Йозеф Матиас Хауэр


Йозеф Маттиас Хауэр (19 марта 1883 — 22 сентября 1959) — австрийский композитор и теоретик музыки. и за год или два до него разработал Он наиболее известен тем, что независимо от Арнольда Шенберга метод сочинения со всеми 12 нотами хроматической гаммы . Хауэр также был важным ранним теоретиком двенадцатитоновой музыки и композиции.
Хауэр «ненавидел любое искусство, выражающее идеи, программы или чувства». [2] вместо этого полагая, что «необходимо… поднять музыку на высший… уровень», [3] «чисто духовная, сверхчувственная музыка, составленная по безличным правилам», [4] и многие из его композиций отражают это в своем прямом, часто атематическом, «мозговом» подходе. Однако музыка Хауэра разнообразна, и не вся она придерживается этой эстетической позиции.
Жизнь
[ редактировать ]Хауэр родился в Винер-Нойштадте и умер в Вене. Он получил раннее музыкальное образование по игре на виолончели , хоровому дирижированию и органу и утверждал, что был самоучкой в теории и композиции. [5] Гете В 1918 году он опубликовал свою первую работу по теории музыки (тонально-цветовая теория, основанная на «Теории цвета» ). В августе 1919 года он опубликовал свой «закон двенадцати тонов», требующий, чтобы все двенадцать хроматических нот звучали, прежде чем какая-либо из них будет повторена. Это он разработал и впервые сформулировал теоретически в книге «Vom Wesen des Musikalischen» (1920), до появления первых работ кружка Шенберга о двенадцатитоновой технике . [5]
Хауэр много писал, как музыку, так и прозу, до 1938 года, когда его музыка была добавлена к передвижной выставке нацистского « дегенеративного искусства » ( Entartete Kunst ). [5] Он оставался в Австрии всю войну и, опасаясь, ничего не опубликовал. Однако даже после войны он опубликовал немного больше, хотя считается, что в рукописях осталось несколько сотен произведений. [ нужна ссылка ] Хауэр продолжал писать двенадцатитоновые пьесы, одновременно обучая нескольких студентов своей технике и философии. Сообщается, что на момент своей смерти Хауэр отдал большую часть своего имущества, живя просто, сохраняя копию « И Цзин» .
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Композиционные приемы Хауэра необычайно разнообразны и часто меняются от произведения к произведению. Они варьируются от техник построения блоков до методов, использующих серию аккордов, которая создается из двенадцатитонового ряда («Мелос»), до пьес, в которых используется упорядоченный ряд, который затем подвергается систематической перестановке. Так называемые 44 «тропа» и их композиционное использование («троп-техника») важны для многих двенадцатитоновых техник Хауэра. В отличие от двенадцатитонового ряда, содержащего фиксированную последовательность двенадцати тонов, троп состоит из двух дополняющих друг друга гексахордов, в которых нет фиксированной последовательности тонов. Тропы используются для структурных и интервальных представлений о двенадцатитоновой системе. Каждый троп предлагает определенные симметрии, которые может использовать композитор. Но Хауэр также использовал двенадцатитоновые ряды, используя один ряд для одной детали и подвергая этот ряд ряду преобразований, в первую очередь вращению (сохраняя фиксированный порядок элементов в ряду, но реорганизовывая их так, чтобы они начинались где-то в середине). середине и вернуться к началу: например, ABCD . [6]
По мнению одного ученого, двенадцатитоновая музыка Хауэра балансировала между «обязательным правилом», согласно которому каждая композиция следует аранжировке всей хроматики: «Созвездие» или «Grundgestalt» («основная форма»), и его часто подчеркиваемой понятие тропа , или неупорядоченного расположения пары гексахордов . [5] Эта интерпретация, по-видимому, во многом заимствована из теоретических работ Хауэра начала и середины 1920-х годов, в которых он описывает эти методы. Но более пристальный взгляд на композиционные произведения Хауэра показывает, что значительная часть его двенадцатитоновой музыки 1920-х и 1930-х годов использует строго упорядоченные ряды, как и Zwölftonspiele ( двенадцатитоновые пьесы ). последующие [7] Несмотря на это, Хауэра часто упоминают как изобретателя тропов в отличие от Арнольда Шенберга и Второй венской школы , которых считают сторонниками двенадцатитонового метода Шенберга. (На самом деле, многие из двенадцатитоновых пьес Шенберга и его ученика Альбана Берга не следуют строго этому методу.)
После 1940 года Хауэр писал исключительно Zwölftonspiele , обозначаемый иногда номером, иногда датой. Он написал около тысячи таких произведений, большая часть которых утеряна. [2] Все эти пьесы были построены в упорядоченном двенадцатитоновом ряду, причем фактический порядок часто определялся случайно. Эти пьесы были не столько концертными, сколько систематическими и контролируемыми размышлениями о двенадцати тонах — скорее средством, чем целью. Хауэр считал, что двенадцать темперированных тонов открывают доступ в царство духовного; Таким образом, медитация на двенадцать тонов была молитвенным действием, а не публичным проявлением личных эмоций или самовыражения. Во многих отношениях использование Хауэром элементов случайности и особенно его глубокий интерес к « И Цзин » аналогичны интересам американского композитора Джона Кейджа . [8]
Ссылки в литературе
[ редактировать ]С 1920-х годов Хауэр фигурирует в литературе, например, в Отто Штессля романе Зонненмелодия (1923) и Франца Верфеля . Роман дер Опер (1924 — персонаж Матиаса Фишбока). В конце жизни Хауэр говорил о Томасе Манне , а также о Теодоре В. Адорно с большой горечью, поскольку он чувствовал, что оба человека неправильно его поняли. Адорно писал о Хауэре, но пренебрежительно. Из-за его более поздних достижений и разработок многие ученые также предположили, что Хауэр также является моделью «Joculator Basiliensis» в « » Германа Гессе Игре в бисер . [9]
Музыкальные произведения
[ редактировать ]Известно 576 работ (индекс Лафита [10] ), среди которых:
- Апокалиптическая фантазия , соч. 5 (1913)
- исследования Резонансные . , соч 16 (1919)
- Номос , соч. 19 (1919)
- Атональная музыка , соч. 20 (1922)
- Кантата «Перемены» , соч. 53 (1927) - Премьера под управлением Германа Шерхена
- Концерт для скрипки с оркестром в одной части , соч. 54 (1928) - Премьера под управлением Германа Шерхена
- Фортепианный концерт с оркестром в одной части , соч. 55 (1928)
- Опера Саламбо , соч. 60 (1929), по мотивам Флобера » « Саламбо - Премьера под управлением Отто Клемперера
- Опера «Черный паук» , соч. 62 (1932), по опере Иеремиаса Готтельфа « Черный паук» - премьера под управлением Михаэля Гилена.
- Различные Гёльдерлина кантаты
- Кантата «Дорога народа» , соч. 67 (1934), текст: Гёльдерлин
- Фантазия для фортепиано , соч. 39 (1925)
- Эмили перед свадьбой, соч. 58 (1928) (стихотворение Гёльдерлина)
- Характерные пьесы для салонного оркестра
- Двенадцатитоновая музыка для девяти солирующих инструментов , соч. 73 (двенадцатитоновая музыка для девяти сольных инструментов) (1937)
- Фрюлинг , соч. 76 (1938) для смешанного хора, скрипки и виолончели (стихотворение Гёльдерлина)
- Двенадцатитоновая музыка для оркестра (1939)
- Двенадцатитоновая музыка для оркестра с двенадцатитоновым рядом в шести разных тропах (1945)
- Двенадцатитоновая пьеса для пяти скрипок (1949), посвященная Герману Хейсу.
- Двенадцатитоновая пьеса для фортепиано в четыре руки (1956)
- Двенадцатитоновая игра для флейты, фагота и струнного квартета (1.1958)
Теоретические труды
[ редактировать ]Хауэр считается важной фигурой в развитии теории и эстетики двенадцати тонов. Его ранние опубликованные сочинения Vom Wesen des Musikalischen (1920) и Deutung des Melos отражают более теоретические и эстетические аспекты мысли Хауэра, а Vom Melos zur Pauke (1925) и Zwölftontechnik, Die Lehre von den Tropen (1926) предоставляют подробные музыкальные примеры. Из-за обсуждения тропов в Zwölftontechnik Хауэра обычно считали сторонником композиции тропов, в отличие от тех, кто выступает за использование упорядоченной двенадцатитоновой серии. Однако эта точка зрения ошибочна; тропы были лишь одним из многих способов, которыми Хауэр использовал систематическую циркуляцию всех двенадцати тонов. (Большая часть музыки, восхваляемая теми, кто выступал за упорядоченную серию, особенно музыка Шёнберга и Берга, на реальной практике была гораздо более гибкой, чем показывают ее описания.) Эти ранние теоретические работы делают Хауэра одним из основателей. теории двенадцати тонов. [11]
В своих теоретических трудах Хауэр часто называет двенадцать темперированных тонов своего рода духовным миром. Для Хауэра этот двенадцатитоновый мир предлагает доступ к фундаментальным истинам существования, превращая композицию из акта личного самовыражения в акт преданности и созерцания. Таким образом, его различные двенадцатитоновые техники становятся средством для достижения цели, как и сами пьесы; конечная цель музыки – общение с бесконечностью. Этот мистический подход к музыке заимствован из романтизма XIX века и, конечно, не является исключительной принадлежностью Хауэра, хотя он, возможно, был самым публичным сторонником этой идеи в Вене своего времени. Фактически, большая часть мышления Второй венской школы связана с идеей о том, что музыка обеспечивает доступ к духовной истине, идеей, заимствованной из сочинений Шопенгауэра , который пользовался значительной популярностью в то время, особенно среди художников. Хауэр часто ссылается на научные труды Гете ( особенно на «Теорию цвета» ), которые, скорее всего, пришли к нему через издания и комментарии Рудольф Штайнер . [12]
Самые важные сочинения:
- 17 теоретических сочинений (1918–1926), 33 эссе и статей (1919–1948).
- О Тоне-Цвете, 1918 г.
- О сущности музыки, 1920 г.
- Deutung des Melos («Интерпретация Мелоса», 1923)
- «Atonale Melodienlehre» («Учение об атональных мелодиях», рукопись, 1923 г.)
- Vom Melos zur Pauke («От Мелоса до чайника», 1925)
- Двенадцатитоновая техника. 1926 г. Двенадцатитоновая техника: Учение о тропах,
- «Золотое сечение. Оправдание двенадцатитоновой музыки» («Золотое сечение», рукопись, 1926 г.)
- «Космическое Завещание» (три «Космических Завета», рукописи, 1937, 1941, 1945 гг.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уиттолл 2008, 26.
- ^ Перейти обратно: а б Лихтенфельд 2001, 135.
- ^ Хауэр, [ нужна ссылка ] п. 604, цитируется по Whittall 2008, 25.
- ^ Лихтенфельд 2001, 134–35.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лихтенфельд 2001, 134.
- ^ Ковач 1990, [ нужна страница ] .
- ^ Ковач 1990, [ нужна страница ] .
- ^ Ковач 1992, [ нужна страница ] .
- ^ «Йозеф М. Хауэр / Герман Гессе / Томас Манн «Игра в бисер» с открытыми картами - универсализм из «Касталии» или из Вены?» . www.degruyter.com. Архивировано из оригинала 19 февраля 2019 г. Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ Йозеф Матиас Хауэр: Сочинения, манифесты, документы. DVD-ROM. Лафит, Вена 2007. ISBN 978-3-85151-076-8
- ^ Ковач 2002, [ нужна страница ] .
- ^ Ковач 2003, [ нужна страница ] .
Источники
[ редактировать ]- Ковач, Джон. 1990. «Музыка и теории Йозефа Матиаса Хауэра», доктор философии. диссертация. Анн-Арбор: Мичиганский университет .
- Ковач, Джон. 1992. «Двенадцатитоновая пьеса Йозефа Матиаса Хауэра». Журнал теории музыки 36.1 (1992): 149–84.
- Ковач, Джон. 2002. «Теория двенадцати тонов». В Кембриджской истории теории западной музыки под редакцией Томаса Кристенсена, 603–627. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Ковач, Джон. 2003. «Йозеф Матиас Хауэр». В «Музыке авангарда двадцатого века » под редакцией Ларри Ситски, 197–202. [Np]: Издательство Greenwood.
- Хауэр, Йозеф Матиас. [ нужна полная цитата ]
- Лихтенфельд, Моника. 2001. «Хауэр, Йозеф Матиас». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, 29 томов, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла, 11: 134–37. Лондон: Издательство Macmillan; Нью-Йорк: Словари Гроува.
- Уиттолл, Арнольд. 2008. Кембриджское введение в сериализм . Кембриджские введения в музыку. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86341-4 (ткань) ISBN 978-0-521-68200-8 (пбк.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ковач, Джон. «В поисках Абсолюта: Шенберг, Хауэр и идея двенадцати тонов», в издании Джона Майкла Спенсера, «Теомузыкология», специальный выпуск журнала Black Sacred Music: A Journal of Theomusicology 8/1 (Duke University Press, 1994): 158–77.
- Хенк, Герберт. « Речь в защиту Хауэра: Герман Хейсс и предыстория письма Томаса Манна Элли Боммерсхайм в 1949 году ». Дейнштедт: Издательство «Компост», 1998. ISBN 3-9802341-3-4 .
- Федоров, Николай. Йозеф Матиас Хауэр: сочинения, манифесты, документы [«Йозеф Матиас Хауэр: сочинения, манифесты, документы»]. Вена: Издание Austrian Music Time, 2003.
- Лански, Пол , Джордж Перл и Дэйв Хедлам. «Двенадцатинотная композиция». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan, 2001.
- Сенгстшмид, Иоганн. Между тропом и игрой с двенадцатью тонами: техника двенадцати тонов Дж. М. Хауэра в избранных примерах [«Между тропом и игрой с двенадцатью тонами: техника двенадцати тонов Дж. М. Хауэра в избранных примерах»]. Регенсбург: Густав Боссе Верлаг , 1980. ISBN 3-7649-2219-2
- Шоу-Миллер, Саймон . Видимые дела музыки: искусство и музыка от Вагнера до Кейджа . Глава 5, Наследие Хауэра «расстроено» и эстетика минимализма в искусстве и музыке», стр. 163–207. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2002.
- Доминик Седивий: Серийная композиция и тональность. Введение в музыку Хауэра и Штайнбауэра под редакцией Гюнтера Фризингера, Гельмута Ноймана, Доминика Седиви, издание mono / monochrom, Вена, 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Страница Йозефа Маттиаса Хауэра (на немецком языке)
- Йозеф Маттиас Хауэр (1883–1959) (на немецком языке, с фотографиями Хауэра)
- Джон Ковач. «Йозеф Матиас Хауэр» (биография).
- База данных тональных рядов и тропов