Jump to content

Йозеф Матиас Хауэр

Место рождения Хауэра в Винер-Нойштадте.
«Атематическая» додекафония Йозефа Матиаса Хауэра в Nomos Op. 19 [1] ( Играть )

Йозеф Маттиас Хауэр (19 марта 1883 — 22 сентября 1959) — австрийский композитор и теоретик музыки. и за год или два до него разработал Он наиболее известен тем, что независимо от Арнольда Шенберга метод сочинения со всеми 12 нотами хроматической гаммы . Хауэр также был важным ранним теоретиком двенадцатитоновой музыки и композиции.

Хауэр «ненавидел любое искусство, выражающее идеи, программы или чувства». [2] вместо этого полагая, что «необходимо… поднять музыку на высший… уровень», [3] «чисто духовная, сверхчувственная музыка, составленная по безличным правилам», [4] и многие из его композиций отражают это в своем прямом, часто атематическом, «мозговом» подходе. Однако музыка Хауэра разнообразна, и не вся она придерживается этой эстетической позиции.

Хауэр родился в Винер-Нойштадте и умер в Вене. Он получил раннее музыкальное образование по игре на виолончели , хоровому дирижированию и органу и утверждал, что был самоучкой в ​​теории и композиции. [5] Гете В 1918 году он опубликовал свою первую работу по теории музыки (тонально-цветовая теория, основанная на «Теории цвета» ). В августе 1919 года он опубликовал свой «закон двенадцати тонов», требующий, чтобы все двенадцать хроматических нот звучали, прежде чем какая-либо из них будет повторена. Это он разработал и впервые сформулировал теоретически в книге «Vom Wesen des Musikalischen» (1920), до появления первых работ кружка Шенберга о двенадцатитоновой технике . [5]

Хауэр много писал, как музыку, так и прозу, до 1938 года, когда его музыка была добавлена ​​к передвижной выставке нацистского « дегенеративного искусства » ( Entartete Kunst ). [5] Он оставался в Австрии всю войну и, опасаясь, ничего не опубликовал. Однако даже после войны он опубликовал немного больше, хотя считается, что в рукописях осталось несколько сотен произведений. [ нужна ссылка ] Хауэр продолжал писать двенадцатитоновые пьесы, одновременно обучая нескольких студентов своей технике и философии. Сообщается, что на момент своей смерти Хауэр отдал большую часть своего имущества, живя просто, сохраняя копию « И Цзин» .

Музыкальный стиль

[ редактировать ]

Композиционные приемы Хауэра необычайно разнообразны и часто меняются от произведения к произведению. Они варьируются от техник построения блоков до методов, использующих серию аккордов, которая создается из двенадцатитонового ряда («Мелос»), до пьес, в которых используется упорядоченный ряд, который затем подвергается систематической перестановке. Так называемые 44 «тропа» и их композиционное использование («троп-техника») важны для многих двенадцатитоновых техник Хауэра. В отличие от двенадцатитонового ряда, содержащего фиксированную последовательность двенадцати тонов, троп состоит из двух дополняющих друг друга гексахордов, в которых нет фиксированной последовательности тонов. Тропы используются для структурных и интервальных представлений о двенадцатитоновой системе. Каждый троп предлагает определенные симметрии, которые может использовать композитор. Но Хауэр также использовал двенадцатитоновые ряды, используя один ряд для одной детали и подвергая этот ряд ряду преобразований, в первую очередь вращению (сохраняя фиксированный порядок элементов в ряду, но реорганизовывая их так, чтобы они начинались где-то в середине). середине и вернуться к началу: например, ABCD . [6]

По мнению одного ученого, двенадцатитоновая музыка Хауэра балансировала между «обязательным правилом», согласно которому каждая композиция следует аранжировке всей хроматики: «Созвездие» или «Grundgestalt» («основная форма»), и его часто подчеркиваемой понятие тропа , или неупорядоченного расположения пары гексахордов . [5] Эта интерпретация, по-видимому, во многом заимствована из теоретических работ Хауэра начала и середины 1920-х годов, в которых он описывает эти методы. Но более пристальный взгляд на композиционные произведения Хауэра показывает, что значительная часть его двенадцатитоновой музыки 1920-х и 1930-х годов использует строго упорядоченные ряды, как и Zwölftonspiele ( двенадцатитоновые пьесы ). последующие [7] Несмотря на это, Хауэра часто упоминают как изобретателя тропов в отличие от Арнольда Шенберга и Второй венской школы , которых считают сторонниками двенадцатитонового метода Шенберга. (На самом деле, многие из двенадцатитоновых пьес Шенберга и его ученика Альбана Берга не следуют строго этому методу.)

После 1940 года Хауэр писал исключительно Zwölftonspiele , обозначаемый иногда номером, иногда датой. Он написал около тысячи таких произведений, большая часть которых утеряна. [2] Все эти пьесы были построены в упорядоченном двенадцатитоновом ряду, причем фактический порядок часто определялся случайно. Эти пьесы были не столько концертными, сколько систематическими и контролируемыми размышлениями о двенадцати тонах — скорее средством, чем целью. Хауэр считал, что двенадцать темперированных тонов открывают доступ в царство духовного; Таким образом, медитация на двенадцать тонов была молитвенным действием, а не публичным проявлением личных эмоций или самовыражения. Во многих отношениях использование Хауэром элементов случайности и особенно его глубокий интерес к « И Цзин » аналогичны интересам американского композитора Джона Кейджа . [8]

Ссылки в литературе

[ редактировать ]

С 1920-х годов Хауэр фигурирует в литературе, например, в Отто Штессля » « «Верди » романе Зонненмелодия (1923) и Франца Верфеля . Роман дер Опер [ де ] (1924 — персонаж Матиаса Фишбока). В конце жизни Хауэр говорил о Томасе Манне , а также о Теодоре В. Адорно с большой горечью, поскольку он чувствовал, что оба человека неправильно его поняли. Адорно писал о Хауэре, но пренебрежительно. Из-за его более поздних достижений и разработок многие ученые также предположили, что Хауэр также является моделью «Joculator Basiliensis» в « » Германа Гессе Игре в бисер . [9]

Музыкальные произведения

[ редактировать ]

Известно 576 работ (индекс Лафита [10] ), среди которых:

  • Апокалиптическая фантазия , соч. 5 (1913)
  • исследования Резонансные . , соч 16 (1919)
  • Номос , соч. 19 (1919)
  • Атональная музыка , соч. 20 (1922)
  • Кантата «Перемены» , соч. 53 (1927) - Премьера под управлением Германа Шерхена
  • Концерт для скрипки с оркестром в одной части , соч. 54 (1928) - Премьера под управлением Германа Шерхена
  • Фортепианный концерт с оркестром в одной части , соч. 55 (1928)
  • Опера Саламбо , соч. 60 (1929), по мотивам Флобера » « Саламбо - Премьера под управлением Отто Клемперера
  • Опера «Черный паук» , соч. 62 (1932), по опере Иеремиаса Готтельфа « Черный паук» - премьера под управлением Михаэля Гилена.
  • Различные Гёльдерлина кантаты
  • Кантата «Дорога народа» , соч. 67 (1934), текст: Гёльдерлин
  • Фантазия для фортепиано , соч. 39 (1925)
  • Эмили перед свадьбой, соч. 58 (1928) (стихотворение Гёльдерлина)
  • Характерные пьесы для салонного оркестра
  • Двенадцатитоновая музыка для девяти солирующих инструментов , соч. 73 (двенадцатитоновая музыка для девяти сольных инструментов) (1937)
  • Фрюлинг , соч. 76 (1938) для смешанного хора, скрипки и виолончели (стихотворение Гёльдерлина)
  • Двенадцатитоновая музыка для оркестра (1939)
  • Двенадцатитоновая музыка для оркестра с двенадцатитоновым рядом в шести разных тропах (1945)
  • Двенадцатитоновая пьеса для пяти скрипок (1949), посвященная Герману Хейсу.
  • Двенадцатитоновая пьеса для фортепиано в четыре руки (1956)
  • Двенадцатитоновая игра для флейты, фагота и струнного квартета (1.1958)

Теоретические труды

[ редактировать ]

Хауэр считается важной фигурой в развитии теории и эстетики двенадцати тонов. Его ранние опубликованные сочинения Vom Wesen des Musikalischen (1920) и Deutung des Melos отражают более теоретические и эстетические аспекты мысли Хауэра, а Vom Melos zur Pauke (1925) и Zwölftontechnik, Die Lehre von den Tropen (1926) предоставляют подробные музыкальные примеры. Из-за обсуждения тропов в Zwölftontechnik Хауэра обычно считали сторонником композиции тропов, в отличие от тех, кто выступает за использование упорядоченной двенадцатитоновой серии. Однако эта точка зрения ошибочна; тропы были лишь одним из многих способов, которыми Хауэр использовал систематическую циркуляцию всех двенадцати тонов. (Большая часть музыки, восхваляемая теми, кто выступал за упорядоченную серию, особенно музыка Шёнберга и Берга, на реальной практике была гораздо более гибкой, чем показывают ее описания.) Эти ранние теоретические работы делают Хауэра одним из основателей. теории двенадцати тонов. [11]

В своих теоретических трудах Хауэр часто называет двенадцать темперированных тонов своего рода духовным миром. Для Хауэра этот двенадцатитоновый мир предлагает доступ к фундаментальным истинам существования, превращая композицию из акта личного самовыражения в акт преданности и созерцания. Таким образом, его различные двенадцатитоновые техники становятся средством для достижения цели, как и сами пьесы; конечная цель музыки – общение с бесконечностью. Этот мистический подход к музыке заимствован из романтизма XIX века и, конечно, не является исключительной принадлежностью Хауэра, хотя он, возможно, был самым публичным сторонником этой идеи в Вене своего времени. Фактически, большая часть мышления Второй венской школы связана с идеей о том, что музыка обеспечивает доступ к духовной истине, идеей, заимствованной из сочинений Шопенгауэра , который пользовался значительной популярностью в то время, особенно среди художников. Хауэр часто ссылается на научные труды Гете ( особенно на «Теорию цвета» ), которые, скорее всего, пришли к нему через издания и комментарии Рудольф Штайнер . [12]

Самые важные сочинения:

  • 17 теоретических сочинений (1918–1926), 33 эссе и статей (1919–1948).
  • О Тоне-Цвете, 1918 г.
  • О сущности музыки, 1920 г.
  • Deutung des Melos («Интерпретация Мелоса», 1923)
  • «Atonale Melodienlehre» («Учение об атональных мелодиях», рукопись, 1923 г.)
  • Vom Melos zur Pauke («От Мелоса до чайника», 1925)
  • Двенадцатитоновая техника. 1926 г. Двенадцатитоновая техника: Учение о тропах,
  • «Золотое сечение. Оправдание двенадцатитоновой музыки» («Золотое сечение», рукопись, 1926 г.)
  • «Космическое Завещание» (три «Космических Завета», рукописи, 1937, 1941, 1945 гг.)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Уиттолл 2008, 26.
  2. ^ Перейти обратно: а б Лихтенфельд 2001, 135.
  3. ^ Хауэр, [ нужна ссылка ] п. 604, цитируется по Whittall 2008, 25.
  4. ^ Лихтенфельд 2001, 134–35.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Лихтенфельд 2001, 134.
  6. ^ Ковач 1990, [ нужна страница ] .
  7. ^ Ковач 1990, [ нужна страница ] .
  8. ^ Ковач 1992, [ нужна страница ] .
  9. ^ «Йозеф М. Хауэр / Герман Гессе / Томас Манн «Игра в бисер» с открытыми картами - универсализм из «Касталии» или из Вены?» . www.degruyter.com. Архивировано из оригинала 19 февраля 2019 г. Проверено 19 февраля 2019 г.
  10. ^ Йозеф Матиас Хауэр: Сочинения, манифесты, документы. DVD-ROM. Лафит, Вена 2007. ISBN   978-3-85151-076-8
  11. ^ Ковач 2002, [ нужна страница ] .
  12. ^ Ковач 2003, [ нужна страница ] .

Источники

[ редактировать ]
  • Ковач, Джон. 1990. «Музыка и теории Йозефа Матиаса Хауэра», доктор философии. диссертация. Анн-Арбор: Мичиганский университет .
  • Ковач, Джон. 1992. «Двенадцатитоновая пьеса Йозефа Матиаса Хауэра». Журнал теории музыки 36.1 (1992): 149–84.
  • Ковач, Джон. 2002. «Теория двенадцати тонов». В Кембриджской истории теории западной музыки под редакцией Томаса Кристенсена, 603–627. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Ковач, Джон. 2003. «Йозеф Матиас Хауэр». В «Музыке авангарда двадцатого века » под редакцией Ларри Ситски, 197–202. [Np]: Издательство Greenwood.
  • Хауэр, Йозеф Матиас. [ нужна полная цитата ]
  • Лихтенфельд, Моника. 2001. «Хауэр, Йозеф Матиас». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, 29 томов, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла, 11: 134–37. Лондон: Издательство Macmillan; Нью-Йорк: Словари Гроува.
  • Уиттолл, Арнольд. 2008. Кембриджское введение в сериализм . Кембриджские введения в музыку. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-86341-4 (ткань) ISBN   978-0-521-68200-8 (пбк.)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ковач, Джон. «В поисках Абсолюта: Шенберг, Хауэр и идея двенадцати тонов», в издании Джона Майкла Спенсера, «Теомузыкология», специальный выпуск журнала Black Sacred Music: A Journal of Theomusicology 8/1 (Duke University Press, 1994): 158–77.
  • Хенк, Герберт. « Речь в защиту Хауэра: Герман Хейсс и предыстория письма Томаса Манна Элли Боммерсхайм в 1949 году ». Дейнштедт: Издательство «Компост», 1998. ISBN   3-9802341-3-4 .
  • Федоров, Николай. Йозеф Матиас Хауэр: сочинения, манифесты, документы [«Йозеф Матиас Хауэр: сочинения, манифесты, документы»]. Вена: Издание Austrian Music Time, 2003.
  • Лански, Пол , Джордж Перл и Дэйв Хедлам. «Двенадцатинотная композиция». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan, 2001.
  • Сенгстшмид, Иоганн. Между тропом и игрой с двенадцатью тонами: техника двенадцати тонов Дж. М. Хауэра в избранных примерах [«Между тропом и игрой с двенадцатью тонами: техника двенадцати тонов Дж. М. Хауэра в избранных примерах»]. Регенсбург: Густав Боссе Верлаг [ де ] , 1980. ISBN   3-7649-2219-2
  • Шоу-Миллер, Саймон . Видимые дела музыки: искусство и музыка от Вагнера до Кейджа . Глава 5, Наследие Хауэра «расстроено» и эстетика минимализма в искусстве и музыке», стр. 163–207. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2002.
  • Доминик Седивий: Серийная композиция и тональность. Введение в музыку Хауэра и Штайнбауэра под редакцией Гюнтера Фризингера, Гельмута Ноймана, Доминика Седиви, издание mono / monochrom, Вена, 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b92542567ecb7530a5dc428c0e752bd__1717168020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/bd/4b92542567ecb7530a5dc428c0e752bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Josef Matthias Hauer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)