Чамс
ꨂꨣꩃ ꨌꩌꨛꨩ Кампа люди | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 822 648 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Камбоджа | 600,000 [1] |
Вьетнам | 178,948 [2] |
Малайзия | 25,000 [3] |
Китай | 10,000 [4] |
Таиланд | 4,000 |
Соединенные Штаты | 3,000 |
Франция | 1,000 |
Лаос | 700 [5] |
Языки | |
Чам , Цат , Харой , вьетнамцы , кхмеры | |
Религия | |
Преимущественно суннитский ислам (Камбоджа, Малайзия, Таиланд, южный Вьетнам и Хайнань, Китай) Меньшинства Кан Имам Сан , Бани Ислам и индуизм (центральный Вьетнам) [6] | |
Родственные этнические группы | |
Уцулы и другие австронезийские народы (особенно Джарай , Раде , Ачехезе ) |
Чамсы , ( Cham : ꨌꩌ, Čaṃ ), или люди Чампа ( Cham : ꨂꨣꩃ ꨌꩌꨛꨩ Urang Campa ); [7] Вьетнамский : Нгои Чам или Нгои Чам ; Кхмеры : ជនជាតិចាម , Chônchéatĕ Cham ) — австронезийская этническая группа в Юго-Восточной Азии , а также коренной народ центрального Вьетнама . Они являются коренными жителями прибрежных районов Вьетнама и Камбоджи, вдоль Южно-Китайского моря, еще до прихода камбоджийцев и вьетнамцев, во время расширения Кхмерской империи (802–1431 гг. н.э.) и вьетнамского завоевания Чампы (11-й век н.э.). – XIX век н.э.). [8] [9]
Во II веке нашей эры чамы основали Чампу , совокупность независимых индуистско-буддийских княжеств на территории современного центрального и южного Вьетнама . К 17 веку н.э. Чампа стал исламским султанатом. [10] Сегодня народ чам в основном мусульманин , причем меньшинство исповедует индуизм . Оба составляют коренное мусульманское и индуистское население как в Камбодже, так и во Вьетнаме. [11] Несмотря на свою приверженность исламу, народ чам по-прежнему сохраняет свою исконную практику матриархата в семье и наследовании. [12]
Народ чам говорит на чамском и цатском языке (на последнем говорит уцул , подгруппа чамов на китайском острове Хайнань ), двух чамских языках из малайско-полинезийской ветви австронезийской семьи . [13] Народ чам был одной из нескольких этнических групп, которые в первую очередь подверглись мишени красных кхмеров кампании этнических чисток во время геноцида в Камбодже (1975–1979). [14]
История
этого раздела Фактическая точность оспаривается . ( февраль 2022 г. ) |
Надолго, [ указать ] Исследователи полагали, что чамы прибыли морем в первом тысячелетии до нашей эры с Суматры , Борнео и Малайского полуострова , в конечном итоге поселившись в центральном современном Вьетнаме . [15]
Таким образом, первоначальные чамы являются вероятными наследниками австронезийских мореплавателей с Тайваня и Борнео , чья основная деятельность — торговля, транспорт и, возможно, также пиратство. [ нужна ссылка ] Австронезийские чамские народы, возможно, мигрировали в современный Центральный Вьетнам примерно от 3 до 2,5 тысяч лет назад (от 1000 до 500 лет до нашей эры). Сформировав талассократию, оставив следы в письменных источниках, они заняли порты в начале важных торговых путей, связывающих Индию , Китай и индонезийские острова. Историки теперь больше не спорят о связи культуры Са Хуинь (1000 г. до н.э. – 200 г. н.э.) с предками народа чам и других чамскоязычных групп. [ нужна ссылка ]
Модели и хронология миграции остаются дискуссионными, и предполагается, что народ чам, единственная австронезийская этническая группа, происходящая из Южной Азии, позже прибыл на полуостров Юго-Восточной Азии через Борнео . [16] [17] Материковая часть Юго-Восточной Азии была заселена на сухопутных маршрутах членами австроазиатской языковой семьи , такими как народы мон и кхмеры, около 5000 лет назад. Чамы были опытными австронезийскими мореплавателями, которые на протяжении веков населяли и вскоре доминировали в морской Юго-Восточной Азии . [18] Самые ранние известные записи о присутствии чамов в Индокитае относятся ко второму веку нашей эры. Населенные пункты располагались в устьях рек вдоль побережья. Поскольку они контролировали импортно-экспортную торговлю континентальной Юго-Восточной Азии, у них была процветающая морская экономика. [19] [20] [21]
Фольклор чамов включает миф о сотворении мира , в котором основательницей народа чам была некая леди По Нагар . Согласно мифологии чамов, леди По Нагар родилась из морской пены и облаков на небе. [22] Однако во вьетнамской мифологии, которая приняла богиню после захвата королевства Чампа, ее зовут Тьен Йа На , и вместо этого она происходила из скромного крестьянского дома где-то в горах Дайан, провинция Кханьхоа . Духи помогали ей, когда она путешествовала в Китай на плавучем бревне из сандалового дерева, где она вышла замуж за знатного человека и родила двоих детей. В конце концов она вернулась в Чампу, «сделала много добрых дел, помогая больным и бедным», и «в ее честь был построен храм». [23] [24]
Ранняя история
Как и бесчисленное множество других политических образований Юго-Восточной Азии, княжества Чампа подверглись процессу индианизации с начала нашей эры в результате многовекового социально-экономического взаимодействия, перенявшего и привнесшего культурные и институциональные элементы Индии. Начиная с VIII века, мусульмане из таких регионов, как Гуджарат, стали все чаще появляться в торговле и судоходстве Индии. Исламские идеи стали частью огромной волны обмена, идущей по тому же пути, что и индуизм и буддизм столетия назад. Чамы подхватили эти идеи к 11 веку. Это можно увидеть в архитектуре храмов Чама, которая имеет сходство с архитектурой храмов Ангкора . Ад-Димашки пишет в 1325 году: «Страна Чампа... населена мусульманами и идолопоклонниками. Мусульманская религия пришла туда во времена халифа Усмана ... и Али , многих мусульман, изгнанных Омейядами и Хаджаджем . , сбежал туда». [ нужна ссылка ]
В «Даойи Чжилюэ» отмечается, что в портах Чам женщины Чам часто выходили замуж за китайских купцов, которые часто возвращались к ним после торговых путешествий. [25] [26] [27] Китайский купец из Цюаньчжоу Ван Юаньмао активно торговал с Чампой и женился на чамской принцессе. [28]
В XII веке чамы вели серию войн с Кхмерской империей на западе. В 1177 году чамы и их союзники предприняли атаку со стороны озера Тонлесап и сумели разграбить кхмерскую столицу Ангкор . Однако в 1181 году они потерпели поражение от кхмерского короля Джаявармана VII .
Встреча с Исламом
Ислам впервые прибыл в Чампу примерно в девятом веке; однако среди народа чам он стал значимым только после одиннадцатого века. [29]
Чамы, мигрировавшие в Сулу, были оранг-дампуанами. [30] Чампа и Сулу вели торговлю друг с другом, в результате чего купцы Чамы поселились в Сулу, где в 10-13 веках они были известны как Оранг Дампуан. Оранг Дампуан были убиты завистливыми коренными жителями Сулу Буранун из-за богатства Оранг Дампуан. [31] Затем Буранун подверглись ответной резне со стороны Оранг Дампуан. Позже гармоничная торговля между Сулу и Оранг Дампуаном была восстановлена. [32] Яканы были потомками оранг-дампуанов из Тагуимы, пришедших в Сулу из Чампы. [30] Сулу получил цивилизацию в ее индийской форме от оранг-дампуанов. [33]
Некоторое количество чамов также бежало через море на Малайский полуостров , и уже в 15 веке в Малакке была основана колония чамов . Чамы столкнулись там с суннитским исламом , поскольку Малаккский султанат официально был мусульманским с 1414 года. Затем король Чампы стал союзником султаната Джохор ; В 1594 году Чампа послал свои вооруженные силы сражаться вместе с Джохором против португальской оккупации Малакки . [34] Между 1607 и 1676 годами один из королей Чампа принял ислам, и это стало доминирующей чертой общества Чамов. Чамы также приняли алфавит Джави . [35]
Исторические записи в Индонезии свидетельствуют о влиянии королевы Дваравати, мусульманской принцессы из королевства Чампа, на ее мужа Кертавиджая, седьмого короля империи Маджапахит , так что королевская семья империи Маджапахит в конечном итоге приняла ислам, что в конечном итоге привело к к обращению в ислам всего региона. [36] [37] [38] Гробницу принцессы Чамов можно найти в Тровулане , на месте столицы империи Маджапахит. [39] В «Бабад Танах Джави » говорится, что у короля Бравиджаи V есть жена по имени Деви Анаравати (или Деви Дваравати), мусульманская дочь короля Чампы (Чамса). [36] [37] [38] Чамсы имели торговые и тесные культурные связи с морским королевством Шривиджая на Малайском архипелаге. [ нужна ссылка ] .
Другой значимой фигурой из Чампы в истории ислама в Индонезии является Раден Рахмат (принц Рахмат), также известный как Сунан Ампель , один из Вали Санги (Девяти святых), которые распространяли ислам на Яве . Он считается центром Вали Санги, поскольку некоторые из них на самом деле были его потомками и/или его учениками. Его отец - Маулана Малик Ибрагим, также известный как Ибрагим ас-Самарканди («Ибрагим Асмараканди» для яванских ушей), а его мать - Деви Кандравулан, принцесса Чампы, которая также является сестрой королевы Дваравати. Сунан Ампель родился в Чампе в 1401 году нашей эры. Он приехал на Яву в 1443 году нашей эры, чтобы навестить свою тетю, королеву Дваравати, принцессу Чампы, вышедшую замуж за Кертавиджая (Бравиджая V), короля империи Маджапахит. [36] [37] [38] Местная легенда гласит, что он построил Великую мечеть Демака ( Масджид Агунг Демак ) в 1479 году нашей эры, но другие легенды приписывают эту работу Сунану Калиджаге . Сунан Ампель умер в Демаке в 1481 году нашей эры, но похоронен в мечети Ампель в Сурабае , Восточная Ява . [40]
Однако недавние исследования показали, что широкое обращение в ислам произошло гораздо позже. Плохо изученные артефакты, такие как исламские могилы (которые просто могли быть балластом кораблей), были повторно исследованы, чтобы показать, что они на самом деле были тунисскими, а не чамскими. Плохо проведенные лингвистические исследования, пытающиеся связать словарный запас с арабским языком, также были опровергнуты. Скорее, нет убедительных доказательств массового обращения в ислам до 16 века. [41]
Войны с вьетнамцами
Между возникновением Кхмерской империи около 800 г. и Цзяочжи от территориальной экспансией вьетнамцев на юг , а затем и до Ди Вьет , Чампа начал сокращаться. Находясь в невыгодном положении по сравнению с 300-тысячной армией Дай Вьета, 100-тысячная армия Чамов была разбита. [42] Во время чамско-вьетнамской войны (1471 г.) Чампа потерпел серьезные поражения от вьетнамцев, в результате которых 120 000 человек были взяты в плен или убиты, а королевство превратилось в небольшой анклав недалеко от Нячанга , многие чамы бежали в Камбоджу . [43] [34] Чампа больше не представляла угрозы для Вьетнама, а некоторые даже были порабощены победителями. [44]
Чамы были по материнской линии , и наследование передавалось по материнской линии. [45] По этой причине в 1499 году вьетнамцы приняли закон, запрещающий браки между женщинами Чам и вьетнамскими мужчинами, независимо от класса. [46] ( Та 1988 , стр. 137) [47] [48] [49] Вьетнамцы также отдали в столице приказ убить всех чамов в окрестностях. [50] Новые нападения вьетнамцев продолжались, и в 1693 году территория Королевства Чампа была включена в состав территории Вьетнама. [43]
Торговля вьетнамской керамикой была подорвана из-за резкого падения торговли купцов Чама после вьетнамского вторжения. [51] Экспорту керамики из Вьетнама также был нанесен ущерб из-за внутренней гражданской войны, вторжения Португалии и Испании в регион и завоевания Малакки португальцами, что вызвало нарушение торговой системы, в то время как торговля карараками из Малакки в Макао осуществлялась португальцами. пришвартовался в Брунее из-за хороших отношений между португальцами и Брунеем после того, как китайцы разрешили сдать Макао в аренду португальцам. [52]
Когда династия Мин в Китае пала, несколько тысяч китайских беженцев бежали на юг и широко расселились на землях Чамов и в Камбодже. [53] Большинство этих китайцев были молодыми мужчинами, и они брали в жены женщин Чам. Их дети больше отождествляли себя с китайской культурой. Эта миграция произошла в 17 и 18 веках. [54]
Чамс участвовал в разгроме испанского вторжения в Камбоджу . Камбоджийский король Кау Бана Канд Рамадипати , также известный как «Султан Ибрагим», начал камбоджийско-голландскую войну с целью изгнания голландцев. Вьетнамские лорды Нгуен свергли Ибрагима от власти, чтобы восстановить буддийское правление.
В XVIII и XIX веках камбоджийские чамы поселились в Бангкоке . [55]
Падение королевства Чампа
Дальнейшая экспансия вьетнамцев в 1692 году привела к полной аннексии королевства Чампа Пандуранга и его роспуску вьетнамским императором 19 века Минь Монгом . В ответ последний мусульманский король чамов По Чиен собрал свой народ во внутренних районах и бежал на юг, в Камбоджу , а те, кто жил на побережье, мигрировали в Тренгану ( Малайзия ). Небольшая группа бежала на север, на китайский остров Хайнань , где они сегодня известны как уцулы . Король и его люди, нашедшие убежище в Камбодже, были разбросаны общинами по всему бассейну Меконга . Те, кто остался в провинциях Нячанг, Фанранг, Фанри и Фантхьет в центральном Вьетнаме, были поглощены вьетнамским государством. Провинции Чам были захвачены лордами Нгуен. [56]
После того, как Вьетнам вторгся и завоевал Чампу , Камбоджа предоставила убежище мусульманам Чам, бежавшим от вьетнамского завоевания. [57]
В 1832 году вьетнамский император Минь Ман аннексировал последнее королевство Чампа. Это привело к тому, что лидер мусульман чамов Катип Сумат , получивший образование в Келантане , объявил джихад против вьетнамцев. [58] [59] [60] [61] Вьетнамцы насильно кормили мясом ящериц и свиней мусульман Чам и коровье мясо индусов Чам против их воли, чтобы наказать их и ассимилировать их с вьетнамской культурой. [62] Второе восстание, возглавленное Джа Тхак Ва , священнослужителем Бани, привело к созданию сопротивления чамов , которое продолжалось с 1834 по 1835 год, пока не было кроваво подавлено войсками Минь Манга в июле 1835 года. Только 40 000 чамов остались на старой территории Пандуранги в 1885. [63]
20 век
При разделении Вьетнама в 1954 году большая часть населения чам осталась в Южном Вьетнаме. Несколько десятков чамов, которые были членами Вьетминя, отправились на север во время обмена населением между Севером и Югом, известного как операция «Проход к свободе» , вместе с примерно десятью тысячами коренных горных народов – в основном чамиков и банариков – из Южного Вьетнама. Демократическая Республика Вьетнам в первые годы своего существования (1954–1960) на самом деле была более благосклонна к этническим меньшинствам и коренным народам по сравнению с Республикой Вьетнам , критикуя шовинистские взгляды Кинь Нго Динь Зьема . Лидеры Коммунистической партии Вьетнама в то время пообещали равные права и автономию, и к 1955 году национальная радиостанция Севера « Голос Вьетнама» начала вещание пропагандистского радио в Раде , Бахнаре и Джарай , чтобы заручиться поддержкой коренных народов Юга. Эти усилия по культивированию позже способствовали созданию FULRO в 1964 году, хотя целью FULRO была борьба как против Северного, так и против Южного Вьетнама. [64]
В Камбодже из-за дискриминационного обращения со стороны колониального правительства и правительства Сианука общины чамов стремились к коммунизму. Чамы начали приобретать известность в камбоджийской политике, когда они присоединились к коммунистам еще в 1950-х годах, когда старейшина чамов Сос Ман присоединился к Коммунистической партии Индокитая и поднялся по служебной лестнице, став майором в партийных силах. Затем он вернулся домой в Восточную зону в 1970 году, вступил в Коммунистическую партию Кампучии (КПК) и вместе со своим сыном Мэтом Ли стал одним из основателей Исламского движения Восточной зоны. Вместе они стали рупором красных кхмеров и призвали народ чам участвовать в революции. Исламское движение Сос Мана также терпимо относилось к руководству красных кхмеров в период с 1970 по 1975 год. Чамы были постепенно вынуждены отказаться от своей веры и своих особых обычаев, и эта кампания была начата на юго-западе еще в 1972 году. [65]
В 1960-е годы возникли различные движения, призывавшие к созданию отдельного государства чамов во Вьетнаме. Доминировали Фронт освобождения Чампы (ФОК) и Фронт освобождения плато Верхнего . Последняя группа стремилась к более тесному союзу с другими меньшинствами горных племен. Первоначально известная как « Фронт мелкого народа » с 1946 по 1960 год, группа позже приняла название « Фронт освобождения верхних плато » и присоединилась вместе с ФОК к « Единому фронту освобождения угнетённых рас » ( FULRO ) в какой-то момент 1960-х годов. С конца 1970-х годов ни во Вьетнаме, ни в Камбодже не было серьезного чамского сепаратистского движения или политической деятельности.
Во время войны во Вьетнаме значительное количество чамов мигрировало на полуостров Малайзия предоставило им убежище , где правительство Малайзии из сочувствия к собратьям-мусульманам; большинство из них сейчас ассимилировались с малайской культурой. [43] [66] Интегрированное сообщество, которое само идентифицирует себя как Мелайу Чампа (« Малайский Чампа занималось торговлей агаровым деревом , одеждой (особенно в Келантане) и рыболовством (в прибрежном Паханге ). »), с момента своего прибытия в конце 1970-х по 80-е годы [66]
Община чам понесла серьезный удар во время камбоджийского геноцида в Демократической Кампучии . « Красные кхмеры» нападали на этнические меньшинства, такие как китайцы , тайцы, лаосцы, вьетнамцы и народ чам, хотя чамы понесли наибольшее число погибших по сравнению с их населением. От 80 000 до 100 000 чам из общей численности населения чам в 250 000 человек в 1975 году погибли в результате геноцида. [67] [68] [69]
21 век
Чамы во Вьетнаме официально признаны правительством Вьетнама одной из 54 этнических групп. Также было широко распространено признание исторического Королевства Чампа . [ нужна ссылка ]
Попытка салафитской экспансии среди чамов во Вьетнаме была остановлена контролем вьетнамского правительства; однако потеря салафитов среди чамов пошла на пользу Таблиги Джамаат . [70]
Есть свидетельства того, что ачехцы из Ачеха , Суматра , Индонезия, являются потомками беженцев Чам, бежавших после поражения от вьетнамского государства в 15 веке. [7] [71]
География
Восточные чамы (также известные как Пандуранга Чамс или Фан Ранг Чамс ) и связанные с ними этнические группы, Раглаи и Чуру , являются основным меньшинством в Пандуранга регионе в провинциях Биньтхуан и Ниньтхуан во Вьетнаме. Харои Чам в основном проживают в округах Донг Суан провинции Фуйен и Ван Кань провинции Бинь Донь. Они составляют ядро индуистского населения и бани.
Население Западных Чамов сконцентрировано между Камбоджей и Южным Вьетнамом , главным образом в провинциях Кампонгтям и Анзянг . В провинции Кампот общины чвеа малайского происхождения также идентифицируют себя как чамы. Чамсы также значительно присутствовали в других южных провинциях Вьетнама, таких как Онг Най , Тайнинь , Кьензянг и даже в Ниньтхуан, а также имели большое присутствие меньшинств в Хошимине . Эта группа представляет ядро мусульманских общин как в Камбодже , так и во Вьетнаме . С учетом диаспоры их общая численность составляет около 400 тысяч. Еще 4000 чамов живут в Бангкоке ( Таиланд) , чьи предки мигрировали туда во время Рамы I. правления Недавние иммигранты в Таиланде — это в основном студенты и рабочие, которые предпочтительно ищут работу и образование в южных исламских провинциях Паттани , Наратхиват , Яла и Сонгкхла . [72] [73] [74]
После падения Сайгона во Вьетнаме и Пномпеня в Камбодже в 1975 году 9704 беженца Чама направились в Малайзию , где им было разрешено остаться, в отличие от 250 000 других беженцев, бежавших в Малайзию. Большинство беженцев Чам прибыли из Камбоджи и были мусульманами, известными как Мелайу Кембоя и Мелайу Чампа на малайском языке. Многие из этих чамских беженцев предпочли поселиться в Малайзии, поскольку они предпочитали жить в исламской стране и имели семейные связи в малазийских штатах Келантан и Теренггану . Келантан служил центром исламского учения чамов в Камбодже на протяжении трех-четырех веков, и у многих камбоджийских чамов там жили родственники, впоследствии многие чамы решили поселиться в Келантане. К 1985 году в Малайзии проживало около 50 000 или более чамов. По состоянию на 2013 год многие из них были интегрированы в малазийское общество. [75]
Политика
Несмотря на сложную историческую историю, современные чамы Камбоджи и Вьетнама поддерживают дружеские отношения с кхмерским и вьетнамским большинством. Несмотря на этнические и религиозные различия, большинство жителей Камбоджи и Вьетнама считают чамов более близкими себе, чем другие меньшинства. [29] Некоторые мусульманские чамы сообщают о дружелюбном отношении камбоджийцев и вьетнамцев к чамам и о небольшом преследовании их со стороны местных жителей. [76] Однако между правительством и народом провести категоризацию сложно. По мнению чамских правозащитников, вьетнамский режим, опасения исторического влияния переросли в подавление ислама среди мусульман-чамов. Например, существует неофициальный запрет на распространение Корана и других исламских писаний. [77] Даже несмотря на растущие отношения Вьетнама с мусульманскими государствами, такими как Индонезия , Малайзия , Саудовская Аравия , Иран , Турция и Египет , режим препятствует росту ислама, поскольку вьетнамское правительство не доверяет мусульманам Чам. [78]
«Отношения между правительством Ханоя и этническими меньшинствами являются деликатными. В 2001 и 2004 годах массовые протесты горных племен в области прав человека привели к гибели людей и массовым тюремным заключениям. Некоторое время после этого Центральное нагорье было закрыто для иностранцев». [79]
По мнению международных ученых, наблюдается отсутствие как современного чамского сепаратизма, так и чамской государственности. [80] Единственная активная представительная организация чамов, Международный офис чампа (МОК), штаб-квартира которого находится в Сан-Хосе, Калифорния , требует только гражданских и земельных прав для народа чам во Вьетнаме и Камбодже. В последние годы МОК и международные ученые высказывали критику и обеспокоенность в адрес правительств Вьетнама, Индии, Малайзии и туристических корпораций за незаконное присвоение наследия чамов и игнорирование живой культуры коренных народов. [81] [82]
Культура
Культура Чам разнообразна и богата благодаря сочетанию местных культурных элементов (равнинная культура, морская культура и горная культура) и иностранных культурных особенностей (индийские культуры и религии, такие как буддизм; влияние раннего ханьского Китая; ислам) (Фан Сюань Бьен) и др. 1991:376). Смесь местных и иностранных элементов в культуре Чам является результатом экологических, социальных и исторических условий. Влияние различных индийских культур привело к сходству между многими группами Юго-Восточной Азии, такими как чамы, которые торговали или общались с государствами на Индийском субконтиненте. Однако коренные элементы также допускают культурные различия. Например, брахманизм стал религией ахьеров, в то время как другие аспекты влияния были изменены, чтобы адаптироваться к местным характеристикам ахьеров и окружающей среде. Смешение различных культур создало свою собственную уникальную форму благодаря обильному производству скульптур и архитектуры, которые можно увидеть только на башнях храма Чампа. [ нужна ссылка ]
Чамы оберегали и всегда внимательно наблюдали за своими девушками, придавая большое значение их девственности. Чамская поговорка гласит: «Оставь мужчину наедине с девушкой, как слона на поле сахарного тростника». [83]
Мусульмане Чам считают церемонию кароэ (также пишется каро) для девочек очень важной. Эта символическая церемония отмечает переход девочки от младенчества к половому созреванию (брачному возрасту) и обычно происходит, когда девочке исполняется пятнадцать лет и она завершает свое развитие. [84] Если этого не произошло, девушка не может выйти замуж, так как она «табунг». После завершения церемонии девушка может выйти замуж. Обрезание для чамов имело меньшее значение, чем кароэ. [85] Это не практикуется, а лишь символично и выполняется игрушечным деревянным ножом. [86]
Важные фестивали включают Кейт, который отмечают в основном чамы центрального Вьетнама. Фестиваль почитает древних богов королевской семьи Чам. Среди мусульман Чама важными праздниками являются Рамадан, Эль-Фитри и Хадж. Однако у всех чамов (независимо от веры) очень богатые традиции танцев, искусства, музыки, костюмов, поэзии и многого другого.
Язык
Чамский язык принадлежит к австронезийской языковой семье . Литературная традиция чамов, хотя и немногочисленна, древняя и восходит к 4 веку нашей эры. Надпись Донг Йен Чау , написанная на старом чаме, является старейшим известным свидетельством существования австронезийского языка. Чам очень богат множеством заимствованных слов и терминологии, на которую повлияли многие другие языки, с которыми он соприкасался. Большинство чамов говорят на этом языке, хотя многие также говорят на доминирующем языке страны, в которой они проживают, например, на вьетнамском, кхмерском, малайском и других. Некоторые чамы также могут говорить и писать по-арабски. [29]
Чам написан восточным чамским письмом в Центральном Вьетнаме, в то время как язык преимущественно написан арабским письмом джави в районе дельты Меконга . [29] Сценарий Western Cham, используемый в Камбодже, достаточно отличается от сценария Eastern Cham, поэтому он находится на рассмотрении Консорциума Unicode для включения в качестве отдельного блока - по состоянию на 2022 год набор символов все еще пересматривается. [87]
Секта Кан Имам Сан , составляющая около 10% меньшинства камбоджийских чам и в основном сосредоточенная вокруг нескольких деревень в округе Тралах провинции Кампонгчнанг и их исторической мечети на вершине Пном Удонга, сохранила использование западного чамского письма, акхара. срак, живой — благодаря грантам посольства США в течение примерно десяти лет, начиная с 2007 года, письменная форма западного чама перешла из сферы владения нескольких старейшин и теперь преподается почти в 20 классах, где в той или иной степени изучаются тысячи студентов, хотя и ограниченно. [88] [89]
Почти все существующие тексты хранятся в двух мечетях Кан Имам Сан в Кампонг Тралахе, в первую очередь в мечети Ау Русси. [90]
Религия
Первой зарегистрированной религией чампа была форма шиваитского индуизма , принесенная морем из Индии. Индуизм был преобладающей религией среди народа чам до шестнадцатого века. Многочисленные храмы, посвященные Шиве, были построены в центральной части территории нынешнего Вьетнама. Жемчужиной такого храма является Му Сон . Его часто сравнивают с другими историческими храмовыми комплексами в Юго-Восточной Азии, такими как Боробудур на Яве в Индонезии, Ангкор-Ват в Камбодже, Баган в Мьянме и Аюттхая в Таиланде. В 1999 году Му Сон был признан ЮНЕСКО объектом всемирного наследия.
В религиозном и культурном отношении чамы были сгруппированы в две основные религиозно-культурные группы; Баламон Чамс, которые придерживаются местной формы индуизма , и Чам Бани, которые придерживаются местной формы шиитского ислама . Термин «Баламон» происходит от слова «брахманы», священники. С другой стороны, термин «Бани» происходит от арабского термина «бани» (بني), что означает «люди». Баламон Чамы придерживаются старой религии своего предка, коренная форма индуизма, которая процветала с древней эпохи Королевства Чампа в 5 веке нашей эры, тогда как Чам Бани являются приверженцами локализованной версии шиитского ислама, включая второстепенный элемент суфизма , который еще в раннем возрасте пережил индуистско-чамские обычаи. примерно в 11–13 веках. Однако только в 17 веке ислам начал привлекать большое количество чамов, когда некоторые члены королевской семьи чамов обратились в ислам. Эти две группы в основном живут в отдельных деревнях. в прежние времена и остается редкостью даже в наши дни. являются матрилинейными и соответствуют практике матрилокального проживания. [12]
Когда мусульманские купцы арабского и персидского происхождения останавливались вдоль побережья Вьетнама по пути в Китай, ислам начал оказывать влияние на цивилизацию чамов. Точная дата прихода ислама в Чампу неизвестна; однако впервые эта религия появилась примерно в девятом веке. [29] Принято считать, что ислам пришел на материковую часть Юго-Восточной Азии гораздо позже, чем в Китай во времена династии Тан (618–907 гг.), и что арабские торговцы в регионе вступали в прямой контакт только с чамами, а не с другими. Ислам начал распространяться среди чамов начиная с одиннадцатого века, однако он распался на две различные версии.
- Версию ислама, практикуемую вьетнамскими чамами в Центральном Вьетнаме, часто называют Бани , которая содержит множество доисламских верований и ритуалов, таких как магия, поклонение духам и умилостивление душ бывших королей, что ошибочно принимают за индуизм . Бани-ислам — это синкретическая форма шиитского ислама (включая незначительное влияние суннитского и суфийского учения), которая сочетает в себе местные культурные верования, исповедуемые чам бани, которые преимущественно проживают во вьетнамских провинциях Биньтхуан и Ниньтхуан , и считается неортодоксальным. от основного направления ислама. [91] Поклонение Чам Бани в мечетях , которые являются основным местом проведения молитв и религиозных ритуалов среди Бани Чам. [91] Они также празднуют месяц Рамуван ( Рамадан ), во время которого молятся Аллаху за своих умерших предков в будущей жизни и молятся об удаче в жизни, а ачар ( имамы ) остаются в тханг магик (мечетях) в течение одного месяца. и молитесь Богу, эта практика известна как итикаф . В целом, мусульмане бани не желают идентифицировать себя как шииты или даже мусульмане, а вместо этого являются мусульманами бани, хотя некоторые даже открыто отвергают термин «мусульмане» в пользу только «бани». [91] Однако следует отметить, что представление о том, что Бани является исламской сектой, является лишь нормой, используемой в официальных повествованиях, в то время как большинство мусульманских ученых отвергают Бани как исламскую секту из-за ее ненормальной практики, невидимой даже в господствующем шиитском исламе , где Бани является исламской сектой. возник из. [92]
- Версия ислама, исповедуемая камбоджийскими и южновьетнамскими чамами, принадлежит к основному течению суннитского ислама , в основном к школе шафиитов , которая также встречается в Малайзии, Индонезии, Минданао, Южном Таиланде, а также в Йемене и Восточной Африке, и в целом, они в основном соблюдают основные суннитские исламские практики, такие как соблюдение Рамадана , Мавлида , Ид аль-Фитра , Ид аль-Адхи , Ашуры , исламского Нового года , а также совершение хаджа и умры . Однако в некоторых аспектах, из-за одновременного взаимодействия с другими религиями и мыслями, в основном из-за влияния конфуцианства , буддизма Махаяны , индуизма и буддизма Тхеравады , в нем есть много местных, магических, индуистских и буддийских элементов; в то время как некоторые практикуют более централизованную форму суннитского ислама, а некоторые реформистские движения, такие как салафизм . также можно найти [29] Однако небольшая группа чамов, называющая себя Каум Джумаат, следует местной адаптации исламского богословия, согласно которой они молятся только по пятницам и празднуют Рамадан только три дня. Некоторые члены этой группы в последние годы присоединились к более крупной мусульманской общине чамов в своей практике ислама. Одним из факторов этих изменений является влияние членов их семей, которые уехали за границу изучать ислам.
Числа
По данным переписи населения 2019 года, число индусов баламон-чам во Вьетнаме составило 64 547 (36%) из общей численности населения чам, составлявшей 178 948 человек. [93] У них нет кастовой системы, хотя раньше они, возможно, были разделены между кшатриями-нагавамши. [94] и касты брахманов , последние из которых представляли небольшое меньшинство населения. [95]
Индуистские храмы известны как Бимонг на языке чам, но на вьетнамском их обычно называют тхап « ступа ». Священники делятся на три уровня, где самый высокий ранг известен как По Адхия или По Са , за ним следует По Тапа и младшие священники По Пасе . К 17 веку из-за давления со стороны короля По Рима Ахьер (Баламон) были вынуждены признать Аллаха как верховного Бога, сохранив при этом поклонение другим божествам Баламона в своей вере.
Большинство индуистских чамов во Вьетнаме (также известных как восточные чамы) являются синкретическими мусульманами-ахьерами- индуистами и бани и в основном живут в Центральном Вьетнаме, в то время как чамы Южного Вьетнама и их камбоджийские коллеги в основном являются мусульманами -суннитами , поскольку обращение в ислам произошло относительно поздно. [96] [97] Некоторые эмигрировали во Францию в конце 1960-х годов во время войны во Вьетнаме . В дельте Меконга население, состоящее в основном из чам-суннитов, в 2006 году составляло около 25 000 человек. [91]
Кухня
Популярные чамские блюда — мутхин ритонг (рис с рыбой), литей джрау (рис с мясом и овощами), абу мутам (каша с рыбой и овощами) и кари кам муронг (карри из курицы или говядины). [99] Фирменным блюдом чамов в провинции Анзянг является говяжья колбаса тунг ламаоу ( чам : ꨓꨭꩂ ꨤꨟꨯꨱꨥ). [100] [101] Чамы в этой провинции также известны своим карри из говядины, козы или курицы с рисом. [102] [103] [104]
Чамы едят три раза в день – завтрак, обед и ужин – рис , кукуруза , сладкий картофель и бобы являются основными продуктами питания . Другие продукты, которые едят чамы, зависят от региона, в котором они живут. Чамы в Центральном Вьетнаме едят мясо и обработанные мясные продукты, раскладывают еду на подносах и используют палочки для еды и миски, как люди кинь , в то время как чамы в Южном Вьетнаме едят рыбу и креветки и раскладывают еду по тарелкам. [105] Чамская кухня также разнообразна за счет запретов на еду в религиях, исповедуемых чамами: индуистские чамы не едят говядину , а мусульманские чамы не едят свинину , а практикующие буддизм Чам Хрой из провинций Фу Йен и Бинь Донь во Вьетнаме едят и говядину, и свинину. [105]
Кухня Чамов очень похожа на кухни Камбоджи , Лаоса и Северного Таиланда . Она слаще и острее, чем кухня Северного Вьетнама , и в ней используется множество различных видов ферментированной рыбы ( mắm ), в том числе mắm nêm , которая вместе с различными специями, карри и другими блюдами чамов вошла в кухню Южного Вьетнама после вьетнамского завоевания и аннексии. Чампа . во время Вьетнама на юг экспансии Другой тип мума , который, возможно, изначально был продуктом чам, - это мум руук , который стал известной приправой в современном Центральном Вьетнаме, которую едят с сырыми овощами, травами и вареной свининой и используют в качестве основного ингредиента для жителей Центрального Вьетнама. блюдо из лапши бул бо хуэ . [106]
В Малайзии , где большинство чамов родом из Камбоджи, большинство их блюд, таких как леас хал , нум банчок и нум конг , имеют камбоджийское происхождение, а чамский стиль кофе ( кафе Юон ) и зеленого чая был принят. с вьетнамского. Другие чамские блюда Малайзии, такие как тунг ламау и пайнонг (клейкие рисовые лепешки с банановой начинкой, завернутые в банановые листья), известны чамам как в Камбодже, так и во Вьетнаме. [107]
Известные чамы
По обычаю чамов, за фамилией следует имя.
- Po Tisuntiraidapuran , ruler of Champa from 1780 to 1793
- Лес Косем , лидер камбоджийско-чамских активистов в FULRO (ум. 1976)
- По Дхарма , вьетнамско-чамский активист, лидер FULRO, он также был историком культуры чамов.
- Сос Мат , камбоджийско-чамский певец, автор песен с 1950-х по 1970-е годы; его сын Сос Мах также является популярным певцом 90-х годов и по сей день.
- Хас Салан , классический скрипач камбоджийского происхождения, композитор и актер 1950-1970-х годов.
- Муса Пороме, борец за права чамов
- Маха Саджан , король Чампы
- Аму Нхан , знаток музыки Чам
- По Бинасуор , последний сильный король Чампы.
- Че Линь , вьетнамский певец чамского происхождения.
- Данг Нанг Тхо, вьетнамский скульптор чамского происхождения и директор Культурного центра Чам, Фанранг, провинция Ниньтхуан.
- Инрасара [ мы ] (Г-н Фу Трам), поэт и писатель
- Его Превосходительство Осман Хасан (អូស្មាន ហាស្សាន់៖), камбоджийский политик чамского происхождения; государственный секретарь Министерства труда и профессионального обучения Камбоджи , советник и специальный посланник премьер-министра Хун Сена , президент Фонда развития мусульман Камбоджи (CMDF), генеральный секретарь Фонда борьбы с бедностью народа Камбоджи (PAL), вице-президент директор Камбоджийского исламского центра (CIC), покровитель Исламской медицинской ассоциации Камбоджи (IMAC); Камбоджийская народная партия
- Его Превосходительство Нос Слес (ណុះ ស្លេះ), камбоджийско-чамский политик; государственный секретарь Министерства образования и спорта Камбоджи; Камбоджийская народная партия
- Его Превосходительство Амат Яшья также транслитерировал Амада Яхью, политика камбоджийского происхождения; экс-член парламента , депутат Национальной ассамблеи Камбоджи, представляющий провинцию Кампонгчам , президент Камбоджийской ассоциации исламского развития (CIDA); Вечеринка при свечах и Партия национального спасения Камбоджи
- Его Превосходительство Закарья Адам, камбоджийский политический деятель чамского происхождения; Государственный секретарь Министерства культов и религии, вице-президент CMDF, генеральный секретарь CIC и заместитель председателя IWMC; Камбоджийская народная партия
- Его Превосходительство Ситх Ибрагим, политик камбоджийского происхождения; государственный секретарь Министерства культов и религии; ФУНСИНПЕК
- Его Превосходительство д-р Сос Мусин, камбоджийский политический деятель чамского происхождения; заместитель государственного секретаря Министерства сельского развития , президент Камбоджийской ассоциации студентов-мусульман и IMAC, член CMDF, заместитель генерального секретаря CIC; Камбоджийская народная партия
- Его Превосходительство Сман Тит, политик камбоджийского происхождения; Член парламента, представляющий Пурсат, член CMDF, заместитель генерального секретаря CIC; Камбоджийская народная партия
- Его Превосходительство Сем Соха, политик камбоджийского происхождения; Заместитель государственного секретаря Министерства социальных дел и по делам ветеранов, член CMDF; Камбоджийская народная партия
- Ее Э. Коб Мэрайя, политик камбоджийского происхождения; Заместитель министра Министерства по делам женщин, генеральный секретарь Камбоджийской ассоциации развития исламских женщин и Ассоциации организаций развития исламских женщин Камбоджи, член CMDF; Камбоджийская народная партия
- Его Превосходительство Мсас Лох, политик камбоджийского происхождения; Заместитель государственного секретаря Совета министров, покровитель Исламской ассоциации Камбоджи; Камбоджийская народная партия
- Его Превосходительство Паинг Пуньямин, камбоджийский политический деятель чамского происхождения; Член парламента, представляющий Кампонгчнанг , член CMDF, исполнительный член CIC; Камбоджийская народная партия
- Его Превосходительство Ван Матх, политик камбоджийского происхождения; Член Сената, президент Исламской ассоциации Камбоджи ; Камбоджийская народная партия
- Его Превосходительство Сабо Бача, политик камбоджийского происхождения; Член Сената ; ФУНСИНПЕК
- Сем Сопрей, политик камбоджийского происхождения; вице-губернатор провинции Кампонгчам и член CMDF; Камбоджийская народная партия
- Салех Сен, политик камбоджийского происхождения; Вице-губернатор провинции Кампонгчнанг и член CMDF
- Его Превосходительство Исмаил Осман, политик камбоджийского происхождения; Советник Его Королевского Высочества принца Нородома Ранаридда (Norodom Ranariddh) Королевства Камбоджа , председателя Национальной ассамблеи; ФУНСИНПЕК
- генерал Чао Тол, политик камбоджийского происхождения; Помощник премьер-министра Хун Сена ; Камбоджийская народная партия
- генерал Сен Комари, политик камбоджийского происхождения; Начальник управления здравоохранения Министерства национальной обороны , член IMAC; Камбоджийская народная партия
- Самад Баунтхонг , чамский американский футболист [108]
- Ю Муслим — камбоджийский футболист.
- Дунг Куанг Нхо — вьетнамский футболист.
- Фатима Ахмед , итало-сомалийская писательница далекого чамского происхождения, родившаяся в Пномпене.
Таблицы данных
Анализ примесей двух популяций из южного Вьетнама . | ||
---|---|---|
Смешанные популяции | Родительское население | |
MSEA 1 ( п = 890) | ВИСЕА 2 ( п = 983) | |
Чам ( n = 59) | 0.62405 ¶ 0.629437 ± 0.256634 † | 0.37595 0.370563 ± 0.256634 |
Вьетнамский ( n = 70) | 0.842972 0.839953 ± 0.56035 | 0.157028 0.160047 ± 0.56035 |
Примечание: ¶ примеси коэффициент ; † бутстрепа Среднее значение и стандартное отклонение коэффициента примеси были получены с помощью бутстрапа с 1000 повторений. 1 MSEA: материковая часть Юго-Восточной Азии. 2 WISEA: западный остров Юго-Восточной Азии | ||
Источник: Таблица 2, стр. 7, He Jun-dong et al. (2012) [109] |
См. также
- Искусство Чампа
- Чамский алфавит
- Чамский язык
- Чамский календарь
- Ислам в Камбодже
- Ислам во Вьетнаме
- Индуизм в Юго-Восточной Азии
Примечания
Ссылки
- ^ Леони Киевски (13 декабря 2019 г.). « Украшение Пномпеня: мусульманам Чам грозит выселение в Камбодже» . Аль Джазира. Архивировано из оригинала 28 мая 2023 года . Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ Главное статистическое управление Вьетнама (1 апреля 2019 г.). «Перепись населения и жилищного фонда Вьетнама 2019 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2023 года.
- ^ Абдул Хамид, Мохамед Эффенди Бин (2006). «Понимание идентичности чамов в материковой части Юго-Восточной Азии: противоречивые взгляды» . Пребывание: Журнал социальных проблем Юго-Восточной Азии . 21 (2): 230–253. дои : 10.1353/soj.2007.0002 . JSTOR 41308077 .
- ^ «Небольшая мусульманская община стала последней мишенью религиозных репрессий в Китае» . 28 сентября 2020 г.
- ^ «Западный Чам в Лаосе» . Проект Джошуа . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ «Чам» . 19 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Андайя, Леонард Ю. (2008). Листья одного и того же дерева: торговля и этническая принадлежность в Малаккском проливе . Издательство Гавайского университета . п. 44 . ISBN 978-0-8248-3189-9 .
- ^ Куанг, Туен; Носуорти, Уильям Б.; Полсон, Дэйв (7 сентября 2022 г.). «Рост напряженности: развитие культурно-исторического туризма и превращение в товар «аутентичной» культуры среди чамской общины Вьетнама» . Досуг и туризм . 8 . Достоверные социальные науки: 1–23. дои : 10.1080/23311886.2022.2116161 .
- ^ Ву, Чикан Кенни; Нгуен, Нгок Ань; Данг, TQT; Нгуен, Май-Уен (14 декабря 2022 г.). «Влияние COVID-19 на этнические деловые семьи, занимающиеся туризмом, в Ниньтхуане, Вьетнам» . Устойчивость . 14 (16800). MDPI : 16800. doi : 10.3390/su142416800 .
- ^ «Чам: потомки древних правителей Южно-Китайского моря наблюдают за морским спором со стороны» . Наука . 18 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 г. Проверено 18 января 2023 г.
- ^ Киевский, Леони. « Украшение Пномпеня: мусульманам Чам грозит выселение в Камбодже» . www.aljazeera.com . Проверено 18 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фуонг, Чан Ки; Локхарт, Брюс (1 января 2011 г.). Чамы Вьетнама: история, общество и искусство . НУС Пресс. ISBN 978-9971-69-459-3 .
- ^ Проект, Джошуа. «Уцат в Китае» . joshuaproject.net .
- ^ Уильямс, Фрэнсис (18 сентября 2023 г.). «Искоренение этнической идентичности женщин-мусульманок чам в Камбодже, 1975–79» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 54 (3). Издательство Кембриджского университета : 502–525. дои : 10.1017/S0022463423000498 . S2CID 262060374 .
- ^ В. Хайэм, Ранняя материковая Юго-Восточная Азия, River Books Co. Ltd., Бангкок, 2014.
- ^ «Происхождение и диверсификация: на примере австроазиатских групп» (PDF) . Роджербленч.info . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ Анн-Валери Швейер Древний Вьетнам (Les Belles Lettres, 2005), стр.6
- ^ «Генетическое происхождение сильно коррелирует с этническими и языковыми группами в Азии» . эврекалерт . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Народ чам - Фонд камбоджийских деревенских ученых» . cambodianscholars.org. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 27 января 2017 г.
- ^ «АВСТРОНЗИЙСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ МАТЕРИКОВОЙ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ» (PDF) . Силанг . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Липсон, Марк; Лох, По-Ру; Паттерсон, Ник; Мурджани, Прия; Ко, Ин-Чин; Стоункинг, Марк; Бергер, Бонни; Райх, Дэвид (19 августа 2014 г.). «Реконструкция истории австронезийского населения на островах Юго-Восточной Азии» . Природные коммуникации . 5 (1): 4689. Бибкод : 2014NatCo...5.4689L . дои : 10.1038/ncomms5689 . ПМЦ 4143916 . ПМИД 25137359 .
- ^ Буу, Три (2 апреля 2014 г.). «Святая Мать Тхиен Я На – Мать Земли» . Phatgiao.org.vn . Буддийский портал Вьетнамской буддийской сангхи . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Шапюи 1995 , с. 39.
- ^ «Вьетнамская история и легенды» . Vietspring.org. Архивировано из оригинала 29 ноября 2010 года . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ Дерек Хенг (15 ноября 2009 г.). Китайско-малайская торговля и дипломатия с десятого по четырнадцатый век . Издательство Университета Огайо. стр. 133–. ISBN 978-0-89680-475-3 .
- ^ Хэн 2009 , с. 133.
- ^ «Дао И Чжи Лю — Wikisource, бесплатная библиотека . zh.wikisource.org »
- ^ Уикс 1992 , с. 215.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 276, 277. ISBN. 1-57958-468-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мария Кристина Н. Помните (2004). Филиппинская история Книжный магазин Рекс. стр. 100-1 46 и след. ISBN 978-9712339349 .
- ^ Филиппинцы двигаются вперед, 5 минут, 2007 г., ред . Книжный магазин Rex, Inc., стр. 3–. ISBN 978-971-23-4154-0 .
- ^ Обучение на основе модулей истории Филиппин I '2002 Изд . Книжный магазин Rex, Inc., стр. 39–. ISBN 978-971-23-3449-8 .
- ^ Навыки изучения английского языка для меняющегося мира', 2001 г., изд . Книжный магазин Rex, Inc., стр. 23–. ISBN 978-971-23-3225-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шлизингер 2015 , с. 18.
- ^ Дэвидсон 1991 , с. 105.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Филип Тейлор (2007). Чамские мусульмане дельты Меконга: место и мобильность на космополитической периферии . НУС Пресс. п. 78. ИСБН 978-9971-69-361-9 . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Агус Суньото (2014). Атлас Вали Сонго (Атлас девяти святых) . Мизан. ISBN 978-602-8648-09-7 . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джон Ренард (2009). Сказки о друзьях Бога: исламская агиография в переводе . Издательство Калифорнийского университета. п. 343. ИСБН 9780520258969 . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ Сламет Мульяна (2005). Распад Индо-Яванского королевства и возникновение на архипелаге исламских государств . ПТ ЛКиС Пеланги Аксара. п. 68. ИСБН 978-979-8451-16-4 . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ id: Сунан Ампель [ циклическая ссылка ]
- ^ Хау, Стивен Г. (2018). «Ислам в Чампе и создание вымышленной истории» . Журнал Королевского азиатского общества . 28 (4): 717–747. дои : 10.1017/S1356186317000219 . S2CID 165122789 . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Оскар Шапюи (1995). История Вьетнама: от Хонг Банга до Ту Дыка. Издательская группа Гринвуд. п. 46. ISBN 0-313-29622-7 . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Юргенсмейер и Руф 2011 , с. 1210.
- ^ Бен Кирнан (2009). Кровь и почва: всемирная история геноцида и истребления от Спарты до Дарфура. Издательство Йельского университета. п. 110. ISBN 0-300-14425-3 . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ Хукер 2002 , с. 75.
- ^ Кирнан 2008 , с. 111.
- ^ Уотсон Андайя 2006 , с. 82.
- ^ Йельский университет, исследования Юго-Восточной Азии (1985). Вьетнамский форум, выпуски 5-7 . Совет по исследованиям Юго-Восточной Азии при Йельском университете. п. 28 . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ Тереза А. Мид ; Мерри Э. Виснер-Хэнкс , ред. (2006). Спутник гендерной истории . Уайли-Блэквелл. п. 332. ИСБН 978-1-4051-4960-0 . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ Виктор Б. Либерман (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, 800–1830 гг., Том 1 (иллюстрированное издание). Издательство Кембриджского университета. п. 381. ИСБН 978-0-521-80496-7 . Проверено 15 мая 2011 г.
- ^ Анджела Шоттенхаммер; Родерих Птак (2006). Восприятие морского пространства в традиционных китайских источниках . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 138–. ISBN 978-3-447-05340-2 .
- ^ Минь Три Буй; Керри Нгуен Лонг (2001). Вьетнамская сине-белая керамика . Социальные науки. п. 176.
- ^ Британская энциклопедия, Inc. (2003). Новая Британская энциклопедия, том 8 . Британская энциклопедия п. 669. ИСБН 978-0-85229-961-6 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Барбара Уотсон Андайя (2006). Пылающая матка: изменение положения женщин в Юго-Восточной Азии раннего Нового времени . Издательство Гавайского университета. п. 146 . ISBN 978-0-8248-2955-1 . Проверено 28 июня 2010 г.
Южный Вьетнам: тысячи молодых китайских мужчин-невест в общинах чамов.
- ^ Раджешвари Ампалаванар Браун (1 октября 2013 г.). Ислам в современном Таиланде: вера, филантропия и политика . Рутледж. стр. 19–. ISBN 978-1-134-58389-8 .
- ^ Элайджа Коулман Бриджмен; Сэмюэл Уэллс Уильямс (1847). Китайский репозиторий . собственники. стр. 584–.
- ^ Доктор Марк Фён. «ПО ЦЕЙ БРЕЙ БЕЖАЛ В КАМБОДЖУ В 1795-1796 ГОДАХ, ЧТОБЫ НАЙТИ ПОДДЕРЖКУ» . Чам сегодня . Перевод Мусы Пороме. МОК-Чампа. Архивировано из оригинала 25 марта 2014 года.
- ^ Жан-Франсуа Юбер (8 мая 2012 г.). Искусство Чампа . Паркстоун Интернэшнл. стр. 25–. ISBN 978-1-78042-964-9 .
- ^ «Ритуал Раджа Праонг: память о море в отношениях чам-малай» . Чам Юнеско . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 25 июня 2015 г.
- ^ (Извлечено из книги Труонг Ван Мон, «Ритуал Раджа Праонга: память о море в отношениях чам-малай», в книге «Память и знание моря в Южной Азии», Институт наук об океане и Земле, Университет Малайи, серия монографий). 3, стр. 97–111. Международный семинар по морской культуре и геополитике и семинар по музыке и танцам Баджау Лаут, Институт наук об океане и Земле и факультет искусств и социальных наук Малайского университета, 23–24/2008).
- ^ Дхарма, По . «Восстания Катипа Сумата и Джа Тхак Ва (1833-1835)» . Чам сегодня . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 25 июня 2015 г.
- ^ Чой Бён Ук (2004). Южный Вьетнам под властью Минь Монга (1820-1841): центральная политика и местная реакция . Публикации ПДУЭР. стр. 141–. ISBN 978-0-87727-138-3 .
- ^ Лафон, Пьер-Бернар (2007). Ле Кампа: география, население, история . Изученная Индия. п. 224. ИСБН 978-2-84654-162-6 .
- ^ Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . стр. 412–419. ISBN 978-0-190-05379-6 .
- ^ Кирнан, Бен (2002). Режим Пол Пота: раса, власть и геноцид в Камбодже при красных кхмерах, 1975–79 (второе изд.). Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. п. 258.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Накамура, Ри (декабрь 2019 г.). «Стать малайцем: политика миграции чамов в Малайзию». Исследования этнической принадлежности и национализма . 19 (3): 293–8. дои : 10.1111/sena.12305 . S2CID 213134318 .
- ^ Кирнан, Бен (1988). «Сироты геноцида: чамские мусульмане Кампучии при Пол Поте» . Бюллетень обеспокоенных азиатских ученых . 20 (4). Бен Кирнан, факультет истории и политики, Университет Вуллонгонга , Вуллонгонг, Новый Южный Уэльс, Австралия: 2–33. дои : 10.1080/14672715.1988.10412580 . Проверено 19 июля 2021 г.
- ^ Геллатели, Роберт; Кирнан, Бен (7 июля 2003 г.). Призрак геноцида: массовые убийства в исторической перспективе . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521527507 . Проверено 17 июня 2014 г. - через Google Книги .
- ^ Коз, Клотильда Ле. «Вопрос геноцида и мусульмане Камбоджи» . Аль Джазира .
- ^ Фео, Аньес Де (2009). «Мусульмане Чау-Дука (Вьетнам) подвергнуты испытанию салафизмом» . Социологические исследования в Юго-Восточной Азии (на французском языке) (13–14). муссоны: 359–372. дои : 10.4000/муссоны.976 .
- ^ Рид, Энтони (2006). Веранда насилия: предыстория проблемы Ачеха . НУС Пресс . п. 8. ISBN 978-9971-69-331-2 .
- ^ «Мир Таиланда: народ чам Таиланд» . Таиландский мир.com. Архивировано из оригинала 19 июня 2017 года . Проверено 26 января 2017 г.
- ^ «ПРОЕКТ МИССИИ АТЛАС ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КАМБОДЖА» (PDF) . Worldmap.org. Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2013 года . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Студенты Чам оказались в бедственном положении на юге Таиланда, National, Phnom Penh Post» . Phnompenhpost.com . Проверено 26 января 2017 г.
- ^ Вонг, Дэнни, Цзе Кен (2013). «Прибытие чамов в Малайзию: далекие воспоминания и возобновление связей» . Архипел . 85 : 151–165. дои : 10.3406/arch.2013.4389 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Нгуен, Майра (20 декабря 2018 г.). «Знакомьтесь с вьетнамскими мусульманами Ханоя — ТМВ» . Themuslimvibe.com .
- ^ «Только немногие знают о мусульманах чам – изолированной исламской общине Вьетнама» . Mvslim.com . 18 ноября 2018 г.
- ^ Уиллоуби, Дж. (1999). «Мусульмане Чамы Вьетнама». Информационный бюллетень ИСИМ . 2 (1): 14. HDL : 1887/17164 .
- ^ «Чам: потомки древних правителей Южно-Китайского моря наблюдают за морским спором со стороны» . Наука . 18 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 г.
- ^ Фуонг, Чан Ки; Локхарт, Брюс (1 января 2011 г.). Чамы Вьетнама: история, общество и искусство . НУС Пресс. п. 40. ИСБН 978-9971-69-459-3 .
- ^ «Перевод Корана на язык чам - Исламское общество Северной Америки» . Апрель 2023 г.
- ^ Куанг, Туен Дай; Данг, Ванг Куанг; Аланг, Тхо; Нгуен, Хоанг Ван (27 июня 2023 г.). «Может ли туризм повысить инклюзивность коренных народов? Тямские взгляды на совместное использование выгод от туризма на объектах живого наследия во Вьетнаме» . Равенство, разнообразие и инклюзивность . перед печатью (перед печатью). дои : 10.1108/EDI-08-2022-0243 . S2CID 259626503 .
- ^ (Мичиганский университет) Алан Хоутон Бродрик (1942). Маленький Китай: Аннамские земли . Издательство Оксфордского университета. п. 264. ИСБН 9780598750839 . Проверено 28 ноября 2011 г.
Женщины Чам имеют высокую репутацию целомудренных женщин, и, во всяком случае, за ними пристально следят и охраняют. «Все равно, что оставить мужчину наедине с девушкой, — говорит их пословица, — как слона в поле сахарного тростника». В обычаях чамов действительно есть следы матриархата, и женщины играют важную роль в их религиозной жизни. Во время первой менструации девочка Чам идет в [ нужны разъяснения ]
- ^ Управление исследований специальных операций. «Избранные группы в Республике Вьетнам — Чамы» . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 30 сентября 2016 г.
- ^ (Мичиганский университет) Анри Пармантье; Пол Мус; Этьен Эмонье (2001). Скульптура Чам из музея Туран, Дананг, Вьетнам: религиозные церемонии и суеверия Чампа . Белый Лотос Пресс. п. 52. ИСБН 978-974-7534-70-2 . Проверено 28 ноября 2011 г.
Гораздо более важная церемония, чем обрезание, эти мусульманские чамы отмечают, когда их дочери достигают пятнадцатилетнего возраста. Это называется кароэ (закрытие, закрытие). Пока не произошло кароэ, девушка находится в состоянии табунг и не может думать о замужестве или его эквиваленте.
- ^ Избранные группы в Республике Вьетнам: Чамы . Отделения исследования специальных операций. Октябрь 1965 г. с. 20. Архивировано 27 мая 2023 года в Wayback Machine.
- ^ «ScriptSource — Запись — Статус Юникода (Western Cham)» . Scriptsource.org . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Глюк, Кэролайн. «Древний ислам продолжает жить в Удонге» . Phnompenhpost.com . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Брукмайр, Филипп (1 января 2019 г.). «Изменение судеб камбоджийской исламской рукописной традиции» . Журнал исламских рукописей . 10 (1): 1–23. дои : 10.1163/1878464X-01001001 . S2CID 167038700 . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Маг. Филипп Брукмайер. «ДИССЕРТАЦИЯ: Спорное притяжение малайской логосферы: явизация и фракционность среди камбоджийских мусульман (конец 19 - начало 21 веков)» . Phaidra.univie.ac.at . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ёсимото, Ясуко (декабрь 2012 г.). «Исследование религии Хоизяо во Вьетнаме: со ссылкой на исламские религиозные практики Чам Бани» (PDF) . Исследования Юго-Восточной Азии . 1 (3). Киото: Центр исследований Юго-Восточной Азии, Киотский университет.
- ^ https://www.youtube.com/watch?v=LUVzO-fYrZs
- ^ «Завершенные результаты переписи населения и жилищного фонда Вьетнама 2019 года» (PDF) . gso.gov.vn. 2020.
- ^ Взаимодействие Индии с Юго-Восточной Азией, Том 1, Часть 3. Говинд Чандра Панде, Проект истории индийской науки, философии и культуры, Центр исследований цивилизаций (Дели, Индия), стр. 231,252.
- ^ «Вьетнам» . Государство.gov. 22 октября 2002 года . Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ «Чам - Введение, Местоположение, Язык, Фольклор, Религия, Основные праздники, Обряды посвящения, Отношения, Условия жизни» . Everycultural.com . Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии Терри Э. Миллер, Шон Уильямс. п. 326
- ^ Картер, Теренс (13 ноября 2014 г.). «Рецепт Сараман Карри или Кари Сараманн - камбоджийского карри» . Грантуризмо Путешествия . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ «Уникальная чамская кухня» . Ханой Таймс . 28 июля 2014 года . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Ле Сюань (25 декабря 2017 г.). «Тунг ламаоу – фирменное блюдо народа Чам» . ВьетнамНет . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Вьет Ан (17 июля 2022 г.). «Особая красная колбаса народа чам» . Сайгон Таймс . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ «Чам-карри – фирменное блюдо народа Чам в Анзянге» . ВьетнамНет . 11 октября 2014 года . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ «Чам-карри – фирменное блюдо народа Чам в Анзянге» . Сайгон Таймс . 10 ноября 2014 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ «Чам-карри – фирменное блюдо народа Чам в Анзянге» . Нхан Дан . 3 апреля 2015 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Клан Чам и традиции» . Вьетнамский юридический журнал . 2 июля 2018 года . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Ву-Хонг, Лиен (2016). Рис и багет: история еды во Вьетнаме . Книги реакции . стр. 102–104. ISBN 978-1-780-23657-5 .
Новые поселенцы Вьетнама вскоре переняли кулинарные привычки и блюда у местных чамов и кхмеров, в первую очередь использование специй и различных карри. Многие другие чамские и кхмерские блюда, возможно, были включены во вьетнамскую южную кухню того времени, но наиболее узнаваемым наследием была ферментированная пища. (...) Мум нэм был типичным чамским блюдом, которое вошло в кухню южного Вьетнама во время Южного наступления Нгуена. (...) Еда чамов очень похожа на еду Камбоджи, Лаоса и северного Таиланда. Она слаще и острее, чем северная вьетнамская еда, и в ней используется множество различных видов мом, один из которых — мэм нэм . (...) Еще один мом, который, возможно, был продуктом чам, - это мом руук , аналогичная паста, приготовленная из измельченных мелких креветок и соли и оставленная для брожения в течение нескольких дней, пока цвет ее цвета не изменится с фиолетового на красный. Это известная приправа центрального Вьетнама, бывшей земли Чам, и используется для приправы многих блюд; его также можно есть отдельно с сырыми овощами, зеленью и вареной свининой. Мом руук — важный ингредиент центрального вьетнамского блюда из лапши. Суп с лапшой из говядины Хюэ .
- ^ Накамура, Рие (6 мая 2020 г.). «Еда и этническая идентичность в общине беженцев чам в Малайзии». Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 93 (2): 153–164. дои : 10.1353/ras.2020.0024 . S2CID 235029137 .
Большинство беженцев чам в Малайзии прибыли из Камбоджи, и большинство блюд чам, найденных в Малайзии, происходят из Камбоджи, в том числе леас хал (соленые/острые вяленые моллюски), бань чок (рисовый суп с вермишелью и лапшой) и ном. конг (разновидность пончика). Мусульмане Чамы из региона дельты Меконга во Вьетнаме знакомы с камбоджийской едой, поскольку многие из них в прошлом регулярно пересекали границу с Камбоджей по делам или навещали родственников. Вклад в этнические блюда чам из Вьетнама включает кофе по-вьетнамски ( кафе Юон ) и зеленый чай. Другие этнические блюда чамов, встречающиеся в Малайзии, - это говяжья колбаса (тон ламо) и клейкие рисовые лепешки с банановой начинкой, завернутые в банановые листья (пайнонг), которые знакомы как чамам из Камбоджи, так и жителям Вьетнама.
- ^ «Самад Баунтхонг» . Лаосско-американский спорт . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ Он, Джун-Донг; Пэн, Минь-Шэн; Куанг, Хай Хо; Данг, Хоа Фам; Трие, Ан Ву; Ву, Ши-Фан; Джин, Цзе-Цюн; Мерфи, Роберт В.; Яо, Юн-Ган; Чжан, Я-Пин (7 мая 2012 г.). Кайзер, Манфред (ред.). «Патрилинейный взгляд на австронезийское распространение в материковой части Юго-Восточной Азии» . ПЛОС ОДИН . 7 (5): e36437. Бибкод : 2012PLoSO...736437H . дои : 10.1371/journal.pone.0036437 . ПМЦ 3346718 . ПМИД 22586471 .
Библиография
- Эмонье, Этьен (1891). Чамесы и их религии . Э. Леру.
- Уотсон Андайя, Барбара (2006). Пылающая утроба: изменение положения женщин в Юго-Восточной Азии раннего Нового времени . Издательство Гавайского университета. п. 82 . ISBN 978-0-8248-2955-1 .
- Кабатон, Антуан (1901). Новое исследование чамов . Э. Леру.
- Хурани, Джордж ; Карсвелл, Джон (1995). Арабское мореплавание в Индийском океане в древности и раннем средневековье . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-00032-9 .
- Шапюи, Оскар (1995). История Вьетнама: от Хонг Банга до Ту Дыка . Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-313-29622-2 .
- Дэвидсон, Джереми HCS (1991). Австроазиатские языки: Очерки в честь Х.Л. Шорто . Психология Пресс. ISBN 978-0-7286-0183-3 .
- До Хай Мин (1965). «Краткая история народа чам». Сайгон.
- Хенг, Дерек (2009). Китайско-малайская торговля и дипломатия с десятого по четырнадцатый век . Издательство Университета Огайо. ISBN 978-0-89680-475-3 .
- Хукер, МБ (1 января 2002 г.). Закон и китайцы в Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 978-981-230-125-3 .
- Юргенсмайер, Марк ; Крыша, Уэйд Кларк (2011). Энциклопедия мировой религии . Публикации SAGE. ISBN 978-1-4522-6656-5 .
- Кирнан, Бен (1 октября 2008 г.). Кровь и почва . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-13793-4 .
- Ли, Джонатан ХХ (2014). Диаспора Юго-Восточной Азии в США: воспоминания и видения, вчера, сегодня и завтра . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-44386-979-9 .
- Мостиллер, Маримас Хосан (2021). «Связь азиатского коренного населения, статуса беженцев и азиатского колониализма поселенцев в случае коренных беженцев-мусульман-чамов». Журнал Амеразия . 47 (1): 112–118. дои : 10.1080/00447471.2021.1990001 . S2CID 245274893 .
- Накамура, Ри (2020). Этническое путешествие: в поисках чама Вьетнама . Издательство Кембриджских ученых . ISBN 9781527543096 .
- Нгуен, ТТТ (2021 г.). «Этнические стереотипы в центральном высокогорье Вьетнама: взгляды студентов из числа меньшинств». Социологические исследования онлайн . 27 (2): 452–469. дои : 10.1177/13607804211015820 . S2CID 237876655 – через SAGE Publishing.
- Нгуен, ТТТ (2022 г.). «Образовательный лингвистизм: языковая дискриминация учащихся из числа меньшинств во вьетнамских общеобразовательных школах». Языковая политика . 21 (2): 167–194. дои : 10.1007/s10993-021-09601-4 . S2CID 239164493 – через Springer Publishing.
- Салим, Марьям. (2005) «Законы Кедаха, 220 хиджры» Перевод текста со сценария джави на сценарий руми Деван Бахаса дан Пустака, Малайзия.
- Шлизингер, Иоахим (11 января 2015 г.). Этнические группы Камбоджи Том 3: Профиль австро-тайских и китаеязычных народов . Буксманго. ISBN 978-1-63323-240-2 .
- Тай, Ван Тай (1988). Вьетнамская традиция прав человека . Институт восточноазиатских исследований Калифорнийского университета. ISBN 978-1-55729-002-1 .
- Тарлинг, Николас (1999). Кембриджская история Юго-Восточной Азии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-66370-0 .
- Тейлор, Филип (2007). Чамские мусульмане дельты Меконга: место и мобильность на космополитической периферии . НУС Пресс. ISBN 978-9971-69-361-9 .
- Твишиме, ИП (2022), «В поисках азиатско-американского наследия: к критическому и сознательному учебному плану обучения за рубежом» , в Уокере, Девин Л.; Лайонс, Линда М.; Воот, Сенека (ред.), Исторически недостаточно представленные преподаватели и студенты в сфере образования за рубежом: странствуя там, где мы принадлежим , Springer Publishing, стр. 235–256, doi : 10.1007/978-3-031-13056-4_11 , ISBN 978-3-03113-055-7
- Уикс, Роберт С. (1992). Деньги, рынки и торговля в ранней Юго-Восточной Азии: развитие местных денежных систем до 1400 года нашей эры . Публикации ПДУЭР. ISBN 978-0-87727-710-1 .
- Да, Эдмонд; Мацуока, Фумитака; Ли, Джонатан ХХ (2015). Азиатско-американские религиозные культуры [2 тома] . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-330-9 .
- Йоу, ХК; Габриэль, Эбигейл К.; Окадзаки, Сумие (2022). «Прогресс исследований в области азиатско-американской психологии с использованием теории азиатской критической расы и азиатско-американистской точки зрения». Журнал гуманистической психологии . 62 (4): 563–590. дои : 10.1177/00221678211062721 . S2CID 245465232 .
Внешние ссылки
- СМИ, связанные с народом чам, на Викискладе?
- Британские чамы
- Мицрайм, Ислам. Мусульмане Чамы: освобождать, а не изгонять. На Ислам.нет. 15 сентября 2012 г. Проверено 26 февраля 2013 г.
- Чамские мусульмане в дельте Меконга Книга Филипа Тейлора об истории поселений, религии, экономической жизни и политических отношениях чамских мусульман в дельте Меконга во Вьетнаме.
- Материалы семинара по Чампе
- Вьетнамско-чампаские отношения и малайско-исламская региональная сеть в XVII—XIX вв.
- Выжившие в утраченной цивилизации
- Чамские мусульмане: взгляд на мусульманское меньшинство Камбоджи
- Чамские мусульмане Индокитая
- о народе чам, живущем в провинции Ратанакири, Камбоджа. Статья Антонио Грасеффо
- о рыбаках Чам, живущих недалеко от острова Меконг, Камбоджа. Статья Антонио Грасеффо
- Резьба по камню в Байоне в Камбодже, изображающая битву между кхмерами и чамами.
- Лицо ислама в буддийской стране , Мурат Караали, Phnom Penh Post, январь 1995 г.
- Chamstudies , новый сайт на Chams
- Изображение мусульманских девушек-чамов [ постоянная мертвая ссылка ]
- Радио Сапчам
- Чамский народ
- Коренные народы Юго-Восточной Азии
- Этнические группы в Камбодже
- Индуизм в Камбодже
- Этнические группы в Малайзии
- Этнические группы в Юго-Восточной Азии
- Индуистские общины
- Этнические группы в Таиланде
- Этнические группы во Вьетнаме
- Беженцы в Малайзии
- Ислам в Камбодже
- Индуистские этнические группы
- мусульманские общины
- Индуизм во Вьетнаме
- Этнорелигиозные группы в Азии
- Ислам во Вьетнаме