Тональная игра
Ludus Tonalis («Игра тонов», «Тональная игра» или «Тональная начальная школа» от латинского Ludus Litterarius ) с подзаголовком Kontrapunktische, tonale и Klaviertechnische Übungen ( Контрапункт, тональные и технические исследования для фортепиано ) — фортепиано. произведение Пауля Хиндемита , написанное в 1942 году во время его пребывания в США. Впервые оно было исполнено в 1943 году в Чикаго Уиллардом МакГрегором . Произведение исследует «вопросы техники, теории, вдохновения и коммуникации. По сути, это настоящий каталог зрелого стиля композитора». [ 1 ]
Произведение, состоящее из всех 12 мажорных и/или минорных тональностей , начинается с трёхчастного прелюдия до мажор, напоминающего Иоганна Себастьяна Баха , токкаты и заканчивается Постлюдией, которая представляет собой точную ретроградную инверсию Прелюдии. Между ними есть двенадцать трехчастных фуг, разделенных одиннадцатью интерлюдиями, начинающимися в тональности предыдущей фуги и заканчивающимися в тональности следующей фуги (или в другой тональности, очень близкой к ней). Тональности фуг следуют порядку его Серии 1 и используют ключевую ноту C (см. «Ремесло музыкальной композиции »). [ 2 ]
Ludus Tonalis был задуман как эквивалент « Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха в двадцатом веке . [ 3 ] Однако, в отличие от произведений Баха, нефугальные пьесы в Ludus Tonalis часто повторяют основную тему произведения. [ нужна ссылка ]
Ludus Tonalis можно рассматривать как наиболее прямое применение теории Хиндемита о том, что все двенадцать тонов одинаково темперированной гаммы относятся к одному из них (называемому тоникой или ключевой нотой). Сродство каждой ноты с основной напрямую связано с ее положением на гармонической гамме. В этой системе двойственность мажор-минор бессмысленна, и практика модуляции отпадает. [ 3 ] хотя во второй фуге происходит модуляция темы, создающая растущее напряжение.
Структура
[ редактировать ]Ludus Tonalis состоит из 25 частей: [ 4 ]
- Прелюдий. Частично в C (мм. 1–32) и частично в F ♯ (мм. 34–47)
- Первый побег на C: Тройной побег
- Интерлюдия: Романтическая импровизация
- Второй заезд в G: Dance in 5
8 раз - Интерлюдия: Пастораль
- Фуга терция в F: Зеркальная фуга , где вторая половина является точной ретроградностью первой, за исключением голосовых дополнений на концах.
- Интерлюдия: Народный танец ( Гавот )
- Четвертая фуга в A: Двойная фуга
- Интерлюдия: прелюдия в стиле барокко
- Пятая фуга в E: Gigue
- Интерлюдия: Романтическая миниатюра ( в стиле Шопена )
- Секста фуги ми ♭ : стиль рококо
- Интерлюдия: март
- Седьмая фуга A ♭ : Романтический стиль
- Интерлюдия: Романтическая миниатюра ( стиль Брамса )
- Октавная фуга ре мажор: Танец 5
4 раза (хотя и указано в 4
4 ) - Интерлюдия: токката в стиле барокко
- Фуга нона in B ♭ : Фуга трансформации субъекта.
- Интерлюдия: Пастораль
- Десятая фуга ре мажор ♭ : Инверсионная фуга.
- Интерлюдия: Народный танец ( Текущий )
- Одиннадцатая фуга B ( канон ): Сопровождаемый канон
- Интерлюдия: Романтический вальс
- Двенадцатая фуга фа ♯ : Стретто- фуга.
- Постлюдия: ретроградная инверсия Прелюдии.
Вокруг центра цикла (марша) наблюдается поразительная симметрия. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сатола, Марк (2005). «Людус Тоналис», Весь музыкальный путеводитель по классической музыке , стр.612. Хэл Леонард. ISBN 9780879308650 .
- ^ Типпетт, Майкл (1995). Типпетт о музыке , стр.77. Оксфордский университет. ISBN 9780198165422 .
- ^ Перейти обратно: а б Виньяль, Марк (1990). Примечания к Хиндемиту: Соната №. 2 и Людус Тоналис в исполнении Святослава Рихтера . Pyramid Records, нет. 13497.
- ^ Перейти обратно: а б Брюн, Зиглинд (1996). «Симметрия и диссимметрия в Ludus Tonalis Пауля Хиндемита», Symmetry: Culture and Science , vol. 7, нет. 2, 116–132.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ludus Tonalis Пауля Хиндемита : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур