Jump to content

Восстание Катип Сумат

(Перенаправлено с Катипа Сумата )
Восстание Катип Сумат
Дата 1833 – начало 1834 г.
Расположение
Результат Восстание подавлено, край разорен.
Начало восстания Джа Тхак Ва
Воюющие стороны

Моджахеды народа Чам , мусульмане Чуру , камбоджийские мусульманские боевики.

Большинство из них были боевиками-суннитами.
небольшое количество Бани Чам
Династия Нгуен
Командиры и лидеры
Клерк Сумат
г-н Лик
Куак Рива
Джа Так Ва
Минь Манг
Ле Трунг Нгуен (губернатор)
Сила
Неизвестный 1000 имперских солдат, несколько тысяч вьетнамских (кинь) ополченцев и военизированных формирований. [ 1 ]

Katip Sumat восстание ( вьетнамский : Phong trào Hồi Giáo của Katip Sumat ) — восстание в Южном Вьетнаме в 19 веке . Его возглавил лидер чамских мусульман Катип Сумат. Это единственная когда-либо зарегистрированная война джихада с участием Вьетнама. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Остаток Королевства Чампа в небольшом анклаве в юго-восточной части материковой части Юго-Восточной Азии, Пандуранга , известный вьетнамцам как княжество Тхун Тхань , был аннексирован вьетнамцами из владений лорда Нгуена в 1692 году, которые сделали его вассалом вместо того, чтобы включить его. . [ 6 ] Во время восстания Тайсона (1771-1789), когда Нгуен были свергнуты, король Пандуранги По Тисунтирайдапуран перешел в союз с повстанцами Тайсона. [ 7 ] К 1793 году Пандуранга фактически стала вассальным государством-клиентом Нгуена, который позже завоевал весь Вьетнам в 1802 году. Первый император Нгуена, Гиа Лонг, пытался сохранить Пандурангу в качестве вассального государства. Его преемник, Минь Манг, абсолютист, хотел аннексировать и ассимилировать последнее образование Чам. Однако он столкнулся с проблемами со стороны вице-королевств Сайгона и Ханоя, а также с растущим сопротивлением чамов. [ 8 ]

Ислам начал распространяться в Чампе с 11 века, становясь более популярным после завоевания Чампы вьетнамцами в 1471 году. Он заменил или смешал традиционные индуистско-чамские обычаи. Большинство чамских мусульман в Центральном Вьетнаме, включая королевскую семью, были последователями бани или локализованными чамскими шиитами и до сих пор продолжают исповедовать индуистско-чамские традиции, в то время как, с другой стороны, чамские мусульмане в дельте Меконга и Камбодже составляли большинство суннитов. Динамичное вездесущность народа чам и его диаспор, разбросанных по всей Юго-Восточной Азии, остается серьезной проблемой для каждого правителя Вьетнама, а также Камбоджи.

В августе 1832 года, после смерти своего главного врага, вице-короля Ле Сайгона Ван Дуйе , вьетнамский Минь Манг триумфально аннексировал Пандурангу и удерживал последнего короля чамов По Пхаока в качестве королевского заложника при дворе Хюэ . Минь Манг заставил чамов объединиться, а также очистил инакомыслие и сторонников Ле Ван Дуйе. Чиновник Кхам Монг (обобщенный как «временно назначенный») был отправлен в Пандурангу в качестве нового магистрата для наказания чамов, которые подозревали в поддержке Дуйета. [ 9 ]

Несколько чиновников Чама были заключены в тюрьму, отправлены в ссылку или казнены, а их имущество было конфисковано. [ 10 ] Вскоре после чистки офис Кхам Монг приказал чамам отказаться от своей культуры и практиковать вьетнамские обычаи. Они запретили чамбани и суннитам праздновать месяц Рамадан, а индуистам чам поклоняться своим предкам, полностью устранив традиционную социальную иерархию чамов. [ 11 ] Вьетнамское управление также приказало провести полную быструю ассимиляцию чамов, интегрировать Пандурангу во вьетнамскую администрацию, ввести высокие налоги, социальные структуры, землю, военные услуги и назначить жестокие наказания для тех, кто осмелится сопротивляться. [ 12 ] [ 13 ] Тем не менее, эта политика была лишь усилить недовольство чамов и их сопротивление жестокому порабощению Вьетнама.

Катип Сумат, камбоджийский чам-хатиб, изучавший ислам в Келантане , Малайский полуостров , был возмущен, услышав новость о том, что Чампа была аннексирована двором Хюэ в 1832 году и что вьетнамцы деспотично правили старой Пандурангой. Чамские источники не указывают конкретную биографию Сумата, поэтому неясно, был ли он на самом деле священнослужителем или только религиозным студентом. Он покинул Келантан и вернулся в Камбоджу в начале 1833 года, которая в то время находилась в состоянии анархии и была оккупирована Вьетнамом. Сумат собрал своих последователей, в основном состоящих из камбоджийских чамов и малайцев, тайно переправившихся в Пандурангу, чтобы организовать восстание против двора Хюэ и вернуть себе независимость чамов. [ 14 ] Однако его план был скомпрометирован вскоре после того, как чиновник чамского индуизма по имени По Кабаит Туак , опасаясь возмездия, сообщил о потенциальном восстании Сумата во вьетнамский суд. В ответ Минь Манг немедленно потребовал арестовать всех предполагаемых чамских сторонников Катипа Сумата, но это оказалось плохим сбором информации судом Хюэ, в результате которого позже все подозреваемые были освобождены, а Туак был казнен вьетнамским судом за «совершение ложное обвинение». [ 15 ]

Тем не менее Сумат был расстроен и думал, что «некоторые из чамских джентльменов предают его», и намеревался с неохотой отказаться от движения. Но его сторонники пытались убедить его продолжать возглавлять восстание. В конце концов, катип согласился возобновить движение, но выбрал более радикальный исламистский путь вместо первоначальной цели национального освобождения под исламским знаменем. [ 16 ]

Чтобы подготовиться к восстанию, Катип Сумат собрал своих последователей на горе из шлака под названием Айх Амрак в провинции Онг Най в качестве своей оперативной базы Санг Масджид , проповедуя Коран и распространяя исламизм, собирая мусульман разного происхождения. Затем Сумат отправил своих последователей в Центральное нагорье, чтобы обучать исламу жителей деревень Чуру и Джарай и набирать новых бойцов, требуя от своих последователей «абсолютной верности Аллаху и исламу». Его силы также убили и похитили лидеров Чам Бани, которые выступали против его радикальной пропаганды ислама. [ 17 ]

Восстание в Южном Вьетнаме

[ редактировать ]

Отвергнув все просьбы Мин Манга о сдаче, [ 18 ] Летом или неизвестным месяцем 1833 года Катип Сумат и его войска начали всеобщее восстание на большой территории Южного Вьетнама, от Ниньтхуана до Донг Най: Туан Лик в Фанри , Куак Рива в Лонг Хонге ( Ба Руа ) и Джа В Тхак Ва в Фан Ранг все подняли флаги с увеличенными на них двумя чамскими словами «По Расак» (образно: «Его Великое Славное Чудесное», подразумевающее либо Аллаха , либо пророка Мухаммеда). Восстания возникли во многих городах, атаковав вьетнамские налоговые центры и военные гарнизоны. [ 19 ] Основными целями Сумата было сначала освободить Чампу от вьетнамского правления, затем распространить ислам дальше на полуострове Индокитай, попытаться создать исламский Вьетнам, используя идеологию «воинствующего исламизма» (джихадизма), которая в то время была относительно новой в контексте Юго-Восточной Азии. . [ 20 ] [ 21 ]

Мгновенным ответом Минь Манга стала отправка 1000 хорошо оснащенных королевских солдат для подавления восстания, а также мобилизация гражданского населения Кинь в Бинь Туане в отряды ополчения для присоединения к правительственным силам. [ 19 ] Оказавшись между судом Хюэ и исламистским восстанием, мирные жители Чама стали объектами зверств вьетнамцев. Вьетнамские войска устроили хаос в этих районах, сожгли дотла деревни чамов (особенно прибрежные деревни, чтобы помешать мирным жителям бежать за границу) и уничтожили большое количество невинных мирных жителей. Вьетнамские ополченцы Кинь - гражданские лица и мародерствующие банды воспользовались моментом хаоса, убивая мирных жителей Чамов в одиночку, чтобы «искупить» личную и этническую враждебность, захватывая и сжигая сельскохозяйственные угодья Чамов. [ 22 ]

Число погибших и масштабы разрушений были ужасающими, этот район и большинство его деревень и городов были сильно опустошены. В то же время Минь Манг проводил изоляционистскую политику закрытых дверей , не позволяя людям выходить наружу, ограничивая внешнюю торговлю и миссионерскую деятельность. [ 23 ] Внешний мир совершенно не знал о кровавой бойне, происходящей в бывшей Чампе. [ 24 ] Полагая, что По Увала Аллах всегда благословит и защитит их для победы, катип и его войска не были готовы к параноидальному возмездию двора и развязанным ужасам и отступили в высокогорье на западе, но все же приказали восстаниям в низменностях продолжать борьбу против солдаты правительства. [ 24 ]

В таких обстоятельствах Минь Манг затем попытался облегчить процесс ассимиляции чамов, перейдя к осуждению быстрого распространения ислама и воинствующего исламизма в Южном Вьетнаме. Его повесткой дня стало «предотвращение исламского экстремизма» вместо предварительной «ассимиляции чамов», поиск своего рода разногласий и сектантских споров среди чамов, что обеспечило ему поддержку со стороны умеренных чам бани и чамских индуистов. [ 25 ] тем самым ослабляя позиции исламского движения.

Среди руководства восстания Катип Сумат начала расти хрупкость. [ 26 ] Лидер движения Авал Джа Тхак Ва – умеренный священнослужитель Чам-шиитского бани – протестовал против радикальной фанатичной фракции Катипа Сумата. В документах Чама утверждается, что споры между Джа Так Ва и Суматом были связаны с критикой того, что Сумат перехватил национально-освободительное движение и превратил его в свою собственную кампанию по распространению ислама и созданию исламского государства во Вьетнаме, в то время как целью Джа Так Ва было восстановление Чамского государства. государство наряду с индуистско-банскими традициями. [ 27 ] Сумат выступил против и предпринял маневр, чтобы исключить Джа Так Ва из движения, обратившись в суд Хюэ с просьбой арестовать Джа Так Ва. Сумат также напал на других лидеров движения в борьбе за власть. [ 28 ] Вскоре Джа Тхак Ва решил отделиться от Сумата и сформировал свой фронт сопротивления, сосредоточив внимание на освобождении чамов от вьетнамских правил, а его движение сплотило все народы, независимо от религии и этнической принадлежности, для восстания против вьетнамского суда. Восстание Джа Тхак Ва считалось более популярным и опасным для двора Хюэ. [ 29 ] [ 30 ] Из-за отсутствия единства и народной поддержки к концу 1833 или началу 1834 года восстание Катип Сумата либо было подавлено само по себе, либо подавлено правительственными войсками, а сам Сумат исчез со сцены. [ 31 ]

  1. ^ По 2013 , с. 139, CM [Рукопись/Документ Чама] 24, стр. 168–169.
  2. ^ Жан-Франсуа Юбер (8 мая 2012 г.). Искусство Чампа . Паркстоун Интернэшнл. стр. 25-. ISBN  978-1-78042-964-9 .
  3. ^ «Ритуал Раджа Праонга: память о море в отношениях чам-малай» . Чам Юнеско . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 25 июня 2015 г.
  4. ^ (Извлечено из книги Труонг Ван Мон, «Ритуал Раджа Праонг: память о море в отношениях чам-малай», в книге «Память и знание моря в Южной Азии», Институт наук об океане и Земле, Университет Малайи, серия монографий). 3, стр. 97–111. Международный семинар по морской культуре и геополитике и семинар по музыке и танцам Баджау Лаут, Институт наук об океане и Земле и факультет искусств и социальных наук Малайского университета, 23–24/2008).
  5. ^ Дхарма, По . «Восстания Катипа Сумата и Джа Тхак Ва (1833-1835)» . Чам сегодня . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 25 июня 2015 г.
  6. ^ Po 2013 , pp. 78–79.
  7. ^ Вебер 2012 , с. 163.
  8. ^ Po 2013 , pp. 95–107.
  9. ^ Po 2013 , p. 123.
  10. ^ Po 2013 , p. 124.
  11. ^ Po 2013 , p. 125.
  12. ^ Po 2013 , pp. 126–28.
  13. ^ Po 2013 , pp. 129–33.
  14. ^ Po 2013 , p. 136.
  15. ^ Po 2013 , p. 137.
  16. ^ Po 2013 , pp. 137–138.
  17. ^ Po 2013 , p. 138.
  18. ^ Po 2013 , p. 138; CM 32 pp. 105–106; CM 24 p. 165.
  19. ^ Jump up to: а б Po 2013 , p. 139.
  20. ^ Вебер 2012 , с. 165.
  21. ^ Po 2013 , p. 138; CM 32, p. 133.
  22. ^ Po 2013 , p. 140.
  23. ^ Вебер 2012 , с. 171.
  24. ^ Jump up to: а б Po 2013 , p. 140, ibid.
  25. ^ Po 2013 , p. 141.
  26. ^ Po 2013 , p. 145.
  27. ^ Po 2013 , pp. 143–144, 153.
  28. ^ После 2013 года , с. 146, СМ 24, с. 168–189; СМ 32, стр. 103–105.
  29. ^ Po 2013 , p. 147.
  30. ^ Брукмайр 2022 , с. 210.
  31. ^ Po 2013 , p. 143.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d692bf6ecac4ccf08c2488e83d8fe51__1718290500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/51/1d692bf6ecac4ccf08c2488e83d8fe51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Katip Sumat uprising - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)