Jump to content

Сюй Гуанци

Сюй Гуанци
Сюй Гуанци
Портрет Сюй Гуанци
Вице-министр обрядов
В офисе
1629–1630
Предшественник Ма Чжици
Преемник Ли Сунчэнь
Великий секретарь библиотеки Вэньюань
В офисе
1632–1633
Старший Великий Секретарь Чжоу Тингру
Кто утомляет
Личные данные
Рожденный 24 апреля 1562 г.
Уезд Шанхай , Сунцзян , Южный Чжили , Империя Мин [1]
Умер 8 ноября 1633 г. ) ( 1633-11-08 ) ( 71 год [2]
Пекин , Шуньтянь , Северный Чжили , Империя Мин
Место отдыха Парк Гуанци , Сюйцзяхуэй , район Сюйхуэй , Шанхай , Китай
Национальность китайский
Супруг Ву [3]
Отношения Кандида Сюй (внучка) [4]

(Сюй Чжун) [4]

(Сюй Маэ) [4]
Дети Сюй Цзи (Сюй Цзи)
Родители) Сюй Сычэн , отец
Образование Степень Цзиньши (1604 г.) [5]
Занятие учёный-чиновник ( министр обрядов и великий секретарь ), агроном, астроном, математик, писатель
Известный Три столпа китайского католицизма
Китайский перевод « » Евклида Начал
Чунчжэньский календарь
Полный трактат о сельском хозяйстве
Имя при крещении Пол Сюй
Китайское имя
Традиционный китайский Сюй Гуанци
Упрощенный китайский Сюй Гуанци
Любезное имя
китайский Сначала ребенок
Второе альтернативное китайское имя
китайский Генбаку
Третье альтернативное китайское имя
китайский Написано
Четвертое альтернативное китайское имя
Традиционный китайский Пол
Упрощенный китайский Пол
Буквальный смысл Пол

Сюй Гуанци
Сюй Гуанци с Маттео Риччи (слева)
Из Афанасия Кирхера , «Китайских иллюстраций» 1667 год.
Рожденный 24 апреля 1562 г.
Шанхай, Китай
Умер 8 ноября 1633 г.
Пекин, Китай

Сюй Гуанци или Сюй Куан-чи (24 апреля 1562   — 8 ноября 1633), также известный под именем при крещении Пол , был китайским агрономом, астрономом, математиком, политиком и писателем во времена династии Мин . [6] Сюй был назначен китайским императором в 1629 году руководителем реформы шисянского календаря , которую он начал с помощью иезуитов. [7] Сюй был коллегой и сотрудником итальянских иезуитов Маттео Риччи и Сабатино де Урсиса и помогал им в переводе нескольких классических западных текстов на китайский язык, включая часть Евклида » «Начал . Он также был автором трактата о сельском хозяйстве « Нонг Чжэн Цюань Шу» . Он был одним из « трех столпов китайского католицизма »; Римско -католическая церковь считает его Слугой Божьим . [8] 15 апреля 2011 года официальный представитель Ватикана Федерико Ломбарди объявил о беатификации Сюй Гуанци. [9] [10]

Сюй Гуанци - это пиньинь латинизация китайского произношения китайского имени Сюй. Его имя пишется Сюй Куан-чи по системе Уэйда-Джайлза . Его любезное имя было Цзысянь , а псевдоним Сюаньху . В записях иезуитов это последнее имя, которое используется в качестве его китайского имени в форме «Сиу Хсвен Ху». [11]

При обращении он принял имя при крещении Павел ( лат . Paulus ). В китайском языке его транскрипция используется как своего рода вежливое имя (например, Сюй Баолу), и иезуиты иногда называли его «Сиу Пао Ло». [11] или Чу Паулюс . [12] Однако чаще его описывают как «Доктор Пауль» ( лат . Doctor Paulus ; [13] [11] Португальский : Доктор Пауло ), [14] «Наш Павел» ( лат . noster Paulus ), или «Павел Сиу» [15] или «Чиу». [12] [11] [16]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Сюй Гуанци родился в префектуры Шанхае Чжили Южного Сунцзян 24 апреля 1562 года. [1] при китайской династии Мин . В то время Шанхай был всего лишь небольшим обнесенным стеной, окружным центром, в старом квартале нынешнего города вокруг сада Юй . Его семья, включая старшую и младшую сестру, жила в квартале Тайцин в южной части города. Гуанци Ветвь Сюй не имела отношения к тем, кто сдал императорские экзамены Шанхая и присоединился к местному дворянству . [17] Его отец Сюй Сычэн (умер   около 1607 г. ) [18] осиротел в 5 лет и видел, как большая часть его наследства была потеряна из-за набегов «японских» пиратов и неплатежеспособных друзей в 1550-х годах. [17]

На момент рождения Гуанци его отец работал двадцать му (1¼   га ). [19] или меньше к югу от городской стены. [20] Примерно половина этой суммы пошла бы на пропитание семьи. [21] остальное использовалось для пополнения его дохода от мелкой торговли. [17] К тому времени, когда Гуанци исполнилось шесть лет, семья накопила достаточно средств, чтобы отправить его в местную школу, где более поздний агиограф записал, как он благочестиво упрекал своих одноклассников, когда они говорили о желании использовать свое образование для богатства или мистической силы. Вместо этого он якобы советовал: «Ни одна из этих вещей не стоит того, чтобы ее делать. Если вы хотите говорить о том, каким человеком вы хотите стать, то это должно быть самоутверждение и следование Пути . Наведите порядок в государстве и Люди, уважайте ортодоксальных и разоблачайте иноверцев. Не упускайте шанс стать кем-то важным в этом мире». [20] С 1569 по 1573 год семья отправила Гуанци в школу при буддийском монастыре в Лунхуа . [1] Это не зафиксировано, но эта школа, вероятно, была отдельным светским и платным учреждением для семей, слишком бедных, чтобы нанимать частных репетиторов для своих сыновей. [20]

Его мать умерла 8 мая 1592 года, и он взял на себя ритуальный траур в ее честь. [22] Его местонахождение в течение следующих нескольких лет неизвестно, но, похоже, он провалил провинциальный экзамен в Пекине в 1594 году, после того как период траура закончился. [22]

В 1596 году он переехал в Сюньчжоу (ныне Гуйпин) в Гуанси, чтобы помогать его префекту Чжао Фэнъюю , уроженцу Шанхая, сдавшему экзамены на юрэнь в 1555 году. [22] следующего года он отправился в Пекин Весной и сдал провинциальный экзамен , став дзюренем . [22] Похоже, он остался там на императорский экзамен в следующем году, но не сдал его. Затем примерно в апреле он вернулся в Шанхай, сосредоточив свое внимание на изучении военных и сельскохозяйственных предметов. [22] В следующем году он учился у Чэн Цзясуя . [22]

Впервые он встретил Маттео Риччи , итальянского иезуита , в Нанкине в марте или апреле 1600 года. [22] Он сотрудничал с Риччи в переводе нескольких классических западных текстов — в первую очередь первой части Евклида » « Начал — на китайский язык, а также нескольких китайских конфуцианских текстов на латынь . [7] Влияние Риччи привело к тому, что Сюй крестился как католик в 1603 году. Его потомки оставались католиками или протестантами в 21 веке. [ нужна ссылка ]

С 1607 по 1610 год Сюй был вынужден уйти в отставку с государственной должности и вернулся в свой дом в Шанхае. Именно в это время он экспериментировал с методами орошения в западном стиле. [23] Он также экспериментировал с выращиванием сладкого картофеля , хлопка и дерева ну чжэнь . [23] Его еще раз призвали на службу китайской бюрократии, где он дослужился до высокого ранга и в конце своей карьеры стал известен просто как «Министр». [7] Тем не менее, он продолжал экспериментировать и изучать новые методы ведения сельского хозяйства, пока работал в своем офисе, продвигая использование влажного риса в Северо-Восточном Китае . [23] С 1613 по 1620 годы он часто посещал Тяньцзинь , где помогал организовывать самодостаточные военные поселения ( тун тянь ). [23]

В 1629 году мемориалы Сюй успешно разрешили португальскому капитану Гонсалу Тейшейра-Корреа перевезти 10 артиллерийских орудий и 4 «отличных бомбардировщика» через Китай в столицу, чтобы продемонстрировать эффективность западной артиллерии . [13] Более ранняя демонстрация в 1623 году закончилась катастрофой: взорвавшаяся пушка убила одного португальского артиллериста и трех китайских наблюдателей, но в этом случае орудия были приняты и отправлены в Дэнчжоу (ныне Пэнлай) в Шаньдуне . [24] новообращенный христианин Игнатий Сунь , протеже Сюя. был губернатором Там [25] а также был ярым сторонником модернизации вооруженных сил Китая. Вместе с капитаном   Тейшейрой и его переводчиком Жуаном Родригешем Сунь использовал эти предметы для обучения своих войск противостоянию продолжающемуся маньчжурскому вторжению . Однако снисходительное отношение Сунь к мятежу 1632 года под руководством Кун Юдэ и Гэн Чжунмина позволило им успешно захватить Дэнчжоу, захватить артиллерию и создать независимую базу власти, которая в конечном итоге присоединилась к маньчжурам. [25] Мемориалы Сюя о помиловании не увенчались успехом, Сунь предстал перед военным трибуналом и казнен. [15]

Он занимал должности министра обрядов ( 禮部尙書 ), курирующего правительственные программы, связанные с культурой, образованием и иностранными делами, и заместителя старшего Великого секретаря ( 內閣次輔 ), фактически заместителя премьер-министра императорского кабинета.

Иоганн Адам Шалль фон Белл оставался с Сюй во время его последней болезни в 1633 году и наблюдал за возвращением его тела семье в Шанхае. [26] Там оно выставлялось на всеобщее обозрение на его вилле до 1641 года, когда было похоронено «во время тягот». [15]

Наследие

[ редактировать ]

Могила Сюй Гуанци остается центральным элементом шанхайского парка Гуанци на улице Наньдан ( 南丹路 ), к югу от собора Сюйцзяхуэй .

350-летие со дня его смерти в 1983 году было отмечено очень публично, как церемониями в Шанхае, так и хвалебной статьей в Beijing Review . Громкая поддержка коммунистами этих мемориалов была воспринята как сигнал поддержки Дэн Сяопина политики по открытию и модернизации Китая. [27] Однако большинство китайских трактовок его жизни и наследия сосредоточены на его стремлении к научному, технологическому и политическому прогрессу и его влиянии на развитие Китая, тогда как западные трактовки почти повсеместно придают большое значение его христианскому обращению и идентичности. [27]

Работает

[ редактировать ]

Военная наука

[ редактировать ]

Сюй Гуанци написал книгу о военной технике и стратегии под названием « Любительские наблюдения г-на Сюя» в ответ на критику, с которой он столкнулся за то, что осмелился обсуждать военные вопросы, несмотря на то, что он был простым ученым. [28] Он часто цитировал Сюньцзы и Гуаньцзы и использовал награды и наказания по образцу законников , по крайней мере, в деятельности по оказанию помощи. [29]

Сюй Гуанци выдвинул концепцию «Богатой страны и сильной армии» (富國強兵), которая будет принята Японией для ее модернизации в конце XIX века под названием Фукоку Кёхэй .

Математика

[ редактировать ]

В 1607 году Сюй и Риччи перевели на китайский язык первые части Евклида «Начал» (трактат по математике, геометрии и логике). Некоторые китайские ученые считают, что Сюй «начал просвещение Китая». [7]

Астрономия

[ редактировать ]

После того, как последователи Сюя и Риччи публично предсказали солнечное затмение в 1629 году, Сюй был назначен императором руководителем усилий по реформированию китайского календаря . Реформа, представлявшая собой первое крупное сотрудничество между учеными из Европы и Дальнего Востока, была завершена после его смерти и стала известна как календарь Чунчжэня . [7] Он примечателен тем, что впервые систематически знакомил Китай с концепциями и развитием европейской математики и астрономии, включая обширные переводы и ссылки на «Начала» Евклида и работы Николая Коперника , Иоганна Кеплера , Галилео Галилея и Тихо Браге , чья Тихоновская система была использовал свою основную теоретическую основу. [30] [31]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]
Работа Сюй Гуанци по военным вопросам Любительские наблюдения г-на Сюй

Сюй Гуанци написал « Полный трактат о сельском хозяйстве» , выдающийся сельскохозяйственный трактат, который следовал традициям таких авторов, как Ван Чжэнь (написал « Ван Чжэнь Нонг Шу» в 1313 году нашей эры) и Цзя Сиксия (написал « Чи Мин Яо Шу» в 535 году нашей эры). [32] Как и Ван Чжэнь, Сюй жил в смутные времена и как патриот был предан помощи сельским фермерам Китая. [23] Его основные интересы были в ирригации , удобрениях , помощи голодающим , экономических культурах и эмпирических наблюдениях с ранними представлениями о химии . [23] Это была огромная письменная работа, около 700 000 написанных китайских иероглифов , что в 7 раз превышало работы Цзя Сыся и Ван Чжэня. [33] Хотя его окончательный вариант не был закончен Сюй Гуанци к моменту его смерти в 1633 году, известный ученый Цзяннань Чэнь Цзилун собрал группу ученых для редактирования проекта и опубликовал его в 1639 году. [33]

Темы, затронутые в его книге, следующие: [33]

  • Основы сельского хозяйства ( Нонг Бен ): цитаты классиков о важности поощрения сельского хозяйства
  • Полевая система ( Тянь Чжи ): распределение земли, управление полем.
  • Сельскохозяйственные задачи ( Нонг Ши ): расчистка земли, обработка почвы; также подробное изложение схем расчетов
  • Контроль воды ( Шуй Ли ): различные методы орошения, типы ирригационного оборудования, а также две последние главы, посвященные новому ирригационному оборудованию западного образца.
  • Иллюстрированный трактат о сельскохозяйственных орудиях ( Нонг Чи Ту Пу ): в основном основан на книге Ван Чжэня 1313 года нашей эры.
  • Садоводство ( Ши И ): овощи и фрукты.
  • Шелководство ( Кан Санг ): производство шелка.
  • Другие текстильные культуры ( Can Sang Guang Lei ): хлопок, конопля и т. д.
  • Лесоводство ( Чонг Чи ): сохранение лесного хозяйства.
  • Животноводство (Му Ян)
  • Кулинарные изделия ( Чжи Цзао )
  • Борьба с голодом ( Хуан Чжэн ): административные меры, голодная флора

Единственным сыном Сюя был Джон Сюй. [15] ( tXu   Ji , sXu   Ji , , Xú Jì ) [3] чьей дочерью была Кандида Сюй ( 甘第大 , Сюй Гандида ; 1607–1680). Набожная христианка, она была признана важным покровителем христианства в Цзяннани в раннюю эпоху Цин . Иезуит Филипп Куплет , тесно сотрудничавший с ней, составил ее биографию на латыни. Это было опубликовано во французском переводе под названием « История китайской христианки Кандид Хиу» ( Histoire d'une Dame Chrétienne de la Chine, Candide Hiu ) в 1688 году. [34] Ее сыном был Василий Сюй, который служил чиновником при Цин . [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дудинк (2001) , с. 399
  2. ^ Дудинк (2001) , с. 409.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дудинк (2001) , с. 400
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Броки (2008) , с. 140.
  5. ^ Броки (2008) , с. 59.
  6. ^ Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). «Сюй Гуан-ци» . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Стоун (2007) .
  8. ^ Римско-католическая епархия Шанхая : Процесс подготовки к делу канонизации Сюй Гуанци
  9. ^ «Церковь беатифицирует раннего китайского новообращенного в Шанхае» . Новости УЦА . 2011 . Проверено 24 мая 2018 г.
  10. ^ «Впервые будет беатифицирован уроженец Шанхая бюрократ и учёный династии Мин Сюй Гуанци» . Шанхайист . 5 мая 2018 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Синий (2001) , с. 48
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синий (2001) , с. 33
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синий (2001) , с. 44
  14. ^ Васконселос (2012) , с. 163 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Синий (2001) , с. 45
  16. ^ Синий (2001) , с. 49
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брук (2001) , с. 93
  18. ^ Синий (2001) , с. 35 .
  19. ^ Уилкинсон (2000) , с. 243 .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брук (2001) , с. 94
  21. ^ Клунас (1996) , с. 40 .
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Дудинк (2001) , с. 402
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Нидэм (1984) , с. 65.
  24. ^ Чан (1976) , с. 1147 .
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Клык (1943) .
  26. ^ Синий (2001) , стр. 42–3 .
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Синий (2001) , с. 19
  28. ^ Мемориального зала Сюй Гуанци Постоянная выставка
  29. ^ Смит (2009) , с. 252.
  30. ^ «Исходный внешний вид минской версии «Чунчжэньского альманаха» (на китайском языке). Архивировано из оригинала 2 июня 2015 года. Проверено 28 мая 2010 года .
  31. «Альманах Чунчжэнь» Сюй Гуанцихэ. Архивировано 24 мая 2011 г. в Wayback Machine.
  32. ^ Нидхэм (1984) , стр. 64–5.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нидэм (1984) , с. 66.
  34. ^ Мангелло (1989) , стр. 253–254.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2599d5821658e4e5fb6cd566d49b11a__1720367640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/1a/a2599d5821658e4e5fb6cd566d49b11a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xu Guangqi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)