Княжество Тхуан Тхань
Княжество Тхуан Тхань | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1695–1832 | |||||||||
![]() Расположение княжества Тхун Тхань (1757 г.) | |||||||||
Капитал | Пан Кинг 11 ° 10'26 "N 108 ° 33'58" E / 11,17389 ° N 108,56611 ° E | ||||||||
Общие языки | Чам ( Ахар Тра и Джави ) малайский Чрю Роглай вьетнамский | ||||||||
Религия | чамов Народная религия , индуизм (чам-баламон), шиитский ислам бани , суннитский ислам , буддизм | ||||||||
Правительство | Монархия под вьетнамским господством , затем Избирательная монархия (1793–1832). | ||||||||
Король | |||||||||
• 1695–1727 | Po Saktiraydapatih | ||||||||
• 1828–1832 гг. (последний правитель чамов) | После Фаока | ||||||||
Историческая эпоха | Ранний модерн | ||||||||
• Учредил | 1695 | ||||||||
• Поглощен Вьетнамской империей. | 1832 | ||||||||
• Нео-Чампа (Дружелюбный сторож) | 1834–35 | ||||||||
Население | |||||||||
• 1750 | 500,000 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Вьетнам |
Княжество Тхун Тхань , широко известное чамам как Пандуранга или Прангдаранг , [ 2 ] неологизм Пандуранга Чампа — последнее государство Чам , сосредоточенное вокруг современного города Фан Ранг на юге центрального Вьетнама. И Тхуан Тхань с вьетнамскими взглядами, и Пандуранга взаимно использовались для обозначения последнего государства Чам. Упадок и угасание Чампы произошли не за короткий период. Вместо этого в течение длительного периода, с конца 17 века до 1832 года, Пандуранга была специальным государством -сателлитом различных вьетнамских владений, но все же сохраняла свою слабую независимость. После восстания чамов в 1692–1694 годах и давления со стороны короля чамов По Сактирайдапати , южновьетнамский лорд Нгуен Фук Чу отменил аннексию Пандуранги и возродил королевство Чампа под именем Трун Тхуан Тхань или Княжество Тхуан Тхань, фактически превратив его в состояние клиента владения Нгуен на протяжении 18 века. Постоянные волнения, социальные волнения и восстание Тайшон в Дайвьете привели к свержению правящих владений Нгуен и Трин, а также династии Ле в конце 18 века, и пока бушевали гражданские войны между вьетнамскими фракциями, княжество Тхун Тхань продолжало существовать до лета. 1832 год, когда вьетнамский император Минь Манг аннексировал и включил королевство Тхуан Тхань в свою территорию, решительно ознаменовав окончательный упадок тысячелетних королевств Чампа . [ 3 ]
Тхуан Тхань с 1695 по 1774 год.
[ редактировать ]Пандуранга Чампа под сюзеренитетом Нгуена (1695–1774)
[ редактировать ]В 1712 году лорд Нгуен Нгуен Фук Чу и король По Сактирайдапатих подписали договор на пять сроков, ознаменовавший последний этап Чампы, поскольку она стала государством-клиентом королевства Нгуен. [ 4 ] В сумерках господства Нгуенов Пандуранга дезориентировалась из морского королевства в полностью изоляционистское королевство, погрязшее в диктате Нгуена. Чампа потеряла свою процветающую религиозную и торговую сеть с остальным малайско-исламским миром. Малайское влияние в Чампе быстро рассеялось. Традиции чамского мореплавания постепенно угасали. После разрыва между Пандурангой и исламским миром исламизация в Пандуранга Чампа пошла по пути локализации.
Нгуены приняли поселенческий колониализм, открыв пути к (вьетнамскому) поселению Кинь в Пандуранге. Вьетнамцы подчинялись двору Нгуена, в то время как королевскому двору Чамов едва было предоставлено право управления народом Чам. [ 3 ] Среди этой группы меньшинства новых поселенцев было чувство эгоистического культурного превосходства по отношению к народам, не принадлежащим кинь, после порабощения Пандуранги и коренных племен, когда они смотрели свысока на чамов и подданных, не принадлежащих кинь. [ 5 ] Некоторые из них были флибустьерами и могли вести свой бизнес в обход законов Чама, не подвергаясь преследованию со стороны чамской судебной власти. Даже король чамов не имел над ними власти. [ 6 ] Жизнь в Пандуранге постепенно превратилась для чамов в уныние.
К 1695 году деревни Кинь и слабоуправляемые деревни без четкой границы внутри Пандуранги появились в Анфоке, к западу от Фанранга ; Хам Тхуан ( Фантхьет , где располагалась штаб-квартира Бинь Тхуан); Хоа Да (к востоку от Фан Ри) и разбросаны по сельской местности Чам, всего около 200 деревень. [ 7 ] Земли и милостыня были жестоко отняты у коренных жителей. Под политической защитой суда Нгуена поселенцы Кинь сделали все, чтобы захватить активы чамов. Гнусные дилеры Кинь обычно занимались ростовщичеством с процентной ставкой 150% годовых как для чиновников Чама, так и для людей Чама, что приводило к тому, что многие местные семьи не могли позволить себе попасть в злонамеренные долговые ловушки и нищету, в то время как поселенцы Кинь получали выгоду и укрепили свои экономические приобретения и финансовое доминирование. [ 6 ] [ 8 ] Кроме того, после 17 века информация о коренных народах горной местности стала более обширной. Это может быть результатом расширения политического доминирования Вьетнама в этом регионе. В то же время чамы были наняты Вьетнамом в качестве бюрократов для управления коренными народами; сбор налога; предоставляя драгоценные продукты и барщинный труд вьетнамским повелителям, как это уже давно имели чамы во взаимоотношениях с коренными горными народами. [ 9 ]
В 1728 году восстание чамов против угнетения Нгуена в Пандуранге было быстро подавлено. [ 10 ] Еще одно восстание чамов, возглавляемое Дун Бао Лаем и Диопом Ма Лангом, вспыхнуло в 1746 году, но было быстро подавлено войсками вьетнамского гарнизона из Нячанга . [ 11 ]
Начало общин чамов в дельте Меконга.
[ редактировать ]Мусульмане чамы, которые бежали от оккупации Нгуена и должны продолжать нарушенную связь между чамами, малайцами и исламом, а также беженцы из Вьетнама, мигрирующие в дельту Меконга и прибрежную Камбоджу. Чам-малайские поселенцы в Камбодже и западных уголках дельты Меконга в 18 веке начали создавать общины и религиозные сети вокруг Чау Дока и Ха Тиена. Они поддерживали прочные связи с камбоджийскими чамами, большинство которых перешло на персидско-арабское письмо джави для письма. [ 12 ]
Сегодня чамы дельты Меконга используют как джави, чамский вариант арабского языка, так и латинизированный чам для своего народного письма. [ 13 ] Также в наши дни чам-сунниты/западные чам-джамаа (сообщества) Анзянга , дельты Меконга и Камбоджи часто высказывают бани мнение, что сунниты более позитивно образованы, учёны и религиозно выше из-за своей ортодоксальной веры и правильное отстаивание учения ислама, в то время как чамбани часто упрекают чам-суннитов за пренебрежение традиционной чамской культурой и историей чамов, отказ от традиционных традиций. сценарий акхар трах чам и отказ от ритуала мук кей (духов предков), [ 14 ] основы этнической идентичности чамов. [ 15 ] В дельте Меконга исповедование ислама, вероятно, делает человека чамом однозначно более важным, чем человек чамского происхождения. [ 16 ] В своей книге Накамура предполагает, что этническая идентичность чамов в дельте Меконга построена и узаконена вокруг религии ислама. [ 17 ]
Вождь правящей династии Мак Хатьен , Мак Куу , вассал Камбоджи, располагал сильной ортодоксальной мусульманской общиной суннитов чамов и малайцев, включая элементы суфизма и шафи . Постепенно чамы дельты Меконга смешались с общинами камбоджийских чамов. Камбоджийские чамы сохраняют уникальную исламскую традицию, в которой соединились чамские, кхмерские и малайские влияния. [ 18 ] В 1757 году буддийский лорд Нгуен Фук Хоат начал преследование подавляющего христианского населения Сайгона , сжег несколько церквей и вынудил христиан бежать в Хатьен и Сиам. [ 19 ] Хатьен был оккупирован Тайшоном в 1777–1789 гг. В 1794–1795 годах на Хатьен совершил набег малайский флот, состоящий из 17 джонок Сиак Султана Сайида Али. [ 20 ] Ха Тьен все еще имел малайское присутствие до середины 19 века. [ 21 ]
Тхуан Тхань в период Тайшон
[ редактировать ]Во время восстания Тайсона (1771–1789), когда Нгуен были свергнуты, разногласия среди чамской элиты резко возросли: одна фракция выступала за позицию сторонников Тайсона, а другая противоположная - за сторону Нгуена. Пандуранга был охвачен полем битвы внутривьетнамской гражданской войны. [ 22 ] Тай Сон ненадолго вторгся в Пандурангу в 1773 году, а затем в 1777 году двинулся дальше на юг. [ 23 ] С 1783 по 1786 год лидер фракции сторонников Тай Шона принц По Сей Брей был пожалован Тай Соном губернатором Пандуранги. [ 24 ] Его брат По Тисунтраидапуран перешел на сторону повстанцев Тайшон, правя в качестве короля про-Тейсонской Пандуранги с 1786 по 1793 год. [ 25 ] [ 26 ]
В 1792–1793 годах во время последующей войны Тайшон-Нгуен Нгуен Ань и его сторонники отбили Пандурангу у Тайшона. Король По Тисунтраидапуран был схвачен силами, поддерживающими Нгуен Чама, во главе с По Ладхуанпугу , затем был осужден за поведение, направленное против Нгуена, и получил смертный приговор в Онг Най . [ 27 ] Многие беженцы Чам бежали в Камбоджу. Туан Фаоу , мусульманский лидер, предположительно родом из Макаха, Келантан, возглавил восстание против Нгуена в 1795-1796 годах. В условиях безудержной нестабильности и возмущения он, как сообщается, вывез многих мусульманских боевиков-суннитов (джава-кур) из Камбоджи обратно во Вьетнам. [ 28 ]
Дальнейшая вьетнамская колонизация дельты Меконга: поселения Чам-Малай
[ редактировать ]Во второй половине 18-го века, чтобы расширить свой экономический потенциал и развитие на границах, нгуены привели многих камбоджийских эмигрантов-чамов и малайцев, чтобы они поселились на своих военных плантациях (đôn điên) в дельте Меконга, особенно в Тайнинь и Чау. Đốc . [ 29 ] [ 30 ] В документах Нгуена они часто рассматривались как Чам или Чам Ча Ва (藍爪哇, Чам-Ява/Чвеа), подразумевая, что они были камбоджийскими эксилархами чамов, которые в прошлом бежали из Чампы в Камбоджу, а не прибыли напрямую из Чампы. Не было четкой разницы в обращении к малайцам в Камбодже и малайцам, пришедшим с Малайского полуострова и Индонезийского архипелага; их просто называли Đô Bà (闍婆). [ 31 ] Эти транснациональные чамские и малайские поселения сыграли решающую роль в более поздней вьетнамской аннексии Камбоджи в 1810-1840 годах, поскольку считалось, что они использовались вьетнамцами для консолидации контроля Нгуена над кхмерскими территориями и дельтой Меконга в целом. [ 32 ]
Последние годы Пандуранги
[ редактировать ]Сатрапия Пандуранги
[ редактировать ]
В 1793 году король Тисунтраидапуран был понижен в должности, а затем казнен, его заменил поддерживающий Нгуен чиновник По Ладхуанпугу (годы правления 1793–1799). [ 33 ] [ 27 ] С тех пор монархия Чамов превратилась в квазисатрапию с назначенным правителем вместо того, чтобы управляться наследственной династией. [ 34 ] После победы над Тайсонами и завоевания всего Вьетнама Нгуен Ань был возведен на трон как император Гиа Лонг из новой вьетнамской династии Нгуен. Он восстановил администрацию своего королевства и назначил своих верных военных товарищей чамского происхождения автономно управлять Пандурангой. Пандуранге был предоставлен экстерриториальный статус. [ 35 ] [ 25 ] Суд Чам был обязан предоставить привилегии поселенцам из числа этнических кинь в Пандуранге и должен оказать военную помощь суду Хуэ, как только его об этом попросят. Ресурсы Пандуранги во многих отношениях были главным объектом эксплуатации вьетнамского двора. [ 36 ]
Кроме того, правитель Чама должен был каждый год предоставлять вьетнамскому двору барщину для двора Хуэ, как и суд Гиа Лонга, несмотря на то, что Гиа Лонг настоятельно заявил, что Пандуранга не является вьетнамской провинцией или частью его королевства. [ 37 ]
Тхуан Тхань под руководством Джиа Лонга (1802–1820)
[ редактировать ]Под властью первого правителя нового Вьетнама Пандуранга претерпела значительные изменения в своем политическом направлении и статусе. Сохраняя свою автономию от вьетнамского благотворителя, политическая элита Чам все активнее сотрудничала с вьетнамским двором Хуэ и клялась ему в бесспорной лояльности, помогая расширить вьетнамское влияние за пределы политики и общества Пандуранга-Чампы. Правящий класс и аристократия Чамов, как комментирует Мохамед Эффенди, были не в состоянии внести изменения, которые повлияли бы на их социальный статус, и были более готовы подчиняться вьетнамскому господству, а не пытаться бороться против нового порядка. Таким образом, Пандуранга Чампа сама по себе быстро таяла.
В 1799 году Ладуанпугу умер. По Саонг Нхунг Ченг (годы правления 1799–1822), мелкий чиновник и один из первых товарищей Зия Лонга, был назначен королем Пандуранги и получил имя Чонг Кыо (Ценг Кей - господин). [ 34 ]
Минь Манг против Ле Ван Дуйе (1820–1832)
[ редактировать ]На смену Джиа Лонгу пришел его четвертый сын Минь Манг (или Минг ни Манг на диалекте восточного чама). [ 38 ] Он был поклонником китайской культуры, студентом-конфуцианцем и автократом-садистом-макиавеллистом. Его стиль правления характеризуется репрессивной политикой в отношении иностранцев (особенно из Европы) и нетерпимостью к разнообразию, инакомыслию и группам меньшинств в его собственном королевстве. [ 39 ] Неоконфуцианский фундаменталистский суд Нгуена запретил почти всю торговую деятельность и дипломатию между Вьетнамом и внешним миром. Правление Минь Манга во Вьетнаме было также отравлено непрекращающимися волнами застоя, эпидемиями, восстаниями, социальными потрясениями и войнами во Вьетнаме и с соседним Сиамом, главным образом основанными на его жестких принципах. [ 40 ]
Досовременный Вьетнам в начале 19 века ни в коем случае не был централизованным королевством. Первой процедурой Минь Манга было повторное управление Вьетнамом и усиление централизации. Он питал личную и политическую неприязнь к вице-королям Ханоя и Сайгона, а также визирам Ле Шату и Ле Ван Дуйе , но не высказывался открыто. [ 41 ] [ 42 ] Великие губернаторы скептически относились к Минь Мангу и пытались помешать его расширению власти, фактически втягивая Чампу в политическую конфронтацию Минь Манга и Ле Ван Дуйета. [ 43 ] На юге вице-король Сайгона Дуйет оказался гораздо более влиятельным и влиятельным в Пандуранге и дельте Меконга , его сфера влияния и связи с Чакри Сиамом и католическими миссионерами напугали Минь Манга, который очень беспокоился о своей абсолютной власти и был готов к консолидируйте административную часть и удалите вице-королевства и другие конкурирующие фракции. [ 44 ]
Начало сопротивления чамов
[ редактировать ]Начиная с 1822 года с вновь назначенным королем По Кланом Ту (годы правления 1822–1828), [ 45 ] [ 46 ] Минь Манг начал сжимать хватку над Пандурангой. В ответ на нового правителя Вьетнама чамы также начали сопротивление Минь Мангу, осуждая нового правителя чамов за его растущее эхо и зависимость от вьетнамского двора, страх потерять свой суверенитет из-за вьетнамской подрывной деятельности, в то время как По Клан Тху становился де-факто марионетка Минь Манга. Напряженность в Пандуранге усилилась. [ 47 ] В 1822 году восстание под предводительством Джа Лидонга вызвало протест против вьетнамской поддержки шляхты Чам. [ 48 ] Беспокойство росло. Побережье Пандуранги находилось под полным контролем Вьетнама с 1822 года. К торговле с китайскими и британскими судами относились все скептически. [ 49 ]
Бесконечная эксплуатация, притеснения и угнетение укротили землю Пандуранги. Народы были перегружены работой и изнурены, добывая и перевозя экзотические породы древесины и изумруды с высокогорья, строя плотины, корабли и инфраструктуру или строя дворцы для Минь Манга. Мужчин и женщин собрали для дефолиации лесов и расчистки вьетнамских военных гарнизонов. Поля были заброшены. [ 50 ]
Затем власти Вьетнама начали проводить перепись населения в Чампе, чтобы собрать демографические данные и повысить налоги. [ 51 ] Крестьянские хозяйства чамов были обложены высокими налогами на урожай, а те, кто не подчинялся ежегодной уплате этих налогов или уклонялся от уплаты налогов, подвергались аресту и пыткам на открытом воздухе в жаркую погоду в течение трех дней, страдая от обезвоживания или удушья до тех пор, пока не подчинились. [ 52 ]
Горцы столкнулись с еще большей расовой дискриминацией и строгими правилами суда Хуэ. Скорее всего, нгуены пытались посеять риторику и неприязнь между чамами и горцами, создавая этнический джерримендеринг. [ 53 ] В начале 19 века мужчины Чам и Чуру были вынуждены пойти в армию на 54 года по обычному графику. [ 54 ] Чамам не разрешалось строить корабли и ставить паруса. Вьетнамские власти также экспроприировали предприятия по производству соли и продуктов из соли (например, рыбных соусов) в Чаме, перераспределив их среди бизнесменов Кинь. [ 55 ] [ 49 ]
После того, как два примечательных антивьетнамских восстания Джа Лидонг (1822–1823 гг.) и восстание Ндуай Кабаит (1826 г.) потерпели неудачу, Минь Ман положил начало своей культурной политике вьетнамизации на Пандуранге с целью насильственной замены традиционной культуры Чамов вьетнамской придворной культурой. [ 56 ] [ 57 ]
Спор Минь Манг и Ле Ван Дуйета из-за Туан Тхань
[ редактировать ]
В 1828 году По Пхаок Те (годы правления 1829–1832) был назначен новым королем Пандуранги после решения губернатора Дуйета. [ 58 ] и неизвестно, был ли новый король одобрен Минь Мангом. [ 59 ] Тем не менее чамы постоянно склонялись к Сайгону и предпочитали платить налоги губернатору Дуйету, а не Хуэ. Проницательный Минь Манг спросил, что, если Пандуранга был его вассалом, то немыслимо, почему они склонились к Сайгонскому вице-королевству, которое противоречит благосклонности короля и является актом предательства, несмотря на то, что руководство Чамов никогда не желало такого en mesonge. Однако губернатор Дуйет открыто уклонился от попытки Минь Манга захватить Пандурангу и ненадолго освободил чамов от требований Минь Манга. [ 60 ] В кампании Минь Манга по подчинению Пандуранги Дуйет был единственным препятствием. Оказавшись между двумя соперничающими вьетнамскими группировками, он предвещал победу над Чампой. [ 60 ] [ 61 ]
Видя выплату дани королем По Пхаок Те и все большую поддержку губернатора Дуйета, чиновники, поддерживающие Ху Чама, тайно сообщили об этом Минь Мангу. [ 62 ] [ 63 ] Не терпя этого, Минь Манг в начале 1832 года приказал вызвать По Тхаок Те, вынудив Пандурангу возобновить выплату дани и налогов непосредственно Хуэ. [ 64 ]
Аннексия Пандуранги Минь Мангом
[ редактировать ]«...Король был свергнут. Королевство было разобрано. Молодежь была вынуждена подчиняться старшим. Племянники были обязаны разорвать семейные связи со своими дядями по материнской линии. Члены кланов были обязаны действовать как Кинь и [могли даже ] возбудить судебный иск против члена [sic] семьи. Высокопоставленные лица, независимо от титула и происхождения, были вынуждены носить вьетнамские штаны. Люди сильно пострадали и задавались вопросом, неужели это произошло. у тебя было будущее..."
короля Сайгона В августе 1832 года, через три дня после смерти вице - Ле Ван Дуйе , помиловавшего Пандурангу на четыре года, Вьетнамский Минь Манг воспользовался случаем, приказав аннексировать Пандурангу и удержать действующего короля Чамов По Пхаока ( По Тхак Тхэ) в качестве королевского заложника во дворце Хуэ . [ 67 ] [ 68 ] [ 3 ] Королевство Чампа официально прекратило свое существование после почти 2000 лет существования. [ 69 ] [ 70 ]
Администрация Минь Манга немедленно ввела новую политику аккультурации и высокие налоги, постоянно намереваясь де-хамиизировать свою новую провинцию. Эта новая чрезмерная политика вынудила чамов принять практику вьетнамских придворных культурных (высокая китайско-вьетнамская культура) и религиозных стандартов; [ 71 ] образовательная, языковая и письменная идеологическая обработка, [ 72 ] что в совокупности известно как принудительная ассимиляция. Культурные репрессии против чамов и других коренных народов агрессивно продолжались, чтобы деморализовать их и вынудить бани отказаться от своей веры. Религии чамов, Бани и Баламон, были строго запрещены. Литургия была запрещена. Мечети были сровнены с землей. Рамаван и Ваха (Ид аль-Адха) были полностью запрещены. [ 73 ] Инакомыслящие и сторонники Ле Ван Дюйе также были подвергнуты чистке и искоренению. [ 74 ] Пандуранга была демонтирована и передана под управление собственно Вьетнама. [ 75 ] [ 76 ] Та же политика этнической ассимиляции Минь Манга проводилась не только в Пандуранге, но и с такими же темпами проводилась в Южном Вьетнаме и Камбодже. [ 77 ]
Чиновник Кхам Монг (буквально известный как «временно назначенный») был отправлен в Пандурангу в качестве главы новой магистратской должности, контролирующего суррогата Минь Манга. Он был разработан для изменения и контроля за новой нетерпимой политикой Минь Манга, чистки чамских лиц, подозреваемых в поддержке Дуйета. [ 78 ] Чтобы обеспечить функционирование своей авторитарной структуры в Пандуранге, Минь Манг разрешил ополченцам Кинь за пределами местных гарнизонов убивать трех чамов каждый день с вознаграждением и без покаяния. [ 79 ]
Пост-Пандуранга и последствия
[ редактировать ]Жестокий захват Минь Манга в Пандуранге
[ редактировать ]
Теперь, не встретив сопротивления в несуществующей Чампе, Минь Ман начал чистку в старой Пандуранге против чамов, которые присоединились к Ле Ван Дуйету. Несколько чиновников и священнослужителей Чама были привлечены к ответственности, заключены в тюрьму, отправлены в ссылку или казнены, а их имущество было конфисковано. [ 74 ] Вскоре после чистки офис Кхам Монг приказал чамам «исправить» и принудительно соблюдать вьетнамские обычаи. Они запретили Чам Бани и суннитам проводить месяц Рамаван, а Чам Ахиеру поклоняться предкам, вынуждая священнослужителей и имамов нарушать религиозные запреты, а также приказали полностью стереть традиционную социальную иерархию Чамов. Культура Чамов была агрессивно уничтожена. [ 80 ] В Камбодже Минь Манг создал два пехотных полка, состоящих исключительно из чамских и малайских новобранцев, состоящих из 1600 мусульманских солдат, для охраны своей новой провинции. [ 81 ]
Представительство Вьетнама далее приказало быстро ассимилировать чамов, подтолкнув Пандурангу к вьетнамской администрации. Были введены обязательные высокие налоги, социальные структуры, земельные программы, барщинный труд и военная служба. [ 82 ] Жестокие наказания были доступны для тех, кто осмеливался сопротивляться. [ 83 ] [ 84 ]
Сопротивление чамов и последствия
[ редактировать ]Вспыхнула серия восстаний чамов. Хатиб Сумат, камбоджийский чам Бару и религиозный учитель, который мог изучать ислам на Малайзийском полуострове, был возмущен, услышав новость о том, что Минь Манг аннексировал Чампу. Он немедленно вернулся во Вьетнам и спровоцировал восстание, вдохновленное исламскими пророчествами, против Минь Манга. летом 1833 года [ 85 ] Восстание провалилось в начале 1834 года, поскольку Сумат потерял большую часть своих сторонников из-за Джа Тхак Ва , товарища бани из деревни Ван Лам, Нинь Туун , и одного из первых участников Сумата, который критиковал фанатичный исламский экстремизм и подхалимское поведение Сумата. [ 86 ]
Второе восстание Чамов (1834–35) возглавил Джа Тхак Ва и завершилось многоэтнической конференцией Чампа. [ 87 ] Революционерам Новой Чампы удалось успешно захватить многие города, отогнав армию Нгуена, и к весне 1835 года получить контроль над обширной территорией Центрального Вьетнама . [ 88 ] Удивительный Минь Ман отреагировал приказом своим войскам развязать кровавый террор над Чампой с целью запугать сторонников революции. [ 88 ]
После долгих боев и волнений Джа Тхак Ва и По Вар Палей были убиты вьетнамцами в мае 1835 года, а другие лидеры и члены движения были либо казнены, либо отправлены в рабско-трудовые лагеря. [ 89 ]
В июле 1835 года Минь Манг приказал казнить бывшего короля По Пхаок Те и вице-короля Сей Дхар Каока , которых, как сообщается, обвиняли в том, что они спровоцировали кощунственный заговор Ле Ван Хоя против суда путем медленного нарезания . [ 90 ]
Чтобы выпустить свой гнев, летом 1835 года Минь Ман объявил о разрушении Чампы. Чамские кладбища и королевские гробницы были разрушены и подверглись вандализму. Храмы были снесены. [ 91 ] храм короля По Рима Загорелся . Чамы были изгнаны со своих земель. Большинство чамских деревень и городов, особенно водных деревень вдоль побережья, были сровнены с землей и уничтожены. [ 89 ] Около семи-двенадцати деревень чамов были сровнены с землей. В чамском документе рассказывается: «Если вы пойдете вдоль побережья от Панранга [ 92 ] в Парик, вы увидите, принц и господин, что нет больше домов чамов (на побережье)». Следовательно, чамы полностью утратили традиции мореплавания и кораблестроения своих предков. [ 93 ]
Еще одно восстание чамов произошло в 1836 году, которое возглавили две сестры чам Тхи Тиет и Тхо Кан Оа, две королевского происхождения. [ примечание 2 ] Примечательно, что к сопротивлению присоединились и многие плодовитые члены высокой королевской семьи Пандуранги. В конце концов, чтобы предотвратить дальнейшие движения сопротивления чамов, Минь Манг решил вытеснить население чамов и рассеять их по местам рядом с деревнями кинь, одновременно перекрыв связь между чамами, живущими на равнине, и племенами горцев. [ примечание 3 ] [ 94 ] Коренные горные народы, их средства к существованию и их следы находились под пристальным наблюдением. [ 95 ] [ 96 ]
Преемники Минг Манга Тьеу Чи и Ту Дык отменили большую часть политики своего деда в отношении религиозных ограничений и этнической ассимиляции, и чамам было вновь разрешено исповедовать свою религию.
Новое время
[ редактировать ]Колониальное временное явление и возобновление борьбы чамов в 20 веке.
[ редактировать ]Когда приобретение Францией Вьетнама , а затем и Индокитая , в старой Пандуранге осталась лишь небольшая часть - 40 000 чамов. в конце 1880-х годов завершилось [ 97 ] Французская колониальная администрация запретила кинь дискриминацию и предрассудки в отношении чамов и коренных горных народов, положив конец вьетнамскому культурному геноциду чамов.
Во время Второй мировой войны вьетнамская монархия и французское колониальное господство были свергнуты. Вьетнам был разделен на две половины в 1955 году после Первой Индокитайской войны . в Сайгоне ( Республика Вьетнам Правительство Нго Динь Зьема ) захватило земли меньшинств для беженцев Северного Кинь и организовало расистские программы ассимиляции против этнических меньшинств. [ 98 ] Это привело к росту националистических настроений среди чамов и коренных народов Центрального Вьетнама, которые когда-то были жестоко порабощены Минь Мангом столетие назад, а затем почувствовали, что подвергаются насилию и дискриминации со стороны правительства Южного Вьетнама. [ 99 ] Во время войны во Вьетнаме некоторые чамские националисты присоединились к коммунистической НФЛ , а некоторые другие присоединились к FLC и FLHPC Front de Libéùration des Hauts Plateaux du Champa (Освобождение Хайленда и Чампы), позже были объединены в Front Unifieù de Lutte des Races Opprimeùes ( ФУЛРО) для организации политических и повстанческих действий против правительства Республики Вьетнам. [ 100 ]
Храмы и культурное наследие Чамов подверглись массовым разрушениям во время войны во Вьетнаме. Интенсивные бои и бомбардировки превратили великолепные храмы Чамов и остатки древних городов Чам по всей старой Чампе в руины, которые едва можно узнать. Многие тысячелетние святые места, такие как Мой Сын А1, были потеряны навсегда.
В период после войны во Вьетнаме правительство новой объединенной Социалистической Республики Вьетнам подавляло политическое инакомыслие, включая FULRO. [ 101 ] потому что организация была в равной степени антиправительственной, антикоммунистической и антивьетнамской (антикинь). Западные чамы подверглись безжалостной этнической чистке коммунистических красных кхмеров в конце 1970-х годов, в результате которой более 200 000 камбоджийских чамов, составляющих половину населения Камбоджи, были убиты на полях истребления КР. [ 102 ] [ 103 ] « Красные кхмеры» также пытались уничтожить культуру чамов в Камбодже, уничтожая религиозные школы, мечети, книги Корана и древние тексты о чампа, запрещая имена и язык чамов и полностью уничтожая камбоджийскую культуру чамов. [ 102 ] [ 104 ] Их величайшие страдания во время камбоджийского геноцида до сих пор не получили полного признания из-за проблем, связанных с преследователями и жертвами, проблематизированными националистической риторикой. [ 105 ]
Как административные единицы Вьетнама
[ редактировать ]Провинция Фанранг
[ редактировать ]В 1901 году указом генерал-губернатора Индокитая была создана провинция Фан Ранг (Пандуранга) , а затем переименована в Нинь Тхуан . Территория провинции Фанранг была основана на старой Пандуранге.

Фан Ранг – Тап Чам
[ редактировать ]В 1992 году вьетнамское правительство решило восстановить провинцию Ниньтхуан из провинции Тхуанхай со столицей в Фанранге — Тапчаме (Пандуранга). Фан Ранг – Тап Чам получил статус города с 2007 года. [ 106 ] Город стал центром поддержания чамской культуры, многие чамы сейчас проживают недалеко от столицы, что составляет значительную часть населения провинции (после кинь ). [ 107 ]
Текущее состояние чамов
[ редактировать ]Сейчас чамы просто рассматриваются как одна из 54 этнических групп, составляющих надуманную «большую вьетнамскую семью», а не признаются коренными народами. Создание образа этнорелигиозного мира и партнерства является . основной задачей ВКП в ее этнических интересах Чамский ирредентизм или сепаратизм практически отсутствуют. Несмотря на это, возможности примирения так и не произошло. Правый активизм в поддержку меньшинств также отсутствует. Отношение большинства (вьетнамских) кинь к чамам и коренным народам Вьетнама с тех пор положительно не изменилось. Для большей части вьетнамского общества постоянное существование общин, не принадлежащих к народу Кинь, является отчуждающим и незнакомым со многими десенсибилизированными стереотипами. Для коренных горных народов Центрального нагорья ситуация усугубляется, поскольку их земли захватываются «цивилизаторскими силами» внутреннего колониализма Кинь, который значительно усилился с 1975 года. [ 98 ] Обычно интеграция в основное общество кинь является синонимом «цивилизованности» и законопослушности. Культура и фестивали Чамов были изменены с учетом культуры Кинь. [ 108 ] Большинство национальных ученых Вьетнама, в основном руководимых Коммунистической партией, и государственные средства массовой информации обычно отрицают или преуменьшают метафизическое существование этноцентризма, маргинализации, расового неравенства и дискриминации в недавнем вьетнамском прошлом и современном Вьетнаме, что приводит к упущению из виду широко распространенного институционального расизма. против чамов, кхмеров и коренных народов без каких-либо выговоров. В последние десятилетия предпринимались бессистемные попытки превратить руины Чама в туристические направления.
В нынешней национальной истории Вьетнама ни история чамов, ни история коренных народов не рассматриваются в действительности на основе их собственного или независимого повествования, а представляются лишь как «периферийная, дополнительная, ориенталистская часть» непропорционально преувеличенной вьетнамской «основной истории» (этноцентрической История Вьетнама). [ 109 ] Историческое и культурное значение чамов преуменьшается как часть коллективного наследия «вьетнамской нации», а памятники и реликвии чамов определяются как лишь части этого «национального наследия», предназначенного для туристической деятельности. [ 110 ] Пока культурное наследие чамов используется правительством СРВ для туризма, сострадательная история чамов становится менее распространенной среди современников, а их цивилизация просто забывается. [ 111 ]
См. также
[ редактировать ]- Чамская литература
- Саккарай дак рай патао
- Пандуранга (Чампа)
- Чампа (Джа Тхак Ва)
- История Чампы
- город Пандуранга
Ссылки
[ редактировать ]История Чампы |
---|
Хронология |
История Вьетнама |
---|
![]() |
![]() |
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Нгуен, Нхан Тонг (2001). «Происхождение мест Дананг – Хойан – Нячанг – Фанранг». Журнал «Язык и жизнь» (на вьетнамском языке). 4 (66): 17 и 40.
- ^ вариант (коренная австронезийская форма) санскритского слова Пандуранга
- ^ Jump up to: а б с Накамура 2020 , с. 34.
- ^ Вонг 2011 , стр. 252–253.
- ^ Вонг 2011 , с. 254.
- ^ Jump up to: а б Лафонт 2007 , с. 198.
- ^ Po 2013 , pp. 80–81.
- ^ Po 2013 , pp. 82–83.
- ^ Накамура 2020 , с. 24.
- ^ Po 2013 , p. 82.
- ^ Вонг 2011 , с. 256.
- ^ Брукмайр 2019 , с. 86.
- ^ Накамура 2020 , с. 106.
- ^ Брукмайр 2019 , с. 30.
- ^ Накамура 2020 , стр. 103–104.
- ^ Накамура 2020 , стр. 112–113.
- ^ Накамура 2020 , с. 114.
- ^ Брукмайр 2019 , с. 363.
- ^ Зоттоли 2011 , с. 361.
- ^ Брукмайр 2019 , с. 51.
- ^ Брукмайр 2019 , с. 52.
- ^ Лафонт 2007 , с. 199.
- ^ Лафонт 2007 , с. 200.
- ^ Брукмайр 2019 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Вебер 2012 , с. 163.
- ^ Лафонт 2007 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б Po 2013 , p. 85.
- ^ Po 2013 , p. 86.
- ^ Вебер 2011 , с. 741.
- ^ Вебер 2016 , с. 167.
- ^ Вебер 2011 , с. 742.
- ^ Вебер 2011 , с. 743.
- ^ Po 2013 , p. 67.
- ^ Jump up to: а б Po 2013 , p. 89.
- ^ Лафонт 2007 , с. 204.
- ^ Po 2013 , pp. 91–92.
- ^ Po 2013 , p. 93.
- ^ Po 2013 , p. 95.
- ^ Маррисон 1985 , с. 55.
- ^ Po 2013 , p. 106.
- ^ Po 2013 , pp. 96–97.
- ^ Лафонт 2007 , с. 205.
- ^ Лафонт 2007 , с. 206.
- ^ Po 2013 , p. 98.
- ^ Po 2013 , pp. 100–101.
- ^ Лафонт 2007 , с. 207.
- ^ Po 2013 , pp. 103–105.
- ^ Po 2013 , p. 103.
- ^ Jump up to: а б Вебер 2012 , с. 171.
- ^ Po 2013 , p. 240.
- ^ Po 2013 , p. 266.
- ^ Po 2013 , pp. 238–239.
- ^ Po 2013 , pp. 248–250.
- ^ Po 2013 , p. 251.
- ^ Po 2013 , pp. 270–271.
- ^ Po 2013 , pp. 106–107.
- ^ Накамура 2020 , с. 33.
- ^ Лафонт 2007 , с. 208.
- ^ Po 2013 , pp. 169–170.
- ^ Jump up to: а б Лафонт 2007 , с. 209.
- ^ Po 2013 , p. 169.
- ^ Po 2013 , p. 120.
- ^ Po 2013 , p. 209.
- ^ Po 2013 , p. 210.
- ^ Лафонт 2007 , с. 211.
- ^ Po 2013 , pp. 28–29.
- ^ Лафонт 2007 , с. 210.
- ^ Po 2013 , p. 121.
- ^ Брукмайр 2019 , с. 31а.
- ^ Хьюберт 2012 , с. 25.
- ^ Вебер 2012 , стр. 173–175.
- ^ Вебер 2012 , стр. 176–178.
- ^ Вебер 2012 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б Po 2013 , p. 124.
- ^ Вонг 2011 , с. 257.
- ^ Вебер 2012 , стр. 166–173.
- ^ Брукмайр 2019 , с. 27.
- ^ Po 2013 , p. 123.
- ^ Po 2013 , p. 236.
- ^ Po 2013 , p. 125.
- ^ Вебер 2016 , с. 172.
- ^ Лафонт 2007 , с. 212.
- ^ Po 2013 , pp. 126–28.
- ^ Po 2013 , pp. 129–33.
- ^ Брукмайр 2019 , с. 31б.
- ^ Лафонт 2007 , с. 214.
- ^ Лафонт 2007 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б Лафонт 2007 , с. 216.
- ^ Jump up to: а б Лафонт 2007 , с. 217.
- ^ Po 2013 , pp. 160–61.
- ^ Po 2013 , p. 161.
- ^ вариант санскритского слова Пандуранга
- ^ Вебер 2016 , с. 184.
- ^ Вебер 2012 , с. 165.
- ^ Лафонт 2007 , с. 218.
- ^ Po 2013 , p. 162.
- ^ Лафонт 2007 , с. 224.
- ^ Jump up to: а б Лафонт 2007 , с. 225.
- ^ Po 2013 , pp. 176–177.
- ^ Лафонт 2007 , стр. 219–220.
- ^ Po 2013 , p. 178.
- ^ Jump up to: а б «Камбоджа: исследования Холокоста и геноцида» . Колледж свободных искусств. Университет Миннесоты .
- ^ Лафонт 2007 , с. 226.
- ^ «Геноцид в Камбодже» . Фонд Дня памяти жертв Холокоста .
- ^ «Геноцид в Камбодже» . Музей Холокоста в Хьюстоне . 2 августа 2023 г.
- ^ «Краткая история города Фан Ранг — Тхап Чам» . prtc.ninhthuan.gov.vn . Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ «Социальное состояние» . ninhthuan.gov.vn . Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ Накамура 2020 , с. 70а.
- ^ Накамура и Сазерленд 2019 , с. 55.
- ^ Накамура и Сазерленд 2019 , с. 54.
- ^ Хьюберт 2012 , с. 25. Ф.И. Пьер-Бернар Лафон (2007), Ле Кампа: география, население, история. Изученная Индия.
Библиография
[ редактировать ]- Брукмайр, Филипп (2019). Мусульмане Камбоджи и малайский мир: малайский язык, письменность джави и исламская фракционность с 19 века до наших дней . Издательство «Брилл» . ISBN 978-9-00438-451-4 .
- Беккер, Тереза Гайо (2019), «Чампа, введение в закон чамов, на основе юридических документов 18-го века из королевских архивов Пандуранги», в Гриффитсе, Арло; Харди, Эндрю; Уэйд, Джефф (ред.), Чампа: Территории и сети королевства Юго-Восточной Азии , Чикаго: Французская школа Экстремального Востока, ISBN 978-2-85539-269-1
- Юбер, Жан-Франсуа (2012). Искусство Чампа . Хо Ши Мин: Parkstone Press International.
- Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-190-05379-6 .
- Лафон, Пьер-Бернар (2007). Ле Кампа: география, население, история . Изученная Индия. ISBN 978-2-84654-162-6 .
- Курия, Махмуд; Равенсберген, Санне, ред. (2021). Исламское право в мире Индийского океана: тексты, идеи и практика . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-00043-535-1 .
- Маррисон, GE (1985). «Чамы и их литература». Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 58 (2): 45–70 – через JSTOR .
- Накамура, Ри (2000). «Приход ислама в Чампу» . Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 73 (1): 55–66. JSTOR 41493412 – через JSTOR .
- Накамура, Рие; Сазерленд, Клэр (2019). «Изменение националистического нарратива? Представление чамов и чампа в музеях и объектах культурного наследия Вьетнама» . Музей и общество . 17 (1): 52–65. doi : 10.29311/mas.v17i1.2819 – через Университет Нортумбрии .
- Накамура, Ри (2020). Этническое путешествие: в поисках чама Вьетнама . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-52755-034-6 .
- По, Дхарма (2013). Пандуранга (Кампа). Его отношения с Вьетнамом (1802-1835) . Международный офис Чампа.
- Вебер, Николас (2011). «Безопасность и развитие юго-западного региона: роль чамских и малайских колоний во Вьетнаме (18-19 века)». Журнал экономической и социальной истории Востока . 54 (5): 739–772. дои : 10.1163/156852011X614037 . S2CID 154818297 — через Brill .
- Вебер, Николас (2012). «Разрушение и ассимиляция Кампы (1832–1835 гг.), Как видно из источников Кампа». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 43 (1): 158–180. дои : 10.1017/S0022463411000701 . S2CID 154818297 .
- Вебер, Николас (2016), «Диаспора чамов в Юго-Восточной Азии: модели исторического, политического, социального и экономического развития», в книге Энгельберта, Йорга Томаса (редактор), « Этнические и религиозные меньшинства Вьетнама: историческая перспектива» , издание Питера Ланга. , стр. 157–202, номер документа : 10.3726/978-3-653-05334-0. , ISBN 978-3-63166-042-3
- Вонг, Дэнни Цзе Кен (2011), «Отношения Вьетнам-Чампа», в Локхарте, Брюс; Трун, Кон Фонг (ред.), Чам Вьетнама: история, общество и искусство , Гавайи: University of Hawaii Press, стр. 238–264, ISBN 978-9-971-69459-3
- Зоттоли, Брайан А. (2011), Переосмысление истории Южного Вьетнама с 15 по 18 века: конкуренция на побережьях от Гуандуна до Камбоджи , Мичиганский университет
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Сара Э.; Смит, Стивен Д., ред. (2021). Справочник Рутледжа по религии, массовым злодеяниям и геноциду . Рутледж. ISBN 978-0-36732-150-5 .
- Чхве, Бён Ук (2018). Южный Вьетнам под властью Минь Манга (1820–1841): центральная политика и местная реакция . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1-50171-952-3 .
- Гудман, Джон (2021). Опыт мусульманских меньшинств в материковой части Юго-Восточной Азии: другой путь . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-41534-6 .
- Ханна, Никки, изд. (2020). Уайтер: американки азиатского происхождения о цвете кожи и колоризме . Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN 978-1-47988-108-6 .