Зыжи Тунцзянь
![]() Отрывок одного из оригинальных свитков Цзыжи Тунцзянь. | |||
Автор | Сыма Гуан и др. | ||
---|---|---|---|
Язык | Классический китайский | ||
Предмет | История Китая | ||
Дата публикации | 1084 | ||
Тип носителя | Свитки | ||
Исходный текст | Цзыжи Тунцзянь в китайском Wikisource | ||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Зыжи Тунцзянь | ||
Упрощенный китайский | Зыжи Тунцзянь | ||
Буквальный смысл | «Комплексное зеркало в помощь управлению» [а] | ||
|
Цзычжи Тунцзянь (1084 г.) — это хроника, опубликованная во времена династии Северная Сун (960–1127 гг.), В которой представлена история Китая с 403 г. до н.э. по 959 г. н.э., охватывающая 16 династий и охватывающая почти 1400 лет. [1] Основной текст состоит из 294 свитков ( 卷 ; цзюань ), каждый из которых соответствует главе, всего около 3 миллионов китайских иероглифов .
В 1065 году император Сун Инцзун поручил своему чиновнику Сыма Гуану (1019–1086) возглавить проект по составлению всеобщей истории Китая и предоставил ему финансирование и право назначать свой собственный персонал. Его команде потребовалось 19 лет, чтобы завершить работу. [1] а в 1084 году он был подарен преемнику императора Инцзуна, императору Шэньцзуну Сун . Он был хорошо принят и оказал огромное влияние как среди ученых, так и среди широкой публики. Эндимион Уилкинсон считает его справочным качеством: «Он оказал огромное влияние на более позднюю китайскую историческую письменность, либо напрямую, либо через многочисленные сокращения, продолжения и адаптации. Он остается чрезвычайно полезным первым справочным материалом для быстрого и достоверного освещения событий в определенное время», [2] в то время как Ахилл Фанг писал: «[Цыжи Тунцзянь] и его многочисленные перестановки, сокращения и продолжения были практически единственными общими историями, с которыми была знакома большая часть читающей публики дореспубликанского Китая». [3]
Текст
[ редактировать ]
Основной текст « Цычжи Тунцзянь» включает в себя ежегодное повествование об истории Китая в 294 свитках, охватывающее многие китайские исторические периоды ( «Сражающиеся государства» , Цинь, Хань, «Троецарствие», «Цзинь и шестнадцать королевств», «Южное и Северное династий Суй, Тан и Пяти династий ), дополненных двумя разделами по 30 свитков каждый — «таблицами» ( 目錄 ; mùlù ) и «критическим анализом» ( 考異 ; kَoyì ).
Сыма Гуан отошел от формата, используемого в традиционных китайских династических историях, состоящих в основном из «анналов» ( 紀 ; jì ) правителей и «биографий» ( 傳 ; zhuàn ) чиновников. Вместо этого Сыма перешел от «биографического стиля» ( 紀傳體 ; jìzhuàntϐ ) к «хронологическому стилю» ( 編年體 ; biānniántϐ ). Гуан написал в меморандуме императору:
С детства я изучал истории. Мне показалось, что в летописно-биографической форме слова настолько разбросаны и многочисленны, что даже эрудированный ученый, перечитывающий их снова и снова, не может их осмыслить и рассортировать. ... Я постоянно хотел написать хронологическую историю примерно в соответствии с формой Цзо-цюань ( 左傳 ), начиная с Воюющих царств и заканчивая Пяти династиями, опираясь на другие книги, помимо Официальных Историй и принимая во внимание все, что должен знать правитель, — вопросы, связанные с возвышением и падением династий и связанные с радостями и горестями народа, и в которых добро может стать образцом, а зло — предостережением. [4]
Первоначально Сыма Гуан нанял Лю Шу ( 劉恕 ) и Чжао Цзюньси в качестве своих главных помощников, но вскоре Чжао был заменен Лю Банем ( 劉攽 ), экспертом по истории Хань. В 1070 году император Шэньцзун одобрил просьбу Гуана о добавлении Фань Цзую ( 范祖禹 ), эксперта по истории Тан. [5] [1] Потому что Цзыжи Тунцзянь — это дистилляция из 322 [4] разрозненные источники, процессы отбора, составления и редактирования, использованные при создании работы, а также потенциальные политические предубеждения Сыма Гуана, в частности, были предметом академических дискуссий. [6] [7]
Производные и комментируемые работы
[ редактировать ]В 12 веке Чжу Си создал переработанную, сокращенную версию Цзыжи Тунцзянь , известную как Цзыжи Тунцзянь Ганму . Эта версия сама была позже переведена на маньчжурский язык как Tung giyan g'ang mu по просьбе императора Цин Канси . Эта маньчжурская версия была переведена на французский иезуитом миссионером- Жозефом-Анн-Мари де Муариаком де Майя . Его 12-томный перевод Histoire générale de la Chine, ou Annales de cet Empire; traduit du Tong-kien-kang-mou par de Mailla (1777–1783) был опубликован посмертно в Париже. [8] Сокращенный Zizhi Tongjian Gangmu был также основным источником для Textes historiques , политической истории Китая с древности до 906 года, опубликованной в 1929 году французским миссионером-иезуитом Леоном Вигером . [9]
Издание Zhonghua Book Company содержит текстовую критику, сделанную династии Юань историком Ху Саньсинем . Философ Ван Фучжи также написал комментарий к Тунцзянь под названием «Комментарии после прочтения Тунцзянь» ( 讀通鑑論 ; Ду Тунцзянь Лунь ).
Историк Рэйф де Креспиньи опубликовал аннотированные переводы глав 54–59 и 59–69 под названиями «Император Хуан и Император Лин» и «Чтобы установить мир» соответственно, охватывающие 157–220 годы нашей эры, основываясь на публикации Ахилла Фана . аннотированный перевод следующих десяти глав (70–79), охватывающих период до 265 г. н.э. [3] Существуют также самостоятельно опубликованные переводы на английский язык глав 1–8, охватывающие 403–207 годы до нашей эры, а также некоторых дополнительных разделов, касающихся народа хунну . [10] [11]
Содержание
[ редактировать ]
Книга состояла из 294 глав, из которых следующие описывают каждую соответствующую династическую эпоху:
- 5 глав – Чжоу (1046–256 до н.э.)
- 3 главы – Цинь (221–207 до н. э.)
- 60 глав – Хан (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
- 10 глав – Вэй (220–265)
- 40 глав – Джин (266–420)
- 16 глав - Лю Сун (420–479)
- 10 глав – Ци (479–502)
- 22 главы - Лян (502–557)
- 10 глав – Чен (557–589)
- 8 глав – Суй (589–618)
- 81 глава – Тан (618–907)
- 6 глав - Поздний Лян (907–923)
- 8 глав - Поздний Тан (923–936)
- 6 глав - Позже Цзинь (936–947)
- 4 главы - Поздний Хань (947–951)
- 5 глав - Позже Чжоу (951–960)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Иероглиф 鑑 дословно можно перевести как «зеркало», но здесь он означает нечто большее, похожее на «отражение», например, «размышления о себе».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Сюй 2005 , с. 20.
- ^ Уилкинсон 2000 , с. 499.
- ^ Перейти обратно: а б Фанг 1952г .
- ^ Перейти обратно: а б Чан, 1975 год .
- ^ Баренги 2014 , с. 16.
- ^ Сяо-бин 2003 .
- ^ Тиллман 2004 .
- ^ Тунцзянь гангму .
- ^ Нидхэм 1954 , с. 75.
- ^ Яп 2016 .
- ^ Яп 2009 .
Источники
[ редактировать ]- Компендиум Тунцзянь [Китайская литература: Тунцзянь ганму]. Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 9 февраля 2022 г.
- Баренги, Маддалена (2014). Историография и повествовательное построение периода Пяти династий (907-960 гг.) в Цзычжи тунцзянь и ее источники (Докторская диссертация). Венецианский университет Ка Фоскари.
- Чан, Мин К. (1975). «Историография Цзы-чжи тун-цзянь: обзор». Монумента Серика . 31 : 1–38. дои : 10.1080/02549948.1974.11731093 . JSTOR 40726165 .
- Чен, Гуанчун. «Зыжи Тунцзянь («Всеобъемлющее зеркало в помощь правительству»)» . Энциклопедия Китая (1-е изд. Истории Китая). [ постоянная мертвая ссылка ]
- Де Креспиньи, Рэйф (1973). «Универсальные истории». В Лесли, Дональд Д.; Маккеррас, Колин; Гунгву, Ван (ред.). Очерки источников по истории Китая . Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины. стр. 64–70.
- Фанг, Ахиллес (1952). Хроника Трех Королевств . Исследования Гарвардского института Йенчинга VI, издательство Гарвардского университета.
- Нидэм, Джозеф (1954). Наука и цивилизация в Китае . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-052105799-8 .
- Партингтон, Джеймс Риддик (1960). История греческого огня и пороха . Кембридж: В. Хеффер и сыновья.
- Тиллман, Хойт (2004). «Текстовые свободы и ограничения при переписывании истории Китая. Случай реконструкции Ссу-ма Куангом истории Чу-ко Ляна». В Ли, Томас ХК (ред.). Новое и множественное . Гонконг: Издательство Китайского университета.
- Уилкинсон, Эндимион (2000). История Китая: учебное пособие (переработанное и дополненное изд.). Кембридж: Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 0-674-00249-0 .
- Сяо-бин, Цзи (2003). «Зеркало для правительства: мысли Сыма Куана о политике и правительстве». В Ли, Томас Х.К. (ред.). Цзы-чжи тун-цянь . Гонконг: Издательство Китайского университета. стр. 1–32.
- Сюй, Элина-Цянь (2005). «2.1 Введение в источники по додинастическим киданям». Историческое развитие додинастических киданей (Докторская диссертация). Университет Хельсинки, факультет искусств, Институт азиатских и африканских исследований.
- Ян, Бо. Современное китайское издание Цзыжи Тунцзянь , том 1. Тайбэй: ISBN Yuan-Liou Publishing Co. 957-32-0795-8 . Первый из 72 томов.
- Яп, Джозеф П. (2009). Войны с хунну, перевод с Цзыжи тунцзяня . Блумингтон, Индиана: AuthorHouse. ISBN 978-1-4490-0604-4 . .
- Яп, Джозеф П. (2016). Цзыжи Тунцзянь: Воюющие государства и Цинь, автор: Сыма Гуан, тома с 1 по 8 — 403–207 гг . до н.э. Перевод Япа, Джозефа П. Норт Чарльстон, Южная Каролина: CreateSpace. ISBN 978-153308693-8 . С аннотациями и переводом текстового исследования Ян Куана о Воюющих царствах.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Цзыжи Тунцзянь «Комплексное зеркало в помощь правительству» — Chinaknowledge
- Сюй Элина-Цянь, Историческое развитие додинастических киданей , Хельсинкский университет, 2005. 273 страницы. 2.1 Введение в источники о додинастических киданях (стр. 19–23) > Цзыжи Тунцзянь , стр.20
- Цзыжи Тунцзянь (оригинальный текст на языке госюэ)
- книги 1080-х годов
- Китайские книги XI века.
- Книги по истории XI века
- Тексты по китайской истории
- Книги по истории пяти династий и десяти королевств
- Книги по истории о династии Хань
- Книги по истории династии Цзинь (266–420 гг.)
- Книги по истории о Северных и Южных династиях
- Книги по истории о династии Цинь
- Книги по истории о династии Суй
- Книги по истории о династии Тан
- Книги по истории о Трех Королевствах
- Литература династии Сун