Jump to content

Пенанский народ

Ручка
Старуха-пенанка из Улу Барам , Саравак .
Общая численность населения
21,367 [1]
Регионы со значительной численностью населения
Борнео :
 Малайзия ( Саравак ) 16,281 (2010) [2]
 Бруней 300 [3]
Языки
Пенан , малайский ( саравакский малайский )
Религия
Бунган ( народная религия ), христианство (преимущественно) [4]
Родственные этнические группы
Кения люди

Пенан кочующий коренной народ, в Сараваке и Брунее , хотя в Брунее есть только одна небольшая община; половина жителей Брунея обратились в ислам, пусть даже и поверхностно. [5] Пенаны — один из последних таких народов, оставшихся охотниками и собирателями. [1] Пенаны известны своей практикой «молонг», что означает никогда не брать больше, чем необходимо. Большинство пенанов были кочевыми охотниками-собирателями, после Второй мировой войны пока миссионеры не заселили многих пенанов, в основном в районе Улу-Барам, но также и в районе Лимбанг. Они едят растения, которые также используются в качестве лекарств , и животных, а шкуры, кожу, мех и другие части используют для одежды и убежища.

Демография

[ редактировать ]
Пенанец из Саравака , Малайзия .

Число пенанов около 16 000; [6] из которых лишь около 200 до сих пор ведут кочевой образ жизни. [7] Численность пенанов увеличилась с тех пор, как они начали селиться. Пенан можно описать как две слабо связанные географические группы, известные как Восточный Пенан или Западный Пенан; Восточные пенаны проживают в регионах Мири, Барам, Лимбанг и Туто, а западные пенаны - в районе Белага и его окрестностях. [8]

Их можно рассматривать как самостоятельную аборигенную группу или «племя» с языком, отличным от языка других соседних коренных групп, таких как кения , каян , мурут или келабит . Однако в правительственных переписях они в более широком смысле классифицируются как Оранг Улу , что переводится как «Люди верховьев реки» и которые включают в себя отдельные соседние группы, подобные указанным выше. В еще более широком смысле они включены в термин даяк , который включает в себя всех коренных жителей Саравака.

Пенанский язык принадлежит кенийской подгруппе малайско-полинезийской ветви австронезийской языковой семьи .

Образ жизни

[ редактировать ]
, спонсируемый правительством, Длинный дом в деревне Пенан на реке Мелинау, рядом с национальным парком Гунунг Мулу , Саравак .

До 1950-х годов общины пенанов были преимущественно кочевниками. В период с 1950 года по настоящее время правительство штата и иностранные христианские миссионеры последовательно осуществляли программы по расселению Пенана в деревнях с длинными домами , подобных тем, которые существуют у других групп коренных народов Саравака. [9]

Некоторые, обычно молодое поколение, теперь выращивают рис и садовые овощи, но многие полагаются на свой рацион, состоящий из саго (крахмал из саговой пальмы ), фруктов джунглей и их добычи, которая обычно включает дикого кабана , лающего оленя , мышиного оленя , а также змей (особенно сетчатый питон или кеманен ), обезьяны, птицы, лягушки, вараны , улитки и даже такие насекомые, как саранча . Поскольку они практикуют молонг, они не создают большой нагрузки на лес: они полагаются на него, и он снабжает их всем необходимым. Они выдающиеся охотники и ловят свою добычу, используя «келепуд» или духовую трубку , сделанную из белианского дерева (превосходная древесина ) и вырезанную с невероятной точностью с помощью костного сверла — древесина не раскалывается, как в других местах, поэтому канал ствола должна быть точна почти до миллиметра, даже на расстоянии 3 метров. Дротики сделаны из саговой пальмы и покрыты ядовитым латексом дерева (так называемого дерева Таджем, Antiaris Toxaria ), растущего в лесу, которое может убить человека за считанные минуты. [ нужна ссылка ] Все, что поймано, делится, поскольку у пенанов очень толерантное, щедрое и эгалитарное общество , настолько, что говорят, что у кочевников-пенанов нет слова для слова «спасибо», потому что помощь предполагается и, следовательно, не требует Спасибо'. Однако «цзянь кенин» [что означает «чувствовать себя хорошо»] обычно используется в оседлых общинах как своего рода эквивалент слова «спасибо».

Очень немногие пенаны больше живут в Брунее, и их образ жизни меняется из-за давления, которое побуждает их жить в постоянных поселениях и заниматься круглогодичным сельским хозяйством. [10]

Уровень жизни

[ редактировать ]

По словам премьер-министра Саравака Тан Шри Абанг Джохари Тун Опенга, в период с 1998 по 2002 год было 266 пенанов с формальным образованием, из которых 3 имеют степени магистра, 142 имеют степени бакалавра и 81 имеют дипломы средней школы. 2 пенана заканчивают докторскую степень. 4 июля 2023 г. [11]

Сопротивление вырубке лесов в Сараваке

[ редактировать ]
Пенанская женщина из Барама, Саравак .

«Армия и полиция пришли к нашей блокаде, угрожали нам и приказали нам снести нашу баррикаду. Мы сказали: «Мы защищаем нашу землю. Вам, как солдатам и полицейским, очень легко. Вам платят. У вас есть деньги». в карманах. Ты можешь купить то, что тебе нужно: рис и сахар. У тебя есть деньги в банке, но для нас этот лес — наши деньги, это единственное место, где мы можем найти еду». [12] (Представитель Пена, 1987 г.)

Пенаны привлекли внимание страны и международного сообщества, когда они сопротивлялись лесозаготовкам на своих родных территориях в регионах Барам, Лимбанг, Туто и Лавас в Сараваке. Борьба Пенана началась в 1960-х годах, когда правительства Индонезии и Малайзии открыли большие территории внутренних районов Борнео для коммерческих лесозаготовок. [13] В большинстве случаев самые крупные и прибыльные концессии на вырубку леса достались членам политической и деловой элиты острова. С увеличением мирового спроса на древесину в то время эти концессионеры начали закупать все товарные деревья из своих владений. Поскольку как оседлые, так и полукочевые и кочевые общины Пенана зависели и продолжают зависеть от лесной продукции, они сильно пострадали от крупномасштабных лесозаготовок, которые вторглись на их традиционно населенные территории. Вырубка леса привела к загрязнению их водосборных бассейнов со смещением отложений, потере многих саговых пальм, которые составляют основной углевод диеты Пенана, нехватке диких кабанов, оленей и другой дичи, нехватке фруктовых деревьев и растений, используемых в традиционной лесной медицине. , разрушение мест их захоронений и утрата ротанга и других редких видов растений и животных. [14] Для лесных жителей Борнео, как и для других коренных племен, такие растения и животные также считаются священными, как воплощение могущественных духов и божеств. [15] Таким образом, Пенан направил многочисленные устные и письменные жалобы лесозаготовительным компаниям и чиновникам местных органов власти. Они утверждали, что лесозаготовительные компании располагались на земле, переданной пенану по предыдущему договору и признанной правительством штата Саравак, и, таким образом, нарушали их традиционные традиционные права. [16] Также утверждалось, что планы вырубки никогда не обсуждались с пенанами до начала вырубки. Однако эти жалобы остались без внимания. Начиная с конца 1980-х годов и по сей день пенан и другие общины коренных народов, такие как ибан , келабит и каян (вместе называемые даяками ), устанавливают блокады, пытаясь остановить лесозаготовки на своей земле. Они преуспели во многих областях, но усилия было трудно поддерживать, и они закончились крупномасштабными столкновениями между коренными общинами и поддерживаемыми государством лесозаготовительными компаниями, поддерживаемыми полицией и малазийской армией. В 1987 году правительство штата приняло поправку S90B к Постановлению о лесах, которая объявила препятствие движению транспорта по любой лесозаготовительной дороге в Сараваке серьёзным правонарушением. [17] Согласно этому закону, столкновения закончились гибелью нескольких человек, множеством ранений и массовыми арестами коренных жителей. Многие из задержанных сообщили, что их избивали и унижали во время содержания под стражей. Независимая саравакская организация IDEAL задокументировала такие утверждения в ходе миссии по установлению фактов 2001 года под названием «Не развитие, а воровство». [18]

Однако конфронтация с государственными властями не была единственным источником конфликта для пенанов и даяков. В конце 1990-х годов в соседнем Калимантане правительство Индонезии выделило миллионы акров леса для превращения в коммерческие плантации каучука и пальмового масла . [19] Большая часть этих территорий традиционно была занята коренными народами. Крайне важно, чтобы обеспечить рабочую силу для таких проектов, индонезийское правительство субсидировало переселение безработных рабочих из других частей Индонезии (особенно с Явы и Мадуры) на Калимантан. В рамках своих контрактных обязательств эти поселенцы участвовали в вырубке лесов. Это привело к (все более) частым и жестоким конфликтам между поселенцами и населением даяков. [19] В этих столкновениях погибли сотни людей, а еще тысячи были вынуждены жить в лагерях беженцев. Поскольку две враждующие группировки имеют различное расовое и религиозное происхождение, международные средства массовой информации часто называют этот конфликт этнической враждой. Скорее, причиной боевых действий стало стремление могущественных правительств и бизнеса к богатству ресурсами, несмотря на сильное сопротивление местных жителей. [ нужна ссылка ] [ оригинальное исследование? ]

В середине 1980-х годов, когда тяжелое положение пенанов стало известно на мировой арене, правительство штата Саравак начало давать много обещаний пенанам в попытке подавить международные протесты и затруднения. Глобальная поддержка Пенана включала бойкоты и блокаду судов, перевозящих древесину тропических лесов в таких странах, как Австралия. [20] Среди них были обещания создания инфраструктурных объектов (для тех, кто был вынужден переселиться в правительственные лагеря из-за вырубки лесов ) и биосферного заповедника Магох. [16] Биосферный заповедник Магох — это экологическая зона «запрещенного вторжения», введенная главным министром Абдул Тайбом Махмудом в 1990 году. Однако на самом деле у этого заповедника есть только «предлагаемые границы», в пределах которых лесозаготовительные компании продолжают вырубать лес.

Пенаны прямо изложили свои желания и требования правительству штата Саравак Абдул Тайбу Махмуду в Лонг-Саянской декларации 2002 года. [21] Противостояние между Пенаном и правительством штата Саравак продолжается и по сей день. [ когда? ] Блокада, установленная общиной Пенан в Лонг-Бенали, была насильственно снята 4 апреля 2007 года Лесной корпорацией Саравака (SFC) при поддержке специального подразделения полиции и проигнорирована сотрудниками Samling Corporation. Корпорация Samling получила концессию на лесозаготовку от Малайзийского совета по сертификации древесины (MTCC), которая включала земли, традиционно населенные пенанами Лонг-Бенали, несмотря на их продолжающиеся петиции против концессии. [22]

По состоянию на 2021 год Пенаны продолжают бороться с агрессией за освоение своих исконных владений . [23] [24]

Бруно Мансер

[ редактировать ]
Традиционный дом Пенана.

Бруно Мансер был активистом-экологом и защитником тяжелого положения пенанов во время их борьбы в 1990-х годах. Мансер прожил у Пенана шесть лет; за это время он выучил их язык, навыки выживания и обычаи. [16] Названный Пенаном Лейкей Пенан (человек Пенан), он помог донести идею Пенана до внешнего мира, сначала написав письма главному министру Абдулу Тайбу Махмуду , а затем покинув Саравак, чтобы просвещать внешний мир (особенно страны-импортеры древесины в Европе и Японии). о вырубке лесов и связанных с ней социальных проблемах в Сараваке. Позже он проводил трюки по повышению осведомленности общественности, такие как полет на параплане на лужайку главного министра Абдула Тайба Махмуда и попытку объявить голодовку возле офисов японских судоходных компаний в Токио.

В 1990 году в ответ на протесты Мансера главный министр Саравака объявил Мансера «врагом государства» и направил подразделение малазийской армии, чтобы найти и схватить его. [16] В 1990 году Мансер вернулся в свою родную страну, Швейцарию, и основал Bruno Manser Fonds (BMF), некоммерческую организацию, занимающуюся тяжелым положением пенанов. В 2000 году Мансер пропал без вести после того, как вернулся в Саравак со шведской съемочной группой и партнером из BMF, чтобы воссоединиться с группой Пенан. Несмотря на интенсивные поиски, тело и вещи Мансера так и не были найдены. Теории об убийстве, совершенном правительством Саравака или лесозаготовительными компаниями, возникли из-за его статуса «врага государства». [25] Другие слухи включают слухи о самоубийстве после многих лет безуспешной кампании или о том, что он заблудился в густых мшистых лесах вокруг Букит-Бату-Лави в высокогорье Келабит, недалеко от границы с Калимантаном. Однако Мансер несколько лет жил в этом регионе вместе с кочевым пенаном и поэтому обладал большим опытом. [26]

Через пять лет после исчезновения в тропических лесах Борнео Базельский гражданский суд в Швейцарии официально объявил Мансера пропавшим. [27] Деятели политики, науки и культуры вспомнили жизнь Мансера на церемонии поминовения, состоявшейся 8 мая 2010 года.

Реакция властей Малайзии

[ редактировать ]

В 1987 году Махатхир использовал Закон о внутренней безопасности (ISA), чтобы заключить в тюрьму критиков режима и нейтрализовать участников кампании Пенана. Более 1200 человек были арестованы за препятствование лесозаготовкам, а 1500 малазийских солдат и полицейских разобрали баррикады, избили и арестовали людей. [28] Во время встречи европейских и азиатских лидеров в 1990 году Махатхир сказал: «Наша политика состоит в том, чтобы объединить всех обитателей джунглей в общество. В этих беспомощных, полуголодных и больных людях нет ничего романтического». [29]

Власти Малайзии также заявили, что несправедливо обвинять Малайзию в уничтожении собственных тропических лесов, в то время как западная цивилизация продолжает вырубать их собственные леса. Сохранение тропических лесов будет означать закрытие заводов и препятствовать индустриализации, что приведет к проблемам безработицы. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на правах пенанов, западным активистам следует сосредоточиться на меньшинствах в своих странах, таких как краснокожие индейцы в Северной Америке, австралийские аборигены , маори в Новой Зеландии и турки в Германии . [30] Совет по развитию лесной промышленности Малайзии (MTIB) и Сотрудничество по развитию лесной промышленности Саравака (STIDC) потратили от 5 до 10 миллионов ринггитов на подготовку исследовательского отчета, призванного опровергнуть обвинения иностранных активистов. [31]

В 1991 году The Economist был дважды запрещен за статьи, в которых содержались критические комментарии в адрес правительства Малайзии. Его распространение намеренно задерживалось трижды. Редакторам газет звонили из Министерства информации и предупреждали их «полегче» по конкретной теме. В отечественных газетах появилось мало негативных сообщений, таких как лесозаготовки, из-за высокой степени самоцензуры. Газета Mingguan Waktu была запрещена в декабре 1991 года из-за публикации критики в адрес администрации Махатхира. Махатхир защищал цензуру прессы. Он сообщил АСЕАН , что иностранные журналисты «выдумывают истории, чтобы развлечься и заработать на них деньги, не заботясь о результатах своей лжи». [32]

Запись сегодня

[ редактировать ]
Пенанские старейшины.

Лесозаготовки продолжают доминировать в политике и экономике Саравака, и амбиции правительства в отношении древесины с предполагаемых исконных земель Пенанов также продолжаются. Скорость вырубки лесов в Малайзии является самой высокой в ​​тропическом мире (142 км2). 2 /год), потеряв 14 860 квадратных километров с 1990 года. Исчезли низменные тропические леса Борнео , которые являются основной средой обитания пенанов, а также наиболее ценные деревья.

«Несмотря на про-экологическую направленность (малайзийского) правительства,… правительство склонно больше выступать за развитие, чем за сохранение окружающей среды». — Ретт А. Батлер

Защита правительством крупномасштабных лесозаготовок как средства экономического развития также подвергается сомнению как неустойчивая, недискриминирующая права коренных народов, экологически разрушительная и погрязшая в инвестиционных интересах, коррупции и кумовстве. [33] Примеры этого были приведены бывшим министром окружающей среды и туризма Датуком Джеймсом Вонгом, который также является одним из крупнейших в штате концессионеров лесозаготовок. Совсем недавно, [ когда? ] Сам главный министр Абдул Тайб Махмуд находится под следствием японских налоговых органов по обвинению в коррупции на сумму более 32 миллионов ринггитов в виде откатов за лес, предположительно выплаченных его семейной компании в Гонконге для смазывания поставок древесины. [34] [35] Подобные обвинения не новы, как заявила Malaysia Today в 2005 году:

Между лесозаготовительными компаниями и политической элитой часто существуют взаимовыгодные отношения, предполагающие приобретение крупного частного богатства для обеих сторон посредством взяточничества, коррупции и трансфертного ценообразования, за счет общественной выгоды в виде упущенных доходов и выплат роялти, а также за счет социальных выгод. , защита окружающей среды и права коренных народов... Предоставление концессий и других лицензий на лесозаготовки в результате политического покровительства, а не открытого конкурентного тендера, во многих странах было скорее нормой, чем исключением. [36]

Угрозы Пенану сегодня

[ редактировать ]

В августе 2009 года сотни жителей тропических лесов Пенан на Борнео протестовали, заблокировав дороги против новых плантаций пальмового масла и акации в Сараваке. [37] Их главной заботой была посадка монокультур акации, которая приведет к потере видового биоразнообразия и деградации почвы.

В августе 2010 года пенаны рассказали о плотины Мурумской гидроэлектростанции . строительстве на их земле [38] Строительство плотины уже идет полным ходом, и после завершения строительства по меньшей мере шесть деревень Пенана будут затоплены. Пенан утверждали, что с ними (в очередной раз) не консультировались до начала проекта, а также не была подготовлена ​​оценка социальных и экологических последствий. В результате строительства уже были уничтожены леса, реки и природные ресурсы. На этот раз пенаны потребовали, чтобы, если им придется переехать, чтобы освободить место для плотины, они имели право выбирать, куда они переедут и в каком образе жизни. К сожалению, компания по производству пальмового масла Shin Yang незаконно переехала на территорию, которую Пенан без их согласия предложил создать плантацию пальмового масла. Важно отметить, что пенанцы заявляют, что, если Шин Яну позволят широко вырубать лес, у их общины не останется достаточно леса для поддержания средств к существованию. Кроме того, плотина Мурум является первой в серии крупномасштабных гидроэнергетических проектов, запланированных правительством штата Саравак, которые приведут к перемещению тысяч коренных жителей.

В том же месяце племена пенан в северном регионе Саравака установили блокаду, чтобы помешать строительству газопровода Саравак-Сабах (SSGP) длиной 500 км. [39] Сообщается, что SSGP будет построен и введен в эксплуатацию к концу 2010 года. [ нужно обновить ] Это позволит доставлять природный газ, добываемый из морских запасов газа Сабаха, на комплекс по производству сжиженного природного газа в Бинтулу. Этот проект особенно затрагивает общины Пенана, поскольку SSGP будет претендовать на большие участки их земель, принадлежащих традиционным правам коренных народов. Кроме того, прокладка этого трубопровода является лишь одним из многих компонентов, запланированных к строительству на земле Пенана, при этом строительство предлагаемого наземного нефтегазового терминала Сабаха (SOGT) и газокомпрессорной станции должно быть завершено в 2012 году. [ нужно обновить ]

Будущее Пенана

[ редактировать ]
Старуха из Барама в Пенане в Сараваке , Малайзия, с чрезвычайно удлиненными мочками ушей и медными подвесками.

Будущее Пенана было спорным вопросом с тех пор, как началась конфронтация между правами коренных народов и государственным землепользованием. Национальные и международные неправительственные организации настаивают на самоопределении коренных народов и уважении прав человека и земельных прав Пенана в соответствии с Конвенцией Международной организации труда ООН № 169 (1989 г.) , которая отменяет «ассимиляционистские» международные стандарты в отношении прав коренных народов. [40] конвенция, которую Малайзия не приняла. Однако многие малазийские политики раскритиковали НПО за вмешательство во внутренние дела Малайзии и обвинили их в попытках помешать проектам развития и сохранить Пенан «неразвитым» и неассимилированным в основное малайзийское общество. Большинство считают образ жизни пенанов нецивилизованным и устаревшим (сравните бремя белого человека ). Примером этого является регулярно читаемое стихотворение бывшего министра окружающей среды и туризма Датука Джеймса Вонга. [41]

«О Пенан – странники Древа в джунглях
Что ждет тебя в будущем?....
Возможно, нам ты покажешься обделенным и бедным
Но может ли Цивилизация предложить что-то лучшее?....
И все же Общество могло с чистой совестью
Посмотрите на свое тяжелое положение с отстраненным безразличием
Особенно сейчас, когда мы - независимая нация.
И все же не протянуть руку помощи нашим собратьям?
Вместо этого позвольте ему питаться духовыми трубками и носить чаваты [набедренные повязки].
Антропологическое любопытство Природы и Искусства?
Увы, в конечном итоге ваша судьба — ваше собственное решение.
Оставайся таким, какой ты есть, или перейди Рубикон!»

К дебатам присоединились многие малазийские организации, такие как Сахабат Алам Малайзия (SAM), Институт ресурсов Борнео (BRIMAS) и Ренгах Саравак. Эти низовые организации поддержали права коренных народов и обвинили правительство штата Саравак в неоднократном пренебрежении к коренным гражданам Саравака и эксплуатации природных ресурсов Саравака. Пенаны беднеют больше, чем когда-либо, живут в нестандартных условиях жизни, в которых, несмотря на обещания правительства, отсутствуют самые элементарные удобства и инфраструктура. [42] Те, кто вынужден жить в государственных поселениях, постоянно утомлены частыми нехватками продовольствия и плохим здоровьем, имея ограниченный доступ к (неадекватному) медицинскому обслуживанию. Многие из населения даяков также изо всех сил пытались привыкнуть к оседлому образу жизни и освоить сельскохозяйственные навыки, которые им приходится использовать все больше и больше, поскольку их леса все больше истощаются. [ нужна ссылка ]

Оппозиционная партия «Парти Кеадилан Ракьят» также взялась за тяжелое положение коренных народов, заявив, что они «живут в тихом отчаянии, которое время от времени вспыхивает в действиях, привлекающих внимание полиции, не говоря уже об уведомлении остальных жителей». Малазийцы, которые не совсем понимают, что значит находиться под тиранией географии». [43] С помощью таких НПО многие общины Пенана нанесли на карту земли своих предков и подали иски в суды Саравака в надежде предотвратить и сдержать незаконную вырубку их лесов. Прецедент был создан в 2001 году, когда ибанская деревня Румах Нор одержала победу в суде против целлюлозно-бумажной компании Борнео и правительства Саравака за нарушение их традиционных прав коренных народов (NCR) или адата . Победа была недавно освещена в короткометражном документальном фильме « Рума Нор » проекта «Борнео». [44] Приговору угрожает апелляция в Федеральный суд со стороны правительства штата и компании Borneo Pulp and Paper. Однако в настоящее время 19 общин Пенана [ когда? ] нанесли на карту свою НКР, и четверо из них начали судебные разбирательства, а в других вырубка более или менее прекратилась на территории, где ведется судебный процесс. Таким образом, действия коренных народов перешли от человеческих блокад лесозаготовительных дорог к расширению прав и возможностей через политическую и правовую систему и международную рекламу.

Будущее Пенана также зависит от решения Тайба Махмуда либо поддержать, либо отказаться от планов создания биосферного заповедника Магох. [19] Однако именно Тайб Махмуд несет ответственность за выдачу и отказ в выдаче всех лицензий на вырубку леса. Именно он и его ближайшие друзья, политические соратники, высокопоставленные военные чиновники и родственники семьи владеют практически всей лесозаготовительной отраслью. Таким образом, вырубка Саравака принесла этим главным элитам огромное богатство. [45] Таким образом, Махмуд имеет сильный экономический интерес в продолжении разрешения незаконных вырубок на предлагаемых территориях биосферных заповедников. [25]

В пресс-релизе 2010 года малазийская лесозаготовительная компания Samling Global Ltd. была исключена из государственного пенсионного фонда Global (GPFG). Это решение было принято на основании рекомендаций Совета по этике о том, что Samling Global и две другие компании «способствуют или сами несут ответственность за крайне [sic] неэтичную деятельность». [46] Комитет зафиксировал «масштабные и неоднократные нарушения лицензионных требований, правил и других директив во всех шести проверенных концессионных зонах. Некоторые нарушения представляют собой очень серьезные правонарушения, такие как вырубка леса за пределами территории концессии, вырубка леса на охраняемой территории, которая была исключена властями из концессии с целью ее интеграции в существующий национальный парк, а также повторная вырубка леса без воздействия на окружающую среду. Оценки». Если больше инвесторов, финансовых учреждений и торговцев древесиной по всему миру последуют этому примеру и разорвут деловые связи с Samling Global, это также может сделать будущее Пенана немного ярче.

Известный Пенан

[ редактировать ]
  • Эзра Уда - первый пенан, окончивший университет, первый пенан, работавший административным персоналом в министерстве Саравака и окружным чиновником Теланг Усан в Сараваке .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Кампания народа Саравака , Ян Маккензи, по состоянию на 5 апреля 2005 г.
  2. ^ Кочевники рассвета, Пенан тропического леса Борнео , Глава
  1. ^ https://m.malaysiakini.com/news/583449
  2. ^ Лорел Эвелин Дайсон, Стивен Грант и Макс Хендрикс, изд. (2015). Коренные народы и мобильные технологии . Рутледж. ISBN  978-13-176-3894-0 .
  3. ^ Джеффри Хейс (2008). «Меньшинства в Брунее» . Факты и детали . Проверено 28 апреля 2018 г.
  4. ^ Пол С.И. Чен, изд. (1990). Покаяние: Кочевники Саравака . Дальнейшие публикации. п. 35. ISBN  96-797-8310-3 .
  5. ^ Боррелл, Брендан; Ирванди, Джошуа (19 сентября 2023 г.). «Исчезающий клан кочевников, имеющий собственный песенный язык – новое генетическое исследование подтверждает устную историю небольшой группы кочевых народов, живущих в тропических лесах Индонезии» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 сентября 2023 года . Проверено 19 сентября 2023 г.
  6. ^ Main_Penan_Settlements.html. Архивировано 15 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  7. ^ Статистика с сайта Surivival-International.org.
  8. ^ Брозиус, Питер (1997) «Предыдущие стенограммы, расходящиеся пути: сопротивление и согласие с лесозаготовками в Сараваке, Восточная Малайзия», Сравнительные исследования в обществе и истории , Том 39, № 3
  9. ^ Бендинг, Тим (2006) Истории Пенана: спорные рассказы в верховьях Саравака, стр. 67–68.
  10. ^ Бруней: Обитель мира - дата обращения 20 апреля 2007 г. Архивировано 26 июня 2007 г. в Wayback Machine.
  11. ^ «РОЖДАЛОСЬ 226 УСПЕШНЫХ ВЫПУСКНИКОВ ПЕНАНА – БРАТ ДЖО – БЕРНАМА» . sarawaktok.bernama.com . 4 июля 2023 г. . Проверено 20 августа 2023 г.
  12. ^ Колчестер, М. Пираты, скваттеры и браконьеры: политическая экология лишения собственности коренных народов Саравака , 1989: 40.
  13. ^ Клэр, М. (2001) Ресурсные войны: новый ландшафт глобального конфликта, стр. 202.
  14. ^ Клэр, М. (2001) Ресурсные войны: новый ландшафт глобального конфликта
  15. ^ Мансер, Б. (1996) Голоса из тропического леса: свидетельства людей, находящихся под угрозой
  16. ^ Jump up to: а б с д Мадж, А. (2001), «Швейцарский активист, пропавший без вести на Борнео». Архивировано 29 сентября 2008 года в Wayback Machine.
  17. ^ Клэр, М. (2001), Ресурсные войны: новый ландшафт глобального конфликта
  18. ^ «C2O.org» . Архивировано из оригинала 29 августа 2007 года . Проверено 14 октября 2016 г.
  19. ^ Jump up to: а б с [Ресурсные войны]
  20. ^ Трин, Дженнифер (30 сентября 2021 г.). «Австралийские группы действий в отношении тропических лесов бойкотируют древесину тропических лесов Малайзии, 1988–1994 годы» . Библиотека социальных изменений Commons . Проверено 3 марта 2023 г.
  21. ^ Borneoproject.org. Архивировано 9 сентября 2007 г. на Wayback Machine.
  22. ^ ООО, Мокси. «Фонд Бруно Мансера - Новости» . Проверено 14 октября 2016 г.
  23. ^ «Блокада Пенана продолжается, несмотря на аресты» . 19 ноября 2013 г.
  24. ^ «Пенаны протестуют против применения Букитом Аманом силы в вопросе о плотине» . 20 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 23 ноября 2013 г.
  25. ^ Jump up to: а б Эндрю М. Мадж (март 2001 г.). «Швейцарский активист пропал на Борнео» . Культурное выживание . Проверено 27 апреля 2018 г.
  26. ^ Тим Сон (7 марта 2018 г.). «Реальность — это фантазия в «Последних дикарях Борнео» » . Снаружи . Проверено 27 апреля 2018 г.
  27. ^ «(2010) «Защитник тропических лесов Бруно Мансер пропал без вести уже десять лет » . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 14 октября 2016 г.
  28. ^ Брон Тейлор, изд. (2008). Энциклопедия религии и природы . А&С Черный. п. 1047. ИСБН  978-14-411-2278-0 .
  29. ^ Дэвис, В. (2007). В книге «Свет на краю света: путешествие по царству исчезающих культур» . Дуглас и Макинтайр . п. 140, 141. ISBN   81-250-2652-5 . Поиск книг Google. Проверено 31 августа 2014 г.
  30. ^ Цинг, Ал. (2003). In Nature In The Global South – Том 7 «Новых перспектив в истории Южной Азии» . Ориент Блэксван . с.332, 334. ISBN   978-1-55365-267-0 . Поиск книг Google. Проверено 31 августа 2014 г.
  31. ^ Митетельман, Дж. Х. Отман, Н. (2003). В захвате глобализации . Рутледж . стр.89. ISBN   0-415-25732-8 . Поиск книг Google. Проверено 31 августа 2014 г.
  32. ^ Хьюман Райтс Вотч (1992). В книге « Неделимые права человека: взаимосвязь политических и гражданских прав с выживанием, существованием и бедностью» . Хьюман Райтс Вотч . стр.57. ISBN   1-56432-084-7 . Поиск книг Google. Проверено 31 августа 2014 г.
  33. ^ «Ренгах Саравак - Новости» . Архивировано из оригинала 23 июля 2007 года . Проверено 14 октября 2016 г.
  34. ^ С. Тамарай Челви (4 января 2012 г.). «Тайб отзывает иск против Малайзиикини» . Солнце Дейли . Проверено 27 апреля 2018 г.
  35. ^ «Рафизи подаст в MACC отчет против Тайба Махмуда по новым обвинениям» . Край. 13 февраля 2014 года . Проверено 27 апреля 2018 г.
  36. ^ Малайзия сегодня: MT-Loony Malaysia: Сколько стоит Тайб Махмуд? Архивировано 1 июля 2007 г. в Wayback Machine.
  37. ^ [Новости BMF (2009) «Новые дорожные блокады в тропическом лесу»]
  38. ^ [Новости выживания и СМИ (2010) «Племя Пенан требует права голоса в проекте плотины»]
  39. ^ [Малайсиакини (2010) «Новые блокады в Сараваке против угрозы трубопровода»]
  40. ^ «unhchr.ch — ресурсы и информация unhchr» . Проверено 14 октября 2016 г.
  41. ^ «wildasia.net» . Проверено 14 октября 2016 г.
  42. ^ [Журнал Utusan Konsumer (2002) «Сообщество Пенан Барама - голодные, бедные и больные»]
  43. ^ «Ренгах Саравак - Новости» . Архивировано из оригинала 31 августа 2007 года . Проверено 14 октября 2016 г.
  44. ^ Румах Нор. Архивировано 30 июня 2007 г. в Wayback Machine.
  45. ^ Макс Уолден (31 марта 2017 г.). «Семья Тайб из Малайзии владеет канадской империей недвижимости стоимостью 160 миллионов долларов – отчет» . Азиатский корреспондент . Проверено 27 апреля 2018 г.
  46. ^ Министерство финансов (23 августа 2010 г.). «Три компании исключены из государственного пенсионного фонда Global» . Проверено 14 октября 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 72bc575cdee1b0447b6f932f46567d40__1722266340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/40/72bc575cdee1b0447b6f932f46567d40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Penan people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)