Jump to content

Калули люди

Калули
Карта территории Калули

Калули клан коренных народов, живущих в тропических лесах Большого Папуасского плато в Папуа-Новой Гвинее . Калули, численность которых в 1987 году составляла около 2000 человек, являются наиболее многочисленными и хорошо задокументированными постконтактными этнографами и миссионерами среди четырех языковых кланов Босави калу («люди или люди Босави»), говорящих на неавстронезийских языках . Считается, что их число резко сократилось после эпидемий постконтактных заболеваний в 1940-х годах и не восстановилось из-за высокого уровня детской смертности и периодических вспышек гриппа. [1] Калули в основном говорят на эргативном языке. [2]

Демография

[ редактировать ]

Калули — коренное племя Папуа-Новой Гвинеи. Происхождение имени с добавлением суффикса -ли слово Калули напрямую переводится как «настоящие люди Босави». Население Калули составляет от 2000 до 12 000 человек, которые проживают во влажных тропических лесах провинции Южное Хайленд Папуа-Новой Гвинеи, на Большом Папуасском плато недалеко от горы Босави. Они живут в 20 общинах с длинными домами, которые представляют собой не только землю, но и идентичность клана. «Оно используется как имя в дружеском общении; на войне эти топонимы служат другим целям. Враги в атаке находились на незнакомой территории, ничего не зная о том, какие гребни и тропы могут быть подходящими для защитника, чтобы спрятаться в засаде». [3] Длинные дома используются, чтобы продемонстрировать свою связь с землей, которая является важной частью их культуры.

Первая группа европейцев отправилась в Папуа-Новую Гвинею в 1934 году, привезя с собой такие товары, как ножи, зеркала, бусы и жемчужные раковины. Во время Второй мировой войны контакты с Европой были прерваны до 1950-х годов. Между 1950 и 1964 годами контакты были нечастыми. [4] В период разрыва связи район проживания Калули поразила определенная форма кори и гриппа, а отсутствие естественной устойчивости и доступа к европейским технологиям привело к сокращению популяции Калули. Постоянная угроза, несмотря на программы общественного здравоохранения, детская смертность и эпидемии гриппа охватывают низменности.

Поселения

[ редактировать ]

Калули живут в длинных домах , числом около 20, которые действуют как автономные сообщества. В каждом длинном доме проживает примерно 15 семей, по 60–90 человек в каждом длинном доме. [2] каждая из них делится на две или три линии по отцовской линии . Многие семьи начали жить в основном в небольших отдельных жилищах для двух или более больших семей, сохраняя при этом свой общий длинный дом (около 1984 г.). [2] Это в высшей степени эгалитарный народ без иерархической власти или ранговой социальной структуры. Это профессиональные земледельцы, основным продуктом питания которых является саго . Они содержат обширные сады, а также занимаются охотой и рыбалкой. [2] Их рацион дополняется выращенными в саду бананами , панданами , плодами хлебного дерева и зелеными овощами, а также рыбой, мелкой дичью, дикими свиньями и иногда домашними свиньями . [5] Люди Калули также верят, что мужская инициация должна быть проведена должным образом путем ритуальной доставки спермы пожилого члена через анус посвященного. [6]

Племя Калули живет в патрилокальной деревне, а это означает, что мужчины являются главами племени и принадлежат к родословной патрилинейных кланов. Племя Калули живет отдельными общинами, состоящими из 15 семей и около 60 человек, которые проживают в длинном доме, что создает ощущение общности. Они вместе строят дома, занимаются садоводством, охотятся, ловят рыбу, поют и готовят, и являются очень сплоченным сообществом. Каждое сообщество строит один длинный дом в центре и несколько домов поменьше, окружающих его на поляне. Длинный дом — это основное место жительства, в котором проживают все семьи сообщества. Более скромные дома похожи на садовые домики и временные жилища для жен во время сбора урожая. Были построены большие длинные дома размером примерно 60 на 30 футов с крыльцами на обоих концах, расположенными на высоте от пяти до двенадцати футов над землей. Наряду с людьми в длинных домах обитают свиньи, которых используют в качестве «сторожевых псов», поскольку они шумят на чужаков. Интерьер длинного дома не разделен по полу, тогда как женщины, дети и поросята не привязаны к определенному пространству, они спят в проходах по бокам. «Топки используются для небольших одиночных обедов или «перекусов», но длинный дом выполняет функции не только жилого дома, но и ратуши». [3] Длинный дом — это место, где проводятся общественные собрания, обеды и другие мероприятия в помещении, которые не происходят снаружи. Когда член длинного дома женится, его «соседи по комнате» вносят свой вклад в выкуп за невесту. Через два-три года длинный дом разлагается, и жители переезжают и строят новый поселок на другом участке.

Язык и развитие

[ редактировать ]

Этнолингвисты охарактеризовали повседневную жизнь народа калули как явно сосредоточенную на вербальном взаимодействии (по сравнению с англоязычными культурами среднего класса). [2] Разговорный язык используется как основной явный метод передачи желаний, выражения мыслей, контроля и обращения. Таким образом, это основной показатель культурной компетентности . Особенно это выражается в социализации , или процессе воспитания младенцев взрослыми. Например, когда младенец впервые использует слова «мать» и «грудь», поведение, ориентированное на этого ребенка, меняется: раньше считается, что ребенок не способен иметь определенные намерения, тогда как после этой компетентности начинается процесс развития. Начинается «обучение [ребенка] разговору», и таким образом разговор начинает быть направлен непосредственно на ребенка. Этого не существует в англоязычных культурах среднего класса, где к младенцам с рождения обращаются как к компетентным людям, используя детский лепет , чего, что особенно важно, не существует в культуре Калули. По этой причине язык калули был одним из языков, используемых [ кем? ] описать сложность метапрагматического анализа в лингвистике (поскольку многие этнографы, лингвисты и антропологи предвзято относятся к своей собственной культуре) и лоббировать более сравнительный подход.

Политика

[ редактировать ]

Организация

[ редактировать ]

Политика в обществе Калули очень эгалитарна, как политически, так и экономически. [3] Однако никаких формальных руководящих должностей у них нет, например, в сообществе нет «Большого Человека». Также нет официальной системы контроля; методы неформальных санкций осуществляются через богатых и старейшин. Богатством считается наличие у человека длинного дома, еды и количества торговых товаров. Преступления совершаются редко; Обычными причинами конфликтов среди калули являются воровство и смерть. Члены, которые имеют наибольшую власть и политический вес, - это богатые члены, как и другие горные группы.

Торговля и труд

[ редактировать ]

Калули торгуют как с другими племенами, так и со своим сообществом, которая вращается в первую очередь вокруг жизненного цикла и политической деятельности. [3] Давняя торговля с населением на севере и недавно налаженная на востоке, разные регионы Папуа-Новой Гвинеи поставляют разные товары. Основными товарами торговли являются промышленные инструменты для садоводства, каменные тесла , луки, сетчатые мешки; лес обеспечивает все остальные потребности или товары, необходимые или созданные самими собой. С запада пришли клювы птиц-носорогов и веревки собачьих зубов, с юга — древесное масло. Их основными торговыми партнерами были хули в высокогорье, которые поставляли соль , табак и фартуки из плетеной сети. «Лес дает материалы для строительства длинных домов и заборов... самые сложные изделия ручной работы — это экстравагантные костюмы для торжественных случаев». [3]

Труд и социализация сотрудничают, где мужчины и женщины дополняют друг друга. Женщины ухаживают за свиньями, ухаживают за ними и охотятся на мелкую лесную дичь. Они отвечают за приготовление пищи и крахмаление. Самое главное, что женщины отвечают за общение с детьми. Всю трудовую деятельность мужчины выполняют группой. Отношения мужчин основаны на взаимности и обязательствах по выполнению сложных задач, таких как охота на крупную лесную дичь, вырубка деревьев, расчистка участков для садов, строительство плотин и заборов.

Социальная организация

[ редактировать ]
Племена воспроизводят легенду о грязевых людях. Эта традиция используется, чтобы отпугнуть умерших предков со своей земли. [7]

Этнография Бэмби Шиффелина изучает язык социализации, поскольку ее цель - понять, как люди становятся компетентными членами своих социальных групп, и роль языка в этом процессе. [8] Двумя важными областями социализации являются использование общения и социализация посредством языка. На способ изучения языка влияет роль человека в обществе. Социализация — это интерактивный процесс между знающими участниками и новичками. Взаимодействия семьи Калули очень повторяются и предсказуемы в повседневной жизни. Связь детей со старшими представляет собой ревизию представлений детей о своих способностях.

Калуи — экзогамная группа, что означает, что они вступают в брак за пределами своего конкретного сообщества. Это кланы по отцовской линии; В каждом длинном доме/сообществе есть две или более линии передачи или клана. Несмотря на то, что это клан по отцовской линии, каждый заявляет о своих связях как со стороны матери, так и со стороны отца. [8] Родство по отцовской линии обеспечивает отношения между длинными домами разных племен, тогда как родство по материнской линии обеспечивает отношения между людьми и родственниками, но только тесно связанные с одной стороной семьи. Связь человека – это тот, с кем он чувствует себя ближе всего (т. е. с теми, с кем он вырос, жил или виделся больше всего); чем теснее связь, тем больше они делят еду и сады. Отношения между селами поддерживаются узами брака по материнской линии. Калули предпочитают вступать в брак с представителями другого клана, потому что они с ними незнакомы. Брак – это не свободный выбор; это устроено. Старейшины инициируют ритуал связывания без ведома жениха и невесты. Брак — это пожизненный обмен подарками или выкупом, который приносит еду и гостеприимство между кланами. [8]

Раздача и раздача еды

[ редактировать ]
Выше — блин саго, приготовленный из крахмала саговой пальмы. Саго-пальма является ключом к питанию в их рационе. Это долгий процесс, который включает в себя разрезание и высушивание пальмы для извлечения муки, из которой затем делают пюре и готовят блины. [9]

Калули очень любят свою землю и дают уникальные имена своим деревьям, рекам и ручьям. Они также занимаются садоводством в обширных садах и имеют богатую и разнообразную диету. Им крайне важно соединиться с окружающей средой. Их ежедневный белок состоит из рыбы, раков, грызунов и ящериц. Рыбы в изобилии, и небольшое количество свиней одомашнено; однако их зависимость от лесной пищи способствует низкой плотности населения. Помимо белка, большая часть их пищи поступает из деревьев и растений, особенно из зерна и овощей. Повседневная деятельность, труд и социализация дополняют друг друга: женщины ухаживают за садами, ухаживают за свиньями, охотятся на мелкую дичь и собирают другие мелкие источники белка, а также перерабатывают крахмал и саго .

Центральной темой культуры Калули является фундаментальный элемент межличностных отношений. Еда – ключ к тому, чтобы этот элемент работал; это основной способ общения с детьми и проявления привязанности. Делиться едой — ожидаемая норма. Гостеприимство, заключающееся в раздаче еды, отличается от того, чтобы делиться ею с друзьями; тип еды, которую они приносят своим друзьям, зависит от того, насколько они с ними близки. Калули автоматически предлагают еду родственникам, приехавшим из других длинных домов; если семье не будет предоставлено гостеприимство, они окажутся в «социальном подвешенном состоянии». Качество гостеприимства возрастает в торжественных случаях, когда в длинных домах размещаются другие длинные дома. «Социальная дистанция, поддерживаемая между хозяином и гостями, позволяет подарку еды стать публичной демонстрацией веры в еду в отношениях». [3] В качестве официального заявления о приверженности дружбе хозяевам не разрешается есть во время мероприятия; они только преподносят еду, сидят отдельно и наблюдают, как едят гости. Помимо церемониальных случаев, два Калули могут выразить особую привязанность друг к другу, разделив мясную трапезу, а затем назвав друг друга названием еды, которую они разделили. [3] Например, если бы у пары был общий бандикут, они бы называли друг друга «мой бандикут», тем самым показывая свою близкую связь.

Невидимый мир

[ редактировать ]

«Все, что нельзя увидеть, — это вполне реальная часть жизни Калули. Лес густой и скрывает многое от глаз, но полон звуков». Калули верят в духов лесных и животных. Калули просыпаются не от восхода солнца, а от крика птицы. Они обращают внимание на скорбный крик голубя, который символизирует маленького ребенка, зовущего свою мать. Невидимые люди — это либо «тень», либо «отражение»; если тень умирает или убита, то же самое делает и аналог Калули. В невидимом мире обитают и духи умерших, наряду с духами, никогда не обретавшими человеческое тело. Взаимные духи имеют место у диких свиней и казуаров . Они не верят, что мертвые приносят недоброе живым.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дэвид Левинсон, изд. (1996). Энциклопедия мировых культур . Том. 2, Океания. ГК Холл.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Приобретение языка и социализация: три истории развития и их последствия из лингвистической антропологии: читатель, второе издание Дуранти
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Холли., Питерс-Голден (2012). Очерки культуры: тематические исследования по антропологии (шестое издание) (6-е изд.). Дубьюк, Айова: Макгроу-Хилл. стр. Глава 7: Калули (стр. 122–141). ISBN  9780078117022 . OCLC   716069710 .
  4. ^ Шиффелин, Бэмби Б. (1 августа 2002 г.). «Отмечая время: дихотомический дискурс множественных временностей». Современная антропология . 43 (С4): С5–С17. дои : 10.1086/341107 . ISSN   0011-3204 . S2CID   144227084 .
  5. ^ Фельд, Стивен (1982). Звук и настроение: птицы, плач, поэтика и песня в выражении Калули . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 4–5.
  6. ^ Генрих, Джозеф (2010). «Самые странные люди в мире?» (PDF) . Поведенческие и мозговые науки . 33 (2–3): 61–83. дои : 10.1017/s0140525x0999152x . hdl : 11858/00-001M-0000-0013-26A1-6 . ПМИД   20550733 . S2CID   219338876 .
  7. ^ Келли Ферро (21 сентября 2015 г.), Папуа-Новая Гвинея: Хайлендс , заархивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. , получено 10 января 2018 г.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Б., Шиффелин, Бэмби (1990). Плюсы и минусы повседневной жизни: языковая социализация детей Калули . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. Глава 2: Язык как ресурс социальной теории, Глава 3: Дети Калули: идеология и повседневная жизнь, Глава 4: Элема как практика общения. ISBN  978-0521235396 . ОСЛК   20993322 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Келли Ферро (24 сентября 2015 г.), Еда Папуа-Новой Гвинеи 🇵🇬 , заархивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. , получено 10 января 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2a105de991a8a32bea54da8eb135929__1719090180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/29/a2a105de991a8a32bea54da8eb135929.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kaluli people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)