Ван Фужи
Ван Фужи | |||
---|---|---|---|
Ван Фужи | |||
![]() Ван Фужи. | |||
Рожденный | |||
Умер | 18 февраля 1692 г. Хэнъян, Хунань, Китай | (72 года) ||
Занятия |
| ||
Заметная работа | Чуаньшань Ишу Цюаньцзи | ||
Движение | Антицинские настроения | ||
Дети | Ван Бан (сын) Ван Ю (сын) | ||
Родители) | Ван Чжаопин Тан Рурен | ||
Китайское имя | |||
китайский | 王夫Ван Фужи | ||
| |||
Зижан | |||
Традиционный китайский | И фермеры | ||
Упрощенный китайский | И фермеры | ||
| |||
Цзянчжай | |||
Традиционный китайский | Чжай Цзян | ||
Упрощенный китайский | Чжай Цзян | ||
| |||
Ситан | |||
китайский | 夕Юдо | ||
|
Ван Фучжи ( китайский : 王夫之 ; пиньинь : Ван Фучжи ; Уэйд-Джайлз : Ван 2 Это было 1 -чи 1 ; 1619–1692), любезное имя Эрнонг ( 而農 ), псевдоним Чуаньшань ( 船山 ), китайский эссеист, историк и философ династий позднего Мин и начала Цин .
Жизнь
[ редактировать ]Ван Фучжи родился в семье ученых в провинции Хэнъяне Хунань в 1619 году. Он начал свое образование в области китайских классических текстов еще в очень молодом возрасте. Он сдал экзамен на государственную службу в возрасте двадцати четырех лет, но его предполагаемая карьера была нарушена вторжением в Китай маньчжуров , основателей династии Цин (или Цин).
Сохраняя верность императорам династии Мин, Ван сначала воевал против захватчиков, а затем провел остаток жизни, скрываясь от них. Его убежище находилось у подножья горы Чуаньшань , откуда он и получил свое альтернативное имя). Он умер в 1693 году, хотя точно неизвестно, где и как.
Философская работа
[ редактировать ]Говорят, что Ван Фучжи написал более сотни книг, но многие из них утеряны. Остальные его работы собраны в Чуаньшань ишу цюаньцзи ( 船山遺書全集 ). Он также написал комментарий к Цзычжи Тунцзянь под названием «Комментарии после прочтения Тунцзянь » (讀通鑒論, «Ду Тунцзянь Лунь»).
Ван был последователем Конфуция , но считал, что неоконфуцианская философия , доминировавшая в то время в Китае, исказила учение Конфуция. Он написал свои собственные комментарии к конфуцианской классике (в том числе пять к « Ицзин» или «Книге перемен ») и постепенно разработал свою собственную философскую систему. Он писал на многие темы, включая метафизику, эпистемологию, моральную философию, поэзию и политику. Помимо Конфуция, на него также повлияли выдающиеся неоконфуцианцы ранней династии Сун Чжан Цзай и Чжу Си .
Метафизика
[ редактировать ]Метафизика Ванга — это версия материализма. Он утверждал, что существует только ци ( 氣 или ци; энергия или материальная сила); Ли ( 理 , принцип, форма или идея), которая была центральной концепцией в ортодоксальной неоконфуцианской мысли Чжу Си , например, не существует независимо, будучи просто принципом ци. В этом его метафизика представляет собой продолжение и развитие метафизики Чжан Цзая , наиболее четко выраженной в его «Комментариях к исправлению невежества Мастера Чжана» , а также высоко ценилась как «протоматериалист» в марксистский период в КНР после 1949 года. .
Этика
[ редактировать ]Метафизические идеи Вана привели его к натуралистической моральной философии (ускорив возрождение интереса к его учению в современном Китае). В частности, он считал, что человеческие желания не являются злом по своей сути, а на самом деле неизбежны и являются неотъемлемой частью нашей природы. Действительно, он считал, что желания потенциально полезны, моральная природа человека основана на наших чувствах к другим, и что проблемы возникают только из-за отсутствия умеренности. Ван считал, что человеческие желания являются главным свидетельством наших взаимоотношений с материальным миром как материальных существ и что человеческая природа развивается из нашей изначальной материальной природы вместе с теми изменениями, которые мы претерпеваем в результате нашего взаимодействия с миром, в котором живем. .
Эпистемология
[ редактировать ]Ван придавал большое значение необходимости как опыта, так и разума: мы должны изучать мир, используя наши чувства, и тщательно рассуждать о нем. Знание и действие переплетаются, и действие является основой познания. Приобретение знаний — медленный и трудоемкий процесс, случаев внезапного просветления не бывает.
Политика и история
[ редактировать ]Взгляды Вана на политику и историю принесли ему популярность в современном Китае даже больше, чем его материализм. Правительство, утверждал он, должно приносить пользу людям, а не тем, кто находится у власти. История — это непрерывный цикл обновления, включающий постепенный прогресс человеческого общества. Бывают периоды хаоса и нужды, а также стабильности и процветания, в зависимости от степени добродетели императора и народа в целом, но основное направление — вверх. Это результат естественных законов, которые управляют людьми и обществом. Ван считал, что власть феодалов-помещиков является злом и должна быть ослаблена за счет повышения налогов, что также приведет к увеличению числа крестьян-землевладельцев.
Под Путем [Дао] подразумевается управление конкретными вещами. [...] Лао-цзы был слеп к этому и говорил, что Путь существует в пустоте [...] Будда был слеп к этому и говорил, что Путь существует в тишине [...] Можно продолжать произносить такие экстравагантные слова слов бесконечно, но никто и никогда не может уйти от конкретных вещей. |
( Чюань-шань и-шу ) |
Ван занимал решительную антиманьчжурскую позицию в своих трудах и отличался систематическими попытками выразить свой антиманьчжуризм в широком историческом и философском контексте. Он также настаивал на том, чтобы китайцев отличали от некитайцев, поскольку оба должны оставаться на своих территориях и уважать суверенитет друг друга, чтобы избежать возможности вторжения или интеграции. [1]
Наряду со своей конфуцианской мыслью он также осознавал «необходимость управлять системой», связанную с китайским легализмом . [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Запись об «антиманьчжурстве» на стр. 11, Современный Китай: Энциклопедия истории, культуры и национализма (Справочная библиотека гуманитарных наук Гарланд), автор: Кэ-Вэнь Ван, Routledge, ISBN 0-8153-0720-9 . См . [1]
- ^ Чжу, Цзяньфэй (2004). Пространственные стратегии Китая: Императорский Пекин, 1420-1911 гг . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-31883-9 .
- Брайан Карр и Индира Махалингам [edd] Сопутствующая энциклопедия азиатской философии (1997: Лондон, Routledge) ISBN 0-415-24038-7
- Питер Дж. Кинг «Сто философов» (2004: Hove, Apple Press) ISBN 1-84092-462-4
- Жак Жерне «Философия и мудрость Ван Фучжи (1619–1692)», в: Жерне Интеллект Китая. Социальное и ментальное (1994: Париж, Галлимар) ISBN 2-07-073569-9
- Тан, Кайлин, «Ван Фуцзы» . Энциклопедия Китая (философское издание), 1-е изд.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блэк, Элисон Х. (1989). Человек и природа в философской мысли Ван Фу-чжи . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 9780295963389
- Чан, Винг-цит (пер.), 1963, Справочник по китайской философии , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .
- МакМорран, Ян (1992) Страстный реалист: введение в жизнь и политическую мысль Ван Фучжи, 1619–1692 (Гонконг: Sunshine Book Company, 1991).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ван Фу-чжи — конспекты лекций ДжиЛи Лю (SUNY Geneseo)
- Ван Фучжи на ctext.org