Телефол люди
Общая численность населения | |
---|---|
7,600 [ нужна ссылка ] 4,000 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Телефол язык | |
Религия | |
протестантское христианство , [ нужна ссылка ] Ребайбал | |
Родственные этнические группы | |
Народ фаламин , народ тифальмин , народ миянмин , народ илигимин , народ унтумин , народ урапмин |
Люди Телефола — этническая группа в провинции Сандаун в Папуа-Новой Гвинее .
История
[ редактировать ]История Телефола начинается с путешествия «Старухи» ( Афек ) по земле, которая сейчас является долиной Элиптаман. основала Телефолип , самый священный из домов Йолам или Хаус Тамбаран в регионе Звездных гор Она, как сказано в их историях создания, около 300 лет назад и Телефолипом существует система туннелей . Миф гласит, что между горой Фубилан , домом Йолам в Балтеме , и именно так деньги-ракушки и другие ценные предметы попали в Телефол. [ 2 ]
Телефол победил на телефоле говорящих людей илигимин после того, как люди илигимин разрушили Телефолип в 19 веке. Затем Телефол приступили к заселению своих земель. [ 3 ]
Затем они победили народ Унту , ритуально поедая взрослых и поглощая детей в свою группу. [ 4 ]
После того, как Унтумин был уничтожен, Телефолмин и Миянмин иногда совершали набеги друг на друга до конца 1950-х годов, когда наступило умиротворение. [ 5 ]
Культура
[ редактировать ]Телефолы были частью ритуальной системы, охватывающей все народы Мин . [ 6 ] Мин признавал их находящимися на высшем уровне священных знаний, а такие группы, как Бактаман, находились на самом низком уровне. Уровень Телефолминов мог соответствовать Урапмину . [ 7 ]
У Telefol есть вездесущий аксессуар, называемый билум . Маленькие дети знакомятся с навыками изготовления билума. [ 8 ]
Магалим, масалай или дух куста, имеющий большое значение для Телефола, активен на окраинах сознания Телефола. Он известен под разными именами, такими как Аананг Каяак, Тенум Мисим, Баган Каяак. Он «босс» всего дикого и лесного. [ 9 ] Магалим принимает разные формы: змею, собаку, чрезмерно щедрого европейца, обезглавленного европейца и четырех горящих глаз рабочего Ок Теди , который быстро бежал по ландшафту. [ 10 ]
Система подсчета
[ редактировать ]отображается языка Telefol Система счета по основанию 27 на теле путем подсчета каждого из следующих элементов: от левого мизинца до большого пальца левой руки (1–5); запястье, предплечье, локоть, плечо и плечо (6–10); боковая часть шеи, ухо и левый глаз (11–13); нос (14); и правый глаз к правому мизинцу (15–27; как для 1–14, но зеркально и в обратном порядке). [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ориентация – Телефолмин» . www.evercultura.com . Проверено 5 апреля 2014 г.
- ^ Йоргенсен 1980
- ^ «История и культурные связи – Телефолмин» . www.evercultura.com . Проверено 5 апреля 2014 г.
- ^ Голуб, Алекс (2007). «Ирония организации: землевладельцы, регистрация земли и горнодобывающая и нефтяная промышленность Папуа-Новой Гвинеи» . Человеческая организация .
- ^ Вайнер, Джеймс; Гласкин, Кэти, ред. (2007). Разборчивость и узнаваемость в Ненатамане . epress.anu.edu.au. doi : 10.22459/CLTRAPNG.06.2007 . ISBN 9781921313264 . Проверено 5 апреля 2014 г.
- ^ Роббинс 2004, с. 15.
- ^ Роббинс 2004, с. 17.
- ^ Ингольд 2000, с. 354.
- ^ Йоргенсен 2002, стр. 73.
- ^ Йоргенсен 2002; Йоргенсен 2006 г.
- ^ Подсчет телефола
Библиография
[ редактировать ]- Ингольд, Тим (2000). Восприятие окружающего . Рутледж. стр. 465 . ISBN 978-0-415-22831-2 .
- Мандерсон, Ленор; Маргарет Джолли (1997). Места желания, экономика удовольствия: сексуальность в Азиатско-Тихоокеанском регионе . Издательство Чикагского университета. п. 367. ИСБН 978-0-226-50304-2 .
- Роббинс, Джоэл (2004). Становление грешниками: христианство и моральные страдания в обществе Папуа-Новой Гвинеи . Издательство Калифорнийского университета. стр. 383 . ISBN 978-0-520-23800-8 .
- Йоргенсен, Дэн. 1980. «Что в имени? Значение бессмысленности в Телефолмине». Этос 8(4):349–366.
- Йоргенсен, Дэн. 1981. «Жизнь на грани: история и общество в Телефолмине». в изд. Роберт Гордон, Бедственное положение периферийных народов в Папуа-Новой Гвинее. Том 1: Ситуация на суше. Кембридж, Массачусетс: Культурное выживание, Inc.: 59–79.
- Йоргенсен, Дэн. 1990. «Телефолип и архитектура этнической идентичности в верховьях Сепика». в ред. Барри Крейг и Дэвид Гайндман, Дети Афека: традиции и изменения среди горных жителей Центральной Новой Гвинеи. Сидней: Монографии Океании. 151 – 160.
- Йоргенсен, Дэн. 2002. «Изобретение культуры, магалим и Святого Духа». Социальный анализ 46(1):69–79.
- Йоргенсен, Дэн. 2007. «История внутренних районов: шахта Ок Теди и ее культурные последствия в Телефолмине». Современный Тихий океан 18(1):11-56.