Четыре исследования ритма
Quatre Études de rythme (Четыре ритмических этюда) — набор из четырёх фортепианных произведений Оливье Мессиана , написанных в 1949 и 1950 годах. Их исполнение длится от 15 до 20 минут.
История
[ редактировать ]Четыре пьесы, которые композитор в совокупности назвал «Этюды ритма» , не являются «циклом», как более ранние «Вечеринки с уважением к ребенку-Иисусу» Мессиана (1944) или «Видения Амона» (1943). Мессиан сочинил «Ритмические ритмы» и «Mode de valeurs et d'intensités» в 1949 году (последний в Дармштадте ) и добавил два других этюда в следующем году, когда он был в Тэнглвуде. [ 1 ] [ 2 ] Премьера четырех частей состоялась 6 ноября 1950 года в Тунисе (в то время находившемся под французским протекторатом Туниса ) самим композитором, который вскоре после этого сделал первую запись этюдов. Французская премьера состоялась в Тулузе 7 июня 1951 года Ивонн Лорио . [ 3 ]
Анализ
[ редактировать ]Произведение состоит из четырех частей.
- «Иль-де-Фё I» (Огненный остров I)
- «Режим длительности и интенсивности»
- «Ритмичные неймы»
- «Огненный остров 2»
"Иль де Феу I"
[ редактировать ]
Название отсылает к Папуа-Новой Гвинее , а тематический материал этого движения имеет «всю жестокость магических обрядов этой страны». [ 4 ] Произведение состоит из пяти частей, в которых чередуются пары музыкальных идей. Первая часть каждого раздела представляет собой мелодическую тему с сопровождением, вторая — отступление, которое Мессиан называет чертой ( «эпизодом»). Первый раздел состоит из тематического утверждения и черты . Первая половина следующих трех развивает исходную тему. Пятый и последний раздел вводит новую, более длинную тему в двух периодах, которые сразу же повторяются, прежде чем этюд завершается финальной чертой , составляющей короткую коду . [ 5 ]
«Режим ценностей и интенсивностей»
[ редактировать ]Эта часть является наиболее обсуждаемой из четырех, поскольку является первым произведением европейского композитора, в котором числовая организация применяется к высоте звука, длительности, динамике и способу атаки (тембру). [ 2 ] Поскольку обработка параметров является модальной, а не последовательной (то есть элементы рассматриваются просто как масштаб, без каких-либо последствий для того, как они должны быть упорядочены), не может быть и речи о материале, определяющем форму произведения. [ 6 ] По описанию самого композитора, существуют отдельные лады, состоящие из 36 высот, 24 длительности, 12 атак и 7 динамик. Шкала длительности разделена на три перекрывающиеся гаммы, называемые композитором «темпами», которые соответствуют высокому, среднему и низкому регистрам фортепиано и возникают одновременно. Первый темп использует 12 хроматических длительностей, применяемых к полукваверу , второй делает то же самое с полуквавером , а третий — с дрожи . [ 7 ]
По словам Мессиана:
Продолжительность, интенсивность и атаки действуют в той же плоскости, что и высота звука; сочетание режимов раскрывает цвета длительности и интенсивности; каждая высота звука с тем же названием имеет разную продолжительность, атаку и интенсивность для каждого регистра, в котором она появляется; Влияние регистра на количественный, фонетический и динамический звуковой ландшафт, а также разделение на три временные области наполняют отрывок духом пересекающих его звуков, создавая потенциал для новых вариаций цвета. [ 4 ]
«Ритмичные неймы»
[ редактировать ]Этот этюд, первый из четырех сочиненных, чередует два отдельных набора припевов с более длинными строфами, отдаваемыми ритмичным неймам названия. Первый набор припевов помечен как «тройной ритм: 1 по 5, 6 по 10, 11 по 15», что означает, что есть три продолжительности: короткая, средняя и длинная, которые при каждом повторении постепенно увеличиваются на добавление полуквавера.
Второй набор припевов помечен как «Nombre premier en rythme non retrogradable» ( Простое число в необратимом ритме) и, как и первый набор припевов, с которыми они чередуются, расширяются при повторении — в данном случае серией припевов. простые числа постепенно увеличиваются: 41, 43, 47 и 53 полуквавера.
Строфы, возникающие между припевами, обозначаются как «neumes rythmiques, avec résonances et intensités fixes» (ритмические neumes с фиксированными резонансами и интенсивностью). Изучая символы невматической записи простого пения , Мессиан сформировал идею изучения соответствующих им ритмов. «Во взаимодействии транспозиции невматический символ как указание на извилистую мелодическую сущность теперь применяется к ритмическому мотиву. Каждому ритмическому неуму присвоена фиксированная динамика и резонансы мерцающих цветов, более или менее ярких или мрачных, всегда контрастирующих. " [ 4 ]
Коллажная ритма , ритмическая структура вырастает из ямбического стоящего в начале первой строфы. Как и в припевах, при повторении происходит процесс увеличения, при котором добавляются новые единицы длительности для образования более сложных ритмических ячеек. Звуки вырастают из мажорной септакта и тритона, встречающихся в начале первой строфы и в ее третьем такте соответственно. Пять основных моделей динамической огибающей применяются к разным группам, при этом мелодические мотивы постоянно возникают в разных ритмах. [ 8 ]
«Остров огня 2»
[ редактировать ]Хотя в программной заметке Мессиана к этому этюду говорится, что он, как и первый этюд, «также посвящен Папуа или Новой Гвинее», в его посмертно опубликованном анализе решительно говорится, что он относится только к первому, а не ко второму. [ 9 ] «[T] главная тема, свирепая и неистовая, имеет тот же характер, что и темы первого этюда; вариации на эту тему чередуются с перестановками, последовательно переставляемыми в соответствии с тем же процессом и наложенными друг на друга; пьеса завершается скрещенное вечное движение в глубине клавиатуры». [ 4 ]
Вступительная строфа из «Огненного острова I» изменена и стала циклической темой этого этюда. Как и в других произведениях, это чередуется с эпизодами, в данном случае на основе режима двенадцати длительности, двенадцати звуков, четырех атак и пяти интенсивностей. [ 10 ] Ритмический фокус в этом произведении касается симметричной схемы перестановки шкалы длительности, изначально заданной в порядке убывания длительности. Элементы переупорядочиваются согласно клиновидному процессу, который Мессиан в другом месте назвал «перестановкой в форме раскрытого веера». Первая перестановка создает новый порядок, который Мессиан назвал «Интерверсией I». Та же схема перестановок, примененная к этой первой интерверсии, дает «Интерверсию II» и так далее: [ 11 ]
«Остров огня II»: перестановки строк продолжительности Начальная серияИнтерверсия12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 я 6 7 5 8 4 9 3 10 2 11 1 12 II 3 9 10 4 2 8 11 5 1 7 12 6 III 11 8 5 2 1 4 7 10 12 9 6 3 IV 7 4 10 1 12 2 9 5 6 8 3 11 V 9 2 5 12 6 1 8 10 3 4 11 7 МЫ 8 1 10 6 3 12 4 5 11 2 7 9 VII 4 12 5 3 11 6 2 10 7 1 9 8 VIII 2 6 10 11 7 3 1 5 9 12 8 4 IX 1 3 5 7 9 11 12 10 8 6 4 2 Х 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Особенность состоит в том, что последовательное применение этой перестановки не дает ожидаемых двенадцати перестановок. Это связано с тем, что значения 10 и 5 сопоставляются друг с другом в ходе этой операции, что можно увидеть, просматривая столбцы 3 и 8 в таблице. Следовательно, первоначальный заказ возвращается после обращения остальных десяти значений. Это неожиданное ограничение было приведено в качестве примера того, что Мессиан назвал «очарованием невозможности». [ 11 ]
Позже Мессиан применил такие схемы перестановок в произведениях большего масштаба, таких как оркестровое произведение «Хронохромия» , завершенное в 1960 году. [ 12 ]
Прием
[ редактировать ]Второй из этюдов, «Mode de valeurs et d'intensités», затмевает все остальные, поскольку стал образцом для композиторов, заинтересованных в сериализации музыкальных параметров, отличных от высоты звука. Первоначально это влияние произошло через произведения, написанные в 1950 и 1951 годах двумя учениками Мессиана, Карелом Гойвартсом и Мишелем Фано . Композиция Мессиана и одно из вдохновленных ею произведений, «Соната для двух фортепиано» Гойвартса , произвели впечатление на Карлхайнца Штокхаузена в Дармштадтерском Ференкурсе в 1951 году, побудив его сочинить «Кройцшпиль» — его первое признанное произведение. [ 13 ] Пьер Булез , после периода отчуждения от Мессиана, вызванного тем, что Булез считал чрезмерно чувственной Симфонией Турангалилы , с опозданием обнаружил «Mode de valeurs» в 1951 году и составил свою « Книгу I Структур» в качестве жеста примирения со своим бывшим учителем. преобразовав двенадцать «тройных» элементов первого подразделения Модуса в упорядоченные серии и составив Структуры 1а в одна ночь. [ 14 ]
Дискография
[ редактировать ]- Оливье Мессиан: Четыре этюда ритма . Оливье Мессиан, фортепиано. Звукозапись 2 диска, 78 об/мин, 30 см. Columbia LFX 998/9 (CLX 2843; CLX 2844; CLX 2845; CLX 2846) [Франция]: Колумбия, 1951. Предположительно та же запись переиздана в:
- Крайне редкие работы Оливье Мессиана . Компакт-диск 1: Три небольшие литургии божественного присутствия ; Забытые подношения ; Двадцать взглядов на младенца Иисуса ; Три прелюдии ; CD 2: Видения Аминь для двух фортепиано ; Четыре исследования ритма . Оливье Мессиан и Ивонн Лорио , фортепиано; Жанна Лорио, холмы Мартено; Вокальный ансамбль Марселя Куро; Камерный оркестр Андре Жирара; Оркестр Концертной ассоциации Пьерне; Марсель Куро и Роже Дезормьер , конд. Записано: Париж, Театр Аполло и студия Альберта, между 1942 и 1954 годами. Реставрация аудио выполнена EMI Music France. Компакт-диск, 2 звуковых диска: монофонический, 12 см. EMI Classics 0946 385275 2 7. [Франция]: EMI Music France, 2007.
- Первый фестиваль авангардного искусства . Антон Веберн: Пять мелодий, соч. 4; Вариации для фортепиано, опус 27; Три песни, соч. 23; Оливье Мессиан: Четыре этюда ритмов ; Пьер Булез: Этюд II («Этюд о семи звуках»); Жан Барраке: Этюд. Этель Семсер, сопрано; Пол Джейкобс, фортепиано. Музыка на пленке. Запись LP, 1 диск, 33 об/мин, 30 см. Barclay 89005. [Np]: Barclay Records, 1959.
- Оливье Мессиан: Восемь прелюдий ; Четыре исследования ритма . Ивонн Лорио, фортепиано. Запись LP, 1 диск, 33 об/мин, стерео, 30 см. Erato STU 70433. Париж: Éditions Costallat, 1968. Переиздано как часть:
- Мессиан: Petites esquisses d'oiseaux , Huit Preludes ; Четыре этюда ритма . Ивонн Лорио, фортепиано. Эрато 2292-45505-2/5 ECD 71589 (+). Ранее выпускались в 1968 г. (2–3 произведения) и в 1988 г.; Ивонн Лорио, фортепиано./ Записано в церкви Нотр-Дам дю Либан, Париж, октябрь 1987 г. (1-я работа) и январь 1968 г. (2-я и 3-я работы). Компакт-диск, 1 звуковой диск: цифровой; 12 см. [Париж]: Эрато, без даты
- Оливье Мессиан: Двадцать взглядов на Младенца Иисуса ; Небольшие зарисовки птиц ; Восемь прелюдий ; Четыре исследования ритма . Ивонн Лорио, фортепиано. Записано в церкви Нотр-Дам-дю-Либан, Париж, октябрь 1973 г. (CD 1 и CD 2); Октябрь 1987 г. и октябрь 1968 г. (CD 3). Компакт-диск, 3 звуковых диска: аналоговый/цифровой, стерео, 12 см. Серия: Французское фортепиано. Эрато 4509-96222-2. Франция: Эрато, 1987.
- Фортепианные этюды Бартока, Бузони, Мессиана, Стравинского . Оливье Мессиан: Четыре этюда ритма ; Бела Барток: Этюды для фортепиано, соч. 18; Ферруччо Бенвенуто Бузони: Klavierübung (избранное); Игорь Федорович Стравинский, Этюды для фортепиано, вып. 7. Пол Джейкобс, фортепиано. Запись LP, 1 диск: стереофонический. Нет такого H-71334. None such Records, 1976. Переиздан как часть The Legendary Busoni Recordings & Works Баха, Бартока, Брамса, Мессиана, Стравинского . Пол Джейкобс, фортепиано. Компакт-диск, 2 звуковых диска: цифровой, стерео, 12 см. Арбитр 124. Нью-Йорк: Арбитр, 2000.
- Оливье Мессиан: Кантеёджая ; «Ритмические неймы»; «Остров огня» I и II. Роберт Шерлоу Джонсон: Соната для фортепиано No. 1; Семь коротких пьес . Роберт Шерлоу Джонсон, фортепиано. Запись LP, звуковой диск: аналоговый, 33⅓об/мин, стерео. Арго ZRG 694. Лондон: Арго, 1972.
- Оливье Мессиан: Прелюдии и этюды. Мишель Берофф, фортепиано. Запись LP, 1 диск, 33 об/мин, 30 см. Голос его хозяина 2 C 06916229. Франция: Пате Маркони, 1978.
- Яннис Ксенакис: Эвряли 1973; Герма : 1962; Оливье Мессиан: Четыре этюда ритма . Юджи Такахаси, фортепиано. Записано в общественном зале Аракава, Токио, 21–22 мая 1976 года. Компакт-диск, 1 звуковой диск: цифровой, стерео; 4 3/4 дюйма Denon 33CO-1052. [Япония]: Денон, 1986.
- Сезар Франк: Прелюдия, хорал и фуга ; Оливье Мессиан: Четыре этюда ритма ; Эдвард Григ: Соната ми минор, соч. 7; Сергей Рахманинов: Вариации на тему Арканджело Корелли, соч. 42. Шура Черкасский , фортепиано. Компакт-диск, звуковой диск, цифровой, стерео, 12 см. Нимбус Рекордс NI5090. Монмут: Nimbus Records Ltd., 1988.
- Фортепианная музыка Оливье Мессиана . Прелюдии; Четыре этюда ритма ; Кантеёджайя . Питер Хилл, фортепиано. Ранее выпускался на аналоговых дисках в 1985 г. (1-я работа) и 1986 г. (остальные). Записано в унитарной часовне Росслин-Хилл, 21–22 февраля 1984 г. и 25–26 сентября 1985 г. Компакт-диск, 1 звуковой диск: цифровой, стерео, 12 см. Лондон: Unicorn-Kanchana, 1989. Также входит в состав Messiaen Edition vol. 1: Органные произведения; Фортепианные произведения; Песни . Виллем Танке; Питер Хилл, фортепиано; Ингрид Каппелле; Хокон Аустбё, фортепиано. Компакт-диск, 17 звуковых дисков: цифровой, стерео, 12 см. Блестящая классика 8949/1–17. [Леуварден, Нидерланды]: Brilliant Classics, 2008.
- Мессиан: Маленькие зарисовки птиц ; Кантейодджая ; Четыре исследования ритма ; Фрагмент могилы Поля Дюка . Глория Ченг, фортепиано. Записано 20–21 декабря 1993 года в SUNY Purchase концертном зале . Запись компакт-диска: цифровая, стерео, 12 см. Koch International Classics 3-7267-2 H1. Порт Вашингтон, Нью-Йорк: Koch International LP, 1994.
- Этюды для фортепиано, том. 1: Стравинский, Барток, Мессиан, Лигети . Игорь Стравинский: Четыре этюда op. 7; Бела Барток: Исследования, соч. 18; Оливье Мессиан: Четыре этюда ритма . Дьёрдь Лигети: Этюды для фортепиано, первая книга и вторая книга. Эрика Хаазе , фортепиано. Запись Франкфурт-на-Майне, Фестебургкирхе, 1997 г. Компакт-диск, звуковой диск: цифровой, стерео, 12 см. Tacet 53. [Германия]: Tacet, 1997.
- Оливье Мессиан: Фортепианная музыка. Хокон Аустбё, фортепиано. Полет. 3; Прелюдии [1–8]; Четыре ритмических этюда; Кантеёджайя.; Полет. 4; Забытые подношения; Бурлеск-фэнтези; Часть могилы Поля Дюка; Рондо; Прелюдия (1964); Садовая славка. Компакт-диск, 4 звуковых диска Vol. 1– . [Sl]: HNH International, 1999-
- Анджела Хьюитт играет Оливье Мессиана . Прелюдии (отборы): Голубь; Песня экстаза в грустном пейзаже; Светлый номер; Ушедшие мгновения; Неосязаемые звуки снов; Звонки тоски и слезы прощания; Тихая жалоба; Отражение на ветру...; Четыре ритмических этюда (на выбор): Остров Огня 1; Огненный остров 2; Двадцать изображений младенца Иисуса (подборки): Вид Богородицы; Поцелуй Младенца Иисуса; Взгляд духа радости. Анджела Хьюитт, фортепиано. Записано в Райтстаделе, Ноймаркт-ин-дер-Оберпфальц, Германия, 21–23 января 1998 г. Компакт-диск; 1 звуковой диск: цифровой, стерео, 12 см. Гиперион CDA67054. Лондон: Гиперион, 1998.
- Сочинено фортепиано . Морис Равель: Могила Куперена ; Клод Дебюсси: Пять прелюдий ; Водные игры ; Оливье Мессиан: Четыре этюда ритма . Лука Трабукко, пианист. Французская фортепианная музыка двадцатого века. Компакт-диск, 1 звуковой диск: стерео, цифровой, 12 см. Sony PH 99504. [Австрия]: Sony, 1999.
- Оливье Мессиан: «Видения любви» ; Четыре этюда ритма ; Кантеёджайя . Пол Ким, фортепиано; Мэтью Ким, 2-е фортепиано (в 1-й работе). Компакт-диск. Записано в Армонке, Нью-Йорк, август 2002 г. (первая работа) и в Нью-Йорке, сентябрь 2002 г. (оставшиеся работы). Компакт-диск 1 звуковой диск: цифровой; 12 см. Centaur Records CRC 2668. [Батон-Руж, Луизиана]: Centaur Records, 2003.
- Оливье Мессиан: Прелюдии; Четыре этюда ритма; Кантеёджайя. Мартин Цен, фортепиано. Записано в Кёльне (Клаус-фон-Бисмарк-Заал). Компакт-диск 1 звуковой диск: цифровой, стерео, 12 см. Арте Нова 82876 57833 2; [Европа]: БМГ; [Франция]: раздача. БМГ, 2004 г.
- Посвящение Мессиану . Пьер-Лоран Эмар, фортепиано. Компакт-диск, звуковой диск: цифровой, стерео, 12 см. Дойче Граммофон 477 7452 GH. Содержание: Прелюдии для фортепиано (избранное): «Бускарль»; Каталог птиц (подборка): «Жаворонок Лулу»; Четыре ритмических этюда (на выбор): «Остров огня 1 и 2». Гамбург: Deutsche Grammophon, 2008.
- Оливье Мессиан, 1908–1992. Юбилейное издание , т. 7. Видения аминь ; Четыре исследования ритма ; Кантейодджая . В 1-м произведении: Александр Рабинович, Марта Аргерих, фортепиано; 2-я работа: Мишель Берофф, фортепиано; 3-я работа: Джон Огдон, фортепиано. 1 звуковой диск: цифровой, 12 см. ЭМИ Классика 2174732. 2008 г.
- Полное издание. Оливье Мессиан; Роджер Мураро; Оливье Латри . Компакт-диск 32 звуковых диска: цифровой; 12см. Deutsche Grammophon (набор) 480 1333; Deutsche Grammophon 480 1365–480 1334. Компакт-диск 2: Небольшие зарисовки птиц ; Четыре исследования ритма ; Кантейодджая ; Рондо ; бурлеск-фэнтези ; Прелюдия для фортепиано ; Фрагмент могилы Поля Дюка . Роджер Мураро, фортепиано. Германия: Deutsche Grammophon, 2008.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шерлоу Джонсон 1989 , 104.
- ^ Jump up to: а б Туп 1974 , 142.
- ^ Анон. нд .
- ^ Jump up to: а б с д Мессиан 1994 .
- ^ Бараш 2002 , 18–19.
- ^ Туп 1974 , 148.
- ^ Шерлоу Джонсон 1989 , 105.
- ^ Шерлоу Джонсон 1989 , 104–105.
- ^ Мессиан 1996 , 165.
- ^ Шерлоу Джонсон 1989 , 108.
- ^ Jump up to: а б Шерлоу Джонсон 1989 , 109.
- ^ Бауэр 2008 , 149–150.
- ^ Туп 1974 , 142–143.
- ^ Сбор 2003 , 78–79, 81–82.
Источники
- Анон. (без даты). «Оливье Мессиан: Четыре этюда ритма (1949–1950)» (подробности работы) (на французском и английском языках). ИРКАМ . Проверено 4 июля 2022 г.
- Бараш, Амари Пеппер. 2002. «Кадентальные жесты в посттональной музыке: конституция каденций в «Оль де Фе I» Мессиана и Премьер-сонате Булеза, Первая часть». Диссертация ДМА. Нью-Йорк: Городской университет Нью-Йорка, Аспирантура.
- Бауэр, Эми. Мессиана 2008. «Невероятное очарование хронохромии ». В «Исследованиях Мессиана» под редакцией Роберта Шолла, 145–167. Кембриджские исследования композиторов. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2008. ISBN 978-0-521-83981-5 .
- Соберись, Джон-Филипп. 2003. «Истоки синтетического тембрового сериализма и парижского слияния, 1949–1952». Кандидатская дисс. Буффало: Государственный университет Нью-Йорка в Буффало.
- Мессиан, Оливье. 1994. Примечание к программе в буклете, прилагаемом к Koch International Classics 3-7267-2 H1.
- Мессиан, Оливье. 1996. Трактат о ритме, цвете и орнитологии (1949–1992): в семи томах . полет. 3. Париж: Музыкальные издания Альфонса Ледюка. ISBN 9782856890493 (бр); ISBN 9782858690497 .
- Шерлоу Джонсон, Роберт. 1989. Мессиан , исправленное и дополненное издание. Лондон: JM Dent & Sons; Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780460126038 (Лондон); ISBN 9780520067349 (Беркли).
- Туп, Ричард . 1974. «Мессиан / Гойвартс, Фано / Штокхаузен, Булез». Перспективы новой музыки 13, вып. 1 (осень – зима): 141–169. doi : 10.2307/832372 JSTOR 832372
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бауэр, Ганс Иоахим. 1983. "Звуковые кристаллы. К анализу серийной композиции для уроков музыки". Журнал музыкального образования 8, вып. 22:48–57.
- Ковингтон, Кейт Р. 1980. «Визуальное восприятие против слухового восприятия: взгляд на« Mode de valeurs et d'intensités »». Обзор теории Индианы 3, вып. 2:4–11.
- D'âčkova, Lûdmila Sergeevna (Дьячкова, Людмила Сергеевна). 2002. "Парадигма как научный метод познания" [Paradigm as a scholarly method of cognition]. In Музыковедение к началу века: Прошлое и настоящее [Musicology at the Turn of the Century: Past and Present], edited by Tat'âna Ivanovna Naumenko (Татьяна Ивановна Науменко), 24–41. Moscow: Rossijskaâ Akademiâ Muzyki imeni Gnesinyh. ISBN 5-8269-0052-0 .
- Фирнкес, Гертруда. 1980. «Импровизация как введение в современную музыку». Журнал музыкального образования 5, вып. 12: 192–195.
- Хуфшмидт, Вольфганг . 1981. "Музыка из номеров. Принципы построения музыкальной формы в практике серийной композиции". В «Размышлениях о музыке сегодня: тексты и анализ » под редакцией Вилфрида Груна , 24–57. Майнц: Schott Music International.
- Кемпер, Дитрих . 2004. «Оливье Мессиан и музыкальный авангард пятидесятых: о приеме исследования «Mode de valeurs et d'intensités»». В «Композиционных станциях 20-го века: Дебюсси, Веберн, Мессиан, Булез, Кейдж, Лигети, Штокхаузен, Хёллер, Бэйль », под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера и Тобиаса Хюнермана, 24–34. Сигналы из Кельна 7. Мюнстер: Lit Verlag. ISBN 978-3-8258-7212-0 .
- Кемпер, Дитрих. 2006. «Мессиан и летние курсы Дармштадта: встреча». В La cité céleste: Оливье Мессиан в памяти - документация серии симпозиумов под редакцией Кристины Вассерман Бейран, 181–190. Берлин: Вейдлер. ISBN 978-3-89693-473-4 .
- Кинцлер, Хартмут. 1997. «Четыре с половиной маргиналии на первой сцене « Кройцшпиля » Штокхаузена ». Теория музыки 12, № 1 (Анализ и прослушивание новой музыки): 71–86.
- Крумхансл, Кэрол Л. 1991. «Внутренние представления восприятия и исполнения музыки». В «Когнитивных основах музыкальной коммуникации » под редакцией Мари Рисс Джонс и Сьюзен Холлеран, 197–211. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация . ISBN 1-55798-127-2 .
- Ли, Джон Мэдисон. 1972. Гармонические структуры в «Четырех ритмических этюдах» [ так в оригинале ] Оливье Мессиана . Кандидатская дисс. Таллахасси: Университет штата Флорида.
- Николс, Роджер . 1975. Мессиан . Оксфордские исследования композиторов 13. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Пуспита, Амелия. 2008. Влияние балийского гамелана на музыку Оливье Мессиана . ДМА дисс. Цинциннати: Университет Цинциннати.
- Швейцарец, Клаус. 1973. "Фортепианный этюд Оливье Мессиана Mode de valeurs et d'intensités". Архив музыкознания 30, вып. 2:128–146.
- Сон, Сун Джу. 2008. Музыкальный анализ и авангардные композиции после Второй мировой войны: четыре тематических исследования . Кандидатская дисс. Натан: Консерватория Квинсленда, Университет Гриффита .
- Стегеманн, Майкл . 1986. «О. Мессиан: Mode devalues et d'intensités». В «Анализ работы в примерах » под редакцией Зигмунда Хельмса и Хельмута Хопфа, 360–369. Регенсбург: Густав Боссе Верлаг . ISBN 37-649-2276-1 .
- Топ, Ричард . 2000. «От« Звездной музыки »к музыке космоса: Музыкальный космос Карлхайнца Штокхаузена». Новый музыкальный журнал 161, № 6 (ноябрь – декабрь): 38–43.
- Трэвик, Элеонора Ф. 1999. «Порядок, прогресс и время в музыке Мессиана». Ex Tempore 9, нет. 2 (весна – лето): 64–77.
- Чжэн, Чжун (Чжэн Чжун, 2005. Техника многоуровневой серийной композиции Мессиана: на примере фортепианной пьесы «Mode de valeurs et d'intensités»]. Хуанчжун: Zhongguo Wuhan Yinyue Xueyuan xuebao / Huangzhong: Journal of. Уханьская музыкальная консерватория, Китай 1, вып. 73:57–63.