Святая Сусанна
Опера Пауля Хиндемита | |
![]() Композитор в 1923 году | |
Либреттист | Август Страмм |
---|---|
Язык | немецкий |
Премьера | 26 марта 1922 г. |
«Святая Сусанна» — ранняя опера Пауля Хиндемита одноактная на немецкое либретто Августа Страмма . Его премьера состоялась 26 марта 1922 года в Опере Франкфурта .
Это произведение является его третьим и последним в триптихе одноактных опер под влиянием экспрессионизма - две предыдущие - Mörder, Hoffnung der Frauen op. 12 (1921) и Das Nusch-Nuschi op. 20 (1921) - как и предыдущие произведения, шокировало концертную публику Франкфурта, предоставив молодому композитору повышенное критическое внимание и известность.
Фон
[ редактировать ]Sancta Susanna исследует взаимосвязь между безбрачием и похотью в христианстве , изображая спуск женского монастыря в сексуальное безумие. Хиндемита, примерно в это время своей карьеры, часто считали «двадцатичетырехлетним парнем, балующимся сферой немецкого экспрессионизма», и хотя ее нельзя назвать полноценным произведением экспрессионизма , опера, несомненно, демонстрирует значительная рефлексия композитора к таким современным художественным тенденциям.
Как и его современники, Хиндемит говорил о начале двадцатого века как о времени, когда «старый мир взорвался», и художники были вынуждены осмысливать этот изменившийся мир, игнорируя в значительной степени установленные коды и условности. в некоторых случаях - на века. Таким образом, в либретто (из известного поэта-экспрессиониста и драматурга Августа Страмма) ремарки доминируют над речью, которая сильно фрагментирована многоточиями и неполными фразами. Центральное место в опере занимает экспрессионистская идея шока как средства самовыражения, и в музыкальном плане это было достигнуто в значительной степени за счет доведения гармонических и тональных процессов «до самых пределов тональности». Однако Хиндемит не отказался полностью от формализма, и работа структурирована в ряде вариаций.
Критическая реакция
[ редактировать ]Споры, вызванные оперой после ее премьеры, отражены в трудностях, с которыми столкнулся Хиндемит при исполнении произведения. Среди его проблем был поиск компетентного и желающего дирижера. Фриц Буш, представивший первые оперы композитора и считавшийся одновременно прогрессивным человеком и защитником творчества Хиндемита, отказался предложить свои услуги по моральным соображениям. После премьеры современный критик Карл Грунский написал, что спектакль «означает осквернение наших культурных учреждений», а на представлении в Гамбурге посетители концерта были обязаны дать письменное обещание не вызывать беспорядков во время спектакля. Даже совсем недавно, в 2007 году, исполнение произведения вызвало критику со стороны христианских организаций.
В то же время, поскольку оно вызвало споры, «Святая Сусанна» (и в более общем плане оперный триптих Хиндемита) получила высокую оценку за свое техническое совершенство. В 1930 году Мэрион Скотт написала в «Трудах музыкальной ассоциации», что, хотя содержание его ранних опер, несомненно, «ужасно», их «музыкальное великолепие столь же несомненно, а «Святая Сюзанна» — самая умная из всех». В статье он описывается как «признанный лидер «новой музыки»», и в немалой степени такому признанию способствовали его провокационные ранние произведения.
Роли
[ редактировать ]- Старая монахиня, контральто
- Клементия, контральто
- Сюзанна сопрано
Краткое содержание
[ редактировать ]Опера начинается ночью в монастыре, главная героиня Сюзанна лежит в молитве перед алтарем. К ней приближается несколько фигур, самой известной из которых является сестра Клементия, которая заявляет, что Сюзанна больна и «почти больше не живет на этой земле». Диалог подкреплен высокой педалью органа и - в сочетании с традиционными экстра-музыкальными звуками, такими как звон колоколов, - усиливает ощущение полного погружения и помогает усилить ритуальные и религиозные темы.
Сюзанна все больше соблазняется и подавляется, сначала сладкими ароматами и звуками, проникающими через окно часовни, но вскоре и физическим присутствием ее служанки и ее любовника. После того, как Сюзанна обратилась к сатане на латыни, сестра Клементия предостерегает ее рассказом о монахине, сестре Беате, которая поддалась своим эротическим фантазиям и в качестве наказания была замурована за алтарем. Сусанна, уже не способная воздерживаться, сбрасывает покрывало, срывает набедренную повязку с стоящего перед ней распятия и требует такого наказания от монахинь, собравшихся теперь вокруг нее. В музыкальном плане этот финал состоит из головокружительной последовательности деревянных духовых и струнных, резко оборванной пронзительно диссонирующим, но динамично сдержанным аккордом на верхних струнах. После этого соревнуются вокальные и духовые силы – монахини теперь скандируют «Сатана» – в оглушительной и насыщенной серии аккордовых обменов.
Источники
[ редактировать ]- Шуберт, Гизельер . (2004) Оперная трилогия Хиндемита, ( ссылка )
- _____ (2007) «Пол Хиндемит», Grove Music Online
- Скотт, Мэрион. (1930) «Пауль Хиндемит: его музыка и ее характеристики», Труды Музыкальной ассоциации , 56-я сессия. п. 91–108
- Скелтон, Джеффри. (2007) «Святая Сусанна», Grove Music Online
- Страмм, август; Маркс, Генри; О'Брайен, Эдвард Дж. (1975), «Святая Сусанна», Обзор драмы: TDR 19 (3): 18–23.
- Томас, Кристофер Дж. (1988) «Записи», Opera Quarterly 6 (1): 139