Jump to content

Platon Kerzhentsev

Platon Kerzhentsev
Платон Керженцев
Портрет, 1935 год.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Советского Союза.
В офисе
29 декабря 1930 г. - 23 марта 1933 г.
Премьер Vyacheslav Molotov
Предшественник Nikolai Gorbunov
Преемник Ivan Miroshnikov
Председатель Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров Советского Союза.
В офисе
17 января 1936 г. - 15 января 1938 г.
Премьер Vyacheslav Molotov
Предшественник Офис создан
Преемник Alexey Nazarov
Личные данные
Рожденный
Platon Mikhailovich Lebedev

( 1881-08-04 ) 4 августа 1881 г.
Москва , Российская Империя
Умер 2 июня 1940 г. ( 1940-06-02 ) (58 лет)
Москва , РСФСР , Советский Союз.
Гражданство советский
Национальность Русский
Политическая партия Российская социал-демократическая рабочая партия ( большевики ) (1904–1918)
Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) (1918–1937).
Профессия Литературный и театральный критик, историк, теоретик искусства
Подпись

Платон Михайлович Керженцев ( русский : Прато́н Миха́йлович Ке́рьенцев ), (настоящее имя Лебедев (Ле́бедев), псевдоним В. Керженцев ; 4 августа 1881 — 2 июня 1940) [ 1 ] советский движения государственный и партийный деятель, революционер, дипломат, журналист, историк, драматург, теоретик театра и искусства, участник Пролеткульта .

С 29 декабря 1930 г. по 23 марта 1933 г. он занимал пост Управляющего делами Совета Народных Комиссаров и был вторым человеком, занявшим этот пост.

Он был первым советским историком Ирландии и считался ведущим специалистом по Ирландии в Советском Союзе. [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]

Керженцев родился в семье врача. Его отец, Михаил Димитриевич Лебедев, был депутатом Государственной Думы . Он учился на историко-филологическом факультете Московского университета, однако был отчислен из университета за участие в подпольной революционной деятельности. [ 3 ]

Керженцев стал членом большевистской фракции Российской социал-демократической рабочей партии в 1904 году и эмигрировал в 1912 году. Опыт массового театра в Европе и англоязычных странах он приобрел в период изгнания. На него повлияли Перси Маккей , Рихард Вагнер и Александр Богданов . [ 4 ] Он был в Нью-Йорке в 1916 году, живя в том же пансионе, что и Падрайк Колум . [ 5 ] Вернувшись в Россию в 1917 году, он был ведущей фигурой Пролеткультовского движения и директором РОСТА , предшественника информационного агентства ТАСС . Его статьи были опубликованы в «Вестнике театра» — журнале театрального отдела Наркомпроса в Москве . В 1921 году, когда по указанию Ленина Пролеткульт был взят под партийный контроль, а его основатель Александр Богданов был свергнут, Керженцев был назначен послом в Швеции . Он вернулся в 1923 году и раскритиковал Богданова в «Правде» , где сосредоточил внимание на «Организационных принципах единого экономического плана» - тексте, представленном на Первой конференции по научной организации труда (январь 1921 г.). [ 6 ] В 1923–25 руководил институтом по изучению организации труда. Он выступал против сдельной работы и других стимулов, которые, по его мнению, могли создать «рабочую аристократию». Он был советским послом в Италии в 1925–26 и заместителем начальника Центрального статистического управления в 1926–28.

В 1928 году Керженцев был назначен заместителем начальника Агитпропа и заведующим отделом культуры и науки ЦК ВКП(б) и в течение следующих десяти лет был крупной фигурой в управлении и цензуре искусств. Поборник пролетарского искусства, он особенно невзлюбил выдающегося русского драматурга Михаила Булгакова .

В январе 1929 года он сыграл решающую роль в запрете четвертой пьесы Булгакова « Бегство ». Затем он написал статью, появившуюся в «Правде» 7 февраля 1929 года, в которой утверждал, что украинский народ был оскорблен пьесой, поставленной в Московском Художественном театре, причем его очевидной мишенью была первая и самая известная пьеса Булгакова « День Турбиных» , известная западную аудиторию как «Белую гвардию», действие которой происходит в Киеве, и напали на народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского за то, что тот разрешил ее постановку. [ 7 ] Спектакль был запрещен в марте 1929 года, но позже возрожден, поскольку понравился Сталину.

Керженцев был председателем Всесоюзного радиокомитета . В январе 1936 года он был назначен председателем Государственного комитета по делам искусств, что означало, что он отвечал за театр, оперу и музыку, а также другие виды искусства, во время кампании, начатой ​​Сталиным против Дмитрия Шостаковича , который обратился к Керженцеву. за советом, и ему посоветовали писать менее сложную музыку, понятную массам. [ 8 ] Он возобновил кампанию против Булгакова, последняя пьеса которого, «Мольер», первые два спектакля которого в феврале 1935 года были распроданы. Керженцев написал Сталину, утверждая, что пьеса представляет собой аллегорию, которая проводит параллель между унизительным обращением Людовика XIV с Мольером и обращением с советскими художниками, что, скорее всего, и было намерением Булгакова. Спектакль был немедленно запрещен.

Platon Kerzhentsev's grave at the Novodevichy Cemetery

Керженцев был уволен в 1938 году с поста председателя Государственного комитета по делам искусств. С апреля 1938 года — главный редактор и директор Малой советской энциклопедии , заместитель главного редактора Большой советской энциклопедии и заместитель директора издательства «Советская энциклопедия».

В последние годы жизни он занимался историческими работами, готовя к публикации фундаментальный труд «История Парижской Коммуны 1871 года». Он умер от сердечной недостаточности в 1940 году. [ 9 ]

Публикации

[ редактировать ]
  • Tvorcheskii teatr (Creative Theatre), Various publishers, 1918–23 (5 editions)
  • Революционная Ирландия (Революционная Ирландия на английском языке, 1918 г.)
  • Stolitsa Anglii. Progulki po Londonu (The capital of England: London walks) Moscow:Gosudarstvennoe izdatel’stvo 1919
  • Жизнь Ленина (1939)
  • 'Proletkul't'—organizatsiia proletarskoi samodeiatel'nosti, Proletarskaia kul'tura , no. 1 (1918), pp. 7–8;
  • 'Organizatsiia literaturnogo tvorchestva', Proletarskaia kul'tura , no. 5 (1918), pp. 23–26.
  • 'Posle prazdnika' Iskusstvo , no.6 (1918): 3–5.
  • 'Repertuar proletarskogo teatra', Iskusstvo , no. 1 [5] (1918), pp. 5–7.
  • Revoliutsiia и teatr , Москва: Dennitsa, 1918.
  • 'Kollektivnoe tcorchestvo v teatre', Proletarskaia kul'tura , no. 7–8 (1919), pp. 37–41.
  • 'Mozhno li iskazhat' p'esy postanovkoi?' Vestnik teatra , no. 1 (1919), p. 2.
  • 'O professionalizme', Gorn , no. 4 (1919), pp. 69–71.
  • 'Peredelyvaite p'esy!', Vestnik teatra , no. 36 (1919), pp. 6–8.
  • Первое майя и мировая революция , Тверь: Центропечать, 1919.
  • 'Rozn' iskusstva', Vestnik teatra , no. 19 (1919), p. 2.
  • 'Burzhuaznoe nasledie', Vestnik teatra , no. 51 (1920), pp. 2–3.
  • 'Teatral'nyi muzei', Vestnik teatra , no. 48 (1920), pp. 4–5.
  • 'Pis'mo v redaktsiiu', Vestnik teatra , no. 53 (1920), p. 5.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Биография , hrono.ru. По состоянию на 18 ноября 2022 г. (на русском языке)
  2. ^ Кейси, Морис Дж. «Красная Пасха » , Платон Микаилович Керженцев, первый советский историк Ирландии» .
  3. ^ "Керженцев Платон Михайлович (наст. фамилия Лебедев)" . ТАСС . Retrieved 2021-05-10 .
  4. ^ Большевистские фестивали, 1917–1920 . По состоянию на 7 декабря 2008 г.
  5. ^ «Пасхальное восстание и Советский Союз: невыразимая глава великого восстания Ирландии» . Проверено 19 ноября 2022 г.
  6. ^ Bogdanov, Alexander. Bogdanov's Tektology . Hull: Centre for Systems Studies Press. pp. 311–13.
  7. ^ МакСмит, Энди (2015). Страх и муза наблюдали . Нью-Йорк: Новая пресса. стр. 67–69. ISBN  978-1-59558-056-6 .
  8. ^ МакСмит, Энди. Страх и муза наблюдали . стр. 174–175.
  9. ^ Фитцпатрик, Шейла. Комиссариат просвещения .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4874839e7c34c7786267a3cd422f1f7__1716351240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/f7/e4874839e7c34c7786267a3cd422f1f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Platon Kerzhentsev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)