411-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Словарные статьи
[ редактировать ]- Слонимский, Николас , изд. (1993). Краткое издание Биографического словаря музыкантов Бейкера (8-е изд.). Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 978-0-02-872416-4 .
- Тарускин, Ричард (1992). «Прокофьев, Сергей». В Стэнли Сэди (ред.). Оперный словарь Нью-Гроув . Лондон. ISBN 978-0-333-73432-2 .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доринье, Мишель (1994). Серж Прокофьев . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Нестьев, Израиль (1946). Прокофьев, его музыкальная жизнь . Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Rakhmanova, Marina Pavlovna, ed. (1991). Сергей Прокофьев: к 110-летию со дня рождения: письма, воспоминания, статьи [ Сергей Прокофьев к 110-летию со дня рождения: письма, воспоминания и статьи ] (на русском языке). Москва. ISBN 978-5-201-14607-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сэмюэл, Клод (1971). Прокофьев . Лондон. ISBN 978-0-7145-0490-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Серов, Виктор (1968). Сергей Прокофьев: Советская трагедия . Нью-Йорк: Нью-Йорк, Фанк и Вагналлс.
- Вишневецкий, Игорь (2009). Сергей Прокофьев (на русском языке). Москва. ISBN 978-5-235-03212-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Сергей Прокофьев
- 1891 рождений
- 1953 смерти
- Композиторы-классики XX века
- Русские музыканты-мужчины ХХ века
- Люди из Донецкой области.
- People from Bakhmutsky Uyezd
- Народные артисты РСФСР.
- Лауреаты Ленинской премии
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Лауреаты Сталинской премии
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Композиторы Русского балета
- Христианские учёные
- Композиторы для фортепиано
- Эмигранты из Российской империи во Францию
- Эмигранты из Российской империи в США
- Русские классические пианисты-мужчины
- Российские композиторы-мужчины к фильмам
- Российские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы-модернисты
- Неоклассические композиторы
- Ученики Анатолия Лядова
- Ученики Анны Есиповой
- Ученики Николая Римского-Корсакова
- русские композиторы балета.
- Русские классические пианисты
- Российские композиторы к фильмам
- русские оперные композиторы
- Советские классические пианисты
- Советские эмигранты во Франции
- Советские эмигранты в Германии
- Советские эмигранты в США
- Советские композиторы музыки к фильмам
- Советские композиторы-мужчины-классики
- советские оперные композиторы
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Музыканты Донецкой области.