Jump to content

Ибан люди

Они собирались
Ибан / Си Даяк / Теланьинг
Традиционный свадебный наряд Ибан в Капуас Хулу , Западный Калимантан , Индонезия , 2019 год.
Общая численность населения
примерно 800 000~
Регионы со значительной численностью населения
Борнео :
 Малайзия ( Саравак ) 753,500 [1]
 Бруней 23,500 [2]
 Индонезия ( Западный Калимантан ) 19,978 [3]
Языки
Преимущественно: Ибан
Также: саравакский малайский , брунейский малайский , стандартный малайский , английский и индонезийский.
Религия
Христианство (большинство) ( католицизм и преимущественно англиканство ), ислам , анимизм , иррелигия (меньшинство)

Ибаны этническая группа , или морские даяки австронезийская проживающая на северо-западе Борнео. [4] Ибаны также известны как морские даяки, а название даяк было присвоено британцами и голландцами различным этническим группам на острове Борнео. [5]

Ибаны были известны своей охотой за головами и территориальной миграцией и имели устрашающую репутацию сильного и успешно воюющего племени. С момента прибытия наЕвропейцами и последующей колонизацией этой территории охота за головами постепенно вышла из практики, хотя многие другие племенные обычаи и обычаи, а также язык ибан продолжают процветать.

Население ибана сосредоточено в штате Саравак в Малайзии , Брунее и индонезийской провинции Западный Калимантан . Они традиционно живут в длинных домах , называемых румах панджай или бетанг (ствол) в Западном Калимантане . [6] [7]

Этимология

[ редактировать ]
  • Ибан . Считается, что термин «Ибан» изначально был экзонимом , используемым каянами , которые – когда они впервые вступили с ними в контакт – называли морских даяков в верховьях реки Раджанг «Хиванами».
  • Морские даяки . Несмотря на то, что ибанцы называются морскими даяками из-за их морских навыков, изначально они были внутренней этнической группой из региона озера Капуас до периода массовой миграции с 1750-х годов. [4] [8]

Раннее происхождение

[ редактировать ]

Народ ибан на Борнео имеет коренное повествование о своей истории, в основном в устной литературе. [9] частично в письменной форме на папан тураях (деревянных пластинках), а частично в общепринятых культурных обычаях. [10]

Согласно местным мифам и легендам, исторически они пришли из реки Капуас на Калимантане (индонезийское Борнео). Они медленно переехали в Саравак из-за племенных проблем. [11] [12] Древняя легенда об Ибане также подтверждается несколькими современными лингвистическими исследованиями Асмы Хаджи Омара (1981), Рахима Амана (1997), Чонг Шина и Джеймса Т. Коллинза (2019), а также материальными культурами М. Хеппелла (2020), которые Следы ибанского языка и культуры произошли от верхних Капуа. [8]

Период великой миграции

[ редактировать ]
Северная экспансия Ибана между 1800-1941 гг.

На основании исследований Бенедикта Сандина (1968) было установлено, что период миграций ибанов из хребта Капуас-Хулу начался с 1750-х годов. [8] Этим поселенцам было поручено войти в Батанг Лупар и основать поселение рядом с рекой Ундоп. В течение пяти поколений они расширились на запад, восток и север, основав новые поселения в притоках Батанг Лупар, Батанг Садонг , Сарибас и Батанг Лайар.

К 19 веку, во время правления администрации Брука, ибаны начали мигрировать в сторону бассейна Реджанга через верховья рек Катибас, Батанг Лупар и реки Сарибас. С 1870-х годов было зафиксировано, что огромные популяции ибанов обосновались возле Мухаха и рек Оя. Поселенцы прибыли в Татау , Кемену (Бинтулу) и Балинган к 1900-м годам. На рубеже двадцатого века Ибан расширился до реки Лимбанг и долины Барам на севере Саравака.

Судя по колониальным отчетам, миграции во время правления Брука вызвали несколько осложнений в штате, поскольку ибаны могли легко превзойти другие ранее существовавшие племена и вызвать неблагоприятное воздействие на окружающую среду на земельные участки, первоначально предназначенные для оползневого земледелия . запретили им Таким образом, власти эмигрировать в сторону других речных систем. Напряженность между администрацией Брука и ибанцами была зафиксирована в долине Баллех. [8]

Администрация Брука также способствовала миграции ибанов на север во время территориальной экспансии Саравака, в результате чего ибаны стали сегодня одной из доминирующих этнических групп в Сараваке.

Несмотря на то, что ранняя миграция создала проблемы для администрации Брука, она, наоборот, создала благоприятные обстоятельства. Брук побудил ибанцев и их обширные знания о земле и лесных продуктах исследовать новые районы в поисках ротанга , камфоры , дамара, дикого каучука и других натуральных продуктов. Власти также поддержали создание постоянных поселений ибанов в недавно уступленных районах Саравака . Это можно увидеть во время аннексии Лимбанга в 1890 году, когда правительство Саравака надеялось, что ибанцы помогут его власти. Похожий процесс произошел и в Бараме. [8]

К концу 1800-х годов в нескольких районах Саравака, включая Батанг Лупар, долину Скранг и Батанг Ай, наблюдалось перенаселение. При ряде условий правительство Саравака открыло несколько территорий для общины Ибан. Например, правительство предоставило симангганским ибанцам неограниченную миграцию в направлении Бинтулу, Барама и Балингана; в то время как в начале 20 века ибанцам из второго дивизиона Саравака было разрешено эмигрировать в Лимбанг, а правительство дополнительно помогло передвижению ибанцев в Лунду из Батанг-Лупара. [8]

Политика, спонсируемая правительством, оказала положительное влияние на распространение ибанского языка и культуры по всему Сараваку. Тем не менее, миграции также затронули и другие группы, как в случае с букитанцами в Батанг-Лупаре, где процесс смешанных браков букитанских лидеров постепенно стимулировал все население Батанг-Лупара-Букитана принять ибанский образ жизни, таким образом ассимиляция этнической принадлежности в общину Ибан. Некоторые другие группы имеют более враждебные отношения, как в случае с Укитами , Серу, Мириеком и Билиуном, где население было почти полностью заменено ибанами. [13]

18–19 века

[ редактировать ]
Саравак; Морские даяки с оружием и головными уборами

Колониальные отчеты и отчеты о деятельности даяков на Борнео подробно описывают экономические и политические отношения с другими общинами, а также содержат обширный объем исследований и исследований, касающихся истории миграций даяков. [14] В частности, задокументированы подвиги ибанов или морских даяков в Южно-Китайских морях из-за их свирепости и агрессивной культуры войны против групп морских обитателей и возникающих торговых интересов Запада в 18 и 19 веках. [14]

В 1838 году в этот регион прибыл искатель приключений Джеймс Брук , чтобы найти султана Брунея в отчаянной попытке подавить восстание против его правления. Брук помог султану подавить восстание, за что в 1841 году он был назначен губернатором Саравака и получил титул раджи . Брук предпринял операции по пресечению пиратства даяков, поставив второстепенную цель также положить конец их обычаю охоты за головами. Во время его пребывания на посту губернатора самым известным противником Брука-даяка был военачальник Рентап ; Брук возглавил против него три экспедиции и, наконец, победил его в битве при холме Садок . Во время экспедиций Брук задействовал многочисленные войска даяков, шутя, что «только даяки могут убивать даяков». [15]

Брук оказался втянутым в противоречие в 1851 году, когда обвинения против него в чрезмерном применении силы против даяков под прикрытием операций по борьбе с пиратством в конечном итоге привели к назначению в Сингапуре в 1854 году Комиссии по расследованию. После расследования Комиссия снял обвинения. [16] Брук использовал свои войска даяков во время других военных экспедиций, например, против китайского саравакского повстанца Лю Шан Банга и малайского саравакца Шарифа Масахора . [17] [18]

Охотник за головами из Ибана во время чрезвычайной ситуации в Малайзии (1948–1960) готовит человеческий скальп над контейнером с частями человеческого тела.

Во время Второй мировой войны оккупировали Борнео японские войска и плохо обращались со всеми коренными народами — массовые убийства малайцев и даяков были обычным явлением, особенно среди даяков дивизии Капит . [19] В ответ даяки сформировали специальный отряд для оказания помощи войскам союзников . Одиннадцать американских летчиков и несколько десятков австралийских спецназовцев обучили тысячу даяков из дивизии Капит партизанской войне . Эта армия соплеменников убила или взяла в плен около 1500 японских солдат и предоставила союзникам жизненно важную информацию о нефтяных месторождениях, удерживаемых японцами. [20]

Во время чрезвычайной ситуации в Малайзии британская армия использовала охотников за головами Ибана против Малайской национальной освободительной армии (ННОА). Обычно к каждому пехотному патрулю прикрепляли двоих в качестве следопытов и общих помощников, выступая в качестве глаз и ушей командира взвода в этой глубоко чужой среде. [21] Новость об этом стала достоянием общественности в 1952 году, когда британская коммунистическая газета The Daily Worker опубликовала несколько фотографий ибанцев и британских солдат, позирующих с отрубленными головами подозреваемых членов НДОА. [22] Первоначально британское правительство отрицало, что ибанцам разрешено заниматься охотой за головами против НДОА, пока министр по делам колоний Оливер Литтлтон не подтвердил парламенту, что ибанцам действительно было предоставлено такое право на это. По окончании конфликта все войска даяков были расформированы. [23]

Ибанские региональные группы

[ редактировать ]

Хотя ибанцы обычно говорят на разных диалектах, которые взаимно понятны, их можно разделить на разные ветви, названные в честь географических областей, где они проживают. [8]

Субэтническая группа Регионы со значительным населением Примечание
петь' Верхний Капуас , Западный Калимантан
Клещи (Новые, Лихорадка) Река Кетунгау, Западный Калимантан.
Муаланг Река Белитанг, Западный Калимантан
Противоположный Реки Себеруанг и Сухайд, Западный Калимантан
Деревня Синтанг , Западный Калимантан
Они собирались Озеро Сентарум , Западный Калимантан
Бугау Граница Калимантана и Саравака
Головные боли/тошнота Лубок Анту , Саравак Первый регион, заселенный ибанами в Сараваке после их миграции из Капуаса, Западный Калимантан. [24]
Вознаграждения Сериан , Саравак
Себуяус Лунду и Самарахан , Саравак
Балаус Шри Аман , Саравак
Сарибас Бетонг , Сараток и части Сарикея , Саравака
Забудь это Ундуп, Саравак
Раджанг/Билак Седик Река Раджанг , Сибу , Капит , Белага , Кановит , Сонг, Сарикей, Бинтангор, Бинтулу , Лимбанг, Лавас и Мири, Саравак

Белайт и Тембуронг, Бруней

Самая крупная субэтническая группа ибанов.
Меротаи Тавау , Сабах

На языке ибан ( джаку ибан ) говорят ибаны, ветвь этнической группы даяков, ранее известной как «морские даяки». Язык относится к малайским языкам , которые являются малайско-полинезийской ветвью австронезийской языковой семьи . Считается, что родина малайских языков находится на западе Борнео , где сохранились ибанские языки. Малайская ветвь представляет собой вторичное расселение, вероятно, из центральной Суматры , но, возможно, также и с Борнео . [25]

Религии ибанов (только Малайзия) [26]
Религия Процент
христианство
76.3%
Народная религия-Анимист
13.63%
ислам
1.54%
Другие религии
1.35%
Нет религии / Неизвестно
5.91%

На протяжении сотен лет предки Ибана практиковали свои собственные традиционные обычаи и языческую религиозную систему. Европейские христианские колониальные захватчики после прибытия Джеймса Брука привели к влиянию европейских миссионеров и обращению в христианство . Хотя большинство сейчас христиане ; многие продолжают соблюдать как христианские, так и традиционные языческие церемонии, особенно во время бракосочетания или праздников, хотя некоторые традиции предков, такие как «Миринг», по-прежнему запрещены некоторыми церквями. После христианизации большинство ибанцев изменили свое традиционное имя на «христианское имя» на иврите, за которым следует ибанское имя, такое как Дэвид Дунггау, Джозеф Джеленгай, Мэри Майанг и т. Д.

Для большинства ибанцев, являющихся христианами, некоторые христианские праздники, такие как Рождество , Страстная пятница , Пасха также отмечаются . Некоторые ибанцы — набожные христиане и строго следуют христианской вере. После обращения в христианство некоторые ибанцы отмечают языческие фестивали своих предков, используя христианские обычаи, и большинство до сих пор соблюдают Гавай Даяк (фестиваль Даяк), который является обычным праздником в природе, если только не гавай проводится собственно и тем самым сохраняет культуру своих предков. и традиции.

, в Брунее с 2009 по 2019 год 1503 ибанца приняли ислам По данным официальной статистики . Многие брунейские ибанцы вступают в брак с малайцами и в результате принимают ислам. Тем не менее, большинство ибанов в Брунее — набожные христиане, подобные ибанам в Малайзии. Брунейские ибанцы также часто вступают в брак с мурутами или китайцами -христианами из-за их общей веры. [27] [28]

Несмотря на разницу в вероисповедании, ибанцы разных вероисповеданий живут и помогают друг другу независимо от веры, но некоторые разделяют свои длинные дома из-за разных вероисповеданий или даже политических взглядов. Ибанцы верят в то, что нужно помогать и веселиться вместе. Некоторые пожилые ибанцы обеспокоены тем, что среди большей части молодого поколения ибанов их культура угасла после обращения в христианство и принятия более современного образа жизни. Тем не менее, большинство ибанов поддерживают современный прогресс и развитие.

Многие христианские даяки приняли европейские имена, но некоторые продолжают сохранять традиционные имена своих предков. После обращения большинства ибанцев в христианство некоторые вообще отказались от верований своих предков, таких как «Миринг» или празднование «Гавай Анту», и многие отмечают только христианизированные традиционные праздники.

Многие местные жители и некоторые миссионеры стремились задокументировать и сохранить традиционные религиозные обряды даяков. Например, преподобный Уильям Хауэлл опубликовал множество статей о языке, знаниях и культуре ибана в период с 1909 по 1910 год в газете Sarawak Gazette . Позднее в 1963 году статьи были собраны в книгу под названием « Морские даяки и другие расы Саравака» . [29]

Культура и обычаи

[ редактировать ]
Ибанские девушки Капуас Хулу исполняют свой традиционный танец

Музыка Ибана ориентирована на ударные инструменты. Музыкальное наследие ибана состоит из различных типов ансамблей агунг – ударных ансамблей, состоящих из больших висящих, подвешенных или удерживаемых гонгов с выступами/набалдашниками , которые действуют как барабаны без какого-либо сопровождающего мелодического инструмента. Типичный ансамбль агунг Ибана будет включать в себя набор энкерумунг (маленькие гонги, расположенные рядом и играемые как ксилофон ), тавак (так называемый «басовый гонг»), бебендай (который действует как ловушка ), а также кетебунг ( или бэдап односторонний барабанный/ударный инструмент).

Одним из примеров традиционной музыки Ибана является табо . [30] Существуют различные виды табо (музыки), в зависимости от цели и типа нгаджата , например алун лундай (медленный темп). можно В генданге играть в нескольких различных вариантах, соответствующих цели и типу каждой церемонии. Самые популярные из них называются генданг райах (раскачивающийся удар) и генданг пампат (размахивающий удар).

Ибан Пуа комбу (церемониальная ткань) из Саравака выставлена ​​в Художественном музее Гонолулу.

Тканые изделия известны как бетенун . Несколько типов тканых одеял, изготовленных ибанцами, — это пуа кумбу, пуа икат, каин карап и каин сунгкит . [31] С помощью ткачества ибанцы изготавливают одеяла, птичьи рубашки ( баджу буронг ), каин кебат, каин бэтатинг и селампай . Ткачество — это тропа войны женщин, а каяу (охота за головами) — тропа войны мужчин. Одеяло пуа кумбу имеет традиционные или ритуальные мотивы в зависимости от назначения тканого изделия. Тех, кто заканчивает уроки ткачества, называют тембу каю (обработать дерево). [32] Среди известных ритуальных мотивов — Гаджа Мерам (Задумчивый слон), Тян Сандун (Ритуальный шест), Мелигай (Святилище) и Тян Раньяй. [32]

Право собственности на землю

[ редактировать ]

Традиционно сельское хозяйство Ибана основывалось на реальной интегрированной системе сельского хозяйства коренных народов. Ибан-даяки обычно сажают рисовые рисовые поля на склонах холмов. Сельскохозяйственные земли в этом смысле использовались и определялись в первую очередь с точки зрения выращивания риса на холмах, ладанга (сада) и хутана (леса). По словам профессора Дерека Фримена в его отчете о сельском хозяйстве Ибана, Ибан Даяки раз в год практиковали двадцать семь этапов выращивания риса на холмах, и их сменная практика выращивания позволяет лесу восстанавливаться, а не наносить ему вред, тем самым обеспечивая непрерывность и устойчивость лесопользования и/или выживание самой общины ибан. [33] [34] Ибан-даяки любят девственные леса за их зависимость от лесов, но это связано с миграцией, территориальной экспансией и/или бегством от врагов.

Длинный дом Ибана, 1896 г.

Как только ибаны мигрируют в прибрежную зону, они разделят эту территорию на три основные зоны: сельскохозяйственную зону, территориальную область (пемакай меноа) и лесной заповедник (пулау галау). Сельскохозяйственная площадь распределяется между каждой семьей на основе консенсуса. Вождь и старейшины несут ответственность за разрешение любых споров и претензий мирным путем. Территориальная территория — это общая территория, где семьям каждого длинного дома разрешено добывать пищу и замыкаться в себе, не вторгаясь во владения других длинных домов. Лесной заповедник предназначен для общего пользования и является источником природных материалов для строительства длинных домов (раму), изготовления лодок, плетения и т. д.

Весь прибрежный регион может состоять из множества длинных домов, и, таким образом, весь регион принадлежит им всем, и они должны защищать его от вторжения и нападения посторонних. Те длинные дома, которые живут в одном и том же прибрежном районе и живут в одном и том же прибрежном районе, называют себя долевыми владельцами (сепемакай).

Каждая полоска девственного леса, вырубленная каждой семьей (римба), автоматически будет принадлежать этой семье и унаследована ее потомками как семейная реликвия (песака), если только они не мигрируют в другие регионы и не откажутся от права собственности на свою землю, что символизируется символической выплатой с использованием простой предмет в обмен на землю.

Сельское хозяйство и экономика

[ редактировать ]
Ибанская резьба XIX века, изображающая птицу-носорог .

Традиционно сельское хозяйство Ибана основывалось на реальной интегрированной системе сельского хозяйства коренных народов. Ибанцы сажают рисовые поля на холмах один раз в год в двадцать семь этапов, как описано Фрименом в его отчете о сельском хозяйстве Ибана. Сельскохозяйственные земли в этом смысле использовались и определялись в первую очередь с точки зрения выращивания риса на холмах, ладанга (сада) и хутана (леса). [34] [ нужна страница ] [33] [ нужна страница ] Барды Ибан-лемамбанга следуют основным этапам выращивания риса и сочиняют свои ритуальные заклинания. Барды также проводят аналогию экспедиции по охоте за головами с этапами выращивания риса. Другие посаженные культуры включают энсаби , огурцы ( рампу амат и рампу бету ), бринджал , кукурузу, лингкау , просо и хлопок (таяк). Ниже по течению Ибан высаживают влажные рисовые поля в низменных прибрежных районах, недоступных для прилива соленой воды. [35]

За наличные ибанцы находят продукты из джунглей и продают их на рынке или в городе. Позже посадили каучук, перец и какао. В настоящее время многие ибанцы работают в городах в поисках лучших источников дохода. [36]

Торговля не является естественным занятием для ибана. Раньше они обменивали рис на банки или соленую морскую рыбу, но рис давно потерял свою экономическую ценность. В любом случае не так уж много урожая можно получить на повторно засаженных территориях, поскольку их посадка зависит от естественного источника удобрений из самого леса, а источником воды для орошения является дождь, поэтому цикл погодных сезонов важен и должен быть соблюден. правильно соблюдено. Торговля всякой всячиной, продуктами из джунглей или сельскохозяйственной продукцией обычно осуществляется китайцами, которые курсируют между городом и местом расположения магазина. [37]

Пиратство

[ редактировать ]
Ибан Даяк Бангконгский флот атакует бриг Лили.

Морские даяки, как следует из их названия, представляют собой морскую группу племен, сражающихся в основном на каноэ и лодках. Одна из их любимых тактик — спрятать некоторые из своих более крупных лодок, а затем отправить вперед несколько небольших и плохо укомплектованных каноэ, чтобы атаковать врага и заманить его. Затем каноэ отступают, сопровождаемые противником, и как только они минуют место, где спрятаны большие лодки, они атакуют их сзади, в то время как каноэ меньшего размера, действовавшие как приманки, разворачиваются и присоединяются к атаке. драться. Для такого рода нападения выбраны излучины рек: нависающие ветви деревьев и густая листва берегов служат отличным укрытием для лодок. [38]

Многие из морских даяков также были пиратами . В XIX веке было широко распространено пиратство, которое тайно поощрялось местными правителями, получавшими долю от добычи, а также малайцами, хорошо умевшими обращаться с лодкой. Малайский флот состоял из большого количества длинных военных лодок или праху , каждая длиной около 90 футов (27 м) и более, с латунной пушкой на носу, пираты были вооружены мечами, копьями и мушкетами . На каждой лодке гребли от 60 до 80 человек. Эти лодки прятались в защищенных бухтах в ожидании своей добычи и нападали на торговые суда, курсирующие между Китаем и Сингапуром . Малайские пираты и их союзники-даяки разрушали и уничтожали каждое торговое судно, которое попадалось им на пути, убивали большую часть команды, которая оказывала любое сопротивление, а остальных обращали в рабство. Даяки отрезали головы убитым, коптили их на огне, чтобы высушить, а затем забирали домой, чтобы хранить как ценное имущество. [39]

Военная история

[ редактировать ]
Щит Ибан с изображением «дерева жизни» из Саравака

Военный отряд даяков на проа и каноэ сражался с Мюрреем Максвеллом после крушения HMS Alceste в 1817 году в проливе Гаспар. [40]

Первое прямое столкновение Ибана Даяка с Бруком и его людьми произошло в 1843 году, во время нападения сил Брука на регион Батанг Сарибас, то есть Паде, Паку и Римбас соответственно. Финалом этой битвы стала конференция в Нагна-Себулох для подписания мирного договора Сарибас, направленного на прекращение пиратства и охоты за головами, но туземцы отказались подписать его, что сделало договор спорным. [41]

В 1844 году силы Брука атаковали Батанг Лупар, Батанг Ундоп и Батанг Скранг, чтобы разгромить малайских шарифов и даяков, живших в этих регионах. Малайские шарифы были легко разбиты при Патусине в Батанг-Лупаре без серьезного боя, несмотря на их знаменитую репутацию и власть над коренными жителями внутренних районов страны. Однако во время битвы при Батанг-Ундопе один из людей Брука, офицер британского флота г-н Чарльз Уэйд, был убит в бою в битве при Улу-Ундоп, преследуя малайских шерифов вверх по реке. Впоследствии малайские силы Брука, возглавляемые Дату Патингги Али и г-ном Стюардом, потерпели полное поражение от сил Скранг Ибана в битве при Керанган Перис в регионе Батанг Скранг. [42]

В 1849 году в битве при Беттинг-Мару конвой лодок даяков, возвращавшихся из пребывания на реке Раджан, заметил военный человек Брука, « Немезиду» . Затем они высадились на песчаной косе Бетинг-Мару и отступили в свои деревни, при этом две лодки даяков действовали как отвлекающий маневр, плывя к « Немезиде» и вступая в бой с ней, причем двум лодкам удалось благополучно отступить после обмена несколькими выстрелами. На следующий день даяки устроили засаду на преследующие силы Брука, убив двоих из свиты Брука ибана, прежде чем отступить. [43]

Лаян, зять Либавы « Рентапа », был известен как первый ибанский убийца белого человека в лице г-на Алана Ли «Ти Мати Руги» ( погиб напрасно ) в битве при Линтанг Батанге в 1853 году. , над фортом Скранг, построенным Бруком в 1850 году. Правительству Брука пришлось начать три последовательные карательные экспедиции против Либавы Рентап, чтобы захватить его крепость, известную как гора Садок.Всего правительство Брука провело 52 карательные экспедиции против Ибана, в том числе одну против Каяна. [44]

Саравакские рейнджеры, в основном даяки, участвовали в антикоммунистическом мятеже во время чрезвычайного положения в Малайзии между 1948 и 1960 годами. [45] Саравакские рейнджеры были отправлены британцами для участия в Брунейском восстании в 1962 году. [46]

Военный вклад

[ редактировать ]
Этот сын Лангкау , малайзийского героя войны.

Ибаны известны в прошлом как грозные воины, защищавшие родину или мигрировавшие на девственные территории. Двое высоко награжденных солдат Ибан Даяк из Саравака в Малайзии - Теменггунг Датук и Кананг Анак Лангкау (награждены Сери Пахлаван Гага Перкаса или Великим рыцарем доблести ). [47] и Аванг Анак Равенг из Скранга (награжден Георгиевским крестом). [48] [49] На данный момент только один даяк дослужился до звания генерала - бригадный генерал малазийской армии Стивен Мандо, который получил повышение 1 ноября 2010 года. [50]

Самым титулованным героем войны Малайзии является Кананг Анак Лангкау за свою военную службу, помогающую освободить Малайю (а позже и Малайзию) от коммунистов, будучи единственным солдатом, награжденным как Сери Пахлаван (Звезда командира доблести), так и Панглима Гага Берани (Звезда). «Доблесть»). Среди всех героев 21 кавалер Панглима Гага Берани (PGB), в том числе 2 обладателя Сери Пахлаван. Из этого числа 14 ибанцев, два офицера китайской армии, один бидаю, один каян и один малайец. большинство военнослужащих составляют малайцы Но, согласно книге « Багровый прилив над Борнео», . Самый молодой из обладателей PGB - ASP Уилфред Гомес из полиции. [51]

Было шесть обладателей Шри Пахлавана (СП) и Панглима Гага Перкаса из Саравака, а после смерти Кананга Анака Лангкау остался один обладатель SP в лице сержанта. Нгалинух (оранг -улу ).

[ редактировать ]
  • В эпизоде ​​​​«В джунгли» из сериала « Энтони Бурден: Никаких оговорок» появился Итам, бывший рейнджер Саравака и один из последних членов народа Ибан с энтегулуном (традиционные татуировки Ибана на руках ), означающим, что он отрубил голову врагу.
  • В фильме «Спящий словарь» рассказывается о Селиме ( Джессика Альба ), англо-ибанской девушке, которая влюбляется в Джона Траскотта ( Хью Дэнси ). Фильм снимался в основном в Сараваке, Малайзия.
  • Малазийская певица Нораниза Идрис записала "Ngajat Tampi" в 2000 году, а затем в 2002 году последовала "Tandang Bermadah", основанная на традиционных музыкальных композициях Ибана. Обе песни стали популярными в Малайзии и соседних странах.
  • Чинта Гадис Римба (или Любовь лесной девушки ), фильм 1958 года режиссера Л. Кришнана по одноименному роману Харуна Аминуррашида, рассказывает об ибанской девочке Бинтанг, которая идет против воли своих родителей и бежит к своему малайскому любовнику. Этот фильм стал первым полнометражным художественным фильмом, снятым в Сараваке, и впервые женщина из Ибана сыграла главную героиню. [52]
  • «Беджалай» — фильм 1987 года режиссёра Стивена Тео, примечательный тем, что стал первым фильмом, снятым на языке ибан, а также первым малазийским фильмом, отобранным для участия в Берлинском международном кинофестивале . Этот фильм представляет собой экспериментальный полнометражный фильм о обычае молодых людей Ибана совершать «беджалай» (отправляться в путешествие) до достижения зрелости. [53]
  • В «Прощание с королем» романе Пьера Шендорфера 1969 года и его последующей экранизации 1989 года американский военнопленный Лиройд сбегает от японского расстрела, скрываясь в дебрях Борнео, где его усыновляет община ибан.
  • В 2007 году малазийская компания Maybank Малайзии выпустила рекламный ролик, полностью на языке ибан, посвященный 50-летию независимости . Рекламный ролик, снятый Ясмин Ахмад при содействии агентства Leo Burnett , был снят в Бау и Капите, и в нем задействован актерский состав, состоящий исключительно из Сараваки. [54]
  • Конфликт между проа «морских даяков» и потерпевшим кораблекрушение Джеком Обри и его командой составляет большую часть первой части «Мускатного ореха утешения» (1991), романа Патрика О'Брайана четырнадцатого Обри-Мэтьюрена .
  • См. сборник рассказов американского писателя Теренса Кларка «День, когда ничего не произошло» и его роман «Король Румы Надаи», действие которых происходит в Сараваке, Малайзия.

Известные люди

[ редактировать ]

Академия

[ редактировать ]

Художник

[ редактировать ]

Национальные герои

[ редактировать ]
  • Кананг Анак Лангкау , национальный герой Малайзии; награжден медалью за доблесть «Шри Пахлаван Гага Берани» правительством Малайзии.
  • Рентап , лидер восстания против администрации Брука, носивший титул Раджа Улу (король внутренних дел).

Обладательница титула конкурса красоты

[ редактировать ]

Политики

[ редактировать ]

Спортивные личности

[ редактировать ]
  • Хо Джабинг , саравакец смешанного китайского и ибанского происхождения, казненный в Сингапуре за убийство.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Представление отчета об основных результатах переписи населения и жилищного фонда Малайзии 2020 года» (PDF) . Департамент статистики Малайзии . Проверено 28 февраля 2022 г.
  2. ^ «Ибан Брунея» . Группы людей . Проверено 25 октября 2021 г.
  3. ^ «Выражения любви и жизни народа ибан-даяк {Id}» . Компас. 20 ноября 2021 г. . Проверено 6 декабря 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Ибан» . 8 декабря 2023 г.
  5. ^ Тиллотсон (1994). «Кто изобрел даяков?: исторические исследования в области искусства, материальной культуры и этнической идентичности Борнео» . Открытая научная библиотека . Австралийский национальный университет: 2 v. doi : 10.25911/5d70f0cb47d77 . Проверено 13 мая 2022 г.
  6. ^ «Планировщик поездок на Борнео: пять лучших мест для посещения» . News.com.au. 21 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 16 октября 2015 года . Проверено 3 октября 2015 г.
  7. ^ Сутрисно, Лео (26 декабря 2015 г.). «Румах Бетанг» . Понтианак Пост. Архивировано из оригинала 29 декабря 2015 года . Проверено 3 октября 2015 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шин, Чонг (2021). «Ибан как язык койне в Сараваке» . Вакана, Журнал гуманитарных наук Индонезии . 22 (1): 102. дои : 10.17510/wacana.v22i1.985 .
  9. ^ Осуп, Чемалиновые дети (2006). «Народная поэзия Ибана – анализ: форма и функция» [Народная поэзия Ибана – анализ: форма и функция] (PDF) . Научный университет Малайзии (на индонезийском языке).
  10. ^ Харрисон, Том (1965). «Борнео Письмо» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 121 (1): 1–57. дои : 10.1163/22134379-90002968 . JSTOR   27860517 .
  11. ^ Симонсон, Т.С.; Син, Дж.; Барретт, Р.; Джера, Э.; Лоа, П.; Чжан, Ю.; Уоткинс, У.С.; Уизерспун, диджей; Хафф, CD; Вудворд, С.; Моури, Б.; Йорд, LB (8 апреля 2023 г.). «Происхождение ибана преимущественно выходцев из Юго-Восточной Азии: генетические данные по аутосомным, митохондриальным и Y-хромосомам» . ПЛОС ОДИН . 6 (1): e16338. дои : 10.1371/journal.pone.0016338 . ПМК   3031551 . ПМИД   21305013 .
  12. ^ «Нгепан Батанг Ай (Традиционный женский костюм Ибан)» (PDF) . 8 апреля 2023 г.
  13. ^ «Происхождение саравакских малайцев: прослеживая неясную точку» . 1 мая 2023 г.
  14. ^ Jump up to: а б Уодли, Рид Л. (2007). «Порезано и сожжено: война, окружающая среда и отсутствие безопасности ресурсов на Западном Борнео в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков». Журнал Королевского антропологического института . 13 : 41–66. дои : 10.1111/j.1467-9655.2007.00416.x .
  15. ^ Прингл, Роберт (1970). Раджи и повстанцы: ибаны Саравака под властью Брука, 1841–18194 гг . Издательство Корнельского университета. п. 103.
  16. ^ «Раджи Саравака» . Зритель . 29 января 1910 г.
  17. ^ «Личный рассказ сэра Джеймса Брука о восстании в Сараваке» . Сидней Морнинг Геральд . 31 июля 1857 года . Проверено 22 февраля 2017 г.
  18. ^ Хейдхьюс, МФС (2003). Золотоискатели, фермеры и торговцы в «китайских районах» Западного Калимантана, Индонезия . SEAP Итака, Нью-Йорк. п. 102.
  19. ^ http://pariwisata.kalbar.go.id/index.php?op=desisi&u1=1&u2=1&idkt=4 [ мертвая ссылка ]
  20. ^ Хейманнов, Джудит М. (9 ноября 2007 г.). « Гости могут добиться успеха там, где оккупанты терпят неудачу» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 декабря 2016 г.
  21. ^ Вэнь-Цин, Нгоэй (2019). Дуга сдерживания: Великобритания, США и антикоммунизм в Юго-Восточной Азии . Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 89. ИСБН  978-1501716409 .
  22. ^ «Это война в Малайе». Ежедневный рабочий . 28 апреля 1952 года.
  23. ^ Пэн, Чин; Уорд, Ян; Мирафлор, Норма (2003). Псевдоним Чин Пэн: Моя сторона истории . Сингапур: Мастера СМИ. стр. 302–303. ISBN  981-04-8693-6 .
  24. ^ «Ибан Тембуронга: миграция, адаптация и идентичность в Брунее-Даруссаламе» (PDF) . 3 июня 2023 г.
  25. ^ Австронезийцы: исторические и сравнительные перспективы. Питер Беллвуд, Джеймс Дж. Фокс, Даррел Трайон . АНУ Э Пресс, 2006. ISBN   1-920942-85-8 , ISBN   978-1-920942-85-4
  26. ^ «Перепись населения и жилищного фонда Малайзии 2010 года» (PDF) (на малайском и английском языках). Департамент статистики, Малайзия. Архивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2015 года . Проверено 17 июня 2012 г. проверил: да. п. 108.
  27. ^ «Население по религии, полу и годам переписи» .
  28. ^ Тассим, Фатима Аз-Захра. «Почему племя ибан исключено из официального «туджух пуак Брунея» (семи племен Брунея) и каков их опыт рождения и воспитания в брунейском обществе?» .
  29. ^ Сатлайв, Винсон; Сатлайв, Джоан, ред. (2001). Энциклопедия исследований Ибана: история, общество и культура Ибана . Том. 2: ХН. Кучинг : Фонд Тун Джуга . п. 697. ИСБН  978-9-83405-130-3 .
  30. ^ Матуски, Патрисия (1985). «Введение в основные инструменты и формы традиционной малайской музыки». Азиатская музыка . 16 (2): 121–182. дои : 10.2307/833774 . JSTOR   833774 .
  31. ^ «Танец Нгаджат Пуа Кумбу» . Национальный департамент культуры и искусств, Саравак . Проверено 22 января 2024 г.
  32. ^ Jump up to: а б Кедит, Вернон (1 января 2009 г.). «Восстановление Пангау Либау: переоценка энкерамбы в ритуальном текстиле Сарибас Ибан (пуа 'кумбу')» (PDF) . Бюллетень исследований Борнео . 40 : 221–248.
  33. ^ Jump up to: а б Фридман, Дерек (1970). Репортаж об Ибане . дои : 10.4324/9781003136484 . ISBN  978-1-003-13648-4 .
  34. ^ Jump up to: а б Фриман, Дерек (1955). Сельское хозяйство Ибана: отчет о сменном выращивании горного риса ибаном Саравака . Колониальные исследования. Канцелярия Ее Величества.
  35. ^ Малкольм Кэрнс, изд. (2017). Изменение политики выращивания: баланс экологической и социальной устойчивости . КАБИ. п. 213. ИСБН  978-17-863-9179-7 .
  36. ^ Джаюм А. Джаван (1994). Политика Ибана и экономическое развитие: их закономерности и изменения . Издательство Университета Кебангсаана Малайзии. п. 41. ИСБН  96-794-2284-4 .
  37. ^ Тальякоццо, Эрик; Чанг, Вэнь-Чин, ред. (8 апреля 2011 г.). Китайское обращение: капитал, товары и сети в Юго-Восточной Азии . Издательство Университета Дьюка. п. 11. дои : 10.1215/9780822393573 . hdl : 20.500.12657/25791 . ISBN  978-0-8223-9357-3 . S2CID   264101110 .
  38. ^ Вуд, Дж. Г. (1878). Нецивилизованные расы людей во всех странах мира: исчерпывающий отчет об их манерах и обычаях, а также об их физических, социальных, умственных, моральных и религиозных характеристиках, том 2 . Дж. Б. Берр и Ко. с. 1136. OCLC   681697209 .
  39. ^ Гомес, Эдвин Герберт (1912). Дети Борнео . Олифант, Андерсон и Ферье. п. 12. ОСЛК   262467039 .
  40. ^ № XV. Сэр Мюррей Максвелл, рыцарь». Ежегодная биография и некролог. XVI: 220–255. 1832. Проверено 25 июля 2008 г. Ежегодная биография и некролог, 1832 г. Том XVI, стр. 239.
  41. ^ Спенсер Сент-Джон: Жизнь сэра Джеймса Брука. Глава IV, с. 51. 1843–1844. Доступно по адресу https://archive.org/stream/lifesirjamesbro01johngoog/lifesirjamesbro01johngoog_djvu.txt.
  42. ^ Капитан Генри Кеппель: Экспедиция HMS Dido на Борнео, стр.110. Доступно по адресу https://archive.org/stream/expeditiontobor00kellgoog/expeditiontobor00kellgoog_djvu.txt.
  43. ^ Спенсер Сент-Джон: Жизнь сэра Джеймса Брука, Битва при Беттинг-Марау, Глава IX, стр. 174, 1849. Доступно по адресу https://archive.org/stream/lifesirjamesbro01johngoog/lifesirjamesbro01johngoog_djvu.txt .
  44. ^ Чарльз Брук: Десятки лет в Сараваке, Глава I, с. 37. Доступно по адресу http://www.archive.org/stream/tenyearsinsarwa03broogoog/tenyearsinsarwa03broogoog_djvu.txt .
  45. ^ Эй Джей Стоквелл; Лондонский университет. Институт исследований Содружества (2004 г.). Малайзия. Канцелярский офис. стр. 70–. ISBN   978-0-11-290581-3 .
  46. ^ Абдул Маджид, Харун (2007). Восстание в Брунее – Восстание 1962 года, империализм, конфронтация и нефть (PDF) . Лондон, Нью-Йорк: IBTauris. п. 125. ИСБН  978-1-84511-423-7 .
  47. ^ Ма Чи Сенг и Дэрил Лоу (6 августа 2015 г.). «Вспоминая павших героев в День памяти героев» . Нью Саравак Трибьюн . Проверено 22 августа 2016 г.
  48. ^ Ринтос Мейл и Джонсон К. Саай (6 сентября 2015 г.). «Больной герой войны может пропустить королевскую аудиенцию в этом году» . Почта Борнео . Проверено 22 августа 2016 г.
  49. ^ «Саравакские (малазийские) рейнджеры, ибанские следопыты и пограничные разведчики» . Крылатые солдаты . Проверено 22 августа 2016 г.
  50. ^ «Стивен Мандо становится первым бригадным генералом Ибана» . Почта Борнео. 2 ноября 2010 г. Проверено 22 августа 2016 г.
  51. ^ «Получатель PGB Гомес умирает, борясь с раком» . Почта Борнео. 13 февраля 2013 года . Проверено 3 сентября 2021 г.
  52. ^ «Разыскивается красавица джунглей, знающая любовь» . «Стрейтс Таймс» . 3 сентября 1956 г. с. 7 . Проверено 28 марта 2017 г. - через NewspaperSG.
  53. ^ «Бежалай (1989)» . IMDB . 25 марта 1990 года . Проверено 10 августа 2019 г.
  54. ^ кокосовый орех (4 сентября 2007 г.), реклама Maybank в Ибане , получено 27 марта 2017 г.

Общая библиография

[ редактировать ]
  • Сэр Стивен Рансиман, Белые раджи: история Саравака с 1841 по 1946 год (1960).
  • Джеймс Ричи, История жизни Теменггонга Ко (1999)
  • Бенедикт Сандин, Гавай Буронг: Песни и празднование фестиваля птиц Ибан (1977)
  • Грег Версо, «Доска на Борнео» , (1989)
  • Детское плавание Ансали, Новое поколение Ибана , (2000)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a6a5c423834818ced8dc7f898db76cf__1722405300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/cf/7a6a5c423834818ced8dc7f898db76cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iban people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)