Ретроградная инверсия
Ретроградная инверсия — музыкальный термин , который буквально означает «назад и вверх тормашками»: « Обратный ряд звучит в обратном порядке». [1] Ретроградный меняет порядок тональности мотива: то, что было первым, становится последним, и наоборот. [2] Это техника, используемая в музыке, особенно в технике двенадцати тонов , где техники инверсии и ретроградности последовательно выполняются в одном и том же тональном ряду , «[т] инверсия простых рядов в обратном порядке от последней высоты звука к первой». [3]
Обычно сначала выполняется инверсия, а затем перевернутая форма переносится назад, чтобы сформировать ретроградную инверсию, так что нетранспонированная ретроградная инверсия заканчивается высотой звука, с которого началась основная форма серии. Однако в своих поздних двенадцатитоновых работах Игорь Стравинский предпочитал противоположный порядок, так что в его диаграммах строк для его исходных наборов использовались обратные ретроградные (IR) формы вместо ретроградных инверсий (RI), хотя он иногда называл их RI в своих эскизы. [5]
Например, формы строки из «Реквиемных песней» следующие:
P0: 0 2 t e 1 8 6 7 9 4 3 5 R0: 5 3 4 9 7 6 8 1 e t 2 0 I0: 0 t 2 1 e 4 6 5 3 8 9 7 RI0: 7 9 8 3 5 6 4 e 1 2 t 0 IR0: 5 7 6 1 3 4 2 9 e 0 8 t
Обратите внимание, что IR — это транспозиция RI, класса высоты звука между последними тонами P и I над RI.
Другие композиции, включающие в свои ряды ретроградные инверсии, включают работы Тадеуша Бэйрда и Карела Гойвартса . В частности, в одном произведении последнего композитора, «Nummer 2» , используется ретроградный повторяющийся двенадцатитоновый ряд B–F ♯ –F–E–G–A ♭ –E ♭ –D–A–B ♭ –D ♭ –C в партия фортепиано. [6] Выполняется в обоих стилях. [ нужны разъяснения ] особенно во внешних частях изделия. Последняя часть Пауля Хиндемита » «Ludus Tonalis , «Постлюдия», представляет собой точную ретроградную инверсию вступительного «Прелюдия» произведения.
Источники
[ редактировать ]- ^ Брюс Бенвард и Мэрилин Надин Сейкер, Музыка: в теории и практике , седьмое издание ( [ нужна полная цитата ] , 2003): Том. Я, стр.310. ISBN 978-0-07-294262-0 .
- ^ Стивен Г. Лайтц, Полный музыкант: комплексный подход к тональной теории, анализу и прослушиванию , третье издание (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2012): стр. 780.
- ^ Бенвард и Сейкер (2003): стр. 359.
- ^ Арнольд Уиттолл, Кембриджское введение в сериализм . Кембриджские введения в музыку (Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2008): стр. 139. ISBN 978-0-521-68200-8 (пбк).
- ^ Пол Шайлер Филлипс, «Загадка« вариаций »: исследование последней работы Стравинского для оркестра», Music Analysis 3, вып. 1 (март 1984 г.): 69–89. Цитирование на стр. 70 и с. 88, н. 6.
- ^ Герман Саббе, Музыкальный сериализм как техника и как метод мышления: исследование логической и исторической последовательности различных применений серийного принципа в музыке периода 1950–1975 годов (Гент: Гентский университет, 1977). : 55.