Jump to content

Ван Фужи

Ван Фужи
Ван Фужи
Ван Фужи.
Рожденный ( 1619-10-07 ) 7 октября 1619 г.
Умер 18 февраля 1692 г. (1692-02-18) (72 года)
Хэнъян, Хунань, Китай
Занятия
  • Историк
  • эссеист
  • философ
Заметная работа Чуаньшань Ишу Цюаньцзи
Движение Антицинские настроения
Дети Ван Бан (сын)
Ван Ю (сын)
Родители) Ван Чжаопин
Тан Рурен
Китайское имя
китайский Ван Фужи
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinWáng Fūzhī
Wade–GilesWang Fu-chih
Зижан
Традиционный китайский И фермеры
Упрощенный китайский И фермеры
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinÉrnóng
Цзянчжай
Традиционный китайский Чжай Цзян
Упрощенный китайский Чжай Цзян
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinJiāngzhaī
Ситан
китайский Юдо
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinXītáng

Ван Фучжи ( китайский : 王夫之 ; пиньинь : Ван Фучжи ; Уэйд-Джайлз : Ван 2 Это было 1 -чи 1 ; 1619–1692), любезное имя Эрнонг ( 而農 ), псевдоним Чуаньшань ( 船山 ), китайский эссеист, историк и философ династий позднего Мин и начала Цин .

Ван Фучжи родился в семье ученых в провинции Хэнъяне Хунань в 1619 году. Он начал свое образование в области китайских классических текстов еще в очень молодом возрасте. Он сдал экзамен на государственную службу в возрасте двадцати четырех лет, но его предполагаемая карьера была нарушена вторжением в Китай маньчжуров , основателей династии Цин (или Цин).

Сохраняя верность императорам династии Мин, Ван сначала воевал против захватчиков, а затем провел остаток жизни, скрываясь от них. Его убежище находилось у подножья горы Чуаньшань , откуда он и получил свое альтернативное имя). Он умер в 1693 году, хотя точно неизвестно, где и как.

Философская работа

[ редактировать ]

Говорят, что Ван Фучжи написал более сотни книг, но многие из них утеряны. Остальные его работы собраны в Чуаньшань ишу цюаньцзи ( 船山遺書全集 ). Он также написал комментарий к Цзычжи Тунцзянь под названием «Комментарии после прочтения Тунцзянь » (讀通鑒論, «Ду Тунцзянь Лунь»).

Ван был последователем Конфуция , но считал, что неоконфуцианская философия , доминировавшая в то время в Китае, исказила учение Конфуция. Он написал свои собственные комментарии к конфуцианской классике (в том числе пять к « Ицзин» или «Книге перемен ») и постепенно разработал свою собственную философскую систему. Он писал на многие темы, включая метафизику, эпистемологию, моральную философию, поэзию и политику. Помимо Конфуция, на него также повлияли выдающиеся неоконфуцианцы ранней династии Сун Чжан Цзай и Чжу Си .

Метафизика

[ редактировать ]

Метафизика Ванга — это версия материализма. Он утверждал, что существует только ци ( или ци; энергия или материальная сила); Ли ( , принцип, форма или идея), которая была центральной концепцией в ортодоксальной неоконфуцианской мысли Чжу Си , например, не существует независимо, будучи просто принципом ци. В этом его метафизика представляет собой продолжение и развитие метафизики Чжан Цзая , наиболее четко выраженной в его «Комментариях к исправлению невежества Мастера Чжана» , а также высоко ценилась как «протоматериалист» в марксистский период в КНР после 1949 года. .

Метафизические идеи Вана привели его к натуралистической моральной философии (ускорив возрождение интереса к его учению в современном Китае). В частности, он считал, что человеческие желания не являются злом по своей сути, а на самом деле неизбежны и являются неотъемлемой частью нашей природы. Действительно, он считал, что желания потенциально полезны, моральная природа человека основана на наших чувствах к другим, и что проблемы возникают только из-за отсутствия умеренности. Ван считал, что человеческие желания являются главным свидетельством наших взаимоотношений с материальным миром как материальных существ и что человеческая природа развивается из нашей изначальной материальной природы вместе с теми изменениями, которые мы претерпеваем в результате нашего взаимодействия с миром, в котором живем. .

Эпистемология

[ редактировать ]

Ван придавал большое значение необходимости как опыта, так и разума: мы должны изучать мир, используя наши чувства, и тщательно рассуждать о нем. Знание и действие переплетаются, и действие является основой познания. Приобретение знаний — медленный и трудоемкий процесс, случаев внезапного просветления не бывает.

Политика и история

[ редактировать ]

Взгляды Вана на политику и историю принесли ему популярность в современном Китае даже больше, чем его материализм. Правительство, утверждал он, должно приносить пользу людям, а не тем, кто находится у власти. История — это непрерывный цикл обновления, включающий постепенный прогресс человеческого общества. Бывают периоды хаоса и нужды, а также стабильности и процветания, в зависимости от степени добродетели императора и народа в целом, но основное направление — вверх. Это результат естественных законов, которые управляют людьми и обществом. Ван считал, что власть феодалов-помещиков является злом и должна быть ослаблена за счет повышения налогов, что также приведет к увеличению числа крестьян-землевладельцев.

Под Путем [Дао] подразумевается управление конкретными вещами. [...] Лао-цзы был слеп к этому и говорил, что Путь существует в пустоте [...] Будда был слеп к этому и говорил, что Путь существует в тишине [...] Можно продолжать произносить такие экстравагантные слова слов бесконечно, но никто и никогда не может уйти от конкретных вещей.
( Чюань-шань и-шу )

Ван занимал решительную антиманьчжурскую позицию в своих трудах и отличался систематическими попытками выразить свой антиманьчжуризм в широком историческом и философском контексте. Он также настаивал на том, чтобы китайцев отличали от некитайцев, поскольку оба должны оставаться на своих территориях и уважать суверенитет друг друга, чтобы избежать возможности вторжения или интеграции. [1]

Наряду со своей конфуцианской мыслью он также осознавал «необходимость управлять системой», связанную с китайским легализмом . [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Запись об «антиманьчжурстве» на стр. 11, Современный Китай: Энциклопедия истории, культуры и национализма (Справочная библиотека гуманитарных наук Гарланд), автор: Кэ-Вэнь Ван, Routledge, ISBN   0-8153-0720-9 . См . [1]
  2. ^ Чжу, Цзяньфэй (2004). Пространственные стратегии Китая: Императорский Пекин, 1420-1911 гг . Психология Пресс. ISBN  978-0-415-31883-9 .
  • Брайан Карр и Индира Махалингам [edd] Сопутствующая энциклопедия азиатской философии (1997: Лондон, Routledge) ISBN   0-415-24038-7
  • Питер Дж. Кинг «Сто философов» (2004: Hove, Apple Press) ISBN   1-84092-462-4
  • Жак Жерне «Философия и мудрость Ван Фучжи (1619–1692)», в: Жерне Интеллект Китая. Социальное и ментальное (1994: Париж, Галлимар) ISBN   2-07-073569-9
  • Тан, Кайлин, «Ван Фуцзы» . Энциклопедия Китая (философское издание), 1-е изд.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3de0a483e8663035d022c4fa346e1e95__1704988920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/95/3de0a483e8663035d022c4fa346e1e95.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wang Fuzhi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)