Вторая эра северного господства
Вторая эра северного господства Север был колонизирован во второй раз. Север принадлежит скупым временам𠄩 | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
43–544 | |||||||||||
![]() Карта династии Лян 502 года. | |||||||||||
Статус | Командорства династии Восточная Хань , династия Восточная У , династия Западная Цзинь , династия Восточная Цзинь , династия Лю Сун , династия Южная Ци , династия Лян | ||||||||||
Капитал | Лонг Бьен | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Император | |||||||||||
• 43–57 | Император Хань Гуанву (первый) | ||||||||||
• 229–252 | Император Да Восточного У | ||||||||||
• 266–290 | Император У Цзинь | ||||||||||
• 420–422 | Император У Лю Сун | ||||||||||
• 479–482 | Император Гао Южной Ци | ||||||||||
• 502–544 | Император У Лян (последний) | ||||||||||
История | |||||||||||
• Конец восстания сестер Трунг. | 43 | ||||||||||
• Цзяочжи под Восточным У | 222 | ||||||||||
• Династия Цзинь объединила Китай. | 265 | ||||||||||
• Цзяочжи при династии Лю Сун | 420 | ||||||||||
479 | |||||||||||
• Цзяочжи при династии Лян | 502 | ||||||||||
• Ли Би Восстание | 544 | ||||||||||
Валюта | наличные монеты | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Вьетнам Китай |
История Вьетнама |
---|
![]() |
![]() |
Вторая эра северного господства относится ко второму периоду китайского правления во вьетнамской истории , с I по VI век нашей эры, во время которого современный Северный Вьетнам ( Цзяочжи ) находился под властью различных китайских династий. Этот период начался, когда династия Хань отвоевала Цзяо Чо ( Цзяочжи ) у сестер Чынг, и закончился в 544 году нашей эры, когда Ли Би восстал против династии Лян и основал династию Раннего Ли . [ нужна ссылка ] Этот период длился около 500 лет.
История
[ редактировать ]Династия Восточная Хань
[ редактировать ]После подавления сестер Чынг в 44 году нашей эры Ма Юань продолжил подавление сопротивления Лак-Вьет и их общества. Лакские лорды, присоединившиеся к сестрам Чунг, подчинившиеся или сдавшиеся Ма Юаню, будут пощажены, а те, кто не подчинился, были обезглавлены. [1] Теперь в регионе впервые было навязано прямое имперское правительство. [2] Около 20 000 китайских солдат поселились в северном Вьетнаме, чтобы помочь восстановить администрацию Хань, живя вместе с примерно 900 000 местными жителями. [3] [4] Ко второму и третьему веку местные памятники и артефакты часто содержат стили Юэ и Хань, включая гробницы в стиле Хань и артефакты Донг Сон, такие как бронзовые барабаны . [5] Палочки для еды, бумага, кисти для письма, концепция домашнего хозяйства, гробница... были введены в общество коренных народов (предположительно включавшее носителей языка Юэ ) в эпоху Западной Хань или Восточной Хань. [6] Хотя Юэ приспособили местную культуру, ханьцы не заставляли местных жителей перенимать китайские обычаи. От эпохи Хань до эпохи Тан императорский Китай поддерживал политические союзы с местной политической элитой Юэ, многие из которых были могущественными и богатыми вождями. Китайский двор часто предоставлял им официальные должности, чтобы извлечь из них прибыль. [7]
В 157 году местный лидер Чу Дт в Цзючжэне напал и убил китайского магистрата, а затем двинулся на север с армией численностью от четырех до пяти тысяч человек. Губернатор Цзючжэня Ни Ши был убит. Ханьский генерал Цзючжэня Вэй Лан собрал армию и победил Чу Дта, обезглавив 2000 повстанцев. [8] [9]
В 159 и 161 годах в Цзяочжи прибыли индийские купцы и отдали дань ханьскому правительству. [10]
В 166 году Цзяочжи прибыла римская торговая миссия, принеся ханьцам «дань» (с китайской точки зрения). [11] которые «вероятно были куплены на местных рынках» Ринан и Цзяочжи. [12]
В 178 году люди уху (烏滸) под предводительством Лян Луна подняли восстание против ханьцев в Хэпу и Цзяочжи. Лян Лун распространил свое восстание на весь северный Вьетнам, Гуанси и центральный Вьетнам, привлекая к себе все некитайские этнические группы в Цзяочжи. В 181 году империя Хань послала генерала Чжу Цзюаня для подавления восстания. В июне 181 г. Лян Лун был схвачен и обезглавлен, а его восстание было подавлено. [13]
Завезенный индийскими купцами по морю в конце периода Хань, буддизм быстро стал наиболее преобладающей религией в Северном Вьетнаме. [14] тогда как храм Дау (около 2 века нашей эры) был первым буддийским храмом во Вьетнаме. [15] В 177 году Ши Се стал префектом провинции Цзяочжи. [16]
В 100 году люди Чам в уезде Сянлинь (Тыанг Лам) (недалеко от современного Хуэ ) восстали против правления Хань из-за высоких налогов. Чамы разграбили и сожгли ханьские центры. В ответ ханьцы подавили восстание, казнили своих лидеров и предоставили Сянлиню двухлетнюю налоговую отсрочку. [17] В 136 и 144 годах народ Чам снова поднял еще два восстания, которые спровоцировали мятежи в императорской армии из Цзяочжи и Цзючжэня, а затем восстание в Цзяочжи. Губернатор Цзяочжи, по словам Кирнана, «заманивал их сдаться» «заманчивыми словами». [17]
В 192 году народ чам в Туонг Ламе под предводительством Ху Лиена успешно восстал против династии Хань. Ху Лиен основал независимое королевство Лам Ап . [18]
Эпоха Троецарствия
[ редактировать ]Сой Нхип (Ши Се) был губернатором Цзяочжи в конце династии Восточная Хань. Когда Китай погрузился в гражданскую войну, Си Нхип правил Цзяочжи как независимый военачальник с 187 по 226 год. Он присягнул на верность силам Сунь Цюань в 210 году, а позже стал вассалом Восточного У , сам получил титул «маркиз Лунбянь». В 227 году силы Восточного У убили его сына Ши Хуэя (士徽), положив конец правлению Ши Цзяочжи.

Когда в 220 году династия Восточная Хань распалась на , Цзяочжи находился под контролем государства У. Троецарствие В 226 году Сунь Цюань разделил Цзяочжи на две отдельные провинции: Цзяочжоу (включая северный Вьетнам и небольшую часть Хэпу) и Куанчжоу. [19] Режим У был суровым. К середине третьего века беспорядки охватили южные командования. В 231 году люди в Цзючжэне восстали, но были «усмирены» генералом У. [20] В 248 году силы Ламапа вторглись с юга, захватили большую часть Ринана и двинулись в Цзючжэнь, спровоцировав крупные восстания там и в Цзяочжи. [21] В Цзючжэне женщина из Лок Вьота по имени Триуу ( Леди Триу ) возглавила восстание против У в том же году, но была подавлена Лу Инь . [22] [23]
Цзинь Ву был
[ редактировать ]
В 263 году Лу Хун (呂興), префектура в Цзяочжоу, заручился поддержкой местных жителей и солдат, убил администраторов У Сунь Сюя (孫諝) и Дэн Сюня (鄧荀), а затем отправил послов к Цао Вэю с просьбой о военной помощи. Цзяочжи, Цзючжэнь и Ринан были переведены в Вэй. В 265 году династия Цзинь (266–420), сменив Цао Вэя, немедленно послала Ян Чи аннексировать Цзяочжоу при местной поддержке. В 268 году У послал двух генералов, Лю Чуня и Сю Цзе, чтобы отвоевать Цзяочжоу, но были отброшены армиями Цзинь. [24] В 270 г. армии Цзинь и У столкнулись в Хэпу . Генерал У Тао Хуан связался с Луонг Ки, местным командиром, сотрудничавшим с Цзинь, и убедил его встать на сторону У, что позволило армии У отбить порты и главные города Цзяочжи в 271 году. Бои в сельской местности продолжались до 280 года, когда Цзинь уничтожил Ву, воссоединив Китай. [22] Война опустошила регион, поскольку количество домохозяйств в северном Вьетнаме упало с 64 700 в 140 году нашей эры до примерно 25 600 к периоду династии Западная Цзинь. [25] [26]
Династия Цзинь и южные династии
[ редактировать ]В ранний период династии Цзинь императорский двор отдавал предпочтение южным торговым сетям с процветающими королевствами Фунан и Ламап . Наряду с этим кратким «бумом» мирной торговли в южной торговле Цзяочжи и Цзючжэнь пользовались некоторой автономией от Китая до тех пор, пока320-е. [22] В 312 году повстанцы и имперская армия яростно сражались друг с другом за Цзяочжи и Цзючжэнь. Разочарованный трудностями торговли, Лам Ап в 323 г. сам прибегал к морским набегам на северные порты Цзяочжоу. [22] Несмотря на поражение в 399 году, Лам Ап продолжал набеги на Цзяочжи и Цзючжэнь в течение двух десятилетий. [27] Китайская повстанческая армия из Чжэцзяна ненадолго захватила столицу Цзяочжи в 411 году. [27] В 432 году Фам Дыонг Муи II из Ламапа направил посольство ко двору Лю Сун с просьбой о назначении префекта Цзяо, но оно было отклонено. [28]
Во времена династии Цзинь и шести династий Китая народ Ли-Лао расширил свои территории вдоль южного побережья современных Гуандуна и Гуанси, на полосе земли к востоку от дельты Красной реки и к югу и западу от Жемчужины. Дельта реки занимала сухопутные дороги между Гуанчжоу и Цзяочжоу. [29] Жители страны Ли-Лао подвергают опасности любого, кто путешествует по их территории. [30]
Восстания вспыхивали в Цзяочжоу в 468–485, а также в 506 и 515 годах при династии Лян . [27]
В 541 году Ли Бон , лидер клана Ли, имевшего китайское происхождение, восстал против Лян. В 544 году он победил Ляна и провозгласил себя императором Нань Юэ в эпоху правления Тьен-Док . [31] Он назвал новое королевство «Вон Сюань» (萬春, «Вечная весна»). Цзяочжоу на короткое время обрел независимость от китайских династий. В 545 году Чэнь Басянь возглавил атаку Лянской армии на Цзяочжоу, вынудив Ли Бона бежать на запад, в горы над Красной рекой, где он был убит лаосскими горцами в 548 году. [32]
Культура
[ редактировать ]«...В двух округах Мэ Линь в Цзяочжи и До Лун в Цзючжэне , когда умирает старший брат, младший брат женится на его вдове; это происходит на протяжении поколений, тем самым становясь устоявшимся обычаем, поэтому районные чиновники дают и позволить этому, не имея возможности остановить это. В префектуре Ринан мужчины и женщины ходят обнаженными без стыда. Короче говоря, можно сказать, что эти люди находятся на том же уровне, что и жуки». [33]
Сюэ Цзун, Обычай Юга (231)
Из-за политической нестабильности китайской цивилизации с 3 по 6 века большая часть вьетнамской сельской местности находилась под косвенным управлением, а местные обычаи Юэ и отношения между полами сохранились. [34] Женщины играли важную роль в религиозных обрядах коренных народов, включая водные ритуалы. [35] Международная торговля через Морской шелковый путь с конца 100-х по 500-е годы нашей эры принесла Донг Сон бронзовые барабаны из северного Вьетнама в восточную Индонезию, Папуа и Молуккские острова . Буддисты из Индии, известные китайцам как Ху , прибыли во Вьетнам в 100-х годах нашей эры. Буддизм процветал в этом регионе при Ши Се. В отличие от конфуцианства , буддизм имел глубокие корни в сознании вьетнамцев. [36] персидские и согдийские купцы; На вьетнамское побережье ездили также [37] этот регион был домом Кан Сэнхуэя , согдийского буддийского монаха, который переводил буддийские тексты на китайский язык. [38]
Восстания
[ редактировать ]Местные восстания были организованы:
- Чу Дат 156–160
- Луонг Лонг 178–181
- Ху Лиен 192, основавший королевство Чампа .
- Триу Чи 299–319
- Лян Ши 319–323
- Ли Чыонг Нхан и Ли Тхук Хиен 468–485 гг.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тейлор 1983 , с. 47.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 157.
- ^ Тейлор 1983 , с. 49.
- ^ Алвес 2016 , с. 280.
- ^ Кирнан 2019 , с. 84.
- ^ Алвес 2016 , с. 282-286.
- ^ Ли 2011 , с. 46.
- ^ Тейлор 1983 , с. 64-66.
- ^ Loewe 1986 , с. 316.
- ^ Ли 2011 , с. 48.
- ^ Yu 1986 , p. 470.
- ^ Кирнан 2019 , с. 86.
- ^ Тейлор 1983 , с. 67-68.
- ^ Кирнан 2019 , с. 92-93.
- ^ Ли 2011 , с. 44.
- ^ Кирнан 2019 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Кирнан 2019 , с. 85.
- ^ Тейлор 1983 , с. 69.
- ^ Тейлор 1983 , с. 92.
- ^ Тейлор 1983 , с. 89.
- ^ Кирнан 2019 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с д Кирнан 2019 , с. 98.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 159.
- ^ Тейлор 1983 , с. 92-94.
- ^ Тейлор 1983 , с. 56.
- ^ Тейлор 1983 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с Кирнан 2019 , с. 99.
- ^ Эмонье 1893 , с. 7.
- ^ Черчман 2011 , с. 67-68.
- ^ Черчман 2011 , с. 71-74.
- ^ Кирнан 2019 , с. 102.
- ^ Кирнан 2019 , с. 103.
- ^ Даттон 2012 , с. 26–27.
- ^ Кирнан 2019 , с. 92.
- ^ Кирнан 2019 , с. 93.
- ^ Кирнан 2019 , с. 94.
- ^ Божар 2019 , с. 558.
- ^ Божар 2019 , с. 511.
Библиография
[ редактировать ]Статьи
[ редактировать ]- Алвес, Марк Дж. (2016). «Определение ранней китайско-вьетнамской лексики с помощью лингвистических, исторических, археологических и этнологических данных» . Бюллетень китайской лингвистики . 9 : 264–295. дои : 10.1163/2405478X-00902007 .
- Ле, Тхи Лиен (2017). «Лунг Кхе и культурные связи между Северным и Южным Вьетнамом» . Азиатский обзор мировой истории . 5 (2): 53–69. doi : 10.1163/22879811-12340005 – через Brill .
- Масанари, Нисимура (2005). «Схемы расселения на равнине Красной реки с позднего доисторического периода до X века нашей эры». Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории . 25 : 99–107. дои : 10.7152/bippa.v25i0.11920 .
- Норико, Нишино (2017). «Введение в исследование доктора Нисимуры Масанари о цитадели Лунг Кхе» . Азиатский обзор мировой истории . 5 (2): 11–27. doi : 10.1163/22879811-12340003 – через Brill .
- Тейлор, К. (2017). «Что скрывается за древнейшей историей буддизма в Древнем Вьетнаме?» . Журнал азиатских исследований . 77 (1): 107–122. doi : 10.1017/S0021911817000985 – через Cambridge University Press .
Книги
[ редактировать ]- Эмонье, Этьен (1893). История Чампы (Чьямба Марко Поло, ныне Аннам или Кочин-Китай) . Восточный университетский институт.
- Божар, Филипп (2019), Миры Индийского океана: Том 1, От четвертого тысячелетия до нашей эры до шестого века нашей эры: глобальная история , Cambridge University Press, ISBN 978-1-10864-332-0
- Черчман, Майкл (2011), « Люди между ними: Ли и лаосцы от Хань до Суй», в Ли, Тана; Андерсон, Джеймс А. (ред.), Залив Тонкинг через историю , Пенсильвания: University of Pennsylvania Press, стр. 67–86, ISBN. 978-0-812-20502-2
- Черчман, Кэтрин (2016). Люди между реками: взлет и падение культуры бронзовых барабанов, 200–750 гг . н.э. Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-1-442-25861-7 .
- Кларк, Хью Р. (2015). Китайская встреча в Юго-Восточном Китае в первом тысячелетии нашей эры . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-824-85718-9 .
- Даттон, Джордж, изд. (2012). Источники вьетнамской традиции . Введение в азиатские цивилизации. Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-13862-8 .
- Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета .
- Ли, Тана (2011), «Цзяочжи (Гяо Чо) в заливе Тунцин периода Хань», в Ли, Тана; Андерсон, Джеймс А. (ред.), Залив Тонкинг через историю , Пенсильвания: University of Pennsylvania Press, стр. 39–53, ISBN 978-0-812-20502-2
- Лоу, Майкл (1986), «Поведение правительства и поставленные на карту проблемы (57–167 гг. Н.э.)», в Твитчетте, Денис К.; Фэрбенк, Джон Кинг (ред.), Кембриджская история Китая: Том 1, Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 291–316.
- Микшич, Джон Норман ; Ян, Го Геок (2016). Древняя Юго-Восточная Азия . Рутледж.
- Шафер, Эдвард Хетцель (1967), Киноварная птица: Танские образы Юга , Лос-Анджелес: University of California Press
- Тейлор, Кейт Веллер (1983). Рождение Вьетнама . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-07417-0 .
- Ю, Ин-ши (1986), «Ханьские международные отношения», в Твитчетте, Денис С.; Фэрбенк, Джон Кинг (ред.), Кембриджская история Китая: Том 1, Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 377–463
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Такер, Спенсер (1999). Вьетнам . Университет Кентукки Пресс. ISBN 978-0813121215 .