Паханг малайцы
Огханг Паханг, Онг Паханг, Ом Паха أورڠ ڤهڠПаханг люди | |
---|---|
![]() Дворяне Паханга играют в шашки , 1900 год. | |
Общая численность населения | |
1,1 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Паханг малайский , малазийский | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Келантанские малайцы и теренггану-малайцы |
Паханг малайцы ( малазийский : Мелайу Паханг , Паханг малайский : Оганг Паханг , яванский : أورڠ ڤهڠ ) — подгруппа малайцев, проживающих в штате Паханг , на восточном побережье полуострова Малайзия . С населением около 1,08 миллиона человек они составляют 70% населения штата Паханг, что делает их доминирующей этнической группой в штате. [ 1 ] Их язык, паханг-малайский, является одним из многих малайских языков, на которых говорят в регионе и которые принадлежат к малайско-полинезийской группе австронезийской семьи . [ 2 ]
Хотя их история насчитывает более тысячи лет, община приобрела известность, когда в 1470 году был основан старый султанат Паханг . Султанат был объединен с Джохором в 1623 году, но позже возрожден в 1881 году и включен в качестве протектората Британской империи . образовалась Малайская Федерация В 1948 году вместе с другими малайскими султанатами на полуострове , которая позже была преобразована в Малайзию .
Малайцы-паханг, наряду с малайцами-теренггануанами и малайцами-келантанцами (а иногда и тайскими малайцами и малайцами с островов Анамбас и островов Натуна в Индонезии ), вместе называются оранг-пантай-тимурами (народом восточного побережья) из-за их тесно связанной истории. , культуры и языки. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Долина Тембелинг, составляющая верховья реки Паханг, представляет собой территорию, имеющую большое историческое значение для Паханга. [ 4 ] Здесь обнаружено множество археологических реликвий культур палеолита , хоабинь , неолита , бронзы и железного века . [ 5 ] [ 6 ] Древний Паханг расположен по обе стороны «Австрийского марша» — территории, где мон-кхмероязычные (австроазиатские) культуры встречаются с малайскими и домалайскоязычными ( австронезийскими ) культурами. [ 7 ] Первые поселенцы жили за счет добычи золота, олова и железа и выращивания риса. Они оставили много следов; ирригационные работы, горные выработки, остатки кирпичных построек и, вероятно, гончарная промышленность в Куала-Тембелинге . Древние поселения можно проследить от Тембелинга до Мерчонга на юге. Их следы также можно найти в глубоких районах Джелаи, вдоль озера Чини и вплоть до истоков Ромпина . [ 8 ] Одно из таких поселений было идентифицировано как Коли из Географии (2 век н. э.), процветающий порт, расположенный в устье реки Куантан , где иностранные корабли останавливались для обмена и пополнения запасов. [ 9 ]
Самое старое известное упоминание о Паханге - как о королевстве Похуан (婆皇) - было найдено в Книге Песен V века нашей эры. [ 10 ] Считается, что это государство является самым южным продолжением федерации городов-государств Лангкасука - Кадарам . [ 11 ] который позже включился в еще более крупную федерацию Шривиджая VII века. [ 12 ] Остается неясным, когда ислам начал укрепляться в Паханге, но такой историк, как де Эредиа, упомянул, что ислам уже появился в Паханге до того, как он был принят Малаккой в 15 веке. [ 13 ] Паханг, описанный де Эредией как Пан, был одним из двух малайских королевств на полуострове, преемником Паттани , которое процветало до Малакки. Тогда правитель Паханга, носивший титул Махараджа , был также повелителем стран Уджонг Танах (край земли), южной части полуострова, включая древний Сингапур. [ 14 ] Старое название суда было Индерапура , а столица всегда называлась «городом». Домелаканцы называли его санскритским именем Пура, малайцы — « Пекан », португальцы — «Сидаде», а жители Ромпина и Бебара описывали столицу как Пекан Паханг . Пура, возможно, охватывал гораздо большую территорию, чем город, известный сегодня как Пекан. Помимо современного Пекана, он, по-видимому, включал земли на берегах реки Паханг до Танджунг-Ланггара. [ 15 ]

Малайизация Паханга усилилась с середины 15 века после того , как государство было аннексировано султанатом Малакка . После непродолжительного пребывания в качестве губернаторства штат был основан как султанат в 1470 году мелакским принцем Мухаммад-шахом и оставался вассалом Малакки до кончины последней в 1511 году. В 1624 году Паханг был номинально объединен с Джохором , когда его 14-й султан Абдул Джалил Шах III также был провозглашен 7-м султаном Джохора . [ нужна ссылка ] Паханг оставался составным доминионом, управляемым Бендахарами , до Империи Джохор постепенного расчленения в конце 18 века. В 1805 году правитель Паханга Тун Али официально провозгласил независимость, положив конец более чем двухвековому союзу с Джохором. [ 16 ] Его сын, Тун Ахмад , выигравший ожесточенную гражданскую войну против своего старшего брата Тун Мутахира , возродил султанат Паханг после того, как провозгласил себя султаном Паханга в 1882 году. Вскоре после этого британский империализм проявил себя в Паханге с назначением британского султаната Паханга. Резидент султана Паханга в 1888 году.
Как и другие малайские штаты , Паханг также пострадал во время японской оккупации Малайи до 1945 года. Затем в 1948 году он присоединился к Малайской федерации , которая получила независимость в 1957 году. Сегодня Паханг — процветающее государство с растущей экономикой, подпитываемой сельское хозяйство, производство и туризм.
Язык
[ редактировать ]Малайцы Паханг известны своим уникальным разговорным языком, который называется Паханг Малайский и изначально называется Базовым Пахангом (что означает «язык Паханг») или Чакак Паханг (что означает «речь Паханг»). Эта форма малайского языка тесно связана с малайским теренггану ( Base Tranung ) и малайским келантаном ( Baso Kelate ) из-за их общего происхождения. Эти диалекты восточного побережья демонстрируют ряд общих лексических, синтаксических и фонетических инноваций, и их носители могут легко общаться друг с другом, хотя некоторые фонологические и словарные различия все еще существуют. [ 17 ]
Паханг-малайский язык распространен преимущественно в штате Паханг, хотя есть и другие малайские языки, например, уникальный диалект острова Тиоман, тесно связанный только с саравакским малайским языком, на котором говорят в Южно-Китайском море. [ 18 ] Теренггану-малайский диалект восточного побережья на самом деле является родным в определенных районах, в первую очередь в узкой полосе иногда несмежных рыбацких деревень и городов вдоль береговой линии Паханга. Это сложное пространственное наслоение различных малайских вариантов, часто в радиусе нескольких километров между деревнями, говорящими на малайском языке Паханг вдоль речных систем, и прибрежными рыбацкими деревнями, говорящими на теренггану, находится под влиянием исторического перемещения малайцев теренггану в этот район. [ 19 ] В долине реки Лебир в Келантане и в верховьях нескольких рек недалеко от границ Перака и Селангора проживает небольшая община, говорящая на пахангском языке, потомки беглецов от гражданской войны , опустошившей их родину в 19 веке. [ 20 ]
Есть три основных варианта паханг-малайского языка, на котором говорят вдоль берегов трех основных рек; Река Паханг , река Джелай и река Липис , которые различаются между собой фонологическим рисунком и словарным запасом. Эти варианты были разделены на два основных поддиалекта; Хулу Паханг («Верхний Паханг»), состоящий из вариантов рек Липис и Джелай, и Хилир Паханг («Нижний Паханг»), состоящий из варианта реки Паханг. [ 21 ]
Культура
[ редактировать ]
Предки современных малайцев-пахангов представляли собой гибридное сообщество разного происхождения и культур. Первые поселенцы состоят в основном как из различных мон-кхмероязычных австроазиатских племен, так и на малайском языке , говорящих из австронезийцев . [ 22 ] [ 23 ] Эти ранние общины были в основном анимистами, верившими в существование семангатов (духов) во всем. Примерно в начале нашей эры индуизм и буддизм были завезены индийскими торговцами на Малайский архипелаг, где они процветали с созданием индуистско-буддийского государства в V веке. [ 24 ]
Считается, что переход к доминирующей малайской культуре с сиамским влиянием произошел на месте и включал в себя такие политические процессы, как создание позднего Шривиджайского форпоста на Ифме, падение Шривиджая, распространение тайского правления на этот район и наконец, приход ислама в регион уже в 14 веке. [ 25 ] Малайизация усилилась в Паханге после того, как он был основан как малайско-мусульманский султанат в 1470 году, и продолжалась вплоть до 19 века. Развитие многих центров в штате, где доминируют малайцы, побудило многих австронезийских и австроазиатских аборигенов принять малайство , приняв ислам, подражая малайской речи и их одежде. [ 26 ]
Из-за своей тесно связанной истории малайцы-паханг имеют схожую культуру с другими подгруппами малайцев, проживающих на Малайском полуострове. Они, в частности, тесно связаны с народами восточного побережья полуострова, такими как тайские малайцы , теренггануанские малайцы и келантанские малайцы . [ 27 ] Тем не менее, в малайской культуре все еще есть аспекты, уникальные для самого Паханга.
Традиционное платье
[ редактировать ]В доисламском Паханге, как и в большинстве стран тропического мира, ранние традиционные костюмы были простыми и состояли из одного куска ткани. Это описание Фей Синя , китайского мусульманина и арабского ученого, написавшего в « Синча Шэнлань» в 1436 году. Он написал интересный отчет о Паханге и его людях, выдержки из текста которого таковы: [ 28 ] -
У мужчин и женщин волосы собраны в узел и одеты в один кусок ткани. Девушки из богатых семей носят на лбу четыре-пять золотых кругов, а дочери простого народа вместо них используют нитки цветных стеклянных бус.
Упомянутый выше «узел» на самом деле относится к шиньонам («сангул» по-малайски). Существуют различные способы завязывания волос в шиньон или пряди, и одна из причесок женщин Паханга носит характерное название « Санггул Паханг» («Паханг шиньон»). [ 29 ] Когда торговля с зарубежными странами процветала, стили одежды начали широко воспринимать иностранное влияние и стали более изощренными. XV век был временем расцвета Малаккского султаната, официальной религией которого был ислам. Сильное исламское влияние изменило стили одежды в соответствии с исламскими ценностями. Ранние формы Баджу Мелайу и Баджу Курунг возникли в этот период, и обе они стали основной традиционной одеждой малайцев на многие столетия вперед. [ 30 ]
На протяжении веков в Паханге развивался особый стиль Баджу Курунг, широко известный как Баджу Курунг Паханг или Баджу Риау-Паханг, или иногда называемый Баджу Турки . Это длинное платье в стиле мантии, с вырезом спереди на 7 или более пуговиц и носимое с саронгом . [ 31 ]
Малайская ручная ткацкая промышленность берет свое начало с 13 века, когда при династии Сун процветал восточный торговый путь . Упоминания о текстиле местного производства, а также о преобладании ткачества на Малайском полуострове встречаются в различных китайских и арабских источниках. [ 32 ] К 16 веку шелкоткацкая промышленность в Паханге усовершенствовала стиль под названием Тенун Паханг , специальную ткань для одежды, используемую в особых традиционных малайских костюмах и нарядах правителей Паханга и дворцовых чиновников. [ 33 ] Помимо шелковоткачества, ткачество батика было частью небольшого надомного производства в штате. Хотя батик Паханг и не так популярен, он, тем не менее, процветал как небольшая отрасль на периферии славы и популярности батика Тренгану и Келантан. [ 34 ]
Боевые искусства
[ редактировать ]Силат Мелаю, практикуемый в Паханге, разнообразен, с огромными различиями в инструментах обучения, методах и философии в разных школах и стилях. Силат Мелаю Паханга можно разделить на две основные группы. Такие стили, как Линках, Гайонг и Чекак, которые широко практикуются на национальном уровне в Малайзии, сосуществуют с эклектичными местными стилями Паханг, такими как Силат Терлак, Силат Лиан, Силат Тари Пулут, Силат Мелайу Лок Керис 9, Силат Сенденг 2 Берадик, Силат Тонгкат Пандинг Хуан, Силат Адмирал, Силат Сутан Муакад, Силат Пэн, Силат Сетимбун Туланг, Силат Чарик Капор и Силат Клетка смерти. [ 35 ] [ 36 ]
Существуют и другие формы силата, особенно в очень отдаленных деревнях, члены которых состоят из нескольких студентов. Действующие законы и правила требуют, чтобы силатские организации были зарегистрированы как ассоциация или клуб. Таким образом, мы обнаруживаем, что эти формы силата с очень небольшим количеством участников практикуются тайно в отдаленных районах и преподаются только по приглашению мастера. [ 37 ]
Разнообразие стилей Силат Мелаю не только продемонстрировало множество различных боевых навыков, но и способность самого боевого искусства проявлять разных персонажей и общность в воинских традициях из разных районов Паханга. [ 38 ]
Литература и фольклор
[ редактировать ]Литературная традиция Паханга восходит к временам старого султаната Паханг . Вклад в богатую классическую малайскую литературу засвидетельствован в виде юридической литературы, такой как Хукум Канун Паханг , и исторической литературы, такой как Хикаят Паханг . До начала 20 века многие литературные произведения были результатом усилий отдельных писателей, специализирующихся на определенных темах. Среди известных писателей были Шихабуддин Зайнал Абидин, чьи произведения представляют религиозную литературу в сьяир жанре , и Ибрагим Хдж Яакоб, чьи произведения пропагандируют националистические настроения в колониальной Малайе. Среди других выдающихся литературных деятелей - Исхак Хаджи Мухаммад (Пак Сако), Керис Мас , Хидж Закария Хитам (Пак Зек) и Хидж Ибрагим Омар. [ 39 ]
Природа Паханга, его история, люди и культура стали важными темами для литературы Паханга. В известном художественном произведении Исхака Хаджи Мухаммада «Путера Гунунг Тахан » (1938) в качестве места действия используется гора Тахан Кериса Маса , а действие «Римбы Харапан» происходит в Кампунг Кетари, Бентонг . Есть также стихи Сахмада Малайи, описывающие Джанда Байк , гору Тахан , Букит Тингги и озеро Чини . [ 40 ] Другой писатель, Закария Хитам, был выдающимся ученым, родившимся в Паханге, известным своей коллекцией устных традиций фольклора Паханга. Выдающийся малайский фольклор пахангского происхождения включает такие бардские сказки, как легенды о Валинонг Сари , Санг Келембая , Сери Гумум Драконе и Сери Паханге .
В 1957 году сообщество писателей Паханга основало Dewan Persuratan Melayu Pahang («Институт малайской литературы Паханга») в качестве платформы для продвижения нового поколения писателей и распространения литературных произведений Паханга среди малазийских масс. [ 41 ]
Народные песни
[ редактировать ]Народные песни Паханга относятся к сборнику песен неизвестного происхождения, возможно, существовавшему среди малайских общин Паханга с анимистической эпохи. Песни можно отнести к типу старинной устной литературы в поэтических формах, существующей в нескольких различных жанрах. Самая примечательная из них — сборник из 36 песен в танце индунг . Пение Indung начинается с песни Anak Indung и заканчивается песней Pulang Indung , в которой обе песни имеют одну и ту же мелодию, но разные тексты. [ 42 ] Еще одним важным жанром является набор лечебных песен в танце Саба , которые обычно исполняются бомохом (малайским шаманом) в честь выздоровления пациента. Поскольку Саба является частью традиционного лечения, в текстах есть много специальных терминов, используемых в шаманских заговорах. [ 43 ]
Существуют и другие жанры, среди них песни из традиционных танцев Майанг , Лимбунг и Луках , песни из представлений Дикир Ребана , Берда , Майн Путери и Угам , а также песни Додои (колыбельные), песни- рассказчики и игровые песни ( детские игровые песни). [ 44 ] [ 45 ]
Включены популярные народные песни Паханга; Валинонг Сари , Бурунг Кенек-Кенек , Пак Санг Багок , Лагу Зикир , Лагу Оранг Муда , Пак Сендаюнг , Анак Аям Турун Сепулу , Кунг-Кунг Най , Аванг Беланга , Кек Нонг или Даянг Кек Нонг , Каманг Ди Лаут , Датук Кеменян Тунггал , Куриное пение , Валида Сари , король Донан , молодой король , старая поэма , торговец , принцесса Бонгсу , король-принц , принцесса Майанг Менгурай , принцесса Седьмая , пчела Пуджук , Нок Кабунг ( Буай Кангконг ) и Тебанг Тебу . [ 46 ]
Исполнительское искусство
[ редактировать ]Из всего малайского исполнительского искусства многие из них локализованы в определенных регионах, а другие связаны с различными местными стилями. Ранние формы ритуального театра среди малайцев-пахангов включают Майн Путери , [ 47 ] Всегда [ 48 ] и многие формы выступлений угама . Существуют Угам Майанг , Угам Луках , Угам Кукур и Угам Серкап , все из которых связаны с трансом и служат средствами исцеления посредством общения между бомохом в трансе и невидимыми существами, которые считаются одной из основных причин болезней. Угам Майанг также широко известен в Теренггану и остальной части Малайзии как Улек Майанг . [ 49 ]
Одним из самых популярных танцевальных театров является Мак Йонг , который также проводится в Келантане и Теренггану и основан на мифологии восточного побережья. [ 50 ] В выступлениях принимают участие около десятка артистов в сопровождении ансамбля музыкантов, играющих на ребаба , гонгах и барабанах (гендан). Популярные танцевальные формы также включают Джогет Паханг (местный стиль Джогет ), [ 51 ] Запин Пекан и Запин Рауб (местные стили Запина ), [ 52 ] и Дикир Паханг или Дикир Ребана (модифицированная и секуляризованная форма зикра или религиозного пения, также исполняемая в Келантане как Дикир барат ). [ 53 ] Дикир Ребана , который далее делится на Дикир Маулуд и Дикир Берда , содержит множество песен, исполняемых группой из 5–7 человек, и исторически исполнялся при королевском дворе.
Исполнительское искусство Паханга также включает в себя некоторые местные танцевальные формы, такие как Лимбунг , Лаби-Лаби , Пеландук и Индунг . [ 54 ] Индунг исполняется с набором из 36 песен, которые традиционно исполняются женщинами во время работы на рисовом поле, особенно во время стрижки травы. К каждой песне прилагался определенный пантун . Это групповое пение в унисон, форма которого представляет собой чередование сольного певца и всей группы. не использовались музыкальные инструменты В пении Индунг . В песнях Индунга много колыбельных. С другой стороны, есть несколько песен, исполняемых с танцевальными движениями. [ 55 ]
Особая форма гамелана, заимствованная из яванской культуры во времена Империи Джохор , известная как малайский гамелан или гамелан Паханг , образует главное музыкальное ансамблевое наследие в штате и находится под покровительством королевского двора Паханга с 19 века. [ 56 ]
Кухня
[ редактировать ]Традиционная кухня Паханга имеет много общего с другими блюдами малайской кухни и включает в себя много морепродуктов . Из его рек и озер водится пресноводная рыба, такая как патин (серебряный сом ). Некоторые блюда используются совместно с другими малайскими группами, такими как Сингганг , Тембоса , Сатак и Лемпенг Ньюр, которые также часто встречаются в Келантане и Теренггану. [ 57 ] В то время как некоторые другие региональные блюда готовятся в стиле Паханг, например, Икан Бакар Петай и Лакса Паханг . Есть также популярные иностранные блюда, приготовленные в ярко выраженном стиле Паханга, такие как Муртабак Менгкасар и Пудинг Дираджа («Королевский пудинг»), оба можно найти в королевской столице Паханга, Пекане . [ 58 ]
Как и во многих других азиатских культурах, основным продуктом питания в кулинарной традиции Паханга является рис, который обычно подают с гулай или синганг , улам и самбал приправами . Популярными самбалами являются самбал хитам , самбал темпояк и самбал белакан . Одним из самых известных гуляев в Паханге, ставшим фирменным блюдом штата, является Гулай Темпояк Патин . Это традиционное блюдо состоит из сочной, нежной рыбы-патина, приготовленной в карри из темпояка (ферментированного дуриана ). [ 59 ] Другими известными Паханг гулай являются Гулай Патин Асам Ребус (блюдо, похожее на Гулай Темпояк Патин , но водянистый суп или подливка имеет немного кислый и острый вкус) и Гулай Асам Ронг (гулай с кислым и слегка горьковатым вкусом, приготовленный из обработанных плодов каучукового дерева). ). [ 60 ]
Другими популярными блюдами Паханга являются Наси Кебули , Опор Бекон и Пасери Ненас . [ 61 ] [ 62 ]
Известные люди
[ редактировать ]Известные люди из Паханга.
- Мухаммад Шах , первый султан старого султаната Паханг .
- Искандар Тани , тринадцатый султан Ачеха .
- Ахмад аль-Муадзам Шах , победитель гражданской войны в Паханге , основатель современного султаната Паханг.
- Дато Бахаман , дворянин Паханга и лидер восстания Паханга против Британской империи между 1891 и 1895 годами.
- Ток Гаджа , дворянин Паханга и лидер восстания Паханга против Британской империи между 1891 и 1895 годами.
- Мэт Килау , дворянин Паханга и лидер восстания Паханга против Британской империи между 1891 и 1895 годами.
- Контекст Камария Ахмад , Оранг Кая Маха Биджая Гомбак из султаната Селангор , внучка Панглимы Гаранга Ишака, военачальника Паханга во время Клангской войны .
- Исхак Хаджи Мухаммад , малазийский писатель и националист.
- Ибрагим Хдж Яакоб , малайский националист и основатель Кесатуан Мелайу Муда , первого национального политического истеблишмента в Британской Малайе .
- Абдул Разак Хусейн , дворянин Паханг (10-й Оранг Кая Индера Шахбандар ) и 2-й премьер-министр Малайзии .
- Керис Мас , малазийский писатель, первый национальный лауреат Малайзии.
- Газали Шафи , малазийский политик
- Хамза Абу Сама , бывший президент Азиатской футбольной конфедерации (1978–1994)
- Ахмад Шах , пятый современный Паханга и седьмой Ян ди-Пертуан Агонг Малайзии султан .
- Мохд Халил Яакоб , малазийский политик, шестой Ян ди-Пертуа Негери (губернатор) Малакки
- Сарима , малазийская актриса.
- Закри Абдул Хамид , малазийский учёный.
- Наджиб Разак , дворянин Паханг (11-й Оранг Кая Индера Шахбандар ) и 6-й премьер-министр Малайзии .
- Судирман Аршад , малазийский певец и автор песен.
- У-Вэй Саари , малазийский кинорежиссер.
- Абдулла , шестой современный султан Паханга , член Совета ФИФА и президент Азиатской федерации хоккея , а также 16-й Ян ди-Пертуан Агонг .
- Сити Нурхализа — малазийская певица, автор песен, продюсер, телеведущая и бизнесвумен.
- Амирул Хамизан Ибрагим — малазийский штангист.
- Фазура — малазийская актриса , певица, телеведущая и виджей .
- Лияна Джасмай , малазийская актриса и певица.
- Нурул Сьяфика Хашим , малазийский лучник, участвовал в летних Олимпийских играх 2012 года .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Население по полу, этническим группам и возрасту, Малайзия, 2010 г.» (PDF) . Отдел экономического планирования . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Коллинз 1989 , с. 248
- ^ Коллинз 1989 , стр. 253–254.
- ^ Бенджамин , с. 86
- ^ Линехан 1973 , с. 3
- ^ Бенджамин , с. 86
- ^ Бенджамин , с. 83
- ^ Линехан 1973 , с. 11
- ^ Фариш Нур 2011 , стр. 19–20
- ^ Гай 2014 , с. 29
- ^ Фариш А. Нур, 2011 , с. 17
- ^ Фариш А. Нур, 2011 , с. 18
- ^ Линехан 1973 , с. 8
- ^ Линехан 1973 , с. 7
- ^ Линехан 1973 , с. 2
- ^ Ахмад Сарджи Абдул Хамид 2011 , с. 83
- ^ Коллинз 1989 , стр. 253–254.
- ^ Коллинз 1989 , стр. 255.
- ^ Коллинз 1989 , стр. 258.
- ^ Линехан 1973 , стр. 89.
- ^ Тармизи Хасра, Рахим Аман и Шахиди АХ 2010 , стр. 328
- ^ Бенджамин , с. 83
- ^ Фариш Нур 2011 , стр. 15–16
- ^ Гай 2014 , с. 29
- ^ Бенджамин , с. 85
- ^ Андайя и Андайя 1984 , с. 50
- ^ Коллинз 1989 , стр. 253–254.
- ^ Линехан 1973 , с. 7
- ^ Наслаждения Паханга 2005 , с. Традиционные малайские костюмы Паханг
- ^ Наслаждения Паханга 2005 , с. Традиционные малайские костюмы Паханг
- ^ Наслаждения Паханга 2005 , с. Традиционные малайские костюмы Паханг
- ^ Мазна Мохаммад 2000 , с. 19
- ^ Наслаждения Паханга 2005 , с. Королевское ткачество Паханга
- ^ Наслаждения Паханга 2005 , с. Паханг Батик
- ^ Норазит Селат 2000 , с. 28
- ^ Наслаждения Паханга 2005 , с. Техники самообороны малайского силата
- ^ Наслаждения Паханга 2005 , с. Техники самообороны малайского силата
- ^ Наслаждения Паханга 2005 , с. Техники самообороны малайского силата
- ^ Сайед Ахмад Сайед Абдулла 2001 , с. 1
- ^ Норазит Селат 2000 , стр. 14–22
- ^ Сайед Ахмад Сайед Абдулла 2001 , стр. 1–4
- ^ Чан 1998 , с. 103
- ^ Чан 1998 , с. 103
- ^ Чан 1998 , стр. 103–104.
- ^ Арипин Саид 1997 , стр. 14–18
- ^ Арипин Саид 1997 , стр. 18
- ^ Норазит Селат 2000 , с. 28
- ^ Чан 1998 , с. 103
- ^ Арипин Саид 1997 , стр. 34–35
- ^ Норазит Селат 2000 , с. 5
- ^ Норазит Селат 2000 , с. 4
- ^ Норазит Селат 2000 , с. 31
- ^ Чан 1998 , с. 103
- ^ Норазит Селат 2000 , стр. 28–30
- ^ Чан 1998 , с. 103
- ^ Норазит Селат 2000 , стр. 24–25
- ^ Худ Саллех 2011 , с. 15
- ^ Хор 2016.
- ^ Хор 2016.
- ^ Хор 2016.
- ^ Хор 2016.
- ^ Наслаждения Паханга 2005 , с. Традиционная еда и блюда Паханга
Библиография
[ редактировать ]- Ахмад Сарджи Абдул Хамид (2011), Энциклопедия Малайзии , том. 16 – Правители Малайзии, издания Дидье Милле, ISBN 978-981-3018-54-9
- Андайя, Барбара Уотсон; Андайя, Леонард Юзон (1984), История Малайзии , Лондон: Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 978-0-312-38121-9
- Арипин Саид (1997), Народные песни Паханга , Министерство культуры, искусства и туризма, ISBN 967-903-014-8
- Бенджамин, Джеффри, «Проблемы этноистории Паханга» , Ник Хасан Шухайми Бин Ник Абдул Рахман и др. (редакторы), Археологическое развитие туризма штата Паханг, Город: Музей Паханга , Управление государственного музея Паханга (Управление музея Паханга)
- Чан, Чеонг Джан (1998), «Малайские традиционные народные песни в UIu Tembeling: их потенциал для всестороннего изучения» (PDF) , Pertanika Journal of Social Sciences & Humanities (JSSH) , 6 , ISSN 0128-7702 , заархивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2016 г. , получено 8 сентября 2016 г.
- Коллинз, Джеймс Томас (1989). «Исследование малайского диалекта в Малайзии: проблема перспективы» (PDF) . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 145 (2): 235–264. дои : 10.1163/22134379-90003253 . JSTOR 27864031 .
- Фариш Нур (2011), От Индерапура до Дарула Макмура, Деконструктивная история Паханга , Silverfish Books, ISBN 978-983-3221-30-1
- Гай, Джон (2014), Затерянные королевства: индуистско-буддийская скульптура ранней Юго-Восточной Азии , Метрополитен-музей, ISBN 978-0300-204-37-7
- Худ Саллех (2011), Энциклопедия Малайзии , том. 12 - Народы и традиции, издания Дидье Милле, ISBN 978-981-3018-53-2
- Хор, Саманта (2016), 10 блюд паханга, которые стоит попробовать, прежде чем умереть
- Линехан, Уильям (1973), История Паханга , Малайзийское отделение Королевского азиатского общества, Куала-Лумпур, ISBN 978-0710-101-37-2
- Мазна Мохаммад (2000), Малайские ткачи-ткачи: исследование подъема и упадка традиционного производства , Институт исследований Юго-Восточной Азии, ISBN 978-9813-016-99-6
- Норазит Селат (2000), Паханг: история и культура , Управление государственного музея Паханга (Управление музея Паханга)
- Наслаждения Паханга (2005), Наслаждения Паханга
- Сайед Ахмад Сайед Абдулла (2001), «DPMP: контейнер борьбы писателей Паханга» , Литературный семинар Паханга: отслеживание наследия Паханга
- Тармизи Хасра; Безопасная матка; Шахиди А.Х. (2010), «Варианты диалекта Паханг: расхождения на основе речной системы» (PDF) , Jurnal Melayu , 5 : 315–332, заархивировано из оригинала (PDF) 29 ноября 2014 г. , получено 9 ноября 2016 г. -07