Jump to content

Асмат люди

Асмат люди
Общая численность населения
110,105 (2020) [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Индонезия ( Регентство Асмат , Южное Папуа )
Языки
Асматские языки
Религия
Большинство: католицизм [2]
Меньшинства: протестанизм , суннитский ислам , [3] Верования коренных народов
Родственные этнические группы
Коренные папуасские народы Западной Новой Гвинеи и Папуа-Новой Гвинеи , другие меланезийцы

Асматы , проживающая этническая группа Новой Гвинеи в провинции Южное Папуа , Индонезия . Асматы населяют регион на юго-западном побережье острова, граничащий с Арафурским морем , общая площадь земель которого составляет около 18 000 км2. 2 (7336 миль 2 ) и состоит из мангровых зарослей, приливных болот, пресноводных болот и низменных тропических лесов .

Земля Асмат расположена как на территории, так и рядом с Национальным парком Лоренц , объектом Всемирного наследия , крупнейшей охраняемой территорией в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Общая численность населения Асмат по состоянию на 2020 год оценивается примерно в 110 000 человек. [4] Термин «Асмат» используется для обозначения как людей, так и региона, в котором они проживают.

Асматы обладают одной из самых известных традиций резьбы по дереву в Тихоокеанском регионе , и их искусство востребовано коллекционерами по всему миру.

и жизни образ Культура

Природная среда была основным фактором, влияющим на асматов, поскольку их культура и образ жизни во многом зависят от богатых природных ресурсов, обнаруженных в их лесах, реках и морях. Асматы в основном питаются крахмалом саговой пальмы ( Metroxylon sagu ), дополненным личинками сагового жука ( Rhynchophorus bilineatus ), ракообразными , рыбой, лесной дичью и другими продуктами, собранными в их лесах и водах.

Материалы для каноэ, жилищ и резьбы по дереву также собираются на месте, поэтому их культура и биоразнообразие переплетаются. Из-за ежедневных наводнений, которые происходят во многих частях их земель, жилища евреев -асматов обычно строились на высоте двух и более метров над землей и возвышались на деревянных столбах. В некоторых внутренних регионах асматы жили в домах на деревьях , иногда на высоте до 25 метров от земли. Асматы традиционно придавали большое значение почитанию предков , особенно тех, кто был опытными воинами.

Асматские щиты

Искусство Асмат состоит из сложной стилизованной резьбы по дереву, такой как шест бисдж , и призвано чтить предков. Многие артефакты Асмата были собраны музеями мира, среди наиболее примечательных из которых находятся те, что находятся в Майкла К. Рокфеллера коллекции в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и Тропенмузеуме в Амстердаме. Искусство Асмат широко собрано в крупных западных музеях, несмотря на трудности с посещением отдаленного региона для сбора работ; [5] «исключительно выразительное» искусство «вызвало сенсацию в кругах коллекционеров», что привело к крупномасштабным коллекционерским экспедициям в послевоенную эпоху . По словам искусствоведа и этнолога Дирка А.М. Смидта, [6] Одну из наиболее полных коллекций искусства Асмат можно найти в Американском музее искусства Асмат при Университете Сент-Томас в Сент-Поле, Миннесота . [7]

Традиционно многие мужчины Асмата практиковали многоженство , женившись более чем на одной женщине. Во многих случаях мужчины должны были жениться на жене родственника-мужчины , когда этот родственник умирает, чтобы вдова и сироты не остались без источника защиты или экономической поддержки. Шнеебаум сообщил [8] что многие мужчины Асмат имели долгосрочные ритуальные сексуальные/дружбские отношения ( мбаи ) с другими мужчинами, хотя распространенность этой практики оспаривается другими. Известно также, что в системе мбаи партнеры-мужчины делили своих жен в практике, называемой папитж . [8] Вполне вероятно, что миссионерское влияние за последние несколько десятилетий сократило распространенность как мбаи , так и папитжа . [ нужна ссылка ]

Рейды по охоте за головами были важным элементом культуры Асмат, пока миссионеры не подавили эту практику, которая, по некоторым данным, сохранялась до 1990-х годов. Считалось, что смерть взрослого человека, даже от болезни, была вызвана врагом, а родственники стремились отобрать голову в бесконечном цикле мести и умилостивления предков. Головы считались необходимыми для ритуалов, в ходе которых мальчики становились взрослыми. Каннибализм был вспомогательной чертой ритуалов, последовавших за отрубанием голов. [9] [10]

подгруппы Языковые и этнические

Лингвистическая классификация родного языка(ов) народа Асмат несколько проблематична, но обычно его характеризуют как группу близкородственных языков или диалектов (наиболее взаимно понятных до некоторой степени), известную как семья Асмат, которая представляет собой подгруппу -семья трансновогвинейского языкового типа. Однако некоторые этнические группы, говорящие на языках асматской языковой семьи, такие как народы каморо и семпан , живущие по соседству с асматом, этнически отличаются от асмата.

Асмат можно рассматривать как общий термин для двенадцати различных этнических подгрупп с общим языковым и культурным родством и чувством общей идентичности. Эти двенадцать групп Асмат включают Джойрат, Эмари Дукур, Бисмам, Бецембуб, Симаи, Кенекап, Унир Сиран, Унир Эпмак, Сафан, Араматак, Брас и Юпмаккаин. Еще больше усложняет проблему то, что эти группы говорят примерно на пяти диалектах (Асмат побережья Казуарина, Яосакор Асмат, Центральный Асмат, Северный Асмат, Цитак). Однако на каком-то важном уровне эти группы разделяют чувство идентичности и, вероятно, будут называть себя «Асмат».

История [ править ]

Асмат на реке Лоренц , сфотографировано во время третьей экспедиции на Южную Новую Гвинею в 1912–1913 годах.

Первая встреча асматов с европейцами произошла с голландцами в 1623 году. Однако до 1950-х годов их отдаленное и суровое расположение почти полностью изолировало асматов от других этнических групп. Лишь в середине 20 века они вступили в регулярные контакты с посторонними. Асматы были задокументированы как охотники за головами и каннибалы , и, как следствие, до тех пор их никто не беспокоил.

Впервые европейские исследователи увидели народ Асмат с палубы корабля голландского торговца Яна Карстенса в 1623 году. Капитан Джеймс Кук и его команда первыми высадились в Асмате 3 сентября 1770 года ( недалеко от нынешнего села Пиримапун). Согласно дневникам капитана Кука, небольшой отряд с корабля «Барк Индевор» столкнулся с группой воинов Асмат; почувствовав угрозу, исследователи быстро отступили.

В 1826 году другой голландский исследователь, Кольф, бросил якорь примерно в том же районе, который посетил Кук. Когда воины Асмата с громким шумом и выбросами белого порошка приблизились к посетителям, команда Колфа быстро отступила. Голландцы . , получившие суверенитет над западной половиной острова в 1793 году, начали исследовать регион только в начале 1900-х годов В то время они основали правительственный пост в Мерауке в юго-восточном углу территории.

Отсюда через район Асмата было проведено несколько исследовательских экскурсий с целью достижения центрального горного хребта и собрано небольшое количество зоологических образцов и артефактов. Эти артефакты были привезены в Европу, где они вызвали большой интерес и, вероятно, оказали влияние на западных художников-модернистов, таких как Анри Матисс , Марк Шагал и Пабло Пикассо .

контакта с внешним значимого Начало миром

Асматская резьба

Первый колониальный пост был создан в районе Асмат в Агаце в 1938 году. Этот небольшой форпост был закрыт в 1942 году в связи с началом Великой Отечественной войны . После войны отец Г. Зегвард, голландский миссионер, начал патрулирование Асмата из района Мимика на западе. В 1953 году Зегваард восстановил пост в Агатсе, который должен был стать штаб-квартирой правительства и базой для римско-католических миссионеров.

Лишь после того, как католические миссионеры учредили этот пост в 1953 году, началось значительное взаимодействие с народом Асмат. Католическим миссионерам, многие из которых имели ученые степени в области антропологии , удалось частично убедить некоторых асматов прекратить каннибализм и охоту за головами, одновременно поощряя продолжение других важных культурных циклов и фестивалей, таких как церемонии щита и бисджа , которые были включены в адаптированную католическую литургию. .

Асмат стал отправной точкой трудной совместной французско-голландской экспедиции с юга на северное побережье Новой Гвинеи в 1958 и 1959 годах, которая была задокументирована командой и привела к созданию книги и документального фильма « Небо над головой, грязь внизу» . который получил премию Оскар в 1962 году .

В ноябре 1961 года 23-летний Майкл Рокфеллер , сын тогдашнего губернатора Нью -Йорка Нельсона Рокфеллера и член одной из самых богатых семей в Соединенных Штатах , пропал в Асмате, когда его лодка перевернулась во время экспедиции по коллекционированию произведений искусства. . Его исчезновение, за которым последовали интенсивные и в конечном итоге безуспешные поиски со стороны голландских властей, стало источником множества спекуляций относительно судьбы г-на Рокфеллера. Недавно автор Карл Хоффман в своей книге «Дикая жатва» представил доказательства того, что Рокфеллер был убит и съеден людьми из деревни Оцянеп . [11]

В 1962 году правительство Индонезии взяло на себя управление западной частью Новой Гвинеи. После короткого периода правления новой индонезийской администрации с 1964 по 1968 год, когда культурные церемонии Асмата официально не поощрялись, епископ Альфонс Совада сыграл важную роль в содействии возрождению резьбы по дереву и других фестивалей, которые остаются популярными и сегодня. Католическая церковь вместе с Тобиасом Шнеебаумом и Урсулой Конрад в 1973 году основала Асматский музей культуры и прогресса (AMCP) в местном городе Агатс , чтобы поддержать местную гордость за культурные традиции Асмата. В 1981 году Совада учредил ежегодный конкурс и аукцион резьбы по дереву для признания выдающихся резчиков, который проводился в начале октября в Агаце. После выхода на пенсию и возвращения в Америку он основал Американский музей искусства асматов , ныне расположенный в Сент-Поле, штат Миннесота , одну из крупнейших коллекций искусства асматов в Соединенных Штатах. [12]

Наши дни [ править ]

Мужчины Асмата в своем длинном доме во время церемонии завершения строительства столба, 2015 год.

Даже сегодня Асматы относительно изолированы, и их наиболее важные культурные традиции все еще сильны, хотя их взаимодействие с внешним миром за последние десятилетия усилилось. Многие Асмат получили высшее образование в других частях Индонезии, а некоторые и в Европе . Асматы стремятся найти способы внедрения новых технологий и полезных услуг, таких как здравоохранение, связь и образование, сохраняя при этом свои культурные традиции.

Биоразнообразие их территории испытывает определенное давление со стороны лесозаготовок и рыболовства, хотя этому и приходится встречать значительное и не безуспешное сопротивление. В 2000 году Асмат сформировала Лембага Мусьявара Адат Асмат (LMAA), организацию гражданского общества, которая представляет и формулирует их интересы и стремления.

LMAA сотрудничает с Индо-Тихоокеанским альянсом охраны природы с 1999 года и учредил отдельные традиционные подсоветы, или Форум Адат Румпун (FAR), для реализации совместной деятельности. В 2004 году регион Асмат стал отдельной правительственной административной единицей или Кабупатен , и избрал г-на Юфена Биакая, бывшего директора AMCP и нынешнего председателя LMAA, своим Бупати (главой местного правительства).

В 2022 году, после образования провинции Южное Папуа , в которую входит Регентство Асмат , Аполо Сафанпо , уроженец Асмата, был назначен первым губернатором Южного Папуа. [13]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Ананта, Арис (2020). Центральное статистическое агентство Республики Индонезия . Эви Нурвидья Арифин, М. Саири Хасбулла, Нур Буди Хандаяни, Агус Прамоно. СГ: Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 112. ИСБН  978-981-4519-88-5 . OCLC   1011165696 .
  2. ^ «Между двумя мирами: борьба народа Асмат» . www.theguardian.com .
  3. ^ Видхарьярто, Б. «Текущее состояние Папуа: отказ от дела Асмат» (PDF) (на индонезийском языке) . Проверено 22.10.2023 .
  4. ^ «Асмат» . Население города . Метрополитен-музей . Проверено 21 мая 2023 г.
  5. ^ Стэнли, Ник (2011). «Покупатели, ценители и другие: коллекционирование искусства Асмат». Азиатско-Тихоокеанский журнал антропологии . 12 (4): 348–362. дои : 10.1080/14442213.2011.586356 . S2CID   162331035 .
  6. ^ Дирк А.М. Смидт (13 ноября 2012 г.). Искусство Асмат: Резьба по дереву юго-запада Новой Гвинеи . Издательство Таттл. стр. 24–. ISBN  978-1-4629-0964-3 .
  7. ^ «О музее» . Архивировано из оригинала 17 июля 2015 года . Проверено 21 августа 2015 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шнеебаум, Тобиас (1988). Где обитают духи . Гроув Пресс. ISBN  0-8021-0019-8 .
  9. ^ Зегвард, Жерар (1959). «Практика охоты за головами Асматов из Нидерландов, Новой Гвинеи» (PDF) . Американский антрополог . 61 (6): 1020–1042. дои : 10.1525/aa.1959.61.6.02a00080 . hdl : 10524/11970 .
  10. Нджидека Агбо Асмат: Племя, в котором каннибализм делает вас настоящим мужчиной, 22 февраля 2018 г. Guardian Newspapers
  11. ^ Карл Хоффман «Дикая жатва: рассказ о каннибалах, колониализме и трагических поисках примитивного искусства Майкла Рокфеллера», 336 страниц Издатель: Уильям Морроу; 18 марта 2014 г. ISBN   0062116150 , ISBN   978-0062116154
  12. ^ Молли Хеннен Хубер (2009). «Изменяющийся визуальный язык». В Молли Хеннен Хубер (ред.). Время и прилив: меняющееся искусство асматов Новой Гвинеи . Институт искусств Миннеаполиса. п. 15. ISBN  978-0-9800484-2-1 .
  13. ^ Новианто, Рака Дви (11 ноября 2022 г.). «Аполо Сафанпо назначен исполняющим обязанности губернатора Южного Папуа и уделяет особое внимание человеческому развитию» . iNews . Проверено 12 ноября 2022 г.

Внешние ссылки [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Эйд, Дэвид Брюнер. (1967). Культурные корреляты войн среди асматов юго-запада Новой Гвинеи, доктор философии. Диссертация, факультет антропологии Йельского университета.
  • Гербрандс, Адриан А. (1967) Вау-Ипитс: восемь резчиков по дереву Асмат из Новой Гвинеи . Гаага и Париж: Мутон и компания.
  • Кнауфт, Брюс М. (1993). Культуры южного побережья Новой Гвинеи: история, сравнение, диалектика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Конрад, Гюнтер, Урсула Конрад и Тобиас Шнеебаум. (1981). Асмат: Жизнь с предками . Гласхуттен, Западная Германия: Издательство Freidhelm Bruckner Publishers.
  • Конрад, Гюнтер и Урсула, ред. (1996). ASMAT, Миф и ритуал, Вдохновение искусства . Венеция, Италия: Эррисо Эдитрис.
  • Оффенберг, Гертрудис А.М. и Ян Паувер , ред. (2002). Амоко - В начале: Мифы и легенды папуасов асматов и мимиков . Аделаида: Издательство Crawford House Australia.
  • Петоч, Рональд Г. (1989). Сохранение и развитие Ириан-Джая . Лейден: Э. Дж. Брилл.
  • Паувер, январь (2010). Гендер, ритуалы и социальное формирование в Западном Папуа: конфигурационный анализ, сравнивающий Каморо и Асмат . Лейден: KITLV Press.
  • Рокфеллер, Майкл Кларк и Адриан А. Гербрандс. (1967). Асмат Новой Гвинеи: Журнал Майкла Кларка Рокфеллера . Нью-Йорк: Музей примитивного искусства.
  • Солнье, Тони. (1963). Охотники за головами Папуа . Нью-Йорк: Издательство Crown.
  • Шнеебаум, Тобиас. (1985). Изображения Асмат: Из собрания Музея культуры и прогресса Асмат . Агац, Ириан Джая: Музей культуры и прогресса Асмат.
  • Шнеебаум, Тобиас (1988). Где обитают духи . Гроув Пресс. ISBN  0-8021-0019-8 .
  • Смидт, Дирк AM (1993). Искусство Асмат: Резьба по дереву юго-запада Новой Гвинеи . При участии Адриана А. Гербрандса и др. Сингапур: Periplus Editions, совместно с Национальным музеем этнологии, Лейден.
  • Тренкеншу, Фрэнк А., изд. (1970–1981) Альбом Асмат: Том 1-8 Агац: Музей культуры и прогресса Асмат.
  • Ван дер Зее, Полина, (1996) Этсйопок: месть за предков. Полюсы Асмат-бисж и предложение морфологического метода . Рабочие документы по этническому искусству 8 (Университет Гента, факультет этнического искусства). Гент.
  • Ван дер Зи, Полина. (2007). Бисж-поле: скульптуры из тропического леса . Амстердам: Издательство КИТ.
  • Зегвард, Джерард. «Практика охоты за головами в Нидерландах и Новой Гвинее», журнал «Американский антрополог» , вып. 61 (декабрь 1959 г.): 1020–41.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cd0f86ae72484c92d59f99c4bcf53b37__1715421660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/37/cd0f86ae72484c92d59f99c4bcf53b37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Asmat people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)