Короваи
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Август 2024 г. ) |
Косенироваи, Колуфо | |
---|---|
![]() Коровайский мужчина | |
Общая численность населения | |
4000–4400 [ 1 ] [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Короваи , индонезийский | |
Родственные этнические группы | |
Объедините людей |
Короваи Папуа , также называемые колуфо , — это люди, живущие на юго-востоке в индонезийских провинциях Южное Папуа и Хайленд Папуа . В частности, их племенная территория разделена границами Регентства Бовен Дигоэль , Регентства Маппи , Регентства Асмат и Регентства Яхукимо . Их численность составляет от 4000 до 4400 человек. [ 3 ] [ 1 ] [ 2 ]
По данным The Daily Telegraph , «до конца 1970-х годов, когда антропологи приступили к изучению племени, короваи не подозревали о существовании каких-либо народов, кроме них самих». [ 4 ] [ нужен лучший источник ]
Язык
[ редактировать ]Язык короваи принадлежит к семье авью-думут (юго-восточное Папуа) и является частью трансновогвинейского типа. Словарь и грамматика были подготовлены голландским лингвистом-миссионером.
Жизнь
[ редактировать ]Большинство кланов короваев живут в домах на деревьях на изолированной лесной территории. [ 5 ]
С 1980 года некоторые из них переехали в недавно открытые деревни Янирума на берегах рек Бекинг ( район Комбай -Коровай), Му и Мбасман (район Короваи-Читак). В 1987 году были открыты деревни в Мангеле, в Яфуфле (1988 год), Мабуле на берегу реки Эйланден (1989 год) и Хайфламболюпе (1998 год).
в деревнях Уровень прогулов по-прежнему высок из-за относительно большого расстояния между поселениями и продовольственными ресурсами ( саго ).
Судя по всему, короваи теперь курят табак, но не употребляют алкоголь. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Экономика
[ редактировать ]Короваи — охотники-собиратели и садоводы , практикующие вахтовое земледелие . Они обладают отличными навыками охоты и рыбалки.
Сведения о структуре торговли короваев скудны. У короваев есть несколько видов деятельности, специфичных для пола, таких как приготовление саго и проведение религиозных церемоний, в которых участвуют только взрослые мужчины.
Некоторые короваи с начала 1990-х годов получали умеренный денежный доход, работая с туристическими компаниями, продающими туры в регион короваев. В туристической индустрии возможности ограничены размещением туристических групп в деревнях для спонсируемых туристами праздников саго, переноской багажа и проведением традиционных представлений.
Родство
[ редактировать ]Патриклан . является центральной единицей социальной, экономической и политической организации Терминология родства соответствует образцу Омахи I (Лаунсбери), зная центральную оппозицию между перекрестными и параллельными отношениями.
В обществе короваев встречаются формы институционального левирата и преобладание авункулярных отношений, а также своеобразные отношения афинального избегания. Брак экзогамный и полигинный . Предпочтение отдается супружеским отношениям с ( классификационной ) дочерью брата матери.
Социальная жизнь
[ редактировать ]Структуры лидерства основаны на личных качествах больших людей , а не на институтах. Межклановые войны происходят в основном из-за колдовством связанных с конфликтов , .
Религиозная жизнь
[ редактировать ]Вселенная короваев наполнена множеством духов, некоторые из которых имеют более личный характер, чем другие. Особое почтение уделяется рыжеволосому богу-творцу Гимиги. Короваи отводят важную роль в своей повседневной жизни почитанию своего «Единого Бога», при этом один используется как концепция главного божества, от которого либо происходят все остальные, либо которому все остальные воздают должное.
Раз в жизни клан короваев должен организовать фестиваль личинок саго , чтобы ритуальным образом стимулировать процветание и плодородие. В трудную минуту они приносят в жертву домашних свиней духам предков .
У короваев необычайная и богатая устная традиция: мифы , народные сказки , ( магические ) поговорки и заговоры , а также тотемные традиции. Что касается смерти и загробной жизни, короваи верят в существование взаимного типа реинкарнации : умерших могут в любой момент отправить обратно в страну живых их родственники в стране мертвых, чтобы они перевоплотились. в новорожденном младенце своего клана.
Контакт с жителями Запада
[ редактировать ]Первый задокументированный контакт западных ученых с членами группы западных короваев (или восточных Цитак) состоялся 17–18 марта 1974 года. Экспедицию возглавлял антрополог Питер Ван Арсдейл (ныне работающий в Денверском университете ), [ 13 ] географ Роберт Миттон и общественный деятель Марк (Деннис) Грундхофер. Тридцать человек были встречены на южном берегу реки Верхний Эйланден, примерно в 12 милях к востоку от ее слияния с рекой Колф и в 10 милях к северу от реки Бекинг. Был составлен основной список слов и записаны наблюдения относительно таких вещей, как методы разжигания огня. [ 14 ] [ 15 ]
несколько христианских ( голландских протестантских ) миссионеров. В конце 1970-х годов среди короваев стали жить [ 16 ] Деа Сударман, индонезийский антрополог, снял несколько документальных фильмов о короваи для японского телевидения в 1980-х годах. В 1993 году съемочная группа задокументировала антропологическое исследование, проведенное Смитсоновским институтом в районе деревни Дайо , посвященное строительству домиков на дереве короваи и практике каннибализма как формы уголовного правосудия. В результате появился фильм « Повелители сада» . В 1996 году была создана местная христианская община, члены которой в основном были выходцами из соседнего комбайского народа . Долгое время короваи считались исключительно устойчивыми к религиозному обращению; однако к концу 1990-х годов были крещены первые обращенные в христианство. Осенью 2003 года небольшая группа переводчиков Библии из Уиклифа/ SIL переехала в Янируму. [ 17 ]
В мае 2006 года гид Пол Раффаэле возглавил австралийскую съемочную группу «60 минут», чтобы рассказать о людях. [ 18 ] После нескольких дней съемок к съемочной группе якобы подошел мужчина, который заявил, что его 6-летний племянник Ва-Ва был обвинен в том, что он хакуа ( знахарь ), и ему грозила опасность быть каннибалом. Съемочная группа «60 минут» отказалась предложить помощь. Пол Раффаэле обратился к конкуренту Seven Network , который согласился послать команду Today Tonight, чтобы убрать Ва-Ва из этого района. Прежде чем они смогли получить к ним доступ, индонезийские власти депортировали команду из столицы Папуа Джаяпуры из-за проблем с визой . [ нужна ссылка ]
В документальном фильме BBC «Первый контакт » 2007 года , представленном Марком Анстисом , представлены кадры его встречи в 1999 году с представителями народа короваев, и описывается, как они были встревожены, увидев «белого призрака», присутствие которого указывало на приближение конца света.
В январе – феврале 2011 года документальный фильм BBC « Планета человека» сдал в эксплуатацию короваи - домик на дереве высотой 35 метров. [ 5 ]
В августе 2019 года канал Best Ever Food Review Show на YouTube установил контакт с короваами, и они ели различные продукты этой культуры.
В документальном фильме « Мой год с племенем » [ 19 ] съемочная группа посещает район Короваи несколько раз в течение года. Документальный фильм показывает, что индустрия развилась вокруг якобы традиционного образа жизни многих короваев. Многие местные жители пользуются репутацией короваев, живущих особенно оригинальной жизнью, чтобы заработать деньги. Сообщается также, что дома, расположенные на особой высоте, финансировались западными съемочными группами.
Заявления о каннибализме
[ редактировать ]Сообщается, что короваи до сих пор практикуют ритуальный каннибализм. Антропологи подозревают, что кланы короваи, которые часто контактировали с чужаками, больше не практикуют каннибализм. [ 20 ] [ нужен неосновной источник ] Недавние сообщения свидетельствуют о том, что некоторые кланы уговорили поощрять туризм, увековечивая миф о том, что каннибализм все еще является активной практикой. [ 21 ]
Архитектура
[ редактировать ]Характерная архитектура домов короваев на высоких сваях , расположенных значительно выше уровня паводковых вод, представляет собой форму оборонительного укрепления , призванного помешать соперничающим кланам захватывать людей (особенно женщин и детей) для рабства или каннибализма. Высота и обхват обыкновенных свай из железного дерева также служат для защиты дома от поджогов , при которых хижины поджигаются, а жители выкуриваются. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Факты о племени короваи в Южном Папуа» . Настоящая Индонезия . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Короваи в Индонезии» . Проект Джошуа . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ «Перепись населения Индонезии обнаружила племя Папуа, живущее на деревьях | Reuters» . веб.архив.орг . 7 июля 2010 г. Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ «Индонезийское племя официально признано «древесными жителями» » . Телеграф . 8 июля 2010 года . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Устойчивый образ жизни: племя короваи и дома на деревьях . Би-би-си.
- ^ Хейс, Джеффри. «ЛЮДИ КОРОВАЙ: ПАПУАСКИЕ КАННИБАЛЫ, ЖИВУЩИЕ В ДОМАХ НА ДЕРЕВАХ | Факты и подробности» . factsanddetails.com .
- ^ Берк, Стив. «Экономика: как короваи зарабатывают на жизнь?» . korowaitribe.tumblr.com .
- ^ «Племенное искусство - Свертки (3 предмета): Новая Гвинея, территория Асмат: три курительные трубки с тонким резным декором. - Доротеум» . www.dorotheum.com . Архивировано из оригинала 26 июня 2018 года . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ Грос, Мартин. «Племя Короваи» . Maptia.com .
- ^ Слама, Мартин; Манро, Дженни (2015). От «каменного века» к «реальному времени»: изучение папуасских времен, мобильности и религиозности . АНУ Пресс. ISBN 9781925022438 .
- ^ «Племя каменных короваев | Культурный поход | Западное Папуа» . www.wistlingarrow.com .
- ^ Энк, Геррит Дж. Ван; Врис, Лоуренс (1997). Короваи Ириан-Джая: их язык в культурном контексте Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195355635 .
- ^ Ван Арсдейл, Питер. «Директор африканских инициатив и адъюнкт-профессор Школы международных исследований имени Джозефа Корбеля Денверского университета» . Проверено 4 марта 2014 г.
- ^ Ван Арсдейл, Питер (март 1974 г.). Отчет об экспедиции во внутренние регионы Асмат и Цитак Ириан-Джая, Индонезия . Денверский университет: неопубликованный документ. стр. 1–32.
- ^ Миттон, Роберт (1983). Затерянный мир Ириан Джая . Мельбурн: Издательство Оксфордского университета. стр. 136–157. ISBN 0-19-554368-8 .
- ^ Камелия Уэбб-Гэннон (23 ноября 2015 г.). «Спасение демократии для жителей Западного Папуаса перед лицом обструкции между Австралией и Индонезией» . Азиатско-Тихоокеанский журнал: Япония в фокусе . Проверено 24 ноября 2016 г.
- ^ «Уиклиф Бейбельверталерс» . Архивировано из оригинала (на голландском языке) 2 мая 2006 года . Проверено 25 октября 2006 г.
- ^ Бен Фордхэм (21 мая 2006 г.). «Последние каннибалы» . ДевятьMsn. Архивировано из оригинала 21 августа 2006 года . Проверено 25 октября 2006 г.
- ^ Мой год с племенем. эпизод первый , заархивировано из оригинала 21 декабря 2021 года , получено 20 мая 2021 года.
- ^ Эрика Тенненхаус (26 июля 2016 г.). «Современный человеческий каннибализм» . Исследователь науки . Проверено 25 ноября 2016 г. .
- ^ Джон Гарнот (18 сентября 2006 г.). «Каннибалы, возможно, питают ложь» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 25 октября 2006 г.
Библиография
[ редактировать ]- Короваи Ириан Джая: их язык в его культурном контексте (Оксфордские исследования по антропологической лингвистике, 9) Геррита Дж. Ван Энка и Лоренса де Врис ( ISBN 0-19-510551-6 ).
- Короваи: в Энциклопедии мировых культур – Приложение (редакторы: Мелвин Эмбер, Кэрол Р. Эмбер и Ян Скоггард), стр. 183–187, Геррит Дж. Ван Энк. Справочник Macmillan США / Gale Group ( ISBN 0-02-865671-7 ).
- Общество других: родство и траур в одном из мест Западного Папуаса , Руперт Сташ ( ISBN 9780520256866 ). Издательство Калифорнийского университета.
- Домики на деревьях Короваи и повседневное представление времени, принадлежности и смерти. Руперт Сташ. Азиатско-Тихоокеанский журнал антропологии. 12 (3): 327–347.
- Текстуальная иконичность и примитивистский космос: хронотопы желания в путевых заметках о короваях Западного Папуа. Руперт Сташ. Журнал лингвистической антропологии 21 (1): 1–21.
- Избегание слов как акт установления отношений: парадигма анализа табу на произнесение имен. Руперт Сташ. Антропологический ежеквартальный журнал 84 (1): 101–120.
- Камера и дом: семиотика «домов на деревьях» Новой Гвинеи в глобальной визуальной культуре. Руперт Сташ. Сравнительные исследования общества и истории 53 (1): 75–112.
- Познание ума - это вопрос авторитета: политические аспекты непрозрачных заявлений в моральной психологии короваев. Руперт Сташ. Антропологический ежеквартальный журнал 81 (2): 443–453.
- Разрушение референтов в Короваи: регистр злоупотреблений в Новой Гвинее как этносемиотический протест. Руперт Сташ. Язык в обществе 37(1):1–25.
- Язык демонов: инаковость индонезийского языка в папуасском сообществе. Руперт Сташ. В книге Бэмби Шиффелин и Мики Макихара, ред., «Последствия контакта: языковые идеологии и социокультурные трансформации в тихоокеанских обществах», стр. 96–124. Издательство Оксфордского университета.
- Семиотика миротворчества в праздничных длинных домах короваев. Руперт Сташ. Язык и общение 23(3/4):359–383.
- Отдельность как отношение: иконичность, однозначность и креативность коровайского избегания свекрови. Руперт Сташ. Журнал Королевского антропологического института (ns) 9 (2): 311–329.
- Избегание шуток: коровайская прагматика быть двумя. Руперт Сташ. Американский этнолог 29 (2): 335–365.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Повелители сада , документальный фильм 1994 года о Смитсоновской экспедиции на Короваи.
- Экспедиции в Западное Папуа: короваи
- Короваи
- Исследование языка короваи, Университет Амстердама
- Маюон-Короваи: конкретные сюжеты Геррита ван Энка из повседневной жизни и символической среды короваев.
- О диссертации Сташа
- книга Сташа
- Короваи, Последние каннибалы
- «Спящие с каннибалами»