Квома люди

Квома , — народ северо-востока Новой Гвинеи живущий в горах Пейлунгупо к северу от реки Сепик . Они говорят на языке квома .
Земля
[ редактировать ]Климат теплый и влажный, почти каждый день идут дожди, поэтому посевы можно сажать в любое время года. Территория Квома состоит из хребтов с обрывистыми склонами, нигде не поднимающихся выше 1500 футов, покрытых очень густым лесным пологом, а также прилегающих низинных болот, полных саговых пальм , важных продуктов питания.
Птиц здесь много, но единственными крупными млекопитающими являются дикие свиньи. Кокосовые и арековые пальмы , папайя , хлебное дерево и бумажная шелковица сажают возле домов, а ямс , таро и зелень выращивают в качестве первой культуры в огородах , а бананы и подорожники - в качестве второй культуры.
Люди
[ редактировать ]Общая численность населения в 1936 году, когда этнографы изучали квома, составляла менее тысячи человек (в 2003 году — три тысячи). Их окружают другие народы, большинство из которых имеют еще меньшую численность, говорящие на несвязанных языках. Квома будут говорить с этими чужаками на своем родном языке, а те будут отвечать на своем родном языке, так что межплеменное общение зависит от понимания других языков, а не от разговора на них. Отношения с посторонними часто бывают враждебными, и даже отношения между четырьмя подплеменами квома могут быть жестокими, когда члены одного подплемени отправляются в экспедиции по охоте за головами против другого.
Каждая подтриба состоит из нескольких деревень, в которых есть домохозяйства с наследственными правами собственности на землю деревни. Центром каждой деревни является мужской церемониальный дом. Все взрослые мужчины в деревне являются членами одного и того же сибса по отцовской линии , но деревни каждого сибса не являются смежными, так что сибсы разбросаны по территории каждого подплемени.
Каждый сибс заявляет о своем происхождении от мифического тотемного предка, и каждый сибс далее подразделяется на линии, заявляющие о своем происхождении от легендарного героя. В деревне члены одной и той же линии обычно строят свои дома рядом друг с другом. Внутри рода потомки общего деда по отцовской линии будут особенно близки, а сыновья будут жить по соседству со своим отцом или вместе с ним.
Язык квома принадлежит к группе среднесепиков , а их система родства относится к типу омахи . Политическая система ацефальна и относительно эгалитарна, хотя престиж предоставляется пожилым людям, добившимся успеха в войне . эти мужчины занимают высокие посты в религиозных культах и часто имеют более одной жены. При разрешении юридических споров председательствуют все мужчины, достигшие половой зрелости, и имеют равный голос при принятии окончательного решения.
Половое разделение труда таково, что и мужчины, и женщины работают над добычей саговой муки, и у каждого пола есть определенные задачи в садах, но только мужчины охотятся и строят дома, а только женщины ловят рыбу. Большую часть рыбы добывают путем торговли: самки обменивают саговую муку на рыбу у представителей речных племен в периодические рыночные дни, происходящие один или два раза в неделю.
Этнография квома Джона Уайтинга, основанная на полевых исследованиях, проведенных в 1936 году, стала новаторской попыткой описать социализацию детей в традиционной, незападной культуре.
Ссылки
[ редактировать ]- Уайтинг, JWM, 1941 год. Становление квома. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- Уайтинг, Дж.В.М. и Рид, SW, 1938. «Культура квома». Океания. 9:170-216.