Jump to content

Формализм (музыка)

В теории музыки и особенно в той области науки, которая называется эстетикой музыки , формализм — это представление о том, что смысл произведения целиком определяется его формой . [ сомнительно обсудить ]

Эстетическая теория

[ редактировать ]

Леонард Б. Мейер , в книге «Эмоции и смысл в музыке» (1956), [1] отличал «формалистов» от тех, кого он называл «экспрессионистами» : «…формалисты утверждали, что смысл музыки заключается в восприятии и понимании музыкальных отношений, изложенных в произведении искусства, и что смысл музыки прежде всего интеллектуальный, тогда как экспрессионист утверждал бы, что эти же самые отношения в некотором смысле способны возбуждать чувства и эмоции у слушателя» (Meyer 1956, стр. 3). (Термин «экспрессионизм» также используется для определения музыкального жанра , типичным примером которого являются ранние произведения Шёнберга . Эти два термина не обязательно связаны между собой.) Мейер применил термин «формалист» (стр. 3) к Эдуарду Ханслику , который в последние годы своей жизни , [2] отстаивал музыку Брамса перед музыкой Листа и Вагнера из-за ясных формальных принципов (заимствованных из музыки Бетховена ), которые он нашел в музыке Брамса, в отличие от попыток эмоционального выражения и живописного изображения (заимствованных из Берлиоза музыки ). что он нашел в музыке Листа и Вагнера. Мейер также применил этот термин к Игорю Стравинскому , хотя Стравинский избегал применять этот термин к себе в том же смысле. Его музыкальная поэтика 1942 года (переведена в 1947 году как «Поэтика музыки» ) [3] исследует «Феномен музыки» (название главы 2) с формалистической точки зрения. Книга представляет собой стенограмму серии лекций, которые Стравинский прочитал в Гарвардском университете в рамках лекций Чарльза Элиота Нортона в 1939–40 годах.

Советский Союз

[ редактировать ]

Два знаменитых обвинения в формализме [ нужны разъяснения ] были направлены против Дмитрия Шостаковича . Шостакович был разоблачен в советской газете «Правда» в январе 1936 года в связи с исполнением в Москве его оперы « Леди Макбет Мценского уезда» . Композитор отозвал свою Четвертую симфонию до ее запланированного первого исполнения, а его последующая Пятая симфония была воспринята по крайней мере одним журналистом, если не самим композитором, как «ответ советского артиста на справедливую критику». [4] Еще одно обвинение появилось в рамках указа Жданова в феврале 1948 года, в котором Шостакович вместе с другими выдающимися советскими композиторами: Прокофьевым , Хачатуряном , Шебалиным , Поповым , Мясковским «и другими» цитировался как формалисты. [5]

Запрет формализма не ограничивался Советским Союзом. Например, в Польше сразу после Второй мировой войны сталинистский режим настаивал на том, чтобы композиторы приняли социалистический реализм , а тем, кто этого не сделал, в том числе Витольду Лютославскому и Анджею Пануфнику , исполнение их сочинений было запрещено в Польше как «формалистическое». [6] Другие страны Восточного блока испытали аналогичные ограничения ( Золтан Кодай жаловался Пануфнику на аналогичные проблемы, с которыми сталкиваются композиторы в Венгрии). [7]

Музыкальная историография

[ редактировать ]

Этот термин также использовался для обозначения подхода к написанию истории музыки, иногда называемого подходом «Великих произведений» (по аналогии с «Великими книгами»), где история музыки понимается с точки зрения отношений между произведениями искусства, исключение учета культурных контекстов. Влиятельная книга Джозефа Кермана «Созерцая музыку» [8] призвал к реконтекстуализации музыкальных произведений и более тщательному исследованию их культурной среды, а не их последующего статуса в музыкальном каноне. Это было параллельно Новому Историзму в других областях истории, где повседневная жизнь считалась столь же достойной исследования, как великие люди и великие войны. [ нужна ссылка ]

не обязательно выступает за возврат к формализму, но Лоуренс Крамер критикует движение за сведение произведений искусства к культурным артефактам и склонность принижать как «смысл» музыки, так и «ценность» исключительных произведений. [9]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мейер, Леонард Б. (1956). Эмоции и смысл в музыке . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN  0-226-52139-7 .
  2. ^ Ханслик, Эдуард (1854). О музыкально прекрасном . Лейпциг. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Стравинский, Игорь (1947). Поэтика музыки (изд. 2008 г.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-1-4437-2691-7 .
  4. ^ Волков, Соломон (2004) Шостакович и Сталин: необычайные отношения между великим композитором и жестоким диктатором , с. 183. Литтл, Браун. ISBN   0-316-86141-3 .
  5. ^ Ob opere ”Velikaya družba” V. Muradely, postanovlaniem TsK VKP(b) ot 10 fevralya 1948 i. In: Izvestiya 11 February 1948.
  6. ^ Чарльз Бодман Рэй (1999). Музыка Лютославского (3-е изд.). Лондон: Фабер и Фабер. ISBN  0-7119-6910-8 .
  7. ^ Пануфник, Анджей (1987). Сочиняю себя . Лондон: Метуэн. ISBN  0-413-58880-7 .
  8. ^ Керман, Джозеф (1985). Созерцание музыки: вызовы музыкознанию . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-16677-9 .
  9. ^ Лоуренс Крамер , Музыка как культурная практика 1800–1900 , Калифорнийские исследования в музыке XIX века 8 (Беркли: University of California Press, 1990) [ нужна страница ] . ISBN   0-520-06857-2 (ткань); ISBN   0-520-08443-8 (пбк).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уокер, Джонатан. "Формализм". В «Оксфордском справочнике по музыке » под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2002. ISBN   978-0-19-866212-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2533eab9be7421a0ce90d4feafd1a5d9__1701260880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/d9/2533eab9be7421a0ce90d4feafd1a5d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Formalism (music) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)