Хоабиньян
Часть серии о |
Доисторические и древние культуры Вьетнама |
---|
Палеолит |
Культура Шон Ви (20 000–12 000 до н. э.) |
Мезолит |
Хоабиньян (12 000–10 000 до н.э.) |
неолит |
|
Бронзовый век |
|
Железный век |
|
Хоабинь ок — каменный технокомплекс археологических памятников, связанных с комплексами Юго-Восточной Азии от позднего плейстоцена до голоцена, датируемый . 10 000–2000 гг. до н. э. [1] Это приписывается обществам охотников-собирателей региона, технологическая изменчивость которых с течением времени плохо изучена. [2] было обнаружено каменное убежище В 2016 году в провинции Юньнань , Китай, в 40 км от границы с Мьянмой , где были обнаружены артефакты, принадлежащие Хоабиньскому технокомплексу, датируемые 41 500 годом до нашей эры. [3]
Баксонский период часто рассматривается как разновидность хобинской индустрии, характеризующейся более высокой частотой артефактов из булыжника с краями по сравнению с более ранними хобинианскими артефактами, датируемыми ок . 8000–4000 гг. до н.э. [4] [5]
Определение
[ редактировать ]Термин «культура Хоа Бинь» ( вьетнамский : Văn hóa Hòa Bình , во французской культуре Хоа Бинь ) был впервые использован французскими археологами, работавшими в Северном Вьетнаме, для описания периода голоцена археологических комплексов , раскопанных в скальных убежищах. Родственное английское прилагательное Hoabinhian (французский hoabianien ) стало распространенным термином в англоязычной литературе для описания каменных артефактов скоплений на материковой части Юго-Восточной Азии содержащих отколовшиеся булыжники , . [6] Первоначально этот термин использовался для обозначения конкретной этнической группы, ограниченной ограниченным периодом времени, с характерным натуральным хозяйством и технологиями . В более поздних работах (например, Shoocongdej 2000) этот термин используется для обозначения артефактов и ансамблей с определенными формальными характеристиками. [7]
История
[ редактировать ]В 1927 году Мадлен Колани опубликовала некоторые подробности своих девяти раскопок в северной вьетнамской провинции Хоа Бинь . В результате ее работы Первый Конгресс доисториков Дальнего Востока в 1932 году согласился определить Хоабинь как:
культура, состоящая из орудий, которые в целом покрыты несколько различными типами примитивного мастерства. Для него характерны орудия, часто обрабатываемые только с одной стороны, молотки, орудия подтреугольного сечения, диски, короткие топоры и миндалевидные артефакты, а также значительное количество костяных орудий (Мэттьюз, 1966).
Несмотря на общие термины определения, Хоабиньиан Колани представляет собой сложную типологию , о чем свидетельствуют 82 артефакта из Сан-Донга, которые Колани классифицировал на 28 типов (Мэттьюз 1966). Первоначальная типология настолько сложна, что большинство стоянок Хоабини идентифицируются просто по наличию суматралитов (White & Gorman 1979). Хронология хоабиньских артефактов была принята как голоценовая из-за существующей фауны, обнаруженной в комплексах, и отсутствия вымершей фауны Колани и других, работавших до появления методов радиоуглеродного датирования в 1950-х годах.
Проблемы с типологией Колани были выявлены Мэтьюзом (1964), который проанализировал метрические и технологические характеристики односторонних отслоенных булыжников с уровней Хоабиния в скальном приюте Сай Йок, провинция Канчанабури , западно-центральный Таиланд . Его цель состояла в том, чтобы определить, можно ли определить типы артефактов Хоабини, описанные Колани, как кластеры постоянно повторяющихся атрибутов, таких как длина, ширина, толщина, масса, соотношение длины и ширины, а также коры количество и распределение . Мэтьюз обнаружил, что хобинианские типы не существовали, а вместо этого хобинианские артефакты отражают непрерывный диапазон форм и размеров.
После своих археологических раскопок и исследований в провинции Мае Хонг Сон на северо-западе Таиланда Честер Горман (1970) предложил более подробное определение следующим образом.
- Традиция односторонних орудийных орудий, изготовленных в основном из водных округлых камешков и крупных хлопьев, отслоившихся от этих камешков.
- Основные орудия (« Суматралиты »), изготовленные путем полного отслаивания с одной стороны гальки, и шлифовальные камни, также изготовленные из округлой гальки, обычно в сочетании с оксидом железа.
- Высокая доля использованных хлопьев (определяется по характеристикам повреждения краев)
- Довольно похожие скопления пищевых остатков, включая останки современных моллюсков, рыб и млекопитающих малого и среднего размера.
- Культурная и экологическая ориентация на использование каменных укрытий, обычно встречающаяся вблизи пресноводных ручьев в горной карстовой топографии (хотя хоабиньские кучи ракушек действительно указывают по крайней мере на еще одну экологическую ориентацию)
- с шлифовкой кромок и кордовой маркировкой Керамика , встречающаяся по отдельности или вместе в верхних слоях хоабиньских отложений.
Работа Гормана включала ряд радиоуглеродных датировок, которые подтвердили голоценовый возраст Хоабиния. Даты Гормана по углероду-14 помещают уровни Хоабини в Пещере Духов (Таиланд) между 12 000 и 8 000 лет назад. На этих уровнях также производилась керамика с маркировкой шнуром . [8] Этот термин был пересмотрен в 1994 году археологами, присутствовавшими на конференции в Ханое . На этой конференции вьетнамские археологи представили свидетельства существования хоабиньских артефактов, датируемых 17 000 лет назад. Было проведено голосование, на котором было решено, что [9]
- Понятие Хобиниана должно быть сохранено.
- Лучшей концепцией «Хоабиньяна» была индустрия, а не культура или технокомплекс.
- Хронология развития индустрии Хоабини - от «позднего плейстоцена до раннего-среднего голоцена».
- Термин «Суматралит» следует сохранить.
- Хоабиньскую промышленность следует называть «булыжной», а не «галечной» инструментальной промышленностью.
- Хоабиньский период не следует называть феноменом « мезолита ».
Дохоабиньская технология
[ редактировать ]Ха Ван Тон изложил в своей статье свое определение каменной технологии, существовавшей до Хоабина. Он обнаружил примитивные отщепы в стратиграфии под хоабинскими галечными орудиями на нескольких участках Юго-Восточной Азии, что побудило его назвать технологию отщепов Нгуомианом — в честь большого скопления отщепов, найденного в каменном укрытии Нгом в провинции Тхай Нгуен , Вьетнам. [10] Хоабининская технология также считается продолжением сонвианской технологии. [10]
Географическое распространение
[ редактировать ]Поскольку этот термин впервые был использован для описания комплексов из памятников во Вьетнаме, многие памятники на материковой и островной Юго-Восточной Азии были описаны как имеющие хобинианские компоненты. Очевидная концентрация более 120 стоянок Хоабинь во Вьетнаме отражает интенсивную исследовательскую деятельность в этой области, а не расположение центра доисторической деятельности Хоабинь.
Самый старый комплекс Хоабинь был обнаружен в Сяодуне, большом каменном убежище в Юньнани , Китай, в 40 километрах (25 милях) от бирманской границы. Это единственная стоянка Хоабинь, обнаруженная в Китае. [11]
Археологические памятники в Теренггану , Суматре , Таиланде, Лаосе , Мьянме и Камбодже были идентифицированы как хоабиньский период, хотя качество и количество описаний различаются, и относительное значение хоабиньского компонента на этих памятниках может быть трудно определить.
Недавние археологические исследования показывают, что на различия в артефактах Хоабинья в разных регионах во многом влияют местная, специфичная для региона близость к ресурсам и изменения условий окружающей среды. [12]
Некоторые археологи утверждают, что за пределами этой основной территории существуют отдельные запасы каменных артефактов с элементами Хоабиньи в Непале , Южном Китае , Тайване и Австралии (Moser 2001).
Хоабинь и одомашнивание растений
[ редактировать ]Горман (1971) утверждал, что в Пещере Духов находились останки Prunus ( миндаль ), Terminalia , Areca ( бетель ), Vicia ( бобы ) или Phaseolus , Pisum ( горох ) или Raphia lagenaria ( бутылочная тыква ), Trapa ( водяная тыква ), Piper ( перец ), Мадука ( мускатный орех ), Канариум , Алевриты ( свечной орех ) и Кукумис ( тип огурца ) в слоях, датируемых ок. 9800-8500 л.н. Ни один из восстановленных экземпляров не отличался от своего дикого фенотипа . Он предположил, что их, возможно, использовали в качестве продуктов питания, приправ , стимуляторов , для освещения и что, в частности, бобовые растения «указывают на очень раннее использование одомашненных растений» (Горман 1969:672). Позже он написал (1971:311), что «еще предстоит установить, являются ли они определенно ранними культигенами (см. Йен № 12). Что важно и что мы можем сказать определенно, так это то, что останки указывают на ранние, весьма изощренное использование определенных видов, которые до сих пор имеют культурное значение в Юго-Восточной Азии».
В 1972 году WG Solheim , как директор проекта, в котором участвовала Spirit Cave, опубликовал в журнале Scientific American статью , в которой обсуждались находки из Spirit Cave. Хотя Сольхейм отметил, что образцы могут быть «просто дикими видами, собранными в окружающей сельской местности», он заявил, что жители Пещеры Духов обладали «передовыми познаниями в садоводстве ». диаграмма Сольхейма Хронологическая предполагает, что «зарождающееся земледелие » началось примерно в 20 000 году до нашей эры в Юго-Восточной Азии. Он также предполагает, что керамическая технология была изобретена в 13000 году до нашей эры, хотя в Пещере Духов керамика появилась только после 6800 года до нашей эры.
Хотя Сольхейм заключает, что его реконструкция является «в значительной степени гипотетической », его преувеличение результатов раскопок Гормана привело к завышенным утверждениям о хобинхском сельском хозяйстве. Эти утверждения умаляют значение Пещеры Духов как места с хорошо сохранившимися свидетельствами существования человека и палеоэкологических условий во время Хоабинь.
Viet (2004), однако, фокусируется главным образом на жителях Хоабинь во Вьетнаме. В рамках его обширных исследований этой области Да Бут представляет собой место, над которым он работал, датируемое примерно пятым-шестым тысячелетием до нашей эры и концом третьего тысячелетия до нашей эры. На этом сайте Вьет заметил, что в основном хоабиньцы уделяют особое внимание горным моллюскам, орехам и фруктам. Интересно, что на сайте даже показаны новые виды моллюсков, которые они потребляли: пока еще безымянный вид пресноводных моллюсков Corbicula spp ; Известно, что виды обитают в болотистых местностях и озерах.
Общие источники пищи хоабиньцев были собраны в следующих условиях окружающей среды:
- Известняковые скальные горы (доставляющие наземных улиток и некоторых мелких млекопитающих)
- Горные источники воды, такие как ручьи, небольшие реки, болота и озера (обеспечивающие улиток и рыбу)
- Земляные поверхности долины (орехи, фрукты, грибы, овощи, дикие злаки и дикие млекопитающие) [13]
Технология хобинианских каменных артефактов
[ редактировать ]Экспериментальная совокупность Хоабини была создана и проанализирована Марвиком (2008), который определил переменные и методы, которые являются наиболее полезными при анализе совокупностей Хоабини. В частности, он выступал за использование нового метода, основанного на определении местоположения чешуйки в дорсальной коре головного мозга. В частности, этот метод оказался особенно полезным для определения интенсивности сокращения и может оказаться полезным для ответа на более широкие археологические вопросы, касающиеся существования, географического распространения и одомашнивания. [14] На основе собственного исследования Марвика [14] и Шуконгдея (2000, 2006) поведенческие экологические модели применялись для изучения поведения человека с помощью каменных комплексов, обнаруженных в каменных убежищах Там Лод и Бан Рай. Теоретически высокая частота предварительной обработки должна отражать стратегию логистической мобильности. Однако в Там Лоде наблюдалась высокая частота предварительной обработки (CPM), но стратегия жилой мобильности (ODM) и низкая интенсивность занятости (PCM): мы можем видеть внутренний конфликт между моделями. Для объяснения этого противоречивого результата предлагается модель множественных оптимумов. Модель множественных оптимумов допускает более одного оптимального сценария и подходит для объяснения каменных технологий, требующих больших затрат времени (т. е. предварительной обработки каменных материалов), и большего количества стратегий жилой мобильности одновременно. [15]
Генетические связи с древними и современными популяциями Восточной и Юго-Восточной Азии.
[ редактировать ]По состоянию на 2022 год [update]только два древних образца ДНК были извлечены из людей, раскопанных в контексте Хоабинь: один образец из Фа Фаена в провинции Болихамсай , Лаос (7888 ± 40 лет назад). [17] и один из Гуа Ча в Улу Келантане , Малайзия (4319 ± 64 лет назад). Хотя верхнепалеолитическое происхождение этой хоабиньской родословной, представленной этими двумя образцами, неизвестно, хобинианская родословная связана с основным «восточноазиатским» компонентом предков, обнаруженным у большинства современных аборигенов Восточной и Юго-Восточной Азии, хотя и сильно отличается от него. [18] [19] Среди современных популяций андаманские онге и джарава , а также семанги (также известные как «малайзийские негрито ») и маник во внутренней части Малайского полуострова генетически наиболее близки к отобранным древним хоабиньским особям. [18] [20]
Появление эпохи неолита в Юго-Восточной Азии сопровождалось перемещением населения, вызванным миграциями из южного Китая. Неолитические образцы материковой части Юго-Восточной Азии преимущественно имеют восточноазиатское происхождение, связанное с древним населением южного Китая , но многие из этих образцов также в меньшей степени демонстрируют примесь с родословной, связанной с Хоабиньским периодом. В современных популяциях эта смесь восточноазиатских и хоабиньских предков наиболее тесно связана с австроазиатскоязычными группами . [18] и также может быть воспроизведено в моделях, в которых образцы Онге взяты в качестве показателя происхождения Хоабинь. [21]
По данным Макколла и др. al (2018), хоабинийцы с материка имеют общее происхождение с современными андаманцами Онге , малазийцами Джехаем и древними японцами Икавазу Дзёмон . [22] Мацумура и др. al (2019) заявил, что хоабинцы обладали « австро-папуасскими » фенотипами, которые включали «долихоцефальный череп, большие скуловые кости, заметно выступающие надбровные дуги и надбровные дуги, вогнутые носовые корни, а также низкие и широкие лица». Эти фенотипы аналогичным образом были присущи донеолитическим южнокитайским народам и народам Дзёмон. [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоабиньский период — каменный технокомплекс от позднего плейстоцена до голоцена, обнаруженный на материковой и островной Юго-Восточной Азии. ( Зейтун и др. 2019 : 143)
- ^ Хоабиньский период — распространенный каменный комплекс, встречающийся по всей Юго-Восточной Азии. Обычно его приписывают обществам охотников-собирателей, населявшим этот регион (Higham, 2013), но об этих обществах мало что известно с точки зрения их технологической изменчивости с течением времени. ( Зейтун и др. 2019 :151)
- ^ Цзи, Сюэпин; Куман, Кэтлин; Кларк, Р.Дж.; Форестье, Юбер; Ли, Инхуа; Ма, Хуан; Цю, Кайвэй; Ли, Хао; Ву, Юн (2 мая 2016 г.). «Старейший хоабиньский технокомплекс в Азии (43,5 тыс. лет назад) в каменном убежище Сяодун, провинция Юньнань, юго-западный Китай». Четвертичный интернационал . 400 : 166–174. дои : 10.1016/j.quaint.2015.09.080 .
- ^ Беллвуд, Питер (2007). Предыстория Индо-Малайзийского архипелага . АНУ Э Пресс. стр. 100-1 161–167. ISBN 978-1-921313-12-7 .
- ^ Кипфер, Барбара Энн (2000). «Баксониан» . Энциклопедический словарь археологии . Спрингер. п. 50. ISBN 978-0-306-46158-3 .
- ^ Кипфер, Барбара Энн (2000). «Хоабиньян» . Энциклопедический словарь археологии . Спрингер. п. 238. ИСБН 978-0-306-46158-3 .
- ^ Марвик, Бен (2018). «Хоабинь Юго-Восточной Азии и его связь с региональными каменными технологиями плейстоцена» . В Робинсоне, Эрик; Селлет, Фредерик (ред.). Каменная технологическая организация и палеоэкологические изменения . Исследования в области экологии человека и адаптации. Том. 9. Спрингер. стр. 63–78. дои : 10.1007/978-3-319-64407-3 . ISBN 978-3-319-64407-3 .
- ^ Кому нужно прошлое?: Коренные ценности и археология Роберта Лейтона, стр. 154
- ^ «ХОАБИНХЯН 60 ЛЕТ ПОСЛЕ МАДЕЛИН КОЛАНИ: ЮБИЛЕЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. ХАНОЙ, 28 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА - 3 ЯНВАРЯ 1994 ГОДА» . Архивировано из оригинала 26 октября 2009 года.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Тан Х. (1997) Хоабиньян и раньше. Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории (Документы Чиангмая, том 3) 16: 35-41
- ^ Сюэпин Цзи; Кэтлин Куман; Р. Дж. Кларк; Юбер Форестье; Инхуа Ли; Хуан Ма; Кайвэй Цю; Хао Ли; Юн Ву (декабрь 2015 г.). «Старейший хоабиньский технокомплекс в Азии (43,5 тыс. лет назад) в каменном укрытии Сяодун, провинция Юньнань, юго-западный Китай» . Четвертичный интернационал . 400 : 166–174. дои : 10.1016/j.quaint.2015.09.080 .
- ^ Марвик, Б. (2013). «Множественные Оптимы в палеоэкономике и палеоэкологии хобинских чешуйчатых каменных артефактов на двух археологических памятниках на северо-западе Таиланда» . Журнал антропологической археологии . 32 (4): 553–564. дои : 10.1016/j.jaa.2013.08.004 .
- ^ Вьет, Нгуен. Хоабиньская продовольственная стратегия во Вьетнаме . стр. 14–15.
- ^ Перейти обратно: а б Марвик, Бен (2008). «Какие атрибуты важны для измерения интенсивности сокращения комплекса? Результаты экспериментального комплекса каменных артефактов, имеющих отношение к Хоабинию материковой части Юго-Восточной Азии». Журнал археологической науки . 35 (5): 1189–1200. дои : 10.1016/j.jas.2007.08.007 .
- ^ Марвик, Бен (2013). «Множественные Оптимы в палеоэкономике и палеоэкологии хобинских чешуйчатых каменных артефактов на двух археологических памятниках на северо-западе Таиланда» . Журнал антропологической археологии . 32 (4): 553–564. дои : 10.1016/j.jaa.2013.08.004 .
- ^ Ян, Мелинда А. (6 января 2022 г.). «Генетическая история миграции, диверсификации и примеси в Азии» . Популяционная генетика и геномика человека . 2 (1): 1–32. дои : 10.47248/hpgg2202010001 . ISSN 2770-5005 .
- ^ Макколл, Хью; Кластер, Фердинанд; Виннер, Лассе; Деметра, Фабрис; Гакухари, Такаши; Морено-Майар, Дж. Виктор; ван Дрим, Джордж (6 июля 2018 г.). «Доисторическое население Юго-Восточной Азии» Наука 361 (6397). Американская ассоциация развития науки (AAAS): 88–92. дои : 10.1126/science.aat3628 . hdl : 10072/383365 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 29976827 . S2CID 206667111 .
- ^ Перейти обратно: а б с Макколл, Хью; Расимо, Фернандо; Виннер, Лассе; Деметра, Фабрис; Гакухари, Такаши; и др. (2018). «Доисторическое заселение Юго-Восточной Азии». Наука . 361 (6397). Американская ассоциация развития науки (AAAS): 88–92. Бибкод : 2018Sci...361...88M . дои : 10.1126/science.aat3628 . hdl : 10072/383365 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 29976827 . S2CID 206667111 .
- ^ Ян, Мелинда А. (6 января 2022 г.). «Генетическая история миграции, диверсификации и примеси в Азии» . Популяционная генетика и геномика человека . 2 (1): 1–32. дои : 10.47248/hpgg2202010001 .
- ^ Гёлльнер, Тобиас; Ларена, Максимилиан; Кутанан, Вибху; Лукас, Хельмут; Фидер, Мартин; Шашль, Гельмут (2022). «Раскрытие генетической истории маника, первичного общества охотников-собирателей» . Геномная биология и эволюция . 14 (4). дои : 10.1093/gbe/evac021 . ПМЦ 9005329 . ПМИД 35143674 .
- ^ Лю Д., Дуонг Н.Т., Тон Н.Д., Ван Фонг Н., Пакендорф Б., Ван Хай Н., Стоункинг М. (апрель 2020 г.). «Обширное этнолингвистическое разнообразие во Вьетнаме отражает множество источников генетического разнообразия» . Молекулярная биология и эволюция . 37 (9): 2503–2519. дои : 10.1093/molbev/msa099 . ПМЦ 7475039 . ПМИД 32344428 .
- ^ Макколл, Хью; Расимо, Фернандо; Виннер, Лассе; Деметра, Фабрис (2018). «Доисторическое заселение Юго-Восточной Азии» . Наука . 361 (6397): 88–92 – через Science.
- ^ Мацумура, Х.; Хунг, ХК; Хайэм, К.; Чжан, К.; Ямагата, М.; Нгуен, LC; Ли, З.; Фан, XC; Симанджунтак, Т.; Октавиана, А.А.; Он, JN; Чен, CY; Пан, СК; Он, Г.; Сан, врач общей практики; Хуанг, WJ; Ли, XW; Вэй, ХТ; Дометт, К.; Халкроу, С.; Нгуен, К.Д.; Трин, Х.Х.; Буй, Швейцария; Нгуен, Коннектикут; Райнеке, А. (2019). «Краниометрия раскрывает «два слоя» доисторического расселения человека в Восточной Евразии» . Научные отчеты . 9 (1): 1451. Бибкод : 2019НатСР...9.1451М . дои : 10.1038/s41598-018-35426-z . ISSN 2045-2322 . ПМК 6363732 . ПМИД 30723215 .
Источники
[ редактировать ]- Зейтун, Валери; Бурдон, Эммануэль; Лацачак, Кео Удоне; Пьере, Ален; Сингтонг, Соммей; Бейлс, Генри; Форестье, Юбер (1 января 2019 г.). «Обнаружение новой стоянки Хоабиньян под открытым небом в провинции Луангпхабанг (Лаосская НДР). Датировка и технологическое исследование каменного комплекса» (PDF) . Comptes Рендус Палевол . 18 (1): 142–157. дои : 10.1016/j.crpv.2018.05.003 . ISSN 1631-0683 . S2CID 134942438 .
Литература
[ редактировать ]- Колани М. (1927) Каменный век в провинции Хоа Бинь. Воспоминания геологической службы Индокитая 13
- Фланнери, К.В. (1973) Истоки сельского хозяйства. Ежегодный обзор антропологии 2 : 271–310.
- Форестье Х., Зейтун В., Винаялай С. и Метайс С. (2013 г.). Площадка под открытым небом Хуай Хин (Северо-Западный Таиланд): Хронологические перспективы Хоабиньи. Комптес Рендус Палевол 12(1)
- Горман К. (1969) Хоабиньян: Комплекс орудий из гальки с ранними растительными ассоциациями в Юго-Восточной Азии. Наука 163 : 671-3
- Горман К. (1970) Раскопки в Пещере Духов, Северный Таиланд: Некоторые промежуточные интерпретации. Азиатские перспективы 13 : 79-107
- Горман К. (1971) Хоабиньский период и после: Образ жизни в Юго-Восточной Азии в позднем плейстоцене и раннем недавнем периоде. Мировая археология 2 : 300–20
- Мэтьюз Дж.М. (1964) Хоабинь в Юго-Восточной Азии и других местах. Кандидатская диссертация. Австралийский национальный университет, Канберра
- Мэтьюз Дж.М. (1966) Обзор «хоабинианцев» в Индокитае. Азиатские перспективы 9 : 86-95
- Марвик, Б. (2008) Какие атрибуты важны для измерения интенсивности сокращения сборки? Результаты экспериментального комплекса каменных артефактов, относящихся к хоабиньскому веку материковой Юго-Восточной Азии. Журнал археологической науки 35 (5): 1189-1200.
- Марвик, Б. и М.К. Гаган (2011)Изменчивость муссонов в позднем плейстоцене на северо-западе Таиланда: последовательность изотопов кислорода двустворчатого моллюска Margaritanopsis laosensis, раскопанного в провинции Мае Хонг Сон. Четвертичные научные обзоры 30 (21-22): 3088-3098
- Мозер, Дж. (2001) Хоабиньян: География и хронология технокомплекса каменного века в Юго-Восточной Азии, Кельн, Lindensoft.
- Пукаджорн С. (1988) Археологические исследования хоабиньской культуры или технокомплекса и их сравнение с этноархеологией Пхи Тонг Луанг, группы охотников-собирателей Таиланда. Тюбинген: Verlag Archaeologica Venatoria: Institut Fur Urgeschichte der Universitat Tübingen.
- Шуконгдей Р. (2000) Организация мобильности собирателей в сезонных тропических условиях Западного Таиланда. Мировая археология 32 : 14–40.
- Солхейм, WG (1972) Ранняя сельскохозяйственная революция. Научный Американ 226 : 34–41 .
- Ван Тан Х. (1994) Хоабинь в Юго-Восточной Азии: культура, культуры или технокомплекс? Вьетнамские социальные науки 5 : 3-8
- Ван Тан Х. (1997) Хоабиньян и раньше. Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории (Документы Чиангмая, том 3) 16 : 35-41
- Уайт Дж.К., Горман К. (2004) Закономерности в «аморфных» индустриях: Хоабиньский период сквозь последовательность каменной редукции. И. Н. Пас, В. (редактор) Археология Юго-Восточной Азии: Вильгельм Г. Сольхейм II Festschrift University of the Philippines Press, Кесон-Сити. стр. 411–441.
- Уайт Дж.К., Пенни Д., Килхофер Л. и Мэлони Б. 2004. Изменения растительности от позднего плейстоцена до голоцена в трех районах Таиланда, имеющих археологическое значение. Четвертичный интернационал 113(1)
- Зейтун, В., Форестье, Х., Пьере, А., Чимсисурай, К., Лорванкхам, М., Латтаньот, А., ... и Норкхамсомфу, С. (2012). Многотысячелетняя оккупация на северо-западе Лаоса: предварительные результаты раскопок скального убежища Нгебхинь Муксе. Comptes Rendus Palevol, 11 (4), 305–313.