Угрожающие люди
Общая численность населения | |
---|---|
в. 1,4 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Индонезия ( Северный Сулавеси , Джабодетабекпунджур , Восточная Ява , Южный Сулавеси , Восточный Калимантан , Центральный Сулавеси , Папуа ) За рубежом (США, Малайзия, Филиппины, Великобритания, Сингапур, Нидерланды) | |
Языки | |
Минахасанские языки , манадо-малайский , индонезийский | |
Религия | |
Христианство 93% ( протестантизм (85%), католицизм (7%)), суннитский ислам (8%) [ 1 ] | |
Родственные этнические группы | |
Монгондоу , горонталоанцы , висайцы |
Минахасцы Минахасса или — коренная этническая группа из Северный Сулавеси провинции индонезийской , ранее известной как Северный Целебес. Жители Минахаса иногда называют себя людьми Манадо . Хотя минахасский дохристианский миф о сотворении мира предполагает некоторую форму этнического объединения, [ 2 ] до девятнадцатого века регион Минахаса никоим образом не был единым. Вместо этого ряд политически независимых групп (валак) существовали вместе, часто в состоянии постоянного конфликта. [ 3 ]
Минахасцы — самая густонаселенная этническая группа на полуострове Минахасан в Северном Сулавеси, регионе с христианским большинством в стране с мусульманским большинством (Индонезия). Коренные жители Минахасы — «австронезийцы», потомки более ранних миграций с дальнего севера. До контакта с европейцами люди, живущие на полуострове Минахасан, в основном контактировали с жителями Северного Малуку , а также с китайскими и малайскими торговцами из Индонезийского архипелага. Начиная с 1500-х годов, регион поддерживал контакты с португальцами и испанцами . Однако в конечном итоге регион колонизировали голландцы; сначала через Голландскую Ост-Индскую компанию (VOC), а с 1817 года — через администрацию голландского национального государства. [ 4 ]
Коренными языками полуострова Минахасан являются девять языков. Все языки принадлежат к малайско-полинезийской ветви австронезийской языковой семьи, причем пять из них (тондано, томбулу, тонси, тонтембоан и тонсаванг) составляют минахасанскую микрогруппу , а три (бантик, торатан и сангир) входят в состав микрогруппы минахасан. Сангирическая группа. [ 5 ] Другой язык (поносакан) считается умирающим и входит в состав микрогруппы горонтало-монгондоу. [ 6 ] Язык более широкого общения, манадо-малайский (также известный как минахаса-малайский ), содержит многочисленные заимствованные слова из испанского, португальского и голландского языков - результат контактов с европейскими державами, начиная с 1523 года. [ 3 ] Хотя манадо-малайский язык имеет некоторое сходство с другими разновидностями малайского языка, на котором говорят в восточной Индонезии, он также имеет множество различий. [ 7 ] Его называют одновременно креольским языком и диалектом или разновидностью малайского языка. [ 8 ] [ 9 ]
Минахаса Райя - это территория, охватывающая города Битунг , Манадо , Томохон , Регентство Минахаса , Регентство Северная Минахаса , Регентство Южная Минахаса и Регентство Юго-восточная Минахаса , которые в общей сложности являются семью из пятнадцати региональных администраций в провинции Северный Сулавеси, Индонезия.
Исторически регион Минахаса находился в сфере влияния султаната Тернате . [ 10 ] [ 11 ] О связях с тернате свидетельствуют лексические заимствования из тернатеского языка ; [ 12 ] более того, манадо-малайский происходит от северо-молуккского малайского (тернате-малайского). [ 8 ] [ 13 ] Однако народ Минахаса сопротивлялся исламизации. [ 9 ] В Голландской Ост-Индии народ Минахаса сильно отождествлял себя с голландским языком, культурой и протестантской верой – настолько сильно, что, когда Индонезия стала независимой в 1945 году, некоторые фракции политической элиты региона даже умоляли голландцев позволить это сделать. стать провинцией Нидерландов. [ 14 ] Многовековая прочная связь между Минахасой и Нидерландами недавно была изучена и объяснена с помощью концепции «Незнакомого короля» .
В Нидерландах проживает значительное количество выходцев из Минахаса, являющихся частью индо -евразийской общины. [ 15 ]
История
[ редактировать ]Слово «Минахаса» состоит из приставки ма-, инфикса -ин- и самостоятельного слова эса «один». [ 16 ] На английский это переводится как «стать единым целым» или «объединиться». [ 4 ] Имя Минахаса впервые появляется в письменных источниках в 1789 году. [ 17 ]
Северный Сулавеси никогда не создавал крупной империи. В 670 году вожди разных племен, говорившие на разных языках, встретились у камня, известного как Вату Пинаветенган. Там они основали сообщество независимых государств, которые образовали одно целое, оставались вместе и будут сражаться с любыми внешними врагами, если на них нападут. [ 18 ]
Вплоть до XIX века Минахаса состояла из конкурирующих обществ воинов, практиковавших охоту за головами. Только во время «Pax Neerlandica» формальной колонизации Голландской Ост-Индии состояние постоянных внутренних войн и практика охоты за головами утихли. [ 19 ]
Происхождение народа Минахаса
[ редактировать ]Провинция Северный Сулавеси была местом одной из первых миграций австронезийцев на юг в конце третьего и второго тысячелетий до нашей эры. [ 20 ] Общепринятая гипотеза состоит в том, что австронезийцы первоначально населяли Тайвань, а затем мигрировали и колонизировали территории на севере Филиппин, южных Филиппинах, Борнео и Сулавеси, а затем разделились на отдельные группы, одна из которых направилась на запад, на Яву, Суматру и Малайю. в то время как другой двинулся на восток, в сторону Океании. [ 21 ]
Согласно мифологии Минахаса, минахасаны являются потомками Тоара и Лумимуута . Первоначально потомки Тоар-Лумимуута были разделены на три группы: Макателу-питу (трижды семь), Макаруа-сиув (дважды девять) и Пасиован-Телу (девять раз по три). Они быстро размножались. Но вскоре среди этих людей возникли споры. Их лидеры по имени Тонаас тогда решили встретиться и поговорить об этом. Они встретились в Авуане (к северу от нынешнего холма Тондерукан). Эта встреча называлась Пинаветенган у-нуву (разделение языка) или Пинаветенган ум-посан (разделение ритуала). На этой встрече потомки были разделены на три группы: Тонси, Томбулу и Тонтембоан, соответствующие группам, упомянутым выше. На месте, где произошла эта встреча, тогда был построен памятный камень под названием Вату Пинабетенган (Камень Разделения). Это излюбленное туристическое место.
Группы Тонси, Томбулу и Тонтембоан затем основали свои основные территории: Майесу, Ниаранан и Тумаратас соответственно. Вскоре за пределами этих территорий было основано несколько деревень. Эти новые деревни затем стали правящим центром группы деревень, называемых пуак , позже валак , что соответствует современному району.
Впоследствии на полуостров Пулисан прибыла новая группа людей. Из-за многочисленных конфликтов в этом районе они затем двинулись вглубь страны и основали деревни вокруг большого озера. Поэтому этих людей называли Тондано, Тудано или Тулур (что означает водные люди). Это озеро теперь является озером Тондано.
В последующие годы в Минахасу приехали новые группы. Было:
- выходцы с островов Маджу и Тидоре, высадившиеся в Атепе . Эти люди были предками этнической группы Тонсаванг .
- люди из залива Томори . Это были предки субэтноса Пасам-бангко (Ратахан и Пасан).
- люди из Болаанга Мангондоу , которые были предками Поносакана (Беланга).
- выходцы из архипелага Бакан и Санги , занимавшие тогда Лембе , остров Талисей , Манадо Туа , Бунакен и Мантехаге . Это были субэтнические бобентеху (баджо). Они высадились в месте, которое сейчас называется Синдуланг . Затем они основали королевство под названием Манадо, которое закончилось в 1670 году и стало валак Манадо.
- выходцы из Толи-толи , которые в начале 18 века высадились сначала в Панимбуране , а затем отправились в Болаанг-Мангондоу
- и, наконец, к тому месту, где Малалаянг сейчас находится . Эти люди были предками субэтнического бантика .
В Северном Сулавеси есть девять групп, которые изначально различались этнически и лингвистически. Из этих девяти только первые пять имеют минахасское происхождение: [ 22 ]
- Тонси
- круглолицый
- Тонтембоан
- Тондано (Тулур)
- Тонсаванг
- Ратахан (Торатан)
- Гордый
- Сангир
- Бантик
Первое зарегистрированное использование термина Минахаса происходит в договоре с голландцами, подписанном в 1790 году. [ 23 ] Распространенным заблуждением является то, что единство между различными этническими группами возникло в результате исторического союза для борьбы с королевством Болаанг-Монгондоу. [ 24 ] Однако создание единства Минахасана на самом деле было почти исключительно результатом колонизации и обращения в христианство, осуществленных голландцами. Колониальная администрация и голландские миссионеры провели различную политику, которая привела к этническому объединению и более широкому использованию малайского языка Манадо. [ 24 ]
Среди минахасанских героев в войнах против Болаанг-Монгондоу: Поронг, Венас, Думанау и Ленгконг (в войне возле деревни Лиланг), Герунган, Коренгкенг, Валаланги (около Панасена, Тондано), Вунгкар, Сайо, Луми и Воротикан (около Панасена, Тондано). в войне в заливе Амуранг).
До господства голландского влияния в 17 и 18 веках минахасцы жили в обществах воинов, которые практиковали охоту за головами. [ 25 ]
Европейский стиль
[ редактировать ]Во второй половине 16 века португальцы и испанцы в Северный Сулавеси прибыли . В середине 17 века произошло сближение между вождями Минахаса и Голландской Ост-Индской компанией (VOC), которому была придана конкретная форма в договоре 1679 года (который можно найти в Corpus Diplomaticus Neerlando-Indicum 1934, том III, № 425). С 1801 по 1813 год Нидерланды были оккупированы французскими имперскими войсками Наполеона , а Минахаса перешла под контроль Англии. В 1817 году голландское правление было восстановлено до 1949 года.
Во время первого контакта с европейцами султанат Тернате имел некоторую власть над Северным Сулавеси, и этот район часто посещали мореплаватели- торговцы- буги из Южного Сулавеси. Испанцы и португальцы, первые прибывшие европейцы, высадились в Минахасе через порт Макасар, но также высадились на архипелаге Сулу (у северо-восточного побережья Борнео ) и в порту Манадо . Обилие природных ресурсов Минахасы сделало Манадо стратегическим портом для европейских торговцев, курсирующих на остров специй Малуку и обратно . Хотя у них были спорадические контакты с Минахасой, влияние Испании и Португалии было ограничено мощью султаната Тернате.
Португальцы и испанцы тонкими способами оставили напоминания о своем присутствии на севере. Португальские фамилии и различные португальские слова, которых нет больше нигде в Индонезии, например, гаррида для соблазнительной женщины и бурако для плохого мужчины, все еще можно найти в Минахасе. В 1560-х годах португальские францисканские миссионеры обратили несколько человек в Минахасу.
Испанцы уже обосновались на Филиппинах , и Минахаса использовалась для выращивания кофе, привезенного из Южной Америки, из-за ее богатой почвы. В дальнейшем Манадо был развит Испанией и стал центром торговли для китайских торговцев, торговавших кофе в Китае. С помощью местных союзников испанцы захватили португальскую крепость в Амуранге в 1550-х годах, а испанские поселенцы также основали форт в Манадо, так что в конечном итоге Испания контролировала всю Минахасу. Именно в Манадо в 16 веке возникла одна из первых индо-евразийских (метисов) общин на архипелаге. [ 26 ] Первый король Манадо (1630 г.) по имени Мунту Унту на самом деле был сыном испанского метиса. [ 27 ]
Испания отказалась от своих владений в Минахасе посредством договора с португальцами в обмен на уплату 350 000 дукатов. [ 28 ] Правители Минахасана отправили Супита, Паата и Лонто (их статуи находятся в Каудитане, примерно в 30 км от Битунга), где они заключили союзный договор с голландцами. Вместе в конце концов одержали верх в 1655 году, построили собственную крепость в 1658 году и несколько лет спустя изгнали последних португальцев.
К началу 17 века голландцы свергли султанат Тернате, а затем начали затмевать испанцев и португальцев. Как это было обычно в 1640-х и 50-х годах, голландцы вступили в сговор с местными властями, чтобы вытеснить своих европейских конкурентов. В 1677 году голландцы оккупировали Пулау-Сангир , а два года спустя Манадо посетил голландский губернатор Малуку Роберт Падтбрюгге. Результатом этого визита стал договор с местными вождями Минахасана, который привел к доминированию голландцев на следующие 300 лет, хотя непрямое управление началось только в 1870 году.
Голландцы помогли объединить лингвистически разнообразную конфедерацию Минахаса, и в 1693 году Минахаса одержали решающую военную победу над Болаангами на юге. Голландское влияние процветало, когда минахасцы приняли европейскую культуру и христианскую религию. Миссионерские школы в Манадо в 1881 году были одной из первых попыток массового образования в Индонезии, давая их выпускникам значительное преимущество в получении государственной службы, военных и других влиятельных должностей.
Отношения с голландцами часто были далеко не сердечными (вокруг Тондано велась война между 1807 и 1809 годами), и регион фактически не находился под прямым управлением Нидерландов до 1870 года. Голландцы и минахасцы в конечном итоге стали настолько близки, что север часто называли севером. как 12-я провинция Нидерландов. Политическое движение, базирующееся в Манадо, под названием Twaalfde Provincie, даже выступало за интеграцию Минахасы в голландское государство в 1947 году.
Помимо деятельности португальцев, христианство стало силой в начале 1820-х годов, когда кальвинистская группа, Нидерландское миссионерское общество, перешла от почти исключительного интереса к Малуку к району Минахаса. Полное обращение минахасцев было почти завершено к 1860 году. Вместе с миссионерами появились миссионерские школы, а это означало, что, как и в Амбоне и Роти , западное образование в Минахасе началось гораздо раньше, чем в других частях Индонезии. Правительство Нидерландов в конечном итоге взяло под свой контроль некоторые из этих школ, а также открыло другие. Поскольку в школах преподавали на голландском языке, минахасцы с самого начала имели преимущество в борьбе за государственные должности и места в колониальной армии. Минахасцы и сегодня остаются среди образованной элиты.
Вооруженные силы
[ редактировать ]Относительно большое количество минахасцев сделали профессиональную военную карьеру в колониальной армии (KNIL). Наряду с южно-молуккскими амбонцами, минахаса-менадонцы также считались воинственной расой и поэтому были особенно компетентными и заслуживающими доверия солдатами. В качестве солдат KNIL минахасцы сражались вместе с голландцами, подавляя восстания в других частях архипелага, такие как, например, Яванская война 1825–1830 годов.
Поскольку большой процент минахасцев был формально приравнен к европейскому правовому классу, молодые люди также были обязаны служить в качестве призывников, когда в 1917 году была введена обязательная военная служба для европейцев. Мужчины старшего возраста (от 32 лет) были обязаны вступать в ополчение (от 32 лет). Голландский: Landstorm).
Во время японской оккупации Голландской Ост-Индии во время Второй мировой войны многие менадонские солдаты находились в плену в качестве военнопленных .
Республика Индонезия
[ редактировать ]Японская оккупация 1942–45 годов была периодом лишений, и союзники сильно бомбили Манадо в 1945 году. Во время последовавшей за этим революции за независимость произошел резкий раскол между проиндонезийскими унитариями и теми, кто поддерживал спонсируемый Голландией федерализм . Назначение манадонского христианина Сэма Ратуланги первым губернатором-республиканцем восточной Индонезии имело решающее значение в завоевании поддержки республики со стороны Минахасана. Контрреволюция, подобная той, что произошла в Республике Малуку Селатан на Молуккских островах, была предотвращена.
Пока молодая республика переходила от кризиса к кризису, торговлю монополия Джакарты на копрой серьезно ослабила экономику Минахасы. Как и на Суматре , существовало общее ощущение, что центральное правительство работает неэффективно, развитие стагнирует, а деньги вливаются в Яву . Обстоятельства благоприятствовали распространению коммунизма . [ нужна ссылка ]
Нелегальный экспорт процветал, и в июне 1956 года Джакарта приказала закрыть порт Манадо, самый загруженный контрабандный порт в республике. Местные лидеры отказались, и Джакарта отступила. Вскоре повстанцы Перместы предъявили центральному правительству требования проведения политических, экономических и региональных реформ. Джакарта ответила бомбардировкой города Менадо в феврале 1958 года, а затем вторжением в Минахасу в июне 1958 года, но смогла положить конец восстанию в Перместе только в 1961 году.
Перместа
[ редактировать ]В марте 1957 года военные лидеры южного и северного Сулавеси начали конфронтацию с центральным правительством, требуя большей региональной автономии. Они требовали большего местного развития, более справедливой доли доходов, помощи в подавлении восстания Кахара Музакара в Южном Сулавеси и создания кабинета центрального правительства, возглавляемого совместно Сукарно и Хаттой . По крайней мере, первоначально восстание « Перместа » (Piagam Perjuangan Semesta Alam) было скорее реформистским, чем сепаратистским движением.
Переговоры между центральным правительством и военными лидерами Сулавеси предотвратили насилие на юге Сулавеси, но лидеры Минахасана были недовольны соглашениями, и движение раскололось. Вдохновленные, возможно, опасениями доминирования юга, лидеры Минахасана провозгласили в июне 1957 года свое собственное автономное государство Северный Сулавеси. К этому времени центральное правительство держало ситуацию на юге Сулавеси в значительной степени под контролем, но на севере у них не было сильная местная фигура, на которую можно положиться, и ходили слухи, что Соединенные Штаты, подозреваемые в поставках оружия повстанцам на Суматре, также поддерживали контакты с лидерами Минахасана.
Возможность иностранного вмешательства, наконец, заставила центральное правительство обратиться за военной поддержкой к южному Сулавеси. Силы Перместа были вытеснены из центрального Сулавеси, Горонтало , острова Сангир и из Моротаи в Малуку (с аэродрома которого повстанцы надеялись совершить бомбардировки Джакарты). Несколько самолетов повстанцев (поставленных США и пилотируемых филиппинскими , тайваньскими и американскими пилотами) были уничтожены. Политика США изменилась в пользу Джакарты, и в июне 1958 года войска центрального правительства высадились в Минахасе. Восстание в Перместе было окончательно подавлено в середине 1961 года.
Результатом восстаний как на Суматре, так и на Сулавеси стало усиление именно тех тенденций, которые повстанцы надеялись ослабить. Центральная власть была усилена за счет местной автономии, радикальный национализм взял верх над прагматической умеренностью, власть коммунистов и Сукарно возросла, в то время как власть Хатты пошла на убыль, и Сукарно смог установить управляемую демократию в 1959 году. Пять лет спустя Сукарно подписал Закон № 13, о создании новой провинции Северный Сулавеси, как это принято Советом народных представителей, что положило конец давней мечте Минахасы о собственной провинции.
После падения « Нового порядка » индонезийское правительство под руководством Б. Дж. Хабиби приняло политику укрепления местной автономии, той самой идеи, за которую боролся Перместа. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Культура
[ редактировать ]Древнее общество Минахаса было одновременно конкурентным и эгалитарным. Важными валианами (религиозными шаманами ) часто были женщины, и культура Минахаса не демонстрирует какой-либо особой дискриминации в отношении женщин. Важные решения, касающиеся общины, принимались демократическим путем. Ввиду фактического равенства по рождению повышение статуса человека в основном зависело от личных достижений и проявления личных добродетелей.
Лидерские позиции и более высокий статус приобретались с помощью двух основных механизмов: использования богатства и демонстрации храбрости. Первое было достигнуто с помощью «status selematans», церемониальных пиров, называемых фосо , а второе первоначально было достигнуто посредством успешной охоты за головами . [ 35 ]
Охота за головами помогла воину получить религиозное понятие под названием кетер , которое похоже на малайский термин семангат и означает «субстанция души/духа». Эта духовная и физическая сила выражается в мужестве, красноречии, мужественности и плодовитости. Даже без реальной практики охоты за головами и других старых традиций и обычаев эти основные элементы оригинальной культуры Минахаса по-прежнему пользуются большим уважением. По сей день использование богатства, храбрости, упрямства и красноречия словесного сопротивления важны для социальной мобильности в Минахасе. [ 36 ]
Мертвых Минхасу хоронили в варуге , своего рода саркофаге , пока голландцы не запретили эту практику.
Хотя после того, как голландцы пришли в Минахасу и после договора 1699 года между голландцами и народом Минахасан, большинство жителей Минахасан. особенно высший класс и те, кто живет в Манадо , медленно усваивали европейскую и голландскую культуру и сильно вестернизировались. В 18 и 19 веках минахасанцы полностью переняли более европейскую культуру, одежду и образ жизни до возрождения древней минахасанской культуры в конце 20 века. Хотя даже до сих пор есть некоторые минахасанцы, более культурные как голландцы или европейцы. Это делает минахасанцев уникальной группой среди других индонезийцев. И было описано, что сама Минахаса является одиноким форпостом западной культуры и христианства, бастионом лояльности колониальной власти. Где Минахасан на самом деле является предметом исследования под названием «Теория странного короля» .
Религия
[ редактировать ]Коренная религия Минахасана - это Малесунг, лидером которого является Тонаас Валиан. [ 37 ]
В 1907 году фирма «PWM Trap» в Лейдене, Голландия, опубликовала Библию на языке тонтембоан , языке Минахаса. Его редактировали М. Адриани-Ганнинг и Дж. Регар.
Регентство Минахаса, где проживает 93% населения, имеет один из самых высоких показателей христианства в Индонезии. Здесь самая высокая плотность церковных зданий в Индонезии: примерно одна церковь на каждые 100 метров дороги. [ 38 ] Это связано с успешной миссионерской кампанией европейских христиан в Северном Сулавеси.
Кухня
[ редактировать ]Кухня Минахасана очень острая и может включать ингредиенты, которые обычно не встречаются в других частях Индонезии. Например, собака (RW, сокращение от rintek wuuk , или «тонкие волосы» на тонтембоане), кошка ( tusa' , также известная как Eveready из-за логотипа кошки, используемого на батарейке), лесная крыса и фруктовая летучая мышь ( паники ). , змею питона или местное название ее патола обычно едят. Помимо этого экзотического мяса, морепродуктов в Манадо и других портовых городах Северного Сулавеси много . Популярные рыбы, такие как какаланг ( тунец-скипджек ), тунец, красный окунь и туде (скумбрия). Чакаланг фуфу , копченый тунец — популярное блюдо рыбацкого городка Битунг . Столицу провинции Манадо часто называют Кота Тинутуан в честь популярного местного блюда: рисовой каши, приготовленной из кукурузы, копченой рыбы, зелени и перца чили. известный за пределами провинции как Бубур Манадо , Тинутуан, призван улучшать здоровье и жизненные силы.
Еще одна популярная минахасанская кухня — рика-рика и дабу-дабу. Рика-рика — это блюда, обычно рыбные или мясные, приготовленные с острым красным перцем чили, луком-шалотом, чесноком и помидорами, а дабу-дабу — это разновидность приправы, похожая на самбал , приготовленная из нарезанного перца чили, лука-шалота и зеленых помидоров, смешанных с небольшим количеством уксус или сок лайма. Еще один овощ — сайур-бунга-папайя , цветочные бутоны папайи, обжаренные с луком-шалотом, перцем чили и зелеными помидорами.
Танец
[ редактировать ]Кабасаран — это жестокий и знаменитый воин Минахасан, напоминающий о старых воинских обществах Минахасы. Танцоры носят красные одежды, цвет которых в прежние времена был эксклюзивным цветом опытных охотников за головами. Этот танец похож на молуккский танец чакалеле . [ 39 ]
Другой известный танец — танец катрили , который до сих пор широко исполняется в Минахасе. Танец катрили изначально был португальским народным танцем и был принят в обществе Минахасана. Танцовщица использовала бальное платье в европейском стиле для женщин и, как правило, формальную европейскую одежду для мужчин, обычно состоящую из простой рубашки, жилета или танцевальных туфель и широкополой шляпы (федора или шляпа с напуском).
Музыка
[ редактировать ]Родная музыка Минахасана включает такие ударные инструменты, как гонг, барабан и колинтанг . Музыка Минахасы находится под сильным влиянием музыки европейских колонистов; на их фестивалях выступают большие марширующие оркестры, состоящие из кларнетов , саксофонов ( источник ), труб , тромбонов и туб , построенных из местного бамбука , который составляет основу песенного жанра, известного как musik bambu . [ 40 ]
Языки
[ редактировать ]В Минахасе говорят на пяти различных языках: тонсаванг , тонтембоан , тулур , тонси и томбулу . В 1996 году Летний лингвистический институт в Далласе , США, опубликовал Северного Сулавеси исследование языков , проведенное Скоттом Меррифилдом и Мартинусом Салеа. В нем дается обзор классификации и распространения языков, основанный на детальном изучении фонологии и словарного запаса. [ 41 ]
Влияние португальского , испанского и голландского языков можно найти в малайском Манадо :
Стул по-индонезийски — курси , по-малайски Манадо — кадера ( кадейра — португальское слово, обозначающее стул ).
Лошадь по-индонезийски — куда , слово санскритского происхождения. В городе Томохон лошадь зовут кафалио («кавало – португальский», «кабалло – испанский»).
Хотя мало что известно о происхождении идеограмматической системы письма Минахаса , в настоящее время орфография, используемая в коренных минахасских языках, близко соответствует орфографии, используемой в индонезийском языке .
Культурное возрождение
[ редактировать ]С момента общей децентрализации, последовавшей за окончанием эпохи Нового порядка Сухарто, Минахаса укрепляет свою схему региональной автономии, среди прочего, позиционируя себя как профилирование уникальной культурной сущности и самобытности. Три основные неправительственные организации Минахаса, участвующие в движении культурного возрождения: «Яясан Суара Нурами» (Фонд «Голос изнутри»); «Минахаса Вангко» («Минахаса Великий»), основанная Бертом Супитом, и «Педули Минахаса» («Берегите Минахасу»). [ 42 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Кристания Вирджиния Бесоу , Мисс Индонезия 2006.
- Рокки Герунг , общественный интеллектуал , философ
- Питер Гонта , бизнесмен, пионер индонезийского коммерческого телевидения, основатель RCTI
- Меес Хильгерс — голландский футболист.
- Александр Эверт Кавиларанг , индонезийский военачальник, основатель индонезийского спецназа (Копассус)
- Арье Фредерик Ласут , национальный герой Индонезии
- Бернар Вильгельм Лапиан , национальный герой Индонезии, второй губернатор Сулавеси.
- Дуги Мандаги , певец, вокалист The Temper Trap
- Александр Андрис Марамис , национальный герой Индонезии, министр иностранных дел Индонезии, министр финансов
- Мария Валанда Марамис , национальный герой Индонезии, пионер прав женщин в Индонезии.
- Рима Мелати , актриса
- Мария Менадо , малазийская актриса
- Даан Могот , военный офицер во время войны за независимость Индонезии
- Роберт Уолтер Монгисиди , национальный герой Индонезии
- Арнольд Мононуту , национальный герой Индонезии, министр информации Индонезии
- Хенк Нханг , губернатор Джакарты
- Ламбертус Никодемус Палар , национальный герой Индонезии, первый представитель Индонезии в Организации Объединенных Наций
- Яаков Барух Палилинган , раввин синагоги Шаар Ха-Шамаим
- Джендри Питой , футболист
- Грейсия Поли , бадминтонистка, золотая медалистка летних Олимпийских игр 2020 года.
- Сэм Ратуланги , национальный герой Индонезии, член Подготовительного комитета независимости Индонезии , первый губернатор Сулавеси
- Джолин Мари Ротинсулу , актриса, Мисс Индонезия по окружающей среде 2019
- Вентье Сумуал , лидер Перместа движения
- Пьер Тендин , национальный герой Индонезии.
- Нагита Славина Тенгкер , актриса
- Мари Томас , первая индонезийская женщина-врач, первый индонезийский специалист в области акушерства и гинекологии.
- Монти Тива , кинорежиссер
- Эзра Уолиан , футболист
- Анна Аделина Вароу , вторая индонезийская женщина-врач, специалист по оториноларингологии.
- Кезия Вароу , Мисс Индонезия 2016
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пол Ричард Ренварин, Матуари Во Тонаас (Джакарта, Индонезия: Cahaya Pineleng Publishers, 2007), стр. 35
- ^ Лундстрем-Бургхорн, В. 1981. Цивилизация Минахаса: традиция перемен. Гетеборг, Швеция: ACTA Universitatis Gothoburgensis
- ^ Перейти обратно: а б Схоутен, MJC 1983. Лидерство и социальная мобильность в обществе Юго-Восточной Азии: Минахаса, 1677–1983. Лейден: KITLV Press.
- ^ Перейти обратно: а б Схаутен, MJC 1983. Лидерство и социальная мобильность в обществе Юго-Восточной Азии: Минахаса, 1677–1983. Лейден: KITLV Press.
- ^ Бласт, Р. 2013. Австронезийские языки. Канберра: монографии в открытом доступе по лингвистике Азиатско-Тихоокеанского региона
- ^ Лобель, Джейсон Уильям (2015). «Поносакан: умирающий язык северо-восточного Сулавеси». Океаническая лингвистика . 54 (2): 396–435. дои : 10.1353/ол.2015.0022 . S2CID 146182992 .
- ^ Стоул, Р. 2005. Фокус на манадо-малайском языке: грамматика, частицы и интонация. Лейден: публикации CNWS
- ^ Перейти обратно: а б Брикелл, Тимоти К. (2020). «Языковой контакт в Северном Сулавеси: предварительные наблюдения» В Коннерсе, Томас Дж.; Уцуми, Ацуко (ред.). Аспекты региональных разновидностей малайского языка НУСА 68. Том. 68. стр. 101-1. 159–190. дои : 10.15026/94893 . OCLC 8682619226 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б Галл, Тимоти Л.; Хобби, Дженин, ред. (2009). «Минахасанцы» . Энциклопедия культур и повседневной жизни Worldmark . Том. 4 (2-е изд.). Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Гейл. стр. 650–653. ISBN 978-1-4144-4892-3 . OCLC 388481759 . Архивировано из оригинала 04 июня 2020 г. - на Encyclepedia.com.
- ^ Дрегер, Донн (1972), Оружие и боевые искусства Индонезии , Северный Кларендон, ВТ: Tuttle Publishing, стр. 223, ISBN 978-1-4629-0509-6 , OCLC 784885662
- ^ Виссер, Леонтина Э. (1989), «Иностранный текстиль в культуре Саху», в Гиттингере, Маттибель (редактор), « Говорить с тканью: исследования индонезийского текстиля» , Лос-Анджелес: Музей истории культуры, Калифорнийский университет, стр. 81–90, ISBN 9780930741174 , OCLC 20970370
- ^ Хенли, Дэвид (1993), «Изобилие центров: Тернате и борьба за Северный Сулавеси», Какалеле , 4 : 39–60, OCLC 773559335
- ^ Боуден, Джон (декабрь 2005 г.), «Языковой контакт и метатипическая реструктуризация в системе направления северного малуку-малайского языка», Concentric: Studies in Linguistics , 31 (2): 133–158, doi : 10.6241/concentric.ling.200512_31(2 .0006 , OCLC 1291812763
- ^ Якобсен, Майкл (2002), «Трансграничные сообщества и детерриторизация идентичности. Оценка треугольника диаспоры: мигрант-принимающий дом» (PDF) , Серия рабочих документов SEARC , вып. 19, заархивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2005 г. , получено 14 февраля 2007 г. Документ
- ^ Минахассерс в Индонезии и Нидерландах: миграция и культурные изменения, Менно Хеккер, Амстердамский университет Дисертаси, 1993 г.
- ^ Дотулонг, Б. 2010. Малайский словарь Манадо – Индонезия – Тундано. Джакарта: Печать учебный
- ^ Годи-Мольсберген. EC 1928. История Минахассы до 1829 года. Weltevreden: Landsdrukkerij.
- ^ Родерик К. Вар, веб-сайт History Timeline Minahasa
- ^ Схоутен, MJC Лидерство и социальная мобильность в обществе Юго-Восточной Азии. Минахаса, 1677–1983 гг. (Издательство: KITLV Press, Лейден, 1998 г.) ISBN 90-6718-109-9 стр.11 и стр.51
- ^ Схоутен, MJC (1983) «Лидерство и социальная мобильность в обществе Юго-Восточной Азии», стр. 12–13, Лейден, KITLV Press.
- ^ Беллвуд, П. (1995) «Австронезийская предыстория в Юго-Восточной Азии: родина, экспансия и трансформация», в Беллвуд, П., Фокс, Дж. и Трайон, Д. (ред.), Австронезийцы: исторические и сравнительные перспективы, стр. 103 –114, Канберра, издательство Австралийского национального университета
- ^ Ватусеке, Ф.С. (1956). «Языки региона Минахаса». Конструктор индонезийского языка . 9 : 21–56.
- ^ Годе Молсберген, Эверхардус (1928). История Минахасы до 1829 года . Weltevreden: Landsdrukkerij. п. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Хенли, Дэвид (1996). Национализм и регионализм в колониальной Индонезии: случай Минахасы . Лейден: KITLV Press. стр. 45–61.
- ^ Схоутен, MJC Лидерство и социальная мобильность в обществе Юго-Восточной Азии (Издательство: KITLV Press, Лейден, 1998) ISBN 90-6718-109-9
- ^ Веб-сайт Вар, Ч.Р. Минахаса (история)
- ^ Веб-сайт Вар, Ч.Р. Минахаса (история)
- ^ Милберн, Уильям (1813). Восточная торговля: содержит географическое описание основных мест Ост-Индии, Китая и Японии с их продукцией, производством и торговлей . Нью-Йорк: Блэк, Парри и Ко, стр. 406 .
- ^ Правительство Регентства Минахаса
- ^ FS Ватусеке: История Минахасы. Второй выстрел. Манадо, 1969 год.
- ^ Годи Молсберген, EC: История Минахасы до 1829, 1928 годов.
- ^ Схоутен, Мике: Минахаса и Болаангмонгондоу, Мартинус Нийхофф, Гаага, 1981.
- ^ Национальный архив Республики Индонезия No. 134, 162, 169.
- ^ Веб-сайт Минахаса (английский и индонезийский языки)
- ^ Схоутен, MJC Лидерство и социальная мобильность в обществе Юго-Восточной Азии (Издательство: KITLV Press, Лейден, 1998) ISBN 90-6718-109-9 стр.22
- ^ Схоутен, MJC Лидерство и социальная мобильность в обществе Юго-Восточной Азии (Издательство: KITLV Press, Лейден, 1998) ISBN 90-6718-109-9 стр.24
- ^ Энциклопедия веры в единого и единственного Бога (на индонезийском языке) (4-е изд.). Джакарта: Главное управление культурных ценностей, искусства и кино; Управление веры во Всемогущего Бога. 2010 [2003]. стр. 382–83. ISBN 978-979-16071-1-7 .
- ^ Перепись населения 2010 г.
- ^ Минахаса - Социальная структура - Танец Кабасаран
- ^ http://www.bamboo.net/frame1.htm?http://www.bamboo.net/frame1.htm . Архивировано 17 февраля 2015 г. на веб-сайте Wayback Machine Bamboo.
- ^ Исследование языка Северного Сулавеси , Скотт Меррифилд, Мартинус Салеа, 1996.
- ^ Джейкобсон, К вопросу о современной идентичности в Минахасе, провинция Северный Сулавеси, Индонезия. (Азиатская антропология, том 1, 2002 г.) [1] Архивировано 21 июля 2011 г. в Wayback Machine.