Три маленькие литургии божественного присутствия
Trois Petites Liturgies de la Presence Divine (правильная заглавная буква Trois petites lurgies de la présence Divine ; английский : Три Малые Литургии Божественного Присутствия ) — кантата Оливье Мессиана для женских голосов, соло на фортепиано , онде Мартено , ударной батареи и небольшой струны. оркестр, в трёх частях. Ее либретто написал сам Мессиан, сочинявший произведение с 1943 по 1944 год. [ 1 ]
Несмотря на наличие священных текстов, это не богослужебное произведение и предназначено прежде всего для концертных целей; хотя композитор заявил, что по крайней мере отдельные его части можно играть во время католической службы.
Работа дважды пересматривалась; в 1952 и 1990 годах. Он был опубликован издательством Éditions Durand .
Состав и премьера
[ редактировать ]Литургии «Три маленьких литургии» были заказаны Денизой Туаль , дочерью Анри Пьяцца , для Концертов Плеяды в Париже. [ 2 ] и написан во время Второй мировой войны , между 15 ноября 1943 года и 15 марта 1944 года. Мессиан изначально задумал это произведение как произведение для двух фортепиано, поскольку ранее он добился успеха в этом формате с Visions de l'Amen . [ 2 ] Спетые слова вызывают присутствие Бога в себе самом и во всем, на что указывает название. По словам Мессиана, каждое движение описывает разные грани присутствия Бога:
Основная идея заключается в божественном присутствии, причем каждый раздел посвящен разному виду присутствия. Первый раздел, «Antienne de la talk intérieure» («Антифон внутреннего разговора»), посвящен Богу, присутствующему внутри нас; второй раздел, «Sequence du verbe, cantique divin» («Последовательность Слова, Божественная Песня»), посвящен Богу, присутствующему в Себе Самом; а третий раздел, «Psalmodie de l'ubiquité par amour» (Псалмодия вездесущности любви), посвящен Богу, присутствующему во всех вещах. Эти невыразимые идеи не выражаются, а остаются в виде ослепительной цветной игры. [ 1 ]
Премьера произведения состоялась 21 апреля 1945 года во время Концертов Плеяды в Старой консерватории Жинетт Мартено (ondes Martenot), Ивонн Лорио (фортепиано), Хорала Ивонны Гуверне и Оркестра Общества концертов консерватории. под руководством Роже Дезормьера .
На премьере присутствовали такие уважаемые люди, как Артюр Онеггер , Жорж Орик , Франсис Пуленк , Анри Соге , Ролан-Мануэль , Андре Жоливе , Клод Дельвинкур , Лазар Леви , Даниэль-Лесюр , Ирен Иоахим , Морис Жандрон , Жан Винер , Жорж Брак , Поль Элюар , Пьер Реверди , Пьер Булез , Серж Нигг и Пьер Анри . Хотя произведение было хорошо встречено публикой, критики отреагировали более резко. Работа вызвала споры, которые стали известны как «баталь литургий». [ 3 ] Двумя основными пунктами разногласий были «качество и актуальность комментариев Мессиана» и использование «необычных звуков» для выражения религиозных тем. [ 4 ] Особенно бурно отреагировал на премьере Клод Ростан , охарактеризовав работу как «работу мишуры, ложного великолепия и псевдомистицизма, эту работу с грязными ногтями и липкими руками, с одутловатым цветом лица и нездоровой дряблостью, насыщенную ядовитыми веществами, тревожно оглядывающуюся по сторонам». как ангел с помадой». [ 4 ] Спустя годы Ростан напишет, что премьера мюзикла взбудоражила Париж в безумии, отчасти вызванном окончанием немецкой оккупации и невиданная со времен расцвета Стравинского, когда Мессиан «прославлялся и был распят одновременно». [ 5 ] Несмотря на это, критическое мнение теперь считает эту работу одной из самых совершенных, но при этом нетребовательных работ Мессиана, все еще основанных на тональности, но предвещающих его более поздние эксперименты с пением птиц, индуистскими ритмами и простым пением. [ 6 ]
Это остается главным произведением композитора.
Движения
[ редактировать ]- внутреннего разговора Антифон
- АБК ( тройная форма ). Продолжительность примерно 10 минут.
- Последовательность слов, Божественная песня
- Строфическая форма с непрерывно чередующимися вариациями, припевами и куплетами. Продолжительность примерно 6 минут.
- Песнь вездесущности любви
- АБАБ ( двоичная форма ). Продолжительность около 20 минут.
Произведение длится примерно тридцать шесть минут.
Инструментарий
[ редактировать ]Солисты
[ редактировать ]Клавиатура
[ редактировать ]Челеста звучит на октаву выше, чем указано в партитуре.
Хор
[ редактировать ]Во время обеих последующих редакций произведения композитор удвоил необходимые вокальные силы для усиления звука.
- 36 женских голосов в унисон (версия 1952 года: 18 женских голосов; версия 1944 года: 9 женских голосов)
Из сопрано , а также некоторых меццо-сопрано и контральто .
Ударная батарея
[ редактировать ]Вибрафон записан в партитуре с естественной высотой звука. Для кантаты требуются четыре перкуссиониста:
- вибрафон
- пара маракасов
- подвесная китайская тарелка , средний регистр
- там-там , глубокий регистр
Струны
[ редактировать ]Композитор удвоил струнную часть во время редакции произведения в 1990 году. Это сделано для поддержки удвоенного размера хора. Первоначально каждый струнный инструмент (всего шестнадцать) мог играть отдельно как отдельная партия, и в двух более ранних версиях это делалось неоднократно. Таким образом, удвоение изменило некогда существовавшую практику сольной игры на отдельном инструменте на дуэтное исполнение одной партии с двумя музыкантами.
- 8 первых скрипок (версии 1944 и 1952 годов: 4 первые скрипки)
- 8 вторых скрипок (версии 1944 и 1952 годов: 4 вторых скрипки)
- 6 альтов (версии 1944 и 1952 годов: 3 альта)
- 6 виолончелей (версия 1944 и 1952 годов: 3 виолончели)
- 4 контрабаса [ 4 ] (версия 1944 и 1952 годов: 2 контрабаса)
Всего в первоначальной версии задействовано тридцать два музыканта (и дирижер). В 1950 году призвано пятьдесят музыкантов. В окончательной версии 1990 года в общей сложности потребуется семьдесят пять музыкантов, которыми могут руководить дирижер и хормейстер.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лоуренс Тейлор (28 апреля 2002 г.). « Мессиан: Трое маленьких литургий божественного присутствия », Программа Принстонского симфонического оркестра» (PDF) . Архивировано из оригинала 19 декабря 2010 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) . - ^ Jump up to: а б Питер Хилл; Найджел Симеоне (2005). Мессиан . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 129–130. ISBN 0-300-10907-5 .
- ^ Роджер Николс, Мессиан (Оксфорд: Oxford University Press, 1975), стр. 40.
- ^ Jump up to: а б с Эндрю Шентон, «Оливье Мессиан: Trois Petites Liturgies de la Presence Divine» , Примечания к программе Бостонского симфонического оркестра (пятница, 28 ноября, и суббота, 29 ноября 2008 г.) : 2–4. (архив от 19 июля 2011 г., по состоянию на 26 июля). , 2014).
- ^ Ростан, Клод (1957). Оливье Мессиан . Париж: Вентадур. п. 9.
- ^ Николс, с. 41
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Три маленькие литургии Божественного присутствия » с синхронной партитурой в редакции 1990 года в исполнении Мён Вун Чунга , дирижирующего филармоническим оркестром Радио Франции и Maîtrise de Radio France ; Роджер Мураро (фортепиано) и Валери Хартманн-Клавери (onde Martenot)