Денис АпИвор
Денис АпИвор (14 апреля 1916 — 27 мая 2004) — британский композитор, наиболее известный благодаря своей балетной партитуре « Кровавая свадьба» . Параллельно он работал консультантом-анестезиологом. [1]
Биография
[ редактировать ]АпИвор (произносится как Ап Айвор) родился в Коллинстауне , графство Уэстмит , Ирландия, в семье валлийцев. Денис АпИвор учился в Херефордской соборной школе и был певчим в Крайст-Черч, Оксфорде и Херефордском соборе. Поскольку его родители были против музыкальной карьеры, он изучал медицину в Лондоне, но также занимался музыкой с раннего возраста. Он начал свое медицинское обучение в Аберистуитском университете в 1933 году, а в следующем году перешел в Университетский колледж Лондона . Вдохновленный первым выступлением Воццека в Англии (в Королевском зале 14 марта 1934 года под управлением Адриана Боулта ) и вдохновленный Сесилом Греем , он также изучал композицию в частном порядке у Патрика Хэдли и Алана Роусторна . [2] [3]
В начале Второй мировой войны он какое-то время работал домашним врачом в больнице Святого Иоанна и Святой Елизаветы в Хэмпстеде. В 1942 году его призвали, в основном он служил военным врачом в Индии. [4] После войны АпИвор продолжил свою медицинскую карьеру, в конце концов уйдя на пенсию в 1979 году из Mid Kent Group.
Но он также вернулся к своей музыкальной деятельности. Он подружился со своим по Олбани-стрит соседом Константом Ламбертом , который дирижировал премьерой его первого крупного произведения, хорово-оркестровой постановки « » Т.С. Элиота , Полые люди 21 февраля 1950 года. [5] Его разнообразные музыкальные влияния в этот период варьировались от Бузони , Делиуса , Питера Варлока и Бернарда ван Дирена до Берга и Веберна . [6]
1950-е и 1960-е годы были его самыми продуктивными годами, но, несмотря на снижение выступлений по сравнению с 1970-ми, он продолжал сочинять музыку до 1990-х и далее. [4] Он уехал из Лондона, чтобы жить в Уэльсе в 1987 году, а в 1990-х годах переехал в Телскомб , недалеко от Брайтона. [2] Он умер в Робертсбридже , Сассекс, в возрасте 88 лет. [1]
Музыка
[ редактировать ]Музыка АпИвора делится на три периода: ранние работы 1950-х годов под влиянием Ван Дирена и Питера Уорлока, которые вскоре привели к более строгому серийному стилю до конца 1980-х, и, наконец, обновленная простота в его более поздних работах. [7]
Его самые успешные ранние работы включают «Полые люди» (1939; ред. 1946), [8] и несколько балетов. Премьера «Зеркала для ведьм» (1951) по книге Эстер Форбс с хореографией Андре Ховард и декорациями Нормана Адамса состоялась 4 марта 1952 года в балете Сэдлера Уэллса в Королевском оперном театре . [9] За ним в 1953 году последовала «Кровавая свадьба » в постановке Альфреда Родригеса и дизайне Изабель Ламберт . Эта работа, вдохновленная Лоркой , имела международный успех: ее спектакли ставились от Турции до Чили. [10] Это привело к заказу Сэдлером Уэллсом оперы «Йерма» (1955–59). [11] Когда это было отложено как слишком сложное, Уильям Глок попросил Юджина Гуссенса дирижировать симфоническим оркестром BBC и хором в концертном выступлении по трансляции в 1961 году. [12] [13] Глок также заказал телевизионный балет «Капрал Ян» в 1968 году. [14]
В то время как АпИвор представил серийные элементы в своем фортепианном концерте (1948, переработанном в 1954 году и исполненном на Променаде в 1958 году Патриком Пигготтом ), [15] только в 1955 году он начал регулярно использовать более свободный атональный и атематический сериализм, что он продолжал делать до 1980-х годов. [6] В этом на него повлиял Эдвард Кларк , дирижер, бывший музыкальный продюсер BBC, ученик Арнольда Шенберга и муж Элизабет Лютиенс . [2]
Он сочинил пять симфоний, различные концерты (для виолончели, гитары, валторны, фортепиано и скрипки), множество камерных и инструментальных произведений, в том числе три струнных квартета. Он внес большой вклад в гитарный репертуар: сольные произведения включают «Вариации» (1958), «Диканти» (1970), «Сэта» (1972) и десять серийных произведений, включенных в его книгу «Серийные композиции для гитаристов» (1982). Он также написал Концертино для гитары (1954), «Связь» для гитары и клавишных (1976) и Лапчатку для флейты, гитары и альта (1984). [6] [16]
Композитор Дэвид Хэкбридж Джонсон отметил «менее афористический подход к сериализму» в более поздних работах: выразительные и мелодичные качества Концерта для виолончели (1977) предвещают модальные произведения его последних лет, такие как Струнный квартет № 3 (1989- 90). [4] Его Концертная Фантазия (1979-80) для валторны была показана солистом Фрэнком Ллойдом с Шотландским симфоническим оркестром BBC под управлением Николаса Кремера в 1996 году. [17] Его последней работой стала оперная сцена «Трикстер» (2002), поставленная на стихи Питера Уорлока. [1] Доступ к архивным материалам, касающимся ApIvor, можно получить в Национальной библиотеке Уэльса. [18] и полный набор его результатов хранится в Университете Лидса . [19]
Список работ
[ редактировать ]Опера
[ редактировать ]- Она наклоняется, чтобы завоевать , опера по мотивам Голдсмита (1943–47; ред. 1976–77)
- Йерма , опера по Лорке (1955–58)
- Убу рой , опера по мотивам Джарри (1965–66)
- Бувар и Пекюше , опера по мотивам Флобера (1970)
Балет
[ редактировать ]- Гудман из Парижа (1951)
- Зеркало для ведьм (1951)
- Кровавая свадьба (1953)
- Венецианский (1953)
- Скучаю по тебе (1954)
- Капрал Ян (1967)
- Скользите по темной двери широко (1977)
Оркестровый
[ редактировать ]- Ноктюрн для струнных (1938)
- Симфония № 1 (1952)
- Концертино для гитары (1953)
- Концерт для фортепиано с оркестром (1948; ред. 1954)
- Концерт для скрипки № 1 (1950)
- Обертоны по картинам Пауля Клее (1961–62).
- Симфония № 2 (1963)
- Тройной концерт для струнного трио и струнного оркестра (1967)
- Таро для камерного оркестра (1968)
- Неймы , вариации (1969)
- Эль Силенсио Ондуладо для гитары и камерного оркестра (1972)
- Концерт для скрипки № 2 (1975)
- Концерт для виолончели (1976–77)
- Симфония № 3 (1978-9)
- Концертная фантазия для валторны с оркестром (1980)
- Симфония № 4 (1989)
- Симфония № 5 (1991)
Камера
[ редактировать ]- Соната для скрипки (1944–45)
- Концерт для кларнета, фортепиано и ударных (1944–45).
- Духовой квинтет (1960)
- Мутации для виолончели и фортепиано (1962)
- Струнный квартет № 1 (1964)
- Кристаллы для ударных, органа Хаммонда, гитары и контрабаса (1964–65)
- Арфа, Фортепиано, Фортепианная арфа (1966)
- Десятиструнный дизайн для скрипки и гитары (1968)
- Театр «Экзотика» для камерного ансамбля (1972)
- Психопьесы для кларнета и фортепиано (1973)
- Кларнетовый квинтет (1975)
- Струнный квартет № 2 (1976)
- Chant Eolien для гобоя и фортепиано (1977)
- Концертный дуэт для валторны и фортепиано (1981)
- Виста для двойного духового квинтета (1983)
- Лапчатка , трио для скрипки, флейты и гитары (1984)
- Струнный квартет № 3 (1989–90)
- Пьесы пяти для саксофона (1992)
- Саксофон Сонатина (1992)
- Сонатина для скрипки (1992)
- В весеннем пейзаже , септет (1993)
Вокал
[ редактировать ]- Полые люди , кантата по Т. С. Элиоту (1939, ред. 1946))
- Шесть песен Гарсиа Лорки для голоса и фортепиано или гитары (1945–46)
- Эстелла Марина для хора и струнных или органа (1946)
- Тамар и Амнон для солистов, хора и оркестра по Лорке (1953–54)
- Кантата по мотивам Дилана Томаса (1960)
- Хоралы для хора и оркестра по мотивам Хью Мэннинга (1964–65)
- Резонанс южной флоры для хора, органа и оркестра по мотивам Пауля Клее (1972)
- Fern Hill для тенора и 11 инструментов по мотивам Дилана Томаса (1973).
- Летучие мыши для тенора, пикколо, скрипки и ударных (1979)
- Семь песен для хора и небольшого оркестра (1983)
- «Сезон любви» для голоса и струнного квинтета или фортепиано (1983)
- Majestatas Dei Ultra Stellas для хора и небольшого оркестра или фортепиано (1986)
- TS Eliot Songs для голоса и фортепиано (1994)
- Lady of Silences для небольшого хора и камерного оркестра по мотивам Т. С. Элиота (1994)
- Canzona Delle Lettere Amorose для сопрано, баритона, альт-саксофона и бас-гитары (1994)
- Подари мне свои цветы, Весна, для тенора и двух гитар (1996)
- Lamentaciones для голоса и фортепиано по Лорке (1996)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Лич, Джеральд. Профили британских композиторов (3-е изд., 2012 г.), с. 10
- ^ Jump up to: а б с Биографический очерк без указания авторства на MusicWeb International
- ^ Британская библиотека, Звук и видение
- ^ Jump up to: а б с Джонсон, Дэвид Хэкбридж. 2004. « Денис АпИвор » (некролог). Гардиан (14 июня)
- ^ Полые люди , Специальные коллекции Университета Лидса
- ^ Jump up to: а б с Дэвис, Лин. 2004. «АпИвор, Денис». Grove Music Online под редакцией Дина Л. Рута (обновлено 30 августа). Oxford Music Online (по состоянию на 4 ноября 2017 г.)
- ^ Биографический словарь музыкантов Бейкера (2001)
- ^ Музыка и письма , Том. 32, № 3 (июль 1951 г.), стр. 288-89.
- ^ «БАЛЕТ» 14 марта 1952 «Зрительский архив» . Зритель . 14 марта 1952 года . Проверено 8 июля 2013 г.
- ^ Некролог Мартина Андерсона
- ^ Маррингтон, Марк. « Денис АпИвор и его вклад в британскую оперу и балет », в The Musical Times , том 146, № 1891 (лето 2005 г.), стр. 85–96.
- ^ Розен, Кэрол. Гуссены: Музыкальный век (1993) стр.385-6
- ↑ Radio Times , выпуск 1988, 16 декабря 1961 г.
- ↑ Radio Times , выпуск 2327, 15 июня 1968 г.
- ^ «Современный фортепианный концерт» в «Таймс» , 16 сентября 1958 г., стр. 3
- ^ Материалы исследования Дениса АпИвора доктора Марка Маррингтона.
- ↑ Radio Times , выпуск 3779, 29 июня 1996 г.
- ^ «Архив АпИвор» . Discover.library.wales . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Архив Дениса АпИвора
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Денис АпИвор (британский композитор) в MusicWeb International
- Архивные материалы в библиотеке Университета Лидса
- Британская библиотека Звук и видение. Вырванные из безвестности — переоценка Дениса АпИвора , (включает ссылки на записи)
- Передача BBC «Полые люди» , 21 февраля 1950 г.
- Фрэнсис Рут о Денисе АпИворе (из книги «Современная британская музыка», 1945–1970 (1972)
- 1916 рождений
- 2004 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Британские композиторы-классики
- Британские оперные композиторы
- Британские оперные композиторы-мужчины
- Люди, получившие образование в Херефордской соборной школе
- Люди из графства Уэстмит
- Двенадцатитоновые и серийные композиторы
- Британские композиторы XX века
- Британские анестезиологи
- Британские музыканты-мужчины 20-го века
- Британские музыканты 20-го века
- Персонал британской армии времен Второй мировой войны
- Выпускники колледжа Корпус-Кристи, Оксфорд
- Персонал британской армии
- Военнослужащие из графства Уэстмит