Сюй Гуанци
Сюй Гуанци | |||
---|---|---|---|
Сюй Гуанци | |||
![]() Портрет Сюй Гуанци | |||
Вице-министр обрядов | |||
В офисе 1629–1630 | |||
Предшественник | Ма Чжици | ||
Преемник | Ли Сунчэнь | ||
Великий секретарь библиотеки Вэньюань | |||
В офисе 1632–1633 | |||
Старший Великий Секретарь | Чжоу Тингру Кто утомляет | ||
Личные данные | |||
Рожденный | 24 апреля 1562 г. Уезд Шанхай , Сунцзян , Южный Чжили , Империя Мин [1] | ||
Умер | 8 ноября 1633 г. [2] Пекин , Шуньтянь , Северный Чжили , Империя Мин | ( 71 год ||
Место отдыха | Парк Гуанци , Сюйцзяхуэй , район Сюйхуэй , Шанхай , Китай | ||
Национальность | китайский | ||
Супруг | Ву [3] | ||
Отношения | Кандида Сюй (внучка) [4] (Сюй Чжун) [4] (Сюй Маэ) [4] | ||
Дети | Сюй Цзи (Сюй Цзи) | ||
Родители) | Сюй Сычэн , отец | ||
Образование | Степень Цзиньши (1604 г.) [5] | ||
Занятие | учёный-чиновник ( министр обрядов и великий секретарь ), агроном, астроном, математик, писатель | ||
Известный | Три столпа китайского католицизма Китайский перевод « » Евклида Начал Чунчжэньский календарь Полный трактат о сельском хозяйстве | ||
Имя при крещении | Пол Сюй | ||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | 徐光Сюй Гуанци | ||
Упрощенный китайский | 徐光Сюй Гуанци | ||
| |||
Любезное имя | |||
китайский | 子Сначала ребенок | ||
| |||
Второе альтернативное китайское имя | |||
китайский | 玄Генбаку | ||
| |||
Третье альтернативное китайское имя | |||
китайский | 文Написано | ||
| |||
Четвертое альтернативное китайское имя | |||
Традиционный китайский | Пол | ||
Упрощенный китайский | Пол | ||
Буквальный смысл | Пол | ||
| |||
Сюй Гуанци | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 24 апреля 1562 г. Шанхай, Китай |
Умер | 8 ноября 1633 г. Пекин, Китай |
Сюй Гуанци или Сюй Куан-чи (24 апреля 1562 — 8 ноября 1633), также известный под именем при крещении Пол , был китайским агрономом, астрономом, математиком, политиком и писателем во времена династии Мин . [6] Сюй был назначен китайским императором в 1629 году руководителем реформы шисянского календаря , которую он начал с помощью иезуитов. [7] Сюй был коллегой и сотрудником итальянских иезуитов Маттео Риччи и Сабатино де Урсиса и помогал им в переводе нескольких классических западных текстов на китайский язык, включая часть Евклида » «Начал . Он также был автором трактата о сельском хозяйстве « Нонг Чжэн Цюань Шу» . Он был одним из « трех столпов китайского католицизма »; Римско -католическая церковь считает его Слугой Божьим . [8] 15 апреля 2011 года официальный представитель Ватикана Федерико Ломбарди объявил о беатификации Сюй Гуанци. [9] [10]
Имя
[ редактировать ]Сюй Гуанци - это пиньинь латинизация китайского произношения китайского имени Сюй. Его имя пишется Сюй Куан-чи по системе Уэйда-Джайлза . Его любезное имя было Цзысянь , а псевдоним — Сюаньху . В записях иезуитов это последнее имя, которое используется в качестве его китайского имени в форме «Сиу Хсвен Ху». [11]
При обращении он принял имя при крещении Павел ( лат . Paulus ). В китайском языке его транскрипция используется как своего рода вежливое имя (например, Сюй Баолу), и иезуиты иногда называли его «Сиу Пао Ло». [11] или Чу Паулюс . [12] Однако чаще его описывают как «Доктор Пауль» ( лат . Doctor Paulus ; [13] [11] Португальский : Доктор Пауло ), [14] «Наш Павел» ( лат . noster Paulus ), или «Павел Сиу» [15] или «Чиу». [12] [11] [16]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сюй Гуанци родился в префектуры Шанхае Чжили Южного Сунцзян 24 апреля 1562 года. [1] при китайской династии Мин . В то время Шанхай был всего лишь небольшим обнесенным стеной, окружным центром, в старом квартале нынешнего города вокруг сада Юй . Его семья, включая старшую и младшую сестру, жила в квартале Тайцин в южной части города. Гуанци Ветвь Сюй не имела отношения к тем, кто сдал императорские экзамены Шанхая и присоединился к местному дворянству . [17] Его отец Сюй Сычэн (умер около 1607 г. ) [18] осиротел в 5 лет и видел, как большая часть его наследства была потеряна из-за набегов «японских» пиратов и неплатежеспособных друзей в 1550-х годах. [17]
На момент рождения Гуанци его отец работал двадцать му (1¼ га ). [19] или меньше к югу от городской стены. [20] Примерно половина этой суммы пошла бы на пропитание семьи. [21] остальное использовалось для пополнения его дохода от мелкой торговли. [17] К тому времени, когда Гуанци исполнилось шесть лет, семья накопила достаточно средств, чтобы отправить его в местную школу, где более поздний агиограф записал, как он благочестиво упрекал своих одноклассников, когда они говорили о желании использовать свое образование для богатства или мистической силы. Вместо этого он якобы советовал: «Ни одна из этих вещей не стоит того, чтобы ее делать. Если вы хотите говорить о том, каким человеком вы хотите стать, то это должно быть самоутверждение и следование Пути . Наведите порядок в государстве и Люди, уважайте ортодоксальных и разоблачайте иноверцев. Не упускайте шанс стать кем-то важным в этом мире». [20] С 1569 по 1573 год семья отправила Гуанци в школу при буддийском монастыре в Лунхуа . [1] Это не зафиксировано, но эта школа, вероятно, была отдельным светским и платным учреждением для семей, слишком бедных, чтобы нанимать частных репетиторов для своих сыновей. [20]
Его мать умерла 8 мая 1592 года, и он взял на себя ритуальный траур в ее честь. [22] Его местонахождение в течение следующих нескольких лет неизвестно, но, похоже, он провалил провинциальный экзамен в Пекине в 1594 году, после того как период траура закончился. [22]
Карьера
[ редактировать ]В 1596 году он переехал в Сюньчжоу (ныне Гуйпин) в Гуанси, чтобы помогать его префекту Чжао Фэнъюю , уроженцу Шанхая, сдавшему экзамены на юрэнь в 1555 году. [22] следующего года он отправился в Пекин Весной и сдал провинциальный экзамен , став дзюренем . [22] Похоже, он остался там на императорский экзамен в следующем году, но не сдал его. Затем примерно в апреле он вернулся в Шанхай, сосредоточив свое внимание на изучении военных и сельскохозяйственных предметов. [22] В следующем году он учился у Чэн Цзясуя . [22]
Впервые он встретил Маттео Риччи , итальянского иезуита , в Нанкине в марте или апреле 1600 года. [22] Он сотрудничал с Риччи в переводе нескольких классических западных текстов — в первую очередь первой части Евклида » « Начал — на китайский язык, а также нескольких китайских конфуцианских текстов на латынь . [7] Влияние Риччи привело к тому, что Сюй крестился как католик в 1603 году. Его потомки оставались католиками или протестантами в 21 веке. [ нужна ссылка ]
С 1607 по 1610 год Сюй был вынужден уйти в отставку с государственной должности и вернулся в свой дом в Шанхае. Именно в это время он экспериментировал с методами орошения в западном стиле. [23] Он также экспериментировал с выращиванием сладкого картофеля , хлопка и дерева ну чжэнь . [23] Его еще раз призвали на службу китайской бюрократии, где он дослужился до высокого ранга и в конце своей карьеры стал известен просто как «Министр». [7] Тем не менее, он продолжал экспериментировать и изучать новые методы ведения сельского хозяйства, пока работал в своем офисе, продвигая использование влажного риса в Северо-Восточном Китае . [23] С 1613 по 1620 годы он часто посещал Тяньцзинь , где помогал организовывать самодостаточные военные поселения ( тун тянь ). [23]
В 1629 году мемориалы Сюй успешно разрешили португальскому капитану Гонсалу Тейшейра-Корреа перевезти 10 артиллерийских орудий и 4 «отличных бомбардировщика» через Китай в столицу, чтобы продемонстрировать эффективность западной артиллерии . [13] Более ранняя демонстрация в 1623 году закончилась катастрофой: взорвавшаяся пушка убила одного португальского артиллериста и трех китайских наблюдателей, но в этом случае орудия были приняты и отправлены в Дэнчжоу (ныне Пэнлай) в Шаньдуне . [24] новообращенный христианин Игнатий Сунь , протеже Сюя. был губернатором Там [25] а также был ярым сторонником модернизации вооруженных сил Китая. Вместе с капитаном Тейшейрой и его переводчиком Жуаном Родригешем Сунь использовал эти предметы для обучения своих войск противостоянию продолжающемуся маньчжурскому вторжению . Однако снисходительное отношение Сунь к мятежу 1632 года под руководством Кун Юдэ и Гэн Чжунмина позволило им успешно захватить Дэнчжоу, захватить артиллерию и создать независимую базу власти, которая в конечном итоге присоединилась к маньчжурам. [25] Мемориалы Сюя о помиловании не увенчались успехом, Сунь предстал перед военным трибуналом и казнен. [15]
Он занимал должности министра обрядов ( 禮部尙書 ), курирующего правительственные программы, связанные с культурой, образованием и иностранными делами, и заместителя старшего Великого секретаря ( 內閣次輔 ), фактически заместителя премьер-министра императорского кабинета.
Иоганн Адам Шалль фон Белл оставался с Сюй во время его последней болезни в 1633 году и наблюдал за возвращением его тела семье в Шанхае. [26] Там оно выставлялось на всеобщее обозрение на его вилле до 1641 года, когда было похоронено «во время тягот». [15]
Наследие
[ редактировать ]Могила Сюй Гуанци остается центральным элементом шанхайского парка Гуанци на улице Наньдан ( 南丹路 ), к югу от собора Сюйцзяхуэй .
350-летие со дня его смерти в 1983 году было отмечено очень публично, как церемониями в Шанхае, так и хвалебной статьей в Beijing Review . Громкая поддержка коммунистами этих мемориалов была воспринята как сигнал поддержки Дэн Сяопина политики по открытию и модернизации Китая. [27] Однако большинство китайских трактовок его жизни и наследия сосредоточены на его стремлении к научному, технологическому и политическому прогрессу и его влиянии на развитие Китая, тогда как западные трактовки почти повсеместно придают большое значение его христианскому обращению и идентичности. [27]
Работает
[ редактировать ]Военная наука
[ редактировать ]Сюй Гуанци написал книгу о военной технике и стратегии под названием « Любительские наблюдения г-на Сюя» в ответ на критику, с которой он столкнулся за то, что осмелился обсуждать военные вопросы, несмотря на то, что он был простым ученым. [28] Он часто цитировал Сюньцзы и Гуаньцзы и использовал награды и наказания по образцу законников , по крайней мере, в деятельности по оказанию помощи. [29]
Сюй Гуанци выдвинул концепцию «Богатой страны и сильной армии» (富國強兵), которая будет принята Японией для ее модернизации в конце XIX века под названием Фукоку Кёхэй .
Математика
[ редактировать ]В 1607 году Сюй и Риччи перевели на китайский язык первые части Евклида «Начал» (трактат по математике, геометрии и логике). Некоторые китайские ученые считают, что Сюй «начал просвещение Китая». [7]
Астрономия
[ редактировать ]После того, как последователи Сюя и Риччи публично предсказали солнечное затмение в 1629 году, Сюй был назначен императором руководителем усилий по реформированию китайского календаря . Реформа, представлявшая собой первое крупное сотрудничество между учеными из Европы и Дальнего Востока, была завершена после его смерти и стала известна как календарь Чунчжэня . [7] Он примечателен тем, что впервые систематически знакомил Китай с концепциями и развитием европейской математики и астрономии, включая обширные переводы и ссылки на «Начала» Евклида и работы Николая Коперника , Иоганна Кеплера , Галилео Галилея и Тихо Браге , чья Тихоновская система была использовал свою основную теоретическую основу. [30] [31]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]
Сюй Гуанци написал « Полный трактат о сельском хозяйстве» , выдающийся сельскохозяйственный трактат, который следовал традициям таких авторов, как Ван Чжэнь (написал « Ван Чжэнь Нонг Шу» в 1313 году нашей эры) и Цзя Сиксия (написал « Чи Мин Яо Шу» в 535 году нашей эры). [32] Как и Ван Чжэнь, Сюй жил в смутные времена и как патриот был предан помощи сельским фермерам Китая. [23] Его основные интересы были в ирригации , удобрениях , помощи голодающим , экономических культурах и эмпирических наблюдениях с ранними представлениями о химии . [23] Это была огромная письменная работа, около 700 000 написанных китайских иероглифов , что в 7 раз превышало работы Цзя Сыся и Ван Чжэня. [33] Хотя его окончательный вариант не был закончен Сюй Гуанци к моменту его смерти в 1633 году, известный ученый Цзяннань Чэнь Цзилун собрал группу ученых для редактирования проекта и опубликовал его в 1639 году. [33]
Темы, затронутые в его книге, следующие: [33]
- Основы сельского хозяйства ( Нонг Бен ): цитаты классиков о важности поощрения сельского хозяйства
- Полевая система ( Тянь Чжи ): распределение земли, управление полем.
- Сельскохозяйственные задачи ( Нонг Ши ): расчистка земли, обработка почвы; также подробное изложение схем расчетов
- Контроль воды ( Шуй Ли ): различные методы орошения, типы ирригационного оборудования, а также две последние главы, посвященные новому ирригационному оборудованию западного образца.
- Иллюстрированный трактат о сельскохозяйственных орудиях ( Нонг Чи Ту Пу ): в основном основан на книге Ван Чжэня 1313 года нашей эры.
- Садоводство ( Ши И ): овощи и фрукты.
- Шелководство ( Кан Санг ): производство шелка.
- Другие текстильные культуры ( Can Sang Guang Lei ): хлопок, конопля и т. д.
- Лесоводство ( Чонг Чи ): сохранение лесного хозяйства.
- Животноводство (Му Ян)
- Кулинарные изделия ( Чжи Цзао )
- Борьба с голодом ( Хуан Чжэн ): административные меры, голодная флора
Семья
[ редактировать ]Единственным сыном Сюя был Джон Сюй. [15] ( tXu Ji , sXu Ji , , Xú Jì ) [3] чьей дочерью была Кандида Сюй ( 徐 甘第大 , Сюй Гандида ; 1607–1680). Набожная христианка, она была признана важным покровителем христианства в Цзяннани в раннюю эпоху Цин . Иезуит Филипп Куплет , тесно сотрудничавший с ней, составил ее биографию на латыни. Это было опубликовано во французском переводе под названием « История китайской христианки Кандид Хиу» ( Histoire d'une Dame Chrétienne de la Chine, Candide Hiu ) в 1688 году. [34] Ее сыном был Василий Сюй, который служил чиновником при Цин . [15]
Галерея
[ редактировать ]- Статуя Сюя в Сюйцзяхуэй , на улице Норт-Цаоси.
- Могила Сюя в Шанхае. в парке Гуанци
- Введение в астрономию в переводе Сюй Гуанци
- Португальский перевод письма доктора Поля королю Португалии.
См. также
[ редактировать ]- Мемориальный зал Сюй Гуанци
- Могила Сюй Гуанци
- Римский католицизм в Китае
- Шанхайцы
- История сельского хозяйства
- Школа Ксавьера в Сан-Хуане, Метро Манила, Филиппины
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дудинк (2001) , с. 399
- ^ Дудинк (2001) , с. 409.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дудинк (2001) , с. 400
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Броки (2008) , с. 140.
- ^ Броки (2008) , с. 59.
- ^ Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Стоун (2007) .
- ^ Римско-католическая епархия Шанхая : Процесс подготовки к делу канонизации Сюй Гуанци
- ^ «Церковь беатифицирует раннего китайского новообращенного в Шанхае» . Новости УЦА . 2011 . Проверено 24 мая 2018 г.
- ^ «Впервые будет беатифицирован уроженец Шанхая бюрократ и учёный династии Мин Сюй Гуанци» . Шанхайист . 5 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Синий (2001) , с. 48
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синий (2001) , с. 33
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синий (2001) , с. 44
- ^ Васконселос (2012) , с. 163 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Синий (2001) , с. 45
- ^ Синий (2001) , с. 49
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брук (2001) , с. 93
- ^ Синий (2001) , с. 35 .
- ^ Уилкинсон (2000) , с. 243 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брук (2001) , с. 94
- ^ Клунас (1996) , с. 40 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Дудинк (2001) , с. 402
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Нидэм (1984) , с. 65.
- ^ Чан (1976) , с. 1147 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клык (1943) .
- ^ Синий (2001) , стр. 42–3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синий (2001) , с. 19
- ^ Мемориального зала Сюй Гуанци Постоянная выставка
- ^ Смит (2009) , с. 252.
- ^ «Исходный внешний вид минской версии «Чунчжэньского альманаха» (на китайском языке). Архивировано из оригинала 2 июня 2015 года. Проверено 28 мая 2010 года .
- ↑ «Альманах Чунчжэнь» Сюй Гуанцихэ. Архивировано 24 мая 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Нидхэм (1984) , стр. 64–5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нидэм (1984) , с. 66.
- ^ Мангелло (1989) , стр. 253–254.
Источники
[ редактировать ]- Блу, Грегори (2001), «Сюй Гуанци на Западе: ранние иезуитские источники и построение идентичности» , Управление государством и интеллектуальное обновление в Китае позднего Мин: межкультурный синтез Сюй Гуанци (1562–1633) , Sinica Leidensia , Том. 50, Лейден , Южная Голландия : Брилл , стр. 19–71 , ISBN. 9004120580 .
- Броки, Лиам Мэтью (2008), Путешествие на Восток: Иезуитская миссия в Китай, 1579–1724 , Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press of Harvard University Press
- Брук, Тимоти (2001), «Сюй Гуанци в его контексте: мир шанхайского дворянства», Государственное управление и интеллектуальное обновление в Китае позднего Мин: межкультурный синтез Сюй Гуанци (1562–1633) , BRILL, ISBN 9004120580 .
- Чан, Альберт (1976), «Жоао Родригес» , Биографический словарь Мин, 1368–1644, Том. II: M – Z , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, стр. 1145–47 , ISBN 9780231038331 .
- Клунас, Крейг (1996), Плодотворные места: садовая культура в Китае при династии Мин , Представляя Азию, Лондон, Англия: Reaktion Books, ISBN 9780948462887 .
- Дудинк, Адрианус Корнелис (2001), «Карьера Сюй Гуанци: аннотированная хронология», государственное управление и интеллектуальное обновление в Китае позднего Мин , BRILL, ISBN 9004120580 .
- Уилкинсон, Эндимион Портер (2000), История Китая: Руководство , Кембридж, Массачусетс : Азиатский центр Гарвардского университета Гарвардского института Йенчин , ISBN 9780674002494 .
- Фан Чжаоин (1943). Хаммеле, Артур В. старший (ред.). Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США . п. 686. . В
- Мангелло, Дэвид Э. (1989), Любопытная земля: жилье иезуитов и истоки китаеведения , Гонолулу: University of Hawaii Press, ISBN 0-8248-1219-0 .
- Нидхэм, Джозеф (1984), Наука и цивилизация в Китае, Том. VI: Биология и биологические технологии, Часть 2: Сельское хозяйство , Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета .
- Смит, Джоанна Хэндлин (2009), Искусство творить добро: благотворительность в Китае позднего Мин .
- Стоун, Ричард (2007), «Ученые чествуют высших эрудитов Китая», Science , vol. 318, с. 733, doi : 10.1126/science.318.5851.733 , ISSN 0036-8075 , PMID 17975042 , S2CID 162156995 .
- Васконселос де Салданья, Антониу (2012), «Последние императорские почести: от Томаса Перейры до Eulogium Europeorum Doctorum в 1711 году» , В свете и тени императора: Томас Перейра, SJ (1645–1708), император Канси, и Миссия иезуитов в Китае , Ньюкасл, Англия : Cambridge Scholars Publishing, стр. 144–227 , ISBN. 9781443838542 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нидэм, Джозеф (1959). Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле . Кембридж: Издательство Кембриджского университета; перепечатано: Тайбэй: Caves Books, 1986. OCLC.
- Чжао, Цзикай, «Сюй Гуанци» . Энциклопедия Китая (экономическое издание), 1-е изд.
- Мэй, Жунчжао, «Сюэ Гуанци» . Энциклопедия Китая (математическое издание), 1-е изд.
- Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Сюй Гуанци» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- Круглый стол Риччи в Университете Сан-Франциско
- Статья Техасского университета, в которой он упоминается
- Сюй Гуанци в Университете штата Мэн. Архивировано 28 августа 2008 года в Wayback Machine.
- Сюй Гуанци
- 1562 рождения
- 1633 смерти
- Китайские астрономы XVI века.
- Китайские математики XVI века.
- Китайские астрономы 17 века.
- Китайские математики 17 века.
- Похороны в Шанхае.
- Китайские католики
- Китайские агрономы
- Китайские писатели-технологи
- Христианские апологеты
- Обращается в католицизм
- Великие секретари династии Мин
- Математики из Шанхая
- Классики династии Мин
- Переводчики династии Мин
- Ученые династии Мин
- Правительственные чиновники династии Мин
- Политики из Шанхая
- Ученые из Шанхая
- Слуги Божьи
- Писатели из Шанхая
- Агрономы 17 века
- Агрономы XVI века
- Китайские переводчики 17 века
- Христиане династии Мин