Ши Се
Ши Се / Си Нхип | |
---|---|
Ши Се | |
Генерал гвардии | |
В офисе после 220 – 226 | |
Монарх | Император Да Ву |
Генерал левых сил | |
В офисе 210 –220 | |
Монарх | Император Сянь Хань |
Генерал, стабилизирующий далекие земли (Генерал Анюань) | |
В офисе ? –? | |
Монарх | Император Сянь Хань |
Генерал семьи, умиротворяющий Юг (苏南中郎将) | |
В офисе ? –? | |
Монарх | Император Сянь Хань |
Администратор Цзяочжи | |
В офисе 187 –? | |
Монархи | Император Лин Хань / Император Сянь Хань |
Личные данные | |
Рожденный | 137 Уезд Цанву , Гуанси , династия Восточная Хань |
Умер | 226 (89 лет) Гуанчжоу , Гуандун , династия Восточная У |
Отношения | см . здесь |
Дети | см . здесь |
Родитель |
|
Занятие | Военный генерал, политик, военачальник |
Любезное имя | Вэйянь (威彥) |
Пэрство | Маркиз Лонгбиан (Лонг Бяньхоу) |
Посмертное имя | Тхьен Ком Джиа Онг Линь Воу Дьи Вонг (Король хорошего настроения Цзяин Линву) (награжден династией Трун во Вьетнаме) |
Ши Се ( любезное имя Вэйян , также переводимое на вьетнамском языке как Sĩ Nhiếp , был китайским военным генералом, политиком и военачальником, который жил во времена династии Восточная Хань и в начале периода Троецарствия в Китае. [ 1 ] Он служил администратором Цзяочжи командования на территории современного северного Вьетнама . Исторический текст третьего века «Записи трех королевств » ( Сангочжи ) является основным источником китайских традиций, касающихся жизни Ши Се. [ 2 ] Он пропагандировал буддизм на протяжении всей своей жизни. После его смерти вьетнамцы связали с ним множество легенд. [ 3 ] и почитал его как Си Вонг ( король Си , 士王) в некоторых храмах.
(137–226),Семейное происхождение и молодость
[ редактировать ]Ши Се был представителем шестого поколения своих предков, мигрировавших в северный Вьетнам . [ 4 ] родился в провинции Цзяо , но его прародина находилась в районе современного Тайаня , Шаньдун . Его предки переехали в провинцию Цзяо, когда Ван Ман узурпировал трон и основал династию Синь (9–23), сделав себя ее императором. Отец Ши Се, Ши Ци (士賜), служил администратором командования Ринан (日南郡) во время правления императора Хуаня ( годы правления 146–168 ) династии Восточная Хань . Семья Ши была одной из элитных семей ханьского происхождения, которая позже эмигрировала в современный Вьетнам и сыграла важную роль в развитии вьетнамской цивилизации. [ 5 ]
В юности Ши Се изучал Цзо Чжуань под руководством Лю Тао (劉陶) из Инчуаньского командования (潁川郡). Позже он был номинирован как сяолянь (кандидат на государственную службу) и служил в центральном правительстве Хань в должности писателя-джентльмена (尚書郎), но позже был уволен по «официальным причинам». После смерти отца он был назначен маокаем ( 茂才) и назначен префектом округа У (巫縣; современный округ Ушань, Чунцин ). В 187 году центральное правительство Хань назначило его администратором (太守) командования Цзяочжи (交趾郡) в провинции Цзяо . [ 5 ]
Как военачальник провинции Цзяо
[ редактировать ]Примерно в то же время Чжу Фу (朱符) был назначен правительством Хань инспектором провинции Цзяо . Однако местные жители провинции Цзяо восстали и убили его после того, как он попытался взыскать с них более высокие налоги. Затем правительство Хань послало Чжан Цзинь (張津), чтобы заменить его, но позже Чжан Цзинь был убит своим подчиненным Оу Цзин (區景). Когда Лю Бяо , губернатор провинции Цзин , узнал об этом, он назначил Лай Гуна (賴恭) новым инспектором провинции Цзяо без разрешения центрального правительства Хань. В то же время он также послал своего подчиненного У Цзюй (吳巨), чтобы заменить умершего Ши Хуана (史璜) на посту администратора командования Цанву (蒼梧郡). Чтобы противодействовать попыткам Лю Бяо распространить свое влияние на провинцию Цзяо, центральное правительство Хань издало императорский указ, назначивший Ши Се главнокомандующим двора, умиротворяющего Юг (綏南中郎將), и поставив его во главе семи командований в провинции Цзяо. Провинция Цзяо.
После того, как Ши Се послал своего подчиненного Чжан Миня (張旻), чтобы поблагодарить ханьское центральное правительство и воздать должное, ханьское центральное правительство повысило его до звания генерала, стабилизирующего далекие земли (安遠將軍), а также объявило его маркизом Деревня Лунду (龍度亭侯). Примерно в то время Империя Хань находилась в состоянии хаоса, поскольку различные военачальники боролись за власть и территории в северном и центральном Китае. Провинция Цзяо, будучи отдаленной провинцией на юге Китая, не была охвачена хаосом. Ши Се фактически был военачальником, контролировавшим провинцию Цзяо, хотя он все еще оставался номинальным подданным Империи Хань. Младшие братья Ши Се также занимали важные посты в провинции Цзяо: Ши И (士壹), Ши Вэй (士䵋) и Ши У (士武) были соответственно администраторами Хэпу (合浦), Цзючжэня (九真) и Наньхая (南海) командования в провинции Цзяо.
В 210 году У Цзюй вступил в конфликт с Лай Гуном и вынудил его покинуть провинцию Цзяо. Сунь Цюань , военачальник, контролировавший территории в районе Цзяндун , граничащем с провинцией Цзяо, назначил своего подчиненного Бу Чжи инспектором провинции Цзяо вместо Лай Гуна. Ши Се побудил своих последователей подчиниться губернаторству Бу Чжи, но У Цзюй отказался и тайно замышлял убийство Бу Чжи. Однако Бу Чжи почувствовал намерения У Цзюй и сумел перехитрить и убить его. Позже Сунь Цюань назначил Ши Се генералом левых сил (左將軍) в его честь. В то же время военачальник Цао Цао , который контролировал центральное правительство Хань, хотел заручиться поддержкой Ши Се как союзника против Сунь Цюаня, поэтому он наградил Ши Се девятью дарами и другими почестями от имени императора Сяня ( номинальный император Хань под контролем Цао Цао).
Как вассал Восточного У
[ редактировать ]Спустя годы после падения династии Восточная Хань в 220 году Сунь Цюань объявил себя королём и основал королевство (позже империю) У. Восточный Ши Се поклялся в верности Сунь Цюаню и отправил одного из своих сыновей, Ши Синя (士廞), в качестве заложника Сунь Цюаню, чтобы гарантировать его верность У. Он также регулярно отправлял дань уважения Сунь Цюаню. [ 5 ] Во время конфликта между У и его государством Шу Хань , ставшим союзником, ставшим соперником, Ши Се встал на сторону Ву и подстрекал Юн Кая (雍闓), местного вождя племени на территории Шу, восстать против правления Шу и перейти на сторону Ву. В знак признания усилий Ши Се по склонению Юн Кая к дезертирству Сунь Цюань назначил Ши Се генералом гвардии (衛將軍) и присвоил ему титул «маркиз Лунбянь» (龍編侯). Ши Се умер от болезни в 226 году в возрасте 89 лет.
Семья
[ редактировать ]Генеалогическое древо Ши Се |
---|
У Ши Се было как минимум пять сыновей (в порядке убывания старшинства): Ши Синь (士廞), Ши Чжи (士祗), Ши Хуэй (士徽), Ши Ган (ушиган) и Ши Сун (士頌).
После смерти Ши Се в 226 году его третий сын Ши Хуэй сменил его на посту администратора командования Цзяочжи (交趾郡) при Восточного У. режиме Примерно в то же время император У Сунь Цюань хотел разделить провинцию Цзяо и создать еще одну провинцию, провинцию Гуан (廣州): командования Цзяочжи, Цзючжэнь (九真) и Ринан (日南) останутся частью провинции Цзяо; Командиры Цанву (蒼梧), Наньхай (南海), Юлин (鬱林) и Хэпу (合浦) образуют новую провинцию Гуан. Затем Сунь Цюань назначил Дай Ляна (戴良) и Люй Дая инспекторами провинций Цзяо и Гуан соответственно. Чэнь Ши (陳時), близкий помощник Сунь Цюаня, должен был заменить Ши Хуэя на посту администратора Цзяочжи.
В 227 году, когда Ши Хуэй узнал о новых договоренностях, он отказался подчиниться и восстал против правления У, отправив свои войска, чтобы заблокировать Дай Ляну и Чэнь Ши вход в провинцию Цзяо. В то время Хуань Линь (桓鄰), один из подчиненных Ши Хуэя, умолял своего начальника подчиниться приказу и передать свою должность губернатора Цзяочжи Коммандери Чэнь Ши. Однако Ши Хуэй отказался и приказал забить Хуань Линя до смерти. Племянник Хуань Линя, Хуан Фа (桓發), поднял мятеж против Ши Хуэя и вступил с ним в битву, которая длилась несколько месяцев. После этого они помирились.
Тем временем, узнав о восстании Ши Хуэя, Сунь Цюань приказал Люй Даю, инспектору провинции Гуан, возглавить войска, чтобы вернуть командование Цзяочжи. Люй Дай, который был близок к двоюродному брату Ши Хуэя Ши Куану (士匡; сын брата Ши Се Ши И 士壹), послал Ши Куана убедить Ши Хуэя сдаться, пообещав, что в этом случае его пощадят. Затем Ши Хуэй и его братья открыли ворота командования Цзяочжи и сдались Люй Даю. На следующий день Люй Дай заманил братьев Ши в ловушку во время банкета, арестовал их, а затем зачитал список преступлений Ши Хуэя. находился в Учане (武昌; современный Эчжоу , Хубэй Затем он казнил их всех и отправил их головы Сунь Цюаню, который в то время ).
Братья Ши Се, Ши И (士壹) и Ши Вэй (士䵋), вместе со своими семьями были спасены от смерти, но низведены до статуса простолюдинов. Несколько лет спустя Ши И и Ши Вэй были казнены за совершение преступлений.
Ранее, в 220-х годах, Ши Се отправил своего старшего сына Ши Синя (士廞) в качестве заложника к Сунь Цюаню, чтобы гарантировать императору У свою преданность ему. Таким образом, Ши Синь избежал того, чтобы закончить, как Ши Хуэй и другие его братья, которые были казнены Люй Даем в 227 году. Как и остальные выжившие члены семьи Ши (например, его дяди Ши И и Ши Вэй 士䵋), он был низведен до уровня статус простолюдина после смерти братьев. Некоторое время спустя он умер от болезни, и у него не было сына, который мог бы стать его преемником.
Поклонение «королю Си» Си Типу во Вьетнаме
[ редактировать ]Ши Се правил Вьетнамом как автономный военачальник в течение сорока лет и был посмертно обожествлен более поздними вьетнамскими монархами. [ 6 ] По словам Стивена О'Хэрроу, Ши Се был, по сути, «первым вьетнамцем». [ 7 ] По мнению Холмгрена, правление Ши Се «является одной из вех в развитии и слиянии двух новых социальных групп в Тунцине — китаизированной вьетнамской группы и вьетнамской китайской группы. Последняя постепенно стала отождествлять себя с интересами дельты, а не с с Китайской империей». [ 8 ] Тейлор (1983) также считал, что его имперские назначения придали формальную легитимность «появлению регионального правящего класса с прочными связями с местным обществом». Из событий, последовавших за его смертью, стало очевидно, что он «возглавлял аномальную региональную структуру власти, основанную на великих хань-вьетнамских семьях, которые могли выставлять частные армии». С точки зрения китайцев, Ши Се выступал в роли «хранителя границы»; с вьетнамской стороны он был главой регионального правящего общества. Людям было относительно легко переключаться между этими двумя точками зрения. Таким образом, человек китайского или смешанного происхождения, играющий смешанную роль или, в некоторых случаях, однозначную вьетнамскую роль, является обычной фигурой в ранней вьетнамской истории. «Он был первым из многих таких людей, которые стали сильными региональными лидерами, которые воспитали местное общество в контексте китайской цивилизации». [ 9 ] Люди, ставшие в это время вьетнамскими лидерами, имели смешанное происхождение: большинство их семей уже проживало во Вьетнаме на протяжении нескольких поколений; они, несомненно, говорили по-вьетнамски; и их политические взгляды основывались на региональных интересах вьетнамского общества. [ 10 ]
Ши Се до сих пор почитается в некоторых вьетнамских храмах как «Король Си» ( Sĩ Vương ). [ 11 ] Вьетнамская история Việt Điện U Linh Tập ( 越 甸 幽幽靈 集 ; ок. 1400 г.) значительно дополняет традиции китайских записей с местными вьетнамскими традициями. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Списки людей Трех Королевств
- Фамилия Ши связана с кланом Фан ( фамилия Фам на вьетнамском языке).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ де Креспиньи (2007) , с. 739.
- ^ Вернер, Даттон и Уитмор (2012) , с. 11.
- ^ Киоун (2003) , с. 326.
- ^ Тейлор 1983 , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор (1983) , с. 70.
- ^ Уокер 2012 , с. 132.
- ^ де Креспиньи, Рэйф (2004) [1990]. «Империя на Юге» . Генералы Юга: основание и ранняя история государства У трех королевств . Интернет. Канберра, АКТ: Факультет азиатских исследований Австралийского национального университета. п. 739. ИСБН 0731509013 . Архивировано из оригинала 9 июля 2012 года . Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ Холмгрен 1980 , стр. 61.
- ^ Тейлор 1983 , с. 71.
- ^ Тейлор 1983 , с. 86.
- ^ Шафер (1967) , с. 99.
- ^ Дрор (2007) , с. 15.
- Чен, Шу (3 век). Записи Трех Королевств ( Саньгожи ).
- де Креспиньи, Рэйф (2007). Биографический словарь от Поздней Хань до Троецарствия 23-220 гг . н.э. Лейден: Брилл. ISBN 9789004156050 .
- Дрор, Ольга (2007). Культ, культура и власть: принцесса Лю Хань в истории Вьетнама . Издательство Гавайского университета. ISBN 0824829727 .
- Холмгрен, Дженнифер (1980). Китайская колонизация Северного Вьетнама: административная география и политическое развитие в дельте реки Тонкин, с первого по шестой века нашей эры . Издательство Австралийского национального университета.
- Киоун, Дэмиен (2003). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета.
- Пей, Сунчжи (V век). Аннотации к «Записям трех королевств» ( Саньгожи чжу ).
- Шафер, Эдвард Хетцель (1967). Вермилионская птица . Издательство Калифорнийского университета.
- Сыма, Гуан (1084 г. ) .
- Тейлор, Кейт Веллер (1983). Рождение Вьетнама (иллюстрировано, переиздание). Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520074173 .
- Уокер, Хью Дайсон (2012), Восточная Азия: новая история , ISBN 978-1477265161
- Вернер, Джейн; Даттон, Джордж Эдсон; Уитмор, Джон К., ред. (2012). Источники вьетнамской традиции . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0231511108 .