Никос Скалкоттас
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2011 г. ) |

Никос Скалкоттас ( греч . Νίκος Σκαλκώτας ; 21 марта 1904 — 19 сентября 1949) — греческий композитор классической музыки 20-го века . Член Второй венской школы , он черпал свое влияние как из классического репертуара , так и из греческой традиции . На последнем этапе своего музыкального творчества он также написал значительное количество тональной музыки.
Биография
[ редактировать ]
Скалкоттас родился в Халкиде на острове Эвбея . Он начал уроки игры на скрипке со своим отцом и дядей Костасом Скалкоттасом в возрасте пяти лет, через три года после того, как его семья переехала в Афины, поскольку Костас потерял пост городского капельмейстера в 1906 году из-за политических и юридических интриг ( Торнли 2001 ). Он продолжил обучение игре на скрипке у Тони Шульце в Афинской консерватории , которую окончил в 1920 году с отличием. В следующем году стипендия Фонда Аверофф позволила ему учиться за границей. [ нужна ссылка ] С 1921 по 1933 год жил в Берлине , где впервые брал уроки игры на скрипке в Прусской академии искусств у Вилли Гесса ( Торнли, 2001 ). Решив в 1923 году бросить карьеру скрипача и стать композитором, он изучал композицию у Роберта Кана , Пауля Юона , Курта Вайля и Филиппа Ярнаха . [ нужна ссылка ] Между 1927 и 1932 годами он был участником мастер-класса Арнольда Шёнберга по композиции в Академии художеств ( Торнли, 2001 ), где среди его однокурсников были Марк Блицштейн , Роберто Герхард и Норберт фон Ханненхайм . [ нужна ссылка ] Скалкоттас несколько лет жил с русско-еврейской скрипачкой Матлой Темко ( Торнли, 2001 ); у них было двое детей, но только вторая, дочь, пережила младенчество. [ нужна ссылка ] и конец их отношений усилил его уже существующее чувство неуверенности в себе и незащищенности ( Торнли 2001 ). В 1930 году Скалкоттас приложил значительные усилия для того, чтобы некоторые из его произведений были исполнены в Афинах, но они были встречены непониманием, и даже в Берлине его немногочисленные выступления не имели большого успеха. В 1931 году у него, похоже, случился личный и творческий кризис: его отношения с Темко подошли к концу, и, как сообщается, он также поссорился с Шенбергом, хотя природа их разногласий неясна, и Шенберг продолжал высоко ценить его как композитор. [ нужна ссылка ] В любом случае Скалкоттас, судя по всему, ничего не сочинял в течение как минимум двух лет.
В марте 1933 года бедность и долги вынудили его вернуться в Афины, намереваясь остаться там на несколько месяцев, а затем вернуться в Берлин. Однако у него случился нервный срыв, и его паспорт был конфискован греческими властями ( Торнли, 2001 ) (вероятно, потому, что он никогда не проходил военную службу). [ нужна ссылка ] и фактически остался в Греции до конца своей жизни. Среди различного имущества, которое он оставил, было большое количество рукописей; многие из них были затем потеряны или уничтожены (хотя некоторые были найдены в букинистическом магазине в 1954 году). [ нужна ссылка ] Согласно другому сообщению, его рукописи были проданы его немецкой хозяйкой вскоре после того, как он покинул Берлин ( Thornley 2001 ). В Афинах Скалкоттас искал другие способы финансирования в виде стипендий или оплачиваемой работы в качестве оркестранта, но он быстро разочаровался в состоянии музыкальных дел в Афинах в то время. До самой смерти он зарабатывал на жизнь скрипачом в Афинской консерватории , оркестрах радио и оперы. В середине 1930-х годов он работал в Архиве народной музыки в Афинах и делал транскрипции греческих народных песен в партитуры западной музыки для музыковеда Мельпо Мерлиера .
Как композитор он работал один, но много писал, в основном на своем очень личном пост-шенберговском языке, у которого было мало шансов быть понятым греческим музыкальным истеблишментом. Ему удалось исполнить несколько исполнений, особенно некоторые из «Греческих танцев» и некоторые из его более тональных произведений, но большая часть его музыки осталась неуслышанной. Во время немецкой оккупации Греции он на несколько месяцев был помещен в лагерь для интернированных. В 1946 году он женился на пианистке Марии Пангали ; у них было два сына. В 1949 году, в возрасте 45 лет, незадолго до рождения второго сына, он умер от разрыва запущенной общей грыжи , оставив после себя несколько симфонических произведений с неполной оркестровкой и множество завершенных произведений, переданных посмертно. премьеры.
Музыка
[ редактировать ]Ранние произведения Скалкоттаса, большинство из которых он написал в Берлине, утеряны, как и некоторые из написанных в Афинах. Самые ранние из его работ, доступные нам сегодня, датируются 1922–24 гг.; это фортепианные композиции, а также оркестровка « Критского праздника» Дмитрия Митропулоса . Среди произведений, написанных в Берлине, — соната для скрипки соло, несколько произведений для фортепиано, камерная музыка и несколько симфонических произведений. Хотя в период 1931–34 Скалкоттас ничего не сочинил, он возобновил сочинение в Афинах и продолжал до самой смерти. Его творчество включало симфонические произведения ( «36 греческих танцев» , симфоническую увертюру «Возвращение Улисса» , сказочную драму « Первомайское заклинание» , Вторая симфоническая сюита, балет «Дева и смерть» , произведения для духового оркестра и несколько концертов), камерные, вокальные и инструментальные произведения. произведений, включая огромный цикл из 32 фортепианных пьес .
Помимо своей музыкальной работы, Скалкоттас составил важный теоретический труд, состоящий из нескольких «музыкальных статей», « Трактата об оркестровке» , музыкальных анализов и т. д. Скалкоттас вскоре сформировал свои личные особенности музыкального письма так, что любое влияние его учителей вскоре было творчески усвоено. в манере композиции, которая является абсолютно личной и узнаваемой.
На протяжении всей своей карьеры Скалкоттас оставался верным неоклассическим идеалам Neue Sachlichkeit и « абсолютной музыке », провозглашенной в Европе в 1925 году. Уже в Берлине он интересовался джазом и в то же время развивал очень личную форму двенадцати- метод нот, используя в произведении не один, а несколько тональных рядов и организуя эти ряды для определения различных тематических и гармонических областей. (Например, в Largo Sinfonico используется не менее 16 двенадцатитоновых рядов.) Подобно Шёнбергу, он настойчиво культивировал классические формы (такие как соната , вариации , сюита ), но его опус делится на атональные , двенадцатитоновые и тональные произведения. , все три категории охватывают всю его композиторскую карьеру. Такое кажущееся разнообразие могло быть усилено любовью к греческой народной музыке . Самым ярким примером его приверженности греческой народной музыке является серия из 36 греческих танцев , написанных для оркестра в период с 1931 по 1936 год, аранжированных в последующие годы для различных ансамблей и частично радикально переработанных в 1948–49. Около двух третей этих танцев основаны на подлинных греческих народных темах из разных частей материковой Греции и островов, но другая треть использует материал собственного сочинения Скалкоттаса в народном стиле.
Другое выдающееся тональное произведение этого периода — балетная сюита «Дева и смерть» (1938). Он основан на известной греческой народной поэме, в которой мертвый любовный интерес юного Константиса тяготит его душу. Как и Орфей, он полон решимости бороться с судьбой и объединиться с ней. Она остается в стране мертвых до тех пор, пока в конце работы не прибудет Константис и не заберет ее обратно в мир живых. Согласно Gramophone Musical Guide (2010), в котором дана рецензия на запись Исландского симфонического оркестра под управлением Никоса Христодулу , «здесь блестящая оркестровка Скалкоттаса проявляется в нечто гораздо большем, чем просто предварительный запуск The Mayday Spell. Идиома такова: менее фрагментарный, чем последний; на самом деле он напоминает греческий чудесный мандарин , хотя и менее откровенно впечатляющий по звучанию или скандальный по сюжету». С еще большим энтузиазмом музыкальный критик Дэвид Гурвиц отозвался о нем фразой: «Это произведение потрясающе великолепно и приведет в восторг поклонников позднеромантической националистической музыки». Позже он также был оркестрован для полного симфонического оркестра (1948).
Тем не менее, он по-прежнему скептически относился к попыткам своих греческих современников интегрировать народную музыку в современный симфонический стиль и только сопоставлял и смешивал народные, атональные и 12-нотные стили только в нескольких произведениях, таких как музыка к произведению Христа Эвелпидеса 1943 года. сказочная драма Mayday Spell . Скалкоттас, очевидно, не хотел использовать структурные и стилистические противоречия, которые выдали бы интеграционистские идеалы его шенберговского наследия. Это можно было рассматривать (с точки зрения всеобъемлющего связующего импульса) как связующее звено между Второй венской школой , Бузони , Стравинским и Бартокианской школой. Примерно в 1945 году он, кажется, в некоторой степени переоценил свое эстетическое направление и написал несколько работ в более традиционном тональном стиле - например, многие из них имеют ключевые подписи , но общий уровень диссонанса существенно не уменьшился. Его самые впечатляющие тональные произведения в этот последний период творчества — «Классическая симфония ля ля» (1947), удивительно атмосферная композиция «Море» (1948–1949), балетная сюита, в которой даже есть музыкальная отсылка к легендарной сестре Александра Македонского, которая бродит по морю в образе русалки; Симфониетта си-бемоль мажор (1948); и программная программа «Четыре образа» (1948–1949), состоящая из танцевальной сюиты «Земля и море Греции» (1948) для фортепиано соло.
Посмертная репутация
[ редактировать ]Только после его смерти музыка Скалкоттаса начала исполняться, публиковаться или в значительной степени оцениваться критиками, отчасти благодаря усилиям друзей и учеников, таких как Джон Г. Папайоанну и Джордж Хаджиникос.
В 1988 году на средства местных властей места рождения Скалкоттаса (остров Эвбея ), а также Министерства культуры Греции был снят короткий документальный фильм (60 минут) о его жизни и творчестве .
В период с 1998 по 2008 год шведский лейбл BIS Records выпустил записи его произведений.
Ссылки
[ редактировать ]- Торнли, Джон. 2001. «Скалкоттас, Никос [Николаос]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Жизнь и двенадцатинотная музыка Никоса Скалкоттаса
- Келлер, Ганс . 1954. «Никос Скалкоттас: оригинальный гений». Слушатель , нет. 52/134 (9 декабря): с. 1041
- Официальная дискография Никоса Скалкоттаса (Томас Тамвакос, 2019)
- Дискография Никоса Скалкоттаса на Discogs
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Друзья музыкального общества Никоса Скалкоттаса» . Архивировано из оригинала 3 июля 2010 года . Проверено 17 августа 2005 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) , официальный сайт (по состоянию на 25 апреля 2012 г.) - Общество Файнберга-Скалкоттаса
- Бесплатные партитуры Никоса Скалкоттаса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1904 рождения
- 1949 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Классические скрипачи ХХ века
- Греческие композиторы-классики
- Греческие классические скрипачи
- Греческая национальная школа
- Композиторы-модернисты
- Люди из Халкиды
- Ученики Арнольда Шенберга
- Вторая венская школа
- Греческие композиторы-мужчины-классики
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Мужские классические скрипачи
- Греческие музыканты ХХ века