Jump to content

Пунктуализм

Неупорядоченная серия Оливье Мессиана по высоте, длительности, динамике и артикуляции из предсерийного Mode de valeurs et d'intensités , только верхний раздел, которую Пьер Булез адаптировал как упорядоченный ряд для своих Структур I. [1]

Пунктуализм (обычно также называемый « пуантилизмом » или « точечной музыкой ») — это стиль музыкальной композиции, распространенный в Европе в период с 1949 по 1955 год, «структуры которого преимущественно передаются от тона к тону, без каких-либо вышестоящих формальных концепций». применения [2] Проще говоря: «музыка, состоящая из отдельно сформированных частиц - как бы сложно они ни были составлены - [называется] пунктуальной музыкой, в отличие от линейной, групповой или массовой музыки», [3] в источнике выделено жирным шрифтом). Это было достигнуто путем присвоения каждой ноте в композиции значений, взятых из шкалы высоты тона , длительности , динамики и характеристик атаки , что привело к «более сильной индивидуализации отдельных тонов». [4] Еще одним важным фактором было сохранение дискретных значений всех параметров музыки. Пунктуальная динамика, например.

означают, что все динамические степени фиксированы; одна точка будет напрямую связана с другой на выбранном масштабе, без каких-либо промежуточных переходов или жестов. Линейная динамика, напротив, предполагает переходы от одной данной амплитуды к другой: крещендо, декрещендо и их комбинации. Эту вторую категорию можно определить как динамическое глиссандо, сравнимое с глиссандо по высоте и темпу (accelerando, ritardando). [5]

«Почти аналитический фокус на отдельных событиях, а затем переход между ними, привносит в эту музыку тишину, далекую от жестикуляции других произведений». [6] С чисто технической точки зрения термин «пунктуальный» имеет смысл «точки пересечения параметров» в серийной музыке . [7]

Ретроспективно приписываемый музыке Антона Веберна , этот термин был первоначально придуман на немецком языке ( punktuelle Musik ) Карлхайнцем Штокхаузеном и Гербертом Эймертом (который также использовал выражение «звездная музыка») для описания таких произведений, как Оливье Мессиана «Mode de» . valeurs et d'intensités» (1949). [8] Однако чаще всего он ассоциируется с серийными композициями, такими как Пьера Булеза » «Структуры , книга 1 (1952), Карела Гойвартса и «Соната для двух фортепиано» « Номер 2 для тринадцати инструментов» (1951), » Лучано Берио и «Ноны « Луиджи». Ноно Polifonica –Monodia–Ritmica , а также некоторые ранние сочинения Штокхаузена, такие как Kreuzspiel . [9] [8] [10] Герман Саббе [ nl ] , однако, утверждает, что «Штокхаузен, строго говоря, никогда не сочинял пунктуально». [11] Эймерт предвидел проблемы «из-за распространенного во французской живописи термина « пуантилизм » [нем. Pointillismus ]. Было бы ошибочно полагать, что картины Сёра и его современников превращались в музыку». [12] В живописи пуантилизм (также называемый неоимпрессионизмом) — это метод конца XIX века, при котором на холст наносятся небольшие «точки» (точки или штрихи) чистого цвета; на расстоянии они сливаются и создают эффект другого цвета и повышенной яркости. Этот стиль, являющийся развитием импрессионистской теории цвета, был создан французскими художниками Жоржем Сёра и Полем Синьяком . [13]

Как рассказывает Штокхаузен, путаница во французском языке возникла немедленно:

Я до сих пор помню, как в Париже я использовал выражение «пунктуальная музыка» как термин для моих KREUZSPIEL, SPIEL для оркестра, SCHLAGQUARTETT и так далее. Пьер Булез поправил меня: « Пуантилисте, la musique pointilliste! », а я ответил: « Non, ponctuelle ». Он ответил: «Что же это такое? Это вообще не по-французски, это слово пуантилист ». Я объяснил: « Non, il faut faire focus , а то люди могли бы подумать, что мы говорим о музыкальном импрессионизме ... Сёра рисовал маленькие точки: точки за точками, разных цветов и размеров, чтобы дерево переливалось... С точки зрения техники нет никакой связи между музыкальным импрессионизмом и живописным импрессионизмом. Вот почему я использую термин musique ponctuelle ». И musique ponctuelle , и musique pointilliste можно увидеть и сегодня. [12]

Фактически, еще в 1922 году французское слово пуантилизм , отсылающее к технике живописи Сёра, было применено к музыке в этом противоположном смысле «мозаичного метода построения, бесконечного накопления мелких и незначительных неорганических деталей», имея в виду Шёнберга Оперы Арнольда «Erwartung» и «Die glückliche Hand» . [14]

(Альтернативный перевод punktuelle Musik / musique punctelle — «точечная музыка», [15] но он не получил широкого распространения.)

Концепция и ее цель были впервые сформулированы в печати Пьером Булезом в его статье 1954 года «Recherches maintenant»: «Тем не менее, несмотря на избыток арифметики, мы достигли определенной «пунктуальности» звука — под этим я буквально имею в виду пересечение различных функциональных возможностей в данной точке. Чем вызван этот «пунктуальный» стиль? Оправданный отказ от тематизма ». [16]

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Анон. (2018). "Пуантилизм". Энциклопедия Нового Света Funk & Wagnalls .
  • Булез, Пьер . 1971. Булез на Music Today , перевод Сьюзен Брэдшоу и Ричарда Родни Беннета . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  • Булез, Пьер. 1991. Подведение итогов ученичества , перевод Стивена Уолша , с введением Роберта Пенчиковски. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN   0-19-311210-8 .
  • Эггебрехт, Ганс Генрих . 1974. "Точечная музыка". В книге «О терминологии музыки ХХ века». Отчет о 2-м коллоквиуме Фонда Валькера 9-10 марта 1972 г. во Фрайбурге/Брайсгау . Публикации Фонда исследований органов Уолкера 5 под редакцией Ганса Генриха Эггебрехта, 162–187. Штутгарт: Музыковедческое издательство.
  • Эссль, Карлхайнц . 1989. «Аспекты сериала в Штокхаузене». В: Wien Modern '89 , под редакцией Лотара Кнесселя, 90–97. Вена: Вена Модерн .
  • Фризиус, Рудольф. 1998. «Серийная музыка». В: Музыка в прошлом и настоящем . Второе, вновь составленное издание под редакцией Людвига Финшера , часть 1 (фактический раздел), т. 8 (перекрестный Швейцарский). Кассель и Нью-Йорк: Bärenreiter; Штутгарт: Мецлер. ISBN   978-3-7618-1109-2 ( Баеренрайтер ) ISBN   978-3-476-41008-5 (Мецлер).
  • Грант, М[ораг]. Ж[озефина]. 2001. Серийная музыка, Серийная эстетика: композиционная теория в послевоенной Европе . Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Грей, Сесил (1922). «Арнольд Шенберг. Критическое исследование». Музыка и письма . 3 (1): 73–89. дои : 10.1093/мл/III.1.73 . JSTOR   726830 .
  • Хикс, Майкл (1989). Лучано Берио «Экзорцизм и Богоявление: Ноны ». Перспективы новой музыки . 27 (2): 252–268. дои : 10.2307/833415 . JSTOR   833415 . ПроКвест   1298106150 .
  • Липпман, Эдвард. 1992. История западной музыкальной эстетики . Линкольн и Лондон: Издательство Университета Небраски.
  • Саббе, Герман. 1981. «Единство периода Штокхаузена ...: Новые способы понимания серийного развития, основанные на ранних работах Штокхаузена и Гойвартса. Представлено на основе писем Штокхаузена Гёвартсу». В: Music Concepts 19: Карлхайнц Штокхаузен: ... как прошло время ... под редакцией Хайнца-Клауса Мецгера и Райнера Рина , 5–96. Мюнхен: Текст издания + Критика.
  • Штокхаузен, Карлхайнц . 1989. Штокхаузен о музыке: лекции и интервью , составлено Робином Макони . Лондон и Нью-Йорк: Мэрион Боярс. ISBN   0-7145-2887-0 (ткань), ISBN   0-7145-2918-4 (пбк).
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1998. «Дела идут на поправку». В: Штокхаузен, Тексты о музыке 1984–1991 , вып. 9:391–512. Кюртен: Издательство Штокхаузен.
  • Топ, Ричард . 2005. Шесть лекций со Штокхаузенских курсов Кюртен 2002 . Издательство Штокхаузен. ISBN   3-00-016185-6 .
  • Уиттолл, Арнольд . 2008. Кембриджское введение в сериализм . Кембриджские введения в музыку. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-86341-4 (в твердом переплете) ISBN   978-0-521-68200-8 (пбк).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab3612a92aae57e97c30c05bf0065b5e__1652484180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/5e/ab3612a92aae57e97c30c05bf0065b5e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Punctualism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)