Банить людей
Общая численность населения | |
---|---|
около 12 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Байнинг языков | |
Религия | |
Методизм , Католицизм , Помио Кивунг |
Народ Байнинг — один из первых постоянно проживающих жителей полуострова Газель в Восточной Новой Британии , Папуа-Новая Гвинея ; в настоящее время они живут в горах Байнинг , от которых и получили свое название. Считается, что байнинги были изгнаны в этот район сравнительно недавно племенами толай , мигрировавшими в прибрежные районы. На миграцию Бейнинга вглубь страны, возможно, также повлияла крупная вулканическая активность, происходившая на протяжении веков вокруг нынешнего города Рабаул на северо-восточном побережье.
Байнинг языков
[ редактировать ]Языки байнинг - это отдельная языковая семья, на которой говорят байнинг. Возможно, они связаны с таулиль-бутамскими языками, а также с вымершим маколкольским .
Языки, соответствующие клановым группам:
- Мали (2200 говорящих)
- Какет (6400 говорящих)
- Кайрак (900 говорящих)
- Симбали (450 говорящих)
- Ура (1900 спикеров)
Маколкол соседствовал с (другими) языками байнинг на юго-западе.
Ярлык «Байнинг» первоначально применялся к носителям какета, первой группы, регулярно контактирующей с администраторами и миссионерами, а языковая семья изначально классифицировалась как диалекты одного языка. Более широкая генетическая принадлежность языков неясна, и их обычно отрицательно классифицируют как неавстронезийские и неокеанические . [1]
История и культура
[ редактировать ]Народ Байнинг, вероятно, является коренным населением полуострова Газель. Их более поздняя история определялась прибытием на побережье иммигрантов Толай, которые подчинили себе соседние общины Байнин и подвергли набегам другие. [2] Из-за дополнительного стресса, вызванного эпидемиями и принудительной аккультурацией, миссионеры середины 20-го века говорили о байнинах как о «умирающем» народе, но с тех пор община выздоровела. [2] Колониальные администраторы вынудили байнингов переселиться в оседлые деревни, изменив их прежний полукочевой образ жизни, хотя их методы земледелия остались в основном неизменными. [2]
Байнин - это земледельцы, выращивающие подсечно-огневые культуры, основной традиционной культурой которых является таро : болезнь таро 1957 года нанесла значительный ущерб сельскому хозяйству Байнин, что привело к замене большинства культур таро сингапу или конг -конг таро . [3] Попытки завезти в деревни Байнин бананы, фасоль и другие основные культуры в целом встречали сопротивление, хотя наряду с таро выращивают и множество других овощей. [3] Садовые участки Баина очень продуктивны: они часто находятся на некотором удалении от деревень и снабжены навесами, в которых могут временно остановиться люди. [3]
Этнографы отмечают, что, как и самоанцы , культура Байнинг уделяет мало внимания атрибутам, которые высоко ценятся на Западе, таким как индивидуализм и эмоциональное выражение, и вместо этого сосредотачивается на эгалитарном внешнем социальном мире, где существует сильная приверженность благу общества. сообщество. [4] Люди-бейны характеризуются культурой, которая ценит труд и поощряет детей к быстрому взрослению, отговаривая их от игр. Их описывают как одну из немногих, если не единственную, групп, ограничивающих участие молодых членов общества в играх. [5] Эта оценка была оспорена несколькими этнографами и даже самими жителями деревни Байнинг, которые подтвердили, что дети Байнинг регулярно играют (в том числе на местных стримах и в командных видах спорта) и что не существует общего обычая наказывать детей за игру. [6]
Эта предполагаемая характеристика способствовала распространенному современному западному представлению о том, что у байнингов есть «скучная» или «пуританская» культура, ориентированная только на практическую работу и лишенная символической логики, религии и художественного выражения: в некоторой степени это отражает ранние исследования колониальной эпохи. что характеризовало их как примитивных людей «каменного века», чья земля созрела для западных или меланезийских поселений. [6] Эта современная «примитивистская карикатура» игнорирует исследования, в которых описывается очень богатая культурная жизнь племени Бейнинг, основанная в основном на двух более ранних «неудавшихся этнографических проектах» Грегори Бейтсона и Джереми Пула, оба из которых не смогли эффективно общаться с людьми, которых они интересовали. учились. [6]
В более недавнем исследовании Джейн Фаянс отмечается, что существующие антропологические теоретические основы являются плохими инструментами для анализа культуры Бейнинга. [6] Интернет-комментарии после статьи Томаса Хилланда Эриксена , характеризующего бейнингов как «самую скучную культуру» и во многом основанного на работах Фаянса, были почти полностью написаны писателями, незнакомыми с самими бейнингами или даже с большинством их этнографов. [6]
Байнинги имеют долгую историю местных милленаристских культов, особенно Помио Кивунга , хотя главными лидерами последних были носители менгенского языка. В нескольких деревнях Байнин сформировались «гордо местные» сепаратистские движения, критикующие культурную гегемонию Менгена, но при этом все еще следующие структуре основного движения Кивунг. [6]
Искусство
[ редактировать ]
Самым известным аспектом художественной культуры Байнин являются ночные танцевальные церемонии, часто называемые «танцами огня», во время которых танцоры пробегают, перепрыгивают и пинают угли костра. Танцы зародились в деревнях Какет (северные), где их называли атут , но с тех пор были подхвачены центральным и южным Байнингом. [7] Танцоры носят большие маски, кропотливо изготовленные из коры, бамбука и листьев: маски используются только один раз во время церемонии танца огня, а затем выбрасываются или уничтожаются. Маски бывают двух основных типов: в районах Кайрака это кават и более крупный вунгвунг , последний имеет осевой бамбуковый шест длиной до тринадцати футов и традиционно представляет различных лесных животных и растения, связанных с мужчинами. [8]
Эти церемонии танца огня возникли в честь рождения новых детей; начало сбора урожая, а также способ поминать умерших: в конце 20 века туризм способствовал их возрождению. Танец огня Байнинг также является обрядом посвящения молодых людей во взрослую жизнь; Считается, что во время церемонии танцоры одержимы антропоморфизированными духами животных или масалаи , которые усиливают мужественность танцора. [6] Танцоров сопровождает мужской «оркестр» ударных инструментов, и они по очереди маршируют по танцевальной площадке: по мере увеличения темпа танцоры будут ненадолго танцевать через большой центральный костер. Танцы длятся до рассвета, когда участники сопровождающего «оркестра» выгоняют маски с танцевальной площадки. [8]

Танец огня исполняется мужчинами, а традиционно женщины и дети Байнин выступают в первую очередь в качестве зрителей, хотя женщины часто исполняют тайные ночные ритуалы и танцы, чтобы заранее «охладить» главное место ритуала. [6] [9] В последнее время танец с огнем стал неотъемлемой частью местных и международных культурных фестивалей и главной достопримечательностью для туристов: это побудило байнин принять его как символ своей культурной самобытности, используя его культовый статус как рычаг, чтобы подчеркнуть свои различия. из Толая. [10]
Генетика
[ редактировать ]Исследования ДНК показывают, что Бейнинги пережили длительную генетическую изоляцию, демонстрируя чрезмерную очень длительную гомогенность. [11] [12] Было высказано предположение, что время генетического разделения между материковыми папуасами и байнингами составляет 15,7 тысяч лет назад . Как и другие папуасы, у байнингов относительно высокий уровень денисовской интрогрессии (4–6%), но немного меньший, чем у материковых папуасов. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- Фаянс, Джейн. Они создают себя: работа и игра среди жителей Папуа-Новой Гвинеи. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1997. ISBN 0-226-23443-6
- Пул, Гейл. Затерянные среди бейнинга: приключения, брак и другие полевые работы. Колумбия: Университет Миссури Press, 2015. ISBN 0-826-22051-7
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хеллвиг, Б. (2019) Грамматика Какета, стр.2
- ^ Jump up to: а б с Хеллвиг (2019), стр. 4-5.
- ^ Jump up to: а б с Фаянс (1997), стр.22-3.
- ^ Орин, Д. (2004) Объем и пределы народной психологии , стр.191
- ^ Кристакис, Николас. «Общество внутри нас». План . Маленькая Коричневая Искра. ISBN 978-0-316-23003-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Латтас, А. (2020), Повторный анализ Бейнинга: мифопоэтика расы, пола и искусства. Океания, 90: 98-150. https://doi.org/10.1002/ocea.5248
- ^ Фальке-Симет Н. (2017) «Политика танца огня Байнинг» в книге «Отличительный голос антиподов: Очерки в честь Стивена А. Уайлда» , стр.252
- ^ Jump up to: а б Проклятие ночи: маски огненного танца новобританской культуры байнинга , Музей Бауэрса
- ^ Фаянс (1997), глава 10.
- ^ Фальке-Симет (2017) стр.257, стр.265
- ^ Пугач, Ирина; Дагган, Ана Т; Мерриуэзер, Д. Эндрю; Фридлендер, Франсуаза Р; Фридлендер, Джонатан С; Стоункинг, Марк (2 января 2018 г.). «Ворота из ближней в отдаленную Океанию: новые идеи на основе общегеномных данных». Молекулярная биология и эволюция . 35 (4). Издательство Оксфордского университета (OUP): 871–886. дои : 10.1093/molbev/msx333 . hdl : 21.11116/0000-0001-69C4-C . ISSN 0737-4038 .
- ^ Худжашов, Георгий; Карафет Татьяна М.; Лоусон, Дэниел Дж.; Дауни, Шон; Савина, Ольга; Судойо, Херавати; Лансинг, Дж. Стивен; Хаммер, Майкл Ф.; Кокс, Мюррей П. (1 октября 2017 г.). «Сложные закономерности примеси на Индонезийском архипелаге» . Молекулярная биология и эволюция . 34 (10): 2439–2452. дои : 10.1093/molbev/msx196 . ISSN 0737-4038 . ПМЦ 5850824 . ПМИД 28957506 .
- ^ Джейкобс, Гай С.; Худжашов, Георгий; Сааг, Лаури; Кусума, Прадиптаджати; Дарусаллам, Челзи К.; Лоусон, Дэниел Дж.; Мондал, Маюх; Пагани, Лука; Рико, Франсуа-Ксавье; Стоункинг, Марк; Мецпалу, Мейт; Судойо, Херавати; Лансинг, Дж. Стивен; Кокс, Мюррей П. (2019). «Множественные глубоко расходящиеся денисовские предки у папуасов» (PDF) . Клетка . 177 (4): 1010–1021.e32. дои : 10.1016/j.cell.2019.02.035 .
СМИ, связанные с Бейнингом , на Викискладе?