Формализм (музыка)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2007 г. ) |
В теории музыки и особенно в той области науки, которая называется эстетикой музыки , формализм — это представление о том, что смысл произведения целиком определяется его формой . [ сомнительно – обсудить ]
Эстетическая теория
[ редактировать ]Леонард Б. Мейер , в книге «Эмоции и смысл в музыке» (1956), [1] отличал «формалистов» от тех, кого он называл «экспрессионистами» : «…формалисты утверждали, что смысл музыки заключается в восприятии и понимании музыкальных отношений, изложенных в произведении искусства, и что смысл музыки прежде всего интеллектуальный, тогда как экспрессионист утверждал бы, что эти же самые отношения в некотором смысле способны возбуждать чувства и эмоции у слушателя» (Meyer 1956, стр. 3). (Термин «экспрессионизм» также используется для определения музыкального жанра , типичным примером которого являются ранние произведения Шёнберга . Эти два термина не обязательно связаны между собой.) Мейер применил термин «формалист» (стр. 3) к Эдуарду Ханслику , который в последние годы своей жизни , [2] отстаивал музыку Брамса перед музыкой Листа и Вагнера из-за ясных формальных принципов (заимствованных из музыки Бетховена ), которые он нашел в музыке Брамса, в отличие от попыток эмоционального выражения и живописного изображения (заимствованных из Берлиоза музыки ). что он нашел в музыке Листа и Вагнера. Мейер также применил этот термин к Игорю Стравинскому , хотя Стравинский избегал применять этот термин к себе в том же смысле. Его музыкальная поэтика 1942 года (переведена в 1947 году как «Поэтика музыки» ) [3] исследует «Феномен музыки» (название главы 2) с формалистической точки зрения. Книга представляет собой стенограмму серии лекций, которые Стравинский прочитал в Гарвардском университете в рамках лекций Чарльза Элиота Нортона в 1939–40 годах.
Советский Союз
[ редактировать ]Два знаменитых обвинения в формализме [ нужны разъяснения ] были направлены против Дмитрия Шостаковича . Шостакович был разоблачен в советской газете «Правда» в январе 1936 года в связи с исполнением в Москве его оперы « Леди Макбет Мценского уезда» . Композитор отозвал свою Четвертую симфонию до ее запланированного первого исполнения, а его последующая Пятая симфония была воспринята по крайней мере одним журналистом, если не самим композитором, как «ответ советского артиста на справедливую критику». [4] Еще одно обвинение появилось в рамках указа Жданова в феврале 1948 года, в котором Шостакович вместе с другими выдающимися советскими композиторами: Прокофьевым , Хачатуряном , Шебалиным , Поповым , Мясковским «и другими» цитировался как формалисты. [5]
Запрет формализма не ограничивался Советским Союзом. Например, в Польше сразу после Второй мировой войны сталинистский режим настаивал на том, чтобы композиторы приняли социалистический реализм , а тем, кто этого не сделал, в том числе Витольду Лютославскому и Анджею Пануфнику , исполнение их сочинений было запрещено в Польше как «формалистическое». [6] Другие страны Восточного блока испытали аналогичные ограничения ( Золтан Кодай жаловался Пануфнику на аналогичные проблемы, с которыми сталкиваются композиторы в Венгрии). [7]
Музыкальная историография
[ редактировать ]Этот термин также использовался для обозначения подхода к написанию истории музыки, иногда называемого подходом «Великих произведений» (по аналогии с «Великими книгами»), где история музыки понимается с точки зрения отношений между произведениями искусства, исключение учета культурных контекстов. Влиятельная книга Джозефа Кермана «Созерцая музыку» [8] призвал к реконтекстуализации музыкальных произведений и более тщательному исследованию их культурной среды, а не их последующего статуса в музыкальном каноне. Это было параллельно Новому Историзму в других областях истории, где повседневная жизнь считалась столь же достойной исследования, как великие люди и великие войны. [ нужна ссылка ]
не обязательно выступает за возврат к формализму, но Лоуренс Крамер критикует движение за сведение произведений искусства к культурным артефактам и склонность принижать как «смысл» музыки, так и «ценность» исключительных произведений. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мейер, Леонард Б. (1956). Эмоции и смысл в музыке . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-52139-7 .
- ^ Ханслик, Эдуард (1854). О музыкально прекрасном . Лейпциг.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Стравинский, Игорь (1947). Поэтика музыки (изд. 2008 г.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-1-4437-2691-7 .
- ^ Волков, Соломон (2004) Шостакович и Сталин: необычайные отношения между великим композитором и жестоким диктатором , с. 183. Литтл, Браун. ISBN 0-316-86141-3 .
- ^ Ob opere ”Velikaya družba” V. Muradely, postanovlaniem TsK VKP(b) ot 10 fevralya 1948 i. In: Izvestiya 11 February 1948.
- ^ Чарльз Бодман Рэй (1999). Музыка Лютославского (3-е изд.). Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-7119-6910-8 .
- ^ Пануфник, Анджей (1987). Сочиняю себя . Лондон: Метуэн. ISBN 0-413-58880-7 .
- ^ Керман, Джозеф (1985). Созерцание музыки: вызовы музыкознанию . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-16677-9 .
- ^ Лоуренс Крамер , Музыка как культурная практика 1800–1900 , Калифорнийские исследования в музыке XIX века 8 (Беркли: University of California Press, 1990) [ нужна страница ] . ISBN 0-520-06857-2 (ткань); ISBN 0-520-08443-8 (пбк).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уокер, Джонатан. "Формализм". В «Оксфордском справочнике по музыке » под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2002. ISBN 978-0-19-866212-9 .