Шен Дао
Шен Дао | |
---|---|
будь осторожен | |
Рожденный | в. 350 г. до н.э. |
Умер | в. 275 г. до н. э. |
Эра | Древняя философия |
Область | Китайская философия |
Школа | Легализм , Протодаосизм |
Основные интересы | Фа (концепция) |
Шен Дао | |||
---|---|---|---|
китайский | будь осторожен | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
китайский | Шинко | ||
Буквальный смысл | «Мастер Шен» | ||
|
Часть серии о |
Китайский законничество |
---|
![]() |
Шэнь Дао ( ок. 350 – ок. 275 до н. э. ) был китайским философом и писателем. Он был китайским теоретиком-законником, которого больше всего помнят за его влияние на Хань Фэя в отношении концепции ши ( 勢 ; «власть», «потенциал», косвенное преимущество или власть), но большая часть его книги посвящена концепции фа (административная власть). методы и стандарты), чаще разделяемые его школой. По сравнению с западными школами, Шэнь Дао считал, что плохие законы «все же предпочтительнее, чем отсутствие законов вообще». [1]
За свои произведения его обычно называют «Шензи» ( 慎子 «Мастер Шэнь»), но о жизни Шэнь Дао известно очень мало. Странствующий философ из государства Чжао , он, вероятно, родился около 350 г. до н. э., отправился в город Линьцзы (современный Цзыбо в провинции Шаньдун ) в 300 г. до н. э., чтобы стать членом Академии Цзися . Вероятно, он покинул Линьцзы после ее захвата государством Янь в 285 г. до н.э. Теоретически он мог переехать в королевство Хань и впитать там легалистские традиции. Он умер примерно 10 лет спустя. [2] [3]
Текст
[ редактировать ]Томпсон утверждает, что Шензи был доступен до падения династии Тан, хотя и не в оригинальном издании. [4] Оригинальные 42 эссе Шэнь Дао утеряны. Поскольку до сих пор сохранилось только семь фрагментов, он известен в основном благодаря коротким ссылкам и трудам других людей, в частности Хань Фейцзы и Чжуанцзы . Критическая реконструкция утраченного Шензи была сделана Полом Томпсоном и опубликована в 1979 году под названием «Фрагменты Шэнь Цзы» . [ нужна ссылка ] В 2007 году Шанхайский музей опубликовал коллекцию текстов, написанных на бамбуковых пластинках из штата Чу, относящихся к периоду Воюющих царств , в том числе шесть бамбуковых пластинок с высказываниями Шензи. [5] Это единственные известные примеры текста Шензи, современники его составления.
Сюнь Куан считал стиль Шена грандиозным. [6]
Протодаосизм
[ редактировать ]Используя термин « Дао » без космологической или метафизической ссылки, [7] Шензи служит примечательным предшественником как даосизма , так и Хань Фэя . Посмертно его также иногда относят к даосам. [8] и Ван Фучжи предположили, что глава «Очерк о том, как видеть вещи как равные» в «Чжуанчжи» на самом деле была написана Шэнь Дао. [9] В отличие от эгоиста Ян Чжу , Шэнь Дао охарактеризован в « Чжуанцзы» (книга) как беспристрастный и лишенный эгоизма, его великий путь, охватывающий все вещи. [10]
Бенджамин И. Шварц охарактеризовал убеждения Шэнь Дао как даосски безразличные, сравнив его с «инертным пассивным комом», описанным в последних главах « Чжуанцзы» . Шварц считает, что Шэнь Дао рассматривает безличную структуру политической власти и человеческого общества как выражение спонтанного Дао в человеческой цивилизации. Шэнь Дао отвергает индивидуальное суждение, моральных агентов, мудрецов и, как и другие деятели фацзя , «субъективную интенциональность благородных людей». Шварц предполагает, что философия Шэнь Дао аналогичным образом предполагает правителя, свободного от бури эмоций и моральной ответственности. Напротив, Хань Фэй не игнорирует полностью роль великих людей. [11]
Управление государством
[ редактировать ]
Грэм характеризует Шена как теоретика централизованной власти. [13] Он поддерживает безличное управление во многом в том же смысле, что и Шэнь Бухай , и в отличие от Шан Яна подчеркивает использование таланта. [14] и продвижение министров, утверждающих, что порядок и хаос «не являются результатом усилий одного человека». Он также приводил доводы в пользу У Вэй , или бездействия правителя, в том же духе, что и Шэнь Бухай, говоря:
Дао правителя и министров заключается в том, что министры работают над задачами, в то время как у принца нет задач; принц расслаблен и счастлив, а министры несут ответственность за выполнение задач. Министры используют весь свой ум и силу для удовлетворительного выполнения его работы, в которой правитель не принимает участия, а лишь ждет завершения работы. В результате каждая задача решается. Правильный образ правления таков. [15] [16]
Однако он бросает вызов конфуцианскому и могистскому уважению и назначению достойных людей как основе порядка, указывая, что талантливые министры существовали во все времена. Взяв на себя задачу попытаться найти новое, аналитическое решение, Шен пропагандировал справедливость как новую добродетель. Ученый Сугамото Хироцугу приписывает Шэнь концепцию Фэнь, или социальных ресурсов, позже использованную Гуаньцзы и Сюньцзы , учитывая «размерные» различия через Фа (измерение, стандарты, протокол, административный метод), социальные отношения («инь»). и разделение. Шэнь Дао избегает назначения посредством собеседования в пользу механического распределения («основа справедливости») с неизменным Законом, распределяющим каждого человека в соответствии с его достижениями. [17]
Если один кролик бежит по городской улице, а его преследует сотня, то это потому, что его распределение не определено... Если распределение уже определено, то за него не будут бороться даже самые подлые люди. Способ контроля над Поднебесной и страной лежит исключительно в определении распределения.
Величайшая функция Закона («принцип объективного суждения») – предотвращение эгоистичных поступков и споров. Однако, сомневаясь в его долгосрочной жизнеспособности, Шэнь не исключил моральные ценности и принял (оговоренное) и социальных отношений, предложенное конфуцианцем Ли дополнение Фа , хотя он представляет Ли с точки зрения (безличных) правил. [18]
«В государстве есть ли высоких и низких рангов, но нет ли людей достойных и бездарных. Есть ли возраста, молодости, но нет возраста и трусости. Есть ли близких и дальних родственников. , но нет ли любви и ненависти».
По этой причине говорят, что он «смеется над достойными людьми» и «отвергает мудрецов», его учение опирается не на них, а на Закон . [19]
Связывая Фа с идеей беспристрастной объективности, связанной с универсальными интересами, и переосмысливая язык старого ритуального порядка, чтобы он соответствовал универсальному, имперскому и сильно бюрократизированному государству, [20] Шэнь предостерегает правителя от того, чтобы полагаться на свое личное суждение: [21] противопоставление личных мнений достоинствам объективного стандарта, или fa, как предотвращение реализации личных суждений или мнений. Личное мнение разрушает Фа , и поэтому правитель Шэнь Дао «не проявляет фаворитизма ни к одному человеку». [20]
Когда просвещенный правитель устанавливает [гун] («герцог» или «общественный интерес»), [частные] желания не противоречат правильному сроку [вещей], фаворитизм не нарушает закон, дворянство не превосходит правила, зарплата не противоречит не превышать [должного] своего положения, [один] офицер не занимает нескольких должностей, и [один] мастер не занимается несколькими видами работ... [Такой правитель] не переутомлял своего сердца и ума со знанием и не исчерпывал себя корыстью (си), а, скорее, зависел от законов и методов решения вопросов порядка и беспорядка, наград и наказаний для решения вопросов добра и зла, а также весов и весов для решения вопросов тяжелый или легкий... [20]
Сказано: «Когда великий господин полагается на фа и не действует лично, дела оцениваются в соответствии с (объективным) методом (фа)». Преимущество фа в том, что каждый человек получает свою награду или наказание в соответствии с причитающимся ему, и нет никаких дальнейших ожиданий от господина. Таким образом, не возникает недовольства, а высшие и низшие находятся в гармонии. Если господин людей откажется от метода (Фа) и будет управлять самостоятельно, тогда наказания и награды, конфискации и гранты — всё это возникнет в уме господина. Если это так, то получающие награды, хотя бы и соразмерные, будут постоянно ожидать большего; те, кто получит наказание, даже если оно будет соразмерным, будут бесконечно ожидать более снисходительного обращения... люди будут по-разному вознаграждены за одни и те же заслуги и по-разному наказаны за одну и ту же провинность. От этого возникает обида. [22] [23] : 129 [24]
Хотя китаевед Крил (1970:63) считал, что у Шэня была такая же административная идея, как и у Шэнь Бухая «Син-Мин», он отмечает, что не использует этот термин. [25]
Учение о позиции ( ши )
[ редактировать ]
Хань Фейцзы Шэнь Дао, как образ ши , был гораздо более поздним персонажем, чем Шан Ян и Шэнь Бухай. Однако, используемый во многих областях китайской мысли, ши , вероятно, возник в военной области. [26] Дипломаты полагались на концепции ситуативного преимущества и возможностей, а также секретности ( шу ) задолго до появления таких понятий, как суверенитет или закон, и использовались королями, желающими освободиться от аристократов. [27] Сунь Цзы продолжал включать даосскую философию бездействия и беспристрастности, а также наказания и вознаграждения в качестве систематических мер организации, напоминая концепции силы ( ши ) и тактики ( шу ) Хань Фэя. [28]
О ши «Искусства войны» , родственном Шэнь Дао, Генри Киссинджер говорит: «Китайская государственная мудрость демонстрирует тенденцию рассматривать весь стратегический ландшафт как часть единого целого... Стратегия и управление государством становятся средствами «боевого сосуществования» с Цель состоит в том, чтобы сделать их слабыми, одновременно укрепляя собственную ши , или стратегическую позицию». Киссинджер считает «маневренный» подход идеальным, но он противоречит конфликтам династии Цинь. [29]
В более старых работах Жака Жерне и А.С. Грэма , в частности, легисты рассматривали понимание того, что власть государства заключена в социальных и политических институтах, новаторских в своей цели подчинить им государство. [30] Как и Шэнь Бухай, Шэнь Дао в основном сосредоточился на управлении государством (Фа), и конфуцианец Сюнь Куан обсуждает его в этом качестве, никогда не ссылаясь на Шэнь Дао в отношении власти. [31] Шэнь Дао запомнился своими теориями о ши (букв. «ситуационное преимущество», но также «сила» или «харизма»), потому что Хань Фэй ссылается на него в этом качестве. [32]
Шен Дао
[ редактировать ]Выяснив причины беспорядков, Шэнь Дао заметил раскол власти правителя. [33] Теория власти Шэнь Дао перекликается с Шэнь Бухаем , на которого Сюнь Куан ссылается как на ее создателя, который говорит: «Тот, кто (может стать) единственным лицом, принимающим решения, может стать сувереном всего под небом». [34] [35] В противном случае теория Шэнь Дао могла быть заимствована из Книги Лорда Шана . [36]
Для Шэнь Дао «Сила» (Ши) относится к способности принуждать к подчинению, не требующей поддержки со стороны подданных, хотя и не исключает этого. [32] Заслуга (Ши) в том, что он не дает людям сражаться друг с другом; политическая власть оправдана и необходима на этой основе. [37] Шэнь Дао говорит: «Когда во всем Поднебесной нет ни одного уважаемого [человека], тогда нет способа осуществить принципы [упорядоченного управления, ли 理]... Следовательно, Сын Неба установлен ради Все под небом… Не ради Сына Небесного все под небом утверждается…» [35]
Талант не может проявиться без силы. [38] Шэнь Дао говорит: «Летающий дракон ездит на облаках, а восходящая змея бродит в тумане. Но когда облака рассеиваются и туман рассеивается, дракон и змея становятся такими же, как дождевой червь и большой крылатый черный муравей, потому что они потеряли то, на чем ездят». [32] Лидерство не является функцией способностей или заслуг, оно определяется каким-то процессом, например, предоставлением лидера группе. [39] «Правитель государства возводится на престол ради государства; государство не учреждается ради государя. Чиновники назначаются ради своих должностей; должности устанавливаются не ради чиновников... [20] [40]
Обычно игнорируемый другими фигурами, Шэнь Дао считает моральные способности полезными с точки зрения авторитета. Если правитель уступает, но его командование практикуется, то это потому, что он может получить поддержку от народа. [32] Но в остальном его идеи представляют собой «прямой вызов» конфуцианской добродетели. [41] Добродетель ненадежна, потому что люди обладают разными способностями. И мораль, и интеллектуальные способности недостаточны для управления, в то время как авторитетного положения достаточно, чтобы добиться влияния и подчинить достойных, что делает добродетель «не стоящей внимания». [42]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Грэм, AC (15 декабря 2015 г.). Спорщики о Дао: философский аргумент в Древнем Китае . Открытый суд. ISBN 978-0-8126-9942-5 .
- ^ Кнехтгес (2014) , с. 871.
- ^ Чинг, Джулия; Гиссо, RWL (1991). Мудрецы и сыновья: мифология и археология в Древнем Китае . Издательство Китайского университета. ISBN 978-962-201-469-5 .
- ^ Дао-компаньон философии Хань Фэя. Теория Фа Шэнь Дао и его влияние на Хань Фэя. п. 48. Сун-джа Ян
- ^ «Бамбуковые книги Чу периода Воюющих царств (6) из коллекции Шанхайского музея» будут опубликованы 15 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2012 г.
- ^ Лу, Син (1998). Риторика в Древнем Китае, пятый-третий век до нашей эры: сравнение с классической греческой риторикой . Университет Южной Каролины Press. ISBN 978-1-57003-216-5 .
- ^ Дао-компаньон философии Хань Фэя. Теория Фа Шэнь Дао и его влияние на Хань Фэя. Сун-джа Ян
- ^ Джон Эмерсон 2012. с. 1. ИЗУЧЕНИЕ ШЕН ДАО
- ^ Хансен, Чад, «Чжуанци», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2015 г.), Эдвард Н. Залта (редактор), http://plato.stanford.edu/archives/fall2015/entries/zhuangzi/
- ^ Антонио С. Куа 2003 стр. 362, Энциклопедия китайской философии.
- ^ Шварц, 1985, стр. 243,319,342-343,446.
- ^ Масаюки Сато 2003. с. 137. Конфуцианский поиск порядка. https://books.google.com/books?id=FXJuJl5XTqAC&pg=PA137
- ^ Грэм, AC 1989/2015. р301. Спорщики о Дао: философский аргумент в Древнем Китае. Открытый суд. ISBN 9780812699425 - через Google Книги.
- ^ Майор Джон С.; Кук, Констанс А. (22 сентября 2016 г.). Древний Китай: История . Рутледж. ISBN 978-1-317-50365-1 .
- ^ Л. К. Чен и HCW Сун, 2015, стр. 251 Даосский спутник даосской философии. https://books.google.com/books?id=L24aBQAAQBAJ&pg=PA251
- ^ Эмерсон. Шэнь Дао: текст и перевод
- ^ Джон Ноблок 1990. с. 172. Сюньцзы: Книги 7–16. https://books.google.com/books?id=DNqmAAAAIAAJ&pg=PA172
- Масаюки Сато 2003. стр. 122,126,133–136. Конфуцианский поиск порядка. https://books.google.com/books?id=FXJuJl5XTqAC&pg=PA134
- ^ Масаюки Сато 2003. с. 134–135. Конфуцианский поиск порядка. https://books.google.com/books?id=FXJuJl5XTqAC&pg=PA134 Бенжанмин И. Шварц 1985. с. 247. Мир мысли в Древнем Китае. https://books.google.com/books?id=kA0c1hl3CXUC&pg=PA247
- ^ Шварц, Бенджамин Исадор (30 июня 2009 г.). Мир мысли в Древнем Китае . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-04331-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Эрика Бриндли, Поляризация концепций Си (частный интерес) и Гун (общественный интерес) в ранней китайской мысли. стр. 6, 8, 12–13, 16, 19, 21–22, 24, 27.
- ^ Собственный голос Шэнь Дао, 2011. стр.202. Springer Science+Business Media BV, 2011 г.
- ^ Голдин, Пол Р. (март 2011 г.). «Постоянные заблуждения о китайском «законничестве» ». Журнал китайской философии . 38 (1): 88–104. дои : 10.1111/j.1540-6253.2010.01629.x .
- ^ Сато, Масаюки (1 января 2003 г.). Конфуцианские поиски порядка: происхождение и формирование политической мысли Сюнь Цзы . БРИЛЛ. ISBN 9004129650 – через Google Книги.
- ^ Сун-Джа Ян, 2013, с. 50. Теория Фа Шэнь Дао и его влияние на Хань Фэя. Дао-спутник Хань Фейцзы. https://books.google.com/books?id=l25hjMyCfnEC&pg=PA50
- ^ Пол Р. Голдин, Стойкие заблуждения о китайском законничестве. стр. 8–9 https://www.academia.edu/24999390/Persistent_Misconceptions_about_Chinese_Legalism_ .
- Масаюки Сато 2003. стр.129. Конфуцианский поиск порядка. https://books.google.com/books?id=FXJuJl5XTqAC&pg=PA129
- Сун-Джа Ян 2013 стр.50. Теория Фа Шэнь Дао и его влияние на Хань Фэя. Дао-спутник Хань Фейцзы. https://books.google.com/books?id=l25hjMyCfnEC&pg=PA50
- ^ Джон Эмерсон 2012. с. 11. Этюд Шэнь Дао.
- ^ Герне, Жак (31 мая 1996 г.). История китайской цивилизации . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-49781-7 .
- ^ Чен, Чао Чуан и Юэ-Тин Ли 2008, стр.12. Лидерство и менеджмент в Китае
- ^ Генри Киссинджер 2012 стр.31. О Китае
- ^ Жак Жерне 1982 стр.90. История китайской цивилизации. https://books.google.com/books?id=jqb7L-pKCV8C&pg=PA90
- AC Graham 1989. стр.268. Спорщики о Дао. https://books.google.com/books?id=QBzyCgAAQBAJ&pg=PA268
- Карин Лай 2008. стр.175. Введение в китайскую философию. https://books.google.com/books?id=3M1WDgAAQBAJ&pg=PA175
- ^ Антонио С. Куа, 2003, стр.362, Энциклопедия китайской философии https://books.google.com/books?id=yTv_AQAAQBAJ&pg=PA363
- С. Ю. Се, 1995. стр. 93. Китайская мысль: введение. https://books.google.com/books?id=-E5LZeR7QKwC&pg=PA93
- Сун-Джа Ян 2013 стр.49. Теория Фа Шэнь Дао и его влияние на Хань Фэя. Дао-спутник Хань Фейцзы. https://books.google.com/books?id=l25hjMyCfnEC&pg=PA49
- Пол Р. Голдин, Стойкие заблуждения о китайском законничестве. стр.8 https://www.academia.edu/24999390/Persistent_Misconceptions_about_Chinese_Legalism_
- ^ Jump up to: а б с д Собственный голос Шэнь Дао, 2011. стр. 203–05. Springer Science+Business Media BV, 2011 г.
- ^ Сато, Масаюки (1 января 2003 г.). Конфуцианские поиски порядка: происхождение и формирование политической мысли Сюнь Цзы . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-12965-8 .
- ^ AC Graham 1989. стр.268. Спорщики о Дао. https://books.google.com/books?id=QBzyCgAAQBAJ&pg=PA268
- Бертон Уотсон 2003. стр.129. Сюньцзы: Основные сочинения. https://books.google.com/books?id=0SE2AAAAQBAJ&pg=PA129
- ^ Jump up to: а б Сосны, Юрий (2014), Залта, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), «Легализм в китайской философии» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимы 2014 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 23 августа 2023 г.
- ^ Бенар, Элизабет Энн (2010). Чиннамаста, грозная буддийская и индуистская тантрическая богиня . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1748-7 .
- Собственный голос Шэнь Дао, 2011. стр.205. Springer Science+Business Media BV, 2011 г.
- ^ Собственный голос Шэнь Дао, 2011. стр. 200,202. Springer Science+Business Media BV, 2011 г.
- ^ Чен, Чао Чуан и Юэ-Тин Ли 2008, стр.113. Лидерство и менеджмент в Китае
- ^ Джон Эмерсон 2012. с. 11. Исследование Шэнь Дао.
- ^ Джон Эмерсон 2012. стр.11. Исследование Шэнь Дао.
- ^ Б.В. Ван Норден. 2013 стр.49. Хан Фэй и конфуцианство: на пути к синтезу. Дао-спутник Хань Фейцзы
- ^ Лай, Карин (30 марта 2017 г.). Введение в китайскую философию . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-316-84185-3 .
Ссылки
[ редактировать ]- Кнехтгес, Дэвид Р. (2014). « Шензи 慎子». В Кнехтгесе, Дэвид Р.; Чанг, Тайпин (ред.). Древняя и раннесредневековая китайская литература: Справочник, часть вторая . Лейден: Брилл. стр. 871–874. ISBN 978-90-04-19240-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрагменты Шензи: философский анализ и перевод в переводе Эйрика Ланга Харриса, 2016, издательство Колумбийского университета