Jump to content

Княжество Тхуан Тхань

Княжество Тхуан Тхань
город Тхуан Тхань
Пандуранга / Хищник
Панран / Фан Ранг [ 1 ]
1695–1832
Расположение княжества Тхун Тхань (1757 г.)
Расположение княжества Тхун Тхань (1757 г.)
Капитал Пан Кинг
11 ° 10'26 "N 108 ° 33'58" E  /  11,17389 ° N 108,56611 ° E  / 11,17389; 108,56611
Общие языки Чам
( Ахар Тра и Джави )
малайский
Чрю
Роглай
вьетнамский
Религия
чамов Народная религия , индуизм (чам-баламон), шиитский ислам бани , суннитский ислам , буддизм
Правительство Монархия под вьетнамским господством , затем Избирательная монархия (1793–1832).
Король  
• 1695–1727
Po Saktiraydapatih
1828–1832 гг. (последний правитель чамов)
После Фаока
Историческая эпоха Ранний модерн
Учредил
1695
• Поглощен Вьетнамской империей.
1832
Нео-Чампа (Дружелюбный сторож)
1834–35
Население
• 1750
500,000
Предшественник
Преемник
Пандуранга
Династия Нгуен
Сегодня часть Вьетнам

Княжество Тхун Тхань , широко известное чамам как Пандуранга или Прангдаранг , [ 2 ] неологизм Пандуранга Чампа — последнее государство Чам , сосредоточенное вокруг современного города Фан Ранг на юге центрального Вьетнама. И Тхуан Тхань с вьетнамскими взглядами, и Пандуранга взаимно использовались для обозначения последнего государства Чам. Упадок и угасание Чампы произошли не за короткий период. Вместо этого в течение длительного периода, с конца 17 века до 1832 года, Пандуранга была специальным государством -сателлитом различных вьетнамских владений, но все же сохраняла свою слабую независимость. После восстания чамов в 1692–1694 годах и давления со стороны короля чамов По Сактирайдапати , южновьетнамский лорд Нгуен Фук Чу отменил аннексию Пандуранги и возродил королевство Чампа под именем Трун Тхуан Тхань или Княжество Тхуан Тхань, фактически превратив его в состояние клиента владения Нгуен на протяжении 18 века. Постоянные волнения, социальные волнения и восстание Тайшон в Дайвьете привели к свержению правящих владений Нгуен и Трин, а также династии Ле в конце 18 века, и пока бушевали гражданские войны между вьетнамскими фракциями, княжество Тхун Тхань продолжало существовать до лета. 1832 год, когда вьетнамский император Минь Манг аннексировал и включил королевство Тхуан Тхань в свою территорию, решительно ознаменовав окончательный упадок тысячелетних королевств Чампа . [ 3 ]

Тхуан Тхань с 1695 по 1774 год.

[ редактировать ]

Пандуранга Чампа под сюзеренитетом Нгуена (1695–1774)

[ редактировать ]

В 1712 году лорд Нгуен Нгуен Фук Чу и король По Сактирайдапатих подписали договор на пять сроков, ознаменовавший последний этап Чампы, поскольку она стала государством-клиентом королевства Нгуен. [ 4 ] В сумерках господства Нгуенов Пандуранга дезориентировалась из морского королевства в полностью изоляционистское королевство, погрязшее в диктате Нгуена. Чампа потеряла свою процветающую религиозную и торговую сеть с остальным малайско-исламским миром. Малайское влияние в Чампе быстро рассеялось. Традиции чамского мореплавания постепенно угасали. После разрыва между Пандурангой и исламским миром исламизация в Пандуранга Чампа пошла по пути локализации.

Нгуены приняли поселенческий колониализм, открыв пути к (вьетнамскому) поселению Кинь в Пандуранге. Вьетнамцы подчинялись двору Нгуена, в то время как королевскому двору Чамов едва было предоставлено право управления народом Чам. [ 3 ] Среди этой группы меньшинства новых поселенцев было чувство эгоистического культурного превосходства по отношению к народам, не принадлежащим кинь, после порабощения Пандуранги и коренных племен, когда они смотрели свысока на чамов и подданных, не принадлежащих кинь. [ 5 ] Некоторые из них были флибустьерами и могли вести свой бизнес в обход законов Чама, не подвергаясь преследованию со стороны чамской судебной власти. Даже король чамов не имел над ними власти. [ 6 ] Жизнь в Пандуранге постепенно превратилась для чамов в уныние.

К 1695 году деревни Кинь и слабоуправляемые деревни без четкой границы внутри Пандуранги появились в Анфоке, к западу от Фанранга ; Хам Тхуан ( Фантхьет , где располагалась штаб-квартира Бинь Тхуан); Хоа Да (к востоку от Фан Ри) и разбросаны по сельской местности Чам, всего около 200 деревень. [ 7 ] Земли и милостыня были жестоко отняты у коренных жителей. Под политической защитой суда Нгуена поселенцы Кинь сделали все, чтобы захватить активы чамов. Гнусные дилеры Кинь обычно занимались ростовщичеством с процентной ставкой 150% годовых как для чиновников Чама, так и для людей Чама, что приводило к тому, что многие местные семьи не могли позволить себе попасть в злонамеренные долговые ловушки и нищету, в то время как поселенцы Кинь получали выгоду и укрепили свои экономические приобретения и финансовое доминирование. [ 6 ] [ 8 ] Кроме того, после 17 века информация о коренных народах горной местности стала более обширной. Это может быть результатом расширения политического доминирования Вьетнама в этом регионе. В то же время чамы были наняты Вьетнамом в качестве бюрократов для управления коренными народами; сбор налога; предоставляя драгоценные продукты и барщинный труд вьетнамским повелителям, как это уже давно имели чамы во взаимоотношениях с коренными горными народами. [ 9 ]

В 1728 году восстание чамов против угнетения Нгуена в Пандуранге было быстро подавлено. [ 10 ] Еще одно восстание чамов, возглавляемое Дун Бао Лаем и Диопом Ма Лангом, вспыхнуло в 1746 году, но было быстро подавлено войсками вьетнамского гарнизона из Нячанга . [ 11 ]

Начало общин чамов в дельте Меконга.

[ редактировать ]

Мусульмане чамы, которые бежали от оккупации Нгуена и должны продолжать нарушенную связь между чамами, малайцами и исламом, а также беженцы из Вьетнама, мигрирующие в дельту Меконга и прибрежную Камбоджу. Чам-малайские поселенцы в Камбодже и западных уголках дельты Меконга в 18 веке начали создавать общины и религиозные сети вокруг Чау Дока и Ха Тиена. Они поддерживали прочные связи с камбоджийскими чамами, большинство которых перешло на персидско-арабское письмо джави для письма. [ 12 ]

Сегодня чамы дельты Меконга используют как джави, чамский вариант арабского языка, так и латинизированный чам для своего народного письма. [ 13 ] Также в наши дни чам-сунниты/западные чам-джамаа (сообщества) Анзянга , дельты Меконга и Камбоджи часто высказывают бани мнение, что сунниты более позитивно образованы, учёны и религиозно выше из-за своей ортодоксальной веры и правильное отстаивание учения ислама, в то время как чамбани часто упрекают чам-суннитов за пренебрежение традиционной чамской культурой и историей чамов, отказ от традиционных традиций. сценарий акхар трах чам и отказ от ритуала мук кей (духов предков), [ 14 ] основы этнической идентичности чамов. [ 15 ] В дельте Меконга исповедование ислама, вероятно, делает человека чамом однозначно более важным, чем человек чамского происхождения. [ 16 ] В своей книге Накамура предполагает, что этническая идентичность чамов в дельте Меконга построена и узаконена вокруг религии ислама. [ 17 ]

Вождь правящей династии Мак Хатьен , Мак Куу , вассал Камбоджи, располагал сильной ортодоксальной мусульманской общиной суннитов чамов и малайцев, включая элементы суфизма и шафи . Постепенно чамы дельты Меконга смешались с общинами камбоджийских чамов. Камбоджийские чамы сохраняют уникальную исламскую традицию, в которой соединились чамские, кхмерские и малайские влияния. [ 18 ] В 1757 году буддийский лорд Нгуен Фук Хоат начал преследование подавляющего христианского населения Сайгона , сжег несколько церквей и вынудил христиан бежать в Хатьен и Сиам. [ 19 ] Хатьен был оккупирован Тайшоном в 1777–1789 гг. В 1794–1795 годах на Хатьен совершил набег малайский флот, состоящий из 17 джонок Сиак Султана Сайида Али. [ 20 ] Ха Тьен все еще имел малайское присутствие до середины 19 века. [ 21 ]

Тхуан Тхань в период Тайшон

[ редактировать ]

Во время восстания Тайсона (1771–1789), когда Нгуен были свергнуты, разногласия среди чамской элиты резко возросли: одна фракция выступала за позицию сторонников Тайсона, а другая противоположная - за сторону Нгуена. Пандуранга был охвачен полем битвы внутривьетнамской гражданской войны. [ 22 ] Тай Сон ненадолго вторгся в Пандурангу в 1773 году, а затем в 1777 году двинулся дальше на юг. [ 23 ] С 1783 по 1786 год лидер фракции сторонников Тай Шона принц По Сей Брей был пожалован Тай Соном губернатором Пандуранги. [ 24 ] Его брат По Тисунтраидапуран перешел на сторону повстанцев Тайшон, правя в качестве короля про-Тейсонской Пандуранги с 1786 по 1793 год. [ 25 ] [ 26 ]

В 1792–1793 годах во время последующей войны Тайшон-Нгуен Нгуен Ань и его сторонники отбили Пандурангу у Тайшона. Король По Тисунтраидапуран был схвачен силами, поддерживающими Нгуен Чама, во главе с По Ладхуанпугу , затем был осужден за поведение, направленное против Нгуена, и получил смертный приговор в Онг Най . [ 27 ] Многие беженцы Чам бежали в Камбоджу. Туан Фаоу , мусульманский лидер, предположительно родом из Макаха, Келантан, возглавил восстание против Нгуена в 1795-1796 годах. В условиях безудержной нестабильности и возмущения он, как сообщается, вывез многих мусульманских боевиков-суннитов (джава-кур) из Камбоджи обратно во Вьетнам. [ 28 ]

Дальнейшая вьетнамская колонизация дельты Меконга: поселения Чам-Малай

[ редактировать ]

Во второй половине 18-го века, чтобы расширить свой экономический потенциал и развитие на границах, нгуены привели многих камбоджийских эмигрантов-чамов и малайцев, чтобы они поселились на своих военных плантациях (đôn điên) в дельте Меконга, особенно в Тайнинь и Чау. Đốc . [ 29 ] [ 30 ] В документах Нгуена они часто рассматривались как Чам или Чам Ча Ва (藍爪哇, Чам-Ява/Чвеа), подразумевая, что они были камбоджийскими эксилархами чамов, которые в прошлом бежали из Чампы в Камбоджу, а не прибыли напрямую из Чампы. Не было четкой разницы в обращении к малайцам в Камбодже и малайцам, пришедшим с Малайского полуострова и Индонезийского архипелага; их просто называли Đô Bà (闍婆). [ 31 ] Эти транснациональные чамские и малайские поселения сыграли решающую роль в более поздней вьетнамской аннексии Камбоджи в 1810-1840 годах, поскольку считалось, что они использовались вьетнамцами для консолидации контроля Нгуена над кхмерскими территориями и дельтой Меконга в целом. [ 32 ]

Последние годы Пандуранги

[ редактировать ]

Сатрапия Пандуранги

[ редактировать ]
Пандуранга Чампа (Циомпа) на карте Ост-Индии и Юго-Восточной Азии Джона Кэри 1801 года.

В 1793 году король Тисунтраидапуран был понижен в должности, а затем казнен, его заменил поддерживающий Нгуен чиновник По Ладхуанпугу (годы правления 1793–1799). [ 33 ] [ 27 ] С тех пор монархия Чамов превратилась в квазисатрапию с назначенным правителем вместо того, чтобы управляться наследственной династией. [ 34 ] После победы над Тайсонами и завоевания всего Вьетнама Нгуен Ань был возведен на трон как император Гиа Лонг из новой вьетнамской династии Нгуен. Он восстановил администрацию своего королевства и назначил своих верных военных товарищей чамского происхождения автономно управлять Пандурангой. Пандуранге был предоставлен экстерриториальный статус. [ 35 ] [ 25 ] Суд Чам был обязан предоставить привилегии поселенцам из числа этнических кинь в Пандуранге и должен оказать военную помощь суду Хуэ, как только его об этом попросят. Ресурсы Пандуранги во многих отношениях были главным объектом эксплуатации вьетнамского двора. [ 36 ]

Кроме того, правитель Чама должен был каждый год предоставлять вьетнамскому двору барщину для двора Хуэ, как и суд Гиа Лонга, несмотря на то, что Гиа Лонг настоятельно заявил, что Пандуранга не является вьетнамской провинцией или частью его королевства. [ 37 ]

Тхуан Тхань под руководством Джиа Лонга (1802–1820)

[ редактировать ]

Под властью первого правителя нового Вьетнама Пандуранга претерпела значительные изменения в своем политическом направлении и статусе. Сохраняя свою автономию от вьетнамского благотворителя, политическая элита Чам все активнее сотрудничала с вьетнамским двором Хуэ и клялась ему в бесспорной лояльности, помогая расширить вьетнамское влияние за пределы политики и общества Пандуранга-Чампы. Правящий класс и аристократия Чамов, как комментирует Мохамед Эффенди, были не в состоянии внести изменения, которые повлияли бы на их социальный статус, и были более готовы подчиняться вьетнамскому господству, а не пытаться бороться против нового порядка. Таким образом, Пандуранга Чампа сама по себе быстро таяла.

В 1799 году Ладуанпугу умер. По Саонг Нхунг Ченг (годы правления 1799–1822), мелкий чиновник и один из первых товарищей Зия Лонга, был назначен королем Пандуранги и получил имя Чонг Кыо (Ценг Кей - господин). [ 34 ]

Минь Манг против Ле Ван Дуйе (1820–1832)

[ редактировать ]

На смену Джиа Лонгу пришел его четвертый сын Минь Манг (или Минг ни Манг на диалекте восточного чама). [ 38 ] Он был поклонником китайской культуры, студентом-конфуцианцем и автократом-садистом-макиавеллистом. Его стиль правления характеризуется репрессивной политикой в ​​отношении иностранцев (особенно из Европы) и нетерпимостью к разнообразию, инакомыслию и группам меньшинств в его собственном королевстве. [ 39 ] Неоконфуцианский фундаменталистский суд Нгуена запретил почти всю торговую деятельность и дипломатию между Вьетнамом и внешним миром. Правление Минь Манга во Вьетнаме было также отравлено непрекращающимися волнами застоя, эпидемиями, восстаниями, социальными потрясениями и войнами во Вьетнаме и с соседним Сиамом, главным образом основанными на его жестких принципах. [ 40 ]

Досовременный Вьетнам в начале 19 века ни в коем случае не был централизованным королевством. Первой процедурой Минь Манга было повторное управление Вьетнамом и усиление централизации. Он питал личную и политическую неприязнь к вице-королям Ханоя и Сайгона, а также визирам Ле Шату и Ле Ван Дуйе , но не высказывался открыто. [ 41 ] [ 42 ] Великие губернаторы скептически относились к Минь Мангу и пытались помешать его расширению власти, фактически втягивая Чампу в политическую конфронтацию Минь Манга и Ле Ван Дуйета. [ 43 ] На юге вице-король Сайгона Дуйет оказался гораздо более влиятельным и влиятельным в Пандуранге и дельте Меконга , его сфера влияния и связи с Чакри Сиамом и католическими миссионерами напугали Минь Манга, который очень беспокоился о своей абсолютной власти и был готов к консолидируйте административную часть и удалите вице-королевства и другие конкурирующие фракции. [ 44 ]

Начало сопротивления чамов

[ редактировать ]

Начиная с 1822 года с вновь назначенным королем По Кланом Ту (годы правления 1822–1828), [ 45 ] [ 46 ] Минь Манг начал сжимать хватку над Пандурангой. В ответ на нового правителя Вьетнама чамы также начали сопротивление Минь Мангу, осуждая нового правителя чамов за его растущее эхо и зависимость от вьетнамского двора, страх потерять свой суверенитет из-за вьетнамской подрывной деятельности, в то время как По Клан Тху становился де-факто марионетка Минь Манга. Напряженность в Пандуранге усилилась. [ 47 ] В 1822 году восстание под предводительством Джа Лидонга вызвало протест против вьетнамской поддержки шляхты Чам. [ 48 ] Беспокойство росло. Побережье Пандуранги находилось под полным контролем Вьетнама с 1822 года. К торговле с китайскими и британскими судами относились все скептически. [ 49 ]

Бесконечная эксплуатация, притеснения и угнетение укротили землю Пандуранги. Народы были перегружены работой и изнурены, добывая и перевозя экзотические породы древесины и изумруды с высокогорья, строя плотины, корабли и инфраструктуру или строя дворцы для Минь Манга. Мужчин и женщин собрали для дефолиации лесов и расчистки вьетнамских военных гарнизонов. Поля были заброшены. [ 50 ]

Затем власти Вьетнама начали проводить перепись населения в Чампе, чтобы собрать демографические данные и повысить налоги. [ 51 ] Крестьянские хозяйства чамов были обложены высокими налогами на урожай, а те, кто не подчинялся ежегодной уплате этих налогов или уклонялся от уплаты налогов, подвергались аресту и пыткам на открытом воздухе в жаркую погоду в течение трех дней, страдая от обезвоживания или удушья до тех пор, пока не подчинились. [ 52 ]

Горцы столкнулись с еще большей расовой дискриминацией и строгими правилами суда Хуэ. Скорее всего, нгуены пытались посеять риторику и неприязнь между чамами и горцами, создавая этнический джерримендеринг. [ 53 ] В начале 19 века мужчины Чам и Чуру были вынуждены пойти в армию на 54 года по обычному графику. [ 54 ] Чамам не разрешалось строить корабли и ставить паруса. Вьетнамские власти также экспроприировали предприятия по производству соли и продуктов из соли (например, рыбных соусов) в Чаме, перераспределив их среди бизнесменов Кинь. [ 55 ] [ 49 ]

После того, как два примечательных антивьетнамских восстания Джа Лидонг (1822–1823 гг.) и восстание Ндуай Кабаит (1826 г.) потерпели неудачу, Минь Ман положил начало своей культурной политике вьетнамизации на Пандуранге с целью насильственной замены традиционной культуры Чамов вьетнамской придворной культурой. [ 56 ] [ 57 ]

Спор Минь Манг и Ле Ван Дуйета из-за Туан Тхань

[ редактировать ]
Несуществующее королевство (Ц) Чампа (в скобках) на карте Ост-Индии Генриха Киперта 1856 года.

В 1828 году По Пхаок Те (годы правления 1829–1832) был назначен новым королем Пандуранги после решения губернатора Дуйета. [ 58 ] и неизвестно, был ли новый король одобрен Минь Мангом. [ 59 ] Тем не менее чамы постоянно склонялись к Сайгону и предпочитали платить налоги губернатору Дуйету, а не Хуэ. Проницательный Минь Манг спросил, что, если Пандуранга был его вассалом, то немыслимо, почему они склонились к Сайгонскому вице-королевству, которое противоречит благосклонности короля и является актом предательства, несмотря на то, что руководство Чамов никогда не желало такого en mesonge. Однако губернатор Дуйет открыто уклонился от попытки Минь Манга захватить Пандурангу и ненадолго освободил чамов от требований Минь Манга. [ 60 ] В кампании Минь Манга по подчинению Пандуранги Дуйет был единственным препятствием. Оказавшись между двумя соперничающими вьетнамскими группировками, он предвещал победу над Чампой. [ 60 ] [ 61 ]

Видя выплату дани королем По Пхаок Те и все большую поддержку губернатора Дуйета, чиновники, поддерживающие Ху Чама, тайно сообщили об этом Минь Мангу. [ 62 ] [ 63 ] Не терпя этого, Минь Манг в начале 1832 года приказал вызвать По Тхаок Те, вынудив Пандурангу возобновить выплату дани и налогов непосредственно Хуэ. [ 64 ]

Аннексия Пандуранги Минь Мангом

[ редактировать ]

«...Король был свергнут. Королевство было разобрано. Молодежь была вынуждена подчиняться старшим. Племянники были обязаны разорвать семейные связи со своими дядями по материнской линии. Члены кланов были обязаны действовать как Кинь и [могли даже ] возбудить судебный иск против члена [sic] семьи. Высокопоставленные лица, независимо от титула и происхождения, были вынуждены носить вьетнамские штаны. Люди сильно пострадали и задавались вопросом, неужели это произошло. у тебя было будущее..."

[ примечание 1 ]

короля Сайгона В августе 1832 года, через три дня после смерти вице - Ле Ван Дуйе , помиловавшего Пандурангу на четыре года, Вьетнамский Минь Манг воспользовался случаем, приказав аннексировать Пандурангу и удержать действующего короля Чамов По Пхаока ( По Тхак Тхэ) в качестве королевского заложника во дворце Хуэ . [ 67 ] [ 68 ] [ 3 ] Королевство Чампа официально прекратило свое существование после почти 2000 лет существования. [ 69 ] [ 70 ]

Администрация Минь Манга немедленно ввела новую политику аккультурации и высокие налоги, постоянно намереваясь де-хамиизировать свою новую провинцию. Эта новая чрезмерная политика вынудила чамов принять практику вьетнамских придворных культурных (высокая китайско-вьетнамская культура) и религиозных стандартов; [ 71 ] образовательная, языковая и письменная идеологическая обработка, [ 72 ] что в совокупности известно как принудительная ассимиляция. Культурные репрессии против чамов и других коренных народов агрессивно продолжались, чтобы деморализовать их и вынудить бани отказаться от своей веры. Религии чамов, Бани и Баламон, были строго запрещены. Литургия была запрещена. Мечети были сровнены с землей. Рамаван и Ваха (Ид аль-Адха) были полностью запрещены. [ 73 ] Инакомыслящие и сторонники Ле Ван Дюйе также были подвергнуты чистке и искоренению. [ 74 ] Пандуранга была демонтирована и передана под управление собственно Вьетнама. [ 75 ] [ 76 ] Та же политика этнической ассимиляции Минь Манга проводилась не только в Пандуранге, но и с такими же темпами проводилась в Южном Вьетнаме и Камбодже. [ 77 ]

Чиновник Кхам Монг (буквально известный как «временно назначенный») был отправлен в Пандурангу в качестве главы новой магистратской должности, контролирующего суррогата Минь Манга. Он был разработан для изменения и контроля за новой нетерпимой политикой Минь Манга, чистки чамских лиц, подозреваемых в поддержке Дуйета. [ 78 ] Чтобы обеспечить функционирование своей авторитарной структуры в Пандуранге, Минь Манг разрешил ополченцам Кинь за пределами местных гарнизонов убивать трех чамов каждый день с вознаграждением и без покаяния. [ 79 ]

Пост-Пандуранга и последствия

[ редактировать ]

Жестокий захват Минь Манга в Пандуранге

[ редактировать ]
Французская карта Юго-Восточной Азии (созданная в 1836 году, через четыре года после вьетнамской аннексии Чампы), на которой нет никаких следов Чампа-Пандуранги.

Теперь, не встретив сопротивления в несуществующей Чампе, Минь Ман начал чистку в старой Пандуранге против чамов, которые присоединились к Ле Ван Дуйету. Несколько чиновников и священнослужителей Чама были привлечены к ответственности, заключены в тюрьму, отправлены в ссылку или казнены, а их имущество было конфисковано. [ 74 ] Вскоре после чистки офис Кхам Монг приказал чамам «исправить» и принудительно соблюдать вьетнамские обычаи. Они запретили Чам Бани и суннитам проводить месяц Рамаван, а Чам Ахиеру поклоняться предкам, вынуждая священнослужителей и имамов нарушать религиозные запреты, а также приказали полностью стереть традиционную социальную иерархию Чамов. Культура Чамов была агрессивно уничтожена. [ 80 ] В Камбодже Минь Манг создал два пехотных полка, состоящих исключительно из чамских и малайских новобранцев, состоящих из 1600 мусульманских солдат, для охраны своей новой провинции. [ 81 ]

Представительство Вьетнама далее приказало быстро ассимилировать чамов, подтолкнув Пандурангу к вьетнамской администрации. Были введены обязательные высокие налоги, социальные структуры, земельные программы, барщинный труд и военная служба. [ 82 ] Жестокие наказания были доступны для тех, кто осмеливался сопротивляться. [ 83 ] [ 84 ]

Сопротивление чамов и последствия

[ редактировать ]

Вспыхнула серия восстаний чамов. Хатиб Сумат, камбоджийский чам Бару и религиозный учитель, который мог изучать ислам на Малайзийском полуострове, был возмущен, услышав новость о том, что Минь Манг аннексировал Чампу. Он немедленно вернулся во Вьетнам и спровоцировал восстание, вдохновленное исламскими пророчествами, против Минь Манга. летом 1833 года [ 85 ] Восстание провалилось в начале 1834 года, поскольку Сумат потерял большую часть своих сторонников из-за Джа Тхак Ва , товарища бани из деревни Ван Лам, Нинь Туун , и одного из первых участников Сумата, который критиковал фанатичный исламский экстремизм и подхалимское поведение Сумата. [ 86 ]

Второе восстание Чамов (1834–35) возглавил Джа Тхак Ва и завершилось многоэтнической конференцией Чампа. [ 87 ] Революционерам Новой Чампы удалось успешно захватить многие города, отогнав армию Нгуена, и к весне 1835 года получить контроль над обширной территорией Центрального Вьетнама . [ 88 ] Удивительный Минь Ман отреагировал приказом своим войскам развязать кровавый террор над Чампой с целью запугать сторонников революции. [ 88 ]

После долгих боев и волнений Джа Тхак Ва и По Вар Палей были убиты вьетнамцами в мае 1835 года, а другие лидеры и члены движения были либо казнены, либо отправлены в рабско-трудовые лагеря. [ 89 ]

В июле 1835 года Минь Манг приказал казнить бывшего короля По Пхаок Те и вице-короля Сей Дхар Каока , которых, как сообщается, обвиняли в том, что они спровоцировали кощунственный заговор Ле Ван Хоя против суда путем медленного нарезания . [ 90 ]

Чтобы выпустить свой гнев, летом 1835 года Минь Ман объявил о разрушении Чампы. Чамские кладбища и королевские гробницы были разрушены и подверглись вандализму. Храмы были снесены. [ 91 ] храм короля По Рима Загорелся . Чамы были изгнаны со своих земель. Большинство чамских деревень и городов, особенно водных деревень вдоль побережья, были сровнены с землей и уничтожены. [ 89 ] Около семи-двенадцати деревень чамов были сровнены с землей. В чамском документе рассказывается: «Если вы пойдете вдоль побережья от Панранга [ 92 ] в Парик, вы увидите, принц и господин, что нет больше домов чамов (на побережье)». Следовательно, чамы полностью утратили традиции мореплавания и кораблестроения своих предков. [ 93 ]

Еще одно восстание чамов произошло в 1836 году, которое возглавили две сестры чам Тхи Тиет и Тхо Кан Оа, две королевского происхождения. [ примечание 2 ] Примечательно, что к сопротивлению присоединились и многие плодовитые члены высокой королевской семьи Пандуранги. В конце концов, чтобы предотвратить дальнейшие движения сопротивления чамов, Минь Манг решил вытеснить население чамов и рассеять их по местам рядом с деревнями кинь, одновременно перекрыв связь между чамами, живущими на равнине, и племенами горцев. [ примечание 3 ] [ 94 ] Коренные горные народы, их средства к существованию и их следы находились под пристальным наблюдением. [ 95 ] [ 96 ]

Преемники Минг Манга Тьеу Чи и Ту Дык отменили большую часть политики своего деда в отношении религиозных ограничений и этнической ассимиляции, и чамам было вновь разрешено исповедовать свою религию.

Новое время

[ редактировать ]

Колониальное временное явление и возобновление борьбы чамов в 20 веке.

[ редактировать ]

Когда приобретение Францией Вьетнама , а затем и Индокитая , в старой Пандуранге осталась лишь небольшая часть - 40 000 чамов. в конце 1880-х годов завершилось [ 97 ] Французская колониальная администрация запретила кинь дискриминацию и предрассудки в отношении чамов и коренных горных народов, положив конец вьетнамскому культурному геноциду чамов.

Во время Второй мировой войны вьетнамская монархия и французское колониальное господство были свергнуты. Вьетнам был разделен на две половины в 1955 году после Первой Индокитайской войны . в Сайгоне ( Республика Вьетнам Правительство Нго Динь Зьема ) захватило земли меньшинств для беженцев Северного Кинь и организовало расистские программы ассимиляции против этнических меньшинств. [ 98 ] Это привело к росту националистических настроений среди чамов и коренных народов Центрального Вьетнама, которые когда-то были жестоко порабощены Минь Мангом столетие назад, а затем почувствовали, что подвергаются насилию и дискриминации со стороны правительства Южного Вьетнама. [ 99 ] Во время войны во Вьетнаме некоторые чамские националисты присоединились к коммунистической НФЛ , а некоторые другие присоединились к FLC и FLHPC Front de Libéùration des Hauts Plateaux du Champa (Освобождение Хайленда и Чампы), позже были объединены в Front Unifieù de Lutte des Races Opprimeùes ( ФУЛРО) для организации политических и повстанческих действий против правительства Республики Вьетнам. [ 100 ]

Храмы и культурное наследие Чамов подверглись массовым разрушениям во время войны во Вьетнаме. Интенсивные бои и бомбардировки превратили великолепные храмы Чамов и остатки древних городов Чам по всей старой Чампе в руины, которые едва можно узнать. Многие тысячелетние святые места, такие как Мой Сын А1, были потеряны навсегда.

В период после войны во Вьетнаме правительство новой объединенной Социалистической Республики Вьетнам подавляло политическое инакомыслие, включая FULRO. [ 101 ] потому что организация была в равной степени антиправительственной, антикоммунистической и антивьетнамской (антикинь). Западные чамы подверглись безжалостной этнической чистке коммунистических красных кхмеров в конце 1970-х годов, в результате которой более 200 000 камбоджийских чамов, составляющих половину населения Камбоджи, были убиты на полях истребления КР. [ 102 ] [ 103 ] « Красные кхмеры» также пытались уничтожить культуру чамов в Камбодже, уничтожая религиозные школы, мечети, книги Корана и древние тексты о чампа, запрещая имена и язык чамов и полностью уничтожая камбоджийскую культуру чамов. [ 102 ] [ 104 ] Их величайшие страдания во время камбоджийского геноцида до сих пор не получили полного признания из-за проблем, связанных с преследователями и жертвами, проблематизированными националистической риторикой. [ 105 ]

Как административные единицы Вьетнама

[ редактировать ]

Провинция Фанранг

[ редактировать ]

В 1901 году указом генерал-губернатора Индокитая была создана провинция Фан Ранг (Пандуранга) , а затем переименована в Нинь Тхуан . Территория провинции Фанранг была основана на старой Пандуранге.

Карта провинции Фанранг (1909 г.)

Фан Ранг – Тап Чам

[ редактировать ]

В 1992 году вьетнамское правительство решило восстановить провинцию Ниньтхуан из провинции Тхуанхай со столицей в Фанранге — Тапчаме (Пандуранга). Фан Ранг – Тап Чам получил статус города с 2007 года. [ 106 ] Город стал центром поддержания чамской культуры, многие чамы сейчас проживают недалеко от столицы, что составляет значительную часть населения провинции (после кинь ). [ 107 ]

Текущее состояние чамов

[ редактировать ]

Сейчас чамы просто рассматриваются как одна из 54 этнических групп, составляющих надуманную «большую вьетнамскую семью», а не признаются коренными народами. Создание образа этнорелигиозного мира и партнерства является . основной задачей ВКП в ее этнических интересах Чамский ирредентизм или сепаратизм практически отсутствуют. Несмотря на это, возможности примирения так и не произошло. Правый активизм в поддержку меньшинств также отсутствует. Отношение большинства (вьетнамских) кинь к чамам и коренным народам Вьетнама с тех пор положительно не изменилось. Для большей части вьетнамского общества постоянное существование общин, не принадлежащих к народу Кинь, является отчуждающим и незнакомым со многими десенсибилизированными стереотипами. Для коренных горных народов Центрального нагорья ситуация усугубляется, поскольку их земли захватываются «цивилизаторскими силами» внутреннего колониализма Кинь, который значительно усилился с 1975 года. [ 98 ] Обычно интеграция в основное общество кинь является синонимом «цивилизованности» и законопослушности. Культура и фестивали Чамов были изменены с учетом культуры Кинь. [ 108 ] Большинство национальных ученых Вьетнама, в основном руководимых Коммунистической партией, и государственные средства массовой информации обычно отрицают или преуменьшают метафизическое существование этноцентризма, маргинализации, расового неравенства и дискриминации в недавнем вьетнамском прошлом и современном Вьетнаме, что приводит к упущению из виду широко распространенного институционального расизма. против чамов, кхмеров и коренных народов без каких-либо выговоров. В последние десятилетия предпринимались бессистемные попытки превратить руины Чама в туристические направления.

В нынешней национальной истории Вьетнама ни история чамов, ни история коренных народов не рассматриваются в действительности на основе их собственного или независимого повествования, а представляются лишь как «периферийная, дополнительная, ориенталистская часть» непропорционально преувеличенной вьетнамской «основной истории» (этноцентрической История Вьетнама). [ 109 ] Историческое и культурное значение чамов преуменьшается как часть коллективного наследия «вьетнамской нации», а памятники и реликвии чамов определяются как лишь части этого «национального наследия», предназначенного для туристической деятельности. [ 110 ] Пока культурное наследие чамов используется правительством СРВ для туризма, сострадательная история чамов становится менее распространенной среди современников, а их цивилизация просто забывается. [ 111 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ CM (рукопись Чама) 30-15, стр. 116. [ 65 ] Эти анонимные отчеты чамских рук, состоящие из прозаических рифм и различных глифов, были созданы простолюдинами, которые были очевидцами и пережили события в Чампе со своей собственной точки зрения. [ 66 ]
  2. ^ MMCY, VI, стр. 160–161
  3. ^ DNTLCB, XVI, с. 289
  1. ^ Нгуен, Нхан Тонг (2001). «Происхождение мест Дананг – Хойан – Нячанг – Фанранг». Журнал «Язык и жизнь» (на вьетнамском языке). 4 (66): 17 и 40.
  2. ^ вариант (коренная австронезийская форма) санскритского слова Пандуранга
  3. ^ Jump up to: а б с Накамура 2020 , с. 34.
  4. ^ Вонг 2011 , стр. 252–253.
  5. ^ Вонг 2011 , с. 254.
  6. ^ Jump up to: а б Лафонт 2007 , с. 198.
  7. ^ Po 2013 , pp. 80–81.
  8. ^ Po 2013 , pp. 82–83.
  9. ^ Накамура 2020 , с. 24.
  10. ^ Po 2013 , p. 82.
  11. ^ Вонг 2011 , с. 256.
  12. ^ Брукмайр 2019 , с. 86.
  13. ^ Накамура 2020 , с. 106.
  14. ^ Брукмайр 2019 , с. 30.
  15. ^ Накамура 2020 , стр. 103–104.
  16. ^ Накамура 2020 , стр. 112–113.
  17. ^ Накамура 2020 , с. 114.
  18. ^ Брукмайр 2019 , с. 363.
  19. ^ Зоттоли 2011 , с. 361.
  20. ^ Брукмайр 2019 , с. 51.
  21. ^ Брукмайр 2019 , с. 52.
  22. ^ Лафонт 2007 , с. 199.
  23. ^ Лафонт 2007 , с. 200.
  24. ^ Брукмайр 2019 , с. 29.
  25. ^ Jump up to: а б Вебер 2012 , с. 163.
  26. ^ Лафонт 2007 , с. 203.
  27. ^ Jump up to: а б Po 2013 , p. 85.
  28. ^ Po 2013 , p. 86.
  29. ^ Вебер 2011 , с. 741.
  30. ^ Вебер 2016 , с. 167.
  31. ^ Вебер 2011 , с. 742.
  32. ^ Вебер 2011 , с. 743.
  33. ^ Po 2013 , p. 67.
  34. ^ Jump up to: а б Po 2013 , p. 89.
  35. ^ Лафонт 2007 , с. 204.
  36. ^ Po 2013 , pp. 91–92.
  37. ^ Po 2013 , p. 93.
  38. ^ Po 2013 , p. 95.
  39. ^ Маррисон 1985 , с. 55.
  40. ^ Po 2013 , p. 106.
  41. ^ Po 2013 , pp. 96–97.
  42. ^ Лафонт 2007 , с. 205.
  43. ^ Лафонт 2007 , с. 206.
  44. ^ Po 2013 , p. 98.
  45. ^ Po 2013 , pp. 100–101.
  46. ^ Лафонт 2007 , с. 207.
  47. ^ Po 2013 , pp. 103–105.
  48. ^ Po 2013 , p. 103.
  49. ^ Jump up to: а б Вебер 2012 , с. 171.
  50. ^ Po 2013 , p. 240.
  51. ^ Po 2013 , p. 266.
  52. ^ Po 2013 , pp. 238–239.
  53. ^ Po 2013 , pp. 248–250.
  54. ^ Po 2013 , p. 251.
  55. ^ Po 2013 , pp. 270–271.
  56. ^ Po 2013 , pp. 106–107.
  57. ^ Накамура 2020 , с. 33.
  58. ^ Лафонт 2007 , с. 208.
  59. ^ Po 2013 , pp. 169–170.
  60. ^ Jump up to: а б Лафонт 2007 , с. 209.
  61. ^ Po 2013 , p. 169.
  62. ^ Po 2013 , p. 120.
  63. ^ Po 2013 , p. 209.
  64. ^ Po 2013 , p. 210.
  65. ^ Лафонт 2007 , с. 211.
  66. ^ Po 2013 , pp. 28–29.
  67. ^ Лафонт 2007 , с. 210.
  68. ^ Po 2013 , p. 121.
  69. ^ Брукмайр 2019 , с. 31а.
  70. ^ Хьюберт 2012 , с. 25.
  71. ^ Вебер 2012 , стр. 173–175.
  72. ^ Вебер 2012 , стр. 176–178.
  73. ^ Вебер 2012 , с. 174.
  74. ^ Jump up to: а б Po 2013 , p. 124.
  75. ^ Вонг 2011 , с. 257.
  76. ^ Вебер 2012 , стр. 166–173.
  77. ^ Брукмайр 2019 , с. 27.
  78. ^ Po 2013 , p. 123.
  79. ^ Po 2013 , p. 236.
  80. ^ Po 2013 , p. 125.
  81. ^ Вебер 2016 , с. 172.
  82. ^ Лафонт 2007 , с. 212.
  83. ^ Po 2013 , pp. 126–28.
  84. ^ Po 2013 , pp. 129–33.
  85. ^ Брукмайр 2019 , с. 31б.
  86. ^ Лафонт 2007 , с. 214.
  87. ^ Лафонт 2007 , с. 215.
  88. ^ Jump up to: а б Лафонт 2007 , с. 216.
  89. ^ Jump up to: а б Лафонт 2007 , с. 217.
  90. ^ Po 2013 , pp. 160–61.
  91. ^ Po 2013 , p. 161.
  92. ^ вариант санскритского слова Пандуранга
  93. ^ Вебер 2016 , с. 184.
  94. ^ Вебер 2012 , с. 165.
  95. ^ Лафонт 2007 , с. 218.
  96. ^ Po 2013 , p. 162.
  97. ^ Лафонт 2007 , с. 224.
  98. ^ Jump up to: а б Лафонт 2007 , с. 225.
  99. ^ Po 2013 , pp. 176–177.
  100. ^ Лафонт 2007 , стр. 219–220.
  101. ^ Po 2013 , p. 178.
  102. ^ Jump up to: а б «Камбоджа: исследования Холокоста и геноцида» . Колледж свободных искусств. Университет Миннесоты .
  103. ^ Лафонт 2007 , с. 226.
  104. ^ «Геноцид в Камбодже» . Фонд Дня памяти жертв Холокоста .
  105. ^ «Геноцид в Камбодже» . Музей Холокоста в Хьюстоне . 2 августа 2023 г.
  106. ^ «Краткая история города Фан Ранг — Тхап Чам» . prtc.ninhthuan.gov.vn . Проверено 3 ноября 2023 г.
  107. ^ «Социальное состояние» . ninhthuan.gov.vn . Проверено 3 ноября 2023 г.
  108. ^ Накамура 2020 , с. 70а.
  109. ^ Накамура и Сазерленд 2019 , с. 55.
  110. ^ Накамура и Сазерленд 2019 , с. 54.
  111. ^ Хьюберт 2012 , с. 25. Ф.И. Пьер-Бернар Лафон (2007), Ле Кампа: география, население, история. Изученная Индия.

Библиография

[ редактировать ]
  • Брукмайр, Филипп (2019). Мусульмане Камбоджи и малайский мир: малайский язык, письменность джави и исламская фракционность с 19 века до наших дней . Издательство «Брилл» . ISBN  978-9-00438-451-4 .
  • Беккер, Тереза ​​Гайо (2019), «Чампа, введение в закон чамов, на основе юридических документов 18-го века из королевских архивов Пандуранги», в Гриффитсе, Арло; Харди, Эндрю; Уэйд, Джефф (ред.), Чампа: Территории и сети королевства Юго-Восточной Азии , Чикаго: Французская школа Экстремального Востока, ISBN  978-2-85539-269-1
  • Юбер, Жан-Франсуа (2012). Искусство Чампа . Хо Ши Мин: Parkstone Press International.
  • Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-190-05379-6 .
  • Лафон, Пьер-Бернар (2007). Ле Кампа: география, население, история . Изученная Индия. ISBN  978-2-84654-162-6 .
  • Курия, Махмуд; Равенсберген, Санне, ред. (2021). Исламское право в мире Индийского океана: тексты, идеи и практика . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-00043-535-1 .
  • Маррисон, GE (1985). «Чамы и их литература». Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 58 (2): 45–70 – через JSTOR .
  • Накамура, Ри (2000). «Приход ислама в Чампу» . Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 73 (1): 55–66. JSTOR   41493412 – через JSTOR .
  • Накамура, Рие; Сазерленд, Клэр (2019). «Изменение националистического нарратива? Представление чамов и чампа в музеях и объектах культурного наследия Вьетнама» . Музей и общество . 17 (1): 52–65. doi : 10.29311/mas.v17i1.2819 – через Университет Нортумбрии .
  • Накамура, Ри (2020). Этническое путешествие: в поисках чама Вьетнама . Издательство Кембриджских ученых. ISBN  978-1-52755-034-6 .
  • По, Дхарма (2013). Пандуранга (Кампа). Его отношения с Вьетнамом (1802-1835) . Международный офис Чампа.
  • Вебер, Николас (2011). «Безопасность и развитие юго-западного региона: роль чамских и малайских колоний во Вьетнаме (18-19 века)». Журнал экономической и социальной истории Востока . 54 (5): 739–772. дои : 10.1163/156852011X614037 . S2CID   154818297 — через Brill .
  • Вебер, Николас (2012). «Разрушение и ассимиляция Кампы (1832–1835 гг.), Как видно из источников Кампа». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 43 (1): 158–180. дои : 10.1017/S0022463411000701 . S2CID   154818297 .
  • Вебер, Николас (2016), «Диаспора чамов в Юго-Восточной Азии: модели исторического, политического, социального и экономического развития», в книге Энгельберта, Йорга Томаса (редактор), « Этнические и религиозные меньшинства Вьетнама: историческая перспектива» , издание Питера Ланга. , стр. 157–202, номер документа : 10.3726/978-3-653-05334-0. , ISBN  978-3-63166-042-3
  • Вонг, Дэнни Цзе Кен (2011), «Отношения Вьетнам-Чампа», в Локхарте, Брюс; Трун, Кон Фонг (ред.), Чам Вьетнама: история, общество и искусство , Гавайи: University of Hawaii Press, стр. 238–264, ISBN  978-9-971-69459-3
  • Зоттоли, Брайан А. (2011), Переосмысление истории Южного Вьетнама с 15 по 18 века: конкуренция на побережьях от Гуандуна до Камбоджи , Мичиганский университет

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Браун, Сара Э.; Смит, Стивен Д., ред. (2021). Справочник Рутледжа по религии, массовым злодеяниям и геноциду . Рутледж. ISBN  978-0-36732-150-5 .
  • Чхве, Бён Ук (2018). Южный Вьетнам под властью Минь Манга (1820–1841): центральная политика и местная реакция . Издательство Корнельского университета. ISBN  978-1-50171-952-3 .
  • Гудман, Джон (2021). Опыт мусульманских меньшинств в материковой части Юго-Восточной Азии: другой путь . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-000-41534-6 .
  • Ханна, Никки, изд. (2020). Уайтер: американки азиатского происхождения о цвете кожи и колоризме . Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN  978-1-47988-108-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1151adb24dfe13d77b7f00c63b377be6__1724866440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/e6/1151adb24dfe13d77b7f00c63b377be6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Principality of Thuận Thành - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)