Урапмин люди
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( июнь 2020 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
около 375 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Урапминский язык | |
Религия | |
баптист [ 1 ] | |
Родственные этнические группы | |
Люди Телефола , Люди Тифаля |
Урапминцы районе — этническая группа, насчитывающая около 375 человек в Телефомин провинции Западный Сепик Папуа -Новой Гвинеи . Урапмин, один из народов Мин , населяющих эту область, разделяет общие практики Мин, заключающиеся в ведении охотников-собирателей , выращивании таро , а раньше - в тщательно продуманном секретном культе, доступном только посвященным мужчинам.
Урапмины раньше объединялись с Телефолминами в войне против других народов Мин, практикуя каннибализм против мертвых врагов, но война прекратилась к 1960-м годам с приходом колониализма . Христианское возрождение в 1970-х годах привело к почти полному отказу от традиционных верований и принятию формы харизматического христианства, первоначально заимствованной из баптистского христианства . Урапмины активно используют свой родной урапский язык , и их небольшая община поддерживает практику эндогамии .
Классификация
[ редактировать ]
Урапмины — один из народов Мин , группы родственных народов в Папуа-Новой Гвинее, насчитывающих в общей сложности около тридцати тысяч человек. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Народы мин проживают главным образом в округе Телефомин , простирающемся от гор реки Стрикленд до провинции Западное Папуа . [ 5 ] [ 6 ] Имя Мин происходит от суффикса -min , означающего «народ», который присутствует в их именах (например, Телефолмин , Вопкаймин и т. д.). [ 4 ]
Народы мин также могут быть известны как народы горных ок, от слова ок, означающего «река» или «вода». [ 4 ] Последнее название контрастирует с народом Лоуленд Ок на юге, который говорит на родственных языках, но сильно отличается в культурном отношении и в среде, в которой они живут. [ 4 ]
Урапмины говорят на языке горных оков . [ 2 ] Хотя эта языковая семья связана с этнической группой мин, она не определяет группу абсолютно, поскольку группы оксапмин на востоке и группы реки Омь говорят на языках, не принадлежащих к горно-окским. [ 7 ] Система родства Урапмин является родственной ; [ 8 ] в целом западные группы Мин имеют двустороннюю систему родства, а восточные группы Мин имеют системы родства по отцовской линии . [ 7 ]
Народы мин довольно однородны по технологиям, экономике и образу жизни. [ 7 ] Это включает в себя охоту и собирательство в лесах и ручьях, сменное выращивание таро и выращивание небольшого количества домашних свиней. [ 7 ] Минимальная материальная культура также довольно однообразна; Женщины Телефола описывают билумы по всему региону Мин как «одни виды», хотя есть некоторые стилистические различия. [ 9 ]
Характерной общей чертой минской культуры является общий миф о происхождении и посвящение в тайный мужской религиозный культ. [ 6 ] [ 7 ] Традиционно мин считали, что все народы мин, кроме бактамана, являются детьми Афека , «Первородной Матери» и создательницы всей культуры и религии мин. [ 10 ] Типы и количество церемоний посвящения в культ различались в разных группах Мин. [ 10 ] В частности, Телефол считались хранителями наследия Афек, поскольку они были ее последними детьми. [ 9 ] и Урапмины были близки к Телефолам в ритуальной иерархии Мин. [ 11 ]
История
[ редактировать ]
Исторически народы мин находились в состоянии постоянной войны друг с другом. [ 12 ] Каждое племя Мин представляло собой единую группу, составные группы которой не воевали друг с другом, за исключением народа Тифальмин , который был разделен на четыре взаимно враждебные группы. [ 12 ] Основным оружием, используемым на войне, был лук из черной пальмы , в котором обычно использовались стрелы с зазубренными деревянными наконечниками. [ 12 ]
Копья были неизвестны, хотя некоторые племена (например, Телефолмин, но не Тифальмин) использовали деревянные дубинки. [ 12 ] Война может состоять либо из небольших групп засад, которые застанут людей врасплох на тропинках и в садах, убьют и съедят всех пойманных, независимо от их возраста и пола. [ 12 ] В других случаях война носила более формальный характер: группы выходили навстречу друг другу для битвы со свежепокрашенными щитами. [ 12 ]
Урапмины делили встреченные народы на традиционных союзников ( урап : дуп ) и врагов ( васи ), а также иноземцев ( анананг ). [ 13 ] Урапмины были в союзе с Телефолминами, вели с ними торговлю, а на войне объединялись с ними, образуя единое целое. [ 14 ] [ 15 ] Это было основано на вере в происхождение от общих предков. [ 12 ] Урапмины также были дружны со своими южными соседями Файволминами . [ 12 ]
Дружественные отношения с иностранными группами были основаны на торговле - урапмины практиковали обычай, согласно которому мужчины имели тисол дуп (буквально «друг богатства»), торговых партнеров из других групп горных ок. [ 16 ] Телефол и Урапмин традиционно были врагами Тифальмина на северо-западе и Феранмина на юго-востоке. [ 7 ] Войны между народами Мин все еще практиковались в первой половине двадцатого века. [ 12 ]
Европейский контакт
[ редактировать ]Европейский контакт с Папуа-Новой Гвинеей и, с Хайлендом произошел поздно. в частности, [ 17 ] Хотя контакт европейцев с телефолмином датируется 1914 годом, самый ранний контакт европейцев с урапмином был установлен группой Уильямса в 1936–1937 годах, которая искала в районах Флай и Сепик месторождения полезных ископаемых. [ 18 ] Группа , возглавляемая американцем по имени Уорд Уильямс, состояла из восьми (позже девяти) европейцев и двадцати трех туземцев, набранных с побережья. [ 18 ] Группа Уильямса имела минимальный контакт с урапминами. [ 19 ]
Урапмины, которые были живы в то время, свидетельствуют, что Урапмины, не зная, как обращаться к вновь прибывшим, научились у Телефолминов называть их Вилуминами , чемоданом имени «Уильям» и суффикса, используемого для обозначения демонимов у народа Мин. , -мин . [ 19 ] [ номер 1 ] Торговые отношения были быстро установлены, причем соль была самым желанным товаром среди урапминов. [ 16 ] Урапмины рассказывают, что:
Мы испугались, когда впервые увидели белых, но они заманили нас солью. Мы попробовали это, и это было хорошо. А потом нам дали спички и показали, как разжигать костры. Затем мы пошли и купили им еды: сладкий картофель, таро и бананы, и дали им это. Мы обменялись. [ 20 ]
В 1944 году австралийцы построили взлетно-посадочную полосу в Телефомине для использования союзными войсками в качестве запасной взлетно-посадочной полосы во время кампании Новой Гвинеи во время Второй мировой войны . [ 21 ] С этого момента и до конца войны административная единица Австралийской Новой Гвинеи сохраняла пост в Телефомине, хотя неясно, в какой степени это повлияло на Урапмин в то время. [ 21 ] В 1948 году, после окончания войны, в Телефомине был создан патрульный пост, что положило начало австралийской колонизации региона. [ 21 ]
Урапмины называют последующий колониальный период временем, когда «закон пришел и забрал нас» ( Ток Писин : ло и кам кисим мипела ) или когда «мы получили закон» (Ток Писин: мипела кисим ло ). [ 22 ]
Вероятно, первое правительственное патрулирование района Урапмина было проведено в 1949 году патрульным офицером Дж. Р. Роджерсом в сопровождении девяти местных полицейских. [ 23 ] Роджерс убедил урапминов заключить мир с тифальминами, заявив, что «бои и каннибализм должны прекратиться». [ 23 ] Урапмин провел тисол даламин («эквивалентную церемонию обмена»), традиционную форму разрешения споров, которая раньше не использовалась Урапминами для заключения мира с враждебными народами. [ 23 ]
К 60-м годам большая часть Телефоминского района была умиротворена. [ 12 ] Большое количество урапминов обратились в христианство в период с середины 1960-х по середину 1970-х годов. [ 24 ] Религия была принесена в Урапмин пасторами Телефола и Урапмина, которые учились в Телефомине в Австралийской баптистской миссии. [ 24 ] Хотя Урапмин никогда не принимал миссионеров-иностранцев, к середине 1970-х годов в общине уже было немало знающих христиан. [ 24 ] Однако большинство обращений произошло во время христианского возрождения , охватившего Хайленд Новой Гвинеи в конце 1970-х годов. [ 25 ] Ребайбал . , как его называют в Ток Писине, начался на Соломоновых островах и достиг Урапмина к 1977 году [ 24 ] Это движение привело к обращению всех урапминов и привело к росту харизматического христианства среди урапминов. [ 24 ] [ 25 ]
На общество Урапмина существенно повлияло месторождение Ок Теди . [ 26 ] Шахта расположена в Табубиле , построенном в начале 1980-х годов, в двух с половиной днях ходьбы от Урапмина или до него можно добраться на самолете из Телефомина. [ 24 ] К началу 1990-х годов многие урапмины стали посещать Табубил раз в несколько лет, чаще по делам известных семей. [ 24 ] Для Урапмина Табубил стал одновременно местом, где можно увидеть потребительские товары, и убежищем от совместного использования ресурсов. [ 24 ]
На руднике когда-либо работали немногие урапмины, и из-за отсутствия дороги или взлетно-посадочной полосы урапмины не могли продавать овощи на рудник, как это делали их соседи. [ 27 ] В результате урапмины не испытали на себе такого экономического развития, как соседние группы. [ 27 ] Компания Kennecott начала разведку золота на земле Урапмин в 1989 году, что вселило надежды, и хотя компания покинула Папуа-Новую Гвинею в 1992 году, Урапмин сохраняют оптимизм в отношении будущих поисков. [ 27 ]
География
[ редактировать ]
Урапмин насчитывает около 375 человек, проживающих в районе Телефомин в провинции Западный Сепик , Папуа-Новая Гвинея. [ 5 ] [ 28 ] Наряду с более многочисленным народом Телефол они расположены у истоков реки Сепик , долины Телефомин и близлежащей долины Эллиптаман . [ 29 ] Они живут в отдаленном регионе; До Телефомина, районной администрации и взлетно-посадочной полосы можно добраться только трудным семнадцатимильным шагом. [ 28 ]
Общая площадь территории Урапмина невелика, и большинство сел находятся в шаговой доступности. [ 30 ] Большинство деревень Урапмин (Урап: abiip ) расположены вдоль вершины хребта в предгорьях гор Берманн . [ 31 ] Хребет известен в Урапе как Бимбель , названный в честь духа землетрясения Бима, который, как полагают, сгладил хребет. [ 31 ] [ номер 2 ] Деревни вдоль хребта Бимбель — Данбел ( Мули Кона ), Салафальтигин , Друм Тем , Атемкит и Димидубиип . [ 31 ]
Есть также две деревни, известные как «места по бокам» (Ток Писин: сайтсаит плес ), которые находятся рядом с хребтом, но не прямо на его вершине; это Макалбель и Айендубиип . [ 31 ] Урапмин из более северных деревень Атемкит, Димидубиип и Айендубиип известен как «нижний» Урапмин, а остальные известны как «верхний» Урапмин. [ 30 ]
Культура
[ редактировать ]Как и в случае с другими отдаленными папуасскими группами, центральными элементами жизни урапминов являются натуральное сельское хозяйство, охота и христианство. [ 28 ]
Язык
[ редактировать ]Родной язык урапминов известен как урапминский или урапский язык (урап: urap weng ), член горного окского подсемейства окских языков . [ 32 ] Хотя Урап лингвистически занимает промежуточное положение между своими географическими соседями Телефолом и Тифалем , он не является диалектом ни того, ни другого. [ 32 ] [ 33 ] Многоязычие среди урапминов привело к тому, что многие телефолмины поверили, что урапмины говорят между собой на телефоле, но это не так. [ 32 ] Хотя урапмины считают язык тифаль более близким к урапу, чем язык телефол, и в ранних сообщениях утверждалось, что урапмины говорят на тифале, более поздние исследования показывают, что их не следует считать одним и тем же языком. [ 32 ] Урап по-прежнему активно используется урапминами и является основным языком, который они используют. [ 34 ]
Одной из необычных особенностей языка урапмин является использование терминов диадного родства . [ 35 ] Эти термины переводятся на английский язык как отношения взаимного родства или близости, такие как «(пара) братьев» или «отец и ребенок», и иногда могут даже относиться к отношениям между тремя или более людьми. [ 36 ] Эти термины могут кодировать относительный возраст, родство или близость, количество членов и пол. [ 36 ] Например, пара братьев и сестер — алеп (множественное число нингкил ), пара аффинов — касамдим (множественное число амдимал ), пара — агам (множественное число акмал ), женщина с ребенком — ават (множественное число аптил ), а мужчина с ребенок — алим (множественное число алим ). [ 36 ] [ номер 3 ]
В формах множественного числа не указано, для какого поколения используется множественное число; таким образом, алимал может означать либо (а) одного мужчину и двоих детей, либо (б) одного мужчину, одну женщину и одного ребенка. [ 36 ] Эти термины используются для обращения к группам, а не к отдельным людям, поэтому, например, к матери двоих детей никогда не следует обращаться или обращаться к ней с использованием термина aptil (скорее можно использовать alamon «мать»). [ 36 ] Однако пастор мог обращаться к своей пастве — собранию мужей, их жен и детей — как sios alimal «церковный алимал» или просто алимал . [ 37 ]
Язык ток-писин также широко используется урапминами. [ 32 ] Ток-писин, один из национальных языков Папуа-Новой Гвинеи , является важным лингва-франка в сельской местности. [ 32 ] Урапмины изучают язык у детей старшего возраста и в школе и начинают свободно говорить примерно в двенадцать лет. [ 32 ] [ номер 4 ] Ток Писин регулярно используется в повседневной жизни и внес в Урап множество заимствованных слов. [ 34 ] В частности, Ток Писин ассоциируется с современностью и западными институтами и регулярно используется в таких контекстах, как местное управление, христианские службы и дискуссии. [ 34 ] В отличие от некоторых других народов Папуа-Новой Гвинеи, урапмины не пытались найти местные эквиваленты терминов ток-писин, связанных с христианством. [ 34 ] Издание Нового Завета, наиболее используемое Урапминами, находится в Ток Писин, Nupela Testamen Ol Sam, опубликованном Библейским обществом Папуа-Новой Гвинеи. [ 38 ]
Экономическая система
[ редактировать ]
Урапмины практикуют подсечно-огневое земледелие и разводят небольшое количество свиней. [ 3 ] Основным источником пищи для урапмин является таро (Urap: ima ) и сладкий картофель (Urap: wan ), выращиваемые в огородах (Urap: lang ) в кустах. [ 8 ] Фактически основное слово «еда» на урапе образовано путем соединения этих двух существительных. [ 39 ] Их дополняют бананы , панданусы , сахарный тростник и различные другие культуры . [ 27 ]
Охота на сумчатых, диких свиней и другую дичь очень ценится в урапминской культуре, но не вносит существенного вклада в пропитание. [ 3 ] Домашних свиней выращивают в небольших количествах и убивают в особых случаях. [ 27 ] Рыбные консервы, рис и замороженная курица должны привозиться из Телефомина, районного управления или Табубила, и Урапмин считает их предметами роскоши. [ 27 ]
Как и многие другие папуасские группы, урапмины считают владельца объекта или земли первым человеком, который создал или обработал их. [ 40 ] Это доходит до того, что считается, что каждый предмет в домашнем хозяйстве имеет владельца, а некоторые домохозяйства даже разделили свои общие сады на участки, находящиеся в индивидуальной собственности. [ 40 ] По традиционным верованиям урапминов, это укладывается в общее мировоззрение, согласно которому все имело хозяина – человека или духа. [ 40 ]
Религия
[ редактировать ]Урапмины выделяются среди «отдаленных» обществ охотников-собирателей тем, насколько сильно они отвергли свои традиционные верования и обычаи (Урап: alowal imi kukup , буквально «пути предков») и приняли верования протестантского христианства . [ 25 ] В отличие от других папуасских культур, среди урапмин не существует продолжающегося конфликта между христианами (Ток Писин: kristins ) и «язычниками» (Ток Писин: haidens ). [ 41 ] Некоторые ритуалы до сих пор являются предметом споров среди урапминов относительно того, следует ли их продолжать практиковать, в частности, жертвоприношение свиней и обмен выкупа. [ 42 ]
Традиционные верования
[ редактировать ]Согласно традиционному верованию урапминов, все существа, существовавшие в мире до создания людей, были духами. [ 43 ] Человек был создан в результате многократного рождения культурной героини Афек, возникшей сразу после первой собаки (Урап: кям ). [ 43 ] Афек отдал куст духам прямо перед рождением людей, чтобы они очистили деревни для проживания людей. [ 43 ] Поскольку такие собаки являются духами и, как говорят урапмины, «старшим братом» человека, урапмины не убивают и не едят их, в отличие от некоторых соседних племен, и не позволяют собакам дышать на их еде. [ 43 ] (это контрастирует с людьми - у урапминов раньше не было табу на каннибализм, и они могут делиться с ними едой [ нужны разъяснения ] ). [ 43 ] Фактически, табу на поедание собак — одно из немногих, которые до сих пор широко соблюдаются. [ 44 ]
Афек считался одновременно физической матерью всех народов Мин, кроме Бактамана, и создателем всей культуры и религии Мин. [ 10 ] Таким образом, Телефол, как последним рожденным Афека, было поручено хранить ее наследие. [ 9 ] (Урапмины находились на уровне Телефола или, по крайней мере, довольно близко к нему в этой иерархии религиозных знаний). [ 45 ] Народы Мин считали, что Афек оставила свои основные реликвии в культовом доме в деревне Телефолип (сокращение от Телефол абиип «деревня Телефола»). [ 9 ] Считалось, что Афек женился на змее, которая образовала поляну, куда могли войти только мужчины, чтобы добраться до Телефолипа в предсмертных агониях. [ 46 ] Телефолип никогда не перемещали, и здания в Телефолипе постоянно перестраивались на одних и тех же местах. [ 9 ]
Традиционный закон Урапмин характеризовался множеством правил религиозного поведения и сложной системой табу, ориентированной особенно на еду и землепользование, а также регулировавшей, к чему можно прикасаться и кто какую информацию может знать. [ 47 ] [ 48 ] Согласно традиции Урапмина, Афек передал владение дикой природой ( сен ) мотобилам ( духам природы), которые сами передали права собственности на деревни ( абиип ) людям. [ 40 ] Считалось, что природные ресурсы, включая ручьи, большие деревья, охотничьи угодья и дичь, принадлежат мотоциклу, и люди могли с уважением использовать только то, на что им было дано разрешение. [ 40 ]
Нарушение этих правил считалось причиной болезни. [ 40 ] Эта система табу, известная как трепет , была хорошо развита и формировала повседневную жизнь. на урапминском языке [ 48 ] Те, кто заболел из-за неуважения к земле или животным в мотоцикле, молились духам «развязать» их, а если это не помогало, приносили в жертву свиней, чтобы умилостивить духов. [ 3 ] [ 40 ] Недавно Урапмин потребовал, чтобы золотоискатели приносили жертвы этим духам, прежде чем копать на их земле, хотя такое упреждающее использование жертвоприношения является новым для Урапминов. [ 3 ]
Авем был заброшен в конце 1970-х годов, когда община перешла в христианство, которое считалось противоречащим практике табу. [ 49 ] Урапмины называют нынешний период «свободным временем» (Ток Писин: фри таим ), эпохой освобождения, когда еда и земля доступны в свободном доступе. [ 49 ] Однако, хотя урапмины теперь верят, что все создал Бог, а не Афек, они все еще верят в существование мотобилов, хотя и как «злых духов» (Урап: синик мафак ). [ 41 ] [ 50 ]
Теперь они полагают, что Афек и другие мифические персонажи Урапмина возникли после поколений «Адама и Евы, Каина и Авеля, Ноя и Авраама» и лгали, ложно утверждая, что они создали все и что нарушение их табу приведет к болезни. [ 51 ] Поскольку урапмины теперь верят, что Бог дал творение людям для использования, они считают, что использование собственности мотоциклов является моральным императивом. [ 50 ] Однако урапмины по-прежнему верят в болезни, вызванные мотоциклом, и поэтому иногда приносят жертвы момобилю, несмотря на то, что это противоречит христианскому учению. [ 50 ]
Урапмины по-прежнему соблюдают традиционный этический кодекс, который требует взаимной поддержки (Урапмин: дангдагалин ) и запрещенных социальных действий (Урапмин: трепет , но отличается от другой формы трепета ), включая прелюбодеяние, гнев, драки и воровство. [ 48 ] тот, кто ест в одиночестве (Урапмин: фегинин Как и во многих других меланезийских обществах, осуждается ), ибо человек должен делиться своей пищей с другими (Урапмин: сигил ). [ 48 ] Этические нарушения можно исправить с помощью таких ритуалов, как «купить гнев» (Урапмин: агет атул санин ), «купить стыд» ( фитом санин ), и они практикуются до сих пор. [ 52 ] Урапмин также ритуально удалял гнев из тела, чтобы предотвратить болезни, но теперь это заменено молитвой к Богу, чтобы Он удалил гнев. [ 52 ]
Урапмины раньше практиковали тип мужской инициации , известный в Урапе как запрет . [ 42 ] Эти сложные ритуалы, которыми славятся народы Мин, были центральной частью общественной жизни Урапминов. [ 53 ] Запрет представлял собой многоэтапный процесс, сопровождавшийся избиениями и манипуляциями с различными предметами. [ 42 ] На каждом этапе посвященному предлагались откровения тайных знаний (Урап: weng awem ), но на следующем этапе они оказывались ложными (Urap: famoul ). [ 42 ] Эти посвящения были прекращены с принятием христианства, и урапы выразили облегчение по поводу того, что им больше не придется подвергать избиениям, которые были связаны с этим. [ 49 ]
христианство
[ редактировать ]В связи с ростом харизматического христианства среди урапминов, к началу 1990-х годов урапминское христианство характеризовалось «исцелением, одержимостью, постоянной молитвой, исповедью и частыми и длительными церковными службами». [ 24 ] Как и повсюду в Папуа-Новой Гвинее, форма христианства среди урапминов сосредоточена главным образом на «темах тысячелетия» — возвращении Иисуса и надвигающемся суде. [ 54 ] В частности, центральными темами урапминского христианства являются последние дни (Ток Писин: las de ), означающие скорое возвращение Иисуса, чтобы взять своих последователей на небеса, и необходимость жить этической христианской жизнью (Ток Писин: Kristin laip ). чтобы быть одним из тех, кого взяли в последние дни. [ 24 ]
Религиозный дискурс часто фокусируется на необходимости контролировать свои желания и подчиняться законам Библии и правительству, чтобы жить хорошей христианской жизнью. [ 24 ] Эти темы были традиционно важны для урапмин еще до появления христианства. [ 24 ] Общество Урапмин признает оппозицию между чертами характера своенравия (Урапмин: футабемин ) и подчинения закону (Урапмин: awem ) или требованиям других (Урапмин венг санкамин , букв. «слышать речь»). [ 55 ] Своенравие определяется как когда воля или желание (Урапмин: сан , Ток Писин: лайк ) заставляет человека игнорировать требования закона или других людей. [ 55 ]
Обе черты считаются важными; например, ожидается, что женщина выберет мужа, руководствуясь своей собственной волей, а не поддаваясь давлению своей семьи или поклонников. [ 56 ] [ кол. 5 ]
Многие меланезийские общества признают такую оппозицию; однако, в то время как в других обществах баланс между своенравием и уважением потребностей других достигается лидерами сообщества или разделением этих качеств между мужчинами и женщинами, в обществе Урапмин каждый человек должен балансировать их сам. [ 57 ] Однако принятие христианства привело к очернению волевого поведения вообще, поскольку спасения можно было достичь только следуя воле Божией; поэтому фокусом урапминской культуры стало подавление желаний. [ 49 ]
Урапмины заменили традиционные ритуалы новыми, христианскими методами устранения греха (Ток Писин: грех , Урапмин ням , букв. Долг). [ 47 ] Урапмины ввели институт исповеди (Ток Писин: аутим грех ), которого не было в баптистской церкви , к которой они принадлежат. [ 1 ] [ 42 ] Исповедь проводится не реже одного раза в месяц, а некоторые урапмины ведут списки грехов, чтобы не забыть их исповедовать. [ 1 ] Пасторы и другие лидеры регулярно читают лекции (Урапмин: венг кем ) о том, как избегать греха. [ 1 ]
Другой ритуал удаления грехов, который практикуют Урапмин, представляет собой форму группового одержимости, известную как «дискотека духа» (Ток Писин: диско духа ). [ 58 ] Мужчины и женщины собираются в церковных зданиях, танцуют кругами и подпрыгивают, пока женщины поют христианские песни; это называется «притягивание [Святого] духа» (Ток Писин: пулим дух , Урап: Синик дагамин ). [ 59 ] [ 60 ] Мелодии песен заимствованы из традиционных женских песен, исполняемых при танцах на барабанах (Урап: ват даламин ), а тексты обычно написаны на телефоле или других языках горных ок. [ 60 ] В случае успеха некоторые танцоры «возьмут дух» (Ток Писин: дух кисим ), дико размахивая руками и носясь по танцполу. [ 59 ]
Через час или больше одержимые упадут в обморок, пение прекратится, а духовная дискотека завершится молитвой и, если есть время, чтением Библии и проповедью. [ 59 ] Считается, что тело обычно «тяжело» (Urap: ilum ) от греха, а одержимость — это процесс, когда Святой Дух выбрасывает грехи из тела, делая человека «легким» (Urap: fong ). снова [ 59 ] Это совершенно новый ритуал для урапминов, у которых нет местной традиции одержимости духами. [ 61 ]
Урапмин практикуют частые молитвы (Ток Писин: бетен ), по крайней мере, начиная и заканчивая день молитвой, и часто молясь несколько раз в течение дня. [ 25 ] Молитва может быть как общей, так и индивидуальной, о таких вещах, как здоровье, земледелие, охота, избавление от гнева, дурные предзнаменования во сне, благословение еды, устранение греха и просто вознесение хвалы Богу. [ 25 ] Помимо ритуальной речи во время молитвы, урапмины подчеркивают, что христианская жизнь предполагает слушание «Божьей речи» (Урап: Gat ami weng ). [ 42 ] Центральное место речи в современном урапминском христианстве резко контрастирует с традиционной урапминской культурой, в основном основанной на ритуалах, где священная речь может быть даже явно ложной. [ 42 ] У урапминов есть клише , отражающее это: «Бог — это не что иное, как разговоры» (Урап: Gat ka weng katagup ; Tok Pisin: Gat em i tok tasol ). [ 42 ]
Родство
[ редактировать ]Урапмины практикуют эндогамию . [ 8 ] Поскольку сообщество урапминов довольно маленькое, насчитывающее сотни, и урапмины не женятся на двоюродных братьях, в результате большинство урапминов связаны друг с другом относительно напрямую. [ 8 ]
Урапмины делятся на классы родства, известные как танум миит (буквально «человеческое происхождение»). [ 62 ] В настоящее время широко используются пять танум миит: Авем Тем Касель , Авалик , Атемкитмин , Амтанмин и Кобренмин . [ 62 ] Существует также феткиякмин вымирающая группа , а в прошлом существовали и другие танум миит , которые уже вымерли. [ 62 ] Танум миит раньше был связан с определенными ритуальными обрядами и тайной мифологией. [ 62 ] Считалось, что между ними распределены сверхъестественные силы; например, одна группа контролировала ветер, а другая — дождь. [ 63 ] В настоящее время они рассматриваются как крупнейшие землевладельческие единицы, и считается, что в каждой деревне есть доминирующий танум миит . [ 62 ]
Tanum miit наследуются по наследству от обоих родителей; таким образом, один человек может быть членом четырех танум миит одновременно, просто учитывая его или ее бабушку и дедушку. [ 62 ] [ номер 6 ] Из-за тесных семейных связей между всеми урапминами любой урапмин может заявить о своем членстве в каждом танум миите , а некоторые могут вычислить, как они его унаследовали. [ 62 ] Таким образом, танум миит мало что делает для дифференциации людей в обществе Урапмин, и их членство «постоянно». [ 8 ] [ 62 ] Однако камоким («большие люди»), более влиятельный Урапмин, может относиться к этим группам как к более эксклюзивным, чтобы организовывать действия других. [ 62 ]
Политическая система
[ редактировать ]У урапминов есть группа лидеров, известная как камоким (единственное число камок ) на урапминском языке и бикман на ток-писинском языке. [ 53 ] Эти лидеры объединяют людей в деревни, помогают людям выплачивать выкуп за невесту, выступают на судебных заседаниях и организуют рабочие группы для реализации крупномасштабных проектов. [ 53 ] Камоким пользуются большим уважением во всех общественных сферах и являются общей темой для разговоров. [ 53 ]
Урапмины проводят разделение между деревней (Урап: абиип ) и кустарником (Урап: сеп ). [ 64 ] Эти владения разделены, и урапмины очищают свои деревни от растительности. [ 64 ] Деревни имеют U-образную форму с засыпанными грязью площадями, без травы и сорняков. [ 65 ] У большинства урапмин есть хотя бы один дом в деревне (Урап: ам ). [ 8 ] [ 56 ] Однако из-за важности лесных садов для существования, урапмины проводят большую часть своего времени в изолированных домиках в кустах (урап: сентябрь ), тщательно построенных рядом с садами и охотничьими угодьями. [ 8 ] [ 56 ] Деревни устраиваются камокимами, которые уговаривают людей с сентября или из других деревень. [ 56 ] Когда камок умирает, жители села расходятся. [ 56 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Урапмины позже отказались от этого термина и стали называть белых далабалами , что означает запах тыквы-пениса . В конце концов прибрежные туземцы, нанятые другим патрулем, научили урапминов термину табаласеп , который в настоящее время используется на языке урап для обозначения белых. См. Роббинс (2004 :50).
- ↑ Слово «землетрясение» в Урапе тоже бим . См. Роббинс (2004 :21).
- ^ Урапмин отличается от Телефола тем, что он не различает группы братьев и сестер ( нингкил ) в зависимости от того, являются ли они однополыми или смешанными группами. См. Роббинс (2004 :348).
- ^ Язык обучения номинально английский , а использование ток-писина официально запрещено. Однако на самом деле студенты становятся грамотными на ток-писине, но никогда не приближаются к тому, чтобы свободно владеть английским языком. См. Роббинс (2004 :37).
- ^ Практика следования желаниям женщины в браке известна в Ток Писин как laik bilong meri . Среди многих других папуасских групп, и в частности среди соседнего Телефомина , laik bilong meri — новая практика, связанная с колониальным правительством. Однако среди урапминов это считается старым обычаем, о чем свидетельствуют сложные ритуалы, окружающие его, и их устные генеалогические записи. См. Роббинс (1998 :314).
- ^ Танум миит не играет роли в браке, поэтому человек может унаследовать меньше танум миит от своих бабушек и дедушек, если они разделяют танум миит. См. Роббинс (2004 : 191–192).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Роббинс (1998 :308)
- ^ Jump up to: а б Баркер (2007 :28)
- ^ Jump up to: а б с д и Моретти (2007 : 306)
- ^ Jump up to: а б с д Маккензи (1991 :31)
- ^ Jump up to: а б Крэнстон (1968 :609)
- ^ Jump up to: а б Брамбо (1980 :332)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маккензи (1991 :32)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Роббинс (2004 :24)
- ^ Jump up to: а б с д и Маккензи (1991 :33)
- ^ Jump up to: а б с Маккензи (1991 : 32–33)
- ^ Роббинс (2004 : 15, 17)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Крэнстон (1968 :610)
- ^ Роббинс (2004 :88)
- ^ Крэнстон (1968 :618)
- ^ Брамбо (1980 :333)
- ^ Jump up to: а б Роббинс (2004 :51)
- ^ Роббинс (2004 :46)
- ^ Jump up to: а б Роббинс (2004 :49)
- ^ Jump up to: а б Роббинс (2004 :50)
- ↑ Бабалок, член Урапмина, цитируется по Роббинсу (2004 :51).
- ^ Jump up to: а б с Роббинс (2004 :53)
- ^ Роббинс (2004 :47)
- ^ Jump up to: а б с Роббинс (2004 :54)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Роббинс (1998 :301)
- ^ Jump up to: а б с д и Роббинс (2001 :903)
- ^ Роббинс (1998 : 300–301)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Роббинс (1995 : 213)
- ^ Jump up to: а б с Роббинс (1998 :300)
- ^ Брамбо (1980 : 332–333)
- ^ Jump up to: а б Роббинс (2004 :22)
- ^ Jump up to: а б с д Роббинс (2004 :21)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Роббинс (2004 :37)
- ^ «Урапмин» . СИЛ Интернешнл . нд . Проверено 22 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Роббинс (2004 :38)
- ^ Роббинс (2004 : 300)
- ^ Jump up to: а б с д и Роббинс (2004 : 301)
- ^ Роббинс (2004 : 302)
- ^ Роббинс (2004 :39)
- ^ Роббинс (1995 : 212–213)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Моретти (2007 :307)
- ^ Jump up to: а б Роббинс (1995 : 214)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Роббинс (2001 :904)
- ^ Jump up to: а б с д и Роббинс (2006 : 176–177)
- ^ Роббинс (2006 : 177, 190)
- ^ Роббинс (2004 :17)
- ^ Крэнстон (1968 :620)
- ^ Jump up to: а б Роббинс (1998 :307)
- ^ Jump up to: а б с д Роббинс (1998 :305)
- ^ Jump up to: а б с д Роббинс (1998 : 307–308)
- ^ Jump up to: а б с Моретти (2007 :309)
- ^ Роббинс (1995 : 216)
- ^ Jump up to: а б Роббинс (1998 : 306, 310)
- ^ Jump up to: а б с д Баркер (2007 :29)
- ^ Роббинс (1998 : 299)
- ^ Jump up to: а б Роббинс (1998 :303)
- ^ Jump up to: а б с д и Роббинс (1998 :304)
- ^ Роббинс (1998 : 302)
- ^ Роббинс (1998 : 310–311)
- ^ Jump up to: а б с д Роббинс (1998 : 311)
- ^ Jump up to: а б Роббинс (2004 : 284)
- ^ Роббинс (1998 :312)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Роббинс (2004 : 191–192)
- ^ Роббинс (2004 :52)
- ^ Jump up to: а б Роббинс (2006 : 176)
- ^ Роббинс (2004 :23)
Библиография
[ редактировать ]- Баркер, Джон (2007). Антропология морали в Меланезии и за ее пределами . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-0754671855 .
- Брамбо, Роберт (1980). «Модели разделения и горная религия». Этос . 8 (4): 332–348. дои : 10.1525/eth.1980.8.4.02a00050 .
- Крэнстон, Б. (1968). «Боевые щиты подрайона Телефомин, Новая Гвинея». Мужчина . 3 (4): 609–624. дои : 10.2307/2798582 . JSTOR 2798582 .
- Маккензи, Морин (1991). Андрогинные объекты: авоськи и гендер в Центральной Новой Гвинее . Рутледж. ISBN 978-3718651559 .
- Моретти, Даниэле (2007). «Экокосмологии в процессе создания: новые горнодобывающие ритуалы в двух обществах Папуа-Новой Гвинеи». Этнология . 46 (4).
- Роббинс, Джоэл (2006). «Свойства природы, свойства культуры: собственность, признание и политика природы в обществе Папуа-Новой Гвинеи». В Бирсаке, Алетта; Гринберг, Джеймс (ред.). Переосмысление политической экологии . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-3672-3 .
- Роббинс, Джоэл (2004). Становление грешниками: христианство и моральные мучения в обществе Папуа-Новой Гвинеи . Издательство Калифорнийского университета. п. 383. ИСБН 978-0-520-23800-8 .
- Роббинс, Джоэл (2001). «Бог - это не что иное, как разговоры: современность, язык и молитва в обществе Папуа-Новой Гвинеи». Американский антрополог . 103 (4): 901–912. дои : 10.1525/aa.2001.103.4.901 .
- Роббинс, Джоэл (1998). «Становление грешниками: христианство и желания среди урапминов Папуа-Новой Гвинеи». Этнология . 37 (4): 299–316. дои : 10.2307/3773784 . JSTOR 3773784 .
- Роббинс, Джоэл (1995). «Изгнание духов: христианские трансформации желаний и экологии среди урапмин Папуа-Новой Гвинеи, быстрый просмотр». Этнология . 34 (3): 211. дои : 10.2307/3773824 . JSTOR 3773824 .