Jump to content

Урапмин люди

Урапмин
Общая численность населения
около 375
Регионы со значительной численностью населения
Языки
Урапминский язык
Религия
баптист [ 1 ]
Родственные этнические группы
Люди Телефола , Люди Тифаля

Урапминцы районе — этническая группа, насчитывающая около 375 человек в Телефомин провинции Западный Сепик Папуа -Новой Гвинеи . Урапмин, один из народов Мин , населяющих эту область, разделяет общие практики Мин, заключающиеся в ведении охотников-собирателей , выращивании таро , а раньше - в тщательно продуманном секретном культе, доступном только посвященным мужчинам.

Урапмины раньше объединялись с Телефолминами в войне против других народов Мин, практикуя каннибализм против мертвых врагов, но война прекратилась к 1960-м годам с приходом колониализма . Христианское возрождение в 1970-х годах привело к почти полному отказу от традиционных верований и принятию формы харизматического христианства, первоначально заимствованной из баптистского христианства . Урапмины активно используют свой родной урапский язык , и их небольшая община поддерживает практику эндогамии .

Классификация

[ редактировать ]
Авоськи билум используются народом мин округа Телефолмин в Папуа-Новой Гвинее.

Урапмины — один из народов Мин , группы родственных народов в Папуа-Новой Гвинее, насчитывающих в общей сложности около тридцати тысяч человек. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Народы мин проживают главным образом в округе Телефомин , простирающемся от гор реки Стрикленд до провинции Западное Папуа . [ 5 ] [ 6 ] Имя Мин происходит от суффикса -min , означающего «народ», который присутствует в их именах (например, Телефолмин , Вопкаймин и т. д.). [ 4 ]

Народы мин также могут быть известны как народы горных ок, от слова ок, означающего «река» или «вода». [ 4 ] Последнее название контрастирует с народом Лоуленд Ок на юге, который говорит на родственных языках, но сильно отличается в культурном отношении и в среде, в которой они живут. [ 4 ]

Урапмины говорят на языке горных оков . [ 2 ] Хотя эта языковая семья связана с этнической группой мин, она не определяет группу абсолютно, поскольку группы оксапмин на востоке и группы реки Омь говорят на языках, не принадлежащих к горно-окским. [ 7 ] Система родства Урапмин является родственной ; [ 8 ] в целом западные группы Мин имеют двустороннюю систему родства, а восточные группы Мин имеют системы родства по отцовской линии . [ 7 ]

Народы мин довольно однородны по технологиям, экономике и образу жизни. [ 7 ] Это включает в себя охоту и собирательство в лесах и ручьях, сменное выращивание таро и выращивание небольшого количества домашних свиней. [ 7 ] Минимальная материальная культура также довольно однообразна; Женщины Телефола описывают билумы по всему региону Мин как «одни виды», хотя есть некоторые стилистические различия. [ 9 ]

Характерной общей чертой минской культуры является общий миф о происхождении и посвящение в тайный мужской религиозный культ. [ 6 ] [ 7 ] Традиционно мин считали, что все народы мин, кроме бактамана, являются детьми Афека , «Первородной Матери» и создательницы всей культуры и религии мин. [ 10 ] Типы и количество церемоний посвящения в культ различались в разных группах Мин. [ 10 ] В частности, Телефол считались хранителями наследия Афек, поскольку они были ее последними детьми. [ 9 ] и Урапмины были близки к Телефолам в ритуальной иерархии Мин. [ 11 ]

Рудник Ок Теди .

Исторически народы мин находились в состоянии постоянной войны друг с другом. [ 12 ] Каждое племя Мин представляло собой единую группу, составные группы которой не воевали друг с другом, за исключением народа Тифальмин , который был разделен на четыре взаимно враждебные группы. [ 12 ] Основным оружием, используемым на войне, был лук из черной пальмы , в котором обычно использовались стрелы с зазубренными деревянными наконечниками. [ 12 ]

Копья были неизвестны, хотя некоторые племена (например, Телефолмин, но не Тифальмин) использовали деревянные дубинки. [ 12 ] Война может состоять либо из небольших групп засад, которые застанут людей врасплох на тропинках и в садах, убьют и съедят всех пойманных, независимо от их возраста и пола. [ 12 ] В других случаях война носила более формальный характер: группы выходили навстречу друг другу для битвы со свежепокрашенными щитами. [ 12 ]

Урапмины делили встреченные народы на традиционных союзников ( урап : дуп ) и врагов ( васи ), а также иноземцев ( анананг ). [ 13 ] Урапмины были в союзе с Телефолминами, вели с ними торговлю, а на войне объединялись с ними, образуя единое целое. [ 14 ] [ 15 ] Это было основано на вере в происхождение от общих предков. [ 12 ] Урапмины также были дружны со своими южными соседями Файволминами . [ 12 ]

Дружественные отношения с иностранными группами были основаны на торговле - урапмины практиковали обычай, согласно которому мужчины имели тисол дуп (буквально «друг богатства»), торговых партнеров из других групп горных ок. [ 16 ] Телефол и Урапмин традиционно были врагами Тифальмина на северо-западе и Феранмина на юго-востоке. [ 7 ] Войны между народами Мин все еще практиковались в первой половине двадцатого века. [ 12 ]

Европейский контакт

[ редактировать ]

Европейский контакт с Папуа-Новой Гвинеей и, с Хайлендом произошел поздно. в частности, [ 17 ] Хотя контакт европейцев с телефолмином датируется 1914 годом, самый ранний контакт европейцев с урапмином был установлен группой Уильямса в 1936–1937 годах, которая искала в районах Флай и Сепик месторождения полезных ископаемых. [ 18 ] Группа , возглавляемая американцем по имени Уорд Уильямс, состояла из восьми (позже девяти) европейцев и двадцати трех туземцев, набранных с побережья. [ 18 ] Группа Уильямса имела минимальный контакт с урапминами. [ 19 ]

Урапмины, которые были живы в то время, свидетельствуют, что Урапмины, не зная, как обращаться к вновь прибывшим, научились у Телефолминов называть их Вилуминами , чемоданом имени «Уильям» и суффикса, используемого для обозначения демонимов у народа Мин. , -мин . [ 19 ] [ номер 1 ] Торговые отношения были быстро установлены, причем соль была самым желанным товаром среди урапминов. [ 16 ] Урапмины рассказывают, что:

Мы испугались, когда впервые увидели белых, но они заманили нас солью. Мы попробовали это, и это было хорошо. А потом нам дали спички и показали, как разжигать костры. Затем мы пошли и купили им еды: сладкий картофель, таро и бананы, и дали им это. Мы обменялись. [ 20 ]

В 1944 году австралийцы построили взлетно-посадочную полосу в Телефомине для использования союзными войсками в качестве запасной взлетно-посадочной полосы во время кампании Новой Гвинеи во время Второй мировой войны . [ 21 ] С этого момента и до конца войны административная единица Австралийской Новой Гвинеи сохраняла пост в Телефомине, хотя неясно, в какой степени это повлияло на Урапмин в то время. [ 21 ] В 1948 году, после окончания войны, в Телефомине был создан патрульный пост, что положило начало австралийской колонизации региона. [ 21 ]

Урапмины называют последующий колониальный период временем, когда «закон пришел и забрал нас» ( Ток Писин : ло и кам кисим мипела ) или когда «мы получили закон» (Ток Писин: мипела кисим ло ). [ 22 ]

Вероятно, первое правительственное патрулирование района Урапмина было проведено в 1949 году патрульным офицером Дж. Р. Роджерсом в сопровождении девяти местных полицейских. [ 23 ] Роджерс убедил урапминов заключить мир с тифальминами, заявив, что «бои и каннибализм должны прекратиться». [ 23 ] Урапмин провел тисол даламин («эквивалентную церемонию обмена»), традиционную форму разрешения споров, которая раньше не использовалась Урапминами для заключения мира с враждебными народами. [ 23 ]

К 60-м годам большая часть Телефоминского района была умиротворена. [ 12 ] Большое количество урапминов обратились в христианство в период с середины 1960-х по середину 1970-х годов. [ 24 ] Религия была принесена в Урапмин пасторами Телефола и Урапмина, которые учились в Телефомине в Австралийской баптистской миссии. [ 24 ] Хотя Урапмин никогда не принимал миссионеров-иностранцев, к середине 1970-х годов в общине уже было немало знающих христиан. [ 24 ] Однако большинство обращений произошло во время христианского возрождения , охватившего Хайленд Новой Гвинеи в конце 1970-х годов. [ 25 ] Ребайбал . , как его называют в Ток Писине, начался на Соломоновых островах и достиг Урапмина к 1977 году [ 24 ] Это движение привело к обращению всех урапминов и привело к росту харизматического христианства среди урапминов. [ 24 ] [ 25 ]

На общество Урапмина существенно повлияло месторождение Ок Теди . [ 26 ] Шахта расположена в Табубиле , построенном в начале 1980-х годов, в двух с половиной днях ходьбы от Урапмина или до него можно добраться на самолете из Телефомина. [ 24 ] К началу 1990-х годов многие урапмины стали посещать Табубил раз в несколько лет, чаще по делам известных семей. [ 24 ] Для Урапмина Табубил стал одновременно местом, где можно увидеть потребительские товары, и убежищем от совместного использования ресурсов. [ 24 ]

На руднике когда-либо работали немногие урапмины, и из-за отсутствия дороги или взлетно-посадочной полосы урапмины не могли продавать овощи на рудник, как это делали их соседи. [ 27 ] В результате урапмины не испытали на себе такого экономического развития, как соседние группы. [ 27 ] Компания Kennecott начала разведку золота на земле Урапмин в 1989 году, что вселило надежды, и хотя компания покинула Папуа-Новую Гвинею в 1992 году, Урапмин сохраняют оптимизм в отношении будущих поисков. [ 27 ]

География

[ редактировать ]
Расположение провинции Западный Сепик в Папуа-Новой Гвинее (темно-красный)

Урапмин насчитывает около 375 человек, проживающих в районе Телефомин в провинции Западный Сепик , Папуа-Новая Гвинея. [ 5 ] [ 28 ] Наряду с более многочисленным народом Телефол они расположены у истоков реки Сепик , долины Телефомин и близлежащей долины Эллиптаман . [ 29 ] Они живут в отдаленном регионе; До Телефомина, районной администрации и взлетно-посадочной полосы можно добраться только трудным семнадцатимильным шагом. [ 28 ]

Общая площадь территории Урапмина невелика, и большинство сел находятся в шаговой доступности. [ 30 ] Большинство деревень Урапмин (Урап: abiip ) расположены вдоль вершины хребта в предгорьях гор Берманн . [ 31 ] Хребет известен в Урапе как Бимбель , названный в честь духа землетрясения Бима, который, как полагают, сгладил хребет. [ 31 ] [ номер 2 ] Деревни вдоль хребта Бимбель — Данбел ( Мули Кона ), Салафальтигин , Друм Тем , Атемкит и Димидубиип . [ 31 ]

Есть также две деревни, известные как «места по бокам» (Ток Писин: сайтсаит плес ), которые находятся рядом с хребтом, но не прямо на его вершине; это Макалбель и Айендубиип . [ 31 ] Урапмин из более северных деревень Атемкит, Димидубиип и Айендубиип известен как «нижний» Урапмин, а остальные известны как «верхний» Урапмин. [ 30 ]

Культура

[ редактировать ]

Как и в случае с другими отдаленными папуасскими группами, центральными элементами жизни урапминов являются натуральное сельское хозяйство, охота и христианство. [ 28 ]

Родной язык урапминов известен как урапминский или урапский язык (урап: urap weng ), член горного окского подсемейства окских языков . [ 32 ] Хотя Урап лингвистически занимает промежуточное положение между своими географическими соседями Телефолом и Тифалем , он не является диалектом ни того, ни другого. [ 32 ] [ 33 ] Многоязычие среди урапминов привело к тому, что многие телефолмины поверили, что урапмины говорят между собой на телефоле, но это не так. [ 32 ] Хотя урапмины считают язык тифаль более близким к урапу, чем язык телефол, и в ранних сообщениях утверждалось, что урапмины говорят на тифале, более поздние исследования показывают, что их не следует считать одним и тем же языком. [ 32 ] Урап по-прежнему активно используется урапминами и является основным языком, который они используют. [ 34 ]

Одной из необычных особенностей языка урапмин является использование терминов диадного родства . [ 35 ] Эти термины переводятся на английский язык как отношения взаимного родства или близости, такие как «(пара) братьев» или «отец и ребенок», и иногда могут даже относиться к отношениям между тремя или более людьми. [ 36 ] Эти термины могут кодировать относительный возраст, родство или близость, количество членов и пол. [ 36 ] Например, пара братьев и сестер — алеп (множественное число нингкил ), пара аффинов — касамдим (множественное число амдимал ), пара — агам (множественное число акмал ), женщина с ребенком — ават (множественное число аптил ), а мужчина с ребенок — алим (множественное число алим ). [ 36 ] [ номер 3 ]

В формах множественного числа не указано, для какого поколения используется множественное число; таким образом, алимал может означать либо (а) одного мужчину и двоих детей, либо (б) одного мужчину, одну женщину и одного ребенка. [ 36 ] Эти термины используются для обращения к группам, а не к отдельным людям, поэтому, например, к матери двоих детей никогда не следует обращаться или обращаться к ней с использованием термина aptil (скорее можно использовать alamon «мать»). [ 36 ] Однако пастор мог обращаться к своей пастве — собранию мужей, их жен и детей — как sios alimal «церковный алимал» или просто алимал . [ 37 ]

Язык ток-писин также широко используется урапминами. [ 32 ] Ток-писин, один из национальных языков Папуа-Новой Гвинеи , является важным лингва-франка в сельской местности. [ 32 ] Урапмины изучают язык у детей старшего возраста и в школе и начинают свободно говорить примерно в двенадцать лет. [ 32 ] [ номер 4 ] Ток Писин регулярно используется в повседневной жизни и внес в Урап множество заимствованных слов. [ 34 ] В частности, Ток Писин ассоциируется с современностью и западными институтами и регулярно используется в таких контекстах, как местное управление, христианские службы и дискуссии. [ 34 ] В отличие от некоторых других народов Папуа-Новой Гвинеи, урапмины не пытались найти местные эквиваленты терминов ток-писин, связанных с христианством. [ 34 ] Издание Нового Завета, наиболее используемое Урапминами, находится в Ток Писин, Nupela Testamen Ol Sam, опубликованном Библейским обществом Папуа-Новой Гвинеи. [ 38 ]

Экономическая система

[ редактировать ]
Корень таро , основной продукт питания урапминов.

Урапмины практикуют подсечно-огневое земледелие и разводят небольшое количество свиней. [ 3 ] Основным источником пищи для урапмин является таро (Urap: ima ) и сладкий картофель (Urap: wan ), выращиваемые в огородах (Urap: lang ) в кустах. [ 8 ] Фактически основное слово «еда» на урапе образовано путем соединения этих двух существительных. [ 39 ] Их дополняют бананы , панданусы , сахарный тростник и различные другие культуры . [ 27 ]

Охота на сумчатых, диких свиней и другую дичь очень ценится в урапминской культуре, но не вносит существенного вклада в пропитание. [ 3 ] Домашних свиней выращивают в небольших количествах и убивают в особых случаях. [ 27 ] Рыбные консервы, рис и замороженная курица должны привозиться из Телефомина, районного управления или Табубила, и Урапмин считает их предметами роскоши. [ 27 ]

Как и многие другие папуасские группы, урапмины считают владельца объекта или земли первым человеком, который создал или обработал их. [ 40 ] Это доходит до того, что считается, что каждый предмет в домашнем хозяйстве имеет владельца, а некоторые домохозяйства даже разделили свои общие сады на участки, находящиеся в индивидуальной собственности. [ 40 ] По традиционным верованиям урапминов, это укладывается в общее мировоззрение, согласно которому все имело хозяина – человека или духа. [ 40 ]

Урапмины выделяются среди «отдаленных» обществ охотников-собирателей тем, насколько сильно они отвергли свои традиционные верования и обычаи (Урап: alowal imi kukup , буквально «пути предков») и приняли верования протестантского христианства . [ 25 ] В отличие от других папуасских культур, среди урапмин не существует продолжающегося конфликта между христианами (Ток Писин: kristins ) и «язычниками» (Ток Писин: haidens ). [ 41 ] Некоторые ритуалы до сих пор являются предметом споров среди урапминов относительно того, следует ли их продолжать практиковать, в частности, жертвоприношение свиней и обмен выкупа. [ 42 ]

Традиционные верования

[ редактировать ]

Согласно традиционному верованию урапминов, все существа, существовавшие в мире до создания людей, были духами. [ 43 ] Человек был создан в результате многократного рождения культурной героини Афек, возникшей сразу после первой собаки (Урап: кям ). [ 43 ] Афек отдал куст духам прямо перед рождением людей, чтобы они очистили деревни для проживания людей. [ 43 ] Поскольку такие собаки являются духами и, как говорят урапмины, «старшим братом» человека, урапмины не убивают и не едят их, в отличие от некоторых соседних племен, и не позволяют собакам дышать на их еде. [ 43 ] (это контрастирует с людьми - у урапминов раньше не было табу на каннибализм, и они могут делиться с ними едой [ нужны разъяснения ] ). [ 43 ] Фактически, табу на поедание собак — одно из немногих, которые до сих пор широко соблюдаются. [ 44 ]

Афек считался одновременно физической матерью всех народов Мин, кроме Бактамана, и создателем всей культуры и религии Мин. [ 10 ] Таким образом, Телефол, как последним рожденным Афека, было поручено хранить ее наследие. [ 9 ] (Урапмины находились на уровне Телефола или, по крайней мере, довольно близко к нему в этой иерархии религиозных знаний). [ 45 ] Народы Мин считали, что Афек оставила свои основные реликвии в культовом доме в деревне Телефолип (сокращение от Телефол абиип «деревня Телефола»). [ 9 ] Считалось, что Афек женился на змее, которая образовала поляну, куда могли войти только мужчины, чтобы добраться до Телефолипа в предсмертных агониях. [ 46 ] Телефолип никогда не перемещали, и здания в Телефолипе постоянно перестраивались на одних и тех же местах. [ 9 ]

Традиционный закон Урапмин характеризовался множеством правил религиозного поведения и сложной системой табу, ориентированной особенно на еду и землепользование, а также регулировавшей, к чему можно прикасаться и кто какую информацию может знать. [ 47 ] [ 48 ] Согласно традиции Урапмина, Афек передал владение дикой природой ( сен ) мотобилам ( духам природы), которые сами передали права собственности на деревни ( абиип ) людям. [ 40 ] Считалось, что природные ресурсы, включая ручьи, большие деревья, охотничьи угодья и дичь, принадлежат мотоциклу, и люди могли с уважением использовать только то, на что им было дано разрешение. [ 40 ]

Нарушение этих правил считалось причиной болезни. [ 40 ] Эта система табу, известная как трепет , была хорошо развита и формировала повседневную жизнь. на урапминском языке [ 48 ] Те, кто заболел из-за неуважения к земле или животным в мотоцикле, молились духам «развязать» их, а если это не помогало, приносили в жертву свиней, чтобы умилостивить духов. [ 3 ] [ 40 ] Недавно Урапмин потребовал, чтобы золотоискатели приносили жертвы этим духам, прежде чем копать на их земле, хотя такое упреждающее использование жертвоприношения является новым для Урапминов. [ 3 ]

Авем был заброшен в конце 1970-х годов, когда община перешла в христианство, которое считалось противоречащим практике табу. [ 49 ] Урапмины называют нынешний период «свободным временем» (Ток Писин: фри таим ), эпохой освобождения, когда еда и земля доступны в свободном доступе. [ 49 ] Однако, хотя урапмины теперь верят, что все создал Бог, а не Афек, они все еще верят в существование мотобилов, хотя и как «злых духов» (Урап: синик мафак ). [ 41 ] [ 50 ]

Теперь они полагают, что Афек и другие мифические персонажи Урапмина возникли после поколений «Адама и Евы, Каина и Авеля, Ноя и Авраама» и лгали, ложно утверждая, что они создали все и что нарушение их табу приведет к болезни. [ 51 ] Поскольку урапмины теперь верят, что Бог дал творение людям для использования, они считают, что использование собственности мотоциклов является моральным императивом. [ 50 ] Однако урапмины по-прежнему верят в болезни, вызванные мотоциклом, и поэтому иногда приносят жертвы момобилю, несмотря на то, что это противоречит христианскому учению. [ 50 ]

Урапмины по-прежнему соблюдают традиционный этический кодекс, который требует взаимной поддержки (Урапмин: дангдагалин ) и запрещенных социальных действий (Урапмин: трепет , но отличается от другой формы трепета ), включая прелюбодеяние, гнев, драки и воровство. [ 48 ] тот, кто ест в одиночестве (Урапмин: фегинин Как и во многих других меланезийских обществах, осуждается ), ибо человек должен делиться своей пищей с другими (Урапмин: сигил ). [ 48 ] Этические нарушения можно исправить с помощью таких ритуалов, как «купить гнев» (Урапмин: агет атул санин ), «купить стыд» ( фитом санин ), и они практикуются до сих пор. [ 52 ] Урапмин также ритуально удалял гнев из тела, чтобы предотвратить болезни, но теперь это заменено молитвой к Богу, чтобы Он удалил гнев. [ 52 ]

Урапмины раньше практиковали тип мужской инициации , известный в Урапе как запрет . [ 42 ] Эти сложные ритуалы, которыми славятся народы Мин, были центральной частью общественной жизни Урапминов. [ 53 ] Запрет представлял собой многоэтапный процесс, сопровождавшийся избиениями и манипуляциями с различными предметами. [ 42 ] На каждом этапе посвященному предлагались откровения тайных знаний (Урап: weng awem ), но на следующем этапе они оказывались ложными (Urap: famoul ). [ 42 ] Эти посвящения были прекращены с принятием христианства, и урапы выразили облегчение по поводу того, что им больше не придется подвергать избиениям, которые были связаны с этим. [ 49 ]

христианство

[ редактировать ]

В связи с ростом харизматического христианства среди урапминов, к началу 1990-х годов урапминское христианство характеризовалось «исцелением, одержимостью, постоянной молитвой, исповедью и частыми и длительными церковными службами». [ 24 ] Как и повсюду в Папуа-Новой Гвинее, форма христианства среди урапминов сосредоточена главным образом на «темах тысячелетия» — возвращении Иисуса и надвигающемся суде. [ 54 ] В частности, центральными темами урапминского христианства являются последние дни (Ток Писин: las de ), означающие скорое возвращение Иисуса, чтобы взять своих последователей на небеса, и необходимость жить этической христианской жизнью (Ток Писин: Kristin laip ). чтобы быть одним из тех, кого взяли в последние дни. [ 24 ]

Религиозный дискурс часто фокусируется на необходимости контролировать свои желания и подчиняться законам Библии и правительству, чтобы жить хорошей христианской жизнью. [ 24 ] Эти темы были традиционно важны для урапмин еще до появления христианства. [ 24 ] Общество Урапмин признает оппозицию между чертами характера своенравия (Урапмин: футабемин ) и подчинения закону (Урапмин: awem ) или требованиям других (Урапмин венг санкамин , букв. «слышать речь»). [ 55 ] Своенравие определяется как когда воля или желание (Урапмин: сан , Ток Писин: лайк ) заставляет человека игнорировать требования закона или других людей. [ 55 ]

Обе черты считаются важными; например, ожидается, что женщина выберет мужа, руководствуясь своей собственной волей, а не поддаваясь давлению своей семьи или поклонников. [ 56 ] [ кол. 5 ]

Многие меланезийские общества признают такую ​​оппозицию; однако, в то время как в других обществах баланс между своенравием и уважением потребностей других достигается лидерами сообщества или разделением этих качеств между мужчинами и женщинами, в обществе Урапмин каждый человек должен балансировать их сам. [ 57 ] Однако принятие христианства привело к очернению волевого поведения вообще, поскольку спасения можно было достичь только следуя воле Божией; поэтому фокусом урапминской культуры стало подавление желаний. [ 49 ]

Урапмины заменили традиционные ритуалы новыми, христианскими методами устранения греха (Ток Писин: грех , Урапмин ням , букв. Долг). [ 47 ] Урапмины ввели институт исповеди (Ток Писин: аутим грех ), которого не было в баптистской церкви , к которой они принадлежат. [ 1 ] [ 42 ] Исповедь проводится не реже одного раза в месяц, а некоторые урапмины ведут списки грехов, чтобы не забыть их исповедовать. [ 1 ] Пасторы и другие лидеры регулярно читают лекции (Урапмин: венг кем ) о том, как избегать греха. [ 1 ]

Другой ритуал удаления грехов, который практикуют Урапмин, представляет собой форму группового одержимости, известную как «дискотека духа» (Ток Писин: диско духа ). [ 58 ] Мужчины и женщины собираются в церковных зданиях, танцуют кругами и подпрыгивают, пока женщины поют христианские песни; это называется «притягивание [Святого] духа» (Ток Писин: пулим дух , Урап: Синик дагамин ). [ 59 ] [ 60 ] Мелодии песен заимствованы из традиционных женских песен, исполняемых при танцах на барабанах (Урап: ват даламин ), а тексты обычно написаны на телефоле или других языках горных ок. [ 60 ] В случае успеха некоторые танцоры «возьмут дух» (Ток Писин: дух кисим ), дико размахивая руками и носясь по танцполу. [ 59 ]

Через час или больше одержимые упадут в обморок, пение прекратится, а духовная дискотека завершится молитвой и, если есть время, чтением Библии и проповедью. [ 59 ] Считается, что тело обычно «тяжело» (Urap: ilum ) от греха, а одержимость — это процесс, когда Святой Дух выбрасывает грехи из тела, делая человека «легким» (Urap: fong ). снова [ 59 ] Это совершенно новый ритуал для урапминов, у которых нет местной традиции одержимости духами. [ 61 ]

Урапмин практикуют частые молитвы (Ток Писин: бетен ), по крайней мере, начиная и заканчивая день молитвой, и часто молясь несколько раз в течение дня. [ 25 ] Молитва может быть как общей, так и индивидуальной, о таких вещах, как здоровье, земледелие, охота, избавление от гнева, дурные предзнаменования во сне, благословение еды, устранение греха и просто вознесение хвалы Богу. [ 25 ] Помимо ритуальной речи во время молитвы, урапмины подчеркивают, что христианская жизнь предполагает слушание «Божьей речи» (Урап: Gat ami weng ). [ 42 ] Центральное место речи в современном урапминском христианстве резко контрастирует с традиционной урапминской культурой, в основном основанной на ритуалах, где священная речь может быть даже явно ложной. [ 42 ] У урапминов есть клише , отражающее это: «Бог — это не что иное, как разговоры» (Урап: Gat ka weng katagup ; Tok Pisin: Gat em i tok tasol ). [ 42 ]

Урапмины практикуют эндогамию . [ 8 ] Поскольку сообщество урапминов довольно маленькое, насчитывающее сотни, и урапмины не женятся на двоюродных братьях, в результате большинство урапминов связаны друг с другом относительно напрямую. [ 8 ]

Урапмины делятся на классы родства, известные как танум миит (буквально «человеческое происхождение»). [ 62 ] В настоящее время широко используются пять танум миит: Авем Тем Касель , Авалик , Атемкитмин , Амтанмин и Кобренмин . [ 62 ] Существует также феткиякмин вымирающая группа , а в прошлом существовали и другие танум миит , которые уже вымерли. [ 62 ] Танум миит раньше был связан с определенными ритуальными обрядами и тайной мифологией. [ 62 ] Считалось, что между ними распределены сверхъестественные силы; например, одна группа контролировала ветер, а другая — дождь. [ 63 ] В настоящее время они рассматриваются как крупнейшие землевладельческие единицы, и считается, что в каждой деревне есть доминирующий танум миит . [ 62 ]

Tanum miit наследуются по наследству от обоих родителей; таким образом, один человек может быть членом четырех танум миит одновременно, просто учитывая его или ее бабушку и дедушку. [ 62 ] [ номер 6 ] Из-за тесных семейных связей между всеми урапминами любой урапмин может заявить о своем членстве в каждом танум миите , а некоторые могут вычислить, как они его унаследовали. [ 62 ] Таким образом, танум миит мало что делает для дифференциации людей в обществе Урапмин, и их членство «постоянно». [ 8 ] [ 62 ] Однако камоким («большие люди»), более влиятельный Урапмин, может относиться к этим группам как к более эксклюзивным, чтобы организовывать действия других. [ 62 ]

Политическая система

[ редактировать ]

У урапминов есть группа лидеров, известная как камоким (единственное число камок ) на урапминском языке и бикман на ток-писинском языке. [ 53 ] Эти лидеры объединяют людей в деревни, помогают людям выплачивать выкуп за невесту, выступают на судебных заседаниях и организуют рабочие группы для реализации крупномасштабных проектов. [ 53 ] Камоким пользуются большим уважением во всех общественных сферах и являются общей темой для разговоров. [ 53 ]

Урапмины проводят разделение между деревней (Урап: абиип ) и кустарником (Урап: сеп ). [ 64 ] Эти владения разделены, и урапмины очищают свои деревни от растительности. [ 64 ] Деревни имеют U-образную форму с засыпанными грязью площадями, без травы и сорняков. [ 65 ] У большинства урапмин есть хотя бы один дом в деревне (Урап: ам ). [ 8 ] [ 56 ] Однако из-за важности лесных садов для существования, урапмины проводят большую часть своего времени в изолированных домиках в кустах (урап: сентябрь ), тщательно построенных рядом с садами и охотничьими угодьями. [ 8 ] [ 56 ] Деревни устраиваются камокимами, которые уговаривают людей с сентября или из других деревень. [ 56 ] Когда камок умирает, жители села расходятся. [ 56 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Урапмины позже отказались от этого термина и стали называть белых далабалами , что означает запах тыквы-пениса . В конце концов прибрежные туземцы, нанятые другим патрулем, научили урапминов термину табаласеп , который в настоящее время используется на языке урап для обозначения белых. См. Роббинс (2004 :50).
  2. Слово «землетрясение» в Урапе тоже бим . См. Роббинс (2004 :21).
  3. ^ Урапмин отличается от Телефола тем, что он не различает группы братьев и сестер ( нингкил ) в зависимости от того, являются ли они однополыми или смешанными группами. См. Роббинс (2004 :348).
  4. ^ Язык обучения номинально английский , а использование ток-писина официально запрещено. Однако на самом деле студенты становятся грамотными на ток-писине, но никогда не приближаются к тому, чтобы свободно владеть английским языком. См. Роббинс (2004 :37).
  5. ^ Практика следования желаниям женщины в браке известна в Ток Писин как laik bilong meri . Среди многих других папуасских групп, и в частности среди соседнего Телефомина , laik bilong meri — новая практика, связанная с колониальным правительством. Однако среди урапминов это считается старым обычаем, о чем свидетельствуют сложные ритуалы, окружающие его, и их устные генеалогические записи. См. Роббинс (1998 :314).
  6. ^ Танум миит не играет роли в браке, поэтому человек может унаследовать меньше танум миит от своих бабушек и дедушек, если они разделяют танум миит. См. Роббинс (2004 : 191–192).
  1. ^ Jump up to: а б с д Роббинс (1998 :308)
  2. ^ Jump up to: а б Баркер (2007 :28)
  3. ^ Jump up to: а б с д и Моретти (2007 : 306)
  4. ^ Jump up to: а б с д Маккензи (1991 :31)
  5. ^ Jump up to: а б Крэнстон (1968 :609)
  6. ^ Jump up to: а б Брамбо (1980 :332)
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Маккензи (1991 :32)
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Роббинс (2004 :24)
  9. ^ Jump up to: а б с д и Маккензи (1991 :33)
  10. ^ Jump up to: а б с Маккензи (1991 : 32–33)
  11. ^ Роббинс (2004 : 15, 17)
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Крэнстон (1968 :610)
  13. ^ Роббинс (2004 :88)
  14. ^ Крэнстон (1968 :618)
  15. ^ Брамбо (1980 :333)
  16. ^ Jump up to: а б Роббинс (2004 :51)
  17. ^ Роббинс (2004 :46)
  18. ^ Jump up to: а б Роббинс (2004 :49)
  19. ^ Jump up to: а б Роббинс (2004 :50)
  20. Бабалок, член Урапмина, цитируется по Роббинсу (2004 :51).
  21. ^ Jump up to: а б с Роббинс (2004 :53)
  22. ^ Роббинс (2004 :47)
  23. ^ Jump up to: а б с Роббинс (2004 :54)
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Роббинс (1998 :301)
  25. ^ Jump up to: а б с д и Роббинс (2001 :903)
  26. ^ Роббинс (1998 : 300–301)
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж Роббинс (1995 : 213)
  28. ^ Jump up to: а б с Роббинс (1998 :300)
  29. ^ Брамбо (1980 : 332–333)
  30. ^ Jump up to: а б Роббинс (2004 :22)
  31. ^ Jump up to: а б с д Роббинс (2004 :21)
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж г Роббинс (2004 :37)
  33. ^ «Урапмин» . СИЛ Интернешнл . нд . Проверено 22 декабря 2012 г.
  34. ^ Jump up to: а б с д Роббинс (2004 :38)
  35. ^ Роббинс (2004 : 300)
  36. ^ Jump up to: а б с д и Роббинс (2004 : 301)
  37. ^ Роббинс (2004 : 302)
  38. ^ Роббинс (2004 :39)
  39. ^ Роббинс (1995 : 212–213)
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж г Моретти (2007 :307)
  41. ^ Jump up to: а б Роббинс (1995 : 214)
  42. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Роббинс (2001 :904)
  43. ^ Jump up to: а б с д и Роббинс (2006 : 176–177)
  44. ^ Роббинс (2006 : 177, 190)
  45. ^ Роббинс (2004 :17)
  46. ^ Крэнстон (1968 :620)
  47. ^ Jump up to: а б Роббинс (1998 :307)
  48. ^ Jump up to: а б с д Роббинс (1998 :305)
  49. ^ Jump up to: а б с д Роббинс (1998 : 307–308)
  50. ^ Jump up to: а б с Моретти (2007 :309)
  51. ^ Роббинс (1995 : 216)
  52. ^ Jump up to: а б Роббинс (1998 : 306, 310)
  53. ^ Jump up to: а б с д Баркер (2007 :29)
  54. ^ Роббинс (1998 : 299)
  55. ^ Jump up to: а б Роббинс (1998 :303)
  56. ^ Jump up to: а б с д и Роббинс (1998 :304)
  57. ^ Роббинс (1998 : 302)
  58. ^ Роббинс (1998 : 310–311)
  59. ^ Jump up to: а б с д Роббинс (1998 : 311)
  60. ^ Jump up to: а б Роббинс (2004 : 284)
  61. ^ Роббинс (1998 :312)
  62. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Роббинс (2004 : 191–192)
  63. ^ Роббинс (2004 :52)
  64. ^ Jump up to: а б Роббинс (2006 : 176)
  65. ^ Роббинс (2004 :23)

Библиография

[ редактировать ]
  • Баркер, Джон (2007). Антропология морали в Меланезии и за ее пределами . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN  978-0754671855 .
  • Брамбо, Роберт (1980). «Модели разделения и горная религия». Этос . 8 (4): 332–348. дои : 10.1525/eth.1980.8.4.02a00050 .
  • Крэнстон, Б. (1968). «Боевые щиты подрайона Телефомин, Новая Гвинея». Мужчина . 3 (4): 609–624. дои : 10.2307/2798582 . JSTOR   2798582 .
  • Маккензи, Морин (1991). Андрогинные объекты: авоськи и гендер в Центральной Новой Гвинее . Рутледж. ISBN  978-3718651559 .
  • Моретти, Даниэле (2007). «Экокосмологии в процессе создания: новые горнодобывающие ритуалы в двух обществах Папуа-Новой Гвинеи». Этнология . 46 (4).
  • Роббинс, Джоэл (2006). «Свойства природы, свойства культуры: собственность, признание и политика природы в обществе Папуа-Новой Гвинеи». В Бирсаке, Алетта; Гринберг, Джеймс (ред.). Переосмысление политической экологии . Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0-8223-3672-3 .
  • Роббинс, Джоэл (2004). Становление грешниками: христианство и моральные мучения в обществе Папуа-Новой Гвинеи . Издательство Калифорнийского университета. п. 383. ИСБН  978-0-520-23800-8 .
  • Роббинс, Джоэл (2001). «Бог - это не что иное, как разговоры: современность, язык и молитва в обществе Папуа-Новой Гвинеи». Американский антрополог . 103 (4): 901–912. дои : 10.1525/aa.2001.103.4.901 .
  • Роббинс, Джоэл (1998). «Становление грешниками: христианство и желания среди урапминов Папуа-Новой Гвинеи». Этнология . 37 (4): 299–316. дои : 10.2307/3773784 . JSTOR   3773784 .
  • Роббинс, Джоэл (1995). «Изгнание духов: христианские трансформации желаний и экологии среди урапмин Папуа-Новой Гвинеи, быстрый просмотр». Этнология . 34 (3): 211. дои : 10.2307/3773824 . JSTOR   3773824 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5a044e838cd33217f3c8f83dfe2e2f5__1709445240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/f5/b5a044e838cd33217f3c8f83dfe2e2f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Urapmin people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)