Jump to content

Искусство Чампа

[[Изображение: Тап Мам Шива, 12 век.jpg|thumb|right|350px|Эта скульптура конца 11-го или 12-го века иллюстрирует как излюбленный материал художников Чама (каменная скульптура с горельефом ) , так и самый популярный предмет – материя, бог Шива и темы, связанные с этим богом. Шиву можно узнать по третьему глазу посередине лба и по атрибуту трезубца. Руки над головой совершают жест, называемый уттарабодхи мудра , который считается символом совершенства.]

Чампа была цивилизацией Юго-Восточной Азии , которая процветала вдоль побережий нынешнего центрального и южного Вьетнама в течение примерно тысячи лет между 500 и 1700 годами нашей эры. Первоначальные народы чамов и протохамов были моряками с материковой части Австронезии , которые в качестве своих основных занятий выбрали торговлю, судоходство и пиратство. Их города были портами захода на важных торговых путях, связывающих Индию, Китай и индонезийские острова. История Чампы представляла собой период периодических конфликтов и сотрудничества с народом Явы , кхмерами Ангкора . в Камбодже и вьетнамцами Ди Вьет (Аннам) на территории современного северного Вьетнама Именно из-за Дай Вьета Чампа окончательно утратила свою независимость.

Архитектура индийских храмов, высеченных в скалах , особенно скульптуры, возможно, находилась под сильным храмов или была похожа на нее влиянием южноиндийской и индийской архитектуры соседних камбоджийских и яванских . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Художественное наследие Чампы состоит в основном из скульптур из песчаника (как круглых, так и рельефных) и кирпичных зданий. Сохранились также некоторые металлические статуи и декоративные предметы. Большая часть оставшегося искусства выражает религиозные темы, и хотя некоторые произведения носили чисто декоративный характер, другие выполняли важные функции в религиозной жизни чамов, синтезировавших элементы индуизма (особенно шиваизма ), буддизма и местных культов.

Это художественное наследие было уничтожено пренебрежением, войной и вандализмом. Большая часть ущерба была нанесена в 20 веке. Некоторые французские ученые, такие как Анри Пармантье и Жан Буасселье, смогли сделать фотографии, создать рисунки и сделать описания пером произведений, которые были уничтожены в то время. Пренебрежение продолжает подвергать опасности наследие Чампы и по сей день, особенно пренебрежение каменными стелами с надписями , источником очень ценной информации по истории Чампы. Участники войны во Вьетнаме нанесли свою долю разрушений, уничтожив, например, руины буддийского монастыря в Донгзыонге ( Куангнам ). [ 5 ] Умышленный вандализм и кражи вызывают постоянную обеспокоенность.

Самая большая коллекция искусства Чам выставлена ​​в Музее скульптуры Чам в Дананге . Значительные коллекции хранятся в Музее Гиме в Париже, Музее истории Вьетнама в Сайгоне и Музее истории в Ханое . Меньшие коллекции можно найти в Музее изящных искусств в Сайгоне и Музее изящных искусств в Ханое.

Формы изобразительного искусства

[ редактировать ]

Остатки классического искусства Чам, сохранившиеся сегодня, состоят в основном из кирпичных храмов, круглых скульптур из песчаника и скульптур из песчаника с высоким и низким рельефом. Сохранилось также несколько бронзовых скульптур и декоративных предметов из металла. Здесь нет произведений из мрамора или другого камня более высокого качества. Также нет ни картин, ни эскизов. Жители Чампы писали, а возможно, и рисовали на листьях, не выдержавших жаркого и влажного климата прибрежного Вьетнама. Предметы из скоропортящихся материалов, например дерева, в большинстве своем не сохранились. [ нужна ссылка ]

Металлические статуи и украшения

[ редактировать ]

Остальные произведения искусства из металла включают бронзовые статуи махаянских божеств Локешвары и Тары , датированные примерно 900 годом нашей эры и связанные с буддийским искусством Донгзыонг. Еще более древняя бронзовая статуя Будды очень похожа на индийские буддийские статуи стиля Амаравати; Ученые сомневаются, что он был родом из Чампы, вместо этого предполагая, что он, должно быть, попал в страну в рамках морской торговли, которая связывала Индию с Юго-Восточной Азией и Китаем. [ 6 ]

[[Изображение:Шива Коса из Чампа.jpg|right|thumb|Этот Чам коса , или металлический рукав, надеваемый на лингам , представляет собой лицо Шивы , которое можно узнать по третьему глазу в центре лба и прическа шиньон, известная как джатамукута .]] У нас есть множество текстовых свидетельств многих существовавших когда-то классических произведений чамского искусства, которые были потеряны под воздействием времени и нападений человеческих вандалов, грабителей и завоевателей. Например, китайский историк начала XIV века Ма Дуаньлинь сообщил о существовании большой статуи Будды, сделанной из золота и серебра; нынешнее местонахождение этой статуи неизвестно. Сами короли Чам оставили нам каменные надписи, описывающие дары ныне утраченных драгоценных предметов, которые они принесли святыням и святилищам королевства. Особенно примечательной была практика дарения украшенных металлических рукавов ( коса ) и диадем ( мукута ) важным лингамам и божествам, с которыми они были связаны. Например, надпись на камне Стела, датированная примерно 1080 годом и найденная в Му Соне, сообщает, что король Хариварман IV (годы правления 1074–1080) подарил «большую великолепную золотую косу, украшенную самыми красивыми драгоценностями, более блестящими, чем солнце, освещенную днем ​​и ночью лучами солнца». сияющие драгоценные камни, украшенные четырьмя ликами» божеству Шрисанабхадрешваре, местному воплощению Шивы . Несколько лет спустя, около 1088 года, Харивармана, возможно, превзошёл его преемник Индраварман, который подарил золотую косу с шестью гранями (обращёнными в четырёх основных направлениях, на северо-восток и юго-восток), увенчанную нагараджой ( царем-змеем ). ) орнамент и украшен драгоценными камнями, включая рубин, сапфир, топаз и жемчуг. [ 7 ] Ни одно из этих сокровищ не сохранилось. [ нужна ссылка ]

Письменные источники, в том числе китайские исторические книги и чамские надписи, также сообщают о некоторых катастрофических событиях, прежде всего военных действиях, которые привели к утрате чамского искусства. По словам историка Ма Дуаньлиня , во второй четверти V века нашей эры китайский генерал по имени Юэнь Кань разграбил столицу Чампа, похитив множество «редких и драгоценных предметов», в том числе «десятки тысяч фунтов золота в слитки, полученные от статуй, которые он выплавил». Точно так же в начале VII века мародерствующий китайский генерал по имени Лю Фан скрылся с «восемнадцатью массивными золотыми табличками» в память о 18 предыдущих королях Чампы. [ 8 ] Следует предположить, что в последующие столетия частые набеги и завоевания кхмерских и вьетнамских армий, которые привели к окончательному разрушению Чампы как независимого политического образования, также привели к изъятию любых переносных произведений искусства, в том числе Конечно любые работы из драгоценных металлов. [ нужна ссылка ]

Храм Чиен Дан в провинции Куангнам .
Профиль храма По Клонг Гарай 13-го века недалеко от Фан Ранг включает в себя все постройки, типичные для храма Чам. Слева направо можно увидеть калан , прикрепленную мандапу , седловидную косгриху и гопуру .
Башни Дуонг Лонг в Бинь Динь, самый высокий из сохранившихся храмов Чампа.

В отличие от кхмеров Ангкора для , которые по большей части использовали серый песчаник строительства своих религиозных зданий, чамы строили свои храмы из красноватых кирпичей . Некоторые из этих кирпичных построек до сих пор можно увидеть во вьетнамской сельской местности. Наиболее важными оставшимися объектами являются Му Сон возле Дананга , О Бан (Виджая) возле Куинёна , По Нагар возле Нячанга и По Клонг Гарай возле Фанранга. [ нужна ссылка ]

Здания, составляющие храм

[ редактировать ]
Башни Хоалай в провинции Ниньтхуан .

Обычно храмовый комплекс Чамов состоял из нескольких зданий разного типа. [ 9 ]

  • Калан представлял собой кирпичное святилище, обычно в форме башни, используемое для размещения божества.
  • Мандапа представляла собой коридор , примыкающий к святилищу.
  • Косагриха . , или «пожарная часть», представляла собой сооружение, обычно с седловидной крышей, которое использовалось для хранения ценностей, принадлежащих божеству, или для приготовления пищи для божества
  • Гопура . представляла собой надвратную башню, ведущую в обнесенный стеной храмовый комплекс

Эти типы зданий типичны для индуистских храмов в целом; классификация справедлива не только для архитектуры Чампы, но и для других архитектурных традиций Великой Индии . [ нужна ссылка ]

Самые значимые храмы

[ редактировать ]
Храм По Нагар в Нячанге .

Наиболее важными в культурном отношении храмами исторической Чампы были храм Бхадрешвары, расположенный в Му Сон недалеко от современного Дананга , и храм богини, известной как Бхагавати (ее индуистское имя) или Ян По Нагар (ее имя Чам), расположенный недалеко от современного Нха. Транг .

  • Храм Бхадрешвары был главным религиозным фундаментом северной Чампы (известный как Кампадеса , Кампапура или Нагара Кампа в надписях ). Ученые отождествили храм Бхадрешвары, местного воплощения вселенского божества Шивы , со зданием «А1» в Му Соне. Хотя сегодня А1 находится в процессе превращения в груду обломков, она все еще существовала как великолепная башня, когда французские ученые описали ее в начале 20-го века. [ 10 ]
  • Храм Ян По Нагара был главным религиозным фундаментом южной Чампы (или Пандуранга , слово, которое является основой современного названия «Фан Ранг»). Его постройки датируются 8-м и 13-м веками. Храм стоит и по сей день на другом берегу реки Кай от Нячанга и находится в относительно хорошем состоянии. [ 11 ]

Скульптуры из песчаника

[ редактировать ]
Декоративная тема, зародившаяся на Яве и оттуда распространившаяся в другие части Великой Индии , — это морское чудовище макара , извергающее какое-то другое существо. На этой чамской скульптуре X или XI века макара извергает нагу .

Чамы создавали отдельно стоящие круглые скульптуры из песчаника, а также высокие резные барельефы из песчаника. В целом они, по-видимому, предпочитали рельефную скульптуру и особенно преуспели в скульптуре горельефной. Скульптура Чам прошла через заметную смену исторических стилей, главный из которых создал одни из лучших произведений искусства Юго-Восточной Азии. [ 12 ]

Сюжет скульптуры Чам в основном основан на легендах и религии индийской цивилизации. Многие из скульптур представляют собой изображения конкретных индуистских и буддийских божеств, в первую очередь Шивы , а также Локешвары , Вишну , Брахмы , Деви и Шакти . Такие скульптуры, возможно, служили религиозной цели, а не чисто декоративному. Любая скульптура в форме важного божества, полностью ориентированная вперед, не выполняющая каких-либо конкретных действий и оснащенная символическими атрибутами, могла бы быть кандидатом на ритуальное или религиозное использование. Скульпторы Чам также создали многочисленные лингамы , фаллические столбы, символически связанные с Шивой (если поперечное сечение представляет собой круг) или с тримурти (если столб сегментирован, состоящий из нижней квадратной секции, символизирующей Брахму, средней восьмиугольной секции, символизирующей Брахму). Вишну и верхняя круглая часть, символизирующая Шиву). Ритуальное использование лингама известно из современного индуизма. [ нужна ссылка ]

Эта резьба слона находится на постаменте, принадлежащем стилю Му Сон А1.

Некоторые скульптуры в искусстве Чампа отходят от индийской тематики и раскрывают кое-что из жизни исторического народа Чам. Примером могут служить особенно хорошо выполненные изображения слонов, служащие декоративными деталями в некоторых произведениях: из письменных источников мы знаем, что чамы полагались на слонов в военных и других целях, поскольку у них не было постоянного запаса лошадей. Другие скульптуры отражают культурное наследие Великой Индии и выражают легендарные темы, более типичные для яванского или камбоджийского искусства, чем для искусства Индии. Примером такой темы является мотив морского чудовища макара , пришедшего в Чампу с Явы, где он занимает видное место в искусстве Боробудура и других храмов того же периода. [ нужна ссылка ]

Периоды и стили искусства Чам

[ редактировать ]
Святилище короля По Рима (годы правления 1627-1651).

Ученые сходятся во мнении, что искусство Чампы можно анализировать с точки зрения отдельных «стилей», типичных для разных исторических периодов и разных мест. Некоторые в ходе своего исследования попытались составить классификацию исторических стилей. Возможно, наиболее влиятельными из этих попыток являются попытки французских ученых Филиппа Стерна ( «Искусство Чампы» (ранее Аннам) и его эволюция , 1942) и Жана Буасселье ( «Скульптура Чампы» , 1963). [ 13 ] Обобщая выводы этих ученых, историк искусства Жан-Франсуа Юбер пришел к выводу, что можно выделить как минимум следующие стили и подстили: [ 14 ]

  • Мой сын E1 (7-8 века)
  • Донг Дуонг (9-10 века)
  • Мой сын А1 (10 век)
    • Кхуонг Ми (первая половина X века)
    • Тра Киеу (вторая половина X века)
    • Чан Ло (конец 10 - середина 11 века)
  • Тхап Мам (11-14 века)

Каждый стиль назван в честь места во Вьетнаме, где были найдены произведения, представляющие этот стиль.

Мой сын в стиле E1

[ редактировать ]

Руины Му Сона не все выполнены в одном стиле и не все относятся к одному и тому же периоду истории Чамов. Ученые закодировали руины, чтобы отразить разнообразие периодов и стилей. Самый ранний идентифицируемый стиль получил название Mỹ Sơn E1 Style. Он назван в честь особой структуры, которую ученые называют Mỹ Sơn E1. Работы этого стиля отражают иностранное влияние из различных источников, в первую очередь от кхмеров , но доангкорской также от искусства Дваравати , яванского искусства Индонезии Камбоджи и южной Индии. [ 15 ]

Пожалуй, самое известное произведение стиля Мо Сон Е1 — большой постамент из песчаника, датируемый второй половиной VII века. Первоначально постамент выполнял религиозную функцию и использовался для поддержки огромного лингама как символа Шивы , главного божества в религии чамов. Сам постамент украшен рельефной резьбой, изображающей сцены из жизни подвижников: подвижники, играющие на различных музыкальных инструментах, подвижник, проповедующий животным, подвижник, получающий массаж. Для чамов пьедестал символизировал гору Кайласа, мифологическую обитель Шивы, в которой также жили многочисленные лесные и пещерные аскеты, точно так же, как лингам, который он поддерживал, представлял самого бога. [ 16 ]

Еще одна важная работа в стиле Мо Сон E1 — это незавершенный фронтон из песчаника , который когда-то был прикреплен над главным входом в храм в Мо Сон E1. фронтон изображает зарю нынешней эпохи Согласно индуистской мифологии, . Вишну лежит на дне океана. Его постель — змей Сеша . Из пупка Вишну вверх вырастает лотос, и из лотоса выходит Брахма , чтобы воссоздать вселенную. [ 17 ]

Стиль Донгзыонг

[ редактировать ]

В 875 году чамский король Индраварман II (год правления?-893) основал новую династию в Индрапуре , на территории нынешнего региона Куангнам в центральном Вьетнаме . [ 18 ] Отступив от религиозных традиций своих предшественников, которые были преимущественно шиваистами , он основал махаянский буддийский монастырь Донг Дуонг, а центральный храм посвятил Локешваре . [ 19 ] Храмовый комплекс в Донгзыонге был разрушен бомбардировками во время войны во Вьетнаме, и наши знания о его внешнем виде ограничены фотографиями и описаниями, созданными французскими учеными ранее в 20 веке. [ 20 ] Однако немалое количество скульптур того периода сохранилось в музеях Вьетнама, и в совокупности они известны как произведения стиля Донгзыонг. Этот стиль просуществовал вплоть до 10 века. [ нужна ссылка ]

Стиль скульптуры Донгзыонг описывается как весьма оригинальный стиль «художественного экстремизма» «с преувеличенными, почти чрезмерно стилизованными чертами». [ 21 ] Фигуры характеризуются толстыми носами и губами, а также тем, что они не улыбаются. [ 22 ] Яркие мотивы включают сцены из жизни Будды , буддийских монахов, дхармапал (хранителей буддийского закона), дварапал (вооруженных стражей храма), бодхисаттвы Авалокитешвары и богини сострадания Тары , которая также считалась шакти или супругой. Авалокитешвары. [ 23 ]

Стиль моего сына А1

[ редактировать ]

Искусство стиля Мо Сон А1 относится к 10 и 11 векам, периоду индуистского возрождения после буддийского периода Донгзыонг, а также периоду возобновления влияния Явы . Этот период называют «золотым веком» искусства Чам. [ 24 ] Стиль назван в честь храма в Му Соне , «самого совершенного выражения архитектуры Чам», по словам историка искусства Эммануэля Гийона, который пал жертвой войны во Вьетнаме в 1960-х годах. Большинство сохранившихся памятников Мо Сона также относятся к стилю Мо Сон А1, включая большинство построек групп B, C и D. [ 25 ]

Что касается скульптуры стиля Мо Сон А1, то она известна как легкая и изящная, в отличие от более строгого стиля Донгзыонг. По словам Гийона, «это искусство танца и движений, грации и лиц, которые иногда имеют легкий, почти ироничный стиль, как будто удивляясь своей собственной красоте». Действительно, танцоры были любимым мотивом скульпторов Мо Сон А1. Этот стиль также известен своими прекрасными рельефными изображениями реальных и мифических животных, таких как слоны, львы и гаруды. [ 26 ]

Стиль Мо Сон А1 включает в себя не только произведения искусства, найденные в Му Соне, но также произведения, найденные в Кхыонг Ми и Тра Киу, хотя последние иногда рассматриваются как представляющие отдельные стили. В частности, произведения Кхыонг Ми часто рассматриваются как переходные между стилями Донгзыонг и Мо Сон А1. [ 27 ] Точно так же работы, найденные в Чан Ло, иногда рассматриваются как принадлежащие стилю Мо Сон А1, а иногда рассматриваются как переходные между стилями Мо Сон А1 и Тхап Мам. [ 28 ]

Кхуонг Мой Стиль

[ редактировать ]

В деревне Кхуонгми во вьетнамской провинции Куангнам стоит группа из трех чамских башен, датируемых 10 веком. Стиль башен и связанных с ними произведений искусства является переходным между мощным стилем Донгзыонг и более очаровательным и изысканным стилем Му Сон А1. Стиль Кхуонг Ми также демонстрирует влияние кхмеров и яванцев. [ 29 ]

Стиль Тра Киеу

[ редактировать ]

Хотя памятники чамам в Тра Киу в провинции Куангнам были разрушены, ряд великолепных скульптур, связанных с этим местом, сохранился и хранится в музеях. Особого внимания заслуживают большой пьедестал, служащий основой для лингама, известный просто как «Пьедестал Тра Киу», и еще один пьедестал, известный как «Пьедестал танцоров». [ 30 ]

Пьедестал Тра Киу , состоящий из основания, украшенного барельефными фризами , цистерны для омовения и массивного лингама , считается одним из шедевров искусства Чам. Фигуры на фризах особенно красивы и представляют эпизоды из жизни Кришны , изложенные в « Бхагавата-пуране» . В каждом углу постамента кажется, что львиный атлас поддерживает вес конструкции над ним. [ 31 ]

Постамент танцоров также считается шедевром. Назначение и функция постамента, имеющего форму углового элемента, остаются неясными. Каждую сторону угла украшают танцующая апсара и музицирующая гандхарва . Основание под этими фигурами украшено львиными головами и макарами . [ 32 ]

Стиль Тхап Мам

[ редактировать ]

После X века искусство чамов пришло в упадок. И архитектура, примером которой являются храмы По Нагар и По Клонг Гарай , и скульптура стали более шаблонными и менее оригинальными. Только скульптуры мифических животных, таких как макара или гаруда , могли соперничать со своими аналогами более ранних стилей. [ 33 ]

Стиль Тхап Мам 11-14 веков назван в честь археологического памятника в провинции Биньдинь , ранее называвшейся Виджая . Для скульптуры этого стиля характерен «возврат к иератическому формализму и упрощение формы, ведущее к известной утрате жизненной силы». [ 34 ] Скульпторы, кажется, больше интересовались деталями орнамента, чем изяществом и движением самих фигур. Действительно, стиль был охарактеризован как «барокко» в связи с обилием декоративных деталей, которые отличают его от более «классических» предшественников. [ 22 ]

Одним из самых оригинальных мотивов периода Тхап Мам была скульптура в камне ряда женских грудей вокруг основания постамента. Этот мотив впервые появился в 10 веке (на постаменте Тра Киу когда-то был такой ряд грудей) и стал характерным для стиля Тхап Мам. Кажется, он не имеет аналогов в искусстве других стран Юго-Восточной Азии. [ 35 ] Некоторые ученые отождествляют эту тему с фигурой Уроджи («груди»), мифического предка династии XI века в Мо Соне, и заявляют о связи между этим Уроджей и богиней, почитаемой в По Нагаре . [ 36 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Жан Буасселье , Скульптура Чампа . Париж: Французская школа Дальнего Востока, 1963.
  • Жан Буасселье, «Бронза Тары», в BEFEO 73 (1984), стр. 319–338.
  • Хюинь Тхи Дуок, скульптура Чам и индийская мифология . Дананг, Вьетнам: Издательство Дананг, 2007.
  • М. Л. Фино, «Эпиграфические заметки: XI. Надписи моего сына», BEFEO 4: 1 (1904), 897–977.
  • Эммануэль Гийон, Индуистско-буддийское искусство Вьетнама: Сокровища Чампы (перевод с французского Тома Уайта). Трамбалл, Коннектикут: Уэзерхилл, 1997.
  • Маркиз Д'Эрви де Сен-Дени (редактор и переводчик), Ма-Туан-Лин: Этнография народов, чуждых Китаю (2 тома). Женева: Х. Георг, 1883.
  • Жан-Франсуа Юбер, Искусство Чампа (перевод с французского Анны Аллане). США: Parkstone Press и Confidential Concepts, 2005.
  • Ле Тхань Хой, История Вьетнама, 1858 год . Париж: Судестазия, 1981.
  • Нго Ван Доан, Чампа: Древние башни . Ханой: Издательство Gioi, 2006.
  • Нго Ван Доан, Реликвии моего сына . Ханой: Издательство Gioi, 2005.
  • Чан Ки Фуонг, Остатки цивилизации Чампа . Ханой, Издательство Gioi, 2008.
  1. ^ «Группа памятников Махабалипурама» . ЮНЕСКО.орг . Проверено 23 октября 2012 г.
  2. ^ «Оценка консультативного органа» (PDF) . ЮНЕСКО.орг . Проверено 23 октября 2012 г.
  3. ^ «Ратхи, монолитные [Мамаллапурам]» . Интернет-галерея Британской библиотеки . Проверено 23 октября 2012 г.
  4. ^ Брюн, там Пиппа; Бэйн, Кейт; Аллардис, Дэвид; Шонар Джоши (18 февраля 2010 г.). Фроммерс Индия Джон Уайли и сыновья. стр. 100-1 333–. ISBN  978-0-470-64580-2 . Проверено 7 февраля 2013 г.
  5. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр.36.
  6. ^ Буасселье, «Бронза Тары», стр.319-320.
  7. ^ Фино, «Эпиграфические примечания: XI. Надписи Моего Сына».
  8. ^ Херви, Ма-Туан-Лин , Том 2, Глава под названием «Лин-и». Китайцы признали последовательность чамских государств: сначала Линь-и (с конца 2-го века по 8-й век), затем Хуань-ван (с 8-го по 10-й век) и, наконец, Чэнь-цзин (с 10-го века и далее). ).
  9. ^ Чан Ки Фуонг, Остатки цивилизации Чампа .
  10. ^ Чан Ки Фуонг, Остатки цивилизации Чампа , стр.32.
  11. ^ Тран Ки Фуонг, Остатки цивилизации Чампа , стр.95 и далее.
  12. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр.31.
  13. ^ Хьюберт, Искусство Чампа , стр.39 и далее.
  14. ^ Хьюберт, Искусство Чампа , стр.33-34.
  15. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр.33 и далее.
  16. ^ Нго Вон Доан, Чампа: Древние башни , стр.50 и далее; Гийон, Сокровища Чампы , стр.73.
  17. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр.72.
  18. ^ Нго Ван Доан, Чампа: Древние башни , стр.72.
  19. ^ Нго Ван Доан, Чампа: Древние башни , стр.73.
  20. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр.36 и далее.
  21. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр.40.
  22. ^ Jump up to: а б Юбер, Искусство Чампа , стр.43.
  23. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр.81 и далее; Хюинь Тхи Дуок, Скульптура Чам , стр.66 и далее.
  24. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр.41.
  25. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.140-141.
  26. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр. 128 и далее; Хюинь Тхи Дуок, Скульптура Чам , стр. 55 и далее.
  27. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр.45, 105 f.
  28. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр.134.
  29. ^ Нго Ван Доан, Чампа: Древние башни , Глава 5: «Хуонг Ми», стр.95 и далее.
  30. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр.110 и далее.
  31. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр. 110-116.
  32. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр. 120-127.
  33. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр.54 ф.
  34. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр.57.
  35. ^ Гийон, Сокровища Чампы , стр. 147 и далее.
  36. ^ Чан Ки Фуонг, Остатки цивилизации Чампа , стр.146.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 732be58f89d0539279c66739825a0ad7__1722187500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/d7/732be58f89d0539279c66739825a0ad7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Art of Champa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)