Карел Гоэйвертс
Карел Август Гойвартс (8 июня 1923 — 3 февраля 1993) — бельгийский композитор.
Жизнь
[ редактировать ]Гойвартс родился в Антверпене , где учился в Королевской фламандской музыкальной консерватории ; Позже он изучал композицию в Париже у Дариуса Мийо и анализ у Оливье Мессиана . Он также изучал волны Мартено у Мориса Мартено , который изобрел этот инструмент. [1]
В 1951 году Гойвартс посетил знаменитую Дармштадтскую летнюю школу новой музыки , где познакомился с Карлхайнцем Штокхаузеном , который был на пять лет младше его. Оба были набожными католиками и нашли способы интегрировать религиозную нумерологию в свои серийные композиции. Они погрузились в разговор и исполнили там часть из Сонаты для двух фортепиано «Номер 1» Гойвартса в курсе композиции Теодора Адорно . Они оба были поражены, впервые услышав » Мессиана « Mode de valeurs et d'intensités (из «Четырех этюдов ритма ») в записи композитора, которую Антуан Голеа сыграл на лекции. Этот опыт вместе убедил Штокхаузена, что ему следует учиться у Мессиана. [ нужна ссылка ]
Гойвартс очень обрадовался в 1952 году, когда узнал, что Штокхаузен имел доступ в Париже к генератору синусоидальных волн . Гойвартс видел в них важное открытие для музыки: максимально чистый звук. В то время Штокхаузен не разделял его энтузиазма, отчасти из-за неспособности имеющегося оборудования накладывать синусоидальные тона. Лишь позже, заняв свой новый пост в NWDR студии электронной музыки в Кёльне, Штокхаузен нашел более подходящее оборудование, в июле 1953 года. [2] Гойвартса Одной из первых работ, созданных там, была «Nr.» . 5 с Pure Tones , который Штокхаузен помог реализовать своему другу. (Когда Штокхаузен, казалось бы, отказался от работы с синусоидами и вернулся к написанию сочинений для фортепиано соло, Гойвартс почувствовал, что Штокхаузен отказывается от важного открытия, и сам занялся этим вопросом с философской точки зрения.) [ нужна ссылка ]
Были некоторые разногласия по поводу того, кто написал первую европейскую «тотальную» серийную композицию . Его номер 2 (1951) для 13 инструментов - один из претендентов. [3] как и его Соната для двух фортепиано № 1 (1950) и Соната для двух фортепиано Мишеля Фано (1950), в зависимости от определений «тотального сериализма». [4]
После ухода на некоторое время из музыкального мира, в 1970 году он принял должность в Институте психоакустической и электронной музыки (IPEM) в Генте , что привело к нескольким другим назначениям в Бельгии. Его работы, созданные после 1975 года, отражают аспекты минимализма , наиболее известными примерами которых являются серия из пяти ектений (1979–82) и его последняя работа, опера «Водолей» (1983–92). Хотя минимализм обычно рассматривается как реакция на сериализм, для Гойвартса обе техники были просто подкатегориями нединамической, «статической музыки». [5] Анализ его ранних серийных композиций (особенно электронного № 4, met dode tonen [с мертвыми тонами] и Nr. 5, met zuivere tonen [с чистыми тонами]) показывает, насколько на самом деле близки связи. [6] Гойвартс внезапно скончался в 1993 году в своем родном городе Антверпене.
Избранные работы
[ редактировать ]- Опера: Водолей (1983–92)
- Оркестр
- Концерт для скрипки № 1 (1948)
- Концерт для скрипки № 2 (1951)
- Летние игры (1961)
- Как в зависимости (1971)
- Литания III (1980)
- Водолей (концертная версия) (1991)
- Ансамбль
- Три лидера на двадцать шесть гидролокаторов (1949 г.)
- Нет. 2 для 13 инструментов (1951)
- Нет. 3 со смычковыми и ударными нотами (1952)
- Нет. 6 со 180 звуковыми объектами (1954)
- Чтобы плоды созрели этим летом , для 14 инструментов эпохи Возрождения, на которых играют семь музыкантов (1975 или 1976 года)
- Сначала лицо... (1978)
- Водолею (1984)
- Приключение (1985)
- Святой город (1986)
- Волосы (1990)
- Вокально-инструментальная
- Элегическая музыка (1950)
- Месса для Папы Иоанна XXIII (1968)
- Белиза в саду (1972)
- Литания IV , для сопрано, флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели (1981)
- Голоса Водолея (1985)
- Хор: Мой милый пилот тоже засыпает (1976)
- Камерная музыка
- Оп. 1, Соната для 2-х фортепиано (1951)
- О, Голгофа! , для ударных, арфы и органа (1975)
- Похороны музыкальной головы Орфея для 6 волн Мартено (1978)
- Литания II , для 3-х перкуссионистов (1980)
- Эмстел-квартет (1985)
- «Семь печатей » для струнного квартета (1986)
- Для струнного квартета (1992)
- Фортепиано
- Литании I (1979)
- Шаг за шагом (1985)
- Лента:
- Нет. 4 с мертвыми нотами (1952)
- Нет. 5 с чистыми тонами (1953)
- Нет. 7 со сходящимися и расходящимися уровнями (1955)
- Отголоски театра I – II (1972)
- Инструмент(ы) плюс кассета:
- Пьеса для фортепиано и кассеты (1964)
- Фортепианный квартет (1972)
- Ты больше никогда не будешь одинок (1975)
- Литания V , для клавесина и кассеты (1982)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Делар 2001 .
- ^ Туп 1979 .
- ^ Делаер 1994 , с. 13.
- ^ Туп 1974 .
- ^ Делаер, Бейренс и Стейплс 2004 , стр. 32–33.
- ^ Саббе 1977 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Делар, Марк. 1994. «Проекция во времени и пространстве базовой структуры, порождающей идеи. Музыка Карела Гойвартса» Revue belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения 48:11–14.
- Делар, Марк. 2001. «Гойвартс, Карел (август)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Делар, Марк, Маартен Бейренс и Хилари Стейплс. 2004. «Минимальная музыка в странах Бенилюкса». Журнал Королевского общества истории голландской музыки 54, вып.
- Саббе, Герман. 1977. Музыкальный сериализм как техника и как метод мышления: исследование логической и исторической последовательности различных применений серийного принципа в музыке периода 1950–1975 годов . Гент: Университет Гента.
- Туп, Ричард . 1974. «Мессиан / Гойвартс, Фано / Штокхаузен, Булез». Перспективы новой музыки 13, вып. 1 (осень-зима): 141–169.
- Туп. Ричард. 1979. «Штокхаузен и синусоидальная волна: история неоднозначных отношений». Музыкальный ежеквартальный журнал 65, № 3, 379–391.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейренс, Мартен. 2003. «Минималистские методы с европейской точки зрения. Анализ Pour que lesfruit mûrissent cet été Карела Гойвартса ». Revue Belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения 57:215–229.
- Бейренс, Мартен. 2013. Европейский минимализм и модернистская проблема. В сборнике исследований Эшгейта по минималистской и постминималистской музыке под редакцией Кейта Поттера, Кайла Ганна и Пуйла ап Сиона, 61–86. Фарнхэм: Издательство Ashgate; Берлингтон: Издательство Ashgate; Нью-Йорк и Абингтон: Рутледж. ISBN 978-1-4094-3549-5 (ткань); ISBN 978-1-3156-1326-0 (электронная книга).
- Кристианс, январь 2003 г. «Абсолютная чистота, проецируемая в звук»: Гойвартс, Хайдеггер и ранний сериализм». Перспективы новой музыки 41, вып. 1 (зима): 168–178.
- Декрупе, Паскаль и Елена Унгехойер. 1994. «Карел Гойвартс и музыка из сериалов». Revue Belge de Musicologie 48:95–118.
- Делар, Марк. 1996. «Пионер серийной, электронной и минималистической музыки: бельгийский композитор К. Гойвартс». Темп 195:2–5.
- Делар, Марк. 2009. «Утопия остается: О постановке премьеры оперы «Водолей» Карела Гойвартса в Антверпене». MusicTexts: Журнал новой музыки , № 122 (август): 79–80.
- Делар, Марк. 2016. «Переписка Штокхаузена-Гойвартса и эстетические основы сериализма в начале 1950-х годов». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, 20–34. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN 978-3-95593-068-4 .
- Гойвертс, Карел. 1994. «Париж-Дармштадт 1947–1956». Revue Belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения 48:35–54.
- Гойвертс, Карел. 2010. Самоотверженная музыка: тексты, письма, разговоры , под редакцией Марка Делара. Кёльн: Издание MusikTexte. ISBN 978-3-9813319-1-2 .
- Лисенс, Джеф и Диана фон Фольборт-Дэнис. 1994. «Карел Гойвартс: хронологический обзор произведений». Revue Belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения 48:15–34.
- Моэлантс, Дирк. «Статистический анализ написанной и исполняемой музыки: исследование композиционных принципов и проблем координации и выражения в« пунктуальной »серийной музыке». Журнал исследований новой музыки 29, вып. 1 (март): 37–60.
- Полс, Райндер. 1994. «Время близко: апокалиптическая утопия Карела Гойвартса в его опере « Водолей ». Revue belge de Musicologie / Бельгийский музыковедческий журнал 48:151–71.
- Райнингхаус, Фридер. 2009. «Водолей плещется: премьера музыки Водолея Карела Гойвартса состоялась на сцене Антверпена». Новый музыкальный журнал , № 5 (сентябрь – октябрь): 78.
- Саббе, Герман. 1972. «Музыкальная мысль Карела Гойвартса по отношению к творчеству Карлхайнца Штокхаузена: вклад в историю ранней сериальной и электронной музыки 1950–1956». Интерфейс 2:101–113.
- Саббе, Герман. 1981. «Единство периода Штокхаузена ...: Новые способы понимания серийного развития, основанные на ранних работах Штокхаузена и Гойвартса. Представлено на основе писем Штокхаузена Гёвартсу». В Music Concepts 19: Карлхайнц Штокхаузен: ... как прошло время ... под редакцией Хайнца-Клауса Мецгера и Райнера Рина , 5–96. Мюнхен: Текст издания + Критика.
- Саббе, Герман. 1994. «Гойвартс и начало «пунктуального» сериализма и электронной музыки». Revue Belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения 48:55–94.
- Саббе, Герман. 2005. «Парадигма« Абсолютной музыки »: № 4 Гойвартса как Numerus Sonorus ». Revue Belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения 59:243–251.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография и список работ в Новом музыкальном центре MATRIX
- После банкротства CeBeDeM в 2015 году в Брюссельской консерватории Конинклийк теперь хранится большинство работ и рукописей Гойвартса.
- Веб-сайт Карела Гойвартса, созданный Центром новой музыки MATRIX
- Донемус Паблишинг
- 1923 рождения
- 1993 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Бельгийские композиторы-классики
- Бельгийские композиторы-классики мужского пола
- Бельгийские композиторы ЛГБТ
- Классические композиторы ЛГБТ
- Ондисты
- Ученики Дариуса Мийо
- Двенадцатитоновые и серийные композиторы
- Бельгийские музыканты-мужчины ХХ века