Люди Думо
Народ думо в Новой Гвинее говорит на диалекте языка ванимо .
Мы культура
[ редактировать ]Сельское хозяйство
[ редактировать ]Саго — основной продукт питания, поскольку клану принадлежат отдельные пальмы. Внутри рода деревья выделяются отдельным семьям, если их посадил предок. Саго растет в среднем 40 лет, поэтому мужчина сажает саго для своих внуков. Статус человека измеряется количеством растений, которые он сажает для своих потомков. Продовольственные сады — это совместная ответственность: мужчины вырубают большие деревья, а женщины — подлесок. Хотя принятие решений предположительно принималось мужчинами, женщины имели скрытую власть над многими решениями, связанными с садоводством, за кулисами. Большую часть посадки выполняют женщины, которые собирают семена у других женщин, хотя мужчины тоже могут собирать и сажать сад. Традиционно свиней разводили женщины, хотя традиционно они принадлежали мужчинам.
Экономика
[ редактировать ]В культуре Думо есть своя валюта, называемая Дэ и Ху-о. Дех имеет форму зеленых нефритовых бус, закрепленных на веревке, в которой имеется система счета с основанием 8 для платежей. Можно дать один дех тому, кто принесет еду из рыбы или саго. Если мой брат даст много рыбы, а я тоже получу корзину саго, я отплачу 8 дех. Существует много суеверий относительно того, как появился Дех. Например, существует легенда, что Дех упал семенами с дерева, которое упало в озеро Сентани в Западном Папуа и превратилось в нефритовые бусины. Существуют и другие легенды о том, как они появились. Самые последние находки заключаются в том, что они были сделаны в Азии, где-то на Борнео, Брунее, Пакистане или Индии. Это не просто обычные бусы: местные жители очень разборчиво определяют, какие из них настоящие. Разные виды дех имеют разную цену: зеленые имеют стоимость около 5 кина, синие имеют большую стоимость. Голубые встречаются очень редко, темно-синие – самые дорогие. Коричневые, белые и прозрачные сорта имеют промежуточную ценность. Темно-синий дех стоит около 20 кина.
Хо-у изготавливается из того же зеленого нефрита, некоторые из белого или коричневого, либо из прозрачного стекла. В настоящее время его стоимость составляет около 500 тысяч за один. Каждый Ху-о имеет круглую форму диаметром около 4 дюймов (5-6 см), толщину около ½ дюйма и центральное отверстие диаметром около 3-4 см.
Ху-о обычно используются для церемоний выкупа невесты и смерти. Например, когда умирает какой-то член клана. Женщина и ее сыновья мужского пола являются собственностью ее братьев и рода. После ее смерти Ху-о переходит к ее непосредственному брату по клану, а 24 Дэ выплачиваются другим членам клана мужского пола. Чтобы присутствовать на праздничном пиру, женщина должна заплатить 24 дех плюс минимум 100 кина братьям и другим членам клана мужского пола, которые организовали пир.
Считается, что Дэ и Ху-о пришли откуда-то с запада. Они пришли с миграцией. Женщины носят пояс с бусинами, украшенными характерным узором, который сообщает членам, откуда они родом, например, женщина из Папуа-Новой Гвинеи может носить бусы, которые сообщают другим, что она приехала из Скуо, сразу за границей Западного Папуа. Дэ более низкого качества используются для украшения, где рисунок украшения сообщает другим, из какого вы клана.
Социальная структура
[ редактировать ]Женщины-члены клана являются высоко ценимыми членами сообщества, которые должны заключать экзогамные браки с другими кланами, чтобы привлечь больше Дэ в клан. Считается, что мужчина, у которого много сестер, счастливчик. Для каждой пары предусмотрено четыре платежа, первый — это цена помолвки, стоимость которой варьируется. Второй платеж — это выкуп за невесту, состоящий из нескольких платежей; платит сначала за свою голову (что означает работу, которую она выполняет, неся билум , здесь называемый « лимбум », а также грудь и ее пупок (или « вуто », чтобы обозначить расширение клана своего мужа через своих детей, которых она вынашивает в утробе матери) Третья плата — это когда она умирает, то есть плата за глаза или « плата хлоу» , за то, когда она в последний раз закрывает глаза. Последняя плата — за каждого рожденного ею ребенка мужского пола, который называется « вахун ». буквально означает «человеческий саженец» . Ребенок мужского пола принадлежит ее клану, даже если он принадлежит клану ее мужа, за каждого из них должна быть произведена плата, и дети женского пола принадлежат к клану ее мужа. выкуп за невесту выплачивается клану ее мужа. [ 1 ]
Политическая структура
[ редактировать ]Общество Думо имело структуру вождя ( «Ватех» ), связанную с «большими людьми» и «воинами». Воины часто приобретают и получают более крупные владения. Решения традиционно принимаются мужчинами в «мужских домах» или haus tamboran (домах духов), которые были крупнейшими постройками клана. Женщины жили в «семейном доме» со своими детьми. Многие тамборанские дома были разрушены во времена немецкой администрации. Немецкая администрация также установила систему «лулуай» и «тултул» , которая теперь была реструктурирована в систему приходов местного самоуправления.
Духовная жизнь
[ редактировать ]Народ Думо традиционно верил в два мира: один — мир живых, второй — мир мертвых. На живых лежит обязанность поддерживать мир с духами ушедших предков. Если бы они совершали действия, неприемлемые для живых, это было бы неприемлемо и для мертвых. Живые через сны и видения узнают, что мертвые несчастны. В таких случаях болезнь детей рассматривалась как недовольство духов. Длительные болезни и смерть ребенка часто рассматривались как результат родительского упрямства, и духов в результате нужно было умилостивить. Думо верили, что духи предков не уходили, а оставались в непосредственной близости, помогая и присматривая за живыми. Сны играют важную роль в культуре Думо, предсказывая события, которые вот-вот должны произойти, или передавая послание от духов мертвых живым, предписывающее определенные действия. Считалось, что некоторые люди являются более точными сновидцами, чем другие, и они способны дать другим четкое послание, необходимое для восстановления здоровья жертвы других. Сегодня около 80% прибрежных жителей культуры Думо были бы Католик . Первые миссионеры прибыли в район Ванимо в 1939 году. С 1939 года в каждой деревне есть общинное кладбище, где раньше их хоронили возле семейных домов. Раньше количество католиков составляло почти 100%, но это число сократилось из-за прибытия американских пятидесятников и евангелических миссионеров.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Дороти Текви (2016) «Культура Думо» (по состоянию на 12.10.2016).