Ятмульский народ


Ятмулы — большая этническая группа , насчитывающая около 10 000 человек, населяющая около двух дюжин политически автономных деревень вдоль среднего течения реки Сепик в Папуа-Новой Гвинее . Сообщества примерно сгруппированы по диалекту ятмульского языка, а также по социокультурным признакам. Ятмулы наиболее известны своим искусством, мужскими домами, мужской инициацией, сложными тотемическими системами и знаменитым ритуалом под названием навен , впервые изученным Грегори Бейтсоном в 1930-х годах. Совсем недавно Ятмул стал известен как место для туристов и путешественников, а также сыграл заметную роль в документальном фильме 1988 года «Каннибалские туры» .
- Фигура предка Ятмула с черепом
История
[ редактировать ]В легенде Ятмула первоначальным состоянием мира было первобытное море. Ветер поднял волны, и земля всплыла на поверхность. Открылась большая яма, и из нее появилось первое поколение духов предков и культурных героев. Затем предки предприняли серию мифо-исторических миграций. Там, где они ступали, появлялась земля. На этих маршрутах предки создавали мир посредством именования. Буквально они назвали все особенности мира: деревья, горы, звезды, ветры, дожди, притоки, деревни, действия, практически все в мире. Эти имена называются тотемическими именами. На них претендуют определенные патрилинейные группы (кланы, линии и ветви). Тотемические имена магичны и составляют основу религиозной системы.
По данным ятмулов, первобытная яма находится недалеко от савосской деревни Гайкароби. Выйдя из ямы, большинство предков отправились в село Шотмери. Оттуда они разошлись по региону, в конечном итоге прибывая в каждую населенную сегодня деревню.
Каждая община ятмулов состоит из кланов, родословных и «ветвей». Членство в группе передается при рождении через отца, что антропологи называют отцовским происхождением. В каждой деревне есть своя группа групп; не бывает двух деревень, состоящих из совершенно одинаковых кланов и родословных. Каждая группа рассказывает свою собственную историю миграций через регион. Эти сказки закодированы в длинных цепочках сложных многосложных названий, называемых цаги , которые известны только специалистам по ритуалам. [2] Когда цаги поются во время ритуалов, их имена напоминают о миграциях предков, а также о различных местах и особенностях ландшафта, созданных мифическими предками группы во время их давних путешествий.
Имя «Ятмул»
[ редактировать ]Слово «ятмул» было придумано Грегори Бейтсоном во время его начального периода антропологических исследований этой языковой группы в конце 1920-х годов. В своей статье 1932 года в журнале «Океания » Бейтсон писал, что он «принял имя Иатмул в качестве общего термина для народа. Но я сомневаюсь, прав ли я, поступая так». [3] В селе Миндимбит, сообщил он, местные жители обозначали всю лингвистическую группу сложным словосочетанием « Ятмуль-Ямбонай» . Слово Ямбон (произносится как Ямбон) тогда относилось и до сих пор относится к самой верхней деревне, говорящей на ятмульском языке, вдоль реки. Иатмул относился только к одному небольшому клану. Использование слова ятмул для обозначения всей группы было соглашением Бейтсона, и с тех пор оно получило антропологическое и более широкое распространение. Однако этот термин редко используется носителями языка ятмул. Фактически, у носителей ятмула редко есть основания обращаться ко всей языковой группе. Ятмулы не являются централизованным племенем. Они никогда не действуют политически, социально или экономически как единое целое. Деревни автономны. Люди склонны идентифицировать себя не как Ятмул или, как иногда говорят, Иатмои, а с точки зрения своего клана, рода, деревни или иногда просто регионального термина колониальной эпохи — Сепик .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Ручной барабан (кунду), 20 век» . Институт искусств Миннеаполиса.
- ^ Бейтсон, Грегори, 1958, Навен: Обзор проблем, предложенных составной картиной культуры племени Новой Гвинеи, составленной с трех точек зрения , исправленное издание, Кембридж: Cambridge University Press (ориг. 1936); Станек, Милан, 1983. Sozialordnung und Mythik in Palimbei , Базель: Музей этнологии; Вассманн, Юрг, 1991, Песня летучей лисице: общественные и эзотерические знания важных людей Кандингея о тотемических песнях, именах и завязанных аккордах (Средний Сепик, Папуа-Новая Гвинея) , Бороко, Папуа-Новая Гвинея: Национальный исследовательский институт ; Сильверман, Эрик К., 2001, Мужественность, материнство и насмешка: психоанализ культуры и обряд Ятмул Навен в Новой Гвинее , Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
- ^ Бейтсон, Грегори. Социальная структура ятмулов реки Сепик. Океания 2 (3) 1932: 245-91. Ссылка на сн. 2, с. 249.
