Одорик Порденоне
Блаженный Одорик Порденонский | |
---|---|
Рожденный | в. 1280 Порденоне , Аквилейский Патриархат , Священная Римская империя |
Умер | Удине , Аквилейский Патриархат, Священная Римская империя | 14 января 1331 г. (44–45 лет)
Почитается в | Римский католицизм ( францисканский орден ) |
Беатифицированный | 2 июля 1755 года, базилика Святого Петра , Папская область , Папа Бенедикт XIV. |
Главный храм | Церковь Богоматери на горе Кармель , Удине , Италия |
Праздник | 14 января |
Одорик Порденоне [а] (ок. 1280–14 января 1331), был францисканским монахом и исследователем-миссионером из Фриули на северо-востоке Италии. Он путешествовал по Индии, Суматре, Яве и Китаю, где провел три года в столице империи Ханбалыке (ныне Пекин). После более чем десяти лет путешествий он вернулся домой и продиктовал рассказ о своем опыте и наблюдениях под названием « Relatio» , подчеркивая различные культурные, религиозные и социальные особенности, с которыми он столкнулся в Азии.
Его рукопись неоднократно копировалась и широко распространялась по Европе, как в оригинальном латинском языке, так и в нескольких местных переводах, включая итальянский, французский и немецкий. Relatio стал важным вкладом в растущее понимание Европы Дальнего Востока.
Отчет Одорика был основным источником отчета о « Путешествиях Мандевиля» . Многие из невероятных сообщений об Азии в Мандевиле оказались версиями описаний очевидца Одорика. [1]
После его смерти Одорич стал объектом народного поклонения и был беатифицирован в 1755 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]О жизни Одорика известно мало, и многие детали запутаны мифологией, сложившейся после его смерти. [2] Он родился в Вилланове , деревушке, ныне принадлежащей городу Порденоне во Фриули . Одна традиция гласит, что он был сыном солдата, сражавшегося на стороне Оттокара II Богемского , который захватил контроль над Порденоне в начале 1270-х годов. По этой причине его иногда называли «Богемцем». Другая традиция гласит, что Одорик был сыном известной местной семьи, но современные историки склонны не принимать во внимание эту версию. [3] [4] По оценкам, год его рождения варьировался от 1265 до 1285, но судебно-медицинская экспертиза его частично мумифицированного тела в 2002 году показала, что ему было около 50 лет, когда он умер в 1331 году, что указывает на то, что он родился около 1280 года. [4]
Его церковные биографы XIV века говорили, что он принял обеты францисканского ордена в очень молодом возрасте. Самым ранним свидетельством его связи с орденом является юридический документ, который он подписал как член Ордена младших братьев в 1296 году. Он подписал другие документы в 1316, 1317 и 1318 годах, указывая на его присутствие во Фриули в этот период. Характер этих документов также предполагает престиж и высокий уровень социальных и институциональных отношений, которые он поддерживал. [4]
Одорический в контексте
[ редактировать ]Путешествию Одориха предшествовал период папских дипломатических миссий, который начался почти столетием ранее, когда монголы вошли в Европу в результате монгольского вторжения в Европу . Между 1237 и 1238 годами они разграбили большую часть России, а к 1241 году опустошили Польшу и Венгрию. Затем они внезапно отступили. На Первом Лионском соборе Папа Иннокентий IV организовал в 1245 году первые миссии в Великую Ханскую Татарию, порученные францисканцам, как и последующие папские миссии в течение следующего столетия. [5]
К 1260 году страх перед новым монгольским вторжением утих, и в течение следующих 100 лет между Европой и Китаем были многочисленные контакты, сосредоточенные на торговых возможностях и религиозном обращении. Путешествию способствовала единая и мирная Монгольская империя под властью династии Юань. Монгольский политеизм был терпим к христианской религии и приветствовал иностранных божеств в свой пантеон. Никколо, Маттео и Марко Поло совершили два путешествия в 1260 и 1271 годах, а в 1294 году миссионер Иоанн Монте-Корвино совершил аналогичное путешествие для папы Николая IV . Благодаря этим и другим путешественникам информация о Дальнем Востоке начала распространяться в Европе. [5] [6]
Нет никаких доказательств того, что Одорич имел какие-либо дипломатические обязанности во время своего путешествия. Он был мотивирован проповедовать Евангелие и, возможно, удовлетворить свое собственное любопытство. В первой главе своей хроники он заявляет: «По своему желанию я пересек море и посетил страны неверующих, чтобы собрать урожай душ». [7]
Путешествие в Китай
[ редактировать ]Где-то после 1318 года Одорих покинул Венецию, чтобы начать свое многолетнее путешествие по Азии. [4] Во введении к своему путевому журналу Одорик говорит, что он отправился в качестве миссионера и никогда не упоминает о каких-либо других должностях, таких как посол или эмиссар. Не обнаружено никаких записей, указывающих на то, был ли он послан какой-то церковной властью или просто получил разрешение совершить путешествие по своему выбору. [8] [9]
Хронологических сведений о точной последовательности и продолжительности остановок в его путешествии мало. Его повествование и другие свидетельства говорят нам только о том, что он был в западной Индии вскоре после 1321 года (вполне вероятно, в 1322 году) и что он провел три года в Китае между началом 1323 года и концом 1328 года. [10] По пути он давал краткие описания каждого места, которое он посетил, подчеркивая различные культурные, религиозные и социальные особенности. [4]
По крайней мере, на протяжении части путешествия спутником Одорика был монах Иаков Ирландский , который помогал на похоронах Одорика и впоследствии получил оплату в размере двух марок от города Удине, записанную латинскими обозначениями, Socio beati Fratris Odorici, amore Dei et Odorici («спутник блаженного брата Одорика, из любви к Богу и Одорику»). [11]
Из Венеции он сначала отправился в Константинополь, а затем переправился через Черное море в Трапезунд. Из Трапезунда он отправился на юго-восток по караванному пути в Эрзерум, Тебриз и Солтанию. Вполне вероятно, что он провел время в францисканских монастырях, основанных в этих городах. Из Солтании его путешествия становятся несколько запутанными. Кажется, он странствовал по Персии и Месопотамии, посетив Кашан , Йезд , Персеполь и Багдад . Из Багдада он проследовал вдоль Персидского залива и в Ормузе отправился в Индию. [12] [13]
Одорих высадился на индийском побережье в Тане , где Фома Толентино и трое его товарищей-францисканцев недавно были замучены за « кохульство » Мухаммеда перед местным судьей или кади . Их останки были захоронены Джорданом Северакским , доминиканским миссионером. Одорих рассказывает, что он нашел эти реликвии и взял их с собой в свои дальнейшие путешествия. Из Таны он отправился вдоль побережья Малабара , остановившись в Кодунгаллуре и Квилоне . Оттуда он обогнул южную оконечность Индии и поднялся вдоль юго-западного побережья , где посетил храм Апостола Фомы , который, по преданию, находится недалеко от Ченнаи . [14] [15]
Из Индии Одорик на джонке отплыл на север Суматры, Яву и Борнео, где стал первым европейцем, зафиксировавшим посещение острова. [2] В этот момент его путешествие становится несколько запутанным и неясно, записано ли оно в правильном хронологическом порядке. Посетив Чампу, древнее королевство во Вьетнаме, Одорик рассказывает, что он отправился на Никобарские острова , а затем на Цейлон . После Цейлона Одорик пишет о Дондине, острове, который некоторые историки связывают с Андаманскими островами , в то время как другие считают его полностью вымышленным. [15] [16]
Затем он отправился в Гуанчжоу (который он знал как «Чин-Калан» или «Махачин»). Из Гуанчжоу он отправился по суше в большой порт «Зайтон» (возможно, Цюаньчжоу ), где находились два дома его ордена. В одном из них он поместил останки мучеников Тана. Письмо епископа Андреа да Перуджа, датированное 1326 годом, подтверждает их получение.
Из Фучжоу Одорич направился через горы в Чжэцзян и посетил Ханчжоу («Кансай»). В то время это был один из величайших городов мира, и Одорих, как и Марко Поло , Мариньолли и Ибн Батута , подробно описывает его великолепие. Он упоминает Ханчжоу как «больший город, чем любой другой в мире, его окружность составляет 100 миль, и повсюду внутри него населены; часто в доме проживает 10 или 12 семей. В городе двенадцать ворот, и у каждых ворот на расстоянии примерно восьми миль расположены города, Венеция или Падуя ». [17] Пройдя на север через Нанкин и переправившись через Янцзы , Одорик двинулся по Большому каналу и отправился в имперский город Великого хана (вероятно, Есун Темур-хана ) в Ханбалыке (на территории современного Пекина ). Он оставался там три года, вероятно, с 1324 по 1327 год. Он был приписан, без сомнения, к одной из церквей, основанных францисканским архиепископом Иоанном Монте-Корвино , находившимся в это время в глубокой старости. [18] Он также посетил Янчжоу , где Марко Поло три года занимал пост губернатора. [19]
После трех лет в Ханбалыке Одорик решил вернуться в Европу, возможно, в ответ на просьбу императора о дополнительных миссионерах. [20] Его обратный путь описан менее четко. Путешествуя по суше через Азию, он прошел через то, что он назвал царством пресвитера Иоанна (возможно, Монголией ), а затем через «Кансан» (возможно, Шэньси ).Некоторые комментаторы предполагают, что он, возможно, был первым европейцем, достигшим Тибета. [18] но ряд современных ученых оспаривают эту интерпретацию. [2] Далее монах, вероятно, проследовал через Кашмир, Афганистан, Персию, Армению и Трапезунд, где, возможно, сел на корабль домой в Венецию. [20]
Вернуться во Фриули
[ редактировать ]Одорих добрался до дома где-то в конце 1329 или начале 1330 года. После более чем десятилетнего путешествия он проехал около 50 000 километров. [20] Вскоре после своего возвращения Одорих находился в доме своего Ордена, прикрепленном к монастырю Св. Антония в Падуе , и именно там в мае 1330 года он рассказал историю своих путешествий, которая была записана на простой латыни монахом Вильгельмом Соланьским. [10]
Считается, что из Падуи он направился в Пизу, чтобы сесть на корабль папского двора в Авиньоне, где он хотел сообщить о делах церкви на Дальнем Востоке и запросить рекрутов для миссий в Катае. Однако в Пизе он заболел и вернулся домой во Фриули, где и умер 14 января 1331 года. [21]
Монахи монастыря собирались в тот же день похоронить его конфиденциально, но когда об этом стало известно в городе, вмешался Конрад Бернардиджи, главный магистрат Удине, очень уважавший Одориха, и назначил на следующий день торжественные похороны. день. Слухи о его путешествиях и посмертных чудесах, приписываемых Одорику, быстро распространились среди населения. Церемонию приходилось откладывать не раз, и наконец она состоялась в присутствии патриарха Аквилеи и многих местных сановников. [22]
По мере того как общественное почитание Одорика росло, патриарх приказал перенести тело монаха в каменную гробницу, заказанную и оплаченную общиной Удине и созданную венецианским художником Филиппо де Санктисом. Одорич был помещен в церковь Сан-Франческо, а посвященная ему часовня была расписана в пятнадцатом веке фресками с эпизодами его путешествия и его чудес. Гробница была удалена из-за венецианских репрессий (1769 г.) и после некоторых скитаний была помещена в церковь Сан-Мария-дель-Кармине, где ее и можно найти до сих пор. [4]
Современная известность его путешествий
[ редактировать ]Народное одобрение сделало Одериха объектом поклонения, муниципалитет воздвиг благородную святыню для его тела, а его слава как святого и путешественника распространилась повсюду еще до середины века, но только четыре столетия спустя (1755 г.) папская власть официально санкционировала его беатификацию . Бюст Одорика был установлен в Порденоне в 1881 году. [10]
В книге есть несколько отрывков, которые характеризуют Одорика как настоящего и оригинального путешественника. Он первый европеец после Марко Поло, который отчетливо упоминает название Суматры . Каннибализм и общность жен, которые он приписывает некоторым жителям этого острова, несомненно , принадлежат ему или близко прилегающим островам. [23] Его описание саго на архипелаге не лишено ошибок, но это ошибки очевидца. [10]
Что касается Китая, то он упоминает Гуанчжоу под именем Сенсколам или Сенскалам (Чин-Калан) и описывает обычай ловли рыбы ручными бакланами , привычку чрезмерно отращивать ногти и сжимать женские ноги . свойственны ему среди путешественников того времени; Марко Поло опускает их все. [10] Одорич был тем, кто не только посетил многие страны, но и писал о них, чтобы поделиться своими знаниями с другими.
Беатификация
[ редактировать ]Тронутый многими чудесами, сотворенными на могиле Одориха, Папа Бенедикт XIV в 1755 году одобрил почитание блаженного Одориха. В 1881 году город Порденоне воздвиг великолепный памятник своему выдающемуся сыну.
Рукописи и опубликованные издания
[ редактировать ]Оригинальная рукопись повествования Одорика утеряна, но исследователи обнаружили по меньшей мере 117 копий, из них семьдесят девять на латыни, двадцать три на итальянском, восемь на французском, пять на французском языке.Немецкий, один на кастильском и один на валлийском. [24] У большинства копий нет названия, поэтому ученые по соглашению используют название Relatio . [25]
Работа широко читалась в Европе, а копии рукописей можно найти в библиотеках по всему континенту. Самый старый из сохранившихся текстов хранится в Ассизи , а еще три копии почти такой же давности можно найти в библиотеке Ватикана. [26] [27]
События, рассказанные Одориком после его возвращения в Италию, возможно, переписывались несколько раз. Самая распространенная версия была сделана Вильгельмом Соланьским, который во введении утверждает, что он записал диктовку Одориха, когда они были в Болонье в мае 1330 года. Другие сборники повествования были подготовлены на латыни или итальянском языке, и некоторые из них были очень разными. . [26]
Другая современная версия была сделана Генрихом Глатцем (Силезия), который сказал, что скопировал текст из версии, к которой он получил доступ в папской библиотеке в Авиньоне (вероятно, в 1331 году). [27] Каждый последующий составитель или переписчик изменял текст по своему усмотрению. Некоторые просто пытались улучшить исходную латинскую грамматику, в то время как другие добавляли детали или совершенно новые разделы. Например, в одной немецкой рукописи сравнения, которые Одорих часто проводил между китайскими и итальянскими городами, были заменены сравнениями с немецкими городами. Во Франции сравнивали с французскими городами и реками. В других версиях были добавлены истории о чудесах, приписываемых Одориху после его смерти, чтобы подкрепить аргументы в пользу его беатификации. [26]
Всестороннее исследование всех версий и их истории еще не проводилось. [26]
Повествование было впервые напечатано в Пезаро в 1513 году на языке, который Апостол Зенон (1668–1750) называет lingua inculta e rozza . [10]
Джованни Баттиста Рамузио впервые включает повествование Одорика во второй том второго издания (1574 г.) (итальянская версия), в котором даны две версии, любопытным образом отличающиеся друг от друга, но без каких-либо вступительных слов или объяснений. Другая (латинская) версия дана в Acta Sanctorum ( болландистском ) под 14 января. Любопытная дискуссия перед папским двором по поводу беатификации Одориха представляет собой своего рода синюю книгу, выпущенную ex typographia rev. camerae apostolicae (Рим, 1755 г.). Фридрих Кунсман из Мюнхена посвятил одну из своих статей повествованию Одорика ( Histor.-polit. Blätter von Phillips und Görres , vol. xxxvii, стр. 507–537). [10]
Некоторые издания Odoric:
- Джузеппе Венни , Историческая похвала деяниям блаженного Одорико (Венеция, 1761 г.)
- Генри Юл в «Китае и пути туда» , том. я. стр. 1–162, том. ii. приложение, стр. 1–42 (Лондон, 1866 г.), Общество Хаклюйта .
- Анри Кордье , Путешествия... брата Одорика... (Париж, 1891 г.) (издание старофранцузской версии ок. 1350 г.). Доступно в Интернет-архиве.
- Теофило Доменичелли , Над жизнью и путешествиями блаженного Одорико да Порденоне из ордена младших (Прато, 1881 г.) (включает латинский и итальянский текст) ( доступно в Интернет-архиве )
- текст, включенный во « Всеобщую историю францисканских миссий » Марчеллино да Чивецца , iii. 739-781
- текст, включенный в » Ричарда Хаклюта ( «Основные навигации 1599 г.), ii. 39-67.
- Иоанн Виктринг ( Johannes Victoriensis ) в Fontes rerum Germanicarum , изд. Дж. Ф. Бёмер
- Люк Уоддинг , Annales Minorum, 1331 г. н.э. , т. VII. стр. 123–126
- Варфоломей Ринонико , Opus conformitatum... Б. Франциски... , кн. я. пар. ii. конф. 8 (л. 124 Милана, издание 1513 г.)
- Иоанн Винтертурский в Эккарде , Corpus Historicalum mediævi aevi , vol. я. столбцы. 1894-1897, особенно 1894 г.
- Ч.Р. Бизли , «Рассвет современной географии» , iii. 250-287, 548-549, 554, 565-566, 612-613. [10]
Наследие
[ редактировать ]малая планета 4637 Одорико . В его честь названа [28]
См. также
[ редактировать ]- Хронология освоения Азии европейцами
- Европейцы в средневековом Китае
- Римский католицизм в Китае
- Джон Монтекорвино
- Раббан Бар Саума
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также известный как Одорико , Одорикус или Одорико Богемский.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хиггинс 1997 , стр. 2, 9, 10.
- ^ Jump up to: а б с Хогего 2003 .
- ^ Кьеза 2002 , стр. 5–6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Заказал в 2013 году .
- ^ Jump up to: а б Церковь 2002 , стр. 17–22.
- ^ Маркизио 2016 , с. 43.
- ^ Кьеза 2002 , стр. 63–64.
- ^ Кьеза 2002 , стр. 13–14.
- ^ О'Доэрти 2006 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Юл и Бизли, 1911 год .
- ^ Кьеза 2002 , с. 15.
- ^ Юль 1913 г. , с. 10.
- ^ Рахевильц 1971 , с. 179.
- ^ Кьеза 2002 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б О'Доэрти 2006 , с. 58–59.
- ^ Кьеза 2002 , с. 116.
- ^ Гернет 1962 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Пикантный 1911 год .
- ^ Кьеза 2002 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б с Брессан 1997 , стр. 9.
- ^ Юль 1913 г. , с. 12.
- ^ Юль 1913 г. , с. 13.
- ^ Сэр Генри Юл, изд. (1866). Катай и путь туда: сборник средневековых извещений о Китае, выпуск 36 . стр. 84–86.
- ^ Маркизио 2016 , с. 49.
- ^ Маркизио 2016 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д Церковь 2002 , стр. 50–53.
- ^ Jump up to: а б Брессан 1997 , с. 10.
- ^ Центр малых планет (4637), 1989 г., Коннектикут
Библиография
[ редактировать ]- Брессан, Л. (1997). «Одорих Порденонский (1265-1331). Его видение Китая и Юго-Восточной Азии и его вклад в отношения между Азией и Европой» . Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 70 (2 (273)): 1–23. ISSN 0126-7353 .
- Кэмерон, Найджел (1970). Варвары и мандарины: тринадцать веков западных путешественников в Китае . Нью-Йорк: Уокер/Уэзерхилл. стр. 107–120. ISBN 0802724035 .
- Кьеза, Паоло, изд. (2002). "Введение". Путешествие монаха Одорика . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 0802849636 .
- Даса, Джаганнатха Прасад (1982). Картины Пури: читракара и его работы . Атлантик-Хайлендс, Нью-Джерси: Humanities Press. ISBN 0-391-02577-5 . OCLC 8668302 .
- Герне, Жак (1962). Повседневная жизнь в Китае накануне монгольского нашествия, 1250-1276 гг . Стэнфорд, Калифорния, Издательство Стэнфордского университета. п. 31. ISBN 978-0-8047-0720-6 .
- Хиггинс, Иэн МакЛауд (1997). Написание Востока: «Путешествия» сэра Джона Мандевиля . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-3343-8 .
- Howgego, Раймонд Джон, изд. (2003). «Одорик Порденоне». Энциклопедия исследований до 1800 года . Дом Хордерна. ISBN 1875567364 .
- Маркизио, Анналия (2016). «Много версий, одно издание. Путешествие Одорико да Порденоне в Китай» . Журнал средневековой латыни . 26 : 43–76. ISSN 0778-9750 .
- Масперо, Г., и Типс, WEJ (2002). Королевство Чампа: история вымершей вьетнамской культуры. Бангкок, Таиланд: White Lotus Press.
- Миттер, Парта (1977). Много оклеветанных монстров: история европейской реакции на индийское искусство . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-817336-9 . ОСЛК 3741251 .
- Мул, AC (1920). «Жизнь Одорика Порденоне» . Тунг Пао . 20 (3/4): 275–290. ISSN 0082-5433 .
- О'Доэрти, Марианна (2006). Свидетельства очевидцев «Индии» на Западе позднего средневековья: чтение, прием и повторное использование (ок. 1300–1500) (PDF) (докторская диссертация). Университет Лидса.
- Рахевильц, Игорь де (1971). Папские посланники к великим ханам . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-0770-1 .
- Старза, ОМ (1993). Храм Джаганнатхи в Пури: его архитектура, искусство и культ . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 90-04-09673-6 . ОСЛК 26635087 .
- Тилатти, Андреа (2013). «Одорико из Порденоне» . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Институт Треканни.
- Юл, Генри (1913). Катай и путь туда . Том. 2. Лондон: Общество Хаклюйта.
- «Хабиг изд., Марион, «Блаженный Одорик Матиусси из Порденоне», Францисканская книга святых , Francisco Herald Press, 1959» . Архивировано из оригинала 28 мая 2013 г. Проверено 27 марта 2013 г.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Хартиг, Отто (1911). « Одорик Порденоне ». Католическая энциклопедия . Том. 12.
- свободном доступе : Юл, Генри ; Бизли, Чарльз Рэймонд (1911). « Одорик ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 10. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Популярные переводы
[ редактировать ]- Одорик из Порденоне, перевод сэра Генри Юла, введение Паоло Кьезы, Путешествия монаха Одорика: Журнал 14-го века блаженного Одорика из Порденоне , Эрдманс (15 декабря 2001 г.), твердый переплет, 174 страницы, ISBN 0802849636 ISBN 978-0802849632 . Сканируйте на Archive.org .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Скотт, Уильям Генри (1984). Доиспанские исходные материалы для изучения истории Филиппин . Издательство «Новый день». стр. 81–82. ISBN 978-971-10-0226-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Путешествие блаженного odoricl da vdine (Одорические путешествия) (1583 г.) в переводе на итальянский язык Джованни Баттиста Рамузио.
- 1280 рождений
- 1331 смерть
- Люди из Порденоне
- Исследователи 14 века
- Итальянские писатели XIV века.
- Итальянские монахи Младшие
- Итальянские римско-католические священники XIV века
- Францисканские миссионеры
- Итальянские римско-католические миссионеры
- Итальянские исследователи
- Исследователи Азии
- Исследователи Китая
- Исследователи Индии
- Средневековые писатели-путешественники
- Римско-католические миссионеры в Китае
- Римско-католические миссионеры в Тибете
- Римско-католические миссионеры в Индии
- Францисканские беатифицированные люди
- Итальянские блаженные люди
- 14 век в Китае.
- 14 век в Индии
- Захоронения в провинции Удине