Гавриил Попов (композитор)
Gavriil Nikolayevich Popov ( Russian : Гаврии́л Никола́евич Попо́в ; 12 September 1904 – 17 February 1972) was a Soviet composer .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Попов учился в Ленинградской консерватории с 1922 по 1930 год у Леонида Владимировича Николаева , Владимира Щербачёва и Максимилиана Штейнберга . Считалось, что он обладал необузданным талантом своего чуть более молодого современника Дмитрия Шостаковича . [ 1 ]
Его ранние произведения, в частности Септет (или Камерная симфония) (соч. 2, 1927) для флейты, трубы, кларнета, фагота, скрипки, виолончели и баса, а также Симфония № 1 (соч. 7) впечатляюще мощны и дальновидный. Премьера симфонии состоялась в Ленинградской филармонии в 1935 году и была немедленно запрещена местной цензурой; Попова обвинили в формализме , страшном клейме того времени. [ 1 ] Вместе с Шостаковичем Попов успешно обжаловал запрет в Москве. [ 1 ] но, тем не менее, симфония не исполнялась снова до 1972 года. Влияние первой симфонии Попова на Симфонию № 4 Шостаковича очевидно. [ 1 ]
После эпизода с собственной цензурой и анонимного осуждения Шостаковича в 1936 году Попов начал писать более консервативным языком, чтобы избежать дальнейших обвинений в формализме. Несмотря на алкоголизм, Попов написал множество произведений для оркестра, в том числе шесть законченных симфоний. Многие из его сочинений, написанных в условиях советской системы, являются гимнами советской жизни и коммунистическим героям, предписанными государственной властью. Примерами могут служить его Симфония № 4 с подзаголовком «Честь Родины» и стихотворение-кантата «Честь нашей партии». Несмотря на это, немногие записанные произведения свидетельствуют о почти нетронутой творческой силе. Недавние исследования утверждают, что прогрессивный эстетический подход его ранних лет был преобразован и тайно сохранен в политически более доступном, но сохраняющем весьма социально-критическом музыкальном языке. [ 2 ] Его мелодическое и инструментальное изобретение было острым, глубоко укоренившимся в русской народной музыке. Даже пьесы, адаптированные из пропагандистских фильмов, такие как его Симфония № 2, записанная Германом Абендротом ( Urania LP), могут вызвать глубокое волнение. Его чувство оркестра, блестящее и жизнерадостное, его понимание крупных формальных моделей, как это видно в огромной Симфонии № 3 для большого струнного оркестра, одинаково выдающиеся. Симфония № 6 «Праздничная» выдает какую-то судорожную и тревожную энергию. [ 3 ] Попов также написал музыку к нескольким фильмам. В 1946 году он был удостоен Сталинской премии .
Композиции
[ редактировать ]Оркестровый
[ редактировать ]- Симфоническая сюита № 1 (1933)
- Симфония № 1 , соч. 7 (1935)
- Концерт-поэма для скрипки и струнных, соч. 17 (1937)
- Концерт для скрипки с оркестром (начался в 1937 г. – незакончен)
- Симфонический дивертисмент, соч. 23 (1938)
- Фортепианный концерт, соч. 24 (незаконченный)
- «Испанская сюита», соч. 28 (1940)
- Героическое интермеццо, соч. 25 (1941)
- Симфония № 2 «Родина» , соч. 39 (1943)
- Симфоническая ария для виолончели с оркестром, соч. 43 (1946)
- Симфония № 3 «Героическая», она же «Испанская» , соч. 45 (1946)
- Концерт для виолончели, соч. 71 (1953)
- Симфония № 5 «Пастораль», соч. 77 (1956)
- Симфония № 6 «Праздничная», соч. 99 (1969)
- Органный концерт (1970)
- Увертюра для оркестра (1970)
- Симфония № 7 (начата в 1970 г. – незакончена)
Камерная музыка
[ редактировать ]- Камерная симфония (Септет) , соч. 2 (1927)
- Концертино для скрипки и фортепиано, соч. 4 (1927)
- Песня для скрипки и фортепиано, соч. 6А (1927)
- Октет, соч. 9 (1927)
- Серенада для духовых инструментов, соч. 26
- Мелодия для скрипки и фортепиано, соч. 35 (1946)
- Струнный квартет до мажор, соч. 61 «Квартет-Симфония» (1951)
- Квинтет для флейты, кларнета, трубы, виолончели и контрабаса (1958)
Фортепиано
[ редактировать ]- Две пьесы, соч. 1 (1925)
- Изображения
- Джазовая сюита, соч. 5
- Большая сюита, соч. 6 (1928)
- Две мазурки-капризы, соч. 44 (1944)
- Две детские пьесы, соч. 46 (1946)
- Две пьесы (1947)
- Две сказки, соч. 51 (1948)
- Три лирических стихотворения, соч. 80 (1957)
Опера
[ редактировать ]- Железный всадник (1937)
- Король Лир (1942)
- Александр Невский (начат в 1941 г. – незакончен)
Хоровой
[ редактировать ]- Кампания Красной кавалерии
- К Победе, кантата (1944)
- Наша Родина, сюита для детского хора соч. 50 (1948)
- Шуточная казачья песня, соч. 52
- Симфония № 4 «Слава Отечеству» для вокального квартета и смешанного хора, соч. 47 (1949)
- Все, что прекрасно в жизни, соч. 54
- «О вы, поля», для голоса и женского хора, соч. 56
- Героическая поэма Ленину, кантата по Конашкову соч. 58 (1950)
- Мир народу по Филатову
- Tsimlyanskoye Sea, Op. 64 (1951)
- Три хора, соч. 66 (1952)
- Честь партии после Машистова
- Коммунист, такой как ты и я, по Рустаму
- Береза и сосна, соч. 92 (1960)
- Пять казачьих хоров, соч. 93 (1961)
- Семья Орла, соч. 94
- Весенний день, соч. 95
- Пять хоров по Пушкину, соч. 101 (1970)
Вокал
[ редактировать ]- Три вокализа для голоса и фортепиано, соч. 3 (1927)
- Две лирические настройки из Пушкина, соч. 22 (1938)
- Два романса по Левашову, соч. 48 (1948)
- Москва, соч. 49 (1948)
Оценка фильмов
[ редактировать ]- Новая Родина (1932)
- Остров Судьбы (1933)
- Суровый молодой человек (1934)
- Chapaev (1934)
- Призыв к оружию (1936)
- Бежин луг (1937)
- Первая лошадь (1941)
- Однажды ночью (1941)
- Она защищает Родину (1943)
- Фронт (1943)
- Поворотный момент (1945)
- Великая сила (1951)
- Zvanyy Uzhin (1953)
- Партизанские дети (1954)
- Неоконченная история (1956)
- Балтийская слава (1957)
- Поэма моря (1959)
- Хроника пламенных лет (1961)
- Казаки (1961)
- Время ужина (1962)
- Сказка о царе Салтане (1966)
- Зачарованная Десна (1968)
Записи
[ редактировать ]- Симфония № 1, соч. 7 (с темой и вариациями, соч. 3 Дмитрия Шостаковича ) - Лондонский симфонический оркестр / Леон Ботштейн (Telarc SACD 60642)
- Симфония № 1, соч. 7; Симфония № 2, соч. 39 «Родина» – Московский государственный симфонический оркестр, Симфонический оркестр Радио и телевидения СССР / Геннадий Провотаров (Олимпия ОКР 588)
- Камерная симфония (Септет); Симфония № 1, соч. 7 – Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр/Александр Титов (Северные цветы NFPMA9996)
- Симфония № 2, соч. 39 «Родина» (с произведениями Фархада Амирова ) – Симфонический оркестр Лейпцигского радио/ Герман Абендрот ( Урания , ULS 5156-CD)
- Симфония № 2, соч. 39 «Родина» ; «Поворотный момент», соч. 44; Симфонический плакат к спектаклю «Поход красной конницы» – Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр / Александр Титов (Северные цветы NFPMA9977)
- Симфония № 3, соч. 45 «Героический» ; Симфоническая ария для виолончели с оркестром, соч. 43 – Дмитрий Хрычев/Св. Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр/Александр Титов (Северные цветы NFPMA9972)
- Симфоническая сюита №1 (из музыки к фильму «Комсомол — начальник электрификации» );
- Симфония № 5, соч. 77 «Пастораль» – Симфонический оркестр Московского радио и телевидения / Эдвард Чивжель; Государственный симфонический оркестр СССР/Гурген Карапетян (Олимпия OCD 598)
- Симфония № 6, соч. 99 «Праздничный» ; Камерная симфония для семи инструментов, соч. 2 – Симфонический оркестр Радио СССР/Эдвард Чивжель; Московский камерный ансамбль/Александр Корнеев (Олимпия ОКР 588)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Фэй, Лорел Э. (6 апреля 2003 г.). «Музыка; найдено: давно потерянный брат-близнец Шостаковича» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 2 сентября 2023 г.
- ^ Полжофер, Кай Йоханнес (2022). «Авангардист по секрету. К 50-летию со дня смерти Гавриила Николаевича Попова» . Музыка и эстетика (на немецком языке). 26 (104): 10-21.
- ^ Фэннинг, Дэвид (май 1996 г.). «Дэвид Фаннинг изучает советскую симфонию на компакт-диске» . musicweb-international . Граммофон . Проверено 29 марта 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гавриил Попов на IMDb
- Гавриил Попов в AllMovie
- Воут, Линн. «Гавриил Николаевич Попов» / «Гавриил Николаевич Попов» , AllMusic