Пунктуализм
Пунктуализм (обычно также называемый « пуантилизмом » или « точечной музыкой ») — это стиль музыкальной композиции, распространенный в Европе в период с 1949 по 1955 год, «структуры которого преимущественно передаются от тона к тону, без каких-либо вышестоящих формальных концепций». применения [2] Проще говоря: «музыка, состоящая из отдельно сформированных частиц - как бы сложно они ни были составлены - [называется] пунктуальной музыкой, в отличие от линейной, групповой или массовой музыки», [3] в источнике выделено жирным шрифтом). Это было достигнуто путем присвоения каждой ноте в композиции значений, взятых из шкалы высоты тона , длительности , динамики и характеристик атаки , что привело к «более сильной индивидуализации отдельных тонов». [4] Еще одним важным фактором было сохранение дискретных значений всех параметров музыки. Пунктуальная динамика, например.
означают, что все динамические степени фиксированы; одна точка будет напрямую связана с другой на выбранном масштабе, без каких-либо промежуточных переходов или жестов. Линейная динамика, напротив, предполагает переходы от одной данной амплитуды к другой: крещендо, декрещендо и их комбинации. Эту вторую категорию можно определить как динамическое глиссандо, сравнимое с глиссандо по высоте и темпу (accelerando, ritardando). [5]
«Почти аналитический фокус на отдельных событиях, а затем переход между ними, привносит в эту музыку тишину, далекую от жестикуляции других произведений». [6] С чисто технической точки зрения термин «пунктуальный» имеет смысл «точки пересечения параметров» в серийной музыке . [7]
Ретроспективно приписываемый музыке Антона Веберна , этот термин был первоначально придуман на немецком языке ( punktuelle Musik ) Карлхайнцем Штокхаузеном и Гербертом Эймертом (который также использовал выражение «звездная музыка») для описания таких произведений, как Оливье Мессиана «Mode de» . valeurs et d'intensités» (1949). [8] Однако чаще всего он ассоциируется с серийными композициями, такими как Пьера Булеза » «Структуры , книга 1 (1952), Карела Гойвартса и «Соната для двух фортепиано» « Номер 2 для тринадцати инструментов» (1951), » Лучано Берио и «Ноны « Луиджи». Ноно Polifonica –Monodia–Ritmica , а также некоторые ранние сочинения Штокхаузена, такие как Kreuzspiel . [9] [8] [10] Герман Саббе , однако, утверждает, что «Штокхаузен, строго говоря, никогда не сочинял пунктуально». [11] Эймерт предвидел проблемы «из-за распространенного во французской живописи термина « пуантилизм » [нем. Pointillismus ]. Было бы ошибочно полагать, что картины Сёра и его современников превращались в музыку». [12] В живописи пуантилизм (также называемый неоимпрессионизмом) — это метод конца XIX века, при котором на холст наносятся небольшие «точки» (точки или штрихи) чистого цвета; на расстоянии они сливаются и создают эффект другого цвета и повышенной яркости. Этот стиль, являющийся развитием импрессионистской теории цвета, был создан французскими художниками Жоржем Сёра и Полем Синьяком . [13]
Как рассказывает Штокхаузен, путаница во французском языке возникла немедленно:
Я до сих пор помню, как в Париже я использовал выражение «пунктуальная музыка» как термин для моих KREUZSPIEL, SPIEL для оркестра, SCHLAGQUARTETT и так далее. Пьер Булез поправил меня: « Пуантилисте, la musique pointilliste! », а я ответил: « Non, ponctuelle ». Он ответил: «Что же это такое? Это вообще не по-французски, это слово пуантилист ». Я объяснил: « Non, il faut faire focus , а то люди могли бы подумать, что мы говорим о музыкальном импрессионизме ... Сёра рисовал маленькие точки: точки за точками, разных цветов и размеров, чтобы дерево переливалось... С точки зрения техники нет никакой связи между музыкальным импрессионизмом и живописным импрессионизмом. Вот почему я использую термин musique ponctuelle ». И musique ponctuelle , и musique pointilliste можно увидеть и сегодня. [12]
Фактически, еще в 1922 году французское слово пуантилизм , отсылающее к технике живописи Сёра, было применено к музыке в этом противоположном смысле «мозаичного метода построения, бесконечного накопления мелких и незначительных неорганических деталей», имея в виду Шёнберга Оперы Арнольда «Erwartung» и «Die glückliche Hand» . [14]
(Альтернативный перевод punktuelle Musik / musique punctelle — «точечная музыка», [15] но он не получил широкого распространения.)
Концепция и ее цель были впервые сформулированы в печати Пьером Булезом в его статье 1954 года «Recherches maintenant»: «Тем не менее, несмотря на избыток арифметики, мы достигли определенной «пунктуальности» звука — под этим я буквально имею в виду пересечение различных функциональных возможностей в данной точке. Чем вызван этот «пунктуальный» стиль? Оправданный отказ от тематизма ». [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уиттолл 2008 , с. 178.
- ^ Эссл 1989 , с. 93.
- ^ Штокхаузен 1998 , с. 452.
- ^ Фризиус 1998 .
- ^ Булез 1971 , с. 60.
- ^ Грант 2001 , с. 78.
- ^ Эггебрехт 1974 .
- ^ Jump up to: а б Штокхаузен 1989 , стр. 34–35.
- ^ Хикс 1989 , с. 258.
- ^ Туп 2005 , с. 3.
- ^ Саббе 1981 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Штокхаузен 1998 , с. 451.
- ^ Анон. 2018 .
- ^ Грей 1922 , с. 84.
- ^ Липпман 1992 , с. 417.
- ^ Булез 1991 , с. 16.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Анон. (2018). "Пуантилизм". Энциклопедия Нового Света Funk & Wagnalls .
- Булез, Пьер . 1971. Булез на Music Today , перевод Сьюзен Брэдшоу и Ричарда Родни Беннета . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Булез, Пьер. 1991. Подведение итогов ученичества , перевод Стивена Уолша , с введением Роберта Пенчиковски. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-311210-8 .
- Эггебрехт, Ганс Генрих . 1974. "Точечная музыка". В книге «О терминологии музыки ХХ века». Отчет о 2-м коллоквиуме Фонда Валькера 9-10 марта 1972 г. во Фрайбурге/Брайсгау . Публикации Фонда исследований органов Уолкера 5 под редакцией Ганса Генриха Эггебрехта, 162–187. Штутгарт: Музыковедческое издательство.
- Эссль, Карлхайнц . 1989. «Аспекты сериала в Штокхаузене». В: Wien Modern '89 , под редакцией Лотара Кнесселя, 90–97. Вена: Вена Модерн .
- Фризиус, Рудольф. 1998. «Серийная музыка». В: Музыка в прошлом и настоящем . Второе, вновь составленное издание под редакцией Людвига Финшера , часть 1 (фактический раздел), т. 8 (перекрестный Швейцарский). Кассель и Нью-Йорк: Bärenreiter; Штутгарт: Мецлер. ISBN 978-3-7618-1109-2 ( Баеренрайтер ) ISBN 978-3-476-41008-5 (Мецлер).
- Грант, М[ораг]. Ж[озефина]. 2001. Серийная музыка, Серийная эстетика: композиционная теория в послевоенной Европе . Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Грей, Сесил (1922). «Арнольд Шенберг. Критическое исследование». Музыка и письма . 3 (1): 73–89. дои : 10.1093/мл/III.1.73 . JSTOR 726830 .
- Хикс, Майкл (1989). Лучано Берио «Экзорцизм и Богоявление: Ноны ». Перспективы новой музыки . 27 (2): 252–268. дои : 10.2307/833415 . JSTOR 833415 . ПроКвест 1298106150 .
- Липпман, Эдвард. 1992. История западной музыкальной эстетики . Линкольн и Лондон: Издательство Университета Небраски.
- Саббе, Герман. 1981. «Единство периода Штокхаузена ...: Новые способы понимания серийного развития, основанные на ранних работах Штокхаузена и Гойвартса. Представлено на основе писем Штокхаузена Гёвартсу». В: Music Concepts 19: Карлхайнц Штокхаузен: ... как прошло время ... под редакцией Хайнца-Клауса Мецгера и Райнера Рина , 5–96. Мюнхен: Текст издания + Критика.
- Штокхаузен, Карлхайнц . 1989. Штокхаузен о музыке: лекции и интервью , составлено Робином Макони . Лондон и Нью-Йорк: Мэрион Боярс. ISBN 0-7145-2887-0 (ткань), ISBN 0-7145-2918-4 (пбк).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1998. «Дела идут на поправку». В: Штокхаузен, Тексты о музыке 1984–1991 , вып. 9:391–512. Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Топ, Ричард . 2005. Шесть лекций со Штокхаузенских курсов Кюртен 2002 . Издательство Штокхаузен. ISBN 3-00-016185-6 .
- Уиттолл, Арнольд . 2008. Кембриджское введение в сериализм . Кембриджские введения в музыку. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86341-4 (в твердом переплете) ISBN 978-0-521-68200-8 (пбк).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Моелантс, Дирк (1 марта 2000 г.). «Статистический анализ написанной и исполняемой музыки. Исследование композиционных принципов и проблем координации и выразительности в «пунктуальной» серийной музыке». Журнал исследований новой музыки . 29 (1): 37–60. дои : 10.1076/0929-8215(200003)29:01;1-P;FT037 . S2CID 62159496 .
- Саббе, Герман (1994). «Гойвартс и начало «пунктуального» сериализма и электронной музыки». Revue belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения . 48 : 55–94. дои : 10.2307/3687128 . JSTOR 3687128 .